ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-498/18 от 12.12.2018 Хунзахского районного суда (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2018 года <адрес>

Хунзахский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Казанбиева З.М., с участием прокурора <адрес>ФИО5, ФИО4, представляющего интересы ответчика по доверенности, при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному образованию «<адрес>» о восстановлении на прежней работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, просив признать незаконным его увольнение с работы и восстановить в должности, взыскать с ответчика в его пользу сумму среднего заработка за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по день выхода на работу, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 120000 рублей.

В обоснование своих требований указал, что он работал в должности директора МКОУ Верхнебатлухская СОШ» с ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением главы МО «<адрес>» -р-лс от ДД.ММ.ГГГГ он был отстранен от работы. ДД.ММ.ГГГГ данное распоряжение отменено им же, а ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы МО «<адрес>» -р-лс он уволен по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса российской Федерации.

Считает увольнение незаконным по тем основаниям, что требования ч. 2 ст. 8 Закона № 273-ФЗ в части, предусматривающей представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими должности руководителей муниципальных учреждений, должен утверждаться нормативно-правовым актом органа местного самоуправления, противоречит ст. 275 ТК РФ, оспаривает сам факт нарушений при заполнении справок о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, в справках, представленных работодателю, расписался он сам, а не супруга, порядок увольнения в связи с совершением дисциплинарного проступка, предусмотренный ст. 193 ТК РФ, при его увольнении не соблюден, от него не затребовано объяснение, считает, что его увольнение является результатом преследования со стороны ответчика.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.

ФИО4, представляющий интересы МО «<адрес>» по доверенности, иск не признал, ссылаясь на то, что истец не представил в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации МО «<адрес>» справку о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2016 год в отношении самого себя, в отношении других членов своей семьи представил неполные сведения, в частности, не указал жилой дом, находящийся в пользовании в с. В. <адрес> РД, также не указал сведения о полученном материнском капитале. Просил в иске отказать, считая увольнение ФИО1 законным.

В своем заключении прокурор ФИО5 просил исковые требования оставить без удовлетворения, считает, что непредставление сведений о доходах и представление их истцом в неполном объеме является коррупционными нарушениями, влекущими увольнение муниципального служащего.

Опрошенный в качестве свидетеля ФИО6, председатель комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации МО «<адрес>», пояснил суду, что в соответствии с п\п. «б» п. 20 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации МО «<адрес>» в обязанности данной комиссии входит установление достоверности сведений и их полноту в представляемых муниципальными служащими справках о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, супруга и несовершеннолетних детей.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией рассматривалось представление прокурора <адрес>ФИО5 об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции. Прокурором указывалось на непредставление справки о доходах директором МКОУ «Верхнебатлухская СОШ» ФИО1 (в числе других руководителей муниципальных учреждений) на себя самого за 2016 год, а также неполноту сведений в справках на супругу и несовершеннолетних детей. По результатам заключения комиссии сведения, представленные ФИО1 за 2016 год, комиссией признаны неполными и вопрос о дисциплинарной ответственности ФИО1 оставили на усмотрение главы МО «<адрес>».

Опрошенный в судебном заседании глава администрации МО СП «Верхний Батлух» ФИО7 пояснил, что ФИО1 проживает со своей семьей в с. В.<адрес> РД в жилом доме, записанном на нем как на собственнике - записан первым в лицевом счете похозяйственной книги администрации сельского поселения, а жилой дом его родителей ФИО8 и ФИО9 указан отдельно под лицевым счетом похозяйственной книги администрации сельского поселения.

Выслушав истца ФИО1, представителя ответчика ФИО4, свидетелей, изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности, заслушав заключение прокурора ФИО5, суд приходит к следующему.

В силу ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором.

Перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя установлен в ст. 81 ТК РФ.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения муниципального служащего, являются предметом регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов о муниципальной службе.

Согласно ст. 3 ФЗ "О муниципальной службе в РФ" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными указанным Федеральным законом.

Исходя из положения ст. 11 ТК РФ, на муниципальных служащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Таким образом, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по общим и специальным основаниям.

Общие основания предусмотрены трудовым законодательством, специальные основания установлены Федеральным законом "О муниципальной службе в РФ".

В силу пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

В силу ч.1 статьи 15 Федерального Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения предоставляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ч.1 статьи 19 Закона, помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

Статья 27.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусматривает, что за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные ст. 27 настоящего Федерального закона.

Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: 1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; 2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; 3) объяснений муниципального служащего; 4) иных материалов.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

В соответствии с п.33 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального образования отнесено к вопросам местного значения. Согласно ч. 1 ст. 7 указанного Закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и(или) органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии п.п. 1 и 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лица, замещающие указанные должности.

В соответствии с приведенными нормами федеральных законов администрация МО «<адрес>» своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвердила Положение о предоставлении лицом, поступающим на работу на должность руководителя муниципального учреждения МО «<адрес>» Республики Дагестан, а также руководителем муниципального учреждения МО «<адрес>» Республики Дагестан сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга(супруги) и несовершеннолетних детей.

Согласно п. 3 названного Положения руководитель муниципального учреждения представляет сведения о своих доходах, доходах, полученных супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми, если они были получены с 1 января по 31 декабря, от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия и иные выплаты), а также сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Сведения представляются руководителем муниципального учреждения работодателю в письменной форме ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Если руководитель муниципального учреждения обнаружил, что в представленных им сведения не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения, либо имеются ошибки, у него имеется возможность не позднее 31 июля представить уточненные сведения. Подача уточненных сведений не является нарушением и не влечет ответственности за пропущенный срок.

Как установлено судом, согласно трудового договора, заключенного администрацией МО «<адрес>» с ФИО1 года и распоряжения -р-лс от того же числа ФИО1 был назначен директором муниципального казенного образовательного учреждения «В.Батлухская средняя общеобразовательная школа» с ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-р-лс на ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Основанием для рассмотрения работодателем вопроса о применении к ФИО1 (в числе других должностных лиц) дисциплинарного взыскания явились сведения, изложенные в представлении прокурора <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер по устранению нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействия коррупции.

Как следует из данного представления, прокуратурой района в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» и во исполнении организационно-распорядительных документов прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции руководителями муниципальных учреждений МО «<адрес>». В ходе проверки выявлены факты несоблюдения некоторыми руководителями образовательных учреждений района требований законодательства о муниципальной службе и противодействия коррупции.

В частности, в личном деле директора МКОУ «Верхнебатлухская СОШ» ФИО1 отсутствовала справка о доходах, расходах, об обязательствах имущественного характера за 2016 год в отношении самого себя. Имеющаяся в личном деле справка о доходах на ФИО1 за 2016 год, составленная и подписанная его супругой ФИО10 (учительница школы) не может свидетельствовать о представлении ФИО1 справки о своих доходах за 2016 год, поскольку ФИО10 не является лицом, обязанным и уполномоченным составлять справку о доходах в отношении своего супруга и не несет ответственность за изложенные в ней сведения. Кроме того, в представленных ФИО1 в отношении своей супруги и несовершеннолетних детей справках о доходах за 2016 год не указаны сведения о находящемся в их пользовании жилом доме в с. В.<адрес> РД.

Данное представление ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации МО «<адрес>», созданной в соответствии с Положением о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации МО «<адрес>», утвержденного постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам рассмотрения допущенных при заполнении справок о доходах и имуществе, об обязательствах имущественного характера на себя, супругу и несовершеннолетних детей ФИО1, Комиссией принято решение , в соответствии с которым установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, представленные директором МКОУ «Верхнебатлухская СОШ» ФИО1, в соответствии с подпунктом «б» пункта 20 Положения являются неполными, в связи с чем рекомендовано привлечь его с дисциплинарной ответственности на усмотрение главы МО «<адрес>», отметив в том же решении, что ошибки ФИО1.А. допущены не в целях сокрытия доходов и введения в заблуждение работодателя (л.д.34-38).

Оценивая доводы ответчика о применении при увольнении ФИО1 указанных оснований, судом установлено, что в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей за 2016 год директор МКОУ «Верхнебатлухская СОШ» ФИО1 за 2016 год на самого не представил, то есть, справка о его доходах работодателю представлена от имени его супруги ФИО10 за своей подписью, в связи с чем суд соглашается с доводом ответчика о том, что ФИО1 справку о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 года не представил, это следует из личного дела ФИО1, истребованного судом в порядке досудебной подготовки и приобщенного к делу.

В представленных за этот же отчетный период ФИО1 справках о доходах в отношении своей супруги и несовершеннолетних детей не указаны сведения о находящемся в их пользовании жилом доме в с. В.<адрес> РД (раздел 6 «Сведения об обязательствах имущественного характера», п. 6.1»Объекты недвижимости, находящиеся в пользовании»).

