ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-49/2018 от 22.02.2018 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2-49/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

22 февраля 2018 года р.п. Ишеевка

Ульяновский районный суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Э.Р. Касымовой,

с участием помощника Ульяновского транспортного

прокурора Приволжской транспортной прокуратуры В.А. Новикова,

при секретаре Л.Ф. Калимуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Режимно-эксплуатационная станция по гидрогеологическому и экологическому мониторингу окружающей среды» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений требований КВВТ, обязании разработать и применить систему управления безопасностью и запрещении осуществлять эксплуатацию судна до устранения нарушений федерального законодательства, угрожающих безопасности на внутреннем водном транспорте

У С Т А Н О В И Л:

Ульяновский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Режимно-эксплуатационная станция по гидрогеологическому и экологическому мониторингу окружающей среды» (далее сокращенно- ООО «РЭСГЭМОС») о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений требований КВВТ, обязании разработать и применить систему управления безопасностью и запрещении осуществлять эксплуатацию судна до устранения нарушений федерального законодательства, угрожающих безопасности на внутреннем водном транспорте. В обоснование иска указал, что Ульяновской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности судоходства и эксплуатации внутреннего водного транспорта в ООО «РЭСГЭМОС», в ходе которой выявлены нарушения законодательства, регламентирующего вопросы безопасности плавания на внутреннем водном транспорте. В соответствии с Приказом Генпрокуратуры России от 15.07.2011 №211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» на транспортную прокуратуру возложены обязанности по организации и осуществлению надзора за исполнением законов о безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта. Согласно ст. 2 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее КВВТ), законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. В соответствии с ч. 1 ст. 34.1 КВВТ судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее - система управления безопасностью), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций. В силу ч. 5 ст. 34.1 КВВТ, эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи (далее - документ о соответствии). Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, после проверки выполнения им требований настоящей статьи, проводимой в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 ст. 34.1 КВВТ. В соответствии с ч. 8 ст. 34.1 КВВТ установлено, что если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, требования ст. 34.1 КВВТ считаются исполненными судовладельцем в полном объеме. Правила разработки и применения системы управления безопасностью утверждены Приказом Минтранса России от 11.09.2013 № 287 (далее -Правила). В соответствии с ч. 1 ст. 35 КВВТ и Приказом Минтранса России от 25.09.2012 № 355 полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации наделено федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр» (далее - РРР). Проверкой установлено, что в нарушение указанных требований законодательства, на судне «Луч», эксплуатантом которого является ООО «РЭСГЭМОС», судовое свидетельство об управлении безопасностью отсутствует. Согласно объяснению заместителя директора ООО «РЭСГЭМОС» Егорова С.И., на вышеуказанном судне отсутствует свидетельство об управлении безопасностью. По результатам ранее проведенной проверки 13.01.2017 в адрес ООО «РЭСГЭМОС» внесено представление с требованиями устранить выявленные нарушения и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих. Однако, ООО «РЭСГЭМОС» до настоящего времени нарушения, указанные в представлении не устранены, имея реальную возможность своевременно устранить нарушения федерального законодательства РФ. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В связи с тем, что членов судовой команды на указанных судах, пассажиров, пользующихся услугами внутреннего водного транспорта, иных лиц, чьи интересы могут быть затронуты в результате транспортных происшествий с судами индивидуализировать не представляется возможным, круг данных лиц не определен. Согласно п. 1 Правил разрабатываемая судовладельцем система управления безопасностью судов призвана обеспечить безопасность плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, предотвращения несчастных случаев или гибели людей и избежание причинения ущерба окружающей среде. В соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при удовлетворении требования потребителя об обязании произвести определенные действия, связанные с исполнением, суду в каждом случае следует указывать в резолютивной части решения срок, в течение которого после вступления решения в законную силу, ответчик обязан совершить эти действия. Просит признать незаконным бездействие ООО «РЭСГЭМОС», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований КВВТ, а именно в неисполнении требований ст. 34.1 КВВТ, предусматривающих получение свидетельства об управлении безопасностью судна «Луч»; обязать ООО «РЭСГЭМОС» в навигацию 2018 года разработать и применить систему управления безопасностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке на судно «Луч»; запретить ООО «РЭСГЭМОС» осуществлять эксплуатацию судна «Луч» до устранения нарушений федерального законодательства угрожающих безопасности на внутреннем водном транспорте, т.е. до получения судового свидетельства об управлении безопасностью в РРР.

