ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-495/20 от 03.06.2020 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-495/2020

73RS0003-01-2019-002929-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск 03 июня 2020 г.

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Земцовой О.Б.,

при секретаре Егоровой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а495/2020 по административному исковому заявлению и.о. прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по признанию имущества бесхозяйным, по признанию права муниципальной собственности на имущество,

УСТАНОВИЛ:

и.о. прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по признанию имущества бесхозяйным, по признанию права муниципальной собственности на имущество.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска проверки исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения установлено, что администрацией города Ульяновска допущены нарушения требований указанного законодательства, требующие применения прокурором полномочий по обращению в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц.

Пунктом 4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2013 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст.8 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе водопроводных канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Прокуратурой Железнодорожного района проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства и законодательства, регламентирующего организацию водоотведения в части надлежащего содержания канализационных сетей по проезду Нефтянников, а также ливневой канализации, расположенной в районе домов <адрес>, в ходе которой были выявлены нарушения требований действующего законодательства.

В ходе прокурорской проверки выявлен земельный участок, на который попадают жидкие бытовые отходы, площадью 16 кв.м., расположенный между участком проезжей части автомобильной дороги и промплощадкой предприятия по адресу: <адрес>, через который проходит 2 трубы напорной канализации диаметром 300 мм. Протяженность каждого трубопровода по указанным участкам составляет 951 м.

Причиной утечки жидких бытовых отходов послужил прорывы двух линий канализационного коллектора.

Указанные канализационные сети не содержатся в реестре муниципальной собственности г. Ульяновска, на балансе организаций осуществляющих эксплуатацию данных сетей, не состоят и фактически являются бесхозяйными.

Согласно лабораторных исследований, проведенных специалистами «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», в пробах почвы установлено превышение предельно допустимой концентрации нитратов. Указанные отходы относятся к IV классу опасности для окружающей среды. Тем самым допущено нарушение ст.ст.12, 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст.ст.1, 4, 34, 51 Закона № 7-ФЗ.

Кроме того, проведенной проверкой было установлено, что ливневая канализация от дороги <адрес>, проходящая через земельные участки с кадастровыми номерами , в районе домов <адрес> также не содержится в реестре муниципальной собственности г. Ульяновска и фактически является бесхозяйной. При этом в данную коммуникацию попадают неочищенные сточные воды из неустановленного источника, которые в дальнейшем выходят на поверхность вблизи домов <адрес>, попадая в р. Свияга.

В нарушение п.3 ст.225 ГК РФ, п.4 ч.1 ст.16 Закона № 131-ФЗ, п.1 ч.1 ст. 6, ч.5 ст.8 Закона № 416-ФЗ должностные лица администрации города мер по обращению в уполномоченный орган с заявлением о принятии вышеуказанной ливневой канализации и канализационных сетей водоотведения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества не осуществили, их передачу в эксплуатацию и на обслуживание не организовали.

В связи с отсутствием собственника вышеуказанных канализационных сетей и ливневой канализации они находятся в ненадлежащем состоянии и не соответствуют эксплуатационным требованиям: в ливневую канализацию допускается сброс неочищенных сточных вод, из канализационных сетей произошла утечка жидких отходов, что в конечном итоге ведет к нарушению права граждан на благоприятную окружающую среду.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию сетей водоотведения в виде двух труб напорной канализации диаметром 300 мм. и протяженностью 951 м. каждой, проходящих от границы земельного участка с кадастровым номером в районе <адрес> до приемной камеры ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал», расположенной на земельном участке с кадастровым номером , бесхозяйными.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные сети водоотведения в виде двух труб напорной канализации диаметром 300 мм. и протяженностью 951 м. каждой, проходящих от границы земельного участка с кадастровым номером в районе <адрес> до приемной камеры ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал», расположенной на земельном участке с кадастровым номером

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию сетей водоотведения в виде двух труб напорной канализации диаметром 300 мм. и протяженностью 951 м. каждой, проходящих от границы земельного участка с кадастровым номером в районе <адрес> до приемной камеры ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал», расположенной на земельном участке с кадастровым номером , бесхозяйными

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные сети водоотведения в виде двух труб напорной канализации диаметром 300 мм. и протяженностью 951 м. каждой, проходящих от границы земельного участка с кадастровым номером в районе <адрес> до приемной камеры ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал», расположенной на земельном участке с кадастровым номером

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию бесхозяйной ливневой канализации от дороги по проспекту Гая города Ульяновска напротив <адрес>, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: , в районе домов <адрес>.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйную ливневую канализацию от дороги <адрес>, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: , в районе домов <адрес>.

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию ливневой канализации от дороги <адрес>, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: , в районе домов <адрес> бесхозяйной.

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйную ливневую канализацию от дороги <адрес>, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: , в районе домов <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца - старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Морозов О.А. административный иск поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в нем.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «город Ульяновск» в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, также указано, что административные исковые требования администрация г. Ульяновска не признает в полном объеме по доводам, ранее изложенным представителем ответчика в судебных заседаниях. Из имеющегося в материалах дела отзыва администрации г. Ульяновска на административное исковое заявление, за подписью представителя ФИО1 следует, что в реестре муниципальной собственности отсутствуют спорные сети водоотведения и ливневая канализация.

В целях установления возможности включения данных объектов в реестр муниципального имущества проведено обследование указанных сетей.

Установлено, что канализационный коллектор по адресу: <адрес> построен и введен в эксплуатацию в 80-х годах для перекачки стоков от пивобезалкогольного комбината, арендатором которого в настоящее время является ООО «Завод Трехсосенский».

Единственным назначением указанного канализационного коллектора является транспортировка промышленных напорных сточных вод от данного предприятия. Транспортировка стоков осуществляется через канализационную насосную станцию, расположенную на территории завода.

Прием стоков от жилых домов либо социальных объектов по данному коллектору не осуществляется.

Согласно актам о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (приложения № 1 и № 2 к договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01 июля 2017 г. , «Ульяновскводоканал») границей ответственности завода является приемная камера городских очистных сооружений и канализации. Канализационный коллектор не имеет самостоятельного функционального назначения, предназначен только для обслуживания завода и используется ООО «Завод Трехсосенский».

По ливневой канализации от дороги <адрес> сообщает следующее. В ходе проведения осмотра установлено, что ливневая канализация по адресу: <адрес> в районе домов <адрес> на проезжей части автомобильной дороги отсутствует.

На внутренней территории <адрес> расположен колодец, предположительно относящийся к указанному адресу. По уклону трубы имеется второй колодец данной ливневой канализации.

Указанная ливневая канализация начинается с территории земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности, свободный доступ к которому ограничен собственником. Согласно сведениям публичной кадастровой карты на указанном земельном участке расположены сооружения с кадастровыми номерами , назначение – открытая площадка хранения автомашин.

С проезжей части автомобильной дороги по <адрес> в <адрес> с помощью вышеуказанных колодцев не производился отвод поверхностных вод.

Таким образом, данная ливневая канализация не может быть отнесена к муниципальной собственности.

Административным истцом не представлено доказательств бесхозяйности данных сетей.

Представитель заинтересованного лица Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска ФИО2 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, в обоснование привел доводы, аналогичные доводам, изложенным в отзыве администрации г. Ульяновска.

Представитель заинтересованного лица УМУП «Ульяновскводоканал» ФИО3 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что 2 трубы напорной канализации диаметром 300 мм, протяженностью 951 м. каждой, проходящие <адрес> до приемной камеры ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал» предназначены для отвода сточных вод только 3 промышленных предприятий города, а именно главным образом ООО «Завод Трехсосенский». В связи с этим считает, что в данном случае не может идти речь о неопределенном круге лиц, так как они известны и установлены, поскольку не имеется данных об использовании сетей какими-либо иными абонентами.

Между сторонами УМУП «Ульяновскводоканал» и ООО «Завод Трехсосенский» на основании представленных документов, а именно договора купли-продажи от 15 декабря 2009 г. (приложение № 1 отсутствует) и договора аренды б/н от 02 марта 2010 г. был заключен договор от 06 мая 2010 г. на отпуск воды и прием сточных вод с указанием границ эксплуатационной и балансовой принадлежности, которые были определены по приемной камере ГОСК.

При заключении договора от 01 июля 2017 г. ООО «Завод Трехсосенский» надлежаще оформил указанные приложения к договору. Границы раздела балансовой и эксплуатационной ответственности являются существенными условиями договора, по которым обязательно наличие их урегулирования. Вопрос о принадлежности данных сетей был урегулирован и оформлен сторонами с указанием эксплуатационной ответственности за их содержание.

В процессе осуществления заводом своей производственной деятельности возникали моменты, требующие ремонта данных напорных канализационных линий. Разрешение ситуаций, как правило, происходило через обращение завода в УМУП «Ульяновскводоканал» с той или иной просьбой.

Письмо от 01 декабря 2011 г. свидетельствует о том, что заводом признается факт нахождения его на балансе напорного канализационного коллектора. Его ремонт был гарантирован оплатой.

Подключение промышленных предприятий в спорные канализационные напорные сети было произведено с разрешения существовавших на тот момент промышленных предприятий пивоваренной отрасли.

УМУП «Ульяновскводоканал» оказывает услуги ООО «Завод Трехсосенский» по приему сточных вод, которые он сбрасывает в централизованную систему водоотведения через КНС, находящуюся на его территории и осуществляющую сбор и отведение промышленных сточных вод с помощью канализационных напорных сетей. Напорные канализационные сети были построены для надлежащего функционирования предприятия, осуществлявшего аналогичную промышленную деятельность.

По имеющейся информации данные напорные канализационные сети были простроены для функционирования пивобезалкогольного комбината «Ульяновский».

Наличие канализационно-насосной станции говорит именно о необходимости ее наличия в технологическом процессе водоотведения того или иного предприятия, в данном случае ООО «Завод Трехсосенский». КНС, как техническое сооружение обязано иметь в наличии как и внутрплощадные, так и внеплощадные канализационные сети, которые транспортируют промышленные сточные воды в централизованную систему водоотведения сеть или непосредственно на очистные сооружения. В данном случае напорные канализационные сети имеют присоединение к городским очистным сооружениям. При этом, процесс водоотведения завершается передачей сточных вод на очистные сооружения канализации, которыми и являются городские очистные сооружения канализации.

Представитель заинтересованного лица ООО «Завод Трехсосенский» ФИО4 в судебном заседании административные исковые требования поддержал, пояснил, что ни ООО «ВСК» ни ООО «Завод Трехсосенский» не приобретали спорные сети и/или внеплощадную напорную канализацию у кого-либо.

Согласно актам освидетельствования скрытых работ, представленных УМУП «Ульяновскводоканал», с 1982 года производилось строительство внеплощадной напорной канализации от КНС (канализационная насосная станция) до ОС (очистные сооружения).

В 1985 году был открыт пивобезалкогольный комбинат «Ульяновский».

В результате приватизации этого комбината было создано акционерное общество открытого типа «Витязь».

По результатам торгов, проведенных в рамках банкротства ОАО ПК «Витязь» и ООО «ВСК» были заключены договоры купли-продажи от 15 декабря 2009 г. и от 15 декабря 2009 г.

ООО «ВСК» передало ООО «Завод Трехсосенский» по договору аренды от 01 января 2015 г. имущество, указанное в приложении .

Исходя из текста договоров купли-продажи от 15 декабря 2009 г. и от 15 декабря 2009 г. ООО «ВСК» не приобретало спорные сети и/или внеплощадную напорную канализацию и не передавало, не могло передать сети и/или внеплощадную напорную канализацию в аренду ООО «Завод Трехсосенский».

Следовательно, право собственности на спорный объект у ООО «ВСК» и у ООО «Завод Трехсосенский» отсутствует.

Констатация того, что разнородные вещи образуют единое целое и должны рассматриваться как сложная вещь, не является самостоятельным основанием для признания права собственности на одну из этих вещей только по тем причинам, что другая вещь принадлежит этому лицу.

Наличие договоров на водоснабжение и водоотведение между ООО «Завод Трехсосенский» и УМУП «Ульяновскводоканал», в которых граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности была установлена по приемной камере ГОСК, не является доказательствами, подтверждающими принадлежность кому-либо спорных канализационных сетей.

