ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-512/20 от 17.03.2020 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

дело № 2-512/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2020 года Волгоград

Ворошиловский районный суд Волгограда в составе:

председательствующего судьи Дрогалевой С.В.

при секретаре судебного заседания Бураевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Волгоградского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

установил:

заместитель военного прокурора Волгоградского гарнизона обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в обоснование указав, что в ходе проверки исполнения должностными лицами Минобороны России законодательства, регламентирующего порядок эксплуатации, обслуживания и проведения ремонтных работ объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Министерству обороны Российской Федерации, а также законодательства, направленного на обеспечение безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, градостроительных норм и правил, установлено, что в Ворошиловском районе г. Волгограда, на территории 65 военного городка войсковой части 22220 (ул. Рабоче-Крестьянская, 1) располагается четырехэтажное кирпичное нежилое здание (по генеральному плану городка - № 1), 1953 года постройки общей площадью 2524 кв.м. 15 июля 2019 года осмотром здания установлено, что здание (и помещения в нем) в течение длительного времени не обслуживается, его текущий и капитальный ремонт не проводился, здание имеет признаки аварийности, имеются частичные разрушения фасада и кровли здания, следы осыпания кирпичной кладки кровли на прохожую часть напротив фасада здания, чем фактически создается угроза для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Согласно актам осмотров военного городка, проведённым уполномоченным органом МО РФ - 442 отделом эксплуатации и контроля за оказанием услуг в октябре 2017 года, текущий и капитальный ремонт здания и помещений в нем не производился. Собственником сооружения Министерством обороны Российской Федерации и балансодержателем ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ работа по надлежащей эксплуатации здания не организована. До настоящего времени капитальный и текущий ремонт здания не проведен, что создает угрозу жизни и здоровью военнослужащих и граждан, сохранности федеральной собственности, может привести к причинению ущерба государству, а также сохраняется потенциальная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций. В связи с чем, просит признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с не проведением капитального ремонта здания, расположенного в г. Волгограде, Ворошиловском районе, по ул. Рабоче-Крестьянской, д. 1 (территория 65 военного городка войсковой части 22220, по генеральному плану городка № 1), обязать Министерство обороны Российской Федерации провести капитальный ремонт здания, расположенного в г. Волгограде, Ворошиловском районе, по ул. Рабоче-Крестьянской, д. 1 (территория 65 военного городка войсковой части 22220, по генеральному плану городка № 1), обязать Министерство обороны Российской Федерации выделить денежные средства для капитального ремонта данного здания и помещений в нем.

В судебном заседании старший помощник военного прокурора Волгоградского гарнизона военной прокуратуры Южного военного округа Ковалев С.А. исковые требования поддержал, на удовлетворении настаивал.

Представители ответчиков Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель третьего лица Войсковая часть 22220 Министерства обороны России, ЖКС "1/6 Филиала ФГБУ "ЦЖКУ по ЮВО" МО РФ, в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела в их совокупности, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц и интересов субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Из материалов дела следует, военной прокуратурой Волгоградского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Минобороны России законодательства, регламентирующего порядок эксплуатации, обслуживания и проведения ремонтных работ объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности Министерству обороны Российской Федерации, а также законодательства, направленного на обеспечение безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, градостроительных норм и правил.

В ходе проверки установлено, что в Ворошиловском районе Волгограда, на территории 65 военного городка войсковой части 22220 (ул. Рабоче-Крестьянская, 1) располагается четырехэтажное кирпичное нежилое здание (по генеральному плану городка - № 1), 1953 года постройки общей площадью 2524 кв.м. 15 июля 2019 года осмотром здания установлено, что здание (и помещения в нем) в течение длительного времени не обслуживается, его текущий и капитальный ремонт не проводился, здание имеет признаки аварийности, имеются частичные разрушения фасада и кровли здания, следы осыпания кирпичной кладки кровли на прохожую часть напротив фасада здания, чем фактически создается угроза для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

По данному факту 05 апреля 2019 года военной прокуратурой Волгоградского гарнизона у сотрудника ЖКС 1-6 ЖЭ (К)О № 1 (г. Ростов –на-Дону) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ФИО20 отобрано объяснение, согласно которому, акт приема-передачи здания в эксплуатацию здания ГП № 1, предоставленного ФГКУ «СКТУИО» МО РФ был оформлен и подписан ошибочно. Данный акт оформлен не надлежащим образом, на нем отсутствуют оттиски печати принимающей стороны, а также пользователя (войсковая часть 22220). Юридический силы указанный акт не имеет, он был направлен в ФГКУ «СКТУИО» МО РФ ошибочно. Здание ГП № 1 не было принято в эксплуатацию в связи с тем, что имеет признаки аварийности и не используется в интересах МО РФ, а именно в указанном здании не размещены подразделения ВЧ 22220 или каких- либо иных органов военного управления. Согласно телеграмме начальника штаба-первого заместителя командующего войсками ЮВО генерал–лейтенанта ФИО19 от 03 июля 2017 № 54/1/2213, а также распоряжения начальника ФГБУ «ЦЖКУ по ЮВО» МО РФ(п. 1.3.) от 28 апреля 2017 года № 49 даны указания не принимать в эксплуатацию здания имеющие признаки аварийности, пустующие, не используемые в интересах МО РФ и т.д.

Из объяснения командира батальона связи в/ч 22220 ФИО18 от 19 апреля 2019 года следует, что на территории военного городка № 65 находится здание ГП №1 (бывший штаб 20 мотострелковой дивизии), которое в настоящий момент частично используется (3 этаж) по договору гражданской организацией. В настоящий момент ввиду отсутствия ремонта указанного здания в течение длительного времени фасад начал разрушаться. Для предотвращения негативных последствий ввиду разрушения фасада принято решение поставить внешнее ограждение со стороны ул. Рабоче-Крестьянская для предотвращения несчастных случает до момента принятия решения по ремонту здания.

Согласно Акту о приеме-передаче здания, коммунального сооружения, инженерных сетей от 31 марта 2017 года, балансодержателем административного здания, ГП № 1 является ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений", организацией - пользователем – Военная прокуратура Волгоградского гарнизона.

Согласно телеграмме начальника штаба - первого заместителя командующего войсками ЮВО генерал-лейтенанта ФИО21 от 03.07.2017 4/1/2213, а также распоряжения начальника ФГБУ «ЦЖКУ по ЮВО» Минобороны России от 28.04.2017 № 49 даны указания командующим объединений, командирам соединений, воинских частей, не принимать в эксплуатацию здания имеющие признаки аварийности, пустующие и не используемых в интересах Минобороны России.

Из ответа ФКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России на обращение начальника ЖЭ(К)О № 7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЮВО от 04 июня 2018 года следует, что в настоящее время ФГКУ Северо-кавказское ТУИО» Минобороны России проводятся мероприятия по передаче здания, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 1 в муниципальную собственность.

Согласно ответа ФКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России на обращение заместителя прокурора Волгоградского гарнизона от 15 апреля 2019 года, вышеуказанное здание используется и в перспективе спланировано к использованию войсковыми частями и организациями Волгоградского гарнизона, в связи с чем, передать данное здание в муниципальную собственность не предоставляется возможным.

Из Акта общего осеннего осмотра объектов имущественного комплекса- здания по ул. Рабоче-Крестьянская 1, в/городок 65, г. Волгоград, составленного 26 октября 2017 года комиссией в составе начальника КЭС в/части 22220, ведущего инженера 442 ОТЭ и КОУ ЮВО МО РФ, старшего инженера –инспектора от РУЗКС ЮВО, начальника ПТО ЖЭ (К) О № 7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ЮВО, начальника ЖКС 7/1 г. Волгоград, следует, что имеются следующие дефекты и требуют капитального ремонта: фундаменты - в удовлетворительном состоянии, цоколь - отслоение штукатурного и окрасочного слоя, стены - удовлетворительное состояние, фасады - отслоение штукатурного и окрасочного слоя, водоотводящие устройства – деформированы, коррозированы, кровля шиферная - деформация стропил, трещины в шиферных листах, перекрытия - удовлетворительное состояние, полы - деревянные полы деформированы, окна - установленные окна ПВХ без подоконников, двери - деформированные коробки и полотна, лестничные марши - удовлетворительное состояние, отделка помещений - отслоение штукатурного и окрасочного слоя, система отопления - удовлетворительное состояние, система ГВС - коррозия трубопроводов, система ХВС - коррозия трубопроводов, система канализации - требуется замена сан. приборов, электрооборудование - светильники, розетки выключатели, тепловой узел управления - удовлетворительное состояние, вентиляция-естественная - удовлетворительное состояние, антенное устройство - не предусмотрено, пожаро-охранная сигнализация - отсутствует, необходим проект на ПОС, система кондиционирования - требуется установка сплит систем.

26 октября 2017 года комиссией составлен дефектный акт о том, что в результате обследования объекта установлено, что кровля имеет многочисленные протечки из-за имеющихся трещин и сколов асбестовых листов, деревянные конструкции кровли (стропила, мауэрла и обрешетка) имеют следы гниения, частично разрушены, стропильные ноги имеют прогиб, обрешетка не обеспечивает крепление волнистых листов. Водосточная система разрушена и не обеспечивает сброс атмосферных осадков с кровли (затекание по фасаду), кирпичная кладка карнизов частично разрушена. У фасада здания имеются повреждения окрасочного покрытия, отслоение краски и обрушение штукатурного слоя и лепных элементов фасада. Крыльцо главного входа: разрушение керамического покрытия и облицовочной поверхности стен. Входные двери деформированы, не обеспечивают плотное закрытие. В кабинетах, лестничной клетке, коридорах здания выявлены на потолках места протечек кровли, отслоение штукатурного и окрасочного слоя, полы паркетные и деревянные подвержены гниению, разрушено основание и лаг, местами имеются провалы и разрушение штукатурного паркета. Стены: разрушение окрасочного слоя, поверхности стен имеют трещины, отслоение штукатурного слоя. Дверные блоки деформированы и подвержены гниению. Осветительные приборы находятся в неудовлетворительном состоянии (плафоны повреждены или отсутствуют), есть неисправные, розетки и выключатели находятся в неудовлетворительном состоянии (оплавлены и деформированы). В санузлах облицовочная плитка стен имеет трещины и сколы, краны на писсуарах, смесители на умывальниках текут или находятся в нерабочем состоянии, сантехнические приборы (раковины, унитазы, смывные бачки, писсуары) имеются трещины, сколы. Пожарно-охранная сигнализация не укомплектована датчиками, проводка в результате ранее проводимых ремонтных работ частично нарушена и демонтирована.

Из объяснений главного инженера ЖКС 1-6 ЖЭ (К)О № 1 (г. Ростов –на-Дону) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ФИО17 следует, Акт приема-передачи здания в эксплуатацию здания ГП № 1, предоставленного ФГКУ «СКТУИО» МО РФ был оформлен и подписан ошибочно. Данный акт оформлен не надлежащим образом, на нем отсутствуют оттиски печати принимающей стороны, а также пользователя (войсковая часть 22220). Юридический силы указанный акт не имеет, он был направлен в ФГКУ «СКТУИО» МО РФ ошибочно. Здание ГП № 1 не было принято в эксплуатацию в связи с тем, что имеет признаки аварийности и не используется в интересах МО РФ, кроме того, имелась информация о передаче указанного здания в муниципальную собственность.

Аналогичные объяснения даны главным инженером ЖКС 1-6 ЖЭ (К)О № 1 (г. Ростов –на-Дону) ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ФИО16 директором ОП «Волгоградское» ГУ ЖКХ ФИО22

30 апреля 2019 года заместителем военного прокурора гарнизона в адрес руководителя ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ направлено представление об устранении нарушений закона, которым выставлено требование рассмотреть настоящее представление с участием прокурорского работника и подчиненными должностными лицами, потребовать от них в своей служебной деятельности строго руководствоваться требованиями действующего законодательства Российской Федерации, принять безотлагательные меры по устранению нарушений закона, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Согласно ответу Облстройнадзора на обращение военного прокурора Волгоградского гарнизона от 22 июля 2019 года, 15.07.2019 начальником отдела строительного надзора по Волгограду Инспекции ФИО23 проведен осмотр здания совместно с комиссией, проводимой представителем прокуратуры Волгоградского гарнизона ФИО24 В ходе осмотра установлено, что предназначение здания и помещений в нем не определено. На 1-3 этажах здания отсутствуют двери кабинетов, стены, потолок, пол - частично разрушены, отсутствуют электропроводка в кабинетах и коридорах, отсутствует система пожарной сигнализации. В оконных проемах частично установлены оконные блоки из ПВХ. В помещениях находятся радиаторы Системы отопления. На l-м этаже, под лестницей, находится электрощитовая со шкафом ВРУ. В цоколе здания с правой стороны находится котельная с 2-мя водонагревающими котлами, насосной группой. Крыша здания; 2-х скатная на деревянном основании. По фасаду здания имеются разрушения. Проектная и эксплуатационная документация на здание к проверке не представлялась. В соответствии с п.1,1 Положения об Инспекции, утверждённого постановлением Правительства Волгоградской области от 10.07,2012 №211-и, Инспекция является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным осуществлять на территории Волгоградской области региональный государственный строительный надзор. Обследование и мониторинг технического состояния зданий не входит в полномочия Инспекции. Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений в соответствии с действующим законодательством проводят специализированные организации, оснащенные современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Заключение по результатам технического обследования объекта включает в себя, в том числе задание на проектирование мероприятий по восстановлению или усилению конструкций (если необходимо).

В тактико-техническом задании на выполнение работ по капитальному ремонту административного задания ГП 1 г. Волгоград военного городка № 65 на земельном участке Министерства обороны, согласованного командиром войсковой части 22220, перечислены основные виды работ по капитальному ремонту объекта административного здания, общей площадью 2 524 кв.м.

26 мая 2019 года ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ в адрес врио начальника управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ЮВО, начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» направлены требование оказать содействие в решении вопроса и принятии необходимых мер для приведения административного здания № по ГП 1 в военном городке 65 г. Волгограда в надлежащее техническое состояние.

В ответ на указанное обращение врио начальника управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ЮВО сообщил, что план текущего ремонта объектов военных городков ЮВО, утвержденный командующими войсками ЮВО 03 июня 2019 года, направлен в Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России. В данный план работ включено административное здание (г.п. 1) военной прокуратуры Волгоградского гарнизона, расположенное в военном городке № 65 г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 1. По централизованному государственному контракту № 102/08/2017/ДЭСиОКУ/ДСП от 14 августа 2017 года в 2017-18 г.г. в административном здании (г.п. 1), в котором размещена военная прокуратура, был выполнен текущий ремонт.

26 февраля 2020 года врио командира войсковой части 22220 в адрес начальника ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений", Военному прокурору Волгоградского гарнизона направлено донесение, что высвобожденное здание по ГП №1 (бывший штаб войсковой части 22220) на территории военного городка №65 расположенного по адресу: 400001, город Волгоград, улица Рабоче- Крестьянская, дом 3, из-за длительного срока эксплуатации и отсутствия текущего и капитального ремонта подвергается разрушению. В результате воздействия ураганных ветров металлические листы кровли обрываются, ветром разносятся по проезжей части и могут стать причиной травм и увечий городского населения. Данное здание причислено к объектам «Культурного наследия» города Волгограда. В настоящее время в этом здании размещается служба ФСТЭК ЮВО, а также газовая котельная, которая обеспечивает тепловой энергией обогрев всех объектов недвижимости на территории военного городка №65. Для обеспечения сохранности и долговечности здания, предложено передать на эксплуатационное содержание и техническое обслуживание ЖКС №11 (Волгоград) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЮВО тем самым обеспечить ее сохранность.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что необходимых мер Министерство обороны Российской Федерации для своевременного обслуживания здания (65 военного городка по ГП № 1) не произвело, поддержания его в надлежащем техническом состоянии не обеспечило, исчерпывающие меры для включения объекта в планы капитального ремонта не приняло, проявив тем самым бездействие.

Возлагая гражданско-правовую обязанность на Министерство обороны Российской Федерации по проведению капитального ремонта здания ГП № 1 по ул. Рабоче-Крестьянской, д. 1 в г. Волгограде, суд руководствуется следующим.

Земельный участок, расположенный по адресу: Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 3, на котором расположен военный городок № 65 принадлежит на праве собственности Российской Федерации, кадастровый номер 61:12:0040701:1.

ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на праве оперативного управления принадлежит административное здание – 1/65, назначение нежилое, общая площадь 2524 кв.м., расположенное по адресу: Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации право собственности от 28 июля 2015 года, документ – основание: приказ министерства Обороны российской Федерации № 1871 от 17 декабря 2010 года.

Из п. 3 Устава ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, утвержденного 25 мая 2012 года Министром обороны РФ, следует, что Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны РФ в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ.

Согласно п.п. 5,6 Устава, учредителем Учреждения является РФ. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны. Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны в соответствии с законодательством РФ.

