ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-504/19МОТИВИ от 27.08.2019 Кировского городского суда (Мурманская область)

Гр. дело № 2-504/2019 Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2019 года г. Кировск

Кировский городской суд Мурманской области

в составе председательствующего судьи Кулыгиной С.Н.

при секретаре Морозовой А.А.

с участием: представителей Администрации города Кировска ФИО1, действующего на основании доверенности от 28.05.2019 года

представителя ответчика ПАО «ТГК-1» в лице филиала «Кольский»: ФИО2, действующего на основании доверенности от 01.01.2019 года,

представителя ответчика МУП «Кировская городская электрическая сеть»: ФИО3, действующего на основании доверенности от 29.12.2018 года,

представителя третьего лица АО «Хибинская тепловая компания»: ФИО4, действующего на основании доверенности от 25.06.2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Кировска Мурманской области, действующей в защиту интересов ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 к Публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 1» в лице филиала «Кольский», Муниципальному унитарному предприятию города Кировска «Кировская городская электрическая сеть» о защите прав потребителей, признании незаконной корректировки платы за отопление и отмене корректировки, взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация города Кировска Мурманской области обратилась в суд в защиту интересов собственников многоквартирного дома №... по ... с иском к Публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 1» в лице филиала «Кольский» (далее – ПАО «ТГК-1») о защите прав потребителей, признании незаконной корректировки платы за отопление и отмене корректировки, взыскании денежных средств. В обоснование иска указано, что ответчик является теплоснабжающей организацией, осуществляющей продажу тепловой энергии, теплоносителя потребителям – жильцам многоквартирного дома №... по ..., для отопления и горячего водоснабжения, в целях индивидуального потребления и на общедомовые нужды, выставляет потребителям указанных услуг квитанции для внесения платы. В мае 2019 года жители указанного МКД обратились в администрацию города Кировска с жалобой на действия ПАО «ТГК-1» по начислению платы за корректировку отопления за период с октября 2016 года по сентябрь 2017 года. Обращаясь в суд в защиту интересов собственников многоквартирного дома №... по ..., полагает, что действия ответчика по начислению платы за корректировку отопления за период с октября 2016 года по сентябрь 2017 года являются незаконными в связи с тем, что для расчета корректировки были использованы показания непригодного узла учета (ОДПУ) тепловой энергии, который был введен в эксплуатацию с нарушениями, не был опломбирован, имеет повреждения корпуса, был смонтирован с нарушениями, выдает недостоверные показания, что подтверждается отчетом ООО «ДЮГиС». Также полагает, что сумма корректировки рассчитана ответчиком неверно, из корректировки необоснованно исключена тепловая энергия на отопление ванных комнат, в результате чего, размер корректировки увеличился. Кроме того, в период, за который выставлена корректировка отопления, система теплоснабжения работала некорректно с нестабильным гидравлическим режимом и неправильно заданными тепловыми нагрузками на отопление и ГВС, что привело к завышенному потреблению тепловой энергии на отопление. В нарушение положений Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, ответчик корректировку размера платы за отопление за период с октября 2016 года по сентябрь 2017 года произвел только в сентябре 2018 года, чем нарушил срок, в течение которого ПАО «ТГК-1» было обязано произвести корректировку платы коммунальной услуги «отопление», в связи с чем, полагает, что требование ответчика к жильцам дома №... по ... об оплате корректировки, предъявлено незаконно. В связи с тем, что действиями ответчика нарушены права собственников помещений в указанном доме, как потребителей коммунальных услуг, просит суд признать незаконной корректировку за коммунальную услугу «отопление» за периоды с октября 2016 года по сентябрь 2017 года, обязать ПАО «ТГК-1» отменить корректировку платы за отопление в отношении ФИО5 в размере 7520 рублей 91 копейка, в отношении ФИО6 в размере 9039 рублей 62 копейки, в отношении ФИО7 в размере 8952 рубля 81 копейка, в отношении ФИО8 в размере 8417 рублей 84 копейки, в отношении ФИО9 в размере 8880 рублей 51 копейка, в отношении ФИО10 в размере 9068 рублей 52 копейки, в отношении ФИО11 в размере 10457 рублей 02 копейки. Также просит взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в пользу ФИО6 в размере 9040 рублей 00 копеек, в пользу ФИО10 в размере 2000 рублей 00 копеек, в пользу ФИО11 в размере 10457 рублей 02 копейки.

17 июля 2019 года представителем соистцов в лице представителя Администрации города Кировска представлены уточненные требования в части периода оспариваемой корректировки платы за отопление, а именно вместо периода с октября 2016 года по сентябрь 2017 года - с сентября 2016 года по август 2017 года.

