ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-510/13 от 25.02.2013 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 февраля 2013г. г. Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой A.M., при секретаре Сизых Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-510/2013 по заявлению Прокурора города Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными постановления Администрации г. Иркутска об утверждении проекта планировки Центральной части г. Иркутска, возложении обязанности по отмене постановления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Иркутска обратился в Кировский районный суд г. Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконными постановления Администрации г. Иркутска об утверждении проекта планировки Центральной части г. Иркутска, возложении обязанности по отмене постановления, указав, что Постановлением Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ утверждены проекты планировки Центральной части г. Иркутска. Указанное постановление является незаконным.

В соответствии с ч. 8 ст. 60 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в редакции от 12.11.2012г.) до утверждения правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий в границах территории такого исторического поселения подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.

Город Иркутск включен в перечень исторических поселений, утвержденных приказом Министерства культуры РФ № 418, Министерства регионального развития РФ № 339 от 29.07.2010г. «Об утверждении перечня исторических поселений». Таким образом, город Иркутск является историческим поселением федерального значения, в связи с чем проект планировки Центральной части г. Иркутска подлежал согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.

Вместе с тем, указанное требование Администрацией г. Иркутска выполнено не было, проект планировки Центральной части г. Иркутска был принят с нарушением указанной процедуры, без согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Прокурор также наделен правом на обращение в суд с таким заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц (ст. 45 ГПК РФ).

В связи с принятием указанного незаконного Постановления Администрацией г. Иркутска нарушены права неопределенного круга лиц на охрану объектов культурного наследия в границах исторического поселения. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Просит суд признать незаконным Постановление Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ по утверждению проекта планировки Центральной части г. Иркутска, обязать Администрацию г. Иркутска отменить Постановление Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ.

В дальнейшем заявитель представил суду уточненное заявление, где дополнительно третьими лицами на стороне заявителя, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора указал Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области, Министерство культуры РФ, Восточно-Сибирское территориальное управление Министерства культуры РФ.

В судебном заседании представитель заявителя – ФИО1, действующая на основании поручения прокурора города Иркутска, заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании представители Администрации г. Иркутска – ФИО2, ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенностей, заявленные требования не признали, считают их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложив свою позицию в письменных возражениях и пояснениях на заявление. Просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании представители третьих лиц на стороне заявителя, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области – ФИО5, ФИО6, действующие на основании доверенностей; Восточно-Сибирского территориального управления Министерства культуры РФ – ФИО7, ФИО8, действующие на основании доверенностей, требования прокурора города Иркутска считали законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Министерство культуры РФ, извещенное надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направило, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Порядок производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, определяются главой 25 ГПК РФ.

Заявления об обжаловании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, рассматриваются судом в порядке главы 25 ГПК РФ, однако то обстоятельство, что сама по себе процессуальная форма обращения в суд оформлена не заявлением, а исковым заявлением, не ограничивает суд в применении соответствующего закона, подлежащего применению в данном конкретном случае.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Обстоятельства, на которых основаны требования, представляют собой юридические факты, с которыми закон либо иной правовой акт связывает возникновение материально правовой обязанности.

Заявитель должен не только конкретизировать предмет судебной проверки действия (бездействие) или решения, которые заявитель просит признать незаконными, но и доказать, какие конкретно права и свободы нарушаются оспариваемым действием (бездействием) или актами; созданы препятствия к осуществлению прав и свобод; незаконно возложена какая-либо обязанность или незаконно привлечен к ответственности, на что также указано в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих».

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. N 2).

Основанием для обращения прокурора в защиту неопределенного круга лиц в суд с настоящим заявлением об оспаривании Постановления Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ по утверждению проекта планировки Центральной части г. Иркутска явилось то обстоятельство, что оспариваемый акт принят Администрацией г. Иркутска с нарушением процедуры, предусмотренной ч. 8 ст. 60 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в редакции от 12.11.2012г.), а именно без согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Судом установлено, что Постановлением Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ за в целях обеспечения устойчивого развития территории г. Иркутска в соответствии со ст.ст. 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», утвержден Проект планировки Центральной части города Иркутска.

В силу п. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (ст. 41 Градостроительного кодекса РФ).

Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципального образования, устанавливаются Градостроительным кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п.п. 1, 8. ст. 42 Градостроительного кодекса РФ).

Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (п. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).

Исходя из смысла п. 8 ст. 42, ст. 45 Градостроительного кодекса РФ состав и содержание проектов планировки территории основываются на документах территориального планирования субъекта РФ, документах территориального планирования муниципального образования, к которым, в частности, относится Генеральный план города.

Аналогичным образом урегулирован данный вопрос в п. 20 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ (ред. от 08.11.2007г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», из содержания которого следует, что утверждение документации по планировке территории осуществляется на основе генеральных планов поселения.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса РФ градостроительная документация, в том числе, генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ.

Согласно ст. 9 ФЗ от 29.12.2003 г. № 191 -Ф3 (ред. от 04.12.2007г.) «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» Градостроительный кодекс РФ применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, Градостроительный кодекс РФ применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

Проект планировки разрабатывается в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки.

Генеральный план г. Иркутска, утвержден решением городской Думы г. Иркутска от 28.06.2007 г. № 004-20-390583/7.

Решением Думы г. Иркутска от 05.07.2012г. о внесении изменений в решение Думы г. Иркутска от 28.06.2007г. № 004-20-390583/7. «Об утверждении Генерального плана г. Иркутска» были внесены изменения в Генеральный план г. Иркутска (Приложение № 1 к решению Думы г. Иркутска от 06.07.2012г. № 005-20-360589/2), а именно, изменения касаются частичного зонирования территории и трассировки дорог.

В соответствии с п. 4 ст. 60 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ), действующего в редакции с 31.12.2005г. до вступления в силу Федерального закона от 12.11.2012г. № 179-ФЗ (Федеральный закон от 12.11.2012г. № 179-ФЗ вступил в силу с 24.11.2012г. согласно ст.ст. 4, 6 Федерального закона от 14.06.1994г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания») градостроительная документация, разрабатываемая для исторических поселений, и градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемые в правила застройки муниципальных образований, подлежат обязательному согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, если иное не определено соглашением о передаче полномочий между федеральным органом охраны объектов культурного наследия и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, и с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законом данного субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, подготовка проекта планировки территории Центральной части г. Иркутска, начата в ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «<данные изъяты>» был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по подготовке проекта планировки территории Центральной части г. Иркутска.

Судом установлено, что Администрация г. Иркутска, соблюдая требования законодательства, неоднократно направляла на согласование в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области (далее - Служба) проект планировки центральной части города Иркутска.

Так, первые материалы проекта планировки территории Центральной части г. Иркутска были представлены Администрацией г. Иркутска в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области в ДД.ММ.ГГГГ., которые были возвращены Службой с замечаниями для доработки, что следует из представленного в материалы дела письма Службы от ДД.ММ.ГГГГ за .

В последующем, с учетом устранения замечаний, материалы проекта планировки территории Центральной части г. Иркутска были вновь представлены Администрацией г. Иркутска в Службу, которые также были возвращены Службой для доработки, что следует из представленного в материалы дела письма Службы от ДД.ММ.ГГГГ за .

В соответствии с требования законодательства, Постановлением мэра г. Иркутска 20.03.2008г. № 031-06-506/8 были назначены публичные слушания по проектам планировки Октябрьского округа г. Иркутска и Центральной части г. Иркутска и принято в целях его исполнения Распоряжение заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике от 27.03.2008г. № 944-02-00024/8 «О публичных слушаниях в области градостроительной деятельности по проекту планировки Октябрьского округа г. Иркутска и проекту планировки Центральной части г. Иркутска» (публикация в газете «Иркутск официально» от 31.03.2008г.).

По публичным слушаниям по проекту планировки Центральной части г. Иркутска были составлены три протокола (протокол от ДД.ММ.ГГГГ; протокол от ДД.ММ.ГГГГ; протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

Заключение о результатах публичных слушаний были опубликованы в газете «Иркутск официально» от 28.07.2008г.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Иркутска с учетом устранения замечаний и с учетом доработки по результатам публичных слушаний, материалы проекта планировки территории Центральной части г. Иркутска были вновь представлены Администрацией г. Иркутска в Службу с просьбой выдать заключение в срок до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленным в материалы дела письмом Комитета по Градостроительной политике Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ за .

По результатам рассмотрения представленных материалов проекта планировки Центральной части г. Иркутска с изменениями по замечаниям, Служба своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ за возвращает материалов проекта для корректировки.

В соответствии с требования законодательства, Постановлением мэра г. Иркутска 30.09.2008г. № 031-06-2203/8 были назначены публичные слушания по проектам планировки Октябрьского округа г. Иркутска и Центральной части г. Иркутска, принято в целях его исполнения Распоряжение заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике от 08.10.2008г. № 944-02-200/8 «О публичных слушаниях в области градостроительной деятельности по проекту планировки Октябрьского округа г. Иркутска и проекту планировки Центральной части г. Иркутска» (публикация в газете «Иркутск официально» от 13.10.2008г.), а также принято Распоряжение заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике от 01.11.2008г. № 944-02-000240/8 «О внесении изменений в распоряжение заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике от 08.10.2008г. № 944-02-200/8 (публикация в газете «Иркутск официально» от 10.11.2008г.).

По публичным слушаниям по проекту планировки Центральной части г. Иркутска составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ

Заключение о результатах публичных слушаний были опубликованы в газете «Иркутск официально» от 29.12.2008г.

Постановлением Правительства РФ от 16.01.2010г. N 2 утверждено Положение о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны (далее - Положение).

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.01.2010г. N 2 Положение определяет порядок согласования с Министерством культуры РФ проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений (далее - градостроительная документация), а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.01.2010г. N 2 установлено, что орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, направляет на согласование в Министерство культуры РФ градостроительную документацию и (или) градостроительные регламенты в 2 экземплярах в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об их согласовании. Историко-культурный опорный план или его фрагмент прилагаются к каждому экземпляру проекта генерального плана поселения или городского округа, составленного в границах исторического поселения, а также проекта документации по планировке территории, подготовленной в соответствии с частью 6 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ.

Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 07.04.2011г. N 257 "О частичном приостановлении действия Положения о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны" действие Положения в части согласования проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений приостановлено до 01.01.2013г.

Также, Законом Иркутской области от 06.05.2011г. N 27-ОЗ "О внесении изменений в Закон Иркутской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Иркутской области" введена новая ст. 152 в Закон Иркутской области от 23.07.2008г. N 57-оз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Иркутской области".

Статьей 152 Закона Иркутской области от 23.07.2008г. N 57-оз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ в Иркутской области" установлен Порядок согласования проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений и градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны.

Согласно п. 1 ст. 60 Федерального закона № 73-ФЗ, действующего в редакции с 31.12.2005г. до вступления в силу Федерального закона от 12.11.2012г. № 179-ФЗ, градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов данного поселения, указанных в п. 2 ст. 59 Федерального закона № 73-ФЗ, в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ.

Из анализа ст. 60 Федерального закона № 73-ФЗ, Положения о Министерстве культуры РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.07.2011г. № 590, Закона Иркутской области от 23.07.2008г. N 57-оз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ в Иркутской области", Положения о службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 09.03.2010г. № 31-пп, следует, что согласование Министерством культуры РФ и Службой соответствующих документов, в частности проектов планировки территории, осуществляется на предмет охраны объектов культурного наследия, в целях их сохранности.

Исходя из ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ проекты по планировке территории относятся к документации по планировке территории.

Как указано выше, Администрация г. Иркутска, соблюдая требования законодательства, неоднократно направляла на согласование в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области проект планировки центральной части города Иркутска.

Судом установлено, что Администрацией г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ с ОАО <данные изъяты>» был заключен Муниципальный контракт на выполнение работ по внесению изменений в ранее подготовленный проект планировки Центральной части г. Иркутска за .

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2011г. N 257 "О частичном приостановлении действия Положения о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны" действие Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.01.2010г. N 2, в части согласования проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений приостановлено до 01.01.2013г.

Вместе с тем, Администрацией г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области, вновь направлены на согласование материалы проекта планировки Центральной части г. Иркутска, что подтверждается представленным в материалы дела письмом Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ за .

Из ответа Службы от ДД.ММ.ГГГГ за следует, что в связи с тем, что для подготовки заключения на градостроительную документацию представлена часть материалов в графической форме, отсутствует пояснительная записка, приложение, указанное в п. 2 представлено в одном экземпляре, необходимо устранить данные замечания и представить материалы по обоснованию проекта планировки в соответствии с ч. 4-6 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ.

В связи с указанным, Администрацией г. Иркутска в Службу ДД.ММ.ГГГГ были направлены на согласование дополнительные материалы проекта планировки Центральной части г. Иркутска, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ за .

Согласно последним замечаниям, содержащимся в заключении Службы от ДД.ММ.ГГГГ, не представлены в полном объеме материалы по обоснованию проекта планировки в соответствии с ч. 4-6 ст. 42 ГрК РФ, представленная в пакете документов по согласованию проекта планировки Центральной части г. Иркутска пояснительная записка, подготовленная ОАО <данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ. не соответствует принятым проектным решениям ОАО «<данные изъяты>».

В соответствии с ч. 4-6 ст. 42 ГрК РФ материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку. Материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме содержат: схему расположения элемента планировочной структуры; схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории; схему организации улично-дорожной сети, которая может включать схему размещения парковок (парковочных мест), и схему движения транспорта на соответствующей территории; схему границ территорий объектов культурного наследия; схему границ зон с особыми условиями использования территорий; схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории; иные материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории. Пояснительная записка, указанная содержит описание и обоснование положений, касающихся: определения параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории; защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности; иных вопросов планировки территории.Судом установлено, что предусмотренная ч. 4-6 ст. 42 ГрК РФ документация была предоставлена Администрацией г. Иркутска в Службу, что подтверждается сопроводительным письмом Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ за и не оспорено в судебном заседании участниками процесса, доказательств обратного суду не представлено.

Согласно п. 4 ст. 1 ГрК РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. № 221-ФЗ).

В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, а также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости (ч. 1, 2 п. 9 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. № 221-ФЗ).

В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий (ст. 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. № 221-ФЗ).

Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей. Орган кадастрового учета ведет кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц (далее - публичные кадастровые карты). Состав сведений публичных кадастровых карт, а также состав сведений иных кадастровых карт и виды таких карт в зависимости от целей их использования устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети "Интернет"(п. 4 ст. 13 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. № 221-ФЗ).

Орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения (п. 6 ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. № 221-ФЗ).

В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, в их исторической среде, Постановлением Администрации Иркутской области от 12.09.2008г. № 254-па «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории г. Иркутска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", ст.ст. 4, 11 Закона Иркутской области от 04.08.2008г. N 57-оз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Иркутской области", в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.12.2006г. N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа", администрацией Иркутской области утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, в том числе Центральной части г. Иркутска.

На день рассмотрения настоящего гражданского дела, суду не представлено доказательств того, что соблюдены вышеназванные требования закона, т.к. в ГКН указанные сведения не внесены, в том числе отсутствуют сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий.

В судебном заседании представители Службы по охране объектов культурного наследия в Иркутской области не смогли пояснить, в чем конкретно выражается нарушение органом местного самоуправления действующего законодательства, в том числе ч. 4-6 ст. 42 ГрК РФ при предоставлении для согласования градостроительной документации по проекту планировки Центральной части г. Иркутска, заключающиеся в термине «не предоставление в полном объеме».

При этом, из представленной в материалы дела информации ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ за следует, что Проект планировки Центральной части г. Иркутска с изменениями, внесенными в него в ходе выполнения работ ОАО «<данные изъяты>», на основании Муниципального контракта от 08.10.2012г. за № 010-64-001450/12, соответствует Генеральному плану г. Иркутска, утвержденному решением городской Думы г. Иркутска от 28.06.2007г. № 004-20-390583/7 (в редакции решения Думы г. Иркутска от 06.07.2012г. № 005-20-360589/2). Указано, что основная часть проекта планировки, содержит чертежи планировки территории, на которых отображены границы зон (линии, обозначающие линейные объекты) планируемого размещения предусмотренных генеральным планом г. Иркутска объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также текстовые положения о размещении таких объектов. Границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, отображенные на чертежах планировки, а также текстовые положения о характеристиках планируемого развития территории установлены с учетом предусмотренных генеральным планом г. Иркутска границ и параметров функциональных зон.

Указанная информация представлена специализированной организацией, осуществляющей в установленном законом порядке работы по проекту планировки Центральной части г. Иркутска, в связи с чем, у суда отсутствуют основания не доверять представленной информации.

Судом также установлено, что Администрацией г. Иркутска учтено замечание Службы по пояснительной записке, подготовленной ОАО «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ. и проектным решениям ОАО «<данные изъяты>» и в утвержденном Постановлении Администрации г. Иркутска от 05.12.2012г. № 031-06-2379/12 «Об утверждении проекта планировки Центральной части <адрес>», опубликованном в газете «Иркутск официальный» от 11.12.2012г. № 50(435), имеются материалы по обоснованию проекта, подготовленные ОАО «<данные изъяты>», а также имеется указание границ Центральной исторической части г. Иркутска, историко-культурной зоны, территории объектов культурного наследия, объектов культурного наследия (стр. 38, 49-55 газеты «Иркутск официальный» от 11.12.2012 № 50(435)).

Также, в заключении Службы от ДД.ММ.ГГГГ содержатся замечания, касающиеся красных линий, зонирования, высотности застройки, транспортной схемы, нанесению не всех объектов, перечисленных в пояснительной записке и строительства части объектов капитального строительства на территории объектов культурного наследия.

Поскольку проекты планировки территорий в соответствии ч.ч. 5, 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ подготавливается на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки, следовательно, должны соответствовать генеральному плану города и правилам землепользования застройки.

Согласно ч. 7 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ при наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и ст. 27 ГрК РФ.

Вместе с тем, из представленного в материалы дела письма Службы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Служба согласовала проект внесения изменений в генеральный план города Иркутска, при этом проект планировки Центральной части г. Иркутска соответствует генеральному плану города Иркутска.

Изложенные в заключении Службы от ДД.ММ.ГГГГ замечания Службы носят оценочный и двусмысленных характер, так как используются термины «не в полном объеме», «не в полной мере», «не все объекты», «часть объектов». Использование данных терминов не позволяет суду определить, в чем конкретно допущено нарушение в целях его устранения.

В связи с вышеуказанным, замечания Службы, указанные в п.п. 1, 2, 3 заключения Службы от ДД.ММ.ГГГГ, являются необоснованными.

Обосновывая свои требования, заявитель указывает, что город Иркутск является историческим поселением федерального значения, в связи с чем проект планировки Центральной части г. Иркутска подлежал согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, оспариваемый акт принят Администрацией г. Иркутска с нарушением процедуры, предусмотренной ч. 8 ст. 60 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в редакции от 12.11.2012г.), без согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Понятие «историческое поселение» раскрыто в п. 1 ст. 59 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ), действующего в редакции Федерального закона от 12.11.2012г. № 179-ФЗ (редакция действует с 24.11.2012г. согласно ст.ст. 4, 6 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»).

В соответствии с п. 1 ст. 59 Федерального закона № 73-ФЗ историческим поселением в целях Федерального закона № 73-ФЗ являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.

Исходя из п. 1 ст. 59 Федерального закона № 73-ФЗ, понятие «историческое поселение» включает в себя следующие характеристики в совокупности:

Это населенный пункт или его часть, границы которого (которой) определены;

включенный в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения;

в границах которого расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.

Следовательно, не все населенные пункты относятся к историческим поселениям. Отнесение к историческому поселению возможно и не всего населенного пункта, а только определенной его части.

Также, из п. 1 ст. 59 Федерального закона № 73-ФЗ следует, что исторические поселения могут быть федерального и регионального значения в зависимости от того, в какой перечень и реестр они включены.

В соответствии с подп.подп. 29, 30 ст. 9 Федерального закона № 73-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся утверждение перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации (исторические поселения федерального значения), предмета охраны исторического поселения федерального значения, границ территории исторического поселения федерального значения, а также согласование проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (федеральный орган охраны объектов культурного наследия) определен в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 73-ФЗ постановлением Правительства РФ от 20.07.2011г. № 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации».

Пунктом 1 Положения о Министерстве культуры РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.07.2011г. № 590, установлено, что Министерство культуры РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.

Согласно подп.подп. 9, 10 ст. 92 Федерального закона № 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся утверждение перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры субъекта РФ (исторические поселения регионального значения), предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, а также согласование проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения.

Пунктом 1 Положения о Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 09.03.2010г. № 31-пп, Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль и полномочия на территории Иркутской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством.

Исходя из анализа ст.ст. 9, 92 Федерального закона № 73-ФЗ полномочиями по согласованию проектов планировки территории ни федеральные органы государственной власти, ни органы государственной власти субъекта Российской Федерации не обладают.

Органы, уполномоченные утверждать перечни исторических поселений федерального и регионального значения, предметы охраны исторических поселений федерального и регионального значения, границы территорий исторических поселений федерального и регионального значения также определены в п.п. 6, 7 ст. 59 Федерального закона № 73-ФЗ.

В соответствии с п. 6 ст. 59 Федерального закона № 73-ФЗ перечень исторических поселений федерального значения, предмет охраны исторического поселения федерального значения, границы территории исторического поселения федерального значения утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.

Согласно п. 7 ст. 59 Федерального закона № 73-ФЗ перечень исторических поселений регионального значения, предмет охраны исторического поселения регионального значения, границы территории исторического поселения регионального значения утверждаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, законодательством прямо предусмотрены органы, уполномоченные утверждать соответственно перечни исторических поселений федерального и регионального значения, предметы охраны исторических поселений федерального и регионального значения, границы территорий исторических поселений федерального и регионального значения.

