ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-506/2018 от 22.06.2018 Белозерского районного суда (Курганская область)

Дело № 2-506/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Белозерское 22 июня 2018 года

Белозерский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Воронежской О.А.,

при секретаре Яцук А.А.,

с участием помощника прокурора Белозерского района Курганской области Кузеванова П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Нижнетобольного сельсовета Белозерского района Курганской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в Белозерский районный суд Курганской области с исками к администрации Нижнетобольного сельсовета Белозерского района Курганской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за период вынужденного прогула (дело № 2-506/2018) и о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, взыскании заработной платы (дело № 2-507/2018).

Определением Белозерского районного суда Курганской области от 13.06.2018 г. в соответствии с ч. 4 ст. 151 ГПК РФ указанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В обоснование исков указано, что с 14.11.2016 г. истец работала директором МКУК «Нижнетобольное КДО». Распоряжением главы администрации Нижнетобольного сельсовета Белозерского района Курганской области № 31 от 22.05.2018 г. она была уволена за непредставление сведений о своих доходах. Считает данное увольнение незаконным, поскольку в 2017 г. таких сведений с нее не требовали, о необходимости их сдачи в текущем году она не знала, администрация сельсовета ее об этом в известность не поставила. Кроме того, согласно трудовому договору № 6 от 14.11.2016 г. должностной оклад ФИО2 составлял 6 664 рубля 80 копеек. Дополнительным соглашением к трудовому договору № 1 от 01.07.2017 г. ее должностной оклад с 01.07.2017 г. увеличился и составил 9 459 рублей 00 копеек. Однако заработная плата ей начислялась исходя из должностного оклада установленного трудовым договором в размере 6 664 рубля 80 копеек, поскольку данное соглашение администрацией Нижнетобольного сельсовета бухгалтеру не предоставлялось.

С учетом измененного иска, предъявленного истцом в порядке ст. 39 ГПРК РФ 21.06.2018 г., просит суд восстановить ее на работе в должности директора МКУК «Нижнетобольное КДО», взыскать с администрации Нижнетобольного сельсовета Белозерского района Курганской области в ее пользу заработную плату за время вынужденного прогула за период с 22.05.2018 г. по 21.06.2018 г. в размере 16 411 рублей 13 копеек, задолженность по заработной плате согласно дополнительному соглашению № 1 от 01.07.2017 г. за период с 01.07.2017 г. по 01.05.2018 г. в размере 24 318 рублей 24 копейки, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО2 и ее представитель адвокат Бурнашов А.С. на измененных исковых требованиях настаивали в полном объеме, в обоснование которых ссылались на доводы, изложенные в исковых заявлениях. При этом пояснили, что считают увольнение ФИО2 незаконным, поскольку о необходимости представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 г. истец не знала, ей никто об этом не сообщил, а, кроме того, в период с 04 апреля по 07 мая 2018 года она находилась на больничном, в то время как срок для подачи таких сведений до 30 апреля 2018 года. Если бы она знала о необходимости представления сведений о доходах, в период нетрудоспособности она могла бы направить уведомление о невозможности представления таких сведений в связи с нахождением на больничном. На семинар-совещание 02.03.2018 г. она опоздала, а в оставшейся его части после ее прихода о необходимости и сроках представлении сведений о доходах ничего не говорили. Считают, что истец была уволена главой администрации Нижнетобольного сельсовета в связи с наличием неприязненных отношений к ней, поскольку неоднократно предлагала ей уволиться по собственному желанию. Ранее примененные к ней дисциплинарные взыскания в установленном законом порядке не оспаривала. Дополнительное соглашение от 01.07.2017 г. было подписано сторонами, в этой связи является действующим и должно исполняться. Взыскание денежной компенсации морального вреда обосновала переживаниями в связи с незаконным увольнением и невыплатой заработной платы в полном объеме согласно дополнительному соглашению от 01.07.2017 г.