Представитель истца- помощник Ульяновского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры Новиков В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что 13.01.2017 года Ульяновским транспортным прокурором ООО «РЭСГЭМОС» внесено представление об устранении нарушений закона, в котором указывалось на то, что у ООО «РЭСГЭМОС», являющегося эксплуатантом самоходного судна «Луч», судовое свидетельство об управлении безопасностью судна, а также документ соответствия, отсутствуют. ООО «РЭСГЭМОС» предлагалось безотлагательно рассмотреть представление и принять исчерпывающие меры к устранению указанных нарушений законодательства. ООО «РЭСГЭМОС» начало принимать меры к устранению нарушений, заключило договор на разработку системы управления безопасностью судна «Луч», получило свидетельство о соответствии. Завершающим этапом являлось получение системы управления безопасностью судна. Окончательное оформление документов зависело только от эксплуатанта судна- ООО РЭМСГЭМОС», от которого требовалось лишь направить заявку на проведение проверки СУБ судна. Документ о соответствии возможно было получить непосредственно после согласования документации СУБ при условии поступления заявки на проверку СУБ судовладельца. Считает, что оформление всех необходимых документов было возможно в короткий срок после рассмотрения документации по СУБ Средне-Волжским филиалом Российского речного регистра, о чем имеется письмо от 14.04.2017 года. Соответственно, ООО «РЭСГЭМОС» проявило бездействие. Все необходимые документы должны были быть оформлены еще до начала навигации, поскольку неоформление документов до настоящего времени свидетельствует о том, что эксплуатация судна «Луч» в навигацию 2017 года осуществлялось в нарушении норм, установленных Кодексом внутреннего водного транспорта РФ.