Определением Кировского городского суда от 17 июля 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУП города Кировска «Кировская городская электрическая сеть», с исключением из числа третьих лиц.

В судебном заседании представитель Администрации города Кировска иск поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, в дополнение пояснил, что ответчиком ПАО «ТГК-1» используется неверная формула расчета объема воды, отнесенная на горячее водоснабжение на общедомовые нужды (далее – ГВС на ОДН), что привело к неправильному определению количества тепла, отнесенного к услуге «отопление» и как следствие, необоснованному начислению корректировки. Жильцы МКД №... по ... не получали услугу по теплоснабжению в том объеме, который предъявлен к оплате ПАО «ТГК-1». Объем ГВС по ОДН определен ответчиком по нормативу по формуле № 15 пункта 17 раздела III Приложения №2 Правил №354, в то время как применение данной формулы является незаконной, поскольку по проекту и руководству к эксплуатации установленный в доме общедомовой прибор учета (далее – ОДПУ) выполняет измерение объемного расхода и объема теплоносителя, следовательно, для расчета объема ГВС на ОДН необходимо использовать формулу №12 пункта 13 раздела III Приложения №2 Правил №354. Применяемый в формуле №12 показатель - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, является объемом теплоносителя, потребленным МКД на ГВС, который обозначается в ведомостях учета параметров потребления на объекте как дельта V. Согласно данным прибора учета в спорный период МКД потребил воды в объеме 3627,18 куб.м, а не 1809,295, что следует из расчета ПАО «ТГК-1». Объем ГВС на ОДН по формуле составит 1970,135 куб.м, что составляет разницу между общим объемом потребленной ГВС (3627,18 куб.м.) и объемом ГВС, приходящимся на жилые помещения (1588,54 куб.м.) и нежилые помещения (68,5050 куб.м). Разница между объемом ГВС на ОДН по данным прибора учета ОДПУ и объемом на ГВС на ОДН по данным ответчика составляет 1817,885 куб.м (3627,18 куб.м - 1809,295 куб.м). Для подогрева данного количества воды необходимо затратить 123,61618 Гкал. Данное количество энергии ответчиком ПАО «ТГК-1» незаконно было учтено как количество тепловой энергии, которое пошло на отопление дома, в то время как данное количество тепла было затрачено на ГВС по ОДН. Учитывая, что общее количество тепла, затраченное на ГВС по всему дому составляет 246,64824 Гкал (3627,18 x 0,068 Гкал/кв.м), а общее количество тепла, потребленное домом по данным ОДПУ составило 1035,0177 Гкал, то объем тепловой энергии, потраченной на отопление дома составит 788,36946 Гкал (1035,0177 Гкал - 246,64824 Гкал), соответственно в стоимостном выражении с применением тарифа на теплоэнергию (3089,76 руб/Гкал) стоимость отопления по всему дому составила .... Таким образом, разница между стоимостью тепловой энергии, потраченной на отопление дома по данным ОДПУ (2435872,42) и платой за отопление по утвержденному нормативу (...) составляет ... (...), в связи с чем определенный ответчиком ПАО «ТГК-1» размер корректировки платы услуги «отопление» является завышенным. Размер корректировки платы за предоставленную услугу по отоплению в отношении соистцов, с учетом площади жилых помещений, собственниками которых они являются, составит следующие размеры, в том числе: в отношении истца ФИО11 - 2181 рубль 05 копеек, истца ФИО10 - 1891 рубль 43 копейки, истца ФИО9 - 1852 рубля 23 копейки, истца ФИО8 - 2181 рубля 05 копеек, истца ФИО7 - 1867 рублей 30 копеек, истца ФИО6 - 1954 рубля 85 копеек, истца ФИО5 - 1568 рублей 62 копейки.

Соистцы ФИО7, ФИО9, ФИО10 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просят суд рассмотреть дело в их отсутствие.

Соистцы ФИО5, ФИО6, ФИО11, ФИО8 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещались надлежащим образом, не просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частью 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся соистцов.

Представитель ответчика ПАО «ТГК-1» в судебном заседании иск не признал, указал в обоснование имеющихся возражений, что размер корректировки платы услуги «отопление» за спорный период в отношении соистцов выставлен в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исчислен верно, с учетом фактических показаний прибора учета тепловой энергии многоквартирного дома №13 по пр.Ленина в г.Кировске. Представленный Администрацией города Кировска Мурманской области в качестве доказательства некорректной работы прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме №13 по пр.Ленина в г.Кировске отчет ООО «ДЮГиС» полагает недопустимым доказательством подтверждения факта нарушения в функционировании узла учета тепловой энергии в указанном доме, поскольку в нарушение требований Правил о коммерческом учете тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №1034 от 18 ноября 2013 года представитель ресурсоснабжающей организации на осмотр не приглашался и не присутствовал при его осмотре. Управляющая организация также проигнорировала требования пункта 89 приведенных правил и не известило ПАО «ТГК №1» о том, что пломба на счетчике отсутствуют либо выявлено несанкционированное вмешательство в работу узла учета тепловой энергии. Кроме того, в отношении установленного в доме №13 по пр.Ленина прибора учета тепловой энергии проводились ежегодные проверки, в ходе которых обстоятельств нарушения работы прибора учета тепловой энергии выявлено не было. Полагает, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку ПАО «ТГК-1» не является исполнителем коммунальных услуг. Ссылку представителя соистцов относительно пропущенного срока для выставления к оплате спорной корректировки услуги отопления полагает необоснованными, поскольку указанный срок пресекательным не является, неоднократно обсуждался с Администрацией города Кировска, и после всех согласований, в том числе при участии Государственной жилищной инспекцией Мурманской области, предъявлен к оплате жильцам дома в сентябре 2018 года. Также в представленных возражениях ссылается отсутствие у Администрации города Кировска полномочий на предъявление иска в суд в интересах соистцов, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению. Просит суд в иске отказать.

Представитель ответчика МУП «Кировская городская электрическая сеть» в судебном заседании исковые требования к ПАО «ТГК-1» поддержал, полагая их обоснованными.

Представитель третьего лица АО «ХТК» в судебном заседании поддержал позицию представителя ПАО «ТГК-1», а также доводы представленных возражений, где указано, что представленные стороной соистцов доказательства нарушения гидравлического режима системы теплоснабжения в доме №... по ... по отчету ООО «ДЮГиС» не отвечают требованиям допустимости, поскольку содержит противоречивые выводы. Утверждение представителя соистцов о нестабильной работе системы теплоснабжения полагает голословным, поскольку наряду с домом №13 по пр.Ленина к системе теплоснабжения подключены другие МКД, по которым расходы теплоносителя соответствуют нормативным, при неизменных параметрах работы теплофикационных станций, проведенный анализ теплофикационных насосных по гидравлическому режиму давление в тепловых сетях не выявил отклонений от заданного режима. В ходе проверки многоквартирного дома №13 по пр.Ленина в отопительном периоде 2016-2017 г.г. были выявлены серьезные нарушения в эксплуатации системы топления данного дома, в том числе игнорирование управляющей организацией требований по установке расчетных дроссельных устройств, что и явилось причиной увеличенного расхода теплоносителя в системе теплопотребления. Кроме того, на системе отопления и тепловом центре отсутствовала тепловая изоляция, в цоколе и чердачном помещении, что также повлияло на объем потребляемой тепловой энергии, в связи с чем все возможные отклонения от режимов работы системы отопления в многоквартирном доме №... по ... находятся в зоне ответственности управляющей организации.

Выслушав пояснения представителя Администрации города Кировска Мурманской области, представителей соответчиков и третьего лица, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя, а также определены права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций.

К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 ГК РФ).

Согласно пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Реализуя полномочие, предоставленное ему частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354 от 06 мая 2011 года (далее - Правила №354), согласно пункта 40 которых потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за нее совокупно, без разделения на плату за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абзац 2).

Расчет платы за отопление в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения, производится в соответствии с положениями абзацы 2 - 4 пункта 42(1) Правил № 354 и формулами, к которым эти положения отсылают: при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер такой платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, площади отдельного помещения и тарифа на тепловую энергию (абзац 2 пункта 42(1) данных Правил, формулы 2 и 2(1) приложения N 2 к ним); при наличии же коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии порядок расчета платы за отопление зависит от оснащенности всех отдельных помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Пунктом 42 (1) Правил № 354 (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений до 01.01.2019 года) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. (абзац 3 пункта 42(1) Правил № 354).

При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), в случае если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды

Проведение годовой корректировки платы за отопление по показаниям ОДПу

предусмотрена пунктом 42 (1) и формулой 3 (2) приложения № 2 Правил №354, согласно которой размер корректировки, приходящейся на 1 квадратный метр площади, определяется как разница между произведением размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определенным исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год (Pk.пр ) и общей площади i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме (Si) делимой на общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (Sоб,) и общего размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год (Pfn.i ) : Pk.пр X Si / Sоб, - Pfn.i)

Как установлено судом и следует из материалов дела, многоквартирный дом №... по ... оборудован коллективным общедомовым прибором учета тепловой энергии (ОДПУ) - теплосчетчик ВИС.Т. ТС, актом допуска от 28 декабря 2011 года, утвержденного предшествующей ресурсоснабжающей организацией (АО «Апатит») введен в эксплуатацию (л.д. 4, том 3). По своим техническим характеристикам данный прибор учета оснащен первичными преобразователями потока, которые определяют объем измеряемой жидкости, позволяет учитывать как объем поставленной горячей воды в кубических метрах, так и имевшуюся в этой воде тепловую энергию в гигакалориях. (л.д. 32-39, том 3). ОДПУ прошел очередную поверку 12 ноября 2015 года. (л.д.39, том 3)

Исполнителем коммунальной услуги «отопление» в данном многоквартирном доме является МУП «Кировская городская электрическая сеть», которой 01 августа 2015 года заключен с ПАО «ТГК-1» договор №3029 теплоснабжения на поставку коммунального ресурса (тепловой энергии в горячей воде и теплоносителя).

В сентябре 2018 года ПАО «ТГК-1» произвело корректировку платы за отопление за период с сентября 2016 года по август 2017 года по формуле 3(2) Приложения №2 Правил №354, в результате которой по данным показателям ОДПу расчетное потребление суммарного объема тепловой энергии, израсходованной на отопление и ГВС по дому составило 1035,0177 Гкал.

При этом, объем тепловой энергии, приходящийся на нужды горячего водоснабжения в связи с отсутствием коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды определен расчетным способом согласно формуле №23 (пункт 26 Приложения №2 к Правилам №354), который за указанный период составил 116,65703 Гкал и представляет собой сумму следующих значений:

108,02059 Гкал - по жилым помещениям;

4,65844 Гкал - по нежилым помещениям;

10,353 Гкал - на общедомовые нужды, рассчитанные в связи с отсутствием коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды согласно формуле №24 (пункт 27 Приложения №2 к Правилам №354) и формуле №15, предусмотренной пунктом 17 Приложения №2 Правил 354.

Стоимость фактически предоставленной тепловой энергии на нужды отопления согласно приборам учета, предоставленной услуги по отоплению на многоквартирный дом №... по ..., составила ....

Указанный размер определен как разница между общими показаниями ОДПУ в размере 1035,0177 Гкал и 116,65703 Гкал - объема тепловой энергии, приходящейся на ГВС, а полученный объем тепловой энергии в размере 918,36067 Гкал. умноженный на тариф, равный ..../Гкал, утвержденный Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области (№59/7 от 18.12.2015 - на 2016 год и №50/5 от 06.12.2016 - на 2017 год), определил стоимость фактически предоставленной на дом тепловой энергии на нужды отопления.

В спорный период (с сентября 2016 по август 2017 года) по всем помещениям многоквартирного дома начислена плата за отопление по утвержденному нормативу в размере ....

В связи с этим, за период с сентября 2016 по август 2017 года потребителям дома №... по ... в сентябре 2018 года предъявлено к оплате дополнительно сумма ..., составляющая разницу между стоимостью услуги по отоплению, подтвержденной показаниями ОДПУ, и начисленной платой по утвержденному нормативу ...). Указанный размер был распределен между жильцами многоквартирного дома №... по ... в том числе между соистцами, пропорционально площади жилых помещений, собственниками которых они (соистцы) являются, каждому - в определенном в исковом заявлении размере.

Оспаривая данный алгоритм начисления корректировки платы услуги по отоплению, представителем Администрации приведены доводы относительно незаконности произведенного перерасчета по мотиву применения ПАО «ТГК-1» неверного показателя (Pk.пр ) - размера платы за коммунальную услугу по отоплению за спорный период, определенного исходя из показаний ОДПУ – ВИС.Т ТС, установленного в многоквартирном доме, поскольку данный ОДПУ в спорный период выдавал показания, свидетельствующие о его неисправности в соответствии с отчетом, составленным ООО «ДЮГиС», а также по причине неправильного применения расчетных формул для определения объема по ГВС на ОДН, а именно вместо формулы №15, приведенной ПАО «ТГК №1» в соответствии с пунктом 17 Приложения № 2 Правил №354, необходимо было определять объем потребленной услуги по ГВС на ОДН в соответствии с формулой №12, предусмотренной пунктом 13 Приложения №2 раздел III Правил №354, поскольку ОДПУ, установленный в доме №... по ... по проектным характеристикам определяет объем измеряемого параметра горячего водопотребления (ГВС) как разницу между объемом подающего (V1) и обратного (V2) трубопровода, соответственно разница между данными показателями подтверждается ведомостями учета параметров потребления на объекте за спорный период и определяет тот объем воды, который не был возвращен в систему теплоснабжения, а следовательно может быть отнесен только к ресурсу, потребленному в виде горячего водоснабжения.

Также представитель соистцов ссылается, что подобный механизм для определения количества тепловой энергии относящейся на ГВС предусмотрен заключенным между ресурсоснабжающей и управляющей организациями договором теплоснабжения №3029 от 01 августа 2015 года, который должен быть применен, а именно объем теплоносителя на ГВС определяется как разница между показаниями на подающем и обратном трубопроводе, измеренных коллективным (общедомовым) прибором учета на границе раздела за расчетный период, (пункт 5.3), а соответствующий полученный результат подлежит вычитанию из общего количества тепла, поданного в дом.

Данные доводы представителя Администрации города Кировска суд полагает несостоятельными, исходя из следующего.

Разделом VII Приложения 2 Правил № 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяется по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же Приложения, в которой объем компоненты «тепловая энергия» определяется аналогично: произведением объема горячей воды на норматив тепловой энергии на подогрев.

Таким образом, в силу Правил №354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД, учитывая что общедомовой узел учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме, не фиксирует параметры потребленной горячей воды как на индивидуальные, так и на общедомовые нужды путем измерения этих параметров отдельным расходомером как минимум.

Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к виду потребляемых коммунальных услуг в отличии от услуг по «отоплению» и «ГВС», а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

При установленной в многоквартирном доме ... схеме горячего водоснабжения, когда коммунальный ресурс, поставляемый ресурсоснабжающей организацией (ПАО «ТГК №1»), непосредственно доходит до конечного потребителя и используется им как коммунальная услуга по горячему водоснабжению, наименование в договоре указанного коммунального ресурса как «теплоноситель для нужд горячего водоснабжения» не меняет сути поставленного ресурса как горячей воды и не влияет на способ расчета за этот ресурс.

Правила №354 устанавливают специальный порядок (формулы) расчета размера платы за горячую воду.

В соответствии с абзацем 2 пункта 13 вышеуказанных Правил №354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации

Управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями.

Следовательно, порядок (формула) расчета размера платы за горячую воду должен соответствовать порядку, определенному в Правилах № 354.

Доводы представителя соистцов относительно необоснованного применения ответчиком формулы 15 при определении размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, вместо формулы 12, которая позволяет определить объем горячей воды, потребленной за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, по показаниям ОДПУ, суд полагает несостоятельными, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 27 Правил №354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на обще домовые нужды в многоквартирном доме для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется по формуле 24, которая содержит величину Viодн - объем горячей воды, потребленной за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, который определяется: при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 12, предусмотренной настоящим приложением; при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 15, предусмотренной настоящим приложением.

При этом, указанным пунктом 27 прямо предусмотрено основания применения формулы №12 - при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида, то есть горячей воды, которым в рассматриваемом случае многоквартирный дом №... по ... не был оснащен, что не является спорным обстоятельством.

Предложенный представителем Администрации механизм для определения объема горячей воды, потребленной за расчетный период на общедомовые нужды и количества тепловой энергии, используемой на подогрев горячей воды с применением фактических показаний коммерческого прибора учета - теплосчетчика, по мнению суда, не соответствует требованиям законодательства, поскольку вне зависимости от возможности общедомовых приборов учета тепловой энергии определять какие-либо величины в поставляемой горячей воде на входе в дом, для определения размера платы по ГВС, в том числе на общедомовые нужды, в формуле используется только параметр - «объем» горячей воды, который должен быть определен отдельным средством измерения, установленным на системе ГВС.

Утверждение представителя соистцов относительно того, что приведенный в формуле №12 такой параметр измерения ГВС как - объем (количество) коммунального ресурса является тождественным показателю объема теплоносителя, потребленным в целом домом на нужды ГВС путем вычисления разницы между V1 и V2 на входе в дом, суд полагает ошибочным.

Такого параметра, определяемого в поставляемой горячей воде, как разница между объемом подающего (V1) и обратного (V2) трубопровода формула не содержит, а действующее законодательство не содержит иной формулы для определения размера платы за горячую воду, поставляемую в качестве коммунальной услуги, кроме как №23 из пункта 26 и №24 из пункта 27 Приложения №2 к Правилам №354.

В судебном заседании установлено, что размер произведенной корректировки платы за коммунальный ресурс в виде отопления по многоквартирному дому №... по ... произведен за оспариваемый период в соответствии с пунктом 42 (1) и формулой 3 (2) приложения № 2 Правил №354, в связи с чем оснований для признания его незаконности по расчетным показателям суд не усматривает. Приведенный представителем соистцов контррасчет корректировки платы за услугу «отопление» суд полагает исчисленным неверно и подлежащим отклонению в силу приведенных норм.

Доводы представителя администрации города Кировск относительно незаконности произведенной корректировки платы за услугу «отопление» в связи неисправностью ОДПУ в спорный период суд полагает несостоятельными, исходя из следующего.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2 статьи 19 ФЗ Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ)

В Правилах коммерческого учета теплоэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1034 (далее – Правила №1034), введенных в действие в соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ, имеются используемые понятия: неисправность средств измерений узла учета и функциональный отказ.

Пунктом 3 Правил № 1034 установлено, что неисправностью средств измерений узла учета является состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях), функциональным отказом является неисправность в системе узла учета или его элементов, при которой учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя прекращается или становится недостоверным.

Исходя из пункта 68 Правил №1034, акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

Пунктом 75 Правил №1034 установлены случаи, при которых узел учета считается вышедшим из строя: а) отсутствие результатов измерений; б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета; в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей; г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета; д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета; е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков); ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.

В пункте 83 Правил №1034 предусмотрено, что в случае, если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 4.1.4 договора теплоснабжения №3029 от 01 августа 2015 года, которым установлено, что при получении сведений о неисправности коллективного (общедомового) прибора учета стороны указанного договора (ПАО «ТГК-1» и МУП «Кировская городская электрическая сеть») согласовывают порядок полписания соответствующего акта.

В соответствии с пунктами 76 и 77 Правил №1034 время выхода из строя узла учета, установленного на источнике тепловой энергии, фиксируется записью в журнале показаний приборов учета. Представитель владельца источника тепловой энергии обязан также сообщить в теплосетевую организацию и единую теплоснабжающую организацию данные о показаниях приборов учета на момент их выхода из строя.

Согласно пункту 86 Правил № 1034 количество израсходованной тепловой энергии определяется расчетным методом также при выявлении нарушений в работе узла учета с момента выхода из строя прибора учета, входящего в состав узла учета.

Таким образом, для определения количества тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем необходимо возникновение указанных выше факторов.

В качестве доказательства неисправности коллективного общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ) - теплосчетчика ВИС.Т ТС, установленного в многоквартирном доме №... по ... представителем соистцов представлен отчет, составленный ООО «ДЮГиС» в 2019 году по экспертизе потребления тепловой энергии многоквартирными домами в г.Кировске Мурманской области по адресам: ....

Как следует из указанного отчета, 03 апреля 2019 года с участием представителей МУП «Кировская городская электрическая сеть» представителями ООО «ДЮГиС» произведено обследование узлов учета по месту эксплуатации, в том числе в многоквартирном доме №13 по пр.Ленина на предмет качества монтажа, надлежащего обслуживания и корректности показаний.

По результатам указанного обследования установлено, что оборудование теплосчетчика не опломбировано, дроссельная шайба установлена только на подающем трубопроводе на участке общего теплоносителя на отопление и ГВС, гидравлическая регулировка некачественная, линии заземления электронного блока выполнены, в качестве проводников линий заземления электромагнитных преобразователей расхода использованы металлорукава, контакты проводников к ним выполнены хомутами под отжим - нарушение пунктов 2.2.210-2.2.212 Руководства по эксплуатации теплосчетчиков «ВИСТ.Т», мгновенные показания подающего/обратного расходометров при работающих системах отопления и ГВС составили 7.1/5,8 куб.м/час (разность 1,3 куб.м/час), расчетный суммарный расход должен быть 9,6 куб.м/час. Таким образом, фактический расход ниже расчетного на 2,5 куб.м/час (на 26%); мгновенные показания подающего/обратного расходометров при работающей системе отопления и отключенной системе ГВС составили 4,6/5,6 куб.м/час, расчетный расход на отопление составляет 6,73 куб.м/час. Таким образом, фактический расход ниже расчетного на 1,13 куб.м/час (на 16,7%). Выявленные нарушения в эксплуатации узлов учета тепловой энергии являются основаниями для признания их непригодными для коммерческого учета с момента монтажа, могли повлиять на величину корректировки.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В рамках рассматриваемого спора, объем поставленной тепловой энергии в спорный период, на основании которой была произведена спорная корректировка платы за услугу «отопление», должен быть подтвержден надлежащими доказательствами, свидетельствующими о бесспорном, достоверном и достаточном их характере.

Доказательствами неисправности узла учета тепловой энергии, расположенного в доме №... по ..., в спорный период (сентябрь 2016 года – август 2017 года) являются обстоятельства, объективно подтверждаемые в соответствии с пунктами 75, 76, 77 и 83 Правил №1034, а также соблюдения заинтересованными лицами порядка действий, предусмотренный разделом X Правил №354, то есть оформленным актом проверки функционирования узла учета, составленным в порядке, предусмотренном Правилами №1034.

Вместе с тем, в материалы дела, представлены доказательства. свидетельствующие об отсутствии каких либо замечаний к работоспособности узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме №... по ..., как спорный период, так и предшествующий ему.

Так, согласно акта очередной проверки узла учёта тепловой энергии у потребителя, произведенного МУП «Кировская городская электрическая сеть» в отношении работоспособности узла учета и комплектности необходимой технической документации, подписанного 08 августа 2016 года как со стороны управляющей организации, так и ресурсоснабжающей, все проверенные средства измерений к числе которых относятся тепловычислитель, преобразователи расхода и комплект термопреобразователей находятся в работоспособном состоянии, что подтверждается представленной распечаткой за 7 суток, содержится информация о наличии пломбировки на всех средствах измерений, узел учета принят для расчетов за тепловую энергию, теплоноситель, потребленные в отопительный период с 23 августа 2016 года по 21 октября 2019 года. (л.д.196, том 1).

Как следует из актов очередных проверок узла учета тепловой энергии от 11 сентября 2017 года, 24 сентября 2018 года (л.д. 197-198, том 1) аналогичная информация о работоспособности узла учета тепловой энергии в МКД №... по ..., отсутствии каких либо замечаний, в том числе к пломбировке средств измерений, на даты очередных проверок отсутствовали. Акты подписаны, в том числе представителями потребителя - МУП «Кировская городская электрическая сеть».

Кроме того, 06 ноября 2018 года актом комиссионного обследования многоквартирного дома №... по ... (л.д.239-242, том 1) в результате обследования внутридомовой инженерной системы теплоснабжения выявлено наличие вводной нерасчетной неопломбированной шайбы, перегрев обратной сетевой воды 8 градусов С.

Вышеуказанные обстоятельства, при непосредственном участии представителей ресурсоснабжающей и управляющих организаций, которыми проводилось обследование узла учета тепловой энергии в МКД №... по ... именно с целью установления возможных причин увеличения объема потребления ресурса на нужды теплоснабжения, не выявлен ни один из фактов, перечисленных пунктом 3 Правил №1034. Соответствующий акт в отношении узла учета тепловой энергии, который бы являлся подтверждением факта неисправности средств измерений узла учета либо функционального отказа, не составлялся.

Доводы по исковому заявлению о нарушении прав потребителей – жильцов многоквартирного дома №... по ..., выразившейся в предоставлении на многоквартирный дом избыточного количества тепловой энергии, которое повлекло необоснованный перерасход тепла и как следствие возникновение спорной корректировки платы за отопление за спорный период, суд полагает субъективными и не подтвержденными определенными средствами доказывания, исходя из следующего.

Факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества устанавливается в порядке, определенном разделом X Правил № 354.

В силу пункта 104 Правил №354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.

В соответствии с пунктом 105 Правил № 354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.

В силу пунктов 108 и 109 Правил №354 по факту предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества уведомляется ресурсоснабжающая организация и составляется акт, который подписывается потребителем, исполнителем и иными заинтересованными лицами, в нем указываются нарушения параметров качества, время и дата предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Соистцами, а также представителем администрации города Кировска не предоставлено доказательств, свидетельствующих о фиксации сведений о некачественной поставке тепловой энергии.

Материалы дела не содержат доказательств, которые свидетельствуют о частых аварийных ситуациях и жалобах потребителей, обращениях жильцов дома к управляющей организации о чрезмерно высокой температуре отопления либо горячей воды в спорный период, в связи с чем, факт несоответствия поставленного ответчиком ПАО «ТГК-1» коммунального ресурса (тепловой энергии) температурным параметрам, установленным в утвержденном энергоснабжающей организацией графике, допустимыми доказательствами не подтвержден.

Учитывая, что соистцами, а также представителем администрации города Кировска либо со стороны управляющей организации не представлены документы, о соблюдении порядка действий, предусмотренный разделом X Правил №354, суд приходит к выводу о недоказанности утверждений представителя администрации города Кировска о незаконности произведенной корректировки платы за услугу «отопление» по мотивам некорректности показаний ОДПУ.

Согласно пункту 98 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении №1 к Правилам № 354.

Пунктом 15 раздела VI приложения №1 к Правилам №354 предусмотрен алгоритм расчета снижения платы за некачественную услугу отопления: за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода размер платы за коммунальную услугу отопления за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы, определенного в соответствии с приложением №2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.

Применение расчета изменения размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества в отношении ресурсоснабжающей организации возможно при условии доказанности факта отклонения температуры воздуха внутри жилых помещений от указанных в пункте 15 приложения №1 к Правилам №354 по вине ресурсоснабжающей организации.

Таким образом, в силу приведенных норм, применительно к спорным правоотношениям вопрос относительно предоставления потребителям коммунальной услуги «отопление» ненадлежащего качества за определенный расчетный период напрямую связан с порядком его оплаты в тот расчетный период, в котором данная некачественная услуга была оказана, а то время как корректировка по услуге «отопление» за спорный период характеристикой качества не определяется, а определяет разницу между стоимостью услуги по отоплению, подтвержденной показаниями ОДПУ, и начисленной платой по утвержденному нормативу.

Доводы по исковому заявлению относительно того, что установленный в доме №... по ... теплосчетчик был введен в эксплуатацию с нарушениями действовавших Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, поскольку в данном акте отсутствуют подпись со стороны представителя потребителей, по мнению суда, также не влияет на законность выставленной корректировки платы за услугу «отопление», так как данное обстоятельство не явилось препятствием для того, чтобы при очередных ежегодных проверках узла учета представителями соответчика МУП были подписаны соответствующие акты, в которых не отражены сведения об имеющихся замечаниях.

Ссылку представителя соистцов относительно нарушения соответчиком ПАО «ТГК-1» срока проведения спорной корректировки - за пределами 1 квартала, следующего за расчетным годом, предусмотренным формулой 3(4) Приложения №2 Правил, суд полагает несостоятельными, поскольку подобное правовое регулирование введено в действие в 2019 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 №184, в редакции Правил №354, действующей на момент спорных правоотношений данный срок не был установлен, а была определена обязанность исполнителя производить корректировку размера платы за отопление 1 раз в год, что, и было сделано в сентябре 2018 года.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что порядок начисления платы корректировки за коммунальную услугу «отопление», произведенный исполнителем коммунальных услуг в заявленный соистцами период, соответствует действовавшему в указанный период законодательству, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска по основному требованию - о признании незаконной корректировки за коммунальную услугу «отопление» за период с сентября 2016 года по август 2017 года и отмене корректировки платы за отопление, начисленной в отношении соистцов в размере, составляющем предмет спора, суд не усматривает.

Исковые требования относительно взыскания в пользу соистцов денежных средств неосновательного обогащения суд также полагает необоснованными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

По смыслу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по требованиям о взыскании неосновательного обогащения входят следующие обстоятельства: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Для целей статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации приобретением является получение имущества от лица, его имеющего.

Поскольку действия ПАО «ТГК №1» по начислению корректировки платы за отопление за спорный период судом признаны правомерными, в удовлетворении требований об отмене корректировки судом отказано по основаниям, приведенным выше, правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании денежных средств, составляющих неосновательное обогащение, в пользу ФИО6 в размере 9040 рублей, в пользу ФИО10 в размере 2000 рублей, в пользу ФИО11 в размере 10457 рублей 02 копейки, как вытекающих из основного требования о признании корректировки незаконной и отмене корректировки платы за отопление, у суда не имеется.

Доводы представителя ответчика ПАО «ТГК №1» и третьего лица АО «ХТК» относительно необоснованного возбуждения гражданского дела в отношении заявленного иска и обязанности суда прекратить производство по делу, суд полагает несостоятельными, исходя из следующего

В соответствии с частью 1 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 2 статьи 4 ГПК Российской Федерации).

Положением части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям или гражданам предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что уполномоченные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), имеющие статус юридического лица, в целях осуществления своей уставной деятельности вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя (группы потребителей) только при наличии их соответствующей просьбы (просьб), выраженной в жалобе (жалобах), поданной (поданных) в письменной форме.

В материалы дела представлено доказательство обращения собственников жилых помещений многоквартирного дома №... по ... в орган местного самоуправления - Администрации города Кировска - соистцов с такой просьбой, в связи с чем, основания для прекращения производства по делу по соответствующему основанию (пункт 1 статьи 220, пункт 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) у суда отсутствуют.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Администрации города Кировска Мурманской области, действующей в защиту интересов ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 к Публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 1» в лице филиала «Кольский», Муниципальному унитарному предприятию города Кировска «Кировская городская электрическая сеть» о защите прав потребителей, признании незаконной корректировки за коммунальную услугу «отопление» за период с сентября 2016 года по август 2017 года и отмене корректировки платы за отопление, начисленной ФИО5 в размере 7520 рублей 91 копейки, ФИО6 в размере 9039 рублей 62 копейки, ФИО7 в размере 8952 рубля 81 копейки, ФИО8 в размере 8417 рублей 84 копейки, ФИО9 в размере 8880 рублей 51 копейки, ФИО10 в размере 9068 рублей 52 копейки, ФИО11 в размере 10457 рублей 02 копейки; взыскании денежных средств неосновательного обогащения в пользу ФИО6 в размере 9040 рублей, в пользу ФИО10 в размере 2000 рублей, в пользу ФИО11 в размере 10457 рублей 02 копейки – отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: С.Н. Кулыгина