ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-516/2021УИД от 11.08.2021 Свободненского городского суда (Амурская область)

Дело № 2 – 516 / 2021 УИД: 28RS0017-01-2021-000834-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Свободненский городской суд Амурской области

в составе председательствующего судьи Осокиной О.Ю.,

при секретаре Савельевой Л.Ю.,

с участием представителя административного истца - прокурора Юрчук Е.В.,

с участием заинтересованных лиц ФИО2, ФИО3,

представителей административных ответчиков ФИО4, ФИО5,

с применением систем видеоконференцсвязи,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Свободненского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к

администрации Свободненского района Амурской области,

администрации Курганского сельсовета Свободненского района Амурской области,

Министерству транспорта и дорожного хозяйства Амурской области,

Министерству ЖКХ Амурской области

о возложении обязанности оказать содействие обустройству территории, в границах которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами:

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

установил:

-- Свободненский городской прокурор, действуя в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, обратился в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском к администрации Свободненского района Амурской области о возложении обязанности оказать содействие обустройству территории, в границах которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами:

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

В исковом заявлении в обоснование заявленных требований указал следующее.

Указанные участки были предоставлены гражданам в рамках Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в арктической зоне Российской Федерации, и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (закона «о дальневосточном гектаре»).

Земельные участки являются смежными и компактно расположенными, находятся на расстоянии не более 20 км от населённого пункта – села Голубое Свободненского района Амурской области, и не обеспечены объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц получивших земельные участки.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего востока Российской Федерации»:

- (п. 1) земельный участок может использоваться гражданином, которому он предоставлен в безвозмездное пользование, для осуществления любой не запрещенной федеральным законом деятельности при соблюдении условий, предусмотренных настоящей статьей;

- (п. 24) в случае, если с двадцатью или более гражданами заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками, которые являются смежными и (или) компактно расположенными и находятся в границах населенного пункта или на расстоянии не более двадцати километров от населенного пункта, органы государственной власти, органы местного самоуправления оказывают содействие обустройству территории, в границах которой расположены такие земельные участки, посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

Прокурор, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, просил суд:

возложить на администрацию Свободненского района Амурской области обязанность оказать содействие благоустройству территории, в границах которой расположены земельные участки с вышеуказанными кадастровыми номерами, посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

-- Свободненский городской прокурор уточнил ранее заявленные требования.

Просил суд:

возложить на администрацию Свободненского района Амурской области обязанность оказать содействие благоустройству территории, в границах которой расположены земельные участки с вышеуказанными кадастровыми номерами, посредством

- устройства съезда с автодороги «подъезд к с. Голубое», в том числе разработке проекта планировки территории со схемой планируемого пересечения и (или) примыкания, согласно требований технических регламентов в масштабе 1:500 с отображением на ней пересечения и (или) примыкания, границы полосы отвода, придорожных полос региональной дороги;

- организации водоснабжения земельных участков, путем устройства водозаборного сооружения (скважины).

В ходе рассмотрения дела суд установил, что земельные участки с вышеуказанными кадастровыми номерами относятся к землям населенных пунктов; имеют вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, и предоставлены гражданам в безвозмездное пользование (ссуда) сроком на 5 лет, на основании договоров безвозмездного пользования земельным участком, заключенными с администрацией Свободненского района Амурской области:

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

--

-- г. суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, пользователей земельных участков: ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО1, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28.

-- суд по ходатайству прокурора привлёк к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика:

администрацию Курганского сельсовета Свободненского района Амурской области,

отдел по управлению имуществом Свободненского района Амурской области,

Правительство Амурской области,

Министерство имущественных отношений Амурской области.

-- Свободненский городской прокурор увеличил ранее заявленные требования.

Просил суд привлечь к участию в деле в качестве соответчиков:

- Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области,

- Министерство ЖКХ Амурской области,

- Министерство финансов Амурской области,

- администрацию Курганского сельсовета Свободненского района Амурской области.

