ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4971/19 от 04.03.2020 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№ 2а-367/2020

64RS0047-01-2019-005798-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2020 года город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Андреевой С.Ю.,

при секретаре Рыбниковой Е.А.,

с участием административного истца Кадышевой С.Г.,

административного истца Цаплиной В.Н.,

представителя административного истца Погодиной С.Н., действующей на основании доверенности от <дата>, сроком на три года,

представителя административного ответчика главы Администрации муниципального образования «город Саратов» Исаева М.А. Полянского Г.Ю., действующего на основании доверенности от <дата>,

представителя заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом города Саратова Захаровой В.В., действующей на основании доверенности от <дата>, сроком на три года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Кадышевой С.Г., Цаплиной В.Н. к Главе Администрации муниципального образования «город Саратов» Исаеву М.А. об отмене постановления и выдаче разрешения на изменение вида использования земельного участка,

установил:

Истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Город Саратов» об отмене постановления и выдаче разрешения на изменение вида использования земельного участка. В качестве соответчика был привлечен Глава Администрации муниципального образования «город Саратов» Исаеву М.А..

Определением Октябрьского районного суда города Саратова от <дата> производство по делу было прекращено к ответчику Администрации муниципального образования «Город Саратов» в связи с отказом истцов от иска.

В обоснование указанных требований, указали, что истцы являются собственниками земельного участка, площадью 580 кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>.

Данный земельный участок был выделен под постройку многоквартирного дома до 1953 года, на котором был возведен четырех квартирный дом. В настоящее время в данном доме расположены три квартиры. На месте четвертой квартиры построен жилой отдельно стоящий дом.

Фактическим видом использования земельного участка – под многоквартирный дом, вид использования – домовладение.

Истцы обратились с заявлением о проведении общественных обсуждений в отношении земельного участка, об изменении вида использования с «домовладение» на «малоэтажная многоквартирная жилая застройка (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой до четырех этажей, включая мансардный), в том числе со встроенными и (или) встроено-пристроенными нежилыми помещениями.

Комиссия по вопросам землепользования и застройки МО «город Саратов»» рекомендовано предоставить истцам данное разрешение. По результатам общественных обсуждений, состоявшихся с <дата> по <дата>, проводимых на основании Постановления от 19 декабря 2018 года № 68 «О проведении общественных обсуждений», истцам было отказано в изменении разрешенного вида использования «поскольку предоставление указанного разрешения может привести к нарушению прав и законных интересов правообладателей объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение» (Постановление № 24 от 22 апреля 2019 года.

Истцы не согласны с данным постановлением, поскольку оно нарушает их права как собственников земельного участка.

В связи с чем, с учетом уточнения исковых требований, истцы просят признать незаконным и отменить отказ в Постановлении Главы муниципального образования «город Саратов» № 24 от <дата> в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой до 4 этажей, включая мансардный), в том числе со встроенными и (или) встроено-пристроенными нежилыми помещениями» земельного участка с кадастровым номером 64:48:050249:5, площадью 580 кв.м., по адресу: <адрес>.

Обязать Главу муниципального образования «город Саратов», предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования «малоэтажная, многоквартирная, жилая застройка (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой до 4 этажей, включая мансардный), в том числе со встроенными (или) встроено-пристроенными нежилыми помещениями (код 1.13 таблицы 5.1 правил) земельного участка с кадастровым номером 64:48:050249:5, площадью 580 кв.м., по адресу: <адрес>.

В судебном заседании административные истцы и их представитель доводы искового заявления поддержали, просили его удовлетворить.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и своевременно, причины неявки суду не известны.

Представитель ответчика доводы искового заявления не признал, по основаниям, изложенным в отзыве. Просил применить срок исковой давности для обращения с иском в суд и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом города Саратова в судебном заседании посчитал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и своевременно, причины неявки суду не известны.

Суд с учетом мнения участников процесса принял решение рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав административных истцов, представителя административных истцов, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, при этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статья 7 ЗК РФ предусматривает деление земель по целевому назначению на категории, среди которых законодателем выделены земли населенных пунктов.

