ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-49/2022 от 26.05.2022 Байкитского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-49/2022

УИД 88RS0002-01-2022-000111-78

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 мая 2022 года с. Байкит

Байкитский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Навгиновой В.В..

при секретаре Кобелевой Г.С.,

с участием

помощника прокурора Эвенкийского района Красноярского края – Фомина М.А.,

ответчика- Лобановой Ирины Геннадьевны

представителя третьего лица - Байкитского сельского Совета депутатов – Шмыгова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах муниципального образования- село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края к Лобановой И.Г. о возмещении ущерба,

у с т а н о в и л :

Заместитель прокурора Эвенкийского района Красноярского края Шамов В.В. обратился в суд в интересах муниципального образования – село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Эвенкийского района проведена проверка исполнения законодательства о местном самоуправлении, бюджетного и трудового законодательства в муниципальном образовании с. Байкит. По результатам проверки установлено следующее.

Согласно ч. 2 ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федерального закона № 131- ФЗ, Закон о местном самоуправлении) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесено, в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения, а Уставом с. Байкит (в действующей редакции) к вопросам местного значения отнесено в том числе: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями (п. 3 ч.1 ст.8).

Согласно ст. 35 Закона о местном самоуправлении в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Наименование представительного органа муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования (п. 2 ч. 16 Закона о местном самоуправлении).

Согласно ч. 17 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, на постоянной основе может работать - 1 депутат.

Статья 2 закона о местном самоуправлении предусматривает, что депутатом, замещающим должность в представительном органе муниципального образования, является председатель представительного органа муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 23 Устава с. Байкит представительный орган состоит из десяти депутатов, избираемых населением сельского поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при голосовании в одном десятимандатном округе сроком на 5 лет. Редакция Устава с. Байкит, действовавшая до 19.11.2018, содержала аналогичные положения в части численности депутатского корпуса.

Согласно ст. 24 Устава с. Байкит представительный орган самостоятельно определяет свою структуру и имеет свой аппарат специалистов. Организацию деятельности представительного органа в соответствии с настоящим Уставом осуществляет председатель представительного органа, избираемый этим органом из своего состава. Председатель представительного органа осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

Таким образом, исходя из действующего законодательства, председатель представительного органа является депутатом, - замещающим должность председателя представительного органа на постоянной основе.

Решением представительного органа с. Байкит – Байкитский сельский Совет депутатов (далее по тексту - БССД) от 11.04.2019 № 5-46 депутат Лобанова И.Г. избрана председателем БССД из состава депутатов 5 созыва.

29.04.2019 г. в соответствии с решением БССД от 29.04.2019 г. № 5-48 Лобанова И.Г. вступила в должность председателя БССД.

Согласно апелляционному определению Судебной коллегии по административным делам пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19.11.2021 по делу № 66а-1245/2021 состав БССД, избранный на муниципальных выборах 09.09.2018 г., признан неправомочным. Определение вступило в законную силу со дня принятия.

Следовательно, полномочия депутатов БССД, избранных на муниципальных выборах 09.09.2018 года, прекращены с 19.11.2021 года.

Согласно требованиями ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Законом Красноярского края от 26.06.2008 N 6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае" предусматривается перечень гарантий для депутата. Для депутатов представительного органа, полномочия которого признаны прекращенными досрочно, в том числе по решению судов, гарантии осуществления депутатских полномочий не предоставляются.

Полномочия председателя БССД в части осуществления руководства юридическим лицом (исполнительно распорядительные, административно-хозяйственные) - муниципальным казенным учреждением «Байкитский сельский Совет депутатов» являются вытекающими из полномочий депутата.

Проверкой установлено, что председатель БССД Лобанова И.Г. 19.11.2021 года присутствовала на оглашении вышеуказанного апелляционного определения суда. При этом в дальнейшем свои полномочия как депутата, а равно как председателя БССД не сложила, и с 19.11.2021 года по дату обращения в суд с настоящим иском она продолжала осуществлять деятельность в данной сфере и получать соответствующее денежное содержание.

17.12.2021 года в адрес главы с. Байкит Управлением территориальной политики администрации Губернатора Красноярского края направлено разъяснительное письмо, которое главой села перенаправлено 12.01.2022 года в БССД.

Расходы на содержание представительного органа несет муниципальное образование -село Байкит, эти расходы отнесены на бюджет поселения. Включение расходов на денежное содержание (предоставление соответствующих гарантий депутату представительного органа, осуществляющему свою деятельность на постоянной основе) в случае досрочного прекращения полномочий депутата, не предусмотрено законом. Вместе с тем, фактически указанные расходы с учетом уточнений исковых требований произведены Лобановой с ноября 2021 года по апрель 2022 года.

Уставом с. Байкит, действующими муниципальными нормативно- правовыми актами, регулирующими деятельность БССД, не предусмотрено осуществление выплат денежного содержания депутату после прекращения полномочий избранного состава депутатов представительного органа.

