ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5132/19 от 19.06.2019 Ленинскогого районного суда г.Тюмени (Тюменская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июня 2019 года Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:

судьи Насоновой О.Ю.

при секретаре Кардецкой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5132/2019 по иску АО «УСТЭК» к Бырко Игорю Алексеевичу об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,

У с т а н о в и л :

АО «УСТЭК» обратилось в суд с иском к Бырко И.А. об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения № Т-37513 от 04.06.2018, изложив пункты 1.2, 2.2.9, 2.2.11, 2.2.14, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.5, 3.1.7, 3.1.10, 3.1.11, 3.1.12, 3.1.18, 3.1.19, 3.1.20, 3.1.22, 3.2.3, 4.1, 4.5.2, 4.6, 4.7, 4.8, 7.7, 7.8, 8.3, 8.4, 8.8, 9.4, 11.4 в редакции АО «УСТЭК». Требования мотивированы тем, что в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 18.12.2017 № 1186 АО «УСТЭК» назначено единой теплоснабжающей организацией на территории г. Тюмени в зоне деятельности с кодом 001, указанной в актуализированной схеме теплоснабжения муниципального образования городской округ город Тюмень на период 2017-2032 гг. АО «УСТЭК» направило Бырко И.А. подписанный проект договора теплоснабжения № Т-37513 от 04.06.2018. Ответчик, возвратил истцу проект договора теплоснабжения, с протоколом разногласий, в котором просил исключить из договора ряд пунктов (2.2.2, 2.2.9, 2.2.14, 3.1.3, 3.1.5, 3.1.7, 3.1.10; 3.1.11, 3.1.12, 3.1.13, 3.1.17, 3.1.19, 3.1.20, 3.1.21, 3.1.22, 3.1.24), поскольку их исполнение отнесено к компетенции управляющей компании, обслуживающей многоквартирный дом, в котором находятся нежилые помещения Ответчика. АО «УСТЭК» направило ответчику протокол согласования разногласий, который был получен ответчиком 19.10.2018. По причине того, что исполнение пунктов договора 3.1.12.; 3.1.13.; 3.1.17.; 3.1.21.; 3.1.24. отнесено к компетенции управляющей компании, считаем возможным их исключить из договора теплоснабжения. Вместе с тем, АО «УСТЭК» не может согласиться с редакцией ответчика по следующим пунктам договора №№ 1.2.; 2.2.9.; 2.2.11.; 2.2.14; З.1.2.; 3.1.3.; 3.1.5.; 3.1.7.; 3.1.10; 3.1.11.; 3.1.12.; 3.1.18.; 3.1.19.; 3.1.20.; 3.1.22.; 3.2.3.; 4.1.; 4.5.2.; 4.6.; 4.7.; 4.8.; 7.7.; 7.8.; 8.3.; 8.8.; 9.4.; 11.4.

Поскольку до настоящего времени стороны не урегулировали разногласия, возникшие при заключении договора теплоснабжения, истец обратился в суд с настоящим иском.

Представитель истца АО «УСТЭК» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, суду не были представлены доказательства, что ответчик не явился в суд по уважительной причине, дело рассмотрено в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу п. 1 ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 этого кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

По смыслу приведенных выше норм права разрешение судом спора о наличии разногласий по конкретным условиям подлежащего заключению договора сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и определению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Установление судом или изменение при рассмотрении такого спора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора об условиях договора и не должны приводить к отказу суда в их определении, поскольку последствием такого отказа является необходимость предъявления нового иска, что может привести к нарушению прав на судопроизводство в разумный срок.

Аналогичная позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018).

Из положений абз. 2 п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» следует, что равным образом на рассмотрение суда могут быть переданы разногласия, возникшие в ходе заключения договора, при наличии обязанности заключить договор или соглашения сторон о передаче разногласий на рассмотрение суда. Такой спор подлежит рассмотрению в том же порядке, что и спор о понуждении к заключению договора (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).

Судом установлено, что истец в силу приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 18.12.2017 № 1186 «О присвоении акционерному обществу «Урало-Сибирская Теплоэнергетическая компания» статуса единой теплоснабжающей организации в г. Тюмени» является единой теплоснабжающей организацией на территории г. Тюмени в зоне деятельности с кодом 001, указанной в актуализированной схеме теплоснабжения муниципального образования городской округ город Тюмень на период 2017-2032 гг.

Руководствуясь Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, АО «УСТЭК» направило в адрес Бырко И.А. проект договора теплоснабжения № Т-37513 от 04.06.2018.

Ответчик, возвратил договор теплоснабжения, с протоколом разногласий, в котором просили исключить ряд пунктов договора ((2.2.2, 2.2.9, 2.2.14, 3.1.3, 3.1.5, 3.1.7, 3.1.10; 3.1.11, 3.1.12, 3.1.13, 3.1.17, 3.1.19, 3.1.20, 3.1.21, 3.1.22, 3.1.24), а часть пунктов принять в его редакции.

АО «УСТЭК» направило ответчику протокол согласования разногласий, который был получен ответчиком 19.10.2018.

Однако, до настоящего времени стороны разногласия, возникшие при заключении договора теплоснабжения, не урегулировали.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами (например, Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"), нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными Федеральными законами (например, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491).

Договор теплоснабжения должен определять величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии (пункт 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении).

Согласно статье 2 Закона о теплоснабжении под тепловой нагрузкой понимается количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени, а под тепловой мощностью понимается количество тепловой энергии, которое может быть произведено и (или) передано по тепловым сетям за единицу времени.

Согласно пункту 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение) является существенным условием договора теплоснабжения.

Договорный объем потребления фиксируется в договоре теплоснабжения раздельно по тепловой энергии и теплоносителю с разбивкой по месяцам. Договорные объемы фиксируются в договоре теплоснабжения раздельно по видам потребления (пункт 22 Правил N 808).

Потребитель вправе не менее чем за 90 дней до окончания срока действия договора теплоснабжения направить заявку на изменение заявленного объема потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя. Изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 38 Правил N 808). Отношения между энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии (мощности), возникающие при установлении и изменении (пересмотре) величин тепловых нагрузок, используемых при расчете стоимости использования тепловой мощности по договору энергоснабжения, регулируются Правилами N 610 (Приказ Минрегиона РФ от 28.12.2009 N 610 "Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок").

В соответствии с пунктами 4, 5 Правил N 610 установление или изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется путем закрепления соответствующих величин в договоре энергоснабжения на основании заявки потребителя, поданной им в энергоснабжающую организацию в порядке, установленном настоящими Правилами. Установленные в соответствии с настоящими Правилами тепловые нагрузки теплопотребляющих установок являются основанием для расчета ставки платы за тепловую мощность, устанавливаемой для теплоснабжающей организации при установлении двухставочного тарифа на тепловую энергию (мощность) и двухставочного тарифа на горячую воду. Тепловые нагрузки устанавливаются по объекту теплопотребления в целом. В случае, если помещения в объекте теплопотребления принадлежат на праве собственности или ином законном основании разным лицам, распределение тепловых нагрузок объекта теплопотребления по договорам энергоснабжения осуществляется путем применения методов определения нагрузки, указанных в пункте 11 настоящих Правил, с учетом долей в праве собственности на общее имущество.

Согласно пункту 23 Правил N 610 изменение (пересмотр) тепловых нагрузок осуществляется на основании заявки потребителя на установление тепловой нагрузки, которая должна быть направлена в энергоснабжающую организацию не позднее 1 марта текущего года.

Основания для изменений тепловых нагрузок по инициативе потребителя установлены в пункте 21 Правил N 610, при этом пунктом 22 названных Правил предусмотрено, что снижение тепловых нагрузок возможно при выполнении одновременно всех следующих условий:

- если учет потребления тепловой энергии в отношении объекта теплопотребления, по которому снижается нагрузка, осуществляется по показаниям приборов коммерческого учета тепловой энергии (мощности) на протяжении не менее одного отопительного периода до подачи потребителем заявки на изменение (пересмотр) тепловых нагрузок в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил;

- подтверждения снижения максимальной тепловой нагрузки документами, указанными в пункте 25 настоящих Правил;

- подтверждения фактического выполнения мероприятий по снижению тепловой нагрузки;

- не ущемления интересов иных собственников или владельцев помещений в объекте теплопотребления;

- обеспечения надлежащего качества коммунальных услуг и соблюдения санитарных норм и правил;

- согласия потребителя на проведение в отношении объектов теплопотребления мероприятий по мониторингу (контролю) сниженных тепловых нагрузок.

В силу пункта 24 Правил N 610 заявка потребителя должна включать следующие сведения: 1) полное и сокращенное наименование потребителя - юридического лица, фамилия, имя, отчество потребителя - физического лица и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место нахождения (место жительства), почтовый адрес и иные способы обмена информацией (телефоны, факс, адрес электронной почты); 2) адрес (место нахождения) теплопотребляющей установки потребителя, по которой планируется пересмотр (изменение) тепловой нагрузки; 3) реквизиты договора энергоснабжения; 4) основания для пересмотра (изменения) тепловой нагрузки (мощности); 5) имеющуюся у потребителя информацию о проектных видах и величинах тепловых нагрузок (мощности); 6) информацию о видах и величинах тепловых нагрузок (мощности), установленных в действующем договоре энергоснабжения; 7) информацию о видах и величинах изменяемых тепловых нагрузок, которые не должны превышать величину снижения тепловой нагрузки, содержащуюся в подтверждающих документах, установленных в пункте 20 настоящих Правил; 8) перечень документов, прилагаемых к заявлению.

В соответствии с п. 25 Правил N 610 заявление потребителя направляется в энергоснабжающую организацию с приложением документов, подтверждающих изменение максимальной тепловой нагрузки, тепло потребляющих установок и сохранение сниженной нагрузки, при условии сохранения результатов проведенных потребителем мероприятий. Такими документами могут являться:

- проектная документация на реконструкцию или капитальный ремонт, в отношении которой проведена государственная экспертиза, если данная проектная документация подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в ней указана величина снижения тепловой нагрузки;

- проектная документация на реконструкцию или капитальный ремонт, в отношении которой проведена негосударственная экспертиза, если в ней указывается величина снижения тепловой нагрузки;

- акты уполномоченных органов о приемке завершенных переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, подтверждающие проведение мероприятий по снижению максимальной тепловой нагрузки;

- заключения организаций, имеющих лицензию на осуществление архитектурно-строительного проектирования, или являющихся членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, обосновывающие снижение тепловой нагрузки;

- согласованные сторонами данные приборов коммерческого или технического учета тепловой энергии не менее чем за 12 месяцев, предшествующих подаче заявки на изменение (пересмотр) тепловой нагрузки, свидетельствующие о фактическом снижении тепловой нагрузки, удовлетворяющие пунктам 11 - 16 настоящих Правил.

На основании пункта 31 Правил N 610 изменение величин тепловых нагрузок вступает в силу с 1 января года, следующего за годом, в котором подана заявка.

Данное правило является императивным и подлежит применению сторонами в отношениях по поставке тепловой энергии. Положения данного пункта связаны с порядком государственного установления тарифов на тепловую энергию и распределения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии, а также обязательствами теплоснабжающей организации по поддержанию резервной тепловой мощности, в связи с чем положения пункта 1.2 договора подлежат изложению в редакции истца.

В отношении пунктов 2.2.9, 2.2.14, 4.5.2 договора, суд приходит к выводу о наличии оснований для изложения данных пунктов в редакции истца исходя из следующего.

Согласно пункту 2.6.10 постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (далее - паспорт готовности).

Паспорт готовности к отопительному периоду составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем (пункт 9 Правил).

Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период (пункт 12 Правил).

Предусмотренное подпунктом 14 пункта 16 Правил положение о необходимости проверки отсутствия задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель полностью корреспондирует положению части 6 статьи 20 Закона о теплоснабжении, предусматривающему, что проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно пункту 2.2.11 договора требовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке и случаях компенсации Потребителем затрат, понесенных ТСО в связи с введением ограничения режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления.

Так, согласно статье 22 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя в размере, превышающем размер платы более чем за один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Феде¬рации. Пунктом 100 Правил N 808 установлено, что теплоснабжающая организация вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке компенсации потребителем затрат, понесенных ею вследствие введения ограничения режима потребления и восстановления такого режима, относится к ситуации, когда указанное ограничение вводится в связи с наличием задолженности потребителя по оплате тепловой энергии.

