ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-494/2022 от 12.04.2022 Кинельского районного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2022 года город Кинель

Кинельский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.

при секретаре АБРОСИМОВОЙ К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле

гражданское дело № 2-494 по иску Мелешко Н. М. к Администрации муниципального района Кинельский Самарской области, Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании частично недействительными сведения о местоположении границ земельного участка, об установлении границы земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

Мелешко Н.М. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения в порядке ст.39 ГПК РФ) к Администрации муниципального района Кинельский Самарской области, Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании частично недействительными сведения о местоположении границ земельного участка, об установлении границы земельного участка.

В судебное заседание истец Мелешко Н.М. и её представитель Страхова И.В., действующая на основании доверенности, не явились, хотя были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.

В материалах дела имеется заявление представителя истца Мелешко Н.М.Страховой И.В. о рассмотрении дела в их отсутствии.

Из искового заявления (уточненного) Мелешко Н.М. следует, что решением исполнительного комитета Кинельского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГФИО1 из земель запаса был предоставлен в собственность земельный участок общей площадью 0,7 га, из них 0,7 га не покрытых лесом земель, в собственность бесплатно, расположенных в Советском лесничестве, квартал 67 для организации крестьянского (фермерского) хозяйства растениеводческого направления. Этим же решением главой крестьянского (фермерского) хозяйства утвержден ФИО1, членами хозяйства: ФИО2, Мелешко Н.М., ФИО3. В подтверждение предоставления указанного земельного участка в собственность ФИО1 был выдан Государственный акт на право собственности на землю, а также Свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ. В Государственном акте на право собственности на землю имеется план границ выделенного в собственность ФИО1 земельного участка площадью 0,7 га и описание смежных земельных участков. ДД.ММ.ГГГГФИО1 умер. После его смерти открылось наследство. Наследником, принявшим наследство после смерти своего отца, является истица Мелешко Н.М., по заявлению которой ДД.ММ.ГГГГ нотариусом было заведено наследственное дело . При жизни ФИО1 составил завещание от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому все свое имущество он завещал Мелешко Н.М.. Истица вступила в наследство, в том числе, и на спорный земельный участок. Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный с присвоением кадастрового номера , категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вида разрешенного использования: для организации крестьянского (фермерского) хозяйства и адреса: <адрес> Право собственности Мелешко Н.М. на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. Для внесения в ЕГРН сведений о границах принадлежащего ей земельного участка Мелешко Н.М. обратилась к кадастровому инженеру, который подготовил межевой план по уточнению местоположения границ и площади земельного участка. Данный межевой план был сдан истицей в орган регистрации прав, который уведомлением об ДД.ММ.ГГГГ, сообщил о приостановлении государственного кадастрового учета на том основании, что границы уточняемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером , площадь пересечения 7000,56 кв.м., а также в связи с тем, что конфигурация учитываемого земельного участка по материалам Государственного акта на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ отличается от конфигурации, представленной в межевом плане. Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером его площадь составляет 4340000 кв.м., категория земель: земли лесного фона, сведения о видах разрешенного использования отсутствуют, адрес участка: <адрес> Из Плана совмещения границ земельных участков с кадастровыми номерами и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок истицы полностью входит в границы земельного участка, отнесенного к землям лесного фонда. Вместе с тем, в соответствии с ч.10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. При подготовке межевого плана кадастровым инженером в качестве графических материалов использовался Государственный акт на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, определяющий местоположение границ земельного участка при его образовании. При этом кадастровый инженер пришел к выводу, что конфигурация земельного участка и местоположение границ, отраженные в Государственном акте на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, отличаются от фактической конфигурации земельного участка. Однако границы земельного участка, предоставленного ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ году для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, никогда не изменялись. На земельном участке КФХ «<данные изъяты>» занималось пчеловодством, на нем располагалась пасека. Земельный участок по всему периметру имел проволочное ограждение. Расхождения в конфигурации земельного участка истицы носят незначительный характер, в то же время земельный участок находится в том же самом месте, где и был изначально сформирован и предоставлен для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Его местоположение нашло свое отражение и в плане земельного участка с кадастровым номером сведения о котором содержатся в выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. В составе межевого плана на земельный участок с кадастровым номером имеется заключение кадастрового инженера, в котором кадастровый инженер пришел к выводу о том, что данный земельный участок площадью 7000 кв.м. существует на местности более 15 лет, а различие в конфигурации обусловлено сложившейся ранее ситуацией на местности и прохождением природных объектов. При этом границы земельного участка согласованы в соответствии с требованиями действующего законодательства. Таким образом, представленная в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ конфигурация земельного участка с кадастровым номером и площадью 7000 кв.м. не нарушает чьих-либо прав и законных интересов. Выявленное органом регистрации прав пересечение границ земельного участка истицы с границами земельного участка с кадастровым номером является реестровой ошибкой, допущенной при внесении в кадастр недвижимости сведений о местоположении границ данного земельного участка. Как следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером впервые сведения о нем были внесены в кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. Однако на данный момент уже был образован и существовал на местности земельный участок площадью 7000 кв.м., сформированный и переданный в собственность ФИО1 на основании решения исполнительного комитета Кинельского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области от 17.04.1991 г. № 74 «О предоставлении земельного участка гр-ну ФИО1 для организации крестьянского (фермерского) хозяйства «ФИО1». В соответствии с ч. 1 ст. 60.2 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка. Согласно ч. 3 ст.60.2 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в случае, предусмотренном ч.1 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок. Поскольку земельный участок истицы был сформирован до внесения в ЕГРН сведений о лесном участке с кадастровым номером и права на него возникли у наследодателя истицы ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ, то в отношении земельного участка истицы с кадастровым номером площадью 7000 кв.м. подлежат уточнению его границы в соответствии с описанием, содержащимся в межевом плане, представленном истицей вместе с заявлением о государственном кадастровом учете. Одновременно с этим подлежат изменению описание местоположения границ и площадь лесного участка, в границах которого выявлено пересечение с земельным участком с кадастровым номером , принадлежащим истице на праве собственности. В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Поэтому просит: 1) признать частично недействительными сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером площадью 4340000 кв.м., категория земель: земли лесного фона, расположенного по адресу: <адрес>; 2) установить границы земельного участка с кадастровым номером площадью 7000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах характерных точек со следующими значениями: <данные изъяты> 3) внести в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка с кадастровым номером площадью 7000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, содержащимся в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Администрации муниципального района Кинельский Самарской области в судебное заседание не явился, хотя ответчик был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела. В материалах дела имеется заявление за подписью представителя Администрации муниципального района Кинельский Самарской области Кузнецовой Н.М. о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации.