Нахождение в пользовании ФИО1 и его семьи жилого дома в с. В.Батлух на период представления им справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, в судебном заседании доказано бесспорно.

Одновременно с этим суд не может при разрешении спора принять ссылку ответчика на непредставление ФИО1 сведений относительно полученного материнского капитала. Ответчиком не представлено суду сведений о времени поступления на счет семьи ФИО1 средств материнского капитала и о распоряжении этими средствами членами семьи ФИО1, а также сведений о периоде получения ФИО1 и членами его семьи (супругой) средств материнского капитала.

В соответствии с ч. 1 Приложения Методических рекомендаций по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции приложения к письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/п-7073 проступок следует считать несущественным, если общая величина всех доходов или величина остатка на счете в банке или иной кредитной организации, ошибочно не указанных в Справке, не превышает 10 000 рублей вследствие округления в большую или меньшую сторону величины дохода, остатка.

В рассматриваемом споре сумма сокрытого имущества значительно превышает названную сумму.

Таким образом, суд считает, что непредставление директором МКОУ «Верхнебатлухская СОШ» ФИО1 справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении самого себя за 2016 год, а также неполное представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении своей супруги, выразившееся в неуказании объекта недвижимости (жилого дома в с. В. <адрес> РД) в графе 6.1 раздела 6 справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год, являлось достаточным и законным основанием для его увольнения работодателем по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации как муниципального служащего, который в силу императивного указания закона обязан представлять полные и достоверные сведения с 1 января по 31 декабря ежегодно о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей.

В соответствии с ч.3 ст. 27 ФЗ "О муниципальной службе в РФ" порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.

В соответствии с ч.4 ч.6 ст. 27.1 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" при применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются в порядке и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами.

Как следует из материалов дела, в частности, из заключения прокурора отДД.ММ.ГГГГ и копии представления об устранении нарушений трудового законодательства, а также законодательства о противодействии коррупции от ДД.ММ.ГГГГ, копии письма главы МО «<адрес>» прокурору <адрес>ФИО5, приобщенных к возражению прокурора на апелляционную жалобу ФИО1 на решение Шамильского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, и не явившиеся предметом обсуждения в суде первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, прокурором были выявлены факты нарушений, допущенных руководителем МКОУ «Верхнебалухская СОШ» ФИО1 при формировании и представлении справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и на свою супругу и ранее (в 2016 г), в частности, указывается на то, что раздел об имуществе, находящемся в пользовании, вообще не заполнен, администрации МО «<адрес> в данном представлении было рекомендовано рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности ФИО1

По письменному сообщению главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ прокурору <адрес> в ответ на указанное представление, директор МКОУ «Верхнебатлухский» ФИО1 предупрежден о необходимости впредь соблюдать требования по заполнению справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и подвергнут дисциплинарному взысканию в виде замечания (по тексту) (л.д.106-110).

Согласно ч. 3 ст. 192 ТК РФ увольнение работника по основаниям, предусмотренным п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей, относится к дисциплинарным взысканиям.

Следовательно, при увольнении по данному основанию необходимо соблюдать порядок применения дисциплинарных взысканий, установленный ст. 193 ТК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 193 Трудового кодекса РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Как следует из материалов дела, прокурором указанные факты нарушений со стороны ФИО1 выявлены и указаны в своем представлении от ДД.ММ.ГГГГ, Комиссией администрации МО «<адрес>», как указано выше, данное представление рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.48), ответчик письменно предложил ФИО1 представить объяснение по выявленным фактам нарушений (л.д.39), уволен истец ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52). В материалах дела имеется копия объяснения ФИО1 на имя главы МО «<адрес>» ФИО11 с пояснениями по поводу нарушений, указанных в представлении прокурора.

Таким образом, порядок привлечения к дисциплинарной ответственности работодателем не нарушен.

При установленных судом обстоятельствах увольнение директора МКОУ «Верхнебатлухская СОШ» ФИО1 следует признать соответствующим закону.

При этих обстоятельствах иск ФИО1 в части взыскания с ответчика заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, рассматриваемые судом как производные от удовлетворения основного иска, при отказе в восстановлении на работе и признании увольнения законным, подлежат оставлению без удовлетворения.

В связи с изложенным и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении иска ФИО1 о восстановлении на прежней работе в должности директора МКОУ «Верхнебатлухская СОШ», взыскании заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме подготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья