Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Калинина С.С.,
при секретаре судебного заседания Папуловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <.....> к ТНС об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
установил:
истец <.....> обратился в суд с иском к ответчику ТНС об истребовании имущества из чужого незаконного владения, указывая в обоснование заявленных исковых требований, что постановлением администрации <.....>№ от ДД.ММ.ГГГГТНС предоставлен в собственность (за плату) земельный участок площадью 1 650 кв.м (кадастровый №), расположенный по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства. Право собственности ТНС зарегистрировано в установленном законом порядке. Постановлениями главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» и от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении границ государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» на территории <адрес> создан природный парк регионального значения и утверждены его границы. В силу пунктов 1.2,1.3 Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утверждённого постановлением главы администрации <.....> от ДД.ММ.ГГГГ№, Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» является природоохранным, рекреационным государственным учреждением, территория которого имеет природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение, как особо ценное и целостное природно-территориальное образование, отличающееся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в существующих условиях видов растений и животных, ландшафтов, а также благоприятных условий для развития экологического туризма. Территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении <.....>. Природный парк расположен на территории <.....> в пределах границ согласно приложению. Приказом комитета охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий регионального и местного значений», утверждён Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения, в который вошла и территория Государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» площадью 151 806,39 га (пункт 1.1 Перечня). Согласно схеме и описанию границ, земельный участок с кадастровым №, площадью 1 650 кв. м, расположен в границах особо охраняемой природной территории ГУ «Природный парк Волго-Ахтубинская пойма», сведения о территориальной зоне которого внесены в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, администрация <адрес> на момент вынесения постановления № от ДД.ММ.ГГГГ не обладала полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровыми №, относящимся в силу закона к собственности <адрес>. Право собственности на земли особо охраняемой природной территории - природного парка регионального значения «Волго-Ахтубинская пойма» возникло у субъекта Российской Федерации - <адрес> в силу федерального закона, факт отсутствия государственной регистрации такого права на момент вынесения постановлений администрацией <адрес> в рассматриваемом случае не имеет правового значения. Просит суд истребовать из чужого незаконного владения ТНС в пользу <.....> земельный участок с кадастровым № площадью 1 650 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>; обязать ТНС вернуть <.....> по акту приёма-передачи земельный участок с кадастровым № площадью 1 650 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>; установить решение суда в качестве основания для исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности ТНС на земельный участок с кадастровым №.
В судебное заседание представитель истца <.....>, надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик ТНС, надлежаще изваещённая о времиени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, причин неявки суду не сообщила, возражений на иск не представила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.
Представитель третьего лица - администрации <.....>, надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Представитель третьего лица – <.....>, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежаще.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, находит исковые требования <.....> к ТНС об истребовании имущества из чужого незаконного владения, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу ч. 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех. которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу статьи 125 ГК РФ, от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Законом <.....> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД «О системе органов исполнительной власти <.....>», в систему органов исполнительной власти <.....> входят: Губернатор <.....>, Правительство <.....> и иные органы исполнительной власти <.....>, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу.
На основании ст. 2 Закона <.....> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД «О разграничении полномочий органов государственной власти <.....> в сфере регулирования земельных отношений», к полномочиям органов исполнительной власти <.....> в сфере регулирования земельных отношений в соответствии с их компетенцией относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в областной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством.
Согласно постановлению Администрации <.....> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О полномочиях органов исполнительной власти <.....> в сфере регулирования земельных отношений», осуществление методического и правового обеспечения процессов приватизации, управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности <.....> отнесено к полномочиям <.....>, в настоящее время комитет <.....> (постановление Губернатора <.....> от ДД.ММ.ГГГГ№).
Из Положения о <.....>, утвержденного постановлением Губернатора <.....> от ДД.ММ.ГГГГ№, следует, что комитет является органом исполнительной власти <.....>, уполномоченным в сфере имущественных и земельных отношений на территории <.....>, которое, в числе прочих функций, осуществляет управление и распоряжение имуществом и земельными участками, находящимися в собственности <.....>. Кроме того, комитет самостоятельно выступает в судах и иных органах от своего имени и от имени <.....> по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Таким образом, <.....> является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - <.....>, который уполномочен управлять и распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности <.....>, в том числе осуществлять действия по защите права собственности.
Право распоряжения своим имуществом принадлежит его собственнику, в соответствии со статьёй 209 Гражданского кодекса РФ.
Судом установлено, что постановлением администрации <.....>№ от ДД.ММ.ГГГГТНС предоставлен в собственность (за плату) земельный участок площадью 1 650 кв. м (кадастровый №), расположенный по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.
Право собственности ТНС зарегистрировано в установленном законом порядке.
Постановлениями главы администрации <.....> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» и от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении границ государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» на территории <.....> создан природный парк регионального значения и утверждены его границы.