Представитель ответчика Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание не явился, хотя ответчик был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.

В материалах дела имеется отзыв Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области из которого следует, что Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно данным государственного лесного реестра, испрашиваемый Мелешко Н.М. участок относится к землям лесного фонда и находится в квартале 67 Советского участкового лесничества Кинельского лесничества. В соответствии с п.4 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (Рослесхоз). Территориальным подразделением Рослесхоза в Приволжском федеральном округе является Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, который в соответствии с п.2.1. ч.7 Положения о Департаменте лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.06.2015 №203 осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений. Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Органы государственной власти от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде. На основании Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации. Согласно п.п.6,7 ст.4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ), сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды). Истцом не представлено доказательств о соблюдении указанных условий одновременно. Указанные выводы подтверждены решением Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2020 по делу №А55-34436/2019 (оставлено без изменения апелляционной и кассационной инстанциями), решением Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2020 по делу А55- 21392/2018. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает три основных способа устранения противоречий сведений ЕГРН и ГЛР: в порядке уточнения границ участка, не являющегося согласно сведениям ЕГРН лесным участком; в ходе устранения реестровой ошибки; посредством снятия с государственного кадастрового учета лесных участков, сведения о которых совпадают со сведениями ЕГРН об иных лесных участках. Каждый из этих способов зависит от наличия определенных обстоятельств и не может быть выбран произвольно кем-либо, в том числе заявителем (Письмо Минэкономразвития России от 15.09.2017 № 26268-ВА/Д23и «О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ»). Так, согласно 4.11 ст.60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» подлежит снятию с государственного кадастрового учета лесной участок, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, с одновременной государственной регистрацией прекращения права, ограничения права на него, обременения лесного участка, если в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на иные земельные участки, указанные в частях 1 и 2 статьи 60.2 Закона №218-ФЗ, или устранения реестровой ошибки в отношении земельных участков, указанных в частях 4, 5 и 9 статьи 60.2 Закона №218-ФЗ, будет установлено, что лесной участок находится в пределах границ иных земельных участков или сведения о его площади совпадают со сведениями о площади иного земельного участка на девяносто пять и более процентов. Снятие с учета указанного лесного участка и (или) государственная регистрация прекращения права, ограничения права на него, обременения лесного участка органом регистрации прав осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией прав на иные земельные участки, указанные в частях 1 и 2 статьи 60.2 Закона №218-ФЗ, на основании заявления и документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, или при устранении реестровой ошибки в отношении земельных участков, указанных в частях 4, 5 и 9 статьи 60.2 Закона №218-ФЗ. Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании Приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» (в ред. Приказов Минприроды России от 14.12.2017 № 671, от 15.01.2019 № 10). Согласно указанному приказу, документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются следующие Акты: Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (Форма 1). Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (Форма 2). Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3). Формы актов приложены к приказу. Акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются не позднее месяца с момента поступления первичной документации, перечень которой утвержден приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496 (зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 2013 г., регистрационный № 30979), и форм ведения государственного лесного реестра, утвержденных приказом Минприроды России от 6 октября 2016 г. № 514 (зарегистрирован в Минюсте России 26 октября 2016 г., регистрационный №44145). Согласно Письма Рослесхоза от 27.02.2015 № ПК-06-54/1869 «О применении приказа № 496», Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (далее - ГЛР) (форма 1, п. 3.1 приказа) составляется при поступлении первичных документов, подтверждающих проведение лесоустройства на территории лесничества (участкового лесничества) или лесного участка. Остальная информация является производной от материалов лесоустройства и направлена на изменение первоначально внесенной информации, поэтому при поступлении иных первичных документов составляется Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (форма 2, п. 3.2 приказа). К акту прикладываются подлинники первичных документов, и впоследствии акты группируются по участковым лесничествам и видам первичной документации. На основании п.п. 12, 13 Приказа Минприроды России от 15.01.2019 № 10 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра и внесении изменений в Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденные приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496», изменение документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, в случаях: выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию; обнаружения ошибки уполномоченным органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, поступления в указанный уполномоченный орган заявления об ошибке от лиц и органов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу. Несоблюдение указанной процедуры является основанием для отказа в удовлетворении требований (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.05.2019 № Ф04- 1212/2019 по делу № А75-5766/2018, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.10.2018 № Ф02-4491/2018 по делу № А19-22859/2017). Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Запись о праве собственности Российской Федерации сделана ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство Серия . Как следует из публичной кадастровой карты, право земельный участок с кадастровым номером адрес объекта: <адрес>, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ. Право Российской Федерации на указанный участок никем не оспорено и возникло ранее, чем право собственности Истца. Нормы Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», о так называемой «лесной амнистии» говорят о приоритете прав сведений Единого государственного реестра недвижимости и правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов. Согласно ч.3 ст. 14 Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ. Как указал Арбитражный суд Поволжского округа от 29.01.2019 по делу №А55-5320/2018: «Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности. Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда». Арбитражным судом Поволжского округа в Постановлении от 02.02.2021 по делу № А55- 23153/2019 в отношении участка, расположенного в квартале 67 Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества сделан следующий вывод: «способом защиты гражданских прав является, в том числе, неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления противоречащего закону (статья 12 ГК РФ). В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 № 37-П указано, что положения абзаца тринадцатого статьи 12 ГК РФ и части 2 статьи 13 АПК РФ в системе действующего правового регулирования предусматривают обязанность арбитражного суда, рассматривающего гражданское дело, проверить нормативный правовой акт, подлежащий применению в данном гражданском деле (включая утративший юридическую силу), на соответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в том числе, если о противоречии между ними заявляет лицо, участвующее в деле. Сам факт включения участков, с нарушением установленного законом порядка, в границы населенного пункта, не может исключать их отнесения к землям лесного фонда, поскольку в этом случае при разрешении спора в арбитражном суде, нормативный акт об утверждении генерального плана не подлежал применению». Аналогичные выводы сделаны Арбитражным судом Поволжского округа в Постановлении от 02.02.2021 по делу №А5 5-24934/2019, по делу №А55-29728/2019 и делу №А55-31989/2019. Границы земель лесного фонда определены в соответствии с действующим законодательством - материалами лесоустройства (копия выкопировки из планшета, таксационное описание, свидетельство прилагаются к материалам дела и представлены министерством в составе отзыва). Таким образом, министерством представлен полный перечень доказательств, предусмотренных законодательством, подтверждающих наложение испрашиваемого участка на участок лесного фонда. Таким образом, оснований для исключения из государственного лесного реестра земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, не имеется. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) собственности на землю не предусматривал. Согласно ст. 11 Конституции СССР, граждане были вправе иметь земельные участки в пожизненном наследуемом владении, а также в пользовании для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства и других целей, предусмотренных законом. В соответствии с Лесным кодексом РСФСР 1978г., Лесным кодексом Российской Федерации 1997г., Лесным кодексом Российской Федерации 2006 г. все леса находятся в собственности у государства. В соответствии с п.1, ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В настоящее время вопросы перевода земель из одной категории в другую регулируются ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, в п.1 которой, в частности, установлено, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации. Участок из категории земель лесного фонда не переводился. Неправомерное изменение категории земель лесного фонда на иную категорию, не может являться основанием для лишения Российской Федерации указанного участка. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.06.2013 по делу № А17-2122/2012, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.07.2018 № Ф08-4173/2018 по делу N А32-25707/2016). В случае наличия законных прав истца на указанные участки они были бы отражены при проведении лесоустройства. Включение участка в состав земель лесного фонда означает, что подтвержденные действительные права на участки в указанных границах у истца отсутствуют. Изготовление межевого плана на участок не свидетельствует о его выбытии из состава земель лесного фонда. Использование участка лесного фонда для организации крестьянского (фермерского) хозяйства растениеводческого направления не означает утрату его статуса как участка лесного фонда. Кроме того, считаем необходимым отметить следующее. Согласно п. 4.14. Приказа МЧС России от 24.04.2013 № 288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (вместе с «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»), противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м. Таким образом, в целях защиты лесов от пожаров и недопущения распространения огня на населенные пункты должны обеспечиваться расстояния от земель лесного фонда до участков, находящихся в собственности физических и юридических лиц. На основании изложенного, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области просит в удовлетворении требований Мелешко Н.М. отказать.