Просил суд:

- обязать администрацию Свободненского района, администрацию Курганского сельсовета Свободненского района, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, Министерство ЖКХ Амурской области, Министерство финансов Амурской области оказать содействие обустройству территории вблизи с. Голубое Свободненского района, в границах которой расположены, в том числе, земельные участки с вышеуказанными кадастровыми номерами;

- обязать администрацию Свободненского района, администрацию Курганского сельсовета Свободненского района оказать содействие путем:

проведения изыскательских работ, подготовки топографической основы проектируемого участка;

изготовления проекта планировки земельного участка, проекта межевания с привлечением соответствующих подрядных организаций;

внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования;

выполнения работ по описанию границ населенного пункта и передачи данных в государственный фонд для учета с привлечением подрядных организаций;

проведения конкурсных процедур по выбору организации на выполнение проектной документации на объекты транспортной инфраструктуры и водоснабжения (скважина);

подготовки проектной документации на объекты транспортной инфраструктуры и водоснабжение (скважина);

строительства объекта транспортной инфраструктуры;

строительства объекта водоснабжения (скважины);

- обязать Министерство ЖКХ Амурской области оказать содействие путем:

включения строительства объектов транспортной инфраструктуры и водоснабжения в региональные и федеральные программы;

подготовки проектной документации на объекты транспортной инфраструктуры и водоснабжение (скважина);

строительства объекта водоснабжения (скважины);

- обязать Министерство транспорта Амурской области оказать содействие путем:

внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования;

включения строительства объектов транспортной инфраструктуры и водоснабжения в региональные и федеральные программы;

подготовки проектной документации на объекты транспортной инфраструктуры и водоснабжение (скважина);

строительства объекта водоснабжения (скважины).

- обязать Министерство финансов Амурской области оказать содействие путем:

включения строительства объектов транспортной инфраструктуры и водоснабжения в региональные и федеральные программы.

-- Свободненский городской прокурор ходатайствовал о рассмотрении дела по правилам административного судопроизводства.

Уточнил ранее заявленные требования.

Просил суд:

- обязать администрацию Свободненского района, администрацию Курганского сельсовета Свободненского района, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, Министерство ЖКХ Амурской области, оказать содействие обустройству территории вблизи --, в границах которой расположены, в том числе, земельные участки с кадастровыми номерами: -- посредством устройства съезда с автодороги «Подъезд к --», и устройства водоснабжения (скважины), в том числе возложив обязанности:

- на администрацию Свободненского района, администрацию Курганского сельсовета Свободненского района по:

проведению изыскательских работ, подготовки топографической основы проектируемого участка;

изготовлению проекта планировки земельного участка, проекта межевания с привлечением соответствующих подрядных организаций;

внесению изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования;

выполнению работ по описанию границ населенного пункта и передачи данных в государственный фонд для учета с привлечением подрядных организаций;

проведению конкурсных процедур по выбору организации на выполнение проектной документации на объекты транспортной инфраструктуры и водоснабжения (скважина);

подготовке проектной документации на объекты транспортной инфраструктуры и водоснабжение (скважина);

строительству объекта транспортной инфраструктуры;

строительству объекта водоснабжения (скважины);

- возложив обязанности на Министерство ЖКХ Амурской области по:

разработке мероприятий для включения в региональную программу в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части организации обустройства водоснабжения (скважина);

- возложив обязанности на Министерство транспорта Амурской области по:

разработке мероприятий для включения в региональную программу в транспортной (дорожной) сфере в части организации обустройства примыкания к автодороге «Подъезд к --».

-- суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В соответствии со ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по правилам административного судопроизводства и по последним уточненным прокурором требованиям.

В настоящем судебном заседании представитель административного истца – помощник Свободненского городского прокурора Юрчук Е.В. - на иске настаивает, т.к. выдав гражданам смежные и компактно расположенные земельные участки по закону «о дальневосточном гектаре», ответчики не помогают этим гражданам и не принимают никаких мер по обустройству территории, на которой расположены земельные участки.

У пользователей этими участками нет возможности проехать к своим земельным участкам. Не обустроен съезд с автодороги. На участках и вблизи них нет воды, электричества. Всё это порождает многочисленные обращения держателей участков в различные инстанции с просьбой помочь в решении проблем.