Согласно п. 4 ст.86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 2 ст. 136 БК РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения, в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года, не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

Требованиями п. 2 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 22 Устава с. Байкит структуру органов местного самоуправления сельского поселения составляют: представительный орган – Байкитский сельский Совет депутатов; глава сельского поселения – Глава села Байкит; администрация - Администрация села Байкит; контрольно-счетный орган, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 59 Устава села разработку проекта бюджета сельского поселения осуществляет администрация. Порядок и сроки разработки проекта бюджета сельского поселения, а также перечень документов и материалов, обязательных для представления с проектом бюджета определяются Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе сельского поселения, утверждаемым представительным органом.

В соответствии с Положением «О бюджетном процессе в муниципальном образовании с. Байкит», утвержденного Решением собрания представителей местного самоуправления с. Байкит от 26.12.2018 года № 309 полномочия участников бюджетного процесса устанавливаются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Составление проекта бюджета сельского поселения осуществляет Администрация сельского поселения.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию.

Осуществление выплат, не предусмотренных действующим законодательством, причиняет ущерб муниципальному образованию с. Байкит.

В соответствии с вышеуказанными положениями действующего законодательства бюджету села Байкит причинен ущерб, размер которого с учетом уточненных исковых требований, оставляет 606070, 97 руб.

Ссылаясь на положения ст. ст. 15, 1064 ГК РФ, считает, что муниципальному образованию – с. Байкит причинен материальный ущерб.

Согласно п.11-12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.

По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).

С учетом вышеизложенного, полагает, что осуществление Лобановой И.Г. функций депутата - председателя представительного органа Байкитского сельского Совета депутатов 5 созыва, после прекращений полномочий депутата, и, соответственно, получение ею денежного содержания, противоречит требованиям законодательства и явилось следствием причинения материального ущерба муниципальному образованию – с. Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края. Просил взыскать с Лобановой И.Г. в бюджет муниципального образования –село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края с учетом уточненных исковых требований причиненный ущерб в размере 606 070, 97 руб.

В судебном заседании помощник прокурора Эвенкийского района Красноярского края – Фомин М.А. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что полномочия председателя представительного органа – Байкитского сельского Совета депутатов прекращены судебным решением от 19.11.2021 года о признании неправомочным состава БССД, избранного 09.09.2018 г. И, соответственно с 19.11.2021 года Лобанова И.Г. не имела право получать денежное содержание.

Ответчик Лобанова И.Г. иск не признала в полном объеме. Представила письменные возражения на исковое заявление, из которых следует, что согласно ч. 9 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган – Байкитский сельский Совет депутатов обладает правами юридического лица, зарегистрирован в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц. Согласно п. 2 ст. 23 Устава с. Байкит также предусмотрено, что представительный орган с. Байкит обладает правами юридического лица. Согласно ч. 14 ст. 35 ФЗ № 131 организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава. Данные положения также прописаны в ч. 2 ст. 24 Устава с. Байкит. В Уставе с. Байкит указано, что председатель представительного органа осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Кроме того, в базе нормативно-правовых актов представительного органа с. Байкит – Байкитском сельском Совете депутатов (Положение о БССД, утвержденное Решением Собрания представителей местного самоуправления с. Байкит от 20.06.2005 № 29, статья 4) предусмотрено, что Совет депутатов наделен правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением села Байкит, что соответствует положениям, закрепленным в абзаце первом ч. 2 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ. Согласно Бюджетному кодексу РФ казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Ссылаясь на ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 1 ст. 24 Устава с. Байкит представительный орган самостоятельно определяет свою структуру и имеет свой аппарат специалистов. Полномочия председателя БССД закреплены в ст. 9 Положения о БССД: выполнение представительских функций; подписание соответствующих договоров и соглашений; назначение на должность и освобождение от должности сотрудников аппарата Совета депутатов в соответствии с действующим законодательством (ст. 22 ТК РФ); открытие и закрытие расчетных и текущих счетов Совета депутатов; организация в представительном органе с. Байкит приема граждан, рассмотрения их обращений, предложений, заявлений, жалоб. Статьей 18 Положения о БССД определено, что организационное, правовое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности Совета депутатов, постоянных и временных комиссий (специализированных и рабочих групп) и депутатов осуществляется аппаратом Совета депутатов, организация деятельности которого регулируется Решениями Совета депутатов и распоряжениями Председателя, сотрудники аппарата Совета депутатов являются муниципальными служащими. Из этих норм следует, что организацию деятельности, то есть руководство представительным органом, как юридическим лицом, вправе осуществлять только председатель данного органа, который избирается в силу закона также из числа депутатов данного органа. Таким образом, правовая основа деятельности председателя представительного органа муниципального образования, являющегося юридическим лицом, имеет двоякую юридическую природу – и как депутата и как руководителя юридического лица. Любое вмешательство во внутрихозяйственную деятельность либо осуществление функций руководства представительным органом муниципального образования, являющегося юридическим лицом, муниципального служащего, иного лица, будет являться коррупционным нарушением и повлечет нецелевое расходование бюджетных средств, так как законом четко ограничен круг лиц, имеющих право осуществлять руководство представительным органом муниципального образования, о чем указано выше. Следовательно, прекращение полномочий депутата не может являться основанием для прекращения функций председателя как единоличного руководителя представительного органа муниципального образования, являющегося юридическим лицом, так как иное толкование приведенных норм привело бы к нарушению трудовых прав муниципальных служащих аппарата Совета и прав юридических лиц, находящихся в хозяйственных отношениях с данным казенным учреждением на основании договоров гражданско-правового характера, влекло бы угрозу сохранности имущества, находящегося на балансе БССД (например, вследствие несвоевременного сброса снега с кровли и т.п.). Лобанова И.Г. избрана председателем Байкитского сельского Совета депутатов решением Совета депутатов от 11.04.2019 г., данное решение не отменено. Пятым апелляционным судом при постановлении апелляционного определения по административному иску ФИО6 о признании неправомочным состава Байкитского сельского Совета депутатов Эвенкийского муниципального района Красноярского края V созыва, вопросы об отстранении председателя БССД от должности или о ликвидации БССД как юридического лица не решались. На основании изложенного, просила в иске отказать.

В судебном заседании Лобанова дополнительно пояснила, что после 19.11.2021 года по апрель 2022 года он выполняла обязанности руководителя юридического лица – муниципального казенного учреждения «Байкитский сельский Совет депутатов», которое зарегистрировано в качестве юридического лица. Выборное должностное лицо не заключает трудовой договор. Необходимо было осуществлять руководство аппаратом БССД, подписывать договоры об оказании коммунальных услуг, отчетную документацию. Подтвердила, что все документы в оспариваемый период она подписывала как руководитель юридического лица. Считает, что нельзя разделить должность руководителя юридического лица – МКУ «Байкитский сельский Совет депутатов» и председателя представительного органа - Байкитский сельский Совет депутатов.

Представитель третьего лица- Байкитского сельского Совета депутатов – вновь избранный председатель Байкитского сельского Совета депутатов Шмыгов А.В. исковые требования поддержал, пояснив, что регламентом Байкитского сельского Совета депутатов, утвержденным Решением от 06.05.2005 № 5 в действующей редакции установлено, что полномочия Председателя БССД прекращаются одновременно с прекращением депутатских полномочий. В связи с чем с даты принятия судебного акта от 19.11.2021 года полномочия Лобановой И.Г. и как депутата и как председателя БССМД прекращены. Соответственно, прекращены полномочия Лобановой И.Г. как руководителя юридического лица – муниципального казенного предприятия «Байкитский сельский Совет депутатов». В штатном расписании данного юридического лица должность руководителя отсутствует. Считает иск обоснованным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:

сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

поселение - городское или сельское поселение;

органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

депутат - член представительного органа поселения;

депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, - председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при голосовании.

Согласно частям 1-3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления составляют входит представительный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

На основании положений статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Представительный орган сельского поселения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в структуру органов местного самоуправления муниципального образования – сельское поселение село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края входит представительный орган – Байкитский сельский Совет депутатов, избираемый населением на муниципальных выборах путем всеобщего, голосования в одном десятимандатном округе сроком на 5 лет.

09 сентября 2018 года состоялись очередные муниципальные выборы депутатов Байкитского сельского Совета депутатов пятого созыва. По результатам данных выборов в Байкитский сельский Совет депутатов пятого созыва избрано 10 депутатов, в числе которых - Лобанова И.Г., которая зарегистрирована депутатом БССД и ей выдано удостоверение об избрании её депутатом Байкитского сельского Совета депутатов пятого созыва по Байкитскому многомандатному избирательному округу № 1.

Согласно Уставу села Байкит, принятому Решением Собрания представителей муниципального образования с. Байкит от 30 декабря 2004 г. (с изменениями от 19 ноября 2018 г. № 5-13) местное самоуправление осуществляется непосредственно населением через муниципальные выборы; органами местного самоуправления (ст. 5).

Согласно статье 22 Устава с. Байкит структуру органов местного самоуправления сельского поселения составляют: представительный орган- Байкитский сельский Совет депутатов, глава сельского поселения – Глава села Байкит, администрация – Администрация села Байкит, контрольно-счетный орган, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления сельского поселения осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета сельского поселения.

На основании ст. 23 Устава с. Байкит представительный орган обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством; расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в бюджете сельского поселения отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Таким образом, Лобанова И.Г., с 09.09.2018 года избрана, а с 19 сентября 2018 года зарегистрирована депутатом Байкитского сельского Совета депутата.

Решением Байкитского сельского Совета депутатов 5 созыва от 11 апреля 2019 № 5-46 Лобанова И.Г. избрана председателем данного представительного органа из числа депутатов этого представительного органа.

На основании Решения БССД 5 созыва от 29 апреля 2019 г. № 5-48 датой вступления Лобановой И.Г. в должность Председателя Байкитского сельского Совета депутатов считается 29 апреля 2019 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Байкитский сельский Совет депутатов включен в ЕГРЮЛ, способ образования – создание юридического лица, дата регистрации – 24.06.2005 г.

В соответствии со ст. 4 Положения о Байкитском сельском Совете депутатов, утвержденного Решением Собрания представителей местного самоуправления с. Байкит Эвенкийского автономного округа от 20.06.2005 г. № 29 ( в ред. от 21.01.2019 № 5-32) (далее- Положение о БССД) Совет депутатов наделен правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением села Байкит, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законодательством. Совет депутатов, как юридическое лицо, действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям, имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности, может быть истцом, ответчиком в судах, может вести самостоятельный баланс, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, лицевые счета в казначействе и в органах, исполняющих бюджет, печать со своим наименованием и изображением герба, штампы, бланки со своим наименованием.

Должностными лицами Совета депутатов являются: Председатель, заместитель Председателя, председатели постоянных комиссий Совета депутатов.

Содержание статьи 4 Положения о БССД полностью соответствует положениям статьи 41 Федерального закона № 131-ФЗ.

В соответствии со ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

В соответствии с п. 1 ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждено сторонами, что Байкитский сельский Совет депутатов, являясь представительным органом местного самоуправления, одновременно зарегистрирован в качестве юридического лица и имеет организационно-правовую форму – муниципальное казенное учреждение.

Согласно ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе может работать 1 депутат, если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек.

Согласно ст. 24 Устава с. Байкит организацию деятельности представительного органа в соответствии с настоящим Уставом осуществляет председатель представительного органа, избранный этим органом из своего состава. Председатель представительного органа осуществляет свои полномочия на постоянной основе, руководит работой представительного органа, организует процесс подготовки и принятия муниципальных служащих представительного органа, издает и подписывает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа.

Положение о Байкитском сельском Совете депутатов (статья 9) также дублирует перечень полномочий председателя представительного органа, установленных Уставом села.

Из вышеперечисленных норм следует, что Лобанова И.Г., будучи избранной и наделенной полномочиями председателя представительного органа местного самоуправления – Байкитского сельского Совета депутатов 5 созыва, одновременно наделялась полномочиями руководителя юридического лица – муниципального казенного учреждения «Байкитский сельский Совет депутатов».

Как указывалось выше, представительный орган – Байкитский сельский Совет депутатов в составе 10 депутатов избирается сроком на 5 лет.

В силу ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

Согласно п. 9 ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления.

Аналогичные положения закреплены в статье 26 Устава с. Байкит.

Решением Собрания представителей местного самоуправления с. Байкит Эвенкийского автономного округа от 06.05.2005 № 5 ( в ред. от 26.12.2018 № 5-27) утвержден Регламент Байкитского сельского Совета депутатов (далее - Регламент), статья 26 которого также закрепляет полномочия председателя Совета депутатов, аналогичные полномочиям, установленным Уставом с. Байкит, в том числе порядок избрания и прекращения полномочий.

Согласно п. 26.2 Регламента полномочия Председателя Совета депутатов прекращаются одновременно с прекращением депутатских полномочий.

Статьей 28 Регламента установлено, что Председатель Совета депутатов досрочно прекращает свои полномочия в случае добровольного сложения, а также в случаях, предусмотренных для досрочного прекращения полномочий депутата.

В судебном заседании ответчик подтвердила, что с даты избрания её председателем Байкитского сельского Совета – представительного органа местного самоуправления, она была наделена полномочиями руководителя юридического лица - муниципального казенного учреждения «Байкитский сельский Совет депутатов». При этом подтвердила, что в соответствии со ст. 37 Устава с. Байкит, ст. 17 Положения о БССД смета расходов Совета депутатов является самостоятельной частью бюджета с. Байкит, утверждается решением Совета депутатов, и ей как выборному должностному лицу, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, выплачивалось ежемесячное денежное содержание, в соответствии с постановлением Совета Администрации Красноярского края от 29.12.2007 № 512-П «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих».

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 ноября 2021 года по делу № 66а-1245/2021 рассмотрено административное дело по административному исковому заявлению Тыняновой Т.М. о признании неправомочным состава Байкитского сельского Совета депутатов Эвенкийского муниципального района Красноярского края пятого созыва по апелляционной жалобе ФИО6 на решение Красноярского краевого суда от 21 июля 2021 года.

Данным определением решение Красноярского краевого суда от 21 июля 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым признан неправомочным состав Байкитского сельского Совета депутатов Эвенкийского муниципального района Красноярского края пятого созыва, избранный на муниципальных выборах 09 сентября 2019 года.

Апелляционное определение вступило в законную силу со дня его принятия.

В судебном заседании установлено и не отрицалось ответчицей, что она присутствовала при рассмотрении дела Пятым апелляционным судом и, соответственно, присутствовала при оглашении данного апелляционного определения 19 ноября 2021 года.

Таким образом, в силу вышеперечисленных норм федерального законодательства и нормативно-правовых актов муниципального образования – село Байкит, с 19 ноября 2021 года прекращены полномочия Лобановой И.Г. прекращены её полномочия как депутата, избранного на очередных муниципальных выборах 09.09.2018 года, и как следствие, прекращены её полномочия как председателя представительного органа с. Байкит - Байкитского сельского Совета депутатов.

Лобанова подтвердила в судебном заседании, что она получала ежемесячное денежное содержание именно как председатель представительного органа с. Байкит, а не как руководитель юридического лица.

Вместе с тем доводы ответчицы о том, что, несмотря на признание неправомочным состава БССД 5 созыва, она не была лишена права руководить юридическим лицом – муниципальным казенным учреждением «Байкитский сельский Совет депутатов», и в связи с этим имела право на получение заработной платы за осуществление этих функций, суд считает несостоятельными.

В соответствии с ч. 7 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, ч. 7 ст. 22 Устава с. Байкит осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

- участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией (за исключением перечисленных в пункте 2 части 7 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ случаев, и только на безвозмездной основе);

- заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Как указано выше, статьей 123.21 Гражданского кодекса РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Из данных норм законодательства следует, что Лобанова И.Г., будучи депутатом, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, не имела права заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, а также участвовать в управлении муниципального казенного учреждения «Байкитский сельский Совет депутатов», являющегося некоммерческой организацией.

Изложенное подтверждает пояснения ответчицы о том, что она получала ежемесячное денежное содержание только лишь за исполнение полномочий председателя представительного органа, но не оплату своей деятельности как руководитель юридического лица.

Кроме того, проведя анализ и исследуя нормативно - правовые акты муниципального образования – село Байкит в совокупности с нормами федерального законодательства суд пришел к следующему выводу.

Действительно, представительный орган местного самоуправления может обладать правами юридического лица, в связи с чем представительный орган села Байкит зарегистрирован в качестве юридического лица в установленном законом порядке.

Из представленных локальных нормативно-правовых актов юридического лица – муниципальное казенное учреждение «Байкитский сельский Совет депутатов» следует, что в штатном расписании, утвержденном Распоряжением Байкитского сельского Совета депутатов от 21 сентября 2020 № 38-ОД, отсутствует должность руководителя данного юридического лица.

В данном учреждении принято и действует Положение об оплате труда муниципальных служащих Байкитского сельского Совета депутатов (утв. Распоряжением Председателя Байкитского сельского Совета депутатов от 21 сентября 2020 № 37-ОД). Данное Положение регулирует вопросы оплаты труда муниципальных служащих юридического лица, включенных в штатное расписание – аппарата Байкитского сельского Совета депутатов: консультанта –юриста- 1 ед; ведущего специалиста – 1 ед.; специалиста 1-ой категории- 1 ед.; специалиста по закупкам- 1 ед.

При этом оплата труда руководителя юридического лица также данным Положением не предусмотрена.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность представительного органа муниципального образования - села Байкит, не урегулированы вопросы оплаты деятельности (труда) руководителя муниципального казенного учреждения «Байкитский сельский Совет депутатов», данное юридическое лицо не имеет учредительных документов, иных локальных нормативно-правовых актов, регулирующих организацию деятельности данного юридического лица.

Ответчицей в нарушение ст. 56 ГПК РФ также не представлены письменные доказательства, предусматривающие функции и должностные обязанности руководителя юридического лица – муниципальное казенное учреждение «Байкитский сельский Совет депутатов».

Имеющиеся нормативно-правовые акты: Устав с. Байкит, Положение о Байкитском сельском Совете депутатов, Регламент Байкитского сельского Совета депутатов регулируют вопросы деятельности Байкитского сельского Совета депутатов только как представительного органа местного самоуправления, действующего как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением через этот орган местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Из действующих нормативно-правовых актов муниципального образования следует вывод о том, что руководителем юридического лица – муниципального казенного учреждения «Байкитский сельский Совет депутатов» может являться только лицо, избранное депутатом на основе всеобщего равного и прямого избирательного права по результатам муниципальных выборов, и, которое впоследствии избирается депутатами на должность председателя представительного органа из числа избранных депутатов.

То есть из этого следует, что руководителем указанного юридического лица может являться только действующий председатель представительного органа - Байкитский сельский Совет депутатов.

Соответственно, в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа, в том числе на основании вступившего в законную силу судебного решения о признании его состава неправомочным, признаются неправомочными (прекращаются) полномочия депутата БССД, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе в качестве председателя представительного органа.

Одновременно с прекращением указанных полномочий депутат лишается статуса руководителя юридического лица – муниципального казенное учреждение «Байкитский сельский Совет депутатов».

Поскольку оплата труда руководителя данного юридического лица как самостоятельного должностного лица не предусмотрена и по существу представляет собой ежемесячное денежное содержание депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе – председателя БССД, в связи с чем с прекращением полномочий депутата и прекращается выплата данного денежного содержания.

Данные выводы подтверждаются также позицией ответчицы, содержащейся в её отзыве на исковое заявление, о том, что как следует из Устава с. Байкит, Положения о БССД, организацию деятельности, то есть руководство представительным органом, как юридическим лицом, вправе осуществлять только председатель данного органа, а не руководитель.

При этом доводы Лобановой о двоякой юридической природе правовой основы деятельности председателя представительного органа с. Байкит, являющегося юридическим лицом, суд считает необоснованными.

Вышеизложенным суд пришел к выводу о том, что из действующих нормативно-правовых актов муниципального образования следует, что лицо становится руководителем юридического лица – МКУ «БССД», только с момента избрания его, как депутата, председателем представительного органа. Иное этими нормативно-правовыми актами не установлено.

Также суд считает несостоятельными доводы ответчицы о вмешательстве во внутрихозяйственную деятельность либо в осуществление функций руководства представительным органом муниципального образования, являющегося юридическим лицом, поскольку это будет являться коррупционным нарушением и повлечет нецелевое расходование бюджетных средств, так как законом четко ограничен круг лиц, имеющих право осуществлять руководство представительным органом муниципального образования.

Так, с начала оспариваемого периода – с 19.11.2021 года состав представительного органа – Байкитского сельского Совета депутатов 5 созыва, избранный на муниципальных выборах 09.09.2018 года, признан неправомочным, то есть с 19.11.2021 года данный представительный орган прекратил свою деятельность в связи с прекращением полномочий депутатов этого органа местного самоуправления, в числе которых - Лобанова И.Г.

Следовательно, в период с 19.11.2021 года по 06.05.2022 года (период получения денежного содержания ответчицей) представительный орган в муниципальном образовании – с. Байкит как таковой отсутствовал. Соответственно, отсутствовал предмет какого-либо вмешательства.

Суд еще раз обращает внимание на то, что ответчица вышеуказанными доводами подтверждает выводы суда о том, что действительно, круг лиц, имеющих право осуществлять руководство представительным органом муниципального образования, является ограниченным. Лобанова подтверждает, что осуществлять руководство представительным органом, как органом местного самоуправления, так и представительным органом как юридическим лицом, имеет право только действующий председатель этого представительного органа.

В своем отзыве на исковое заявление ответчица также сослалась на положения, содержащиеся в части 1 ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Данная норма гласит о том, что структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Вместе с тем, как указывалось выше учредительные документы, нормативно-правовые акты представительного органа муниципального образования, устанавливающие компетенцию, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации – муниципального казенного учреждения «Байкитский сельский Совет депутатов» отсутствуют.

Доводы ответчицы о том, что с 19 ноября 2021 года, исполняя обязанности руководителя юридического лица – МКУ «Байкитский сельский Совет депутатов», она подписывала договоры о предоставлении коммунальных услуг, и иные документы, касающиеся деятельности данного юридического лица, суд также признает несостоятельными.

Из представленных в суд муниципальных контрактов от 16 февраля 2022 года № 196-т, № 200-э, от 11 марта 2022 года № 236-т и № 237-э, дополнительного соглашения к муниципальному контракту № 201-в от 16.02.2022 г. видно, что данные документы заключены от имени Байкитского сельского Совета депутатов непосредственно Председателем Байкитского сельского Совета депутатов Лобановой И.Г., а не от имени юридического лица, и подписаны эти документы Лобановой И.Г. как председателем Байкитского сельского Совета депутатов, не как руководителем юридического лица.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что с 19 ноября 2021 года прекращены полномочия депутата – председателя Байкитского сельского Совета депутатов 5 созыва Лобановой И.Г., в связи с признанием состава этого представительного органа неправомочным. Учитывая, что БССД – это в первую очередь представительный орган местного самоуправления, действующий от имени и в интересах населения сельского поселения – с. Байкит, в связи с чем права руководителя юридического лица – муниципального казенного предприятия «Байкитский сельский Совет депутатов» являются производными от полномочий председателя представительного органа. С момента прекращения полномочий действующего представительного органа, прекращаются, соответственно, полномочия депутата- председателя данного органа. С даты прекращения полномочий председателя представительного органа прекращаются и полномочия руководителя юридического лица – МКУ «Байкитский сельский Совет депутатов».

Более того, ни федеральным законодательством, ни нормативно-правовыми актами муниципального образования, не предусмотрено и не установлена оплата труда руководителя названного юридического лица.

В этой связи Лобанова И.Г. имела право получать денежное содержание, только будучи избранной и исполняя полномочия председателя представительного органа, до момента прекращения её полномочий.

Выплата денежного содержания председателю представительного органа, после прекращения его полномочий, действующим законодательством не предусмотрена.

На основании вышеизложенного, суд также считает необоснованной ссылку ответчицы на статью 7 Положения о представительном органе местного самоуправления с. Байкит – Байкитском сельском Совете депутате.

Согласно данной норме Положения в случае отсутствия Председателя или невозможности исполнения им своих должностных обязанностей, его полномочия, за исключением полномочий руководителя Байкитского сельского Совета депутатов – руководителя юридического лица, временно исполняет заместитель Председателя.

По смыслу данной нормы следует, что она предусматривает временное отсутствие или временную невозможность исполнения Председателем БССД своих должностных обязанностей, и эта норма не распространяется на случаи досрочного прекращения полномочий депутата- Председателя БССД.

При изложенных обстоятельствах, суд считает, что получение Лобановой И.Г. денежного содержания за период с 19 ноября 2021 года по 06 мая 2022 года, является незаконным.

Суд также пришел к выводу о том, что возникшие спорные правоотношения не подпадают под действие Трудового кодекса Российской Федерации.

Доводы ответчицы о том, что она выполняла функции руководителя юридического лица, за которые получала заработную плату, суд считает необоснованными.

Замещение должности руководителя муниципального казенного учреждения «Байкитский сельский Совет депутатов» действительно возможно только путем избрания (статьи 16, 17 Трудового кодекса Российской Федерации), однако в большей мере зависит от получения статуса депутата представительного органа местного самоуправления, что в свою очередь, обусловлено результатами очередных муниципальных выборов.

Байкитский сельский Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления, постоянно действующим выборным органом местного самоуправления с. Байкит, наделенным представительными, нормотворческими и контрольными полномочиями.

Согласно положениям статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования - коллегиальный орган, представляющий интересы населения муниципального образования и обладающий исключительной компетенцией по принятию ряда решений от его имени, и, будучи выборным органом, он один объединяет в своем лице все местное население и уполномочен этим населением на решение важнейших вопросов его жизнедеятельности.

К компетенции указанного представительного органа местного самоуправления также относятся определение размера вознаграждения председателя этого органа.

В соответствии с Уставом с. Байкит, Положением о БССД руководство деятельностью этого представительного органа осуществляет его председатель – депутат, который не может совмещать свою деятельность в органе местного самоуправления с работой в представительном органе как юридическом лице по трудовому договору.

Кроме того, положения статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации к трудовым отношениям относят отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Законодатель в статьях 20, 56 и 57 Трудового кодекса Российской Федерации определил, что работником является лицо, которое за плату и при соблюдении определенных условий действует в интересах работодателя путем выполнения согласованной с работодателем трудовой функции.

Между тем, учитывая приведенные выше положения Федерального закона № 131-ФЗ, Устава с. Байкит, Положения о БССД, Байкитский сельский Совет депутатов является формой осуществления народом своей власти, в целях решения населением, исходя из интересов населения, вопросов местного значения, который действует в форме представительного органа местного самоуправления в отсутствие лица, которого можно было бы квалифицировать в качестве работодателя.

В случае по настоящему делу депутаты Байкитского сельского Совета и его председатель действуют исключительно как орган местного самоуправления в интересах населения муниципального образования – сельского поселения село Байкит, что делает невозможным вывод о существовании в рассматриваемых отношениях признаков трудовых отношений.

Из указанных выше положений законодательства в их взаимосвязи следует вывод, согласно которому Байкитский сельский Совет депутатов является выборным представительным органом местного самоуправления, председатель которого не может находиться с ним в трудовых отношениях, но на основании решения Совета депутатов ему может быть определен размер вознаграждения за исполнение своих полномочий.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что спорные правоотношения регулируются специальным законом – Федеральным законом № 131-ФЗ, Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 51 Устава с. Байкит сельское поселение имеет собственный бюджет (местный бюджет). Расходы бюджета сельского поселения осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Решением представительного органа определяются размеры и условия труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе (ст. 57).

Разработку проекта бюджета осуществляет администрация (ст. 59).

На основании ч. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Статьей 37 Устава с. Байкит лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе, устанавливаются гарантии, в том числе право на своевременное и в полном объеме получение денежного вознаграждения в размере, определяемом муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с законами Красноярского края.

Из данных норм следует, что право на получение денежного вознаграждения имеет лицо, замещающее муниципальную должность на постоянной основе.

Исходя из того, что должность председателя представительного органа относится к числу таких должностей, и с 19 ноября 2021 года Лобанова И.Г. перестала замещать эту должность, в связи с чем с этой даты она утратила право на получение указанного денежного вознаграждения.

В судебном заседании Лобанова пояснила, что БССД имеет свою отдельную статью в бюджете сельского поселения, и в ней заложен фонд оплаты председателя представительного органа, в соответствии с вышеуказанным постановлением Совета администрации Красноярского края от 29.12.2007 № 512-П.

С учетом того, что суд пришел к выводу о неправомерности получения Лобановой И.Г. денежного содержания в период с 19.11.2021 г. по 06.05.2022 г., подлежащего выплате лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе, в связи с чем этими неправомерными действиями причинен материальный ущерб бюджету сельского поселения.

В силу пунктов 3-4 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают вследствие причинения вреда другому лицу.

Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.

Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем возмещения убытков.

Статья 15 ГК РФ предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.07.2020 N 32-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.С. Машукова", по смыслу пункта 1 статьи 15 и статьи 1064 ГК Российской Федерации обязательства по возмещению вреда обусловлены, в первую очередь, причинной связью между противоправным деянием и наступившим вредом. Иное означало бы безосновательное и, следовательно, несправедливое привлечение к ответственности в нарушение конституционных прав человека и гражданина, прежде всего права частной собственности.

Необходимым условием (conditio sine qua non) возложения на лицо обязанности возместить вред, причиненный потерпевшему, включая публично-правовые образования, является причинная связь, которая и определяет сторону причинителя вреда в деликтном правоотношении.

При этом наступление вреда непосредственно вслед за определенными деяниями не означает непременно обусловленность вреда предшествующими деяниями. Отсутствие причинной связи между ними может быть обусловлено, в частности, тем, что наступление вреда было связано с иными обстоятельствами, которые были его причиной. Это, во всяком случае касается причинения такого вреда (ущерба), признаки которого оговорены нормами права или из них вытекают применительно к отдельным категориям правоотношений.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что депутату, замещающему должность в представительном органе – председателю представительного органа муниципального образования, денежное содержание выплачивается за счет средств бюджета муниципального образования, в настоящем случае, за счет средств бюджета села Байкит.

В судебном заседании также установлено и не отрицалось ответчицей, что 19 ноября 2021 года она узнала о том, что с этой даты признан неправомочным состав Байкитского сельского Совета 5 созыва, и с этой даты этот представительный орган не правомочен осуществлять свою деятельность. Следовательно, Лобанова И.Г. с указанной даты также неправомочна была осуществлять свою деятельность в качестве председателя представительного органа и получать денежное содержание.

Между тем в период с 19 ноября 2021 года по 06 мая 2022 года ответчица продолжала получать ежемесячно денежное содержание, что подтверждается расчетными листками и платежными поручениями. Последняя выплата Лобановой И.Г. произведена 06 мая 2022 года.

Более того, из расчетного листка за декабрь 2021 года видно, что Лобановой выплачены командировочные расходы.

Как пояснила ответчица в судебном заседании, она действительно в декабре 2021 года уезжала в служебную командировку для приобретения наглядных пособий в зал заседаний Совета депутатов.

Как видно из расчетных листков, оплата начислена Лобановой И.Г., организация: Байкитский сельский Совет депутатов, подразделение: Совет депутатов (Председатель), должность: председатель Байкитского сельского Совета депутатов.

Всего за период с 19.11.2021 г. по 06 мая 2022 года за счет местного бюджета ответчице начислено денежное содержание и произведены обязательные платежи в пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования всего в сумме 606 070 руб. 97 коп.

Таким образом, суд считает установленным, что между неправомерными действиями ответчицы по получению денежного содержания и наступлением вредных последствий в виде причинения материального вреда муниципальному образованию – село Байкит имеется прямая причинная связь.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.

Исходя из размера удовлетворенных исковых требований, в соответствии с пп.1 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчицы в бюджет Эвенкийского муниципального района Красноярского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 9260 руб. 71 коп.

При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению

На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах муниципального образования - сельское поселение село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края к Лобановой И.Г. о возмещении ущерба удовлетворить.

Взыскать с Лобановой И.Г. в бюджет муниципального образования сельское поселение село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края 606 070 (шестьсот шесть тысяч семьдесят) рублей 97 копеек.

Взыскать с Лобановой И.Г. в бюджет Эвенкийского муниципального района Красноярского края государственную пошлину в размере 9 260 (девять тысяч двести шестьдесят) руб. 71 коп.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Байкитский районный суд Красноярского края.

Председательствующий- судья В. В. Навгинова

Решение изготовлено в окончательной форме 10 июня 2022 года.

Судья В. В. Навгинова