Дело № 2-497/2021
УИД 11RS0009-01-2021-001027-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Черниковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Бунтушак А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Республики Коми 22 сентября 2021 года гражданское дело по иску Пархачевой Валентины Степановны к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании заработной платы, денежной компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы и компенсации морального вреда,
установил:
Пархачева В.С. обратилась в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании невыплаченных доплаты на основании Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 с июля по август 2020 года и доплаты за замещение в августе и октябре 2020 года, денежной компенсации за задержку указанных выплат, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты 10 августа 2020 года по день вынесения решения суда, компенсации морального вреда в сумме 100 000 руб., мотивируя тем, что в июле 2020 года произошел конфликт с начальником филиала МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Киснерис А.А., после которого истцу не была выплачена доплата на основании Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 и за замещение временно отсутствующего работника, основания для невыплаты указанных доплат отсутствовали, после обращения с жалобами доплата на основании Указа Президента РФ от 07.05.2021 № 597 с октября 2020 года выплачивалась. Вследствие нарушения ответчиком права истца на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации, истец считает себя хуже других граждан Российской Федерации и неравной с ними в правах, в связи с этим истцу причинен моральный вред, который истец оценивает в 100 000 руб. Для определения размера компенсации морального вреда истец к индивидуальным особенностям относит: нахождение истца на пенсии; осуществление истцом постоянного ухода за своей матерью, <данные изъяты>; соблюдение Конституции РФ и законов; положительную характеристику по месту работы, 26 летний трудовой стаж, вторую квалификационную категорию по профессии, а также нарушение трудовых прав в период неблагополучной эпидемиологической обстановки из-за вспышки коронавирусной инфекции.
Истец Пархачева В.С. в судебном заседании иск поддержала.
Представитель ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Живайкин А.В. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что выплата по Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 относится к стимулирующим выплатам, не является гарантированной, назначается приказом ФКУЗ МСЧ-11 на основании решения комиссии по рассмотрению предложений об определении показателей эффективности работы каждого сотрудника. Истцу в июле и августа 2020 года процент эффективности работы начальником филиала МЧ-6 определен «0», таким образом, он оценил работу истца. Заработная плата истца превышает размер средней заработной платы в Республике Коми. Объем работы в аптеке филиала МЧ-6 небольшой, должностные обязанности завещающего аптекой-провизора и провизора- технолога идентичные, поэтому в период временного отсутствия заведующей аптеки истец выполняет свои должностные обязанности, аптека непосредственной закупкой лекарственных средств не занимается, лекарственные средства поступают в аптеку, от куда они передаются медицинским работникам по назначению. Выполнение разовых поручений начальника филиала входило в должностную инструкцию истца. Начальником филиала поручалась истцу отправка почтовой корреспонденции при её наличии, выдача работникам халатов.
Суд, заслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, оценив их, находит иск не подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами; вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры; поощрять работников за добросовестный эффективный труд; принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) и обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Заработная плата, как следует из содержания статьи 129 Трудового кодекса РФ, - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
При этом в соответствии с частями 1 и 2 статьи 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается; запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Как было указано выше, согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ в качестве стимулирующих выплат указаны доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
В отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера - прерогатива работодателя.
Приказом ФСИН России от 13.11.2008 № 624 утверждена новая система оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы, оплата труда которого осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, которой установлены оклады, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Приказом ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 28.03.2014 № 59 утверждено Положение об оплате труда ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
В целях совершенствования государственной социальной политики Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» постановлено: в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 года программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе (подпункт «у» пункта 1 Указа).
Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы. Как следует из указанной Программы основаниями для разработки Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (далее - Программа) являются: Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах; Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Действие Программы распространяется на системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. Программа рекомендуется для государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.
Программой предусмотрено, что система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений установлена в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583.
Системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать:
дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности;
установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям (раздел 3).
Достижение показателей, определенных Указами Президента РФ от 07.05.2012 № 597 и от 01.06.2012 № 761, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории (например, профессор и ассистент, дирижер и суфлер, главный и младший научные сотрудники).
Таким образом, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента РФ от 07.05.2012 № 597 и от 01.06.2012 № 761 для соответствующей категории работников (раздел 4 Программы).
Ни приказом ФСИН России от 13.11.2008 № 624 в действующей редакции, ни Положением об оплате труда ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России не предусмотрен порядок и условия выплат, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2021 № 597.
Главной целью реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» является не всеобщее повышение заработной платы работникам сферы здравоохранения и образования, а осуществление стимулирующих выплат тем специалистам указанных сфер, деятельность которых была бы направлена на повышение качества и количества оказываемых услуг населению, в частности медицинских. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 не содержит положений об обязательности стимулирующих выплат, а только программу действий для исполнительных органов власти. Следовательно, Указ Президента РФ по своей правовой природе, в отличие от положений Трудового кодекса РФ и локальных нормативных актов, не является нормой прямого действия, регулирующей правоотношения в области оплаты труда.
Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012г № 597 распоряжением ФСИН России от 05.08.2014 № 163-р утверждены показатели эффективности деятельности медицинских организаций Федеральной службы исполнения наказаний, их руководителей, медицинских и фармацевтических работников, в разделе VI «Руководители аптечных (фармацевтических организаций, провизоры и фармацевты» которого приведены показатели эффективности от 0 до 100%(в сумме), а приказом ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 01.02.2018 № 23 утвержден Состав комиссии по утверждению показателей эффективности деятельности медицинских работников ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и Положение о выплате по Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597.
Согласно Положению о выплате по Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597, данная выплата производится с 01 января 2018 года и действует на период финансирования (поступления бюджетных ассигнований) на данные цели, выплата производится медицинским работникам, осуществляющим свою деятельность по основному месту работы (в том числе по внутреннему совместительству), перечень должностей которых производится в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников». Выплата производится по результатам работы за месяц в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на данные цели. Процент эффективности работы медицинского работника устанавливается начальниками (лицами, их замещающими) структурных подразделений (филиалов, отделов) МСЧ-11, согласно оценочным процедурам, установленным распоряжением ФСИН России от 05.08.2014 № 163-р, предложения предоставляются для рассмотрения на комиссию МСЧ-11. По каждому работнику принимается решение и оформляется протокол. Выплата производится в соответствии с приказом на основании протокола комиссии, выплачивается одновременно с заработной платой за истекший месяц. Выплата учитывается при исчислении среднего заработка для всех случаев определения её размера (отпуска, командировки, временной нетрудоспособности и т.д.)
Пархачева В.С. в исковом заявлении указывает, что с января 2018 года ежемесячно получала выплату по Указу Президента РФ от 07.05.2021 № 597, с июля по август 2020 года данная выплаты не выплачивалась в связи с конфликтом с начальником филиала МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России ФИО16 просит взыскать данную выплату.
Судом установлено, что Пархачева В.С. с 01 января 2014 года работала в ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России заведующей аптекой-провизора медицинской части № 11, с 07 сентября 2015 года – провизором-технологом филиала МЧ-6 (в г. Емва), 07 декабря 2020 года уволена с работы в связи с сокращением штата работников организации, по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ.
Трудовым договором, заключенным 01 января 2014 года между Пархачевой В.С. и ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, работа истца по трудовому договору является основной, за выполнение трудовых обязанностей истцу устанавливается оплата труда, состоящая из: должностного оклада, выплат за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, размер и условия которых определены приказом ФСИН России от 13.11.2008 № 624.
Согласно приказу ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о приеме на работу от 03.01.2014 № 11-лс, заработная плата Пархачевой В.С. состоит из: должностного оклада, районного коэффициента, процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, квалификационную категорию, непрерывную работу в уголовно-исполнительной системе и в учреждениях здравоохранения.
Согласно представленным истцом листкам по заработной плате, Пархачева В.С. получала выплату по Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 с января 2018 года по ноябрь 2020 год, кроме 2 дней работы в сентябре 2018 года, 1 дня работы в сентябре 2019 года, июля 2020 года, августа 2020 года, сентября 2020 (отпуск), 1 дня работы в декабре 2020 года.
Согласно статье 114 Трудового кодекса РФ в период нахождения в ежегодном отпуске работнику выплачивается средний заработок, поэтому в дни отпуска выплата по Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 не подлежит выплате, а учитывается при исчислении среднего заработка для выплаты отпускных.
Поскольку истец с 01 по 14 июля 2020 года и весь сентябрь 2020 года не работала, а находилась в отпуске, заработная плата не начислялась, выплачены отпускные.
В материалы дела ответчиком представлены протоколы заседания комиссии по рассмотрению показателей эффективности работы медицинских работников за июль, август 2020 год, в которых процент эффективности работы истца установлен -0%. Показатели эффективности работы истца установлены начальником филиала МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России ФИО17.
В приказах начальника ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 05.08.2020 № 418-лс за июль 2020 год, от 03.09.2020 № 464-лс за август 2020 год Пархачевой В.С. выплата по Указу Президента РФ от 07.05.2021 № 597 не установлена.
