ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5153/2023 от 04.03.2024 Уфимского районного суда (Республика Башкортостан)

дело № 2а-428/2024

УИД 03RS0064-01-2023-005336-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 марта 2024 года город Уфа

Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Шакировой Р.Р.,

при секретаре Каюмовой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО15 к администрации МР Уфимский район РБ, Управлению Росреестра по РБ, АО «ДОМ.РФ» о признании объекта недвижимости соответствующим требованиям нормативно-правового акта

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации МР Уфимский район РБ, Управлению Росреестра по РБ, АО «ДОМ.РФ» о признании объекта недвижимости соответствующим требованиям нормативно-правового акта.

В обоснование требований указано, что ФИО1 и его супруга ФИО4 приобрели в общую совместную собственность на основании договора купли-продажи от 22 ноября 2021 года у продавца ФИО2 недвижимое имущество – земельный участок и жилой дом. Земельный участок общей площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: РБ, <адрес>, кадастровый , категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома. Жилой дом общей площадью 158,2 кв.м., расположенный по адресу: РБ, <адрес>, кадастровый , назначение: жилое. Земельный участок принадлежал продавцу на праве собственности на основании договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка №3750-ТАП/20 от 25 ноября 2020 года. Дом принадлежал продавцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от 17 июня 2020 года. Участок стоимостью 600 000 рублей и дом стоимостью 6 000 000 рублей согласно договору купли-продажи приобретался за счет собственных средств в сумме 1 155 000 рублей и заемных денежных средств в размере 5 445 000 рублей. Заемные денежные средства предоставлены ФИО1, ФИО4 в соответствии с кредитным договором №1591766 от 22 ноября 2021 года, заключенным в г.Уфа банком ПАО Сбербанк, сроком кредита 360 месяцев. Условиями кредитного договора предусмотрена процентная ставка 9,1%. Продавец ФИО2 является индивидуальным предпринимателем, одним из видов деятельности которого согласно выписке из ЕГРИП является строительство жилых и нежилых зданий. На дату оформления сделки «Семейная ипотека» истцу не подходила. На тот момент обязательным условием являлось приобретение жилья у юридического лица в соответствии с абзацем вторым подпункта «а» пункта 2 Правил возмещения российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей. Соответственно был оформлен договор купли-продажи недвижимости как у физического лица. Постановлением Правительства №2369 от 09.03.2023 г. внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. №1711, которым утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей». Абзац второй подпункта «а» пункта 1 Правил в новой редакции содержал формулировку, что «на приобретение готового жилого помещения или жилого помещения с земельным участком, включая объект индивидуального жилищного строительства, дом блокированной застройки или жилое помещение в доме блокированной застройки, у индивидуального предпринимателя, являющегося первым собственником такого жилого помещения, зарегистрировавшего право собственности на указанное жилое помещение после получения разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию (получения уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности) и построившего (создавшего) указанное жилое помещение в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности по строительству в соответствии с содержащимися в составе сведений о таком индивидуальном предпринимателе в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей кодом вида (кодами видов) экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности путем заключения договора купли-продажи с таким индивидуальным предпринимателем» (далее – Условия). У истца и его супруги есть два несовершеннолетних ребенка 2019 и ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Посчитав, что есть основания воспользоваться государственной поддержкой, ФИО1 обратился с заявлением в банк для снижения ставки до 6% по действующему ипотечному кредитному договору, заключенному с Банком 22 ноября 2021 года. Основанием для обращения послужили вынесенные в постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 года №1711 изменения от 9 марта 2023 года. В ответ на обращение от 17 августа 2023 года №230817-0933-711600 истец получил отказ от ПАО «Сбербанк» с указанием, что обязательное условие для перевода кредита на условия программы «Семейная ипотека» - индивидуальный предприниматель первый и единственный собственник. Если индивидуальный предприниматель купил объект, то условия нарушаются. Согласно представленным документам от 17 августа 2023 года ИП приобрел объект незавершенного строительства, затем объект незавершенного строительства был достроен и зарегистрирован в Росреестре. Если ИП купил объект по договору купли-продажи, то условия нарушаются. В связи с этим в переводе кредита на условия семейной ипотеки отказано, данное решение ПАО «Сбербанк» нарушает его права. Истец привлекает в качестве ответчиков Администрацию МР Уфимский район РБ, Управление Росреестра по РБ, АО «ДОМ.РФ». Администрацию МР Уфимский район РБ как субъект, управомоченный выдавать разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов недвижимости, принимать Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и выдавать Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке, тем самым правомочный давать информацию ио первичности вновь построенного объекта недвижимости. Управление Росреестра по РБ как субъект, имеющий функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и тем самым также правомочный давать информацию о первичности вновь построенного объекта недвижимости. АО «ДОМ.РФ» как субъект, возмещающий российским кредитным организациям недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам РФ, имеющим детей в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. №1711. Поскольку действующим законодательством не предусмотрено обжалование отказа банка в рефинансировании кредита, истец не может заявить требования об обязании банка заключить с истцом соответствующий договор. В случае удовлетворения требования о признании объекта недвижимости соответствующим Условиям, у истца возникнет право на рефинансирование кредита. Основанием для отказа в рефинансировании явилась неверная интерпретация банком, что ИП приобрел один и тот же объект недвижимости по договору купли-продажи, и после, достроив его, продал по договору купли-продажи заявителю. Этот вывод не соответствует действительности. Банк при отказе не учел, что объект незавершенного строительства и жилой дом – это разные объекты недвижимости. ФИО2 приобрел объект незавершенного строительства степенью готовности 10%, который находился на земельном участке, предоставленном продавцу на праве аренды. После строительства индивидуального жилого дома ИП ФИО2 ввел в эксплуатацию вновь созданный объект недвижимости – здание (жилой дом), площадью 148,8 кв.м., получив от Администрации МР Уфимский район РБ уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 14 октября 2020 года №580/В. Далее ФИО2 поставил жилой дом на кадастровый учет, зарегистрировал за собой право собственности. При этом объект незавершенного строительства перестал существовать. Таким образом, ФИО2 был первым собственником жилого дома и земельного участка по адресу: РБ, <адрес>.

Просит суд: признать условия приобретения объекта недвижимости – жилой дом общей площадью 158,2 кв.м., назначение: жилой, кадастровый , расположенный на земельном участке общей площадью 800 кв.м. по адресу: РБ, <адрес>, кадастровый , категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома, приобретенных по договору купли-продажи от 22 ноября 2021 года, заключенному между ФИО2 и ФИО1, ФИО4, - соответствующим условиям абзаца второго подпункта «а» пункта 1 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. №1711 (в ред. Постановления Правительства №2369 от 09.03.2023 г.), а именно формулировке: на приобретение готового жилого помещения или жилого помещения с земельным участком… у индивидуального предпринимателя, являющегося первым собственником такого жилого помещения, зарегистрировавшего право собственности на указанное жилое помещение после получения разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию (получения уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности) и построившего (создавшего) указанное жилое помещение в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности по строительству в соответствии с содержащимися в составе сведения о таком индивидуальном предпринимателе в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей кодом вида (кодами видов) экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, путем заключения договора купли-продажи с таким индивидуальным предпринимателем».

Определением суда от 12 февраля 2024 года суд перешел к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.

Представитель административного истца – адвокат Рахматуллин А.М., представивший ордер серии 023 №020351 от 15 декабря 2023 года, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что получили отказ и от другого банка, судится с Банками истец не намерен, полагает, что спорные обстоятельства возможно было разрешить путем подачи заявления об установлении юридического факта, однако судами заявление не принято, поскольку полагают, что имеется спор о праве.

Представитель административного ответчика Администрации МР Уфимский район РБ ФИО3, действующая по доверенности №18-д от 12 января 2024 года, в судебном заседании в удовлетворении иска просила отказать, указав, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Сбербанк» ФИО5, действующий по доверенности №1-ДГ/20/67 от 13 августа 2021 года, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, поддержал позицию, изложенную в решении Банка об отказе в изменении процентной ставки по кредиту, а также пояснил, что Банк не знал и не мог знать о том, что ФИО2 первичный собственник объекта – имеет статус ИП. Просил учесть, что ФИО2 заключил договор купли-продажи как физическое лицо, а не как индивидуальный предприниматель, то есть доказательств того, что сделка заключена в ходе предпринимательской деятельности, не имеется.

Административный истец ФИО1, представители административных ответчиков Управления Росреестра по РБ, АО «ДОМ.РФ», заинтересованные лица ФИО4, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела. От административных ответчиков Управления Росреестра по РБ, АО «ДОМ.РФ» поступили отзывы, в которых просят в удовлетворении иска отказать, ссылаясь, что являются ненадлежащими ответчиками по делу.

Согласно ст.150 КАС РФ, суд рассмотрел административное дело в отсутствии не явившихся участников процесса.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявших оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, 31 июля 2014 года на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: РБ, <адрес>.

5 июня 2018 года на основании технического плана объекта незавершенного строительства от 18 мая 2018 года на государственный кадастровый учет поставлен объект незавершенного строительства площадью 122,5 кв.м., расположенный по адресу: РБ, <адрес>, с кадастровым номером .

Одновременно, 5 июня 2018 года на основании договора купли-продажи имущества ЗАО «Висма-Родэкс Груп» на открытых торгах посредством публичного предложения от 20 февраля 2017 года в ЕГРН в отношении вышеуказанного объекта недвижимости зарегистрировано право собственности ФИО6 на вышеуказанный объект незавершенного строительства.

16 июля 2018 года с ФИО6 заключен договор аренды №4690-ТАП-ОНС/18 земельного участка с кадастровым номером 02:47:140702:1413.

26 ноября 2019 года на основании договора купли-продажи незавершенного строительства от 14 ноября 2019 года в ЕГРН зарегистрирован переход права собственности ФИО6 на вышеуказанный объект незавершенного строительства.

13 марта 2020 года на основании договора купли-продажи объекта незавершенного строительства на арендуемом участке от 11 марта 2020 года в ЕГРН зарегистрирован переход права собственности ФИО6 на объект незавершенного строительства к ФИО7.

По договору от 17 июня 2020 года ФИО7 продала ФИО2 объект незавершенного строительства степенью готовности 10%, право собственности которого зарегистрировано 22 июня 2020 года; на основании договора уступки прав и обязанностей по договору аренды №4690-ТАП-ОНС/18 от 16 июля 2018 года за ФИО2 зарегистрировано право аренды земельного участка.

После окончания строительства жилого дома ФИО2 обратился в Администрацию МР Уфимский район РБ с уведомлением об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером .

Администрацией МР Уфимский район РБ ФИО2 выдано уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности №580/В от 14 октября 2020 года.

22 октября 2020 года объект незавершенного строительства снят с государственного кадастрового учета с присвоением ему статуса «архивный» в связи с постановкой на государственный кадастровый учет на основании заявления ФИО2, технического плана от 2 октября 2020 года, изготовленного кадастровым инженером ФИО8, здания – жилого дома площадью 148,8 кв.м., год завершения строительства 2020, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с присвоением ему кадастрового номера

22 октября 2020 года на основании технического плана, договора уступки права и обязанностей по договору аренды, договора купли-продажи за ФИО2 зарегистрировано право собственности на указанный жилой дом.

На основании договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка №3750-ТАП/20 от 25 ноября 2020 года за ФИО2 15 января 2021 года зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером .

22 ноября 2021 года между ФИО2 и ФИО1, ФИО4 заключен договор купли-продажи указанного жилого дома и земельного участка, право общей совместной собственности покупателей зарегистрировано 23 ноября 2021 года.

Согласно договору стоимость объекта составляет 6 600 000 рублей, из них: участок – 600 000 рублей, дом – 6 000 000 рублей. Часть стоимость в сумме 1 155 000 рублей оплачена за счет собственных средств покупателей, часть стоимости в сумме 5 445 000 рублей оплачена за счет целевых кредитных средств, предоставленных ПАО «Сбербанк» по кредитному договору №1591766 от 22 ноября 2021 года с условием возврата суммы кредита в срок 360 месяцев, с уплатой процентов за пользование кредитом в размере 9,10% годовых.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. №1711 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей.

Согласно второму абзацу подпункта «а» пункта 1 Правил (в ред. Постановления Правительства №2369 от 09.03.2023 г.) настоящие Правила устанавливают условия и порядок возмещения российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" (далее соответственно - кредитные организации, общество "ДОМ.РФ") недополученных доходов кредитных организаций и общества "ДОМ.РФ":

на приобретение готового жилого помещения или жилого помещения с земельным участком, включая объект индивидуального жилищного строительства или индивидуальный жилой дом в границах территории малоэтажного жилого комплекса, дом блокированной застройки или жилое помещение в доме блокированной застройки, у юридического лица, являющегося первым собственником такого жилого помещения и зарегистрировавшего право собственности на указанное жилое помещение после получения разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию (получения разрешения на ввод в эксплуатацию всех индивидуальных жилых домов, построенных в рамках проекта строительства малоэтажного жилого комплекса или его этапа, предусмотренного проектной декларацией, получения уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности в соответствующих случаях), путем заключения договора купли-продажи с таким юридическим лицом, или на приобретение готового жилого помещения или жилого помещения с земельным участком, включая объект индивидуального жилищного строительства или индивидуальный жилой дом в границах территории малоэтажного жилого комплекса, дом блокированной застройки или жилое помещение в доме блокированной застройки, входящих в состав имущества закрытого паевого инвестиционного фонда, владельцы инвестиционных паев которого являются первыми собственниками такого жилого помещения, право общей долевой собственности которых на указанные жилые помещения зарегистрировано после получения разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию (получения разрешения на ввод в эксплуатацию всех индивидуальных жилых домов, построенных в рамках проекта строительства малоэтажного жилого комплекса или его этапа, предусмотренного проектной декларацией, получения уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности в соответствующих случаях), путем заключения договора купли-продажи с управляющей компанией закрытого паевого инвестиционного фонда, осуществляющей доверительное управление таким закрытым паевым инвестиционным фондом, или на приобретение готового жилого помещения или жилого помещения с земельным участком, включая объект индивидуального жилищного строительства, дом блокированной застройки или жилое помещение в доме блокированной застройки, у индивидуального предпринимателя, являющегося первым собственником такого жилого помещения, зарегистрировавшего право собственности на указанное жилое помещение после получения разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию (получения уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности) и построившего (создавшего) указанное жилое помещение в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности по строительству в соответствии с содержащимся в составе сведений о таком индивидуальном предпринимателе в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей кодом вида (кодами видов) экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, путем заключения договора купли-продажи с таким индивидуальным предпринимателем, либо на приобретение готового жилого помещения или жилого помещения с земельным участком, включая дом блокированной застройки или жилое помещение в доме блокированной застройки, переданных публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) в соответствии со статьей 13_4 Федерального закона "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", у Фонда путем заключения договора купли-продажи с Фондом, либо на приобретение жилого помещения или жилого помещения с земельным участком, находящегося на этапе строительства, включая объект индивидуального жилищного строительства или индивидуальный жилой дом в границах территории малоэтажного жилого комплекса, дом блокированной застройки или жилое помещение в доме блокированной застройки, у юридического лица (за исключением управляющей компании инвестиционного фонда) по договору участия в долевом строительстве (договору уступки прав требования по указанному договору) в соответствии с положениями Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", либо на приобретение у юридического или физического лица готового жилого помещения или жилого помещения с земельным участком, расположенного в сельском населенном пункте на территории субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа.

Ссылаясь на приведенные нормы Правил, ФИО1 17 августа 2023 года обратился в ПАО «Сбербанк» с просьбой перевести кредитный договор на условия программы «Семейная ипотека».

Решением ПАО «Сбербанк» в удовлетворении заявления ФИО1 отказано в связи с невыполнением условия, с указанием, что обязательным условием для перевода кредита №1591766 от 22 ноября 2021 года на условия программы «Семеная ипотека» является: индивидуальный предприниматель первый и единственный собственник. Согласно представленным документам 17 июня 2020 года индивидуальный предприниматель приобрел объект незавершенного строительства, затем объект незавершенного строительства был достроен и зарегистрирован в Росреестре. Приобретение объекта по договору купли-продажи является нарушением условий.

Обращаясь с настоящим административным иском, ФИО1 не оспаривая отказ ПАО «Сбербанк» в переводе кредитного договора на условия программы «Семейная ипотека», требует признать для всех банков спорный жилой дом соответствующим требованиям, предусмотренным Правилами. Судом неоднократно ставился вопрос о наличии у истца требований к ПАО «Сбербанк», чему представитель возражал, пояснил, что намерений судиться с банками не имеют.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Администрацией МР Уфимский район РБ во исполнение предоставленных законом полномочий выдано уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности №580/В от 14 октября 2020 года, на основании которого ФИО2 произвел регистрацию права собственности на жилой дом.

Управление Росреестра по РБ, со своей стороны, произвело регистрацию за ФИО2 права собственности на возведенный жилой дом, а в последующем переход права собственности к ФИО1, ФИО4

В полномочия Администрации МР Уфимский район РБ, Управления Росреестра по РБ не входит принятие решения о переводе заключенного административным истцом кредитного договора на условия программы «Семейная ипотека», а также дача оценки имеющегося у него в собственности жилого дома условиям, предусмотренным Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. №1711 (в ред. Постановления Правительства №2369 от 09.03.2023 г.).

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. №1711 не накладывает на кредитные организации обязанности по заключению с каждым обратившимся гражданином договоров с субсидируемой процентной ставкой.

АО «ДОМ.РФ» в рамках программы помощи осуществляет возмещение недополученных доходов кредитным организациям, какие-либо требования к жилым помещениям, которые могут быть приобретены в программе «Семейная ипотека» не устанавливает; правоотношения между административным истцом и АО «ДОМ.РФ» отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в нарушение ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, административный истец не доказал наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий административных ответчиков закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

В судебном заседании установлено, что первоначальным собственником объекта недвижимости – жилого дома с кадастровым номером 02:47:140702:2344, находящегося по адресу: РБ, <адрес>, являлся ФИО2, который зарегистрировал свое право, получив уведомление о соответствии жилого дома законодательству о градостроительной деятельности; на день приобретения им объекта незавершенного строительства, его степень готовности составляла 10%.

Вместе с тем, заключая с ФИО1, ФИО4 договор купли-продажи жилого дома, ФИО2 выступал как физическое лицо, а не индивидуальный предприниматель.

Ведение им деятельности по строительству жилых и нежилых зданий не свидетельствует, что любая заключенная сделка связана с его предпринимательской деятельностью; само по себе наличие статуса индивидуального предпринимателя является недостаточным основанием для признания продажи гражданином объекта недвижимости произведенной в ходе предпринимательской деятельности.

На основании изложенного, учитывая отсутствие со стороны заявленных в иске административных ответчиков нарушения прав и законных интересов ФИО1, у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного иска в рамках заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования административного иска ФИО1 ФИО16 к администрации МР Уфимский район РБ, Управлению Росреестра по РБ, АО «ДОМ.РФ» о признании условий приобретения объекта недвижимости – Жилого дома, кадастровый , расположенного на земельном участке, РБ, <адрес>, кадастровый ,, приобретенных по договору купли-продажи от 22.11.2021 г., заключенному между ФИО2 ФИО17 с одной стороны и ФИО1 ФИО18 и ФИО4 с другой стороны, соответствующим требованиям Абзаца второго подпункта "а" пункта 1 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1711 (в ред. Постановления Правительства № 369 от 09.03.2023 г.) – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Уфимский районный суд Республики Башкортостан.

Судья Р.Р. Шакирова