Представители ответчика администрации Нижнетобольного сельсовета Белозерского района Курганской области – глава сельсовета ФИО3, ФИО4, действующий на основании доверенности, и ФИО5, действующая по устному ходатайству, с исковыми требованиями не согласились. При этом пояснили, что увольнение ФИО2 является законным, поскольку такое основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя предусмотрено действующим законодательством. ФИО2, занимая должность директора МКУК «Нижнетобольное КДО», относящуюся к должностям муниципальной службы, в соответствии с законодательством обязана ежегодно представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые за 2017 год в срок до 30 апреля 2018 года представлены не были. 02.03.2018 г. администрацией Белозерского района Курганской области проводился семинар-совещание для руководителей учреждений культуры Белозерского района, на котором также освещался вопрос о заполнении и сроках сдачи деклараций о доходах. В этой связи считают указанные ФИО2 причины непредставления сведений о доходах за 2017 год неуважительными. В случае отсутствия возможности подачи таких сведений она должна была направить в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов уведомление о невозможности представления сведений о доходах. Действия ФИО2 по непредставлению сведений о доходах являются основанием для утраты доверия к ней со стороны работодателя. Также глава сельсовета ФИО3 дополнила, что неприязненных отношений к ФИО2 не имеется, она лишь требовала от нее выполнения своих должностных обязанностей. Согласно положению об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры, подведомственных администрации Нижнетобольного сельсовета от 22.07.2016 г. размер должностного оклада руководителя учреждения установлен в размере 6 664 рублей 80 копеек. С 01.04.2018 г. размер должностного оклада руководителя увеличился до 12 400 рублей 00 копеек. Дополнительное соглашение от 01.07.2017 г. сторонами было подписано, однако размер оклада 9 459 рублей 00 копеек был указан ошибочно, откуда взялась именно такая сумма, не знает.

Представитель третьего лица администрации Белозерского района Курганской области ФИО6 с исковыми требованиями не согласился. При этом пояснил, что увольнение ФИО2 в связи с непредставлением сведений о доходах является законным. Данное взыскание было применено по согласованию с комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Белозерского района Курганской области, которой сельсоветом передана часть полномочий по осуществлению мер по противодействию коррупции, в связи с устным обращением главы Нижнетобольного сельсовета. Указанные истцом причины непредставления сведений о доходах не являются объективными и уважительными. Руководитель культурного учреждения обязан знать и исполнять действующее законодательство, в том числе в части ежегодного представления сведений о доходах. Действия ФИО2 по непредставлению сведений о доходах являются основанием для утраты доверия к ней со стороны работодателя.

Представитель третьего лица Отдела культуры администрации Белозерского района Курганской области ФИО7, действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась уведомлялась надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила. Ранее в судебном заседании с исковыми требованиями не соглашалась, указывая, что ФИО2 в силу закона обязана знать о необходимости ежегодного представления сведений о доходах. Кроме того, об этом говорилось на семинаре-совещании 02.03.2018 г., проводимом администрацией Белозерского района Курганской области, где в числе присутствующих истец была зарегистрирована. Дополнительное соглашение разрабатывалось для районных отделов культуры и направлялось в сельсоветы как рекомендация, при этом сумма оклада в данном образце не была указана.

Представитель третьего лица МКУК «Нижнетобольное КДО» в судебное заседание не явился, уведомлялся надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Учитывая мнения участников судебного процесса, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, допросив свидетеля ФИО1, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п. 23 постановления от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2), при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе (п. 60 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2).

В силу п. 3 должностной инструкции директора МКУК «Нижнетобольное КДО» назначение на должность директора и освобождение от нее производит администрация Нижнетобольного сельсовета в лице главы.

Из материалов дела следует, что с 14.11.2016 г. ФИО2 состояла в трудовых отношениях с администрацией Нижнетобольного сельсовета Белозерского района Курганской области в должности директора МКУК «Нижнетобольное КДО», что подтверждается копиями трудовой книжки серии АТ-VI от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения главы администрации Нижнетобольного сельсовета Белозерского района Курганской области от 14.11.2016 г. № 28-р/л.

Согласно распоряжению главы администрации Нижнетобольного сельсовета Белозерского района Курганской области от 09.01.2018 г. № 1-р/л ФИО2 объявлено замечание за нарушения, допущенные в работе при проведении новогодних мероприятий.

Распоряжением главы администрации Нижнетобольного сельсовета Белозерского района Курганской области от 01.03.2018 г. № 12-р/л ФИО2 объявлен выговор за нарушение правил внутреннего трудового распорядка, отсутствие на рабочем месте в течение 3 часов.

Согласно распоряжению главы администрации Нижнетобольного сельсовета Белозерского района Курганской области от 30.03.2018 г. ФИО2 объявлен выговор на основании докладной записки главного специалиста Отдела культуры администрации Белозерского района Курганской области за нарушение срока сдачи информации в Отдел культуры и несвоевременное ее предоставление.

Распоряжением от 22.05.2018 г. № 31 заместителя главы администрации Нижнетобольного сельсовета Белозерского района Курганской области, исполнявшего обязанности главы сельсовета согласно распоряжения от 02.05.2018 г. № 29 р/л, ФИО2 уволена с должности директора МКУК «Нижнетобольное КДО» с 22 мая 2018 г. на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за непредставление сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Категории работников, трудовой договор с которыми подлежит расторжению по данному пункту, определены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон «О противодействии коррупции»), Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Курганской области от 30.05.2007 № 251 «О регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области».

В соответствии с названными актами к работникам, трудовой договор с которыми подлежит расторжению по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, относится, в частности, руководитель муниципального учреждения.

В силу ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан, в том числе:

соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;

представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи;

соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статьей 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрена обязанность перечисленных в части 1 этой статьи лиц представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. К лицам, обязанным представлять такие сведения, относятся, в том числе, лица, замещающие должности руководителей муниципальных учреждений (пункт 4 части 1).

Из положений ч. 9 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» следует, что невыполнение гражданином или лицом, указанными в ч. 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной ч. 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы.

Согласно ч. 1.1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Частью 5 статьи 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определено, что непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Согласно ч. 3 ст. 2 Закона Курганской области от 27.02.2018 № 2 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей глав местных администраций по контракту, муниципальных должностей в Курганской области, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» лицо, замещающее должность главы местной администрации по контракту, муниципальную должность в Курганской области, представляет ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным:

сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

В силу ст. 8.2 Закона Курганской области от 30.05.2007 № 251 «О регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области» муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия, в том числе в случае непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

Взыскания, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются представителем нанимателя (работодателем) на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликта интересов, в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в указанную комиссию, и объяснений муниципального служащего в письменной форме.

При применении взыскания учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

Из содержания приведенных норм права в совокупности с положениями п. 7.1 ч. 1 ст. 81, ч. 3 ст. 192 ТК РФ, следует, что в случае установления факта непредставления руководителем муниципального учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей такое лицо подлежит увольнению работодателем, если указанные действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны работодателя. Возможность увольнения руководителя муниципального учреждения за утрату доверия обусловлена особым правовым статусом указанного лица.

Судом установлено, и не оспаривалось истцом, что она, являясь руководителем муниципального казенного учреждения культуры «Нижнетобольное КДО», не представила сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год.

При этом указанные истцом причины непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о том, что она не знала о необходимости представления таких сведений, т.к. ей никто не подсказал, а также находилась на больничном в период с 04.04.2018 г. по 07.05.2018 г., не могут быть признаны объективными, поскольку законодательство Российской Федерации не предусматривает освобождение лица от обязанности представить указанные сведения, в том числе в период нахождения в отпуске, в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей, а также в случае незнания действующего законодательства.

Кроме того, из представленного в материалы дела протокола семинара-совещания руководителей учреждений культуры Белозерского района от 02.03.2018 г. следует, что одним из вопросов программы семинара был вопрос, касающийся заполнения и сроков сдачи деклараций о доходах руководителей учреждений культуры за 2017 год, как следует из пояснений истца, на который она опоздала.

