Дело № 2-502/2020
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
20 февраля 2020 года г.Хабаровск
Железнодорожный районный суд г.Хабаровска в составе:
председательствующего – судьи Черниковой Е.В.,
при секретаре Атановой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Автономной некоммерческой организации «Краевой сельскохозяйственный фонд» к Городилову Александру Анатольевичу о возмещении убытков, причиненных автономной некоммерческой организации единоличным исполнительным органом,
У С Т А Н О В И Л :
АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» обратился в суд с иском к Городилову А.А. о возмещении убытков, причиненных автономной некоммерческой организации единоличным исполнительным органом, мотивируя тем, что АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» (далее – Фонд) создана на основании распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-пр для предоставления услуг в сфере содействия и обеспечения комплексного развития сельскохозяйственного производства и сельских территорий <адрес>, формирования и развития единой системы сельскохозяйственной и потребительской кооперации на территории <адрес>. Учредителем Фонда является <адрес> в лице Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности <адрес> (далее – <адрес>). Финансирование деятельности Фонда осуществляется за счет средств субсидии из краевого бюджета. Субсидия предоставляется <адрес> в виде имущественного взноса в целях финансового обеспечения уставных видов деятельности Фонда, для реализации мероприятий государственной программы <адрес> «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в <адрес>», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №. С ДД.ММ.ГГГГ. Городилов А.А. осуществлял функции единоличного исполнительного органа (генерального директора) Фонда. Срочный трудовой договор с Городиловым А.А. был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. на основании распоряжения <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о прекращении трудового договора. В результате проверки Контрольно-счетной палатой <адрес> (далее – КСП) исполнения сметы расходов на ведение уставной деятельности Фонда в ДД.ММ.ГГГГ установлены следующие факты. Сметой расходов на ведение уставной деятельности на ДД.ММ.ГГГГ утвержденной решением наблюдательного совета Фонда ДД.ММ.ГГГГ. (протокол от ДД.ММ.ГГГГ. №), на реализацию мероприятия Государственной программы утверждены расходы в сумме 65382,77 тыс. руб., в том числе на создание дочернего хозяйственного общества. Во исполнение указанного мероприятия Фондом было учреждено ООО «Краевой сельскохозяйственный координационный центр» (далее – ООО «КСКЦ»). Приказом генерального директора Фонда от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждено «Положение об условиях и порядке проведения отбора претендентов, предложивших совместную с АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» реализацию общественно значимых проектов в сельскохозяйственном производстве, пищевой промышленности и перерабатывающей промышленности, торговле продовольственными товарами, социальном и бытовом обслуживании сельского населения и социальном развитии села» (далее - Положение). По результатам проведенного отбора с победителями заключаются договоры о совместной реализации проекта (п.20 Положения). Комиссией по отбору претендентов в рамках указанного Положения был произведен отбор претендентов (протокол от ДД.ММ.ГГГГ. №), и Фондом осуществлены расходы на реализацию совместных проектов в общей сумме 66347,94 тыс. рублей. В качестве победителя, в том числе, был отобран проект «Организация работы по переработке молока и выпуску молочной продукции в <адрес> муниципального района» (приобретение агрофермы и необходимого оборудования с передачей в аренду с последующим выкупом), предложенный ООО «<данные изъяты>». Согласно бизнес-плану, сроком окончания реализации проекта являлся ДД.ММ.ГГГГ. В целях реализации данного проекта Фондом по Договору поставки № от ДД.ММ.ГГГГ. (далее – Договор поставки), заключенному с ООО «<данные изъяты> приобретено оборудование для организации работы цеха по приемке, переработке молока и выпуску молочной продукции (далее – мини-завод) стоимостью 9513000 руб. Определение поставщика товаров проводилось Фондом без проведения каких-либо конкурсных или иных процедур по мониторингу цены товара. Кроме того, договор с поставщиком был заключен в нарушение порядка согласования договоров, предусмотренного Положением о порядке подготовки, согласования, подписания, хранения договоров и исходящих документов АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд», утвержденным генеральным директором Фонда ДД.ММ.ГГГГ., а именно отсутствуют визы юрисконсульта и главного бухгалтера Фонда о согласовании договора. Проверкой КСП также было установлено, что бизнес-план претендента не соответствует требованиям, установленным макетом бизнес-плана, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении порядка рассмотрения и отбора инвестиционных проектов в целях признания их приоритетными инвестиционными проектами <адрес> для получения краевой государственной финансовой поддержки». Согласно выводам Отчета по результатам контрольного мероприятия КСП от ДД.ММ.ГГГГ., претендентом на реализацию общественно значимого проекта – ООО «<данные изъяты>» не исполнен план мероприятий, поскольку приобретенное оборудование Фондом ему не передано по договору аренды либо ином другом праве. В ДД.ММ.ГГГГ Министерством финансов <адрес> была проведена проверка Фонда в части законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета, предоставленных Фонду, за ДД.ММ.ГГГГ г.г. По результатам проверки <адрес> сделан вывод, что приобретение Фондом данного мини-завода являлось экономически неоправданным и неэффективным решением. Одной из причин отсутствия заинтересованности в мини-заводе являлось необоснованно высокая стоимость, т.к. его приобретение Фондом произведено без применения конкурентных способов закупок, по единоличному решению предыдущего генерального директора Фонда Городилова А.А. В ходе проверки проведен анализ ценовой информации на мини-завод соответствующей производительности в общедоступной информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по результатам которого установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. имеются предложения минимальных цен мини-заводов, идентичных приобретенному Фондом по производительности, от 3490,00 тыс. руб. до 5490,00 тыс. руб. По результатам контрольных мероприятий <адрес> вынесено Предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. в 55 дней Фонду принять меры по устранению выявленного нарушения – неэффективного использования средств субсидии в связи с приобретением мини-завода по производству молока, потребность в котором отсутствует. Во исполнение предписания Фондом проведена оценка указанного мини-завода, согласно которой стоимость оборудования составляет 2303560,00 руб. (отчет №.№ об оценке рыночной стоимости Мини-завода переработки молока 3000 литров в смену от ДД.ММ.ГГГГ.). В результате вышеуказанных действий (бездействия) бывшего генерального директора Городилова А.А. Фонду причинены убытки в размере 9513000 руб. в виде оплаты цены по договору поставки № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенному с ООО «<данные изъяты>» с целью приобретения оборудования, потребность в котором отсутствует. В соответствии с п.1 ст.53.1 ГК РФ лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску. Поскольку спорные правоотношения возникли между Фондом и Городиловым А.А. в связи с его действиями (бездействием) в период исполнения обязанностей в должности генерального директора Фонда, то на данные правоотношения распространяются действия ст.277 ТК РФ, согласно положениям которой руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации (п.1); в случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями; при этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством (п.2). Расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства (ст.15 ГК РФ). В соответствии с действующим законодательством РФ для установления виновности какого-либо лица в причинении ущерба необходимо наличие совокупности 3-х составляющих: совершение данным лицом каких-либо действий (бездействия), наступление у другого лица негативных последствий и причинно-следственная связь между совершенными действиями (бездействием) одного лица и наступившими негативными последствиями у другого лица. Таким образом, совершение бывшим генеральным директором Фонда Городиловым А.А. действий (бездействий), выразившихся в приобретении мини-завода стоимостью 9513000,00 руб. без мониторинга цен для проекта, который не был реализован, подтверждается Отчетом КСП <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. Также факт неэффективного использования средств субсидии в связи с приобретением мини-завода по производству молока, потребность в котором отсутствует, установлен по результатам контрольных мероприятий, проведенных <адрес>. На основании изложенного, АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» просит суд взыскать с Городилова А.А. в пользу Фонда ущерб в размере 9513000,00 руб., а также взыскать судебные расходы по уплате госпошлины в размере 60000 руб.
В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнила, что на сегодняшний день, во исполнение предписания <адрес>, ставится вопрос о продаже мини-завода. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме, согласна на рассмотрение дела в порядке заочного производства в связи с неявкой ответчика.
В судебное заседание ответчик Городилов А.А. не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом по адресу регистрации по месту жительства, от получения судебного извещения через почтовое отделение связи уклонился, возражения против иска не представил.
На основании ст.233 ГПК РФ суд считает возможным, с согласия представителя истца, рассмотреть дело в отсутствие ответчика Городилова А.А. в порядке заочного производства.
Заслушав представителя ответчика ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № создана Автономная некоммерческая организация «Краевой сельскохозяйственный фонд».
Согласно Уставу АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» (новая редакция утверждена ДД.ММ.ГГГГ.), Фонд является автономной некоммерческой организацией, не имеющей членства и созданной на основе имущественных взносов учредителя для достижения целей Организации (п.1.1). Учредителем Организации является <адрес>. Функции и полномочия учредителя от имени <адрес> осуществляет Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности <адрес> (п.1.2). Основной целью деятельности Организации является предоставление услуг, направленных на содействие комплексному развитию сельскохозяйственного производства и сельских территорий <адрес>, формирование и развитие единой системы сельскохозяйственной и потребительской кооперации на территории <адрес> (п.2.1). Органами управления Организации являются: наблюдательный совет – коллегиальный высший орган управления и генеральный директор – единоличный исполнительный орган Организации (п.5.1). Решение о назначении генерального директора и об освобождении его от должности принимается Учредителем на основании предложения наблюдательного совета (п.5.13).
Финансирование деятельности АНО «КСФ» осуществляется за счет средств субсидии из краевого бюджета. Субсидия предоставляется Учредителем в лице <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-пр утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидии из краевого бюджета автономной некоммерческой организации «Краевой сельскохозяйственный фонд», которым установлены правила предоставления субсидии Фонду на текущий финансовый год, а также цели и условия ее предоставления.
В соответствии с п.1.2 указанного Порядка субсидия Министерством предоставляется в виде имущественного взноса в целях финансового обеспечения уставных видов деятельности Фонда, для реализации мероприятий Государственной программы <адрес> «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-пр.
В соответствии со ст.15 ТК РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинения работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст.16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом.
На основании ст.56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии с п.1 ст.58 ТК РФ трудовые договоры могут заключаться: 1) на неопределенный срок; 2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
На основании ст.59 ТК РФ по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий <адрес> и ответчиком ФИО1 был заключен срочный трудовой договор №, в соответствии с которым ответчик с ДД.ММ.ГГГГ. принят на должность генерального директора АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд». Договор является срочным и заключается на срок 4 года в соответствии со ст.59 ТК РФ. Работник выполняет трудовые функции по Договору в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством РФ, Договором, Правилами внутреннего трудового распорядка Фонда, иными локальными нормативными актами Фонда, должностной инструкцией (п.2.1).
О приеме ответчика ФИО1 на работу в АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ. №.
В силу положений ст.21 ТК РФ, работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.
ДД.ММ.ГГГГ. генеральным директором АНО «КСФ» ФИО1 утверждено «Положение о порядке подготовки, согласования, подписания, хранения договоров и исходящих документов автономной некоммерческой организации «Краевой сельскохозяйственный фонд», в соответствии с п.1.9 которого до предоставления на подпись проект договора согласовывается и визируется следующими должностными лицами КСФ либо лицами, их замещающими в пределах компетенции, в следующем порядке: куратором либо руководителем структурного подразделения куратора (при наличии); юрисконсультом; главным бухгалтером (в части, касающейся порядка, сроков, размеров, оснований и прочих условий оплаты товаров, работ, услуг, содержащихся в проекте договора. После согласования проект договора передается на согласование генеральному директору либо представителю КСФ по доверенности.
Согласно п.1.15 вышеуказанного Положения, при отсутствии виз куратора, юрисконсульта и главного бухгалтера, либо лиц, их замещающих, проект договора не подлежит согласованию генеральным директором либо представителем КСФ по доверенности.
Приказом генерального директора АНО «КСФ» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. №-ОД утверждено «Положение об условиях и порядке проведения отбора претендентов, предложивших совместную с автономной некоммерческой организацией «Краевой сельскохозяйственный фонд» реализацию общественно значимых проектов в сельскохозяйственном производстве, пищевой промышленности и перерабатывающей промышленности, торговле продовольственными товарами, социальном и бытовом обслуживании сельского населения и социальном развитии села», в соответствии с которым целью Отбора является определение его победителей на конкурсной основе, получающих право на участие в совместной реализации Проектов с КСФ путем совместного финансирования и (или) учреждения юридических лиц для ведения хозяйственной деятельности, направленной на реализацию Проектов (п.2). Организатором Отбора является КСФ (п.3). Заявки Претендентов рассматривает комиссия по Отбору КСФ, которая проверяет соответствие заявок Претендентов и прилагаемых к ним документов требованиям, установленным Положением (п.6). По результатам проведенного Отбора с победителями заключаются договоры о совместной реализации Проекта (п.20 Положения).
ДД.ММ.ГГГГ. между Министерством сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий <адрес> и АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» в лице генерального директора ФИО1 заключен о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса №, в соответствии с которым Министерство обязуется предоставить Получателю субсидии в ДД.ММ.ГГГГ. субсидию из краевого бюджета в виде имущественного взноса в целях финансового обеспечения видов деятельности Получателя субсидии, предусмотренных его уставом, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, согласно смете расходов на ведение уставной деятельности, утвержденной наблюдательным советом Получателя субсидии, направленных на реализацию мероприятий пункта 4.3 раздела 4 приложения № к государственной программе <адрес> «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-пр. (п.1.2). Субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели (п.1.3). Размер предоставляемой субсидии составляет 40 млн руб. (п.2.1.1).
Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ№, созданной комиссией АНО «КСФ» по отбору претендентов произведен отбор претендентов, предложивших с АНО «КСФ» реализацию проекты в сельскохозяйственном производстве, в том числе проекта «Организация работы по переработке молока и выпуску молочной продукции в <адрес> муниципального района» (приобретение агрофермы и необходимого оборудования с передачей в аренду с последующим выкупом), предложенный ООО «Краевой сельскохозяйственный координационный центр».
В целях реализации данного проекта между ООО «<данные изъяты>», как Поставщиком, и АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» в лице генерального директора ФИО1, как Покупателем, был заключен договор поставки от ДД.ММ.ГГГГ. №, в соответствии с которым Поставщик обязуется передать в собственность Покупателя, а Покупатель надлежащим образом принять и оплатить оборудование для организации работы цеха по приемке, переработке молока и выпуску молочной продукции, сроки поставки, состав, количество и цена которого указаны в Спецификации товара (п.1.1). Оплата по выставленным счетам по Договору производится путем перечисления Покупателем денежных средств на расчетный счет Поставщика в размере 100% от суммы выставленного счета (п.3.1).
Как следует из Спецификации товара, оборудование состоит из 18 наименований предметов, общая стоимость которого составляет 9513000 руб.
Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ., АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» перечислила на счет «<данные изъяты>» оплату товара и услуг по счету № от ДД.ММ.ГГГГ. согласно договору поставки № от ДД.ММ.ГГГГ. денежные средства в сумме 9513000 руб.
Согласно акту приема-передачи имущества (приложение к договору хранения от ДД.ММ.ГГГГ№), Хранитель ООО «<данные изъяты> принял от Поклажедателя АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» оборудование мини-завода в составе 18 наименований предметов, общей стоимостью 9513000 руб.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<адрес>-счетной палатой <адрес> была проведена плановая проверка на предмет законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета, выданных АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» в рамках государственной программы <адрес> «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы».
Согласно Отчету Контрольно-счетной палаты <адрес> по результатам контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ., установлено, что сметой расходов на ведение уставной деятельности на ДД.ММ.ГГГГ., утвержденной решением наблюдательного совета Фонда ДД.ММ.ГГГГ. (протокол от ДД.ММ.ГГГГ. №/НС), на реализацию мероприятия Государственной программы утверждены расходы в сумме 65382,77 тыс. руб., в том числе на создание дочернего хозяйственного общества. Во исполнение указанного мероприятия Фондом было учреждено ООО «Краевой сельскохозяйственный координационный центр» (далее – ООО «КСКЦ»). Комиссией по отбору претендентов был произведен отбор претендентов (протокол от ДД.ММ.ГГГГ. №), и Фондом осуществлены расходы на реализацию совместных проектов в общей сумме 66347,94 тыс. рублей. В качестве победителя, в том числе, был отобран проект «Организация работы по переработке молока и выпуску молочной продукции в <адрес> муниципального района» (приобретение агрофермы и необходимого оборудования с передачей в аренду с последующим выкупом), предложенный ООО «КСКЦ». Согласно бизнес-плану, сроком окончания реализации проекта являлся ДД.ММ.ГГГГ. В целях реализации данного проекта Фондом по Договору поставки № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенному с ООО «<данные изъяты> приобретено оборудование для организации работы цеха по приемке, переработке молока и выпуску молочной продукции (далее – мини-завод) стоимостью 9513000 руб. При этом, определение поставщика товаров проводилось Фондом без проведения каких-либо конкурсных или иных процедур по мониторингу цены товара. Кроме того, договор с поставщиком был заключен в нарушение порядка согласования договоров, предусмотренного Положением о порядке подготовки, согласования, подписания, хранения договоров и исходящих документов АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд», утвержденным генеральным директором Фонда ДД.ММ.ГГГГ., а именно отсутствуют визы юрисконсульта и главного бухгалтера Фонда о согласовании договора. При этом, бизнес-план претендента не соответствует требованиям, установленным макетом бизнес-плана, утвержденным постановлением <адрес> от 22.03.2012г. №-пр «Об утверждении порядка рассмотрения и отбора инвестиционных проектов в целях признания их приоритетными инвестиционными проектами <адрес> для получения краевой государственной финансовой поддержки». Претендентом на реализацию общественно значимого проекта – ООО «КСКЦ» не исполнен план мероприятий, поскольку приобретенное оборудование Фондом ему не передано по договору аренды либо ином другом праве. На момент проведения контрольного мероприятия ООО «КСКЦ» к реализации инвестиционного проекта не приступило.
Распоряжением Министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании п.6 Протокола наблюдательного совета АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» № от ДД.ММ.ГГГГ. расторгнут срочный трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ. №, заключенный между Министерством и ФИО1, прекращены трудовые отношения с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. № ответчик ФИО1 уволен с работы в АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» ДД.ММ.ГГГГ. на основании ст.278 ТК РФ (расторжение трудового договора в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о прекращении трудового договора).
На основании ч.1 ст.232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с данным Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно п.1 ст.233 ТК РФ, материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено данным Кодексом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст.238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя.
В силу ст.277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.
Согласно п.3 ст.53 ГК РФ, лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
В соответствии с п.1 ст.53.1 ГК РФ лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.
Как следует из Акта внеплановой выездной проверки соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, в отношении АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд», проведенной комиссией Министерства финансов <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., установлено, что приобретение Фондом в ДД.ММ.ГГГГ мини-завода являлось экономически неоправданным и неэффективным решением. Одной из причин отсутствия заинтересованности в мини-заводе являлось необоснованно высокая стоимость, т.к. его приобретение Фондом произведено без применения конкурентных способов закупок, по единоличному решению предыдущего генерального директора Фонда ФИО1 В ходе проверки проведен анализ ценовой информации на мини-завод соответствующей производительности в общедоступной информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по результатам которого установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. имеются предложения минимальных цен мини-заводов, идентичных приобретенному Фондом по производительности, от 3490,00 тыс. руб. до 5490,00 тыс. руб. Ввиду отсутствия потребности в приобретении мини-завода Фондом мини-завод передан СПССК «<данные изъяты>» по договору от ДД.ММ.ГГГГ. № фактически только в аренду сроком до ДД.ММ.ГГГГ. с ежемесячной арендной платой 3397 руб. 50 коп. Выкупная плата данным договором не предусмотрена. При этом, часть оборудования мини-завода 6 предметов (33%) не использовалась по причине отсутствия производственных площадей и иных причин технологического характера, не позволяющих задействовать их по прямому предназначению. Таким образом, в части расходов средств субсидии на приобретение и использование мини-завода Фондом не реализовывался вид уставной деятельности «вовлечение в процесс производства и переработки продукции населения и организаций края, развитие всех форм кооперации на селе путем внедрения практики возвратного финансирования». В результате непроведения конкурентных процедур закупки мини-завода и изучения спроса сельскохозяйственных товаропроизводителей края при приобретении мини-завода, препятствующих применению практики возвратного финансирования, Фондом допущено неэффективное использование средств краевого бюджета в сумме 9513000 руб.
По результатам контрольных мероприятий Министерством финансов Хабаровского края в адрес АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» вынесено Предписание № от ДД.ММ.ГГГГ в срок 55 дней принять меры по устранению выявленного нарушения – неэффективного использования средств субсидии в связи с приобретением мини-завода по производству молока, потребность в котором отсутствует, сумма нарушения – 9513000 руб.
Во исполнение предписания истцом АНО «КСФ» проведена оценка указанного мини-завода, согласно которой стоимость оборудования составляет 2303560 руб. (Отчет №.№ от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости – мини-завод переработки молока 3000 литров в смену).
В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебное заседание ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, возражения против иска не представил, а также не представил доказательства, подтверждающие добросовестность и разумность своих действий при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей генерального директора АНО «КСФ» по эффективному расходованию бюджетных денежных средств.
Истец АНО «КСФ» просит суд взыскать с ответчика причиненный материальный ущерб в размере 9513000 руб., что составляет стоимость мини-завода по переработке молока.
Однако, в судебном заседании установлено, что до настоящего времени данный мини-завод находится на балансе истца, который имеет право распорядиться им по своему усмотрению, в том числе продать. В связи с чем суд считает, что из размера причиненного ответчиком истцу материального ущерба стоимость мини-завода в размере 2303560 руб. подлежит вычету. Таким образом, размер ущерба составляет 7209440 руб., который подлежит взысканию с ответчика ФИО1 в пользу истца.
На основании вышеизложенного, исковые требования АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Автономной некоммерческой организации «Краевой сельскохозяйственный фонд» удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Автономной некоммерческой организации «Краевой сельскохозяйственный фонд» в счет возмещения причиненного ущерба 7209440 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 60000 рублей, а всего взыскать 7269440 (семь миллионов двести шестьдесят девять тысяч четыреста сорок) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Автономной некоммерческой организации «Краевой сельскохозяйственный фонд» - отказать.
Ответчик вправе подать в Железнодорожный районный суд г.Хабаровска заявление об отмене настоящего заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
В окончательной форме заочное решение принято 28.02.2020г.
Судья Е.В.Черникова