Зонирование территории в пределах населенного пункта осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки, утвержденными органами местного самоуправления (ст. 8 ГрК РФ).

В пунктах 2 - 3 статьи 85 ЗК РФ закреплено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Классификация видов разрешенного использования и порядок изменения видов использования в пределах территориальной зоны регламентирован градостроительными нормами.

В соответствии с частями 1 - 4, 6 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

Положения ст. 39 ГрК РФ предусматривают, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.

Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.

Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» утверждены решением Саратовской городской Думы от <дата>.

<дата> в г. Саратове принято положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Город Саратов» (решение Саратовской городской Думы от <дата>).

Судом установлено, что Кадышева С.Г., Цаплина в.Н. являются собственниками земельного участка, площадью 580 кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес> (Т.1 л.д. 50-52). Вид использования – домовладение.

Истцы обратились с заявлением о проведении общественных обсуждений в отношении земельного участка, об изменении вида использования с «домовладение» на «малоэтажная многоквартирная жилая застройка (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой дол четырех этажей, включая мансардный), в том числе со встроенными и (или) встроено-пристроенными нежилыми помещениями.

Комиссия по вопросам землепользования и застройки МО «город Саратов»» рекомендовала предоставить истцам данное разрешение (л.д. Т.1 л.д.71-96).

Постановлением № 24 от 22 апреля 2019 года истцам было отказано в изменении разрешенного вида использования «поскольку предоставление указанного разрешения может привести к нарушению прав и законных интересов правообладателей объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение» (Т.1 л.д. 66).

В соответствии со ст. 39 ГрК РФ предоставление разрешения на условный вид разрешенного использования по результатам публичных слушаний относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.

Предусмотренный ГрК РФ порядок предоставления разрешения на условный вид разрешенного использования направлен на реализацию принципа участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия (данный принцип закреплен в п. 5 ст. 2 ГрК РФ).

Принимая во внимание, что в силу ст. 7 ЗК РФ, частей 1-3 ст. 37 и статьи 39 ГрК РФ при установлении в отношении земельного участка основных и условно разрешенных видов его использования приоритетным является использование данного земельного участка в соответствии с основными видами его использования, а также то, что действующее законодательство не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по принятию положительного решения вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и не устанавливает оснований для отказа в предоставлении такого разрешения, орган местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в праве отказать в предоставлении такого разрешения, исходя из любых признанных органом местного самоуправления существенными обстоятельств.

При этом, решение комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» носит для главы муниципального образования рекомендательный характер.

Оспариваемым постановлением не нарушены права и свободы истцов, не созданы препятствия к осуществлению ими, как гражданами, прав и свобод, не возложена какая – либо обязанность, в связи с чем, оснований для признания его незаконным у суда не имеется.

Кроме того, истцами пропущен срок для обращения с иском в суд.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

Как следует из материалов дела оспариваемое постановление было вынесено <дата>, о котором как поясняют истцы, они узнали в июне 2019 года. С заявлением об оспаривании постановления от 3<дата> истцы обратились в Октябрьский районный суд города Саратова <дата>, т.е. за пределами трехмесячного срока, предусмотренного для обращения с указанными требованиями.

Доказательств уважительности пропуска указанного срока административным истцом не представлено и судом при рассмотрении дела установлено не было.

При изложенных обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств и оснований для восстановления истцам пропущенного срока на обжалование решения органа местного самоуправления от <дата>, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по данному основанию.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспоренными действиями (бездействием) его прав и законных интересов.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе истцу в требовании о признании незаконным постановления Главы администрации муниципального образования «город Саратов» от 22 апреля 2019 года № 24 об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков, поскольку оснований для удовлетворения требований истцов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Кадышевой С.Г., Цаплиной В.Н. к Главе муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным постановления, обязании совершить определенные действия отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Саратова.

Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2020 года.

Судья С.Ю. Андреева