Представитель ответчика ООО «РЭСГЭМОС», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в отзывах на иск указал, что не согласен с заявленными требованиями о признании незаконным бездействия ООО «РЭСГЭМОС», выразившееся в непринятии мер по устранению требований КВВТ (п. 1 искового заявления), а с остальной частью заявленных требований согласно. В соответствии с представлением транспортного прокурора, поступившим в адрес ООО «РЭСГЭМОС» 13.01.2017 года, ООО «РЭСГЭМОС» приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, заявленных в исковом заявлении транспортной прокуратуры, их причин и условий, им способствующих, в том числе: 1. ООО «РЭСГЭМОС» 16.01.2017 года в установленном законом порядке заключен гражданско-правовой договор по разработке «Системы управления безопасностью судна «Луч» в ООО «РЭСГЭМОС», в объеме, необходимом для: выполнения Заказчиком - ООО «РЭСГЭМОС» (судовладельцем) обязательных требований, предусмотренных статьей 34, 34.1 КВВТ РФ, в процессе эксплуатации судна «Луч», 1973 года постройки, регистровый номер 181353. Объем работ и специальные требования к ним определены в договоре, исходя из согласованных целей заключения и исполнения настоящего договора, а также соблюдения обязательных требований, установленных статьей 34, 34.1 КВВТ РФ и Правилами разработки и применения системы управления безопасностью судов, утвержденных приказом Минтранса России от 11.09.2013 года. Целью заключения и исполнения указанного договора заявлены: оформление на судно свидетельства об управлении безопасностью (пункт 6 ст. 34.1. КВВТ РФ), и документа о соответствии разработанной и применяемой ООО «РЭСГЭМОС» системы управления безопасностью требованиям статьи 34.1. КВВТ (пункт 5 ст. 34.1. КВВТ),- согласованный сторонами результат выполнения работ по договору. На основании указанного договора Исполнитель также принял на себя обязательства совместно с Заказчиком (ООО «РЭСГЭМОС») осуществлять оформление на судно свидетельства об управлении безопасностью (пункт 6 ст. 34.1. КВВТ РФ), и документа о соответствии разработанной и применяемой ООО «РЭСГЭМОС» системы управления безопасностью требованиям статьи 34.1. КВВТ (пункт 5 ст. 34.1. КВВТ). 2. В соответствии с вышеуказанным договором ООО «РЭСГЭМОС» уже разработана и принята система управления ООО «РЭСГЭМОС» безопасностью судна «Луч», в отношении которой уполномоченным органом (Российским речным регистром) 20.07.2017 года выдан документ о соответствии, зарегистрированный за номером 140085. До навигации 2018 года, работа по оформлению на судно «Луч» свидетельства об управлении безопасностью в соответствии с пунктом 6 ст. 34.1. КВВТ РФ будет завершена. Относительно причин, по которым свидетельства об управлении безопасностью в соответствии с пунктам 6 ст. 34.1. КВВТ РФ не было получено, сообщил следующее. Документы по управлению безопасностью судна в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, разрабатываются поэтапно: 1 этап: должна быть разработана и принята система управления ООО «РЭСГЭМОС» безопасностью судна «Луч», - выполнено ООО «РЭСГЭМОС» 20.07.2017 года, когда Российским речным регистром был выдан документ о соответствии соответствующей системы в отношении судна «Луч», зарегистрированный за номером 140085. 2 этап: получение свидетельства об управлении безопасностью судном в соответствии с пунктом 6 ст. 34.1. КВВТ РФ. Капитан-наставник, в должностные обязанности которого входит оформление системы управления безопасностью судном, в связи с сезонным характером работы, трудоустраивается в ООО РЭСГЭМОС исключительно на период навигации, действие срочного трудового договора с ним было прекращено 15.09.2017 года, в связи с чем работы по оформлению соответствующих документов завершены не были. Работы будут возобновлены после заключения соответствующего срочного трудового договора с данным работником, и будут своевременно завершены до навигации 2018 года,- будет получено свидетельство об управлении безопасностью в соответствии с пунктом 6 ст.34.1. КВВТ РФ.

Принимая во внимание позицию сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ч. 2 ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, положения названного кодекса распространяются на суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных объектах.

Судном является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода; судовладелец - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании (ст. 3 КВВТ РФ).

Как указано в Правилах государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 26.09.2001 № 144, судно, определение которому дано в ст. 3 КВВТ РФ, подлежит государственной регистрации, которая производится на всей территории РФ, по установленной Правилами системе записей о судне, и правах на него, в Государственном судовом реестре РФ, который ведется в органах государственной регистрации.

В соответствии с п. 2 ст. 34 КВВТ РФ судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Согласно п. 1 и п. 5 ст. 34.1 КВВТ РФ судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов, под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций.

Эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям названной статьи (далее - документ о соответствии). Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов.