Таким образом, режим ограничения в отношении Потребителя вводится только в случае наличия у него задолженности, что подразумевает наличие виновных действий потребителя.

В пункте 3.1.2 предусмотрена обязанность потребителя предоставлять не позднее 01 февраля текущего года заявку на величину потребления тепловой энергии и теплоносителя на следующий год (с разбивкой по месяцам). В случае несвоевременного представления (непредставления) в указанный срок заявки величина потребления тепловой энергии на следующий год считается согласованной в величинах предыдущего года.

Согласно п. 22 Правил № 808 договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя заявляется потребителем ежегодно (за исключением граждан-потребителей, а также управляющих организаций или товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями) единой теплоснабжающей организации до 1 марта года, предшествующего году, в котором предполагается поставка. Если объем потребления не заявлен в указанные сроки, в следующем году действуют объемы потребления текущего года.

Таким образом, включение данного пункта в договор теплоснабжения обусловлено нормами действующего законодательства.

Доводы ответчика об исключении пункта 3.1.3 договора также подлежат отклонению, поскольку условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя.

Согласно п. 6.2.1 Приказа Министерства Энергетики РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.

В отношении пункта 3.1.5 договора суд исходит из того, что подпунктом 13 пункта 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утв. Приказом Минэнерго России от 12.03.2013N 103 установлено, что в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов, из чего следует, что включение данного пункта в Договор теплоснабжения обусловлено нормами действующего законодательства. Дополнительно следует отметить, что при отсутствии у Потребителя тепловых узлов данная обязанность на него распространяться не будет.

Пунктом 74 Правил № 808 установлено, что договор должен содержать условие о порядке согласования графиков ремонта тепловых сетей и источников тепловоз энергии, порядок оперативного взаимодействия диспетчерских служб.

Так, в пункте 81 Правил № 808 предусмотрено, что в случае если проведение ремонтных работ на тепловых сетях или источниках тепловой энергии невозможно без ограничения режима потребления потребителей, теплоснабжающая организация в порядке, установленном договором теплоснабжения, уведомляет потребителя о проведении таких работ. В указанном договоре также устанавливаются порядок согласования теплоснабжающей организацией и потребителем сроков проведения ремонтных работ. Согласно п. 110 Правил № 808 потребитель обязан обеспечить доступ представителей теплоснабжающих и (или) теплосетевых организаций к прибором учета и теплопотребляющим установкам для контроля договорных режимов потребления, в том числе для проверки состояния теплопотребляющих установок и качества возвращаемого теплоносителя, в том числе при подключении их к системе теплоснабжения после ремонта или отключений по иным причинам.

В связи с чем редакция пункта 3.1.7 не противоречит требованиям закона.

В соответствии п. 1 ст. 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя подлежит коммерческому учету. Учет тепловой энергии осуществляется путем измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (п. 2 ст. 19 Закона о теплоснабжении).

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя должен обеспечивать установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами. Учет производится в точке учета тепловой энергии, теплоносителя (п. 13, 24 ст. 2 Закона о теплоснабжении). Таким образом, законом на потребителя возложена обязанность по обеспечению коммерческого учета тепловой энергии (пункт 3.1.10 договора).

Редакция пункта 3.1.11 договора также не противоречит законодательству, поскольку п. 6 ст. 19 Закона N 190-ФЗ «О теплоснабжении» ответчик должен осуществлять эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.

В соответствии с п. 80 Правил № 1034 в срок, установленный договором, потребитель или уполномоченное им лицо передает теплоснабжающей организации отчет о теплопотреблении, подписанный потребителем. Договором может быть предусмотрено, что отчет о теплопотреблении представляется на бумажном носителе, на электронных носителях или с использованием средств диспетчеризации (с использованием автоматизированной информационно-измерительной системы).

Кроме того, пунктом 118 постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 при неисправности приборов учета, истечении срока их поверки, включая вывод из работы для ремонта или поверки на срок до 15 суток, в качестве базового показателя для расчета тепловой энергии, теплоносителя принимается среднесуточное количество тепловой энергии, теплоносителя, определенное по приборам учета за время штатной работы в отчетный период, приведенное к расчетной температуре наружного воздуха.

Таким образом, требования предъявляемые к потребителю в пункте 3.1.12 договора являются обоснованными.

В п. 23 Правил № 808 указывается, что договором теплоснабжения определяется, что при нарушении режима потребления тепловой энергии, в том числе превышении фактического объема потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя на договорным объемом потребления, исходя из договорной величины тепловой нагрузки, или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, потребитель тепловой энергии, допустивший указанные нарушения обязан оплатить теплоснабжающей организации объем сверхдоговорного, безучетного потребления с применением к тарифам в сфере теплоснабжения повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти субъекта РФ в отношении граждан потребителей.

Таким образом, редакция пункта 3.1.18 договора соответствует приведенной норме.

Редакция пунктов 3.1.19, 3.1.20 также соответствуют закону, поскольку пунктом 1 ст. 543 ГК РФ установлено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

П. 4 ст. 15 Федерального закона «О теплоснабжении» предусматривает, что затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, в связи с чем на потребителя возлагается обязанность по оплате тепловой энергии затраченной на пусковое заполнение сетей.

Таким образом, положения пункта 3.1.22 договора соответствуют требованиям закона.

Пункт. 3.2.3 договора содержит условие о порядке оплаты при наличии ошибок в расчетных документах. Наличии ошибки, допущенной при расчете стоимости потребленного тепловой энергии ресурсоснабжающей организации, не может являться основанием для освобождения ответчика от оплаты потребленной им тепловой энергии, как следует из п. 1 ст. 539,544 ГК РФ. Действующим законодательством срок проведении корректировки размера платы за коммунальные услуги между сторонами не предусмотрен. Таким образом, установление в Договоре теплоснабжения срока 5 (пять) рабочих дней является целесообразным в силу того, что позволяет Потребителю оперативно заметить ошибку, а ТСО вовремя (в случае подтверждения факта) произвести перерасчет.

В соответствии с п. 7, 8 Правил № 491 граница балансовой принадлежности - это внешняя граница стены МКД либо граница земельного участка в случае, когда границы участка определены на основании данных государственного кадастрового учета и когда инженерные сети, находящиеся в границах этого земельного участка, обслуживают исключительно один дом. Граница балансовой принадлежности одновременно является границей эксплуатационной ответственности, если собственники помещений не установили иную границу.

Согласно пп. 3 п. 4 ст. 17 Закона о теплоснабжении ответственность теплосетевой организации и теплоснабжающей организации за состояние и обслуживание объектов тепловой сети, определяемая границей балансовой принадлежности и фиксируемая в акте о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и в акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон (приложениях к такому договору).

Таким образом, не смотря на тот факт, что нежилое помещение ответчика, находится в многоквартирном доме, управление которым осуществляет Управляющая организация, включение в договор теплоснабжения пункта 4.1 о балансовой принадлежности в редакции истца обусловлено требованием действующего законодательства.

Отношения, связанные с применений положений пунктов 4.6, 4.7, 4.8, 7.7, 7.8 договора, законодательно не урегулировано, однако содержание данных пунктов связано с оперативным урегулированием взаимоотношений, исключению возможных аварийных ситуаций, облегчения взаиморасчетов и т.д.

Рассматривая положения пунктов 8.3, 8.4, 8.8 договора и принимая их в редакции истца, суд исходит из того, что пунктом 4 ч. 8 ст. 15 Закона о теплоснабжении следует, что договор теплоснабжения должен определять ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя.

К показаниям качества тепловой энергии относятся температура и давление воды, которые должны, в свою очередь, в силу ст. 542 ГК РФ соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотрены договором энергоснабжения.

В связи с чем, потребитель обязан соблюдать требования, изложенные в пунктах 3.1.3, 3.1.4. договора теплоснабжения.

Пунктом 27 Правил № 808 установлено, что в случае если объем фактически потребленной тепловой энергии и (или) теплоносителя определяется с использованием приборов учета, в договоре теплоснабжения определяется ответственность за умышленный вывод из строя прибора учета или иное воздействие на прибор учета с целью искажения его показаний.

Пункт 9.4 договора в редакции, предложенной истцом, соответствует требованиям статьи 165.1 ГК РФ.

