Дело № 2-4970/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 декабря 2015 года <...>
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Ветровой С.В., при секретаре Ковуневе А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению НОА «Союз предпринимателей города Костромы» к Администрации городского округа город Кострома в лице Управления архитектуры и градостроительства о признании незаконным отказа в продлении разрешения на строительство
у с т а н о в и л:
НОА «Союз предпринимателей города Костромы» обратился к Администрации городского округа город Кострома в лице Управления архитектуры и градостроительства о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы от <дата>№исх.-№ «Об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство» гаражей боксового типа с техподпольем по адресу: <адрес> и обязать Управление продлить срок действия разрешения на строительство гаражей боксового типа с техподпольем по адресу: <адрес>.. Свои требования мотивировали тем, что <дата> в адрес Административного истца (далее заявитель) поступило письмо Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы (далее заинтересованное лицо) №исх.-№ «Об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство» гаражей боксового типа с техподпольем по адресу: <адрес>, хотя Заявитель обращался в адрес Управления с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, выданного <дата>№. В соответствии с указанным письмом, управление отказывает в продлении срока действия разрешения на строительство, в связи с тем, что согласно части 20 статьи 51 ГрК РФ, срок действия продляется при обращении застройщика не позднее 60 дней до истечения срока действия такого разрешения, а также в связи с тем, что в рамках рассмотрения заявления невозможно установить факт начала строительства объекта в течении срока действия разрешения от <дата>, в связи с чем право на продление утрачено. Заявитель считает указанный отказ незаконным по следующим основаниям. В соответствии с распоряжением администрации г. Костромы от <дата>№ Союзу кооперативов Ленинского района города Костромы (правопредшественник НОА «Союз предпринимателей г. Костромы»- далее по тексту НОА) было дано разрешение на проектирование двух-трех этажного гаража для хранения легкового транспорта по <адрес> документация на строительство гаражных боксов согласована и утверждена приказом главного архитектора г. Костромы от <дата>№. В соответствии с данной проектной документацией утвержден проект строительства фундаментов под ... гаражных двухэтажных бокса. Далее постановлением администрации г. Костромы от <дата>№ для строительства гаражных боксов НОА предоставлен в аренду земельный участок площадью ... кв.м. по <адрес>, сроком на два года. <дата> за № было выдано разрешение на строительство нулевого цикла, указанных гаражных боксов, которое продлено до <дата>, а также разрешено строительство надземной части. Срок окончания действия разрешения на строительство не указан. В соответствии с данным постановлением <дата> между НОА и администрацией г. Костромы был заключен договор аренды данного земельного участка №. В соответствии с постановлением администрации г. Костромы от <дата>№ срок действия постановления администрации г. Костромы от <дата>№ был продлен до <дата>. В связи с наличием финансовых проблем, в период с <дата> по <дата> строительство было заморожено, после чего НОА СПГК продолжило осуществление строительства на основании выданного разрешения. В результате проведения строительных работ были окончены работы. Постановлением администрации г. Костромы от <дата>№ разрешен ввод в эксплуатацию и строительства гаражных боксов в две очереди в соответствии с проектной документацией. Первая очередь объекта введена в эксплуатацию и на нее зарегистрированы права собственности, в установленном порядке. В соответствии с требованиями статьи 51 ГрК РФ: «Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления». Считает, что данное правило, применимо в отношении тех разрешений на строительство, которые выдавались в соответствии с данным Кодексом (после 2004 года). Факт начала строительства, в сроки установленные разрешением на строительство подтверждается, в том числе и письмом администрации города Костромы от <дата>, направленным в адрес истца. Иных оснований для отказа в продлении срока действия разрешения законом не установлено. Следовательно, согласно статьи 51 ГрК РФ в отказе в продлении срока разрешения, Управлением должны быть указаны сведения подтверждающие выводы, изложенные в отказе от 10 августа 2015 года. Указанные основания являются исчерпывающими. Отказ заинтересованного лица нарушает права заявителя (Административного истца) в сфере земельных отношений, так как истец не имеет возможности использовать, принадлежащий ему земельный участок на праве собственности, а также в сфере градостроительства- осуществить строительство объекта недвижимости в полном объеме, а также передать права на гаражные боксы пайщикам организации.
Председатель НОА «Союз предпринимателей г. Костромы» требования в судебном заседании поддержал, пояснил, что Союзу предпринимателей в 1996 году предоставлен земельный участок для строительства гаража, выдано разрешение на строительство нулевого цикла объекта, впоследствии выдано разрешение на строительство наземной части гаража. Постройка первого этажа была завершена, объект сдан и введен в эксплуатацию на основании разрешения ввода в эксплуатацию двухэтажного гаража боксового типа с техподпольем по <адрес> в две очереди. В настоящее без сооружения оставшейся части гаража невозможна эксплуатация отдельных объектов, в связи с чем обратились о продлении разрешения на строительство, в чем необоснованно было отказано. В настоящее время в виду давности разработки документации на строительство объекта получение разрешения на строительство вновь невозможно.