Кроме того, согласно государственному контракту от 05 января 2019 г. у УМУП «Ульяновскводоканал» на балансе находится спорный канализационный коллектор диаметром 300 мм. (труба канализации), который расположен после канализационного колодца – 1 (приложение ), граница раздела сетей В и К по договору от 05 января 2019 г.

Спорные трубы являются недвижимым имуществом, поскольку являются инженерными сооружениями и располагаются под землей, что не оспаривается сторонами, также как и являются самостоятельным объектом и могут участвовать в гражданском обороте отдельно от иных объектов.

Представители заинтересованных лиц ООО «Ульяновский мебельный комбинат», ФГКУ «Комбинат Северный», ООО «ВСК», МБУ «Дорремстрой», ООО «Нефтяников», ПГСК «Атлант», ООО «Автомост-Поволжье», ООО «Рамила», АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области», Управление Росреестра по Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Заинтересованные лица ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ) под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, под канализационной сетью - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в том числе, относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Частью 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Как следует из материалов дела, между открытым акционерным обществом Пивоваренная компания «Витязь» (ОАО ПК «Витязь») (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью «ВСК» (ООО «ВСК») (покупатель) 15 декабря 2009 г. был заключен договор купли-продажи имущества ОАО ПК «Витязь» .

Согласно данному договору продавец обязуется передать в собственность покупателя недвижимое имущество ОАО ПК «Витязь» в сроки, предусмотренные в договоре, а покупатель обязуется принять указанное в договоре недвижимое имущество и уплатить за него цену, предусмотренную в договоре.

Согласно данному договору в собственность ООО «ВСК» приобретены 25 позиций, наименование, назначение: здания нежилые, склад.

Данные объекты расположены на земельных участках, принадлежащих ОАО ПК «Витязь» на праве аренды 1) на земельном участке общей площадью <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) ; 2) на земельном участке общей площадью <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) .

Также между ОАО ПК «Витязь» и ООО «ВСК» был заключен договор купли-продажи имущества ОАО ПК «Витязь» от 15 декабря 2009 г.

Согласно п.1.1. договора продавец обязуется передать в собственность покупателя движимое имущество ОАО ПК «Витязь» в сроки, предусмотренные в договоре, а покупатель обязуется принять движимое имущество и уплатить за него цену, предусмотренную в договоре.

Согласно приложения к договору купли-продажи имущества ОАО ПК «Витязь» от 15 декабря 2009 г., - акта приема-передачи, между ОАО ПК «Витязь» (продавец) и ООО «ВСК» (покупатель) от 01 марта 2010 г., продавец в соответствии с условиями договора купли-продажи имущества ОАО ПК «Витязь» от 15 декабря 2009 г., письмом ООО «ВСК» от 01 марта 2010 г. передал, а покупатель принял следующее имущество: водопроводные сети внутриплощадные до производственных цехов (труба стальная диаметр 219 мм., между зданиями); канализационные сети внутриплощадные до производственных цехов (труба чугунная, диаметр 150 мм. – 350 мм., от зданий); внутренние сети ливневой канализации (на территории завода, труба асбестоцементная, диаметр 200 мм. – 800 мм).

Данное имущество находится по адресу: <адрес>.

Между ООО «ВСК» (арендодатель) и ООО «Завод Трехсосенский» (арендатор) 02 марта 2010 г. был заключен договор аренды.

Согласно п.1.1. договора арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование следующее имущество, указанное в приложении к данному договору, которое является неотъемлемой частью данного договора.

Согласно приложения ООО «Завод Трехсосенский» также передано здание канализационно-насосной станции.

Между ООО «ВСК» (арендодатель и собственник имущества) и ООО «Завод Трехсосенский» (арендатор) заключен договор аренды от 01 января 2015 г.

Согласно п.1.1. договора арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование имущество, расположенное по адресу: <адрес>, указанное в приложении к настоящему договору, которое является неотъемлемой частью данного договора.

Согласно приложения к данному договору ООО «Завод Трехсосенский» была передана канализационно-насосная станция (КНС).