При таких обстоятельствах истец имела возможность исполнить предусмотренную законом обязанность по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, однако каких-либо мер к этому не предприняла.

Доказательств увольнения ФИО2 в связи с наличием неприязненных отношений к ней со стороны главы администрации Нижнетобольного сельсовета вопреки ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Ввиду того, что причины непредставления ФИО2 сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год признаны необъективными, с учетом характера совершенного истцом коррупционного правонарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых оно совершено, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей (наличие трех взысканий за период с января по март 2018 г.), у ответчика имелись основания для наложения на истца дисциплинарного взыскания за совершение проступка, дающего основание для утраты к ней доверия со стороны работодателя, в виде увольнения по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм трудового законодательства при увольнении истца ответчиком допущено не было.

Так, в силу ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

В соответствии с требованиями ст. 193 ТК РФ работодателем от ФИО2 было истребовано письменное объяснение от 17.05.2018 г., согласно которому она не представила декларацию о доходах, т.к. ей никто не подсказал.

От ознакомления с вышеуказанным распоряжением об увольнении ФИО2 отказалась, о чем был составлен соответствующий акт от 22.05.2018 г.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 о восстановлении на работе суд не усматривает.

В связи с тем, что не подлежат удовлетворению исковые требования истца о восстановлении на работе, соответственно, не подлежат удовлетворению и производные от основного требования о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, а также компенсации морального вреда.

При этом пояснения допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО1 на выводы суда не влияют.

Разрешая исковые требования ФИО2 о взыскании недоплаченной заработной платы по дополнительному соглашению от 01.07.2017 г., суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 9 ТК РФ в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник (ст. 56 ТК РФ).

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Оклад (должностной оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В силу ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Статья 57 ТК РФ предусматривает, что если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на выплату заработной платы своевременно и в полном размере.

Из материалов дела следует, что в период с 14.11.2016 г. по 22.05.2018 г. ФИО2 состояла в трудовых отношениях с администрацией Нижнетобольного сельсовета Белозерского района Курганской области в должности директора МКУК «Нижнетобольное КДО».

Постановлением главы Нижнетобольного сельсовета от 22.07.2016 г. № 20/1 утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры, подведомственных администрации Нижнетобольного сельсовета (далее – Положение), согласно п. 44 которого размер должностного оклада руководителя учреждения установлен в размере 6 664 рублей 80 копеек.

Согласно трудовому договору № 6 от 14.11.2016 г. должностной оклад ФИО2 составлял 6 664 рубля 80 копеек в месяц.

Постановлением главы Нижнетобольного сельсовета от 23.04.2018 г. № 29 в вышеуказанное Положение внесены изменения, в том числе в п. 44, согласно которым с 01.04.2018 г. размер должностного оклада руководителя увеличился до 12 400 рублей 00 копеек.

Указанные размеры оклада директора КДО содержатся и в штатных расписаниях МКУК «Нижнетобольное КДО», действовавших до 01.04.2018 г. и после указанной даты.

Дополнительным соглашением к трудовому договору № 1 от 01.07.2017 г. должностной оклад ФИО2 установлен в размере 9 459 рублей 00 копеек. Данное дополнительное соглашение сторонами подписано и заверено печатью работодателя, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

В то же время судом установлено и следует из пояснений сторон, что заработная плата в период с 01.07.2017 г. выплачивалась истцу исходя из оклада, установленного трудовым договором, а не дополнительным соглашением от 01.07.2017 г., что также подтверждается представленными в материалы дела расчетными ведомостями.

Согласно письменному уведомлению главы Нижнетобольного сельсовета от 01.03.2018 г. ФИО2 уведомлена о том, что в связи с отсутствием финансирования с 01.05.2018 г. будет изменено условие заключенного с ней дополнительного соглашения от 01.07.2017 г. № 1 в части оплаты труда, должностной оклад с 01.05.2018 г. будет сокращен до 6 664,80 рублей.