Представители третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Самарской области и Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу в судебное заседание не явились, хотя были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.

В материалах дела имеются отзыв Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, из которого следует, что лесной фонд ввиду, его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 № 238-0-0. Согласно от. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В силу части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации в Российской Федерации по целевому назначению земли подразделяются на категории, в том числе, земли населенных пунктов, земли лесного фонда. Согласно ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) п предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Лесным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством. В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации и ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В силу ст.17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона. Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (ч. 3 ст. 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации). В соответствии со ст.ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации на территориях лесничеств в обязательном порядке проводится лесоустройство, которое включает в себя, в том числе таксацию лесных участков (пп. 4 ч. 1 ст. 68). В силу ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, отнесенные к соответствующей категории должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте (ч. 5 ст. 27 ЗК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власт и (ч. 2.1 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации). В соответствии с ч. 9 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра. В силу ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений, в том числе функции по ведению государственного лесного реестра, является Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации» (ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации). В силу ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, отнесенные к соответствующей категории должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных названным Законом, сведений о недвижимом имуществе. Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации и ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 4.2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Местоположение границ земельною участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 7 ст. 38 Закона № 221-ФЗ, ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом № 218 сведений об объектах недвижимости (ч. 7 ст. 1 Закона № 218-ФЗ). В силу п. 3 ч. 4 ст. 8 Закона № 218 в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе, описание местоположения объекта недвижимости. Кадастровый учет позволяет установить местоположение земельного участка, границу, площадь, исключить наложение его границ, предотвратить, или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования. Порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН, урегулирован ст. 61 Закона № 218- ФЗ, в ч. 3 которой установлено, что под реестровой ошибкой понимается воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным Федеральным законом. Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего и законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (ч. 4 ст. 61 Закона № 218-ФЗ). Согласно ч. 3 ст. 61 Закона № 218-ФЗ исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке: осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости; внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке; внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.

Изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Мелешко Н.М. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.

Конституция Российской Федерации закрепляет основное право граждан на землю - право частной собственности. Согласно Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу части 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу пункта 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В судебном заседании установлено, что решением исполнительного комитета Кинельского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области от 17 апреля 1991 года № 44 «О предоставлении земельного участка гр-ну ФИО1 для организации крестьянско-фермерского хозяйства «<данные изъяты>» ФИО1 из земель запаса был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок общей площадью 0,7 га, не покрытых лесом земель, расположенных в Советском лесничестве, кв.67, для организации фермерского хозяйства (л.д.175-176).

Пунктом 4 указанного решения предусмотрена выдача главе крестьянского (фермерского) хозяйства Государственного акта на право собственности на земельный участок и регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства «Долгушино».

На основании данного решения Долгушину М.М. выдан Государственный Акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей (л.д.182-183), а также ДД.ММ.ГГГГ выдано Свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей (л.д.187).

В силу части 2 статьи 30 Земельного кодекса РСФСР (действовавшего на момент выдачи правоудостоверяющих документов на земельный участок) право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР.

В силу статьи 32 Земельного кодекса РСФСР (действовавшей до 24.12.1993 года), приступать к использованию земельных участков разрешается после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды. Местный Совет народных депутатов может разрешить приступать к использованию земельных участков для сельскохозяйственных целей до выдачи указанных документов при условии указания границ земельного участка в натуре (на местности) с вручением чертежа (плана) земельного участка.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» утверждены формы государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан (форма № 1), предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (форма № 2).

Согласно приложению № 2 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493, в государственном акте на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей указывалось на предоставление названному в нем собственнику, владельцу или пользователю земельного участка соответствующего размера в границах, указанных на чертеже. Последний прилагался к государственному акту.

В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, в частности, государственные акты на право пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по форме, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей».

Таким образом, из смысла указанных правовых норм в их взаимосвязи следует, что именно государственный акт на право собственности на землю, имевший равную юридическую силу с записями в ЕГРН, является единственным доказательством существования такого права на земельный участок, размер и границы которого должны были быть указаны в чертеже, прилагаемом к Государственному Акту.

Государственный Акт на право собственности на землю, выданный Долгушину М.М., соответствует форме Государственного акта (форма № 2), утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493, для крестьянских (фермерских) хозяйств.

При этом, к Государственному Акту ФИО1 был выдан Чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании (л.д.184-185), в котором содержится также описание границ смежных землепользований. В соответствии с данным чертежом смежными землепользованиями являются земли Кинельского мехлесхоза (квартал 67 Советского лесничества), а также земли крестьянского (фермерского) хозяйства «Шкредово».

Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 7000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера . При этом дата присвоения кадастрового номера указана ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44), то есть дата предоставления ФИО1 в собственность бесплатно земельного участка. Данный земельный участок имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для организации крестьянского (фермерского) хозяйства».

Установлено, что Долгушин М.М. умер ДД.ММ.ГГГГ.

После его смерти было открыто наследственное дело и истцом Мелешко Н.М., как наследником по завещанию, ДД.ММ.ГГГГ было получено свидетельство о праве на наследство по завещанию на земельный участок площадью 7000 кв.м., с кадастровым номером , категория «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для организации крестьянского (фермерского) хозяйства», расположенный по адресу: <адрес> (л.д.71).

Из выданного ДД.ММ.ГГГГ нотариусом свидетельство о праве на наследство по завещанию на имя Мелешко Н.М., в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 7000 кв.м., категория «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для организации крестьянского (фермерского) хозяйства», следует, что данный земельной участок принадлежал наследодателю ФИО1 на основании Решения исполнительного комитета Кинельского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГ, Свидетельства на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ.

Право собственности Мелешко Н.М. на указанный выше земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44-46).

Право собственности Мелешко Н.М. на земельный участок никем не оспорено.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером , граница данного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Из материалов дела следует, что Мелешко Н.М. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственном кадастровом учёте земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, предоставив вместе с заявлением межевой план от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из уведомления Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ осуществление действий по государственному кадастровому учёту объекта недвижимости – земельного участка, принадлежащего на праве собственности Мелешко Н.М., было приостановлено.

При этом, приостанавливая государственный кадастровый учёт объекта недвижимости, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области сослалось на то, что границы уточняемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером , площадь пересечения составляет 7000,56 кв.м., а также на то, что конфигурация уточняемого земельного участка по материалам государственного акта, отличается от конфигурации, предоставленной в межевом плане (л.д.204-205).