Несмотря на то, что земельные участки предоставлены в пользование в 2018 году, до настоящего времени «дорожная карта» по обустройству территории не разработана и не утверждена.

Изыскательские работы на предмет возможного обустройства съезда с дороги «подъезд к --», на предмет обеспечения граждан водоснабжением (устройство скважины, артезианской скважины, или индивидуальной скважины каждому пользователю), электричеством - не проведены. Ответчики предлагают пользователям участков за свой счёт организовать изыскательские работы, составление проектов. А это дорогостоящие работы, на проведение которых у граждан нет средств. Проекты не разработаны. Согласования не получены. Строительство даже не запланировано.

Люди, получив «дальневосточные гектары», не могут добросовестно использовать их при таких обстоятельствах.

Ни в какие программы (регионального, федерального уровня), из которых могли бы поступать денежные средства на обустройство территории, эти земельные участки не включены. Пользователи земельными участками не знают, куда и в каком порядке им обратиться, чтобы быть включенными в какие-либо программы и возможно, получать средства на обустройство территории.

Получившие дальневосточные гектары люди фактически предоставлены сами себе, хотя в соответствии с законом, решение указанных проблем находится в ведении административных ответчиков. Соответствующее бездействие органов местного самоуправления и органов государственной власти нарушает права пользователей земель, полученных по программе «дальневосточный гектар» на беспрепятственное пользование указанными земельными участками.

С 2018 года по настоящее время органами ответчиками не принято никаких мер по обустройству данной территории. Все обращения пользователей земельных участков фактически остались неразрешенными.

На иске настаивает. Просит удовлетворить их в соответствии с последними уточненными требованиями.

Представитель административного ответчика – администрации Свободненского района Амурской области – ФИО4 – возражает против удовлетворения заявленных административным истцом требований по следующим основаниям.

Иск заявлен в интересах определенного круга лиц - держателей дальневосточных гектаров, и подлежит оставлению без рассмотрения, т.к. у прокурора нет оснований обращаться в суд в интересах каких-либо лиц.

Кроме того, автодорога «подъезд к --» находится в областной собственности Амурской области и в оперативном управлении ГКУ «Амурупрадор».

-- администрация Свободненского района обращалась в ГКУ «Амурупрадор» с запросом о возможности устройства съезда к земельным участкам пользователей дальневосточных гектаров, поименованных в настоящем исковом заявлении.

-- администрацией был получен ответ (исх. --), в котором содержалась просьба предоставить в ГКУ общее планировочное решение, при котором подъезд к участкам был бы обеспечен как слева, так и справа от региональной дороги. Указано, что в предоставленных в ГКУ документах адрес привязки съезда к существующему километражу не совпадает с местоположением, указанным на схемах. Просьба указать правильный адрес предлагаемого размещения съездов. Просьба при рассмотрении адреса предполагаемого размещения съездов учитывать расстояние между съездами. И просьба сформировать пакет прилагаемых документов на устройство съезда в соответствии с требованиями постановления Правительства Амурской области от ----.

После получения данного письма, администрация Свободненского района ошибки не исправила и никакие дополнительные документы в ГКУ «Амурупрадор» не направила.

Как организовать съезд с автодороги, если рядом расположены спорные земельные участки – прокурор в своём исковом заявлении не указал.

Уровень обустройства территории прокурор в своём иске не конкретизировал, а дорогу можно обустроить и путём гравийного покрытия.

На территории села Голубое отсутствует центральное водоснабжения, а потому обустроить водоснабжение спорных земельных невозможно.

За счёт средств каких бюджетов должно проводиться благоустройство территории – прокурор не указывает.

Министерство имущественных отношений направило в адрес администрации дорожную карту – проект плана мероприятий по благоустройству указанной территории. Но, т.к. в ней нет информации о том, за счёт каких средств, из каких бюджетов и на каком уровне эти мероприятия должны быть исполнены – дорожная карта до сих пор не согласована.

У администрации Свободненского района собственных средств на обустройство указанной территории нет.

Кроме того 19 из 20 спорных земельных участков являются смежными и (или) компактно расположенными. А земельный участок с кадастровым номером 28:21:010102:321 находится через дорогу, т.е. не является смежным с ними или плотно расположенным к ним.

Считает, что администрация Свободненского района оказывает содействие пользователям дальневосточных гектаров. А иск прокурора не подлежит удовлетворению, т.к. он не конкретен и допускает неоднозначное принятие решений ответчиками в случае его удовлетворения.

Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель административного ответчика - администрации Курганского сельсовета Свободненского района Амурской области – в судебное заседание не явился. Причины неявки суду не сообщил. Своего отношения к иску не выразил.

Представитель административного ответчика - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области - ФИО5 – с иском не согласна.

Министерство является органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в сферах жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Амурской области.

Министерство не обладает полномочиями по осуществлению управления в сфере транспорта и дорожного хозяйства на территории Амурской области.

К задачам министерства относится содействие комплексному развитию Амурской области для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения, эффективного развития производственной, инженерной и социальной инфраструктуры.

В министерство ни от правообладателей земельных участков, ни от администрации Свободненского района, заявки на оказание содействия по обустройству земельных участков в части строительства объектов коммунальной инфраструктуры на территории -- не поступали. Субсидии на указанные цели до органов местного самоуправления не доводились.

Решение вопроса по организации водоснабжения на территории поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Требования истца о возложении на министерство полномочий подготовить проектную документацию на объекты водоснабжения (скважины) и строительство объекта водоснабжения (скважины) являются неисполнимыми, т.к. министерство не обладает полномочиями по решению данных вопросов.

Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель административного ответчика - Министерства ЖКХ Амурской области – ФИО5 - с иском не согласна.

Министерство является органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетического комплекса Амурской области.

Требование истца возложить на данное министерство обязанность подготовить проектную документацию на объекты транспортной инфраструктуры является неисполнимым, т.к. министерство не обладает полномочиями по осуществлению управления в сфере транспорта и дорожного хозяйства на территории Амурской области.

К задачам министерства относятся содействие комплексному рзвитию Амурской области для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения, эффективного развития производственной, инженерной и социальной инфраструктуры.

В министерство ни от правообладателей земельных участков, ни от администрации Свободненского района заявки на оказание содействия по обустройству земельных участков в части строительства объектов социальной инфраструктуры на территории -- не поступали. Субсидии на указанные цели до органов местного самоуправления не доводились.

Решение вопроса по организации водоснабжения на территории поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Требование истца возложить на министерство обязанность осуществить подготовку проектной документации на объекты водоснабжения (скважины) и строительство объекта водоснабжения (скважины) являются неисполнимыми, т.к. министерство не обладает полномочиями по решению данных вопросов.

Представитель заинтересованного лица – отдела по управлению имуществом Свободненского района Амурской области - в судебное заседание не явился. Причины неявки суду не сообщил. Своего отношения к иску не выразил.

Представитель заинтересованного лица - Правительства Амурской области – в судебное заседание не явился. Причины неявки суду не сообщил. Своего отношения к иску не выразил.

Представитель заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений Амурской области – ФИО5 – с иском не согласна.

Съезды с дороги «подъезд к --» по критериям относятся к автомобильным дорогам местного значения. Строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям муниципальных образований.

ГКУ «Амурупрадор» отказал администрации Свободненского района в выдаче технических условий на обустройство съездов в связи с недостатками в предоставленной документации. Необходимо было разработать проект планировки территории со схемой планируемого пересечения и (или примыкания), с учётом требований постановления Правительства Амурской области от ----. До настоящего времени эти замечания не устранены. Больше за выдачей технических условий администрация Свободненского района в ГКУ «Амурупрадор» не обращалась.

На территории -- сельсовета централизованное водоснабжение, а также артезианская скважина общего поьзования для обеспечения населения водоснабжением – отсутствуют. Вполне возможно, что имеется возможность у органов местного самоуправления обеспечить водоснабжение спорных земельных участков путем обустройства индивидуальных скважин.

План мероприятий (дорожная карта) по обустройству спорной территории не утверждена. Ведётся работа по её разработке.

Представитель заинтересованного лица - Министерства финансов Амурской области – в настоящее судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В ходе рассмотрения дела представитель ФИО8 с иском не согласилась, т.к. министерство Финансов Амурской области является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим составление и организацию исполнения областного бюджета. Основной задачей министерства является обеспечение реализации единой финансовой и бюджетной политики Амурской области.

У министерства финансов Амурской области отсутствуют полномочия по включению строительства объектов транспортной инфраструктуры и водоснабжения в региональные и федеральные программы. Министерство финансов Амурской области не имеет никакого отношения к спорным земельным участкам и их обеспечению объектами транспортной инфраструктуры и водоснабжения.

В настоящем судебном заседании заинтересованные лица ФИО2, ФИО3 (пользователи земельными участками, полученными по программе «дальневосточного гектара», не поддерживают иск прокурора, полагают его не конкретизированным и неисполнимым.

В судебное заседание заинтересованные лица – ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО1, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28 – не явились. Просили рассмотреть дело в их отсутствие. Иск прокурора не поддержали.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Свободненский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Свободненский городской суд Амурской области с вышеуказанным административным исковым заявлением.

Поводом для обращения с исковым заявлением в суд послужило установление в ходе проверки, проведенной городской прокуратурой во исполнение указания прокуратуры области от ----, отказа органами местного самоуправления в содействии по обеспечению земельных участков транспортной и коммунальной инфраструктурой.

В ходе проверки прокурор установил, что -- и -- в администрацию Свободненского района с заявлениями об оказании содействия в благоустройстве территории, в границах которой распложены земельные участки, обратились граждане, которым эти участки предоставлены в пользование. В частности, просили оказать содействие в организации съезда с автомобильной дороги регионального значения «Подъезд к --» к их земельным участкам.

Из анализа ответов администрации -- от ----, от 23.01.2020--, от ----, установлено, что администрацией для организации устройства примыкания к автодороге «Подъезд к --» направлено заявление в ГКУ «Амурупрадор», однако, в связи с рядом замечаний получен отказ. -- в ответе на обращение, со ссылкой на Постановление правительства -- от ---- гражданам предложено самостоятельно разработать проект планировки территории со схемой планируемого пересечения и (или) примыкания, согласно требований технических регламентов в масштабе 1:500 с отображением на ней пересечения (или) примыкания; границы полосы отвода, придорожных полос региональной дороги.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесены:

- (п.п. 4) организация в границах муниципального района электро снабжения поселений,

- (п.п 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности;

- (п.п 6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

В соответствии с федеральным законом Российской Федерации от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:

- (ст. 6, ч. 1, ч. 1.1) к полномочиям органов местного самоуправления на территории сельского поселения, осуществляемым органом местного самоуправления муниципального района, в сфере водоснабжения и водоотведения относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно пунктам 2 и 6 части 1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В свою очередь, под «дорожной деятельностью» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ).

Таким образом, администрация Свободненского района наделена полномочиями по организации устройства примыкания к автодороге «Подъезд к --». И полномочиями по обеспечению аодоснабжения и энергоснабжения территории пользователей дальневосточными гектарами.

Согласно п. 1 Положения о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, утверждено постановлением губернатора Амурской области от ---- министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области (далее – министерство транспорта области) является исполнительным органом государственной власти Амурской области, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление в сфере транспорта и дорожного хозяйства, координирующим деятельность других исполнительных органов государственной власти Амурской области в этих сферах.

Основными задачами министерства транспорта области являются:

1. Проведение государственной политики в области развития транспорта и дорожного хозяйства на территории Амурской области, направленной на удовлетворение спроса населения и потребностей экономики в транспортных перевозках, на обеспечение безопасного, эффективного и устойчивого функционирования транспортного комплекса в Амурской области, улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог.

2. Обеспечение осуществления дорожной деятельности и эффективного использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (п. 2 указанного Положения).