На основании п. 1 ст. 34.1 КВВТ РФ совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций, включает в себя: 1) инструкции работникам судовладельца по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями КВВТ РФ; 2) документы, устанавливающие полномочия и взаимоотношения работников судовладельца, осуществляющих управление эксплуатацией судов, в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды; 3) документ, устанавливающий полномочия и взаимодействие членов экипажей судов владельца в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды; 4) способы связи между работниками судовладельца и экипажем судна; 5) порядок передачи экипажем судна сообщений об авариях, о фактах несоблюдения требований законодательства и (или) требований, установленных судовладельцем; 6) порядок действий членов экипажа судна и других работников судовладельца в случае возникновения аварийных ситуаций; 7) документы, устанавливающие обязанности капитана судна в отношении: обеспечения безопасной эксплуатации судна экипажем судна; издания необходимых приказов и инструкций в целях обеспечения безопасной эксплуатации судна; проверки выполнения экипажем судна требований безопасной эксплуатации судна; своевременной передачи сообщений судовладельцу о недостатках системы управления безопасностью; 8) документы, подтверждающие полномочия капитана судна, в том числе исключительные полномочия и ответственность в отношении сохранения жизни, здоровья людей, обеспечения безопасной эксплуатации судна и предотвращения загрязнения окружающей среды; 9) программы учений экипажа судна по действиям в условиях аварийной ситуации; 10) порядок ознакомления членов экипажа судна, принятых на работу или назначенных на судно, со своими обязанностями до выхода судна в рейс; 11) порядок ознакомления работников судовладельцев при приеме на работу и переводе на другую работу с возложенными на них обязанностями в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды; 12) порядок планирования рейса судна и обеспечения безопасности его плавания; 13) меры по обеспечению надежности механизмов, устройств, оборудования судов, в том числе регулярные проверки механизмов, устройств, оборудования, которые не используются постоянно; 14) порядок проведения проверок эффективности системы управления безопасностью и при необходимости ее пересмотра.

Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, судну (за исключением судна, эксплуатируемого без экипажа) в подтверждение того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями ст. 34.1 КВВТ РФ, применяется на судне надлежащим образом. Проверки применения на судне системы управления безопасностью осуществляются по заявкам судовладельца в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью или его ежегодного подтверждения организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в п. 2 ст. 34.1 КВВТ РФ (п. 6 ст. 34.1 КВВТ РФ).

Из содержания п. 8 ст. 34.1 КВВТ РФ следует, что если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, требования ст. 34.1 КВВТ РФ считаются исполненными судовладельцем в полном объеме.

Правила разработки и применения системы управления безопасностью разработаны и утверждены Приказом Минтранса России от 11.09.2013 № 287 в соответствии со ст. 34.1 Федерального закона от 07.03.2001 № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» и устанавливают порядок разработки и применения системы управления безопасностью судов судовладельцами в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, профессиональные и квалификационные требования, требования к подготовке, переподготовке и повышению квалификации, аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, порядок проверки выполнения судовладельцем при разработке и применении системы управления безопасностью судов требований ст. 34.1 КВВТ РФ и порядок проверки применения на судне системы управления безопасностью судов.

Система управления безопасностью применяется в течение всего периода эксплуатации каждого судовладельца, подлежащего государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов.

При этом на основании п. 5 ст. 34.1 КВВТ РФ проверку выполнения судовладельцем требований ст. 34.1 КВВТ РФ осуществляет организация, уполномоченная на классификацию и освидетельствование судов.

Проверка системы управления безопасностью судовладельца осуществляется по заявке судовладельца, которая направляется в организацию, уполномоченную на классификацию и освидетельствование судов, не позднее, чем за 10 рабочих дней до первой планируемой даты проведения проверки системы управления безопасностью судовладельца. В случае, если система управления безопасностью соответствует требованиям ст. 34.1 КВВТ РФ, уполномоченный орган выдает судовладельцу документ о соответствии.

К таким органам относится ФАУ «Российский Речной Регистр», который согласно п. 9 Устава, утвержденного распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.11.2011 № ИЛ-126-р, имеет своей целью деятельности обеспечение технической безопасности плавания судов.

В судебном заседании установлено, что ответчик ООО «РЭСГЭМОС» является эксплуатантом судна «Луч», регистровый №181351, 1973 года постройки.

Судно «Луч» находится во владении и пользовании ООО «РЭСГЭМОС» на основании договора аренды № 02-8 от 01.01.2010 года, заключенного между ООО «ВЛК» и ООО «РЭСГЭМОС». Окончание срока договора аренды: 31.09.2010 года (п. 1.4).

30.09.2011 года заключено дополнительное соглашение, которым установлено, что по окончанию срока аренды, согласованного сторонами в пункте 1.4 договора, при отсутствии письменного заявления одной из сторон об отказе от заключения настоящего договора на новый срок, договор аренды имущества считается возобновленным на неопределенный срок на прежних условиях (п. 10.1 Договора).

В силу вышеприведенных требований законодательства, ответчик ООО «РЭСГЭМОС», как судовладелец, эксплуатирующий указанное судно, обязан разработать и применять систему управления безопасностью судна.

13.01.2017 года Ульяновским транспортным прокурором ООО «РЭСГЭМОС» внесено представление об устранении нарушений закона, в котором указывалось на то, что у ООО «РЭСГЭМОС», являющегося эксплуатантом самоходного судна «Луч», судовое свидетельство об управлении безопасностью судна, а также документ соответствия, отсутствуют, и содержалось требование безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя Ульяновской транспортной прокуратуры, принять исчерпывающие меры к устранению указанных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностного лица, допустившего нарушения закона, в течении месяца со дня получения представления принять конкретные меры по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а также проинформировать Ульяновскую транспортную прокуратуру о результатах принятых мер.

В своих письмах от 23.01.2017 года и 13.02.2017 года в Ульяновскую транспортную прокуратуру ООО «РЭСГЭМОС» указало, что к заместителю директора Егорову С.И. применено дисциплинарное взыскание за ненадлежащее исполнение работником своих должностных обязанностей, а также указано, что в настоящее время, в том числе в связи с представлением, и в связи с подготовкой ООО «РЭСГЭМОС» эксплуатации судна «Луч» на период летней навигации 2017 года, судовладельцем организована в установленном порядке разработка документации, предусмотренной ч.ч. 5, 6 ст. 34.1 КВВТ, а также оформление соответствующего судового свидетельства об управлении безопасностью и документа о соответствии применяемой у судовладельца системы (заключен и принят к исполнению соответствующий договор). Соответствующая работа будет завершена в срок до открытия летней навигации 2017 года (до момента начала эксплуатации судна).

16.01.2017 года между ООО «РЭСГЭМОС» (Заказчик) и ИП Абульханов Р.Ш. (Исполнитель) заключен договор оказания услуг (выполнения работ) № 1, предметом которого является оказание Исполнителем Заказчику услуг (выполнение работ) по разработке «Системы управления безопасностью судна «Луч» в ООО «РЭСГЭМОС», в объеме, необходимом для: выполнения Заказчиком - ООО «РЭСГЭМОС» (судовладельцем) обязательных требований, предусмотренных статьей 34, 34.1 КВВТ РФ, в процессе эксплуатации судна «Луч», 1973 года постройки, регистровый номер 181353.

В качестве цели заключения и исполнения указанного договора в п. 1.2 Договора указано: оформление на судно свидетельства об управлении безопасностью (пункт 6 ст. 34.1. КВВТ РФ), и документа о соответствии разработанной и применяемой ООО «РЭСГЭМОС» системы управления безопасностью требованиям статьи 34.1. КВВТ (пункт 5 ст. 34.1. КВВТ),- согласованный сторонами результат выполнения работ по договору.

В соответствии с вышеуказанным договором ООО «РЭСГЭМОС» разработана и принята система управления ООО «РЭСГЭМОС» безопасностью судна «Луч», в отношении которой уполномоченным органом (Российским речным регистром) 20.07.2017 года выдан документ о соответствии, зарегистрированный за номером 140085.

Последующим этапом должно было стать получение свидетельства об управлении безопасностью судном в соответствии с пунктом 6 ст. 34.1. КВВТ РФ, однако свидетельство об управлении безопасностью судна «Луч» до сих пор не получено.

