ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5030/2016 от 14.10.2016 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2016 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Беляева Д.В.,

при секретаре Трофимовой Л.А.,

с участием заместителя Нижегородского транспортного прокурора ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нижегородского транспортного прокурора, поданному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Шахунцу Ю.В. о запрете эксплуатации воздушного судна,

установил:

Нижегородский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что в результате проведенной проверки установлено, что Шахунцу Ю.В. принадлежит самолет марки «<данные изъяты>», идентификационный , регистрационный . Шахунц Ю.В. осуществляет полеты с отсутствием в пилотском удостоверении отметки о прохождении подготовки для посадки на площадку, подобранную с воздуха и без сертификата летной годности, договора обязательного страхования, разрешения на бортовые радиостанции.

Нижегородский транспортный прокурор, с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ, в окончательной форме просит суд запретить Шахунцу Ю.В. эксплуатацию воздушного судна марки «<данные изъяты>», идентификационный , регистрационный до получения сертификата летной годности.

В судебном заседании заместитель Нижегородского транспортного прокурора ФИО3 заявленные исковые требования поддержал.

Ответчик Шахунц Ю.В. в судебное заседание не явился, извещен. Ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что для пилотирования принадлежащего ему воздушного судна получение сертификата летной годности не требуется. В соответствии с п. 21.500 Авиационных правил (часть 21 «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей»), принадлежащее ему воздушное судно не подлежит сертификации. Факт использования воздушного судна им не оспаривался. Считал, что в компетенцию Нижегородского транспортного прокурора не входит предъявление к нему требования о запрете эксплуатации воздушного судна, в процессе которой вред правам и интересам других лиц причинен не был.

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте проведения судебного разбирательства.

Выслушав представителя истца, изучив и проверив материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства по делу, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации (Далее - ВК РФ), обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат пилотируемые гражданские воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов, за исключением пилотируемых гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее.

Как следует из ст. 20,21 ВК РФ, авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию. Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.

На основании ст. 35 ВК РФ, летная годность гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта - состояние гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, при котором они соответствуют типовой конструкции и способны обеспечивать их безопасную эксплуатацию (часть 1).

Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и требования в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации (далее - требования к летной годности и к охране окружающей среды) определяются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и физическими лицами, участвующими в разработке, испытаниях, серийном производстве, приемке и эксплуатации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов (часть 2).

В силу ст. 32 ВК РФ, воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3100 килограммов.

Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 килограммов без учета массы авиационных средств спасания.

В соответствии со ст. 36 ВК РФ, гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, а также беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается (часть 1).

Сертификат летной годности выдается уполномоченным органом в области гражданской авиации государства, в котором зарегистрировано воздушное судно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 83 bis Конвенции о международной гражданской авиации. Форма сертификата летной годности, выдаваемого на воздушное судно, и порядок его оформления устанавливаются федеральными авиационными правилами (часть 2).

Допуск к эксплуатации государственных воздушных судов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 3).

В соответствии со ст. 37.1. ВК РФ, соблюдение ограничений и процедур эксплуатации гражданского воздушного судна, установленных утвержденной разработчиком гражданского воздушного судна документацией гражданского воздушного судна, а также правил эксплуатации гражданских воздушных судов, утвержденных федеральными авиационными правилами, возлагается на эксплуатанта или владельца легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения, имеющих свидетельство о государственной регистрации воздушного судна.

В целях поддержания летной годности гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта при их эксплуатации осуществляется наземное и техническое обслуживание.

При нарушении требований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также при выявлении небезопасного состояния гражданского воздушного судна уполномоченный орган в области гражданской авиации, выдавший сертификат летной годности, имеет право ввести ограничения эксплуатации данного воздушного судна или остановить его эксплуатацию.

Судом установлено, что Шахунцу Ю.В. на праве собственности принадлежит воздушное судно - самолет марки «<данные изъяты>», идентификационный , регистрационный . Указанное воздушное судно является единичным экземпляром воздушного судна авиации общего назначения, используется Шахунцом Ю.В. для осуществления полетов без сертификата летной годности, что не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства.

Приказом Минтранса России от 17 апреля 2003 года N 118 утверждены Федеральные авиационные правила «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения», которое содержат процедуры, обеспечивающие сертификацию ЕЭВС и общие технические требования к ЕЭВС. Положение действует в рамках Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации. Положение обязательно для физических и юридических лиц при допуске к эксплуатации и поддержании летной годности ЕЭВС.

В соответствии с указанными Правилами, единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения, не имеющий и не имевший сертификата типа, не производимый ранее и в настоящее время серийно, изготовленный в количестве 1 - 3 экземпляров, допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (ст. 1).

Сертификат летной годности ЕЭВС - документ, подтверждающий соответствие ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС (ст. 2).