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, утвержденном постановлением губернатора Амурской области от -- 305 министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (далее – Министерство ЖКХ области) является исполнительным органом государственной власти Амурской области, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.

В задачи министерства ЖКХ области помимо прочего входит: содействие комплексному развитию Амурской области для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения, эффективного развития производственной, инженерной и социальной инфраструктуры; реализация областных целевых программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства; разработка и создание условий для предоставления населению жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества, реализации основных направлений реформирования жилищно-коммунального комплекса Амурской области (п. 2 Положения о министерстве).

Пунктом 24 ст. 8 Федерального закона № 119-ФЗ 01.05.2016 предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления оказывают содействие обустройству территории, в границах которой расположены земельные участки, которые являются смежными и (или) компактно расположенными и находятся в границах населенного пункта или на расстоянии не более двадцати километров от населенного пункта, посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

Такого содействия судом не установлено. Неоказание содействия органами государственной власти, органами местного самоуправления обустройству инфраструктуры посредством организации устройства примыкания к автодороге «Подъезд к --» и водоснабжения (скважины) нарушает положения п.24 ст. 8 Федерального закона № 119-ФЗ.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом, а также следует из материалов настоящего административного дела, в соответствии с положениями Федерального закона от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в арктической зоне Российской Федерации, и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», администрация Свободненского района предоставляла в 2018 году в пользование земельные участки поименованным в иске гражданам.

При этом возможность предоставления земельных участков рядом с этми же местами другим гражданам – не исчерпана. Круг лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд – не установлен.

Съезд с автодороги к указанным участкам не обустраивается. Строительство съезда, организация водоснабжения и энергоснабжения - не начиналось и не ведётся, следствием чего является нарушение прав и законных интересов граждан, получивших соответствующие земельные участки в пользование для индивидуального жилищного строительства и для ведения приусадебного хозяйства.

Согласно пунктам 2 и 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В свою очередь, под «дорожной деятельностью» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

В то же время, судом установлено, что административные ответчики в пределах своих полномочий не принимают необходимые меры, направленные на решение вопросов об организации съезда, водоснабжения и энергоснабжения указанных территорий.

Ссылки ответчиков и заинтересованных лиц на то, что административный истец обратился в суд в интересах определенного круга лиц, что иск не конкретизирован и неисполним – суд полагает необоснованными.

Суд полагает, что иск прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-179 КАС РФ, суд

решил:

иск удовлетворить.

Возложить на

администрацию Свободненского района Амурской области,

администрацию Курганского сельсовета Свободненского района Амурской области,

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области,

Министерство ЖКХ Амурской области,

обязанность оказать содействие обустройству территории вблизи --, в границах которой расположены, в том числе, земельные участки с кадастровыми номерами-- посредством устройства съезда с автодороги «Подъезд к --», и устройства водоснабжения (скважины).

Возложить на Администрацию Свободненского района, администрацию Курганского сельсовета Свободненского района, обязанность по:

- проведению изыскательских работ, подготовки топографической основы проектируемого участка;

- изготовлению проекта планировки земельного участка, проекта межевания с привлечением соответствующих подрядных организаций;

- внесению изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования;

- выполнению работ по описанию границ населенного пункта и передачи данных в государственный фонд для учета с привлечением подрядных организаций;

- проведению конкурсных процедур по выбору организации на выполнение проектной документации на объекты транспортной инфраструктуры и водоснабжения (скважина);

- подготовке проектной документации на объекты транспортной инфраструктуры и водоснабжения (скважина);

- строительству объекта транспортной инфраструктуры съезда с автодороги «Подъезд к --»,

- строительству объекта водоснабжения.

Возложить на Министерство ЖКХ Амурской области обязанность разработать мероприятия для включения в региональную программу в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части организации обустройства водоснабжения (скважина).

Возложить на Министерство транспорта Амурской области обязанность разработать мероприятия для включения в региональную программу в транспортной (дорожной) сфере в части организации обустройства съезда и примыкания к автодороге «Подъезд к --».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 16 августа 2021 года.

Судья Свободненского

городского суда Амурской области О.Ю. Осокина