ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-505/18 от 21.03.2018 Предгорного районного суда (Ставропольский край)

2-505/2018

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

21 марта 2018 года – Предгорный районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Власова Р.Г.,

при секретаре Ляминой А.С.,

с участием

Представителя истца – Управления имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального района <адрес>Амбарцумовой Р.В., действующей в соответствии с доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Управления имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального района <адрес> к Михайлову С. А. о признании незаконными действий, обязании привести земельный участок в соответствие с его целевым назначением,

У С Т А Н О В И Л:

Управления имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального района <адрес> обратились в суд с заявлением к Михайлову С.А. о признании незаконными действий, осязании привести земельный участок в соответствие с его целевым назначением, в котором указывают, что проведен мониторинг земель Предгорного муниципального района, по вопросам соблюдения требований законодательства при предоставлении и целевом использовании земельных участков.

В ходе проверки земельного участка, площадью 4423 кв. м с кадастровым номером 26:29:130106:23, местоположение: <адрес>, примерно в 1123 м от ориентира бригада 8 колхоза им. Ленина, расположенного за пределами участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства, установлен факт использования земельного участка не по целевому назначению, а именно: на территории земельного участка расположен пруд, работы по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг, не ведутся. На участке расположен объект незавершенного строительства.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

В нарушение требований закона ответчиком на спорном земельном участке возведено хозяйственное строение, а также произведены работы по созданию пруда.

Просят суд признать незаконными действия Михайлова С.А. по строительству наливного (искусственного) водоема – пруда на земельном участке, площадью 4423 кв. м, с кадастровым номером 26:29:130106:23, местоположение: <адрес>, примерно в 1123 м от ориентира бригада 8 колхоза им. Ленина, расположенного за пределами участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства, в отсутствие разрешения на строительство.

Обязать Михайлова С.А. в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу возместить вред, причиненный земельному участку, площадью 4423 кв. м, с кадастровым номером 26:29:130106:23 местоположение: <адрес>, примерно в 1123 м от ориентира бригада 8 колхоза им. Ленина, расположенного за пределами участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства, путем рекультивации в силу проекта восстановительных работ.

В судебном заседании представители истца – Амбарцумова Р.В., исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик Михайлов С.С., в судебное заседание не явился, не представив доказательств, подтверждающих и оправдывающих уважительность его отсутствия, несмотря на то, что о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, согласно ст. 233 ГПК РФ, а именно, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя истца, суд приходит к выводу, что исковые требования Управления имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального района <адрес> подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Управлением имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального района <адрес> проведен мониторинг земель Предгорного муниципального района, по вопросам соблюдения требований законодательства при предоставлении и целевом использовании земельных участков.

В ходе проверки земельного участка, площадью 4423 кв. м с кадастровым номером 26:29:130106:23, местоположение: <адрес>, примерно в 1123 м от ориентира бригада 8 колхоза им. Ленина, расположенного за пределами участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства, установлен факт использования земельного участка не по целевому назначению. А именно, на территории земельного участка расположен пруд, работы по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг, не ведутся. На участке расположен объект незавершенного строительства.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

В нарушение требований закона ответчиком на спорном земельном участке возведено хозяйственное строение, а также произведены работы по созданию пруда.

На основании пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, из которой следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования предусмотренной зонированием территорий и требованиями законодательства.

Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в РФ, целевому назначению подразделяются, в том числе, на земли населенных пунктов.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли (в том числе земли населенных пунктов) используются в силу установленных для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования согласно зонированию территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Таким образом, Земельный кодекс РФ, устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется, исходя из принадлежности к той или иной категории и на основании разрешенного использования земельного участка.

Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения, предусмотренные целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно ч. 2 ст. 260 Гражданского кодекса РФ, на основании закона и в установленном порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается.

Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

На основании п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания, сооружения, осуществлять перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных, строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

Из ст. 222 Гражданского кодекса РФ следует, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное наземельномучастке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это Необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Исходя из названной нормы, самовольность постройки определяется при наличии одного из трех названных в этой статье признаков: земельный участок, на котором создана постройка, не был отведен для этих целей в установленном порядке; объект создан без получения необходимых разрешений; имеются естественные нарушения градостроительных, строительных норм и правил. Постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 Земельного кодекса РФ).

Ст. 304 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 2, 54, Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что Органы местного самоуправления наделены правом на предъявление требований о сносе самовольной постройки.

Как следует из положений ст. 125 Гражданского кодекса РФ, ст. 46 ГПК РФ, ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 11, 28-30, 32, 62 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми в компетенцию местных Органов власти входят: контроль за планировкой и застройкой территорий муниципальных образований; выдача разрешений на строительство.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ , Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» от ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требованиями о сносе самовольной постройки может обращаться не только собственник земельного участка, но и субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец, либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки.