Представитель административного истца по доверенности адвокат Данченко А.А. в судебном заседании поддержал административное исковое заявление по основаниям, в нем изложенным, полагал, что отказ администрации в продлении разрешения на строительства не основан на законе.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО1 полагала требования не подлежащими удовлетворению, поскольку отказ в продлении разрешения на строительство соответствует градостроительному законодательству, разрешение на строительство наземной части не выдавалось, часть построек зарегистрирована собственниками, часть решением Димитровского районного суда города Костромы от <дата> подлежит сносу.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как установлено в судебном заседании, <дата> Администрацией города Костромы в лице Управления архитектуры и градостроительства НАО «Союз предпринимателей г. Костромы уведомлена об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство 2-х этажных гаражей боксового типа с техподпольем. В соответствии с текстом данного уведомления: как следует из разрешения от <дата>№ Союзу кооперативов Ленинского района разрешены работы нулевого цикла по строительству 2-х этажных гаражей по <адрес>. Срок действия разрешения истек <дата>. В ходе рассмотрения заявления невозможно установить факт начала строительства объекта в течении срока действия разрешения на строительство от <дата>№. Таким образом, с истечением срока действия разрешения на строительства от <дата>№ право на продление срока его действия утрачено.
Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 19 данной нормы разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
Частью 20 статьи 51 Кодекса предусмотрено, что срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. В случае, если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.
В соответствии с п. 2.2.1 Административного регламента предоставления Администрацией города Костромы муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство, продлению срока действия разрешений на строительство и внесению в них изменений, утвержденного Постановлением Администрации города Костромы от 11.03.2013 N 393, от имени Администрации города Костромы выдачу разрешений на строительство, продление срока действия разрешений на строительство и внесение в них изменений осуществляет Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы в соответствии с Положением об Управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы, утвержденным постановлением Администрации города Костромы от 16 марта 2015 года N 514.
В продлении срока действия разрешения на строительство заявителю отказывается в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления, если заявление подано менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительства (п. 2.10.2 Административного регламента).
Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации г. Костромы от <дата>№, Союзу кооперативов Ленинского района города разрешено проектирование двух-трехэтажного гаража для хранения легкового транспорта на участке площадью ... га.
Земельный участок предоставлен НКО «Союз предпринимателей г. Костромы» распоряжением Департамента государственного имуществами культурного наследия Костромской области от <дата>№ – для завершения строительства двухэтажных гаражных боксов с теподпольем. Ранее в отношении земельного участка принимались соответствующие решения о предоставлении для строительства гаража боксового типа с техподпольем – представлены истцом постановления администрации города Костромы от <дата>№ – продлено действие постановления от <дата>№.
Согласно разрешению № от <дата>, инспекции государственного архитектурно – строительного контроля администрации г. Костромы, заказчику – Союзу кооперативов Ленинского района г. Костромы на основании решения администрации г. Костромы от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№ об отводе земельного участка, обязательства застройщика от <дата>, проекта и сметы, утвержденных приказом Союза кооперативов Ленинского района г. Костромы от <дата>№, экспертного заключения № от <дата>, приказа архитектора города № от <дата>, акта разбивки здания в натуре от <дата>, инспекция разрешила строительство 2-х этажных гаражей по <адрес>, заверено соответствующей печатью и подписью должностного лица.
На разрешении имеется отметка о продлении срока действия разрешения до <дата>, заверено соответствующей печатью и подписью должностного лица.
Иных документов, разрешающих осуществление строительства на объекте, административным истцом не представлено.
В тоже время Решением Димитровского районного суда от <дата> на НОА «Союз предпринимателей г. Кострома» возложена обязанность за свой счет привести в первоначальное состояние объекты капитального строительства - гаражные боксы № по адресу: <адрес>, путем сноса надстройки третьего этажа над гаражными боксами № и сноса надстройки третьего и четвертого этажа над боксами №.
Апелляционным определением Костромского областного суда от <дата> решение оставлено без изменения.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из решения и определения соответственно Димитровского и Костромского областного судов и подтверждается материалами данного гражданского дела, разрешение на строительство наземной части гаражных боксов НОА «Союз предпринимателей г. Кострома» и лицу, чьим правопреемником она является, не выдавалось. Факт регистрации право собственности на первый ярус гаражей не может подтвердить факт существования данного разрешения, поскольку собственники оформляли свои права посредством обращения в суд.
Исходя из изложенного, суд полагает, что разрешение № от <дата> содержит разрешение на произведение работ нулевого цикла, с продлением срока его действия до <дата>. Данные работы выполнены в полном объеме.
Иных разрешений на производство наземных работ уполномоченным органом не выдавалось, что подтверждается материалами дела.
В соответствии со статьей 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет презумпцию добросовестности и разумности действий участников в сфере экономических и иных правоотношений.
Обращение в уполномоченный орган административного истца с заявлением о продлении срока разрешения на строительства без подтверждения наличия фактически самого разрешения является правом истца.
В этой связи указание уполномоченного органа в уведомлении об отказе в продлении срока действия разрешения на строительства на невозможность установить факт начала строительства объекта в течении срока действия разрешения на строительства соответствует действительности.
Учитывая требования закона и установленные по делу обстоятельства, основания для признания отказа в продлении срока действия разрешения на строительство незаконным, обязании устранить нарушения, отсутствуют, поскольку законом не предусмотрено продление срока действия разрешения на строительство, которое не выдавалось.
При таких условиях оснований для удовлетворения заявления не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления НОА «Союз предпринимателей города Костромы» к Администрации городского округа город Кострома в лице Управления архитектуры и градостроительства о признании незаконным отказа в продлении разрешения на строительство – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Свердловский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья С.В. Ветрова