Дело № 2-498/19
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
04 июня 2019 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Григорашенко О.В.,
при секретаре Кругляковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации N 36 по г. Москве и Московской области к Межрегиональной благотворительной правозащитной организации "Служба правовой помощи" о возложении обязанности предоставить сведения индивидуального (персонифицированного) учета на работавших (работающих) страхованных лиц за 2017 год,
УСТАНОВИЛ:
ГУ - УПФ РФ N 36 по г. Москве и Московской области обратилось в суд с иском к Межрегиональной благотворительной правозащитной организации "Служба правовой помощи" (далее МБПО "Служба правовой помощи") о возложении обязанности предоставить сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В обоснование заявленных исковых требований ГУ - УПФ РФ N 36 по г. Москве и Московской области ссылается на то, что МБПО "Служба правовой помощи" зарегистрировано в качестве юридического лица в органах ИФНС и в органе Пенсионного фонда. Однако в нарушение действующего законодательства ответчик не представил в пенсионный орган сведения о стаже застрахованных лиц формы СЗВ - СТАЖ за календарный ДД.ММ.ГГГГ год.
На основании изложенного, просит обязать МБПО "Служба правовой помощи" предоставить в ГУ - УПФ РФ N 36 по г. Москве и Московской области сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета о стаже застрахованных лиц за календарный ДД.ММ.ГГГГ год.
В судебном заседании представитель истца ГУ - УПФ РФ N 36 по г. Москве и Московской области МНВ, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, указав, что в МБПО "Служба правовой помощи" по трудовым договорам работает шесть человек, что подтверждается данными, которые организация предоставляет в ИФНС.
Представитель ответчика - председатель МБПО "Служба правовой помощи" БЛИ, действующая на основании устава, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила. Ранее в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признала, пояснив, что у Пенсионного фонда Российской Федерации отсутствуют полномочия на предъявление требований, заявленных в иске в силу Положения "О Пенсионном фонде Российской Федерации". В Перечне Положения отсутствует правопенсионного органа на обращение в суд с требованием о предоставлении формы СЗВ-СТАЖ. Данная справка выдается сотруднику по его требованию при увольнении в соответствии с п.2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Сведения об оплате взносов в ПФ РФ по каждому сотруднику предоставляются организацией в налоговую службы РФ в соответствии с п.2 ст. 11 Закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Кроме того считает, что данное дело не подлежит рассмотрению и разрешению судом общей юрисдикции, поскольку должно быть рассмотрено Арбитражным Судов в порядке, предусмотренным арбитражным процессуальным законодательством.
Выслушав позицию сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования ГУ - УПФ РФ N 36 по г. Москве и Московской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в том числе, лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица.
В силу ст. 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете) Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 1 указанного Закона индивидуальный (персонифицированный) учет представляет собой организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте, дающем в соответствии с законодательством Российской Федерации право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, за которых уплачиваются страховыевзносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страхователем является в числе прочих юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий прием на работу по трудовому договору, а также заключивший договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В п. 3 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Страхователями в рамках Федерального закона 15 декабря 2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсионном страховании) признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (п. 1 ст. 6 Федерального закона).
В ст. 7 Закона о пенсионном страховании указано, что застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации, работающие потрудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовымдоговорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, а также лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход")
Из положений ст. 3 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений; развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами; использование страхового номера индивидуального лицевого счета для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
На основании п. п. 1, 2 ст. 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, навознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения, предусмотренные п. 2.3 Закона предоставляются в налоговый орган в соответствии с утвержденной Приказом Федеральной налоговой службой от 10 октября 2016 г. N ММВ-7-11/551@ формой расчета по страховым взносам, порядком его заполнения, а также форматом предоставления расчета по страховым взносам в электронном виде, к которому форма СЗВ-СТАЖ не относится.
Форма СЗВ-СТАЖ утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от11.01.2017 года N Зп, которое утратило силу в связи с изданием Постановления ПФ РФ от 06.12.2018 года, утвердившим новую форму СЗВ-СТАЖ.
Действительно, сведения, указанные в пункте 2 статьи 11 Закона, страхователь обязан представить застрахованному лицу в течение трех календарных дней со дня обращения застрахованного лица к страхователю.
В то же время обязанность страхователя по выдаче застрахованному лицу справки по форме СЗВ-СТАЖ не освобождают его от обязанности по предоставлению данных сведений в пенсионный орган.
Учитывая изложенное, доводы представителя ответчика о том, что в обязанности организации входит выдача справки формы СВЗ-СТАЖ только работнику при его увольнении, не основаны на положениях Закона.
В силу ст. 19 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 24 названной Инструкции, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты России от 21 декабря 2016 г. N 766н, предусмотрено, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.
Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Обязанность по представлению сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, возникает у юридических лиц в отношении граждан, работающих по трудовому договору либо гражданско-правовому договору и получающих выплаты, на которые согласно ст. 420 НК РФ начисляются страховые взносы.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
В силу абз. 4 ст. 17 названного Закона на работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании.
Из разъяснений, изложенных в письме Минтруда России от 07 июля 2016 г. N 21-3/10/В-4587, следует, что если физические лица (в том числе руководитель организации в случае, когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, то такие лица в целях Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относятся к работающим лицам. В отношении лиц, работающих в общественных объединениях, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" на работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании.
Аналогичные разъяснения даны в письме Пенсионного Фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ г. №, в котором также указано, что в случае отсутствия оформления отношений по трудовому или гражданско-правовому договору представление отчетности в целях ведения сведений индивидуального учета за таких лиц общественными объединениями не осуществляется.
В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен; в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц МБПО "Служба правовой помощи" зарегистрировано Межрайонной ИФНС России N12 по Московской области как юридическое лицо, и ее статус не прекращен.
Согласно данным Межрайонной ИФНС России N12 по Московской области, размещенным на официальном сайте в сети Интернет, в МБПО "Служба правовой помощи" с гражданами БЛА, БДА, ЧАИ, КВВ, ШАИ и ТМА оформлены трудовые отношения, по которым представлены отчеты за ДД.ММ.ГГГГ года.
В нарушение изложенных положений пенсионного законодательства ответчик не представил достоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета на работавших (работающих) застрахованных лицах за ДД.ММ.ГГГГ г.
Указанные доводы истца подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Суд не может согласиться с доводами стороны ответчика о том, что возникший спор неподведомственен суду общей юрисдикции и подлежит рассмотрению и разрешению в арбитражном суде в силу ст. 29 АПК РФ, поскольку он основан на неправильном толковании положений ст. 29 АПК РФ, которая не предусматривает возможность рассмотрения арбитражными судами дел подобного рода.
Также не заслуживают внимание доводы представителя ответчика об отсутствии права пенсионного органа на предъявление в суд заявленных истцом требований.
В силу п. 1 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года, Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и этим Положением, денежные средства которого, в соответствии с п. 2 данного Положения, находятся в государственной собственности Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения предусмотрены обязанности Пенсионного фонда РФ, в том числе по целевому сбору и аккумуляции страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальными выплатами, предусмотренными законом; контролю с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).
В соответствии с положениями ст. ст. 6 и 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" - средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет, в том числе: страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от инвестирования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования.
Согласно ст. 18 указанного Федерального закона средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение и направляются на выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии; доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов); иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования направлен на обеспечение своевременности и полноты перечисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, который формируется, в том числе, и за счет доходов от инвестирования полученных своевременно страховых взносов.
Непредоставление сведений индивидуального учета влияет на отношения по исполнению доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ, средства которого направляются на выплату страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, поэтому обращениеГУ УПФ РФ № 36 по г. Москве и Московской области в суд с требованием о возложении обязанности представить в Управление Пенсионного фонда РФ сведения индивидуального учета на работников входит в круг полномочий региональных пенсионных органов и производится в интересах неопределенного круга лиц.
Поскольку непредставление МБПО "Служба правовой помощи" в установленный законом срок и в установленном законом объеме сведений о застрахованных лицах нарушает гарантированное Конституцией РФ право граждан на пенсионное обеспечение, интересы РФ по обеспечению надлежащего государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ, исковые требования ГУ - УПФ РФ N 36 по г. Москве и Московской области являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае, если при принятии решения суд обязывает ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, при этом указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Учитывая положения данной правовой нормы, суд считает необходимым установить МБПО "Служба правовой помощи" 30-ти дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда для его добровольного исполнения.
С учетом положений ст. 98 и ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере, установленном ст. 333. 19 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 6000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации № 36 по г. Москве и Московской области к Межрегиональной благотворительной правозащитной организации "Служба правовой помощи" о возложении обязанности предоставить сведения индивидуального (персонифицированного) учета на работавших (работающих) страхованных лиц за 2017 год- удовлетворить.
Обязать Межрегиональную благотворительную правозащитную организацию "Служба правовой помощи" в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу представить Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 36 по г. Москве и Московской области сведения индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц за ДД.ММ.ГГГГ год, предусмотренные Федеральным законом РФ от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" по форме СЗВ-СТАЖ.
Взыскать с Межрегиональной благотворительной правозащитной организации "Служба правовой помощи"государственную пошлину в местный бюджет в сумме 6000 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 06 июня 2019 года
Судья