С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также иные уполномоченные Органы согласно федеральному закону.

На основании п. 1 ст. 41 Земельного кодекса РФ, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных пп. 2 п. 2 указанной статьи.

Из пп. 3 п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ следует, что собственник земельного участка имеет право проводить предусмотренное разрешенным использованием оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты как следует из установленных законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Однако в нарушение указанных требований законодательства, ответчик без разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, произвел работы по строительству наливного (искусственного) водоема – пруда. При осуществлении работ ответчиком было произведено самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы, выразившееся в его отделении от поверхности земли без разрешения и осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.

Таким образом, ответчик самовольно снимал и перемещал плодородный слой почвы при проведении земляных работ без разрешительных документов на данные действия.

В соответствии с нормами ст. 1 Водного кодекса РФ, водный объект – природный или искусственный водоем, водоток; либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Понятие пруда содержится в ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения», в силу которых, под прудом понимается мелководное водохранилище, площадью не более 1 кв. км; пруд – небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.

В силу ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, содержащей перечень объектов, выдача разрешения, на строительство которых не требуется, наливной (искусственный) водоем – не значится.

При таких обстоятельствах, в рамках действующего законодательства РФ, разрешение на строительство пруда должно было быть получено ответчиком.

Учитывая, что проведение работ по строительству пруда без получения разрешения на строительство повлекло ухудшение земельного участка сельскохозяйственного назначения, которое не позволит использовать его по назначению, повлекло утрату народнохозяйственной ценности, а также может повлиять на ухудшение окружающей среды, следует признать незаконными действия ответчика по проведению работ для строительства пруда на спорном земельном участке, в отсутствие проекта на строительство.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

На основании ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность Органов государственной власти РФ, Органов государственной власти субъектов РФ, Органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Из положений ст. 4 этого же Федерального закона следует, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Ст. 77 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли сельскохозяйственного назначения, как следует из ст. 78 Земельного кодекса РФ, могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

В соответствии со ст. 6 Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки по целевым назначениям такой категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Вместе с тем, в таком случае никаких водных объектов на землях сельскохозяйственного назначения, принадлежащих ответчику не существовало, а строительство этих водных объектов на землях сельскохозяйственного назначения не допускается, что вытекает из правил ч. 2 ст. 78 Земельного кодекса РФ, которые определяют виды строительных работ и возможные объекты строительства на землях сельскохозяйственного назначения без перевода этих земель в земли иных категорий. Ответчиком произведены работы по строительству пруда самовольно, без соответствующих разрешений.

В силу п. 11 «Основных Положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы », утвержденными Приказом Минприроды России и Роскомзема от ДД.ММ.ГГГГ, выдача разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Разрешение на производство внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, ответчику не выдавалось.

Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ, закреплены основные принципы земельного законодательства, в частности среди которых названы приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; деление земель по целевому назначению на категории; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

На основании ст. 78 Земельного кодекса РФ, п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ, в числе основных принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения указано на сохранение их целевого использования.

Из п. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ следует, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме, предусмотренный законодательством РФ.

Как следует из п. 2 ст. 78 названного Закона, вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на лицо, причинившее вред обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В силу позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 37 Постановления Пленума «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» от ДД.ММ.ГГГГ, по смыслу п. 2 ст. 78 Закона «Об охране окружающей среды», вред, причиненный окружающей среде, согласно решению суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств согласно проекту восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Управления имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального района <адрес>.

Руководствуясь ст.ст. 192-199, 235-237 ГПК РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования Управления имущественных отношений и муниципального контроля администрации Предгорного муниципального района <адрес> к Михайлову С. А. о признании незаконными действий, обязании привести земельный участок в соответствие с его целевым назначением.

Признать незаконными действия Михайлова С. А. по строительству наливного (искусственного) водоема – пруда на земельном участке, площадью 4423 кв. м, с кадастровым номером 26:29:130106:23, местоположение: <адрес>, примерно в 1123 м от ориентира бригада 8 колхоза им. Ленина, расположенного за пределами участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства, в отсутствие разрешения на строительство.

Обязать Михайлова С. С.ча в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу возместить вред, причиненный земельному участку, площадью 4423 кв. м, с кадастровым номером 26:29:130106:23, местоположение: <адрес>, примерно в 1123 м от ориентира бригада 8 колхоза им. Ленина, расположенного за пределами участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для личного подсобного хозяйства, путем рекультивации в силу проекта восстановительных работ.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами и в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, то в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Заочное решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

СУДЬЯ: