ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-514/2021 от 09.07.2021 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-514/2021

89RS0007-01-2021-001133-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июля 2021 года г. Тарко-Сале

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Пасенко Л.Д.,

при секретаре судебного заседания Агеевой А.А.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-514/2021 по исковому заявлению ФИО1 к акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго» о признании незаконным начисления заработной платы, возложении обязанности начислить заработную плату в ином размере,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с названным иском к ответчику акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго» (далее – АО «Ямалкоммунэнерго»), указав, что с 03.05.2012 он работает водителем в филиале АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе, куда он принят переводом из МУП «Пуровские коммунальные системы» (далее – МУП «ПКС»). Истцу установлена тарифная ставка 4 разряда, которая состоит из: МРОТ – 8 901 руб. x 1,36 (тарифный коэффициент), что составляет 73,66 руб. в час, северный коэффициент 70%, северная надбавка 80%, надбавка за квалификацию 25%, и премия 28%. Поскольку работники АО «Ямалкоммунэнерго» являются работниками коммунального хозяйства, то их заработная плата должна начисляться с применением приказа Госстроя от 31.03.1999 № 81. Просит признать, что заработная плата на предприятии АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» не может быть ниже, чем она была установлена Приказом Государственного комитета РФ по строительству, архитектурной и жилищной политике от 31.03.1999 № 81.

09.03.2021 истец увеличил исковые требования, просит обязать ответчика установить ему размер заработной платы не ниже, чем она установлена приказом Государственного комитета РФ по строительству, архитектурной и жилищной политике от 31.03.1999 № 81.

07.07.2021 истец увеличил исковые требования, указывая, что в 2012 году МУП «ПКС» реорганизовано в ОАО «Ямалкоммунэнерго». В МУП «ПКС» ему была установлена ежемесячная премия в размере 40%, сейчас же размер его премии составляет 28%. В соответствии со ст. ст. 5, 8, 9, 41, 135 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается снижение тарифных ставок, заработной платы, условий и льгот, а также запрещается ограничивать права и снижать уровень гарантий. Поэтому размер заработной платы, который ему выплачивался в МУП «ПКС», должен выплачиваться и в АО «Ямалкоммунэнерго», и его заработная плата должна начисляться с учетом постановления Правительства РФ от 18.03.1999 № 309 и постановления Комитета по труду и социальным вопросам секретариата ВЦСПС от 05.12.1079 № 495/26-3. Просит признать, что его тарифная ставка и размер премии не может быть ниже, чем в МУП «ПКС», обязать ответчика установить ему тарифную ставку 1-го разряда в размере минимального размера труда, установить тарифный коэффициент 4-го разряда в размере 1,73, установить премию в размере 40%.

В возражении на исковое заявление представитель ответчика просит отказать в удовлетворении исковых требований, сообщил, что начисление заработной платы истцу производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами ответчика: с коллективным договором АО «Ямалкоммунэнерго», штатным расписанием и Положением об оплате труда. Размер заработной платы истца с учетом северной надбавки и районного коэффициента составляет 53 633, 12 руб. в месяц, в то время как минимальный размер оплаты труда в АО «Ямалкоммунэнерго» с 01.01.2021 составляет 12 792 руб. Таким образом, нарушений трудовых прав со стороны работодателя АО «Ямалкоммунэнерго» не допущено. Приказом Государственного комитета РФ по строительству, архитектурной и жилищной политике от 31.03.1999 № 81 утверждены методические рекомендации по организации труда работников жилищно-коммунального хозяйства, которые могут быть обязательны к применению лишь в организациях, финансирование и содержание которых осуществляется из бюджетов различных уровней. АО «Ямалкоммунэнерго» не относится организациям, финансируемым за счет бюджетов, соответственно Методические рекомендации не обязательны к применению при установлении оплаты труда его работников. Кроме того, вышеуказанный приказ носит рекомендательный характер.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, пояснил, что в 2012 году МУП «ПКС» был реорганизован в АО «Ямалкоммунэнерго» путем приватизации. В соответствии с ч. 1 ст. 17 федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» акционерные общества, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, которые содержаться в коллективных договорах, действовавших до приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий. В МУП «ПКС» при начислении заработной платы применялся приказ Госстроя от 31.03.1999 № 81, а также постановлением Правительства РФ от 18.03.1999 № 309 был установлен размер премии в соответствии с постановлением Государственного комитета по труду и социальным вопросам секретариата ВЦСПС от 05.12.1979 № 495/26-3, пунктом 2.4 которого предусмотрено, что максимальные размеры премии выплачивается водителям и определяется в соответствии с приказами Совета Министров СССР от 08.06.1961 № 525 (пункт 8), от 06.11.1965 № 876, от 26.12.1967 № 1152 и от 29.04.1970 № 292. Размер его премии должен составлять 40%, а заработная плата не может быть ниже, чем была в МУП «ПКС».

Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признала, пояснила, что доводы истца о том, что его заработная плата не может быть меньше, чем МУП «ПКС», основаны на неверном толковании закона. 03.03.2012 истец был принят на работу в порядке перевода из МУП «ПКС» в АО «Ямалкоммунэнерго» водителем автомобиля, поэтому с 02.05.2012 его трудовые отношения с МУП «ПКС» были прекращены. С истцом был заключен трудовой договор, по условиям которого на него полностью распространяются льготы и гарантии, установленные в АО «Ямалкоммунэнерго». Истцу установлен тарифный коэффициент по 4-му разряду оплаты труда в размере 1,36. Согласно приказу от 19.12.2020 № 966 «Об утверждении штатного расписания филиала» с 31.12.2020 истцу установлена часовая тарифная ставка 4-го разряда 75,41 руб., вознаграждение за выслугу лет в размере 15%, надбавка за интенсивность в размере 20%, надбавка за вредные условия труда в размере 4%, ежемесячное премирование в размере 25%, северная надбавка - 80%, районный коэффициент - 70%. В итоге заработная плата истца составляет 53 633,12 руб., что является выше минимального размера оплаты труда. Базовый размер месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда увеличивается в соответствии с индексом потребительских цен. В филиале ежегодно проводится индексация. Начисление заработной платы истцу, начиная с тарифа и заканчивая премиальными выплатами, производится в соответствии с законом и локальными нормативными актами, нарушение трудовых прав работодателем не допущено. Истец заявляет, что заработная плата в филиале не может быть ниже, чем она была установлена в МУП «ПКС» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.03.1999 № 309 и постановлением Государственного комитета по труду и социальным вопросам секретариата ВЦСПС от 05.12.1979 № 495/26-3, но истец не учитывает, что данные нормы относятся к оплате труда работников организаций бюджетной сферы, которыми ответчик не является. Кроме того, постановление Государственного комитета по труду и социальным вопросам секретариата ВЦСПС от 05.12.1979 № 495/26-3 и постановление Правительства РФ от 18.03.1999 № 309 не действуют на территории Российской Федерации на основании приказа Минтруда от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому их применение невозможно. Также АО «Ямалкоммунэнерго» не является правопреемником МУП «ПКС». МУП «ПКС» не прекратило свою деятельность по настоящее время.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ по заключенному трудовому договору работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

На основании ст. 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

03.05.2012 истец в порядке перевода из МУП «ПКС» принят на работу на неопределенный срок в филиал ОАО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» водителем автомобиля (т. 1 л.д. 23).

В этот же день с истцом заключен трудовой договор, по условиям которого работнику выплачивается ежемесячная заработная плата, включающая в себя: часовую тарифную ставку в размере 40,6 руб., ежемесячную премию в размере до 40%, районный коэффициент 70%, северную надбавку – 80% (т. 1 л.д. 184-185).

Коллективным договором АО «Ямалкоммунэнерго» 2019-2022 годы установлен размер минимальной месячной тарифной ставки, который является основой для дифференциации всех профессионально-квалификационных групп работников с учетом тарифных коэффициентов для соответствующих разрядов оплаты труда (п. 2.4) (т. 1 л.д. 85-120).

Тарифные коэффициенты определены в приложении № 2 к коллективному договору, согласно которому тарифный коэффициент по 4-му разряду оплаты труда составляет 1,36 (т. 1 л.д. 122).

Согласно приказу от 19.12.2020 № 966 «Об утверждении штатного расписания филиала» с 31.12.2020 истцу установлена часовая тарифная ставка 4-го разряда 75,41 руб. (т. 1 л.д. 218).

Согласно Положению о премировании работников филиалов АО «Ямалкоммунэнерго», работникам производится ежемесячное премирование (п. 1.3.2, 2.10.1 Положения).

На основании п. 2.10.3 Положения размер ежемесячной премии рабочих основных и вспомогательных профессий определяется как произведение базового размера премии и соответствующего коэффициента на основании Приложений №№ 1.1-1.8 при надлежащем соблюдении пп. 2.10.1-2.10.2 Положения.

Ежемесячная премия начисляется в установленном приказе размере за фактическое отработанное время и выплачивается через месяц, следующий за отчётным, в установленные сроки выплаты заработной платы (п. 2.11.1. Положения).

Так, согласно приказов директора филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в Пуровском районе «Тепло» размер ежемесячной премии истца за март-июнь 2021 года составил 28%.

На основании ст. 72.1 Трудового кодекса РФ по письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается (пункт 5 части первой статьи 77 настоящего Кодекса).

Поскольку истец был принят на работу в АО «Ямалкоммунэнерго» путем перевода и трудовой договор с прежним работодателем – МУП «ПКС», с ним прекращен, то на него распространяются правила внутреннего трудового распорядка АО «Ямалкоммунэнерго», а также условия коллективного договора.

Доводы истца о том, что за ним должна сохраниться заработная плата в размере, который был ему установлен в МУП «ПКС», поскольку АО «Ямалкоммунэнерго» было создано в процессе приватизации МУП «ПКС», несостоятельны.

Так, согласно ст. 17 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, которые содержатся в коллективных договорах, действовавших до приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, АО «Ямалкоммунэнерго» образовано 11.07.2011 путем создания юридического лиц (т. 2 л.д.33-87).

Таким образом, АО «Ямалкоммунэнерго» не может быть правопреемником МУП «ПКС», которое к тому же является на настоящий момент действующим юридическим лицом.

Необоснованными являются доводы истца о том, что его заработная плата должна начисляться с учетом постановления Правительства РФ от 18.03.1999 № 309 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" и постановлением Комитета по труду и социальным вопросам секретариата ВЦСПС от 05.12.1079 № 495/26-3 "Об утверждении Типового положения о премировании работников предприятий и организаций коммунального хозяйства за основные результаты хозяйственной деятельности", поскольку данные правовые акты утратили силу с 01.12.2001 и с 20.10.2020 соответственно.

Приказом Государственного комитета РФ по строительству, архитектурной и жилищной политике от 31.03.1999 № 81 утверждены методические Рекомендации по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, согласно п.1.1 которых элементы государственного регулирования оплаты труда сохраняются в организациях, финансирование содержания которых осуществляется из бюджетов различных уровней. В соответствии с действующим законодательством все остальные предприятия и организации (в том числе государственные и муниципальные) самостоятельно определяют размеры тарифных ставок и должностных окладов, устанавливают виды стимулирующих доплат и надбавок. Государство прямо регулирует только размеры минимальной заработной платы. В ведении Правительства России остались также вопросы применения районных коэффициентов к заработной плате и надбавок за стаж работы на некоторых территориях. Все остальные условия оплаты труда определяются через систему тарифных соглашений (генерального, территориального и отраслевого) и коллективных договоров предприятий, а также на основании локальных нормативных актов, утверждаемых на предприятиях.

Таким образом, действие методических рекомендаций в части установления размера заработной платы не распространяется на ответчика, который является коммерческой организацией и не финансируется из какого-либо бюджета, при этом они носят исключительно рекомендательный характер.

Кроме того, решением Пуровского районного суда ЯНАО от 27.03.2021 установлено, что порядок начисления истцу заработной платы ответчиком не нарушен, при рассмотрении дела судом были проверены основания неприменения Государственного комитета РФ по строительству, архитектурной и жилищной политике от 31.03.1999 № 81 при начислении заработной платы истцу.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решением Пуровского районного суда ЯНАО от 27.03.2021 в удовлетворении исковых требований ФИО1 к АО «Ямалкоммунэнерго» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда отказано (т. 1 л.д. 43-45).

Апелляционным определением суда ЯНАО от 24.08.2020 решение Пуровского районного суда ЯНАО от 27.03.2021 оставлено без изменения (т. 1 л.д. 206-211).

Оценив совокупность представленных доказательств, суд не находит нарушений при установлении и выплате заработной платы истцу, в связи с чем исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго» о признании заработной платы не соответствующей закону, возложении обязанности установить размер заработной платы в ином размере отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – с 16 июля 2021 года.

Председательствующий Л.Д. Пасенко