Из материалов дела следует, что со ДД.ММ.ГГГГ на кадастровом учете стоит земельный участок с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.161).

Согласно данной выписке категории земель данного земельного участка «земли лесного фонда».

Несмотря на то, что сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером отсутствуют, что следует из Уведомления Управления Росреестра по Самарской области, (л.д.162), однако в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно плану совмещения границ земельных участков с кадастровым номером и кадастровым номером (площадь декларированная) земельный участок с кадастровым номером , собственником которого является истец Мелешко Н.М., полностью находятся в границах земельного участка с кадастровым номером , категория которого установлена как земли лесного фонда.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером располагается в границах земельного участка лесного фонда.

Между тем, данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о признании частично недействительными сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером в части наложения его на границы земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности истцу в силу следующего.

Частью 1 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что, если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

Как уже указывалось выше, право собственности наследодателя ФИО1 на земельный участок возникло в ДД.ММ.ГГГГ году на основании Решения исполнительного комитета Кинельского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГ, и Свидетельства на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ, которое в силу части 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» имеет одинаковую юридическую силу с записями в Едином государственном реестре недвижимости.

При этом, из решения исполнительного комитета Кинельского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок был предоставлен именно на землях Кинельского мехлесхоза из земель запаса, не покрытых лесом.

При рассмотрении данного дела необходимо учитывать положения Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», который вступил в действие на момент рассмотрения настоящего дела.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель») предусмотрено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Как уже указывалось выше, земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, указанные выше обстоятельства являются основанием для удовлетворения исковых требований о признании частично недействительными сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером площадью 4340000 кв.м., категория земель: земли лесного фона, расположенного по адресу: <адрес>, в части наложения их на границы земельного участка с кадастровым номером .

Также подлежат удовлетворению исковые требования Мелешко Н.М. в части установления границ земельного участка с кадастровым номером .

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

В силу части 1 статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

В силу части 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии с частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 70 Требований к межевому плану, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

Как уже указывалось выше, с целью установления границ земельного участка с кадастровым номером кадастровым инженером были проведены кадастровые работы, подготовлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-70).

Из заключения кадастрового инженера, содержащегося в межевом плане, следует, что в качестве графических материалов использовался Государственный акт на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, определяющий местоположение границ земельного участка при его образовании.

Сравнивая конфигурация границ в Государственном акте и конфигурацию границ, полученную по результатам геосъемки, кадастровый инженер пришел к выводу о том, что фактическая конфигурация земельного участка, существующая на местности на сегодняшний день, относительно плана земельного участка изменилась, но в то же время подтверждает местоположение уточняемого участка более 15 лет. Отличие уточняемой конфигурации обусловлено сложившаяся ранее ситуация на местности в местоположении границ и прохождением природных объектов.

По результатам камеральной обработки полевых измерений фактическая площадь земельного участка составляет 7000 кв.м., что соответствует декларированной площади, таким образом, по заключению кадастрового инженера, земельный участок площадью 7.000 кв.м. существует более 15 лет.

Суд считает, что, несмотря на то, что фактическая конфигурация земельного участка отличается от конфигурации земельного участка, отраженной в чертеже, являющимся приложением к Государственному акту, однако суд считает, что такое расхождение является незначительным. При этом судом учитывается, что чертеж к Государственному акту, не содержит координат земельного участка, является лишь схематичным планом.

При этом, учитывая требования части 3 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предусматривающей, что границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до ДД.ММ.ГГГГ, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка, в связи с установлением границ земельного участка с кадастровым номером , подлежат внесению соответствующие изменения в границы земельного участка с кадастровым номером

Таким образом, суд считает, что исковые требования Мелешко Н.М. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Мелешко Н. М. удовлетворить.

Признать частично недействительными сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером площадью 4340000 кв.м., категория земель: земли лесного фона, расположенного по адресу: <адрес>.

Установить границы земельного участка с кадастровым номером площадью 7000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах характерных точек со следующими значениями: <данные изъяты>.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости изменений в описание местоположения границ и площади лесного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка с кадастровым номером площадью 7000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, содержащимся в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 19 апреля 2022 года.

председательствующий –