Пунктами 11 – 14 Устава установлено, что Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности самостоятельно, выступает истцом, ответчиком и иным заинтересованным лицом в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в соответствии с законодательством РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества. Учреждение не несет ответственность по обязательствам Учредителя.

В соответствии с уставом ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России решает и выполняет задачи по организации учета, контроля за использованием имущества Вооруженных Сил РФ, а также управлению и распоряжению имуществом по решениям (заданиям) Министерства обороны РФ и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ.

Уставом ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" установлен исчерпывающий перечень целей, задач и видов деятельсности учреждения (п. 20).

Уставные полномочия и штатное расписание ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" не позволяют самостоятельно выполнять работы по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости, состоящих на балансовом учете, а также заключать договоры на оказание услуг по производству ремонтных расбот.

В соответствии с п. 21 Устава ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерство обороны России не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом.

В этой связи, суд считает надлежащим ответчиком по настоящему спору Министерство обороны российской Федерации, соответственно, правовых оснований для возложения ответственности на ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ у суда не имеется.

При этом, суд не может согласится с доводами ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ об отсутствии оснований для признания бездействия незаконным.

В силу статьи 55.25 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

Согласно Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального социально-культурного назначения, утвержденного приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое ССР от 23.11.1988 № 312 (далее - Положение), под капитальным ремонтом понимается ремонт с целью восстановления ресурса здания с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

Пунктом 2.2 Положения предусмотрено, что система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния.

Обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений.

В соответствии с пунктами 2, 55, 56, 60 Руководства по коммунально - эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2017 № 860 (далее - Руководство), коммунально-эксплуатационное обеспечение включает в себя, в том числе, текущий ремонт, который проводится с учетом сметно-технической документации. Необходимость в проведении текущего ремонта и выявление объемов капитального ремонта определяется в результате проведенных осенних (весенних) осмотров зданий и сооружении, план текущего ремонта формируют органы военного управления, который утверждается заместителем Министра обороны Российской Федерации.

Текущий ремонт осуществляется в соответствии с Ведомственными и строительными нормами Госкомархитектуры и Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденных приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 125, пункта 3 статьи 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.

Согласно части 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с пунктом 71 раздела II Положения о Министерстве бороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Установив нуждаемость здания в проведении капитального ремонта, суд считает, что ненадлежащее исполнение Министерством обороны РФ своих обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания указанного здания, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, что является достаточным основанием для признания незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выраженное в не проведении капитального ремонта здания, расположенного по адресу: Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 1 (территория 65 военного городка войсковой части 22220, по генеральному плану городка № 1).

Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь ч. 1 ст. 209, ст. 210, п. 1 ст. 296 ГК РФ, Федеральным законом "Об обороне", Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, учитывая представленные сторонами доказательства по делу, дав им правовую оценку, установив, что здание, расположенное по адресу: Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 1 (территория 65 военного городка войсковой части 22220, по генеральному плану городка № 1) находится в неудовлетворительном состоянии, не отвечает установленным требованиям, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, возложив на Министерство обороны РФ, как на собственника указанного имущества, обязанность выделить денежные средства на проведение работ по капительному ремонту и провести капитальный ремонт указанного здания.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Принимая во внимание изложенное, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о возложении обязанности на Министерство обороны Российской Федерации в течение месяца с момента вступления в законную силу решения выделить денежные средства на проведение работ по капительному ремонту здания и помещения, в течение шести месяцев с момента выделения денежных средств на проведения работ по капитальному ремонту здания провести капитальный ремонт здания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск заместителя военного прокурора Волгоградского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности – удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выраженное в не проведении капитального ремонта здания, расположенного по адресу: Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 1 (территория 65 военного городка войсковой части 22220, по генеральному плану городка № 1).

Возложить обязанность на Министерство обороны Российской Федерации в течение месяца с момента вступления в законную силу решения выделить денежные средства на проведение работ по капительному ремонту здания и помещения, расположенных по адресу: Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 1 (территория 65 военного городка войсковой части 22220, по генеральному плану городка № 1).

Возложить обязанность на Министерство обороны Российской федерации провести капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 1 (территория 65 военного городка войсковой части 22220, по генеральному плану городка № 1) в течение шести месяцев с момента выделения денежных средств на проведения работ по капитальному ремонту здания

В удовлетворении иска заместителя военного прокурора Волгоградского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности - отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд в течение месяца с момента составления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения составлен 24 марта 2020 года.

Председательствующий Дрогалева С.В.