Содержащиеся в вышеуказанных Правилах процедуры и общие технические требования применяются к следующим ЕЭВС:

а) самолеты с максимальной взлетной массой не более 1800 кг, с количеством людей на борту не более четырех;

б) планеры с максимальной взлетной массой не более 750 кг, с количеством людей на борту не более двух;

в) планеры с мотором с максимальной взлетной массой не более 900 кг, с количеством людей на борту не более двух;

г) вертолеты и автожиры с максимальной взлетной массой не более 700 кг, с количеством людей на борту не более двух;

д) аэростатические воздушные суда - свободные и привязные аэростаты (газонаполненные, тепловые и комбинированные) с объемом оболочки не более 3500 куб. м, с массой незагруженных аэростатов (масса аэростатов без топлива, груза, людей на борту и несущего газа в оболочке аэростатов) не более 450 кг и количеством людей на борту не более пяти, дирижабли с объемом оболочки не более 4000 куб. м и количеством людей на борту не более двух (ст. 6).

Для получения сертификата летной годности заявителем должна быть подана заявка на сертификацию ЕЭВС в орган по сертификации (ст. 10). Орган по сертификации при принятии заявления поручает центру по сертификации проведение работ по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям (ст. 11-12). Заявитель предъявляет ЕЭВС в центр по сертификации для проведения данных работ (ст. 13). Результатом работ является определение соответствия представленного заявителем ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС. Центр по сертификации при положительных выводах указанного заключения формирует комплексное заключение (аттестат о годности к эксплуатации), которое действует до утилизации ЕЭВС. Орган по сертификации при положительном заключении принимает решение о выдаче заявителю сертификата летной годности ЕЭВС (ст. 15). Сертификат летной годности ЕЭВС вступает в силу с даты регистрации в Государственном реестре ССГА. Допуск к эксплуатации ЕЭВС осуществляется после его регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации. Сертификат летной годности ЕЭВС действует в течение года. Продление сертификата летной годности ЕЭВС производится в порядке первоначального получения сертификата летной годности ЕЭВС (ст. 18).

Таким образом, сертификат летной годности удостоверяет соответствие конкретного экземпляра воздушного судна предъявляемым к нему требованиям.

Из заключения по оценке соответствия единичного экземпляра легкого воздушного судна АОН требованиям к летной годности , составленного <данные изъяты>» следует, что ЕЭВС самолет «<данные изъяты>», идентификационный выпущен ДД.ММ.ГГГГ, имеет максимальную взлетную массу <данные изъяты> кг, массу конструкции <данные изъяты> кг, соответствует требованиям к ЕЭВС и может быть допущен к эксплуатации после получения сертификата летной годности в соответствии с ФАП 118.

Поскольку масса конструкции воздушного судна ответчика превышает 115 кг, его эксплуатация допускается только при наличии сертификата летной годности, который действует в течение года и продлевается в порядке его первоначального получения.

Заключение по оценке соответствия единичного экземпляра легкого воздушного судна требованиям к летной годности составлено ДД.ММ.ГГГГ, т.е. более трех лет назад. Согласно сообщению <данные изъяты>, на принадлежащее ответчику воздушное судно «<данные изъяты>» идентификационный регистрационный , сертификат летной годности не выдавался (л.д. 37).

Постановлением инспектора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Шахунц Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 11.5 КоАП РФ (Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо управление воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна). Из указанного постановления следует, что ответчик производит полеты на принадлежащем ему воздушном судне без действующего сертификата летной годности. Постановление о назначении административного наказания вступило в законную силу.

Таким образом, судом установлено, что ответчик Шахунц Ю.В. эксплуатирует принадлежащее ему воздушное судно без действующего сертификата летной годности, полученного в установленном законом порядке, т.е. без осуществления мер по обеспечению соответствия воздушного судна требованиям к летной годности и поддержанию их в состоянии, необходимом для безопасной эксплуатации.

Доводы ответчика о том, что принадлежащее ему воздушное судно не подлежит обязательной сертификации, не освобождает Шахунца Ю.В. от получения сертификата летной годности в установленном законодательством порядке (ст. 36 ВК РФ), в том числе, с учетом Раздела Н Авиационных правил (часть 21 «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей», введенных в действия Приказом Минтранса России от 19.12.2013 г. № 474).

Поскольку истцом представлены доказательства эксплуатации воздушного судна в отсутствие разрешительных документов, ответчиком факт эксплуатации воздушного судна не оспаривался (л.д. 18,19), исковые требования о запрещении Шахунцу Ю.В. эксплуатации воздушного судна марки «<данные изъяты>», идентификационный , регистрационный до получения сертификата летной годности подлежат удовлетворению.

Доводы Шахунца Ю.В. о необоснованности обращения Нижегородского транспортного прокурора в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц отклоняются судом, поскольку такое право предоставлено прокурору частью 1 статьи 45 ГПК РФ. Кроме того, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (ч. 1 ст. 1065 ГК РФ).

В соответствии со ст. 98,103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нижегородского транспортного прокурора удовлетворить.

Запретить Шахунцу Ю.В. эксплуатацию воздушного судна марки «<данные изъяты>», идентификационный , регистрационный до получения сертификата летной годности.

Взыскать с Шахунца Ю.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский городской суд Нижегородской области.

Судья п.п. Д.В.Беляев

Копия верна

Судья Д.В.Беляев

Секретарь Л.А.Трофимова