ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4/202010.06 от 10.06.2020 Зеленогорского районного суда (Город Санкт-Петербург)

78RS0004-01-2019-000235-93

Дело № 2-4/2020 10.06.2020г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Зеленогорский районный суд города Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Заведеевой И.Л.

при секретаре Соколовой М.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга к ФИО2, ФИО3, ФИО5 о признании недействительными результаты межевания земельного участка, внесенные в ЕГРН в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением кадастровой ошибки; восстановлении в ЕГРН сведений о земельном участке, внесенные до исправления кадастровой ошибки,

УСТАНОВИЛ:

В соответствии с распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре 20.01.1998г. был поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 3320 кв.м., расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> 2-й <адрес> литер Б кадастровый (далее-участок).

06.07.2013г. на основании договора от 19.06.2013г. купли-продажи земельного участка и нежилого здания зарегистрировано право собственности ФИО13 на земельный участок площадью 3320 кв.м.

По заявлению ФИО13 в рамках процедуры изменения характеристик ранее учтенного земельного участка (уточнения местоположения границы и площади) был сформирован земельный участок 3650 кв.м. Границы указанного участка были утверждены распоряжением КЗРиЗ Санкт-Петербурга от 14.03.2014г. -рк.

После проведения государственного кадастрового учета изменений характеристик земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022125:7 в части увеличения площади с 3320 кв.м. до 3650 кв.м. 26.08.2014г. зарегистрировано право собственности ФИО13 на участок площадью 3650 кв.м.

Согласно имеющимся сведениям на основании межевого плана кадастрового инженера ФИО8 были внесены изменения в характеристики участка в связи с исправлением ошибки в части уточнения местоположения границ и площади земельного участка.

Площадь участка увеличилась на 1170 кв.м. за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена. Акт согласования местоположения границ земельного участка с Комитетом не согласовывался.

В результате исправления ошибки в сведения государственного кадастра недвижимости были внесены изменения в отношении участка с увеличением его площади за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена: площадь участка изменена с 3650 кв.м. на 4820 кв.м.

Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 16.05.2019г. правообладателем участка площадью 4820 кв.м. с 18.01.2019г. являются ФИО3 и ФИО2

Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее-Комитет) не принималось решений о перераспределении границ земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, об изменении границ участка, а также о продаже этих земель.

Государственная регистрация права собственности ответчиков на измененный участок за счет присоединенных государственных земель, которые им не передавались, нарушает право собственности Комитета, поскольку измененный участок включает в себя земли, находящиеся в государственной стоимости.

По мнению Комитета, изменение границ участка произведено с нарушением статей 11.2,11.3,39.28 ЗК РФ.

Основания полагать, что сведения в ЕГРН содержали техническую ошибку либо ошибка имелась в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН ранее, отсутствуют.

Основания для исправления ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости отсутствовали, а произведенные действия по государственному кадастровому учету изменений в сведениях об участке нарушают имущественные интересы Санкт-Петербурга.

Истец просит суд признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022125:7, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> 2-й <адрес> литер Б, внесенные в ЕГРН в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением кадастровой ошибки; восстановить в ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером 78:38:0022125:7, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> 2-й <адрес> литер Б, внесенные до исправления кадастровой ошибки.

Истец Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте слушания дела надлежащим образом извещена, доверила представлять свои интересы в суде представителю.

Представитель ответчика ФИО3, действующий по доверенности, в судебное заседание явился, против удовлетворения требований возражал.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела надлежащим образом извещен, доверил представлять свои интересы в суде представителю.

Представитель ответчика ФИО2, действующий по доверенности, в судебное заседание явился, против удовлетворения требований возражал.

Ответчик ФИО5 (Говзан) Н.Р. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте слушания дела надлежащим образом извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие; в материалы дела представлен отзыв на исковое заявление (л.д.217-222 т.1).

Третье лицо Управление Росреестра по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явилось, о дне, времени и месте слушания дела надлежащим образом извещено, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя; в материалы дела представлен отзыв на иск (л.д.26-28 т.2).

Третье лицо представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал; в материалы дела представлен отзыв на иск (л.д.32-38 т.2).

Третье лицо ФИО13 в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела надлежащим образом извещен, доверил представлять свои интересы в суде представителю.

Представитель третьего лица ФИО13, действующий по доверенности, в судебное заседание явился, против удовлетворения требований возражал.

Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, третьих лиц, изучив выводы экспертного заключения и заслушав эксперта ФИО9, проанализировав в совокупности все собранные по делу доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способаими, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с положением п.3 ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Согласно п.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу п.1 ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с ГрК РФ; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст.11.10 ЗК РФ.

Частью 1 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» установлено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч.3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ учтено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

С января 2017г. государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015г. № 21-ФЗ.

В силу ч.8 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии с ч.3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на существующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (п.4).

Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков (п.6).

Согласно ч.10 ст.22 Федерального закона № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка и местоположение определяется, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа, исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, разрешаются в судебном порядке (ст.63 ЗК РФ).

Кадастровая ошибка-воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (п.2 ч.1 ст.28 Закона о кадастре).

Если кадастровая ошибка имеет место быть в сведениях о местоположении земельного участка к заявлению должен быть приложен межевой план, в состав которого в соответствии Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008г. , должно быть включено заключение кадастрового инженера. Ответственность за отражение в межевом плане сведений о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка (существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка) несет кадастровый инженер.

Соответственно, наличие кадастровой (реестровой) ошибки в сведениях о границах земельного участка является основанием для исправления данной ошибки (с указанием способа ее исправления). Такое исправление допускается в случае, если оно не повлечет за собой нарушение законных интересов правообладателя объекта недвижимости.

Материалами дела доказано, что в соответствии с распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре 20.01.1998г. был поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 3320 кв.м., расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> 2-й <адрес> литер Б кадастровый (далее-участок) (л.д.15-16 т.1).

06.07.2013г. на основании договора от 19.06.2013г. купли-продажи земельного участка и нежилого здания зарегистрировано право собственности ФИО13 на земельный участок площадью 3320 кв.м. (л.д.17 т.1).

По заявлению ФИО13 в рамках процедуры изменения характеристик ранее учтенного земельного участка (уточнения местоположения границы и площади) был сформирован земельный участок 3650 кв.м. Границы указанного участка были утверждены распоряжением КЗРиЗ Санкт-Петербурга от 14.03.2014г. -рк (л.д.18-21 т.1).

После проведения государственного кадастрового учета изменений характеристик земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022125:7 в части увеличения площади с 3320 кв.м. до 3650 кв.м. 26.08.2014г. зарегистрировано право собственности ФИО13 на участок площадью 3650 кв.м. (л.д.22 т.1).

Согласно имеющимся сведениям на основании межевого плана кадастрового инженера ФИО8 были внесены изменения в характеристики участка в связи с исправлением ошибки в части уточнения местоположения границ и площади земельного участка (л.д.23-30 т.1).

Площадь участка увеличилась на 1170 кв.м. за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена. Акт согласования местоположения границ земельного участка с Комитетом не согласовывался.

В результате исправления ошибки в сведения государственного кадастра недвижимости были внесены изменения в отношении участка с увеличением его площади за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена: площадь участка изменена с 3650 кв.м. на 4820 кв.м. (л.д.31-34 т.1).

Согласно выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от 16.05.2019г. правообладателем участка площадью 4820 кв.м. с 18.01.2019г. являются ФИО3 и ФИО2 (л.д.12 т.1).

По мнению Комитета, изменение границ участка произведено с нарушением статей 11.2,11.3,39.28 ЗК РФ.

Истец обратился в суд с ходатайством о проведении по делу комплексной судебной землеустроительной экспертизы.

Определением суда по делу назначена комплексная судебная землеустроительная экспертиза, на разрешение которой поставлены следующие вопросы:

1.Были ли допущены ошибки в документах, послуживших основанием для внесения в ЕГРН 26.08.2014г. сведений об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022125:7, исправление которой возможно через процедуру, установленную ст.28 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»?

2. Существовали ли по состоянию на 27.02.2015г. основания для исправления кадастровой ошибки в отношении содержащихся в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 78:38:0022125:7?

2.1 Имелись ли по состоянию на 27.02.2015г. правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы, содержащие данные о юридических границах земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022125:7 площадью 4820 кв.м.?

3. Соответствуют ли сведения о земельном участке с кадастровым номером 78:38:0022125:7 на момент государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, внесенных в связи с исправлением кадастровой ошибки 08.04.2015г. сведениям о местоположении земельного участка?

Производство экспертизы поручено экспертам государственного экспертного учреждения ФБУ Северо-Западный РЦСЭ Минюста России.

Согласно экспертному заключению (ответ на вопрос ) ошибки в документах, послуживших основанием для внесения в ЕГРН 26.08.2014г. сведений об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022125:7, исправление которых возможно через процедуру, установленную ст.28 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не были допущены (л.д.126-155-165).

Экспертом указано, что по состоянию на 27.02.2015г. основания для исправления кадастровой ошибки в отношении содержащихся в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 78:38:0022125:7 отсутствовали.

В представленных на исследование материалах отсутствуют правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы по состоянию на 27.02.2015г., содержащие данные о юридических границах земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022125:7 площадью 4820 кв.м.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером 78:38:0022125:7 на момент государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, внесенных в связи с исправлением кадастровой ошибки 08.04.2015г., не соответствуют сведениям о местоположении земельного участка на дату проведения осмотра.

В представленных на исследование материалах имеется копия заявления ФИО13 в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Санкт-Петербургу» от 09.07.2014г. (л.д.91-92 т.2), согласно которому заявитель просит осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 78:38:0022125:7 в соответствии с прилагаемыми документами в связи с исправлением кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастрового учета недвижимости о земельном участке.

К заявлению были приложены следующие документы: доверенность, паспорт, электронный носитель от 09.07.2014г., межевой план.

На электронном носителе был представлен межевой план земельного участка площадью 3650 кв.м., подготовленный 27.03.2014г. кадастровым инженером ФИО10 (л.д.64 т.2).

Из межевого плана от 27.03.2014г. следует, что он подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022125:7, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> 2-й <адрес> дача 199 (<адрес> дача 198).

В качестве исходных данных для подготовки межевого плана от 27.03.2014г. использовались следующие документы: распоряжение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга об утверждении границ земельного участка -рк от 14.03.2014г., выписка из каталога координат и высот от 06.11.2008г.

Согласно заключению кадастрового инженера ФИО10 от 27.03.2014г. при проведении кадастровых работ выявлено, что фактически используемая территория не соответствует границам земельного участка, содержащимся в АИС ГКН.

Учитывая изданное Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга распоряжение от 14.03.2014г. -рк, а также для устранения возникшей чересполосицы в результате наложения на ранее учтенный земельный участок проекта планировки и проект межевания территории от 07.12.2010г. в соответствии со ст.11.9 главы 1.1 Земельного кодекса РФ и исторически сложившиеся границы земельного участка, кадастровый инженер пришел к выводу о возможности осуществить государственный кадастровый учет изменения земельного участка в части уточнения местоположения границ, площади в соответствии со ст.28 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В представленных на исследование эксперту материалах имеется копия решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.07.2014г. об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях (л.д.123 т.2), согласно которому даны положительные заключения по всем видам проверки документов по учету изменений объекта недвижимости по заявлению ФИО13

Однако, как следует из заключения кадастрового инженера Говзан (в настоящее время ФИО5) Н.Р., представленного в межевом плане от 27.02.2015г. (л.д.127-139 т.2) фактически восточная граница земельного участка отстоит от ранее зафиксированного границы на 23-29м. Кадастровые работы, на основании которых была сформирована существующая граница земельного участка ФИО13, осуществлялись без учета фактического использования данного земельного участка и прилегающих к нему смежных земельных участков. Не были учтены интересы соседних землепользователей; территория, занятая хозяйственными постройками, не была отнесена к земельному участку.

Для ответа на вопрос эксперт выполнил графическое сопоставление границ земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022125:7, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> 2-й <адрес> литера Б, координаты характерных точек которых указаны в межевом плане от 27.03.2014г., с границами земельных участков, расположенных вблизи исследуемого земельного участка, координаты характерных точек которых указаны в РГИС Санкт-Петербурга (приложение к заключению эксперта).

Из плана в приложении видно, что при определении координат характерных точек границ исследуемого земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022125:7 не были допущены кадастровые ошибки.

Проводя исследование по вопросу , эксперт указывает, что фактическая площадь земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> 2-й <адрес> литера Б с кадастровым номером 78:38:0022125:7, составляет 5066 кв.м. и не соответствует площади, указанной в выписке из ЕГРН и в межевом плане от 27.02.2015г., равной 4820 кв.м.

Эксперт ФИО11, будучи допрошенной судом по обстоятельствам проведения экспертизы, поддержала выводы, изложенные в экспертном заключении, ответила на вопросы суда и лиц, участвующих в деле; пояснила, что экспертиза проводилась с выездом на место, в присутствии представителя ответчиков и представителя третьего лица, с использованием представленных материалов дела.

По смыслу положений ст.55,86 ГПК РФ экспертное заключение является одним из доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования.

Суд считает вышеуказанное заключение эксперта допустимым доказательством, поскольку заключение является полным, мотивированным, эксперт имеет специальное образование, соответствующую квалификацию, был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Представителем ответчиков ФИО3, ФИО2 заявлено о пропуске истцом срока исковой давности. В обоснование заявленного ходатайства представителем ответчиков указано, что Комитету должно было быть известно об исправлении кадастровой ошибки, поскольку все сведения, подлежащие внесению в ЕГРН, были известны Комитету, т.к. находятся в открытом доступе и с момента внесения сведений в ЕГРН Комитет должен был знать о нарушении своих прав.

О пропуске срока исковой давности указали: представитель третьего лица ФИО13; представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу.

Согласно ст.195,196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

К искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, который в силу ст.196 данного Кодекса составляет три года.

Как разъяснено в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015г. «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности» в соответствии со ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.

Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п.1 ст.200 ГК РФ).

В соответствии с п.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с п.1 и п.2 ст.125 ГК РФ от иФИО1 и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из приведенных выше норм законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной или муниципальной собственности начинается со дня, когда государство или муниципальное образование в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.

При этом гражданское законодательство связывает возможность применения срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо в силу осуществления им профессиональной деятельности или объективных обстоятельств, должно было узнать о таком нарушении права, но длительное время не предпринимало действий к его защите.

Согласно пунктам 4.1.2, 4.3.2 Соглашения -с от 26.12.2014г. о взаимодействии и взаимном информационном обмене, информационный обмен, среди прочего, призван обеспечить внесение Комитетом сведений о кадастровом делении территории, сведений о земельных участках и объектах капитального строительства, прошедших государственный кадастровый учет в Региональную геоинформационную систему Санкт-Петербурга (РГИС), верификацию и гармонизацию сведений об объектах недвижимости.

РГИС создана в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Законом
Санкт-Петербурга от 01.07.2009г. «О государственных информационных системах Санкт‑Петербурга» и Законом Санкт-Петербурга от 30.04.2008г. «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования земельных отношений на территории Санкт-Петербурга».

РГИС представляет собой государственную информационную систему исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, картографическая, статистическая и иная информация, а также иные пространственные данные, представляемые органами государственной власти, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге и организациями.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

Согласно ст.2 Закона Санкт-Петербурга от 01.07.2009г.
«О государственных информационных системах Санкт-Петербурга» государственные информационные системы Санкт-Петербурга создаются в целях реализации полномочий государственных органов Санкт-Петербурга
и обеспечения обмена информацией между указанными органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

Как предусмотрено в ст.5 Закона Санкт-Петербурга от 01.07.2009г.
«О государственных информационных системах Санкт-Петербурга», государственные информационные ресурсы Санкт-Петербурга являются открытыми и общедоступными, кроме случаев, установленных действующим законодательством. РГИС создана на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2009г. и представляет собой государственную информационную систему исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, картографическая, статистическая и иная информация, а также иные пространственные данные, представляемые органами государственной власти, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге и организациями (пункт 2 Положения).

Пунктом 3.1 Положения о Системе РГИС, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2009г. , оператором системы РГИС определен Комитет. В рамках исполнения обязанностей по ведению РГИС Комитет формирует файлы классификаторов (кодификаторов) и готовит к передаче массивы геопространственных данных, базы данных, классификаторы и кодификаторы, передаваемые исполнительными органами государственной власти.

В приложении , 2 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга
от ДД.ММ.ГГГГ определен перечень органов государственной власти
и организаций, с которыми подлежат заключению соглашения об информационном обмене среди которых 52 органа исполнительной власти на федеральном и региональном уровне, специализированных организаций.

Согласно пунктам 4.2.2, 4.2.4 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра»
по Санкт‑Петербургу (далее – Кадастровая палата) ежедневно направляет
в Комитет сведения актуальные XML-схемы, используемые для формирования XML-документов при осуществлении информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части сведений об изменениях характеристик земельных участков, учтенных в ГКН, размещенные
на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

Следовательно, речь идет о всем объеме информации, вносимом органом кадастрового учете в постоянном режиме в ЕГРН, Публичную кадастровую карту Росреестра.

Таким образом, передача Комитету полномочий по ведению РГИС
и заключённые в связи с этим соглашения об информационном обмене
не возлагают на Комитет обязанности анализировать направленную иными органами исполнительной власти информацию на предмет возможных нарушений имущественных прав и законных интересов Санкт-Петербурга.

Формат информационного обмена с органом кадастрового учета (в формате XML-документов) не позволяют Комитету проводить такой анализ; передаваемая ежедневно Кадастровой палатой информация в формате XML-документы подгружается в РГИС в автоматическом режиме, что дополнительно свидетельствует о невозможности проведения такого анализа.

Истцом представлены в материалы дела доказательства того, что факты выявленных нарушений имущественных интересов Санкт-Петербурга стали известны Комитету в феврале 2019 года при обращении ФИО13 в Комитет о переоформлении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ/ЗК-04399 земельного участка (является смежным со спорным земельным участком), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, 2-ой <адрес>, уч. 9 (севернее <адрес>, литера А по 2-ому Лесному переулку) (заявление от ДД.ММ.ГГГГ № ОБ-933-1309/19-0-0).

Право частной собственности ответчиков в отношении земельного участка зарегистрировано 18.01.2019г.; исковое заявление подано Комитетом в суд 20.05.2019г.

В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Суд приходит к выводу, что о факте выявленного нарушения имущественных интересов Санкт-Петербурга стало известно истцу в феврале 2019г. при обращении ФИО13 в Комитет при переоформлении договора аренды /ЗК-04399 на ФИО2

Таким образом, Комитетом срок исковой давности при обращении с иском в суд не нарушен.

В силу положений ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном нормативно (п.5 ст. 39.28 Земельного кодекса).

Согласно пункту 3.49 Положения от 16.02.2015г. "О Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Санкт-Петербурга", Комитет готовит и утверждает схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, если указанное полномочие не отнесено к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Комитетом не принималось решений о перераспределении границ земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, об изменении границ участка, а также о продаже этих земель.

В результате внесения изменений в ЕГРН фактически осуществлено распоряжение земельными участками из числа неразграниченных государственных земель.

При этом у кадастрового инженера не имелось оснований полагать, что внесение в государственный кадастр недвижимости изменений, связанных с увеличением площади земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022125:7, не затрагивает интересы Комитета, как представителя собственника земель и может быть произведено без его уведомления.

В силу п.2 ч.1 ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.

Таким образом, обстоятельства, изложенные истцом в обоснование заявленных требований, в полной мере подтверждаются собранными по делу доказательствами.

В ходе рассмотрения дела судом были истребованы материалы землеустроительных и кадастровых дел в отношении земельного участка, проведена комплексная судебная землеустроительная экспертиза, результаты которой подтвердили, что сведения о спорном земельном участке, внесенные органом кадастрового учета при исправлении кадастровой ошибки, не соответствуют правоустанавливающим документам, а значит и основания для подобного исправления отсутствуют.

Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу о нарушении прав истца и необходимости их восстановления путем признания и исправления в сведениях ЕГРН.

На основании изложенного, исковые требований Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга к ФИО2, ФИО3, ФИО5 о признании недействительными результаты межевания земельного участка, внесенные в ЕГРН в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением кадастровой ошибки; восстановлении в ЕГРН сведений о земельном участке, внесенные до исправления кадастровой ошибки, подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

К числу издержек, связанных с рассмотрением дела, ст.94 ГПК РФ относит суммы, подлежащие выплате экспертам.

Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы.

В судебном заседании 19.03.2020г. присутствовал эксперт государственного экспертного учреждения ФБУ Северо-Западный РЦСЭ Минюста России ФИО12, за участие эксперта в суде выставлен счет С-001 от 13.03.2020г. об оплате 5600 рублей (л.д.213 т.3).

Учитывая, что иск Комитета подлежит удовлетворению, с ФИО3, ФИО2, ФИО5 в пользу государственного экспертного учреждения ФБУ Северо-Западный РЦСЭ Минюста России подлежат взысканию судебные расходы за участие эксперта в суде в размере 5 600 рублей, в равных долях, по 1 867 рублей с каждого.

Руководствуясь ст.ст.12,56,57,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022125:7, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> 2-й <адрес> литер Б, внесенные в ЕГРН в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением кадастровой ошибки.

Восстановить в ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером 78:38:0022125:7, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> 2-й <адрес> литер Б, внесенные до исправления кадастровой ошибки.

Взыскать с ФИО4, ФИО3, ФИО5 в пользу государственного экспертного учреждения ФБУ Северо-Западный РЦСЭ Минюста России подлежат взысканию судебные расходы за участие эксперта в суде в размере 5 600 рублей, в равных долях, по 1 867 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Санкт- Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья

В порядке ст. 199 ГПК РФ решение изготовлено 20.07.2020г.

Судья