Пархачева В.С. в судебном заседании пояснила, что была лишена в июле и августе 2020 года выплат по Указу Президента РФ от 07.05.2020 № 597 в связи с тем, что в июле 2020 года отказалась выполнять работу по отправке почтовой корреспонденции филиала и ведение учета средств индивидуальной защиты МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, выполнение которой было ей поручено в устной форме начальником филиала ФИО18 отправкой почтовой корреспонденции занималась два раза в неделю.
Согласно должностной инструкции провизора-технолога филиала МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Пархачевой В.С., истец непосредственно подчиняется начальнику филиала МЧ-6, выполнять обязанности, предусмотренные разделом III, в которые входит выполнение разовых поручений начальника медицинской части.
Из пояснений представителя ответчика и свидетель ФИО19 следует, что действительно ФИО20 поручал отправку почтовой корреспонденции, которая отправлялась по почте не каждый день, а по мере необходимости и не в больших объемах, поскольку работника по отправке почтовой корреспонденции в филиале не имеется, а объем выполняемой истцом работы по занимаемой должности небольшой, также истцу поручалась выдача работникам халатов. Поручаемая истцу работа не требует специальных знаний и навыков. В июле 2020 года истец отказалась выполнять поручаемую ей работу, что в том числе, явилось основанием для оценки эффективности работы истца с показателем «0».
Факт отправки истцом почтовой корреспонденции подтверждается документами, представленными ответчиком.
Учитывая фактические обстоятельства дела, и то, что выплата по Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 прямо не предусмотрена условиями трудового договора, Приказом ФСИН России от 13.11.2008 № 624, Положением об оплате труда ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, а Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 не регулирует процедуру начислений спорной стимулирующей выплаты и обязательность ее выплаты, а указывает на повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг.
А поскольку спорная выплата не является гарантированной частью заработной платы, её невыплата не нарушает прав истца на гарантированное вознаграждение за труд в силу статьи 129 Трудового кодекса РФ, законных оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания с ответчика в пользу истца выплаты, предусмотренной Указом Президента РФ от 07.05.2020 № 597, не имеется, поэтому в иске в указанной части следует отказать.
Пархачева В.С. просит взыскать с ответчика её пользу доплату за замещение временно отсутствующей заведующей аптекой- провизора Свидетель №2 в августе и октябре 2020 года.
В соответствии со статьей 151 Трудового кодекса РФ, при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
В статье 60.2 Трудового кодекса РФ указано, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
В пункте 19 Приложения 3 раздела III «Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных)», утвержденного приказом ФСИН России от 13.11.2008 № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы», доплаты за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (статья 151 Трудового кодекса РФ)устанавливаются работникам, выполняющим в одном и том же учреждении наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы.
Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются исходя из фактически выполняемого объема работ по совмещаемой должности (профессии) или обязанностей отсутствующего работника.
Соглашение о совмещении профессий (должностей) или выполнении обязанностей временно отсутствующего работника оформляется приказом по личному составу с указанием совмещаемой профессии (должности) или должности (профессии) отсутствующего работника, объема дополнительно выполняемых обязанностей (работ) и размера доплат.
Размер доплат за совмещение профессий (должностей) устанавливается администрацией по согласованию с работником в процентах от оклада (тарифной ставки) по основной профессии (должности) работника с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Доплаты за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей отсутствующих работников вводятся в пределах экономии фонда заработной платы, образующейся по окладам (тарифным ставкам) отсутствующих работников, независимо от числа лиц, которым они устанавливаются.
Аналогичная норма содержится в пункте 9 Положения об оплате труда ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Положение об оплате труда ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России размер доплата за исполнение обязанностей отсутствующего работника без освобождения от работы, не установлен, должен определяться с учетом фактически выполняемого объема работ по совмещаемой должности (профессии) или обязанностей отсутствующего работника.
Должностной инструкцией провизора-технолога филиала МЧ-6 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Пархачевой В.С. предусмотрено исполнение обязанностей заведующей аптекой- провизора Свидетель №2, в период её отсутствия.
Согласно представленной информации ответчиком, заведующая аптеки-провизор Свидетель №2 находилась в отпуске с 03 августа 2020 года по 09 сентября 2020 года, а с 19 октября 2020 года по 18 ноября 2020 года - на листке нетрудоспособности. Ни один работник ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России не замещал должность заведующей аптеки- провизора, доплата за исполнение обязанностей не производилась.
Согласно представленным ответчиком табелям учета рабочего времени, Пархачева В.С., провизор-технолог, находилась в отпуске с 01 по 14 июля 2020 года, с 01 сентября по 05 октября 2020 года.
В период с 01 по 09 сентября 2020 года заведующая аптеки-провизор Свидетель №2 и провизор-технолог Пархачева В.С. одновременно находились в отпуске.
Представитель ответчика и истец в судебном заседании пояснили, что должностные обязанности провизора-технолога и заведующей аптекой- провизора одинаковые, и в период временного отсутствия заведующей аптекой- провизора истец выполняет свои должностные обязанности.
Проанализировав должностные обязанности провизора-технолога и заведующей аптекой- провизора следует, что их обязанности идентичны. 30 октября 2019 года в должностные обязанности заведующей аптекой- провизора вменено осуществление выездной деятельности (выезды в командировки) в плановом порядке и по указанию руководства МСЧ-11. Доказательств того, что истец в спорный период отсутствия заведующей аптекой- провизора выезжала в служебные командировки, суду не представлено, истцом суду не сообщалось.
Учитывая приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика обязанности по выплате истцу доплаты за замещение временно отсутствующей заведующей аптекой-провизора с 03 августа по 31 августа 2020 года и с 06 октября по 18 ноября 2020 года, поскольку в спорный период истец выполняла работу, предусмотренную её должностной инструкцией, при этом объем выполняемой работы не был увеличен, дополнительную работу она не выполняла. При этом истец в судебном заседании пояснила, что объем выполняемой работы небольшой, за что и любила свою работу. Между тем, в октябре и ноябре 2020 года истцу была начислена и выплачена выплата по Указу Президента РФ от 07.05.2020 № 597 в размере 19 215,10 руб. и 2 783,00 руб.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска о взыскании с ответчика в пользу истца доплаты за замещение временно отсутствующей заведующей аптекой-провизора не имеется, в иске следует отказать.
Исковое требование о взыскании денежной компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы, предусмотренной статьей 326 Трудового кодекса РФ, производны от исковых требований о взыскании неначисленной и невыплаченной выплаты по Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 и доплаты за замещение временного отсутствующей заведующей аптекой-провизора, поэтому требование о взыскании указанной компенсации также следует отказать.
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (часть 1 статьи 237 Трудового кодекса РФ).
В Трудовом кодексе РФ не содержится положений, касающихся понятия морального вреда и определения размера компенсации морального вреда. Такие нормы предусмотрены гражданским законодательством.
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса РФ установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» установлено, что суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда.
Утверждение истца о том, что невыплатой выплату по Указу Президента РФ пот 07.05.2012 № 597 и за замещение временного отсутствующего работника подвергнута дискриминации в сфере труда в связи с отказом выполнять дополнительную работу по поручению начальника филиала МЧ-6 ФИО21 является субъективным. В ходе судебного разбирательства истцом в нарушение требований части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, находящейся в нормативно-правовом единстве с нормами международного права- пунктом «b» части 1 статьи 1 Конвенции Международной Организации Труда от 25.06.1958 № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий», не представлено доказательств, свидетельствующих о всяком другом различии, исключении или предпочтении, имеющем своим результатом ликвидацию или равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.
Истец после отказа выполнять дополнительную работу по поручению непосредственного руководителя, продолжала работать на том же рабочем месте до увольнения по сокращению штата организации (рабочих мест в аптеке), получать заработную плату, гарантированную условиями трудового договора, использовать дни отпуска. Осуществление выплаты по Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 работникам является правом работодателя, поскольку данная выплата является стимулирующей. Доплата за замещение временно отсутствующего работника без освобождения от работы осуществляется работодателем по соглашению и с учетом фактически выполняемого объема обязанностей отсутствующего работника. То обстоятельство, что истцу доплата за замещение отсутствующей заведующей аптекой-провизора ранее выплачивалась, не имеет юридического значения, поскольку решение о доплате принимается работодателем в каждом конкретном случае.
Факт нарушения трудовых прав истца судом не установлен, поэтому в требовании о взыскании денежной компенсации морального вреда в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса РФ следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Пархачевой Валентины Степановны к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании заработной платы в сумме 39 294 руб., денежной компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы и компенсации морального вреда в сумме 100 000 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения- 29 сентября 2021 года.
Вступившее в законную силу решение суда, при условии его обжалования в апелляционном порядке, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г. Санкт – Петербург) в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Председательствующий судья О.В. Черникова