Редакция истца пункта 11.4 договора содержит положения предусматривающие варианты разрешения спора как с физическими, так и с юридическими лицами, что не противоречит положениям процессуальному законодательству РФ. В связи с чем, редакция ответчика, предусматривающая гражданское судопроизводство в г. Тюмени, нецелесообразна.

В соответствии со ст.ст. 88, 94, 98 ГПК РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины с ответчиков в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь ст. 12, 56, 57, 194-198, 233-235 ГПК РФ, ст. 153, 154, 155, 157 ЖК РФ, суд

Р е ш и л :

Разрешить разногласия, возникшие между АО «УСТЭК» и Бырко Игорем Алексеевичем при заключении договора теплоснабжения № Т-37513 от 04.06.2018, изложив пункты 1.2, 2.2.9, 2.2.11, 2.2.14, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.5, 3.1.7, 3.1.10, 3.1.11, 3.1.12, 3.1.18, 3.1.19, 3.1.20, 3.1.22, 3.2.3, 4.1, 4.5.2, 4.6, 4.7, 4.8, 7.7, 7.8, 8.3, 8.4, 8.8, 9.4, 11.4 в следующей редакции:

Пункт 1.2. «Ориентировочный договорной объем отпуска тепловой энергии Потребителю в натуральном выражении определяется ТСО, исходя из заявленного Потребителем объема в количестве 35,855 Гкал в год, с величиной тепловой нагрузки теплопотребляющих установок Потребителя 0,005481 Гкал/час, в том числе: на отопление 0,005271 Гкал/час, при температуре наружного воздуха Тнв -38 град. С; на ГВС 0,00021 Гкал/час; на вентиляцию 0 Гкал/час; на технологию Гкал/час. Фактическая величина теплопотребления за расчетный период определяется в соответствии с разделом 5 настоящего Договора.»

Пункт 2.2.9. «Возобновлять отпуск тепловой энергии и теплоносителя Потребителю в начале отопительного периода только после предъявления в ТСО утверждённого в установленном порядке Паспорта (Акта) готовности к отопительному периоду находящихся в эксплуатационной ответственности Потребителя сетей и систем теплопотребления.»

Пункт 2.2.11. «Требовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке и случаях компенсации Потребителем затрат, понесенных ТСО в связи с введением ограничения режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления.»

Пункт 2.2.14. «Не возобновлять подачу тепловой энергии Потребителю, не получившему в установленном порядке Акт (паспорт) готовности к работе в отопительный период.»

Пункт 3.1.2. «Предоставлять не позднее 01 (первого) февраля текущего года заявку на величину потребления тепловой энергии и теплоносителя на следующий год (с разбивкой по месяцам). В случае несвоевременного представления (непредставления) в указанный срок заявки величина потребления тепловой энергии на следующий год считается согласованной в величинах предыдущего года.»

Пункт 3.1.3. «Обеспечить температуру теплоносителя в обратном трубопроводе в точке поставки в соответствии с температурным графиком с превышением не более 5 %, не превышать максимальный расход теплоносителя и нормативную утечку теплоносителя, в объеме не более 0,25 % от объема тепловых сетей и теплопотребляющих установок.

Поддерживать давление в обратном трубопроводе со стороны теплопотребляющих установок достаточным для обеспечения полного залива местной системы, при давлении ниже требуемого Потребитель устанавливает на тепловом вводе регулятор давления.

Соблюдать расход теплоносителя не более 0,0069мЗ(тн)/час; норму утечки теплоносителя не более: в отопительный период 0,0003 мЗ(тн)/час, в неотопительный период 0 мЗ(тн)/час; тепловые потери через изоляцию в размере Гкал/час, температуру теплоносителя в обратном трубопроводе в соответствии с температурным графиком.»

Пункт 3.1.5. «Производить установку, снятие, замену дроссельных устройств (сопел, шайб), с учетом рекомендаций ТСО и в присутствии представителя ТСО на тепловых узлах, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности Потребителя, с оформлением двусто¬роннего акта. Установка максимального циркуляционного расхода теплоносителя регулято¬ром расхода у Потребителя производится исключительно в присутствии представителя ТСО.»

Пункт 3.1.7. «Отключать свои теплопотребляющие установки в сроки, согласованные [ с ТСО, для проведения ремонтных работ в тепловых сетях и установках, обеспечить их сохранность в период устранения технологических нарушений и аварий.»

Пункт 3.1.10 «Обеспечить организацию коммерческого учета потребляемой тепловой I энергии и теплоносителя, проводить техническое обслуживание и поверку приборов учёта в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.»

Пункт 3.1.11. «Вести учет потребляемых тепловой энергии и объема невозвращенного I теплоносителя приборным методом и ежемесячно предоставлять до 23 (двадцать третьего) числа текущего месяца в ТСО на бумажном носителе отчет о потреблении тепловой энергии.

Отчет о потреблении тепловой энергии, подписанный уполномоченным лицом Потребителя, заверенный печатью Потребителя, должен содержать данные согласно Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1034 от 18.11.2013 г., зафиксированные прибором учета, а также информацию о наименовании Потребителя, номере договора теплоснабжения, адресе объекта, предоставляется нарочно в письменном виде.

Отчет о потреблении тепловой энергии может быть представлен на электронных носителях или с использованием автоматизированной информационно-измерительной системы, в I том числе, через портал Потребителя.»

Пункт 3.1.12. «Известить ТСО письменно в течение суток с момента обнаружения не- I исправности приборов учёта, принадлежащих Потребителю, или их несоответствия требованиям Правил коммерческого учёта тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034.

В случае отсутствия подключения к АСКУТЭ (автоматизированной системе коммерческого учета тепловой энергии) составить соответствующий Акт о неисправности, подписанный представителями Потребителя и обслуживающей организации и передать этот Акт в ТСО К вместе с отчетом о расходе тепловой энергии и теплоносителя по приборам учета за соответствующий период в сроки, определенные договором. Произвести их ремонт или замену.

При несвоевременном сообщении Потребителем о нарушениях функционирования I узла учета, расчет расхода тепловой энергии, теплоносителя за отчетный период производится К расчетным путем в соответствии с Разделом 5 настоящего Договора.»

Пункт 3.1.18. «Оплатить ТСО объем сверхдоговорного потребления или потребления с I нарушением режима потребления тепловой энергии, в том числе в случае превышения фактического объема потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя над договорным объемом потребления, или потребления при отсутствии коммерческого учета тепловой энергии,

I теплоносителя в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ис- I ходя из договорной величины тепловой нагрузки, с применением повышающего коэффициента, установленного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Оплата объема сверхдоговорного потребления в предусмотренных настоящим пунктом I случаях производится Потребителем одновременно с оплатой стоимости тепловой энергии и К теплоносителя, потребленных на объектах теплоснабжения Потребителя в порядке, предусмотренном разделом 7 настоящего Договора.»

Пункт 3.1.19 «Обеспечить надлежащее техническое состояние и эксплуатацию теплопотребляющих энергоустановок, установку на индивидуальных тепловых пунктах рекомендованных ТСО дроссельных и смесительных устройств, а также сохранность пломб на приборах учета, дроссельных и смесительных устройствах.»

Пункт 3.1.20. «Ежегодно, при подготовке к отопительному периоду производить гидравлические испытания на плотность и прочность, а также гидропневматическую промывку теплопотребляющих энергоустановок в присутствии представителя ТСО, с составлением соответствующих актов.»

Пункт 3.1.22. «При заполнении теплоносителем системы теплопотребления после произведённых Потребителем ремонтных работ, испытаний на прочность и плотность, промывок, и заполнения новых систем, оплатить стоимость израсходованных на данные цели тепловой энергии и теплоносителя.»

Пункт 3.2.3 «Заявлять в ТСО об ошибках, обнаруженных в расчетном документе в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента выставления расчетного документа. В случае неполучения информации от Потребителя в указанные сроки расчетный документ считается принятым и подлежащим оплате в установленный срок. Подача заявления об ошибке не освобождает Потребителя от обязанности оплатить в установленный срок принятую тепловую энергию и теплоноситель по цене и в объеме, указанные в расчетном документе. Если ТСО согласна с наличием ошибки в расчетном документе, корректировка расчетного документа производится в следующем расчетном периоде. Если ТСО не согласна с наличием ошибки, ТСО уведомляет Потребителя в установленном настоящим Договором порядке. Разногласия по расчетному документу разрешаются Сторонами в порядке переговоров.»

Пункт 4.1. «Границы обслуживания и ответственность ТСО и Потребителя устанавливаются согласно Приложению №2 «Акт разграничения балансовой принадлежности теплосетей и эксплуатационной ответственности сторон.»

4.5.2. Пункт 4.5.2. «Подключение в связи с началом отопительного сезона: при наличии у Потребителя Акта готовности теплопотребляющих энергоустановок к работе в отопительный сезон, подписанного ТСО; при отсутствии задолженности Потребителя по Договору или предоставления банковских гарантий ее погашения по соглашению сторон.»

Пункт 4.6. «Порядок отключения (включения) Потребителя для проведения планово-профилактическйх работ и ремонтов: производится по заявке, подписанной уполномоченным лицом Потребителя, предоставленной в ТСО не позднее, чем за двое суток с составлением Акта на отключение (включение); ТСО дает разрешение на производство работ; когда отключение (включение) систем теплоснабжения необходимо производить задвижками, находящимися на балансе ТСО, работы производятся персоналом ТСО; на участках теплотрасс Потребителя, расположенных после задвижек, эксплуатируемых Потребителем, отключение (включение) производится персоналом Потребителя.»

Пункт 4.7. «Порядок отключения Потребителя в аварийных ситуациях (при технологических нарушениях): для принятия неотложных мер по предупреждению или ликвидации аварийных ситуаций персонал ТСО имеет право отключать теплопотребляющие установки Потребителя с обязательным Сообщением о причинах и ориентировочном времени отключения; при температуре наружного воздуха ниже 0°С после сообщения диспетчера ТСО о причинах и ориентировочном времени отключения Потребителя обязан принять меры по предотвращению размораживания систем теплоснабжения;»

Пункт 4.8. «Для постоянной связи с ТСО и согласования вопросов, связанных с отпуском и прекращением подачи тепловой энергии, Потребитель назначает ответственное лицо ___________ тел.»?

Пункт 7.7. «ТСО и Потребитель обязаны ежеквартально производить сверку взаиморасчетов за потребленную тепловую энергию и теплоноситель, оформив ее актом, подписанным уполномоченными лицами Сторон.»

Пункт 7.8. «ТСО не позднее 5 (пятого) числа второго месяца, следующего за истекшим кварталом, направляет Потребителю подписанный со своей стороны Акт сверки взаимных расчетов.»

Пункт 8.3. «Стороны несут ответственность за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя в порядке, установленном нормами действующего законодательства.»

Пункт 8.4. «При нарушении режима потребления тепловой энергии, установленного п.3.1.3 - п. 3.1.4 настоящего Договора, в том числе превышении фактического объема потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя над договорным объемом потребления исходя из договорной величины тепловой нагрузки, или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии и (или) теплоносителя в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, потребитель тепловой энергии, допустивший указанные нарушения, обязан оплатить ТСО объем сверхдоговорного, безучетного потребления или потребления с нарушением режима потребления с применением к тарифам на тепловую энергию и теплоноситель повышающих коэффициентов в размере установленном действующим законодательством РФ.»

Пункт 8.8. «Сторона, эксплуатирующая прибор учета, несет ответственность за умышленный вывод из строя прибора учета или иное воздействие на прибор учета с целью искажения его показаний.»

Пункт 9.4. «Уведомление / сообщение считается врученным: при вручении лично в руки (нарочно) в момент доставки; при направлении заказным почтовым отправлением в момент доставки.»

Пункт 11.4. «Споры, возникающие при заключении, исполнении или расторжении договора, решаются в претензионном порядке. В случае недостижения согласия споры подлежат разрешению в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ: для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Арбитражном суде Тюменской области; для физических лиц в порядке гражданского судопроизводства.».

Взыскать с Бырко Игоря Алексеевича в пользу АО «УСТЭК» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени путем подачи апелляционной жалобы.

Ответчик может подать заявление об отмене решения суда в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения, ответчик может обжаловать решение суда в апелляционном порядке в течение месячного срока по истечению срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а случае, если такое заявление подано,- в течение месячного срока со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья О.Ю. Насонова

Мотивировочная часть решения изготовлена 24 июня 2019 года