Согласно технического паспорта на здание КНС, в указанный объект входят: подвал, машинное отделение, водособрник, год постройки - 1985.

06 мая 2010 г. между УМУП «Ульяновскводоканал» и ООО «Завод Трехсосенский» заключен договор на отпуск и прием сточных вод.

Предметом данного договора является отпуск из централизованной системы водоснабжения питьевой и технической воды на нужды абонента и его субабонентов и прием в централизованную систему канализации города сточных вод абонента и его субабонентов.

Из п.2.1.1. договора следует, что отпуск питьевой и технической воды и прием сточных вод осуществляется МУП «Ульяновскводоканал» через оформленные в соответствии с условиями договора и указанные в приложении водопроводные ввода и канализационные выпуски абонента на границах эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно приложения к договору границей ответственности завода является приемная камера городских очистных сооружений и канализации.

01 июля 2017 г. между УМУП «Ульяновскводоканал» и ООО «Завод Трехсосенский» был заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения.

Из п.1 договора следует, что по данному договору УМУП «Ульяновскодоканал» обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям абонента в УМУП «Ульяновскводоканал» определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности, приведенном в приложении (п.2).

Граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента УМУП «Ульяновскводоканал» определяется в акте о разграничении эксплуатационной ответственности, приведенном в приложении . Местом исполнения обязательств по договору является точка присоединения к сетям.

Согласно актам о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (приложения и к договору холодного водоснабжения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ, «Ульяновскводоканал») границей ответственности завода является приемная камера городских очистных сооружений и канализации.

Вместе с тем, из вышеуказанного договора аренды, заключенного между ООО «ВСК» и ООО «Завод Трехсосенский» следует, что по данному договору заводу в аренду была передана только канализационно-насосная станция.

Документального подтверждения тому, что ООО «Завод Трехсосенский» по данному договору передавались в аренду две трубы напорной канализации диаметром 300 мм., (внеплощадный напорный коллектор), проходящих от границы земельного участка с кадастровым номером в районе <адрес> до приемной камеры ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал», расположенной на земельном участке с кадастровым номером , и данные трубы находятся на балансе завода, материалы дела не содержат. Равно как и не содержится в материалах дела доказательств того, что ООО «ВСК» является собственником данных труб напорной канализации (внеплощадного напорного коллектора) по указанному адресу, что эти трубы были на балансе указанной организации.

Таким образом, правоустанавливающие документы на канализационные сети проходящие от границы земельного участка с кадастровым номером в районе <адрес> до приемной камеры ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал», расположенной на земельном участке с кадастровым номером , у ООО «Завод Трехсосенский» отсутствуют.

Из акта обследования от 18 марта 2020 г. комиссии в составе представителя прокуратуры Железнодорожного района г. Ульяновска ФИО9, представителей УМУП «Ульяновскводоканал» ФИО10, ФИО3, специалиста отдела муниципальной собственности и недвижимости Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска ФИО11, начальником АХО ИТВС ООО «Завод Трехсосенский» ФИО17 по исполнение определения Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 12 марта 2020 г. в дневное время 18 марта 2020 г. провела обследование сетей водоотведения от ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал» до канализационно-насосной станции, расположенной на территории ООО «Завод Трехсосенский».

В ходе осмотра установлено, что обследуемые канализационные сети являются сетями напорной канализации диаметром 300 мм., используются для отвода канализационных стоков, в том числе, с территории ООО «Завод Трехсосенский» (<адрес>) на территорию городских очистных сооружений канализации УМУП «Ульянговскводоканал» (<адрес>). Конечная точка указанных сетей водоотведения находится в приемной камере ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал».

По сведениям УМУП «Ульяновскводоканал» какие-либо колодцы на сетях указанной напорной канализации не предусмотрены, в связи с чем после того, как данные сети уходят в землю на территории ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал» провести их обследование затруднительно. Однако, согласно выкопировок с плана г. Ульяновска в масштабе 1:500, предоставленных Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, далее две исследуемые напорные линии канализационных сетей идут под землей в сторону дороги <адрес>, после чего поворачивают налево и идут вдоль дороги <адрес><адрес> в сторону территории ФГКУ Комбинат «Северный» Росрезерва (<адрес>).