В силу пунктов 1.2,1.3 Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утверждённого постановлением главы администрации <.....> от ДД.ММ.ГГГГ№, Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» является природоохранным, рекреационным государственным учреждением, территория которого имеет природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение, как особо ценное и целостное природно-территориальное образование, отличающееся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в существующих условиях видов растений и животных, ландшафтов, а также благоприятных условий для развития экологического туризма.
Территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении <.....>. Природный парк расположен на территории <.....> в пределах границ согласно приложению.
Приказом <.....> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий регионального и местного значений», утверждён Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения, в который вошла и территория Государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» площадью 151 806,39 га (пункт 1.1 Перечня).
Согласно схеме и описанию границ, земельный участок с кадастровым №, площадью 1 650 кв. м, расположен в границах особо охраняемой природной территории ГУ «Природный парк Волго-Ахтубинская пойма», сведения о территориальной зоне которого внесены в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, администрация <.....> на момент вынесения постановления № от ДД.ММ.ГГГГ не обладала полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым №, относящимся в силу закона к собственности <.....>.
Право собственности на земли особо охраняемой природной территории - природного парка регионального значения «Волго-Ахтубинская пойма» возникло у субъекта Российской Федерации - <.....> в силу федерального закона, факт отсутствия государственной регистрации такого права на момент вынесения постановления администрацией <.....> в рассматриваемом случае не имеет правового значения.
В соответствии с частью 1 статьи 95 ЗК РФ, к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе природных парков.
Территория природного парка имеет определённые границы, статус и режим использования особо охраняемой природной территории и земельных участков в её пределах, и, соответственно, на момент заключения оспариваемой сделки земельный участок был отнесён к землям особо охраняемых природных территорий. На основании части 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
По общему правилу, установленному части 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с частью 2 статьи 3.1. Закона №-Ф3, в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно части 1 статьи 18 ЗК РФ, в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу части 6 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 18 Закона № 33-ФЗ, природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Частью 1 статьи 7 Закона <.....> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД «Об особо охраняемых природных территориях <.....>» установлено, что особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью <.....> и находятся в ведении органов государственной власти <.....>.
В силу положений п. 1 ч. 5 ст. 27, ч. 1 ст. 95 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий, к которым относятся земли, в том числе природных парков.
Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий объектов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что <.....> распорядилась земельным участком, предоставив в собственность физическому лицу бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок с кадастровым №, в нарушение положений действующего на тот момент законодательства, а, также, не имея на то полномочий, поскольку спорные земельные участки являются собственностью <.....>.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
На основании ст. 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому это имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Согласно п. 34 Постановления Пленума Верховного суда № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения.
В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301,302 ГК РФ.
Пунктом 35 Постановления Пленума Верховного суда № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» установлено, что если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (ст.301,302 ГК РФ). Когда в такой ситуации предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, суду при рассмотрении дела следует иметь ввиду правила, установленные статьями 301, 302 ГК РФ.
Таким образом, спор об истребовании земельного участка с кадастровым №, право собственности на который зарегистрировано за ТНС, должен быть разрешен на основании ст. 302 ГК РФ, поскольку между истцом и ответчиком ТНС отсутствуют договорные отношения.
По смыслу п. 1 ст. 302 ГК РФ собственник в праве истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
В рассматриваемом случае, истец <.....> не выражал свою волю на отчуждение земельного участка. Земельный участок выбыл из владения истца помимо его воли, что в любом случае является основанием для его истребования.
Согласно п. 38 Постановления Пленума Верховного суда № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», приобретатель признается добросовестным, если докажет, что при совершении сделки он не знал и не должен был знать о неправомерности отчуждения имущества продавцом, в частности принял все разумные меры для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества. Ответчик может быть признан добросовестным приобретателе имущества при условии, что сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительности сделки во всем, за исключением того, что она совершена неправомочным отчуждателем.
Согласно ст. 168 ГК РФ в редакции, действующей на момент совершения сделок (заключения договоров купли-продажи), сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Заключённый между администрацией <.....> и ТНС, договор купли-продажи спорного земельного участка является ничтожным, поскольку не соответствует п. 1 ч. 5 ст. 27, ч. 1 ст. 95 ЗК РФ, п. 8, ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», и не может служить основанием возникновения права собственности у ответчика на спорный земельный участок (ст.166 ГК РФ).
Таким, образом, суд находит исковые требования <.....> к ТНС об истребовании имущества из чужого незаконного владения законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <.....> к ТНС об истребовании имущества из чужого незаконного владения – удовлетворить.
Истребовать из чужого незаконного владения ТНС в пользу <.....> земельный участок с кадастровым № площадью 1650 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.
Обязать ТНС вернуть <.....> по акту приёма-передачи земельный участок с кадастровым № площадью 1 650 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение суда является основанием для исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности ТНС на земельный участок с кадастровым №, площадью 1 650 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.
Судья С.С. Калинин
Справка: решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья С.С. Калинин