Никакие иные органы, кроме указанных в ст.ст. 9, 92, 59 Федерального закона № 73-ФЗ, не обладают правом утверждать ни перечни исторических поселений федерального и регионального значения, ни предметы охраны исторических поселений федерального и регионального значения, ни границы территорий исторических поселений федерального и регионального значения.

Прокурор города Иркутска в своем заявлении ссылается на перечень исторических поселений, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации № 418, Министерства регионального развития Российской Федерации № 339 от 29.07.2010 г.

Министерство регионального развития Российской Федерации не наделено полномочиями по утверждению перечня исторических поселений федерального значения. Доказательств наличия таких полномочий заявителем не представлено.

Как указано выше, для признания населенного пункта историческим поселением данный населенный пункт или его часть должны соответствовать всем установленным в п. 1 ст. 59 Федерального закона № 73-ФЗ признакам.

Заявителем не представлено доказательств того, что город Иркутск или его часть соответствует положениям, указанным в п. 1 ст. 59 Федерального закона № 73-ФЗ, признаками исторического поселения, а именно, что федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке утверждены предмет охраны города Иркутска и границы территории города Иркутска или его части как исторического поселения федерального значения (в том числе, что Минкультуры России установлен порядок утверждения предмета охраны и границ территории исторического поселения федерального значения).

Кроме того, п. 3 ст. 59 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что предмет охраны исторического поселения утверждается уполномоченным органом государственной власти применительно к каждому историческому поселению.

Пунктом 4 ст. 59 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения, как сохранившиеся, так и утраченные, границы зон охраны объектов культурного наследия, границы территорий объектов культурного наследия, границы территории исторического поселения отображаются в историко-культурном опорном плане исторического поселения, составляемом на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований.

Согласно п. 5 ст. 59 Федерального закона № 73-ФЗ доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к историко-культурному опорному плану исторического поселения обеспечивается посредством федеральной государственной информационной системы территориального планирования.

На сайте Министерства регионального развития РФ в разделе «Информационные ресурсы» размещена Федеральная государственная информационная система территориального планирования (ФГИС ТП) (<данные изъяты>/). Исходя из анализа ФГИС ТП, историко-культурного опорного плана города Иркутска или его части нет.

Таким образом, в настоящее время Минкультуры России не утверждены ни перечни исторических поселений федерального значения, ни предметы охраны исторических поселений федерального значения, ни границы территорий исторических поселений федерального значения.

Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области также не утверждены ни перечни исторических поселений регионального значения, ни предметы охраны исторических поселений регионального значения, ни границы территорий исторических поселений регионального значения, что не оспорено в судебном заседании, доказательств обратного суду не представлено.

Вышеизложенное, не позволяет суду прийти к выводу о том, что в соответствии с требованиями закона (ст. 59 Федерального закона № 73-ФЗ) город Иркутск, либо его часть являются историческим поселением федерального значения.

В соответствии со ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

Ссылка представителей Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области и Восточно-Сибирского территориального управления Министерства культуры РФ на Письмо Министерства культуры РФ от 19.12.2012г. за № 2602-12-05, не принимается судом, т.к. указанное письмо не является нормативно-правовым актом.

Анализируя вышеизложенное, а также учитывая, что Постановлением Правительства РФ от 07.04.2011г. N 257 действие Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.01.2010г. N 2, в части согласования проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что проект планировки Центральной части г. Иркутска, утвержденный Постановлением Администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки Центральной части г. Иркутска» не должен был быть согласован со Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области, Министерством культуры Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Частью 3 ст. 131 ГПК РФ установлена обязанность прокурора, при предъявлении иска в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства РФ, прокурор г. Иркутска обращаясь в суд с заявлением о признании незаконными Постановления Администрации г. Иркутска об утверждении проекта планировки Центральной части г. Иркутска, возложении обязанности по отмене постановления, в интересах неопределенного круга лиц, в судебном заседании не смог указать, в чем конкретно заключается нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц со стороны Администрации г. Иркутска.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что прокурор, обращаясь в защиту интересов неопределенного круга лиц, не представил доказательств того, что принятием Постановления Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении проекта планировки Центральной части г. Иркутска нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных прокурором города Иркутска требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Прокурора города Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными Постановления Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении проекта планировки Центральной части г. Иркутска, возложении обязанности по отмене Постановления Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Тимофеева А.М.

Мотивированный текст решения изготовлен 06.03.2014г. Судья.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>