Дело № 2-500/2022 (2-5640/2021;)
25RS0029-01-2021-010676-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2022 года
Уссурийский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Сердюк Н.А.,
при секретаре Тарасовой М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту интересов ФИО1 к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России о взыскании невыплаченной заработной платы, признании приказов незаконными, с участием третьего лица Министерства обороны Российской Федерации,
установил:
военный прокурор Уссурийского гарнизона, выступая в защиту интересов ФИО1, обратился в суд с названным иском, указав, что проведенной проверкой по обращению ФИО1 о нарушении ответчиком его трудовых прав было установлено, что ФИО2 трудоустроен в ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на должность оператора котельной № 438 военного городка № 11 на основании трудового договора от 10.11.2017 №2917. В связи с тем, что на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 14.01.2021 №38 «Об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда и передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Уссурийский городской округ Приморского края» котельная инв. № 438 передана администрации Уссурийского городского округа, начиная с 19.07.2021 работодателем издавались приказы о приостановке работ (№ 231-кд от 19.07.2021, № 251-кд от 30.07.2021, № 302-кд от 31.08.2021, №343-КД от 27.09.2021), согласно которым объявлялся простой по независящим от работника и работодателя обстоятельствам, в связи с чем расчет заработной платы производился в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), среднего заработка, рассчитанных пропорционально времени простоя. Кроме того, приказом руководителя Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации от 23.08.2021 № 60 «О внесении изменений в штатное расписание федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» должность, занимаемая истцом, подлежит сокращению. С учетом издания приказа о передаче объектов недвижимого имущества 14.01.2021, факта передачи объектов 19.07.2021 и издании приказа о сокращении штатов лишь 23.08.2021, объявление простоя по независящим от работника и работодателя обстоятельствам является необоснованным, поскольку простой возник вследствие ненадлежащей подготовки работодателем организационно-штатных мероприятий, в том числе по подбору вакантных должностей для высвобождаемых работников. По мнению заместителя военного прокурора Уссурийского гарнизона данные приказы являются незаконными, а порядок расчета заработной платы работников нарушающим трудовые права граждан, с учетом уточненных в судебном заседании исковых требований просит признать приказы ВРИО начальника жилищно-коммунальной службы №4 филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации №231-КД от 19.07.2021, №251-КД от 30.07.2021, №302-кд от 31.08.2021, начальника жилищно-коммунальной службы №4 филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации №351-КД от 30.09.2021 в части объявления простоя и установления расчета заработной платы в размере 2/3 тарифной ставки, оклада, среднего заработка, рассчитанных пропорционально времени простоя, незаконными, взыскать с ответчика в пользу работника ФИО1 недополученную заработную плату в размере 50856,49 руб.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, на требованиях настаивал.
Военный прокурор в судебном заседании на уточненных требованиях настаивал, дополнил, что истец с ДД.ММ.ГГ уволен по сокращению штата.
Представитель ответчика с требованиями не согласился по доводам, указанным в отзыве на иск. Просил в иске отказать, пояснил, что доводов против акта проверки трудовой инспекции у ответчика не имеется.
Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, в суд поступили возражения в соответствии с которыми просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска просил отказать, поскольку простой возник по независящим от ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации причинам, в связи с чем заработная плата выплачивалась в размере не менее 2/3 от тарифной ставки, оклада.
Суд, выслушав участников, исследовав доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора.
В силу ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника сложности количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как следует из материалов дела, ФИО2 трудоустроен в ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на должность оператора котельной № 438 военного городка № 11 на основании трудового договора от 10.11.2017 №2917.
Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 14.01.2021 №38 «Об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда и передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Уссурийский городской округ Приморского края» котельная № 438 военного городка № 11 подлежала передаче администрации Уссурийского городского округа.
Приказами ВРИО начальника жилищно-коммунальной службы №4 филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации №231-КД от 19.07.2021, №251-КД от 30.07.2021, №302-кд от 31.08.2021 объявлен простой по независящим от работника и работодателя причинам, в связи с чем расчет заработной платы ФИО2 производился в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Приказом начальника жилищно-коммунальной службы №4 филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации №351-КД от 30.09.2021 объявлен простой по вине работодателя, в связи с чем расчет заработной платы ФИО2 производился в размере не менее 2/3 среднего заработка работника, рассчитанных пропорционально времени простоя.
При этом в приказах не конкретизированы причины и основания приостановки работ, имеется только ссылка на подписание актов приема-передачи объектов нефинансовых активов.
В соответствии с приказом руководителя Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации от 23.08.2021 № 60 «О внесении изменений в штатное расписание федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» с 01.11.2021 в штатное расписание учреждения внесены изменения, должность оператора котельной № 438 военного городка № 11 подлежит сокращению.
Как следует из результатов заключения государственной инспекции труда в Приморском крае ВРИО начальника жилищно-коммунальной службы № 4 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ВВО, начиная с 19.07.2021 года, издавал приказы об объявлении простоя по независящим от работника и работодателя обстоятельствам, производя расчет заработной платы работникам в размере 2/3 должностного оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя. Основанием для вышеуказанных приказов послужил факт передачи 19.07.2021 года объектов недвижимого имущества (котельной № 438) в собственность муниципального образования «Уссурийский городской округ» Приморского края» (приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 14 января 2021 года № 38 «Об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда и передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Уссурийский городской округ» Приморского края»). После издания ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ приказа об объявлении простоя в связи с передачей объектов недвижимого имущества (котельная № 438) в собственность муниципального образования «Уссурийский городской округ» Приморского края» начаты организационно - штатных мероприятия по сокращению штата. При этом простой объявлен 19.07.2021 и далее неоднократно продлевался, тогда как приказ руководителя Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации № 60 «О внесении изменений в штатное расписание федерального государственного бюджетного упреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» издан только 23 августа 2021 года. В период с 19 июля 2021 года по 23 августа 2021 года работодателем не принималось каких-либо мер к проведению организационно-штатных мероприятий, не проводились процедуры по подбору вакантных должностей для высвобождаемых работников. Объявляя простой ФИО2, работодатель изначально исключал возможность принятия каких- либо мер по прекращению простоя, в связи с чем отсутствие работы для работников не обладало признаками ее временного приостановления применительно к положениям ч.3 ст. 72.2 ТК РФ. Гострудинспекция полагает, что заработная плата работникам подлежит оплате не в порядке ст. 157 ТК РФ, а в порядке ч.1 ст. 155 ТК РФ, то есть за работником должна быть сохранена заработная плата в размере среднего заработка, поскольку простой фактически отсутствовал, работники не были обеспечены работой по вине работодателя.
В силу положений статей 22, 56 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором, выплачивать работнику заработную плату за выполненную им работу в полном размере.
В соответствии со статьей 157 Трудового кодекса Российской Федерации, время простоя (статья 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Время простоя по вине работника не оплачивается.
Согласно ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.
Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Суд приходит к выводу о том, что врио начальника жилищно-коммунальной службы № ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ неправомерно указал в оспариваемых приказах №231-КД от 19.07.2021, №251-КД от 30.07.2021, №302-кд от 31.08.2021, что простой объявлен по независящим от работника и работодателя причинам, также как и простой, указанный в приказе №351-КД от 30.09.2021, не отвечает требованиям закона. Фактически работодатель незаконно лишил истца возможности трудиться, в период с 19 июля 2021 года по 23 августа 2021 года ответчиком не принимались какие-либо меры к проведению организационно-штатных мероприятий, не проводились процедуры по подбору вакантных должностей для высвобождаемых работников, работодатель изначально исключал возможность принятия каких-либо мер по прекращению простоя, поскольку впоследствии велась процедура сокращения штата работников, в связи с чем отсутствие работы для истца в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не обладало признаками её временного приостановления применительно к положениям ч.3 ст. 72.2 ТК РФ.
При таких обстоятельствах требования о признании незаконными вышеперечисленных приказов в части объявления простоя подлежат удовлетворению.
Возникшие у работодателя проблемы, связанные с передачей объектов администрации Уссурийского городского округа, не могут служить основанием для ущемления трудовых прав работников на получение заработной платы и возможность трудиться, что гарантировано в том числе ст.37 Конституции РФ, Трудовым кодексом Российской Федерации.
Поскольку оспариваемые приказы являются незаконными, то расчет заработной платы в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), среднего заработка, рассчитанных пропорционально времени простоя, также является незаконным.
В силу положений ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.
В соответствии с ч. 1 ст. 155 ТК РФ при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.
При таких обстоятельствах расчет средней заработной платы подлежит оплате не в порядке ст. 157 Трудового кодекса РФ, а в порядке ч.1 ст. 155 Трудового кодекса РФ в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.
Согласно статье 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Учитывая удовлетворение требований истца об отмене приказов в части объявления простоя, а также расчета заработной платы в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), среднего заработка, рассчитанных пропорционально времени простоя, руководствуясь положениями статей 234, 139 Трудового кодекса Российской Федерации, а также исходя из справок о размере среднего дневного заработка и среднего месячного заработка истца за 12 месяцев, представленных ответчиком, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца недоплаченной заработной платы в размере 50856,49 руб.
По изложенному, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконными приказы ВРИО начальника жилищно-коммунальной службы №4 филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации №231-КД от 19.07.2021, №251-КД от 30.07.2021, №302-кд от 31.08.2021, начальника жилищно-коммунальной службы №4 филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации №351-КД от 30.09.2021 в части объявления простоя и установления расчета заработной платы в размере 2/3 тарифной ставки, оклада, среднего заработка, рассчитанных пропорционально времени простоя.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в пользу ФИО1 недополученную заработную плату в размере 50856,49 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Сердюк
Решение в окончательной форме изготовлено 06.04.2022