Поскольку условие дополнительного соглашения в части установления оклада сторонами было согласовано, данное соглашение недействительным в период с 01.07.2017 г. по 01.05.2018 г. не признавалось, работодатель обязан выплатить истцу заработную плату в размере, предусмотренном заключенным между ФИО2 и администрацией Нижнетобольного сельсовета дополнительным соглашением.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, исходя из принципа диспозитивности, суд принимает решение только по заявленным истцом исковым требованиям, поскольку выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Из справки администрации Нижнетобольного сельсовета Белозерского района Курганской области от 22.06.2018 г. № 230 следует, что разница между фактически начисленным окладом с учетом сельского коэффициента и окладом, предусмотренным дополнительным соглашение № 1 к трудовому договору директора МКУК «Нижнетобольное КДО» составляет 28 240 рублей 53 копейки, что с учетом удержания 13% составляет 24 569 рублей 26 копеек (28 240 рублей 53 копейки – 13%).

Согласно представленного истцом расчета ко взысканию ею предъявлена задолженность по заработной плате согласно дополнительному соглашению № 1 от 01.07.2017 г. за период с 01.07.2017 г. по 01.05.2018 г. в размере 24 318 рублей 24 копейки.

Доказательств выплаты ФИО2 задолженности по заработной плате в соответствии с дополнительным соглашением от 01.07.2017 г. в указанном выше размере в материалах дела не имеется.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о взыскании с администрации Нижнетобольного сельсовета Белозерского района Курганской области задолженности по заработной плате в размере 24 569 рублей 26 копеек.

В соответствии со ст. 211 ГПК РФ решение суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев подлежит немедленному исполнению.

В связи с чем решение в части взыскания с администрации Нижнетобольного сельсовета Белозерского района Курганской области в пользу ФИО2 задолженности по заработной плате за февраль, март и апрель 2018 года в размере 6 077 рублей 38 копеек ((11 823,75 рублей + 11 823,75 рублей + 1 240,00 рублей) – (8 331,00 рублей + 8 331,00 рублей + 1 240 рублей)) – 13%) подлежит немедленному исполнению, остальная часть заработной платы за период с июля 2017 года по январь 2018 года в размере 18 491 рубль 88 копеек (24 569,26 рублей – 6 077,38 рублей) подлежит исполнению после вступления решения суда в законную силу.

В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора размеры возмещения определяются судом. Размер возмещения морального вреда определяется судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как разъяснено в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Факт причинения морального вреда действиями ответчика презюмируется, т.е. не требует дополнительного доказывания, ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по выплате полагающихся сумм работнику влечет для работника отрицательные последствия в виде денежных затруднений и нравственных переживаний.

Принимая во внимание нарушение ответчиком трудовых прав истца, исходя из принципа разумности и справедливости, фактических обстоятельств дела, суд считает размер компенсации морального вреда, предъявленный истцом, явно завышенным, и полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда за ненадлежащее исполнение обязательств по выплате полагающихся сумм работнику в размере 3 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 211 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2 к администрации Нижнетобольного сельсовета Белозерского района Курганской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Нижнетобольного сельсовета Белозерского района Курганской области в пользу ФИО2 задолженность по заработной плате по дополнительному соглашению № 1 от 01.07.2017 г. за период с 01.07.2017 г. по 30.04.2018 г. в размере 24 569 рублей 26 копеек, а также компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей 00 копеек.

Решение в части взыскания с администрации Нижнетобольного сельсовета Белозерского района Курганской области в пользу ФИО2 задолженности по заработной плате за февраль, март и апрель 2018 года в размере 6 077 рублей 38 копеек подлежит немедленному исполнению.

Решение в части взыскания с администрации Нижнетобольного сельсовета Белозерского района Курганской области в пользу ФИО2 задолженности по заработной плате за период с июля 2017 года по январь 2018 года в размере 18 491 рубль 88 копеек подлежит исполнению после вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белозерский районный суд Курганской области.

Судья О.А. Воронежская

(Мотивированное решение суда составлено 27 июня 2018 года)