Согласно ответам на запрос суда Средне-Волжского филиала Российского речного регистра от 15.02.2018 года и от 19.02.2018 года в соответствии с п. 18 Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов, утвержденными приказом Минтранса России от 11.09.2013 № 287 (далее- Правила), прошедших процедуру государственной регистрации в Минюсте России, зарегистрированных 19.03.2014 № 31645 и вступивших в силу через 10 дней со дня их опубликования, «организация, уполномоченная на классификацию и освидетельствование судов, при проверке СУБ судовладельца: 1) в течение 10 рабочих дней с даты получения заявки и прилагаемых к ней документов осуществляет ее регистрацию и рассмотрение документов СУБ, полученных в электронном виде в соответствии с пунктом 16 Правил, на соответствие требованиям статьи 34.1 КВВТ; 2) в случае обнаружения в документах СУБ несоответствий требованиям статьи 34.1 КВВТ, по указанному в заявке телефону, электронной почте или факсу информирует судовладельца о несоответствиях до даты посещения судовладельца в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта или об отсутствии в документах СУБ несоответствий требованиям статьи 34.1 КВВТ; 3) с учетом подпункта 2 пункта по указанному в заявке телефону, электронной почте или факсу подтверждает указанные в заявке дату и место посещения судовладельца представителем организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов (далее - эксперт), или согласовывает с судовладельцем или представителем судовладельца иные дату и место посещения судовладельца экспертом; 4) по указанному в заявке телефону, электронной почте или факсу информирует лицо, ответственное за обеспечение безопасной эксплуатации судов, указанное в заявке в соответствии с подпунктом 5 пункта 14 Правил, о дате и времени посещения судовладельца экспертом; 5) направляет к судовладельцу эксперта, который проверяет применение СУБ, знание работниками судовладельца, осуществляющими управление эксплуатацией судов, инструкций по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения окружающей среды и порядок действий работников судовладельца в случае возникновения аварийных ситуаций на судне/судах (проведение учебной тревоги аварийного штаба); 6) в случае, если СУБ соответствует требованиям статьи 34.1 КВВТ, выдает судовладельцу документ о соответствии.» В соответствии с вышеизложенным, судовладелец подал заявку па проверку СУБ судовладельца в Средне-Волжский филиал Российского Речного Регистра (далее- Филиал) 23.06.2017г., с указанием планируемой датой проверки 05.07.2017г., заявка была направлена к исполнению па Ульяновский участок 26.06.2017г., в дальнейшем по согласованию между экспертом и судовладельцем была назначена дата проверки СУБ судовладельца на 20.07.2017г., в согласованные сроки была произведена проверка СУБ судовладельца с оформлением акта проверки СУБ судовладельца от 20.07.2017г., на основании данного акта Филиалом был оформлен Документ о соответствии. Документ о соответствии возможно было получить после согласования документации СУБ при условии поступления заявки на проверку СУБ судовладельца. Состав документации ООО «РЭСГЭМОС» (далее - судовладелец) по Системе управления безопасностью (далее - СУБ) на соответствие требованиям статьи 34.1 Федерального закона от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ «Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации» согласован письмом № СВФ-30.2-0282 от 14.04.2017 г. и в полной мере соответствовал необходимым условиям для дальнейшей проверки применения СУБ судовладельцем и первоначальной проверки применения СУБ на судне. В соответствии с пунктом 6 статьи 34.1 КВВТ проверка применения на судне системы управления безопасностью (далее- проверка СУБ судна) осуществляется по заявке судовладельца (далее- судовая заявка) в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью (далее- судовое свидетельство) или его ежегодного подтверждения (далее- ежегодная проверка СУБ судна) организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов. В судовой заявке указываются следующие сведения: 1) вид проверки (первоначальная, ежегодная или дополнительная); 2) название судна; 3) класс судна; 4) тип судна; 5) грузоподъемность (тонны) и/или пассажировместимость (человек); 6) наименование судовладельца (полное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность (для индивидуального предпринимателя и физического лица): 7) наименование должности, фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов, с указанием контактных данных (номера мобильного и рабочего телефонов, и/или факса, и/или адрес электронной почты); 8) учетный номер, дата выдачи документа о соответствии разработанной и применяемой судовладельцем системы управления безопасностью судов требованиям статьи 34.1. КВВТ (далее - документ о соответствии) и (при наличии) учетный номер, дата выдачи, дата окончания действия судового свидетельства; 9) планируемая дата (даты) проведения проверки СУБ судна; 10) планируемое место проведения проверки СУБ судна. Судовая заявка направляется в организацию, уполномоченную на классификацию и освидетельствование судов, не позднее чем за 10 рабочих дней до первой планируемой в соответствии с подпунктом 9 настоящего пункта даты проведения проверки СУБ судна. В соответствии с вышеизложенным, судовладелец получил бы судовое свидетельство в согласованный день проверки СУБ судна. Причиной не получения судовладельцем судового свидетельства является отсутствие поступления судовой заявки на проведение проверки СУБ судна. Судовое свидетельство возможно получить при условии подачи судовой заявки, проведении проверки СУБ судна и наличия действующего документа о соответствии, которое судовладелец получил 20.07.2017 года за № 140085.

Таким образом, оформление документа о соответствии, а в последующем свидетельства об управлении безопасностью на судно «Луч» зависело только от действий ООО «РЭСГЭМОС», который мог предпринять эти действия непосредственно после того как была рассмотрена документация по СУБ, о чем Средне-Волжским филиалом Российского речного регистра в адрес ООО «РЭСГЭМОС» направлено письмо от 14.04.2017 года за № СВФ-30.2-0282.

Тем самым, ООО «РЭСГЭМОС» проявило бездействие, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований КВВТ, а именно в неисполнении требований ст. 34.1 КВВТ, предусматривающей получение свидетельства об управлении безопасностью судна «Луч».

Довод стороны ответчика, что увольнение капитана-наставника, действие срочного трудового договора с которым прекращено 15.09.2017 года, не может рассматриваться в качестве причины, препятствовавшей оформлению системы управления безопасностью судном, поскольку у ООО «РЭСГЭМОС» с 14.04.2017 года и до момента увольнения данного лица 15.09.2017 года было достаточно времени для завершения процедуры оформления всех необходимых документов, тем более, что представление Ульяновского транспортного прокурора содержало требование о безотлагательном рассмотрении представления и принятии исчерпывающих мер к устранению выявленных нарушений законодательства.

Эксплуатация указанного судна без разработанной и применяемой на каждом судне системы управления безопасностью представляет угрозу безопасности судоходства, поскольку может привести к нежелательным последствиям в виде транспортных происшествий, причинения вреда окружающей среде, а также, создает потенциальную угрозу безопасности, как членов экипажа судна, так и иных лиц, круг которых определить невозможно.

Согласно ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья. Охрана жизни и здоровья граждан, их безопасности, является одной из важнейших функций государства.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Статьей 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» определено, что к основным принципам обеспечения безопасности в Российской Федерации относится приоритет предупредительных мер.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

С учетом изложенного, суд находит требования Ульяновского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ульяновского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «РЭСГЭМОС», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, а именно в неисполнении требований ст. 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, предусматривающей получение свидетельства об управлении безопасностью судна «Луч».

Обязать ООО «РЭСГЭМОС» в навигацию 2018 года разработать и применить систему управления безопасностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке на судно «Луч».

Запретить ООО «РЭСГЭМОС» осуществлять эксплуатацию судна «Луч» до устранения нарушений федерального законодательства угрожающих безопасности на внутреннем водном транспорте, т.е. до получения судового свидетельства об управлении безопасностью в Российском речном регистре.

Взыскать с ООО «РЭСГЭМОС» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

СУДЬЯ: Э.Р. КАСЫМОВА

Решение принято в окончательной форме 27 февраля 2018 года