При этом комиссией установлено, что напротив <адрес> в районе автобусной остановки имеется врезка в данную сеть ООО ПК «Ульяновскмебель».

Примерное место врезки ООО «ПК «Ульяновскмебель» отражено в приложении № 2. Далее комиссия переместилась на территорию ФГКУ Комбинат «Северный» Росрезерва (<адрес>). Со слов работника ФГКУ Комбинат «Северный» Росрезерва ФИО13 установлено, что исследуемые трубопроводы канализации изначально проходят под землей параллельно ограждению указанной организации за ее территорией и далее примерно углом в 45 градусов данная сеть водоотведения заходит на территорию ФГКУ Комбинат «Северный Росрезерва с территории земельного участка , а затем заходит на территорию ООО «Завод Трехсосенский». Примерная схема расположения исследуемой сети отображена в приложениях №№4, 5.

В приложении № 5 также отображено примерное место врезки в исследуемую сеть ФГКУ Комбинат «Северный» Росрезерва, место захода исследуемой сети на земельный участок (ООО «Нефтяников», <адрес>), место захода данной сети на территорию ООО «Завод Трехсосенский».

Далее участники обследования переместились на территорию ООО «Завод Трехсосенский» (<адрес>), за исключением ФИО12 На территории ООО «Завод Трехсосенский» была установлена начальная точка исследуемой сети водоотведения – здание канализационно-насосной станции, эксплуатируемой ООО «Завод Трехсосенский» (приложение ). Со слов участника комиссии ФИО14 и работника ООО «Завод Трехсосенский» ФИО15 также установлено примерное прохождение исследуемой сети водоотведения на территории указанной организации (отражено в приложении ).

Согласно публичной кадастровой карте протяженность каждой из линий исследуемых напорных канализаций от начальной до конечной точек составляет примерно по 1 680 м. (приложение ). Протяженность каждого из исследуемых участков трубопроводов от границы земельного участка (используемого ООО «Нефтяников», <адрес>) до конечной точки (приемной камеры ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал») согласно данным публичной кадастровой карты примерно составляет по 940 м. (приложение , протяженность по заявленным требованиям по иску прокурора).

Глубина залегания исследуемой сети составляет около 3 метров исходя из данных выкопировки плана г. Ульяновска (топографического планшета).

Согласно сообщения АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области» от 06 февраля 2020 г. по состоянию на 01 декабря 1998 г. сведения о принадлежности сетей водоотведения в виде двух труб напорной канализации диаметром 300 мм и протяженностью каждой 951 м., проходящих через границы земельного участка с кадастровым номером в районе <адрес> до приемной камеры ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал», расположенной на земельном участке с кадастровым номером отсутствуют.

Также Управление Росреестра Ульяновской области представило уведомление от 10 февраля 2020 г. об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений в отношении данных объектов.

Из ответа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 13 февраля 2020 г. следует, что в реестре объектов государственной собственности Ульяновской области, ведение которого осуществляет Министерство, сведения об объектах имущества: две трубы напорной канализации диаметром 300 мм., проходящие через границы земельного участка с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> до земельного участка с кадастровым номером отсутствуют.

Согласно ответа МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области в реестре федерального имущества отсутствуют сведения о канализационной сети, расположенной по вышеуказанному адресу.

Таким образом, собственник участка канализационной сети: двух труб напорной канализации диаметром 300 мм. (внеплощадный напорный коллектор), проходящих от границы земельного участка с кадастровым номером в районе <адрес> до приемной камеры ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал», расположенной на земельном участке с кадастровым номером , не определен. Доказательств обратного в материалы административного дела не представлено. Следовательно, данный объект является бесхозяйным имуществом.

При этом, показания свидетеля ФИО16 о том, что при образовании протечки данных сетей, их ремонт оплачивал ООО «Завод Трехсосенский» с привлечением подрядных организаций, с учетом установленных обстоятельств по делу, правового значения не имеют.

Наличие договора на водоснабжение и водоотведение между ООО «Завод Трехсосенский» и УМУП «Ульяновскводоканал», в которых граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности была установлена по приемной камере ГОСК, не может свидетельствовать о принадлежности данных сетей, с указанным выше расположением, ООО «Завод Трехсосенский» и ООО «ВСК».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления обязан обеспечить надлежащую эксплуатацию бесхозяйных систем водоотведения, предназначенных для транспортировки канализационных сточных вод, а также обязан обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.

При этом, как следует из материалов дела, протяженность данных двух труб напорной канализации диаметром 300 мм. составляет 951 м. – вместе с тем, это протяженность труб от здания КНС до приемной камеры ГОСК, что также следует из материалов дела и не опровергается сторонами, в акте обследования данных труб от 18 марта 2020 г. определена их примерная протяженность, что не позволяет суду положить указанную протяженность труб в основу решения суда.

Вместе с тем, административный иск заявлен на участок труб напорной канализации диаметром 300 мм., (внеплощадный напорный коллектор), проходящих от границы земельного участка с кадастровым номером в районе <адрес> до приемной камеры ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал», расположенной на земельном участке с кадастровым номером , что не позволяет суду сделать вывод о том, что протяженность данных труб на указанном участке составляет <данные изъяты> соответственно, суд считает возможным ограничиться указанием на расположение данных труб, заявленном в административных исковых требованиях, что также позволит идентифицировать спорный участок их местоположения.

Следовательно, суд считает, что административные исковые требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «город Ульяновск» и возложении обязанности по признанию имущества бесхозяйным и признанию права муниципальной собственности на имущество относительно объекта: двух труб напорной канализации диаметром 300 мм., проходящих от границы земельного участка с кадастровым номером в районе <адрес> до приемной камеры ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал», расположенной на земельном участке с кадастровым номером , подлежат удовлетворению.

При этом, суд исходит из того, что административные исковые требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц, поскольку данный объект не содержится надлежащим образом, из материалов дела следует, что имеется повреждение указанных труб, их протекание, что влечет загрязнение окружающей среди и нарушает права неопределенного круга лиц.

Также, административным истцом заявлены требования относительно объекта: ливневой канализации от дороги по <адрес>, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: , в районе домов <адрес>.

Согласно акта обследования от 11 марта 2020 г. комиссии в составе представителя прокуратуры Железнодорожного района г. Ульяновска ФИО21, представителя Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска ФИО18, представителей МБУ «Дорремстрой» ФИО19, ФИО20 по определению суда от 25 февраля 2020 г. произведен осмотр системы водоотведения.

В ходе осмотра установлено, что выявленная система водоотведения состоит из колодцев и трубопроводов, проходящих под землей, в реестре муниципальной собственности она не значится, ее правообладатель неизвестен. По трубопроводам данной системы водоотведения на момент обследования проходил достаточно большой поток воды по направлению к корпусам производственной базы, расположенной по адресу: <адрес>

При обследовании также выявлена конечная точка данной системы водоотведения (место выпуска собираемых вод на почву) в районе <адрес>

Далее такие воды собираются в ручей, который течет в сторону р. Свияга вдоль домов по <адрес>, и <адрес>. Выявленная система водоотведения проходит по земельным участкам с кадастровыми номерами (производственная база <адрес>) (дорога <адрес>), (земельные участки ГСК «Атлант»), (схема ее расположения обозначена согласно приложению № № 1, 2 к данному акту).

Примерная протяженность выявленной системы водоотведения от выпускной трубы до выявленного на ней колодца на земельном участке с кадастровым составляет согласно данным публичной кадастровой карты около 622 метров (приложение ).

При этом, ее протяженность согласно заявленным требованиям прокурора: от дороги по <адрес> до выявленного колодца на земельном участке с кадастровым номером составляет 376 метров согласно данным публичной кадастровой карты (приложение 4). Диаметр выявленных трубопроводов системы водоотведения составляет не менее 500 мм. Глубина их залегания составляет 5-6 метров. Начало данной системы водоотведения выявить не представилось возможным в связи с ограниченным количеством времени для осмотра.

Согласно сообщения АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области» от 19 марта 2020 г. по состоянию на 01 декабря 1998 г. сведения о принадлежности на праве собственности ливневой канализации от дороги по <адрес>, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: , в районе домов <адрес> отсутствуют.

Также Управление Росреестра Ульяновской области представило уведомление от 24 марта 2020 г. об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений в отношении данных объектов.

Из ответа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 18 марта 2020 г. следует, что в реестре объектов государственной собственности Ульяновской области, ведение которого осуществляет Министерство, сведения об объектах имущества: ливневой канализации от дороги по <адрес>, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: , в районе домов <адрес> отсутствуют.

Согласно ответа МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области от 06 апреля 2020 г. в реестре федерального имущества отсутствуют сведения о ливневой канализации от дороги по <адрес> проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: , в районе домов <адрес>.

Также, согласно ответа Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска, указанная выше ливневая канализация в реестре муниципального имущества не числится.

Таким образом, собственник ливневой канализации от дороги по <адрес>, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: в районе домов <адрес> не определен. Доказательств обратного в материалы административного дела не представлено. Следовательно, данный объект является бесхозяйным имуществом.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обязанность по признанию указанных сетей ливневой канализации бесхозяйным имуществом, признанию права муниципальной собственности на указанное имущество должна быть возложена на администрацию, так как объекты ливневой канализации относятся к объектам инженерной инфраструктуры, находятся на территории муниципального образования «город Ульяновск», собственника не имеют, в связи с чем их содержание относится к компетенции органов местного самоуправления. Кроме того, обеспечение надлежащей эксплуатации и содержания канализационных систем является обязанностью органа местного самоуправления в силу закона.

Вместе с тем, в указанной части административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично, в части признания бездействия администрации незаконным и возложении обязанности по признанию имущества бесхозяйным и признанию права муниципальной собственности на имущество только относительно объекта: ливневой канализации от дороги по <адрес>, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: в районе домов <адрес>, поскольку в отношении объекта с указанным расположением были заявлены административные исковые требования о признания бездействия администрации муниципального образования «город Ульяновск» незаконными.

В отношении объекта: ливневой канализации от дороги по <адрес>, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: , в районе домов <адрес> требования о признания бездействия администрации муниципального образования «город Ульяновск» незаконными не заявлялись, также в административном исковом заявлении данное расположение ливневой канализации указано только в просительной части.

На основании изложенного, административные исковые требования и.о. прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление и.о. прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию сетей водоотведения в виде двух труб напорной канализации диаметром 300 мм., проходящих от границы земельного участка с кадастровым номером в районе <адрес> до приемной камеры ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал», расположенной на земельном участке с кадастровым номером , бесхозяйными.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные сети водоотведения в виде двух труб напорной канализации диаметром 300 мм., проходящих от границы земельного участка с кадастровым номером в районе <адрес> до приемной камеры ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал», расположенной на земельном участке с кадастровым номером

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию сетей водоотведения в виде двух труб напорной канализации диаметром 300 мм. проходящих от границы земельного участка с кадастровым номером в районе <адрес> до приемной камеры ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал», расположенной на земельном участке с кадастровым номером , бесхозяйными

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные сети водоотведения в виде двух труб напорной канализации диаметром 300 мм. проходящих от границы земельного участка с кадастровым номером в районе <адрес> до приемной камеры ГОСК УМУП «Ульяновскводоканал», расположенной на земельном участке с кадастровым номером

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию бесхозяйной ливневой канализации от дороги <адрес>, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: , в районе домов <адрес>.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйную ливневую канализацию от дороги <адрес>, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: , в районе домов <адрес>.

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию ливневой канализации от дороги <адрес>, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: , в районе домов <адрес> бесхозяйной.

Возложить на администрацию муниципального образования «город Ульяновск» обязанность по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйную ливневую канализацию от дороги <адрес>, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: в районе домов <адрес>.

В удовлетворении административных исковых требований и.о. прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении обязанности по признанию ливневой канализации от дороги <адрес>, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: , в районе домов <адрес> бесхозяйной, отказать.

В удовлетворении административных исковых требований и.о. прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении обязанности по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйную ливневую канализацию от дороги <адрес><адрес>, проходящей через земельные участки с кадастровыми номерами: , в районе домов <адрес> бесхозяйной, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Б. Земцова