ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-51/19 от 14.03.2019 Александровского районного суда (Томская область)

Гражданское дело № 2-51/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2019 года с. Александровское

Александровский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Крикуновой О.П.,

при секретаре Филатовой И.В.,

с участием представителя истца адвоката адвокатской палаты Томской области Перемитиной Н.В., представившей удостоверение № *** и ордер от ДД.ММ.ГГГГ***,

представителя ответчика Администрации Александровского района Томской области ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ***, действительной до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-51/2019 по иску ФИО2 к Администрации Александровского района Томской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, к председателю Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника муниципального казенного учреждения отдела образования Администрации Александровского района Томской области и к Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника муниципального казенного учреждения Отдела образования Администрации Александровского района Томской области о признании действия (бездействия) незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 (далее по тексту – ФИО2, истец) обратился в суд иском к ответчикам Администрации Александровского района Томской области (далее по тексту – Администрация района, ответчик) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, к председателю Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника муниципального казенного учреждения отдела образования Администрации Александровского района Томской области (далее по тексту – председатель Конкурсной комиссии, ответчик) и к Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника муниципального казенного учреждения Отдела образования Администрации Александровского района Томской области (далее по тексту – Конкурсная комиссия, комиссия, ответчик) о признании действия (бездействия) незаконными.

Ссылаясь на Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы, утвержденное решением Думы Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ***, распоряжение администрации Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ*** «О проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы», просил:

1. признать бездействие Администрации Александровского района Томской области по отсутствию контроля за исполнением распоряжения администрации Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ*** «О проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы», незаконным;

2. обязать Администрацию Александровского района Томской области устранить нарушение путем внесения дополнений в распоряжение администрации Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ*** «О проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы» в части даты проведения конкурса и усилению контроля за исполнением распоряжения;

3. признать бездействие конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника муниципального казенного учреждения Отдела образования Администрации Александровского района Томской области, выразившееся в неисполнении распоряжения администрации Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ*** «О проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы», незаконным;

4. обязать конкурсную комиссию по проведению конкурса на замещение вакантной должности – начальника муниципального казенного учреждения Отдела образования Администрации Александровского района Томской области, устранить нарушение путем проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника муниципального казенного учреждения Отдела образования Администрации Александровского района Томской области;

5. признать действие председателя конкурсной комиссии по принятию решения и проведению заседания комиссии 25.10.2018, незаконным;

6. признать решение конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника муниципального казенного учреждения Отдела образования Администрации Александровского района Томской области о признании конкурса несостоявшимся, незаконным и подлежащим отмене;

7. признать протокол заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника муниципального казенного учреждения Отдела образования Администрации Александровского района Томской области незаконным и подлежащим отмене.

В обоснование иска указал, что на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ*** Администрацией Александровского района Томской области был объявлен конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника муниципального казенного учреждения Отдела образования администрации Александровского района Томской области.

Указанным распоряжением была создана Конкурсная комиссия по проведению указанного конкурса в составе 14 человек, в том числе, 5 членов с правом решающего голоса и 9 членов с правом совещательного голоса.

Он подготовил пакет документов для участия в конкурсе, документы были приняты, и он был допущен к участию. Проведение конкурса было назначено на 29.10.2018 и 30.10.2018. В период подготовки к конкурсу он письмом от ДД.ММ.ГГГГ*** был уведомлен о том, что конкурсной комиссией конкурс был признан несостоявшимся в связи с предоставлением документов на участие в конкурсе одним кандидатом. Действиями и бездействием ответчиков нарушено его право на открытое участие в конкурсе, доступ к муниципальной службе, право на труд. Нарушения его прав допущены следующими обстоятельствами:

1. бездействием Администрации Александровского района, выразившимися в отсутствии контроля за исполнением распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ*** «О проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы», которым установлены сроки проведения конкурса 29.10.2018 и 30.10.2018. До настоящего времени конкурс не проведен, распоряжение не исполнено;

2. бездействием Комиссии, выразившимся в неисполнении распоряжения Администрации от ДД.ММ.ГГГГ*** «О проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы». В установленные сроки конкурс не проведен;

3. незаконными действиями председателя Комиссии, выразившимися в принятии решения и проведении заседания комиссии 25.10.2018. Эти действия являются незаконными, поскольку противоречат как требованиям распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ*** «О проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы», так и требованиям Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы (далее по тексту – Положения), утвержденного решением Думы Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ*** (ошибочно указано ***). Пунктом 10 Положения председатель комиссии уполномочен организовать работу комиссии, проводить заседания комиссии. Но цель создания комиссии, её состав, время, даты и цель заседания определяются и устанавливаются распоряжением, либо иным документом Администрации Александровского района. Распоряжением *** была определена цель создания комиссии, установлены время, место, дата проведения заседания комиссии и полномочия комиссии, однако сведении о заседании комиссии 25.10.2018 распоряжение не содержит, участники конкурса надлежащим образом не извещены, информация не публиковалась. Названным распоряжением Администрация не уполномочивала Комиссию принимать решение о том, состоится конкурс, или нет. Комиссия была уполномочена провести конкурс;

4. незаконными действиями комиссии, выразившимися в принятии решения о признании конкурса несостоявшимся. Эти действия комиссии незаконны, поскольку противоречат как требованиям распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ*** «О проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы», так и требованиям Положения. Так согласно пункту 25 Положения заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нём присутствует не менее двух третей её состава. В нарушение указанного пункта в заседании участвовало пять членов комиссии. Поскольку распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ*** комиссия была назначена в составе 14 человек, то для признания решения комиссии правомочным необходимо участие не менее 9 членов комиссии;

5. ни Положение, ни Распоряжение № *** не предусматривают возможности признать конкурс несостоявшимся в случае участия одного кандидата. Они также не уполномочивают комиссию принимать подобного рода решения, что также является основанием для признания решения комиссии незаконным.

Определением Александровского районного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ указанное исковое заявление принято к производству суда на основании статей 1, 19, 22, 127, 218 КАС РФ как административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица.

Определением Александровского районного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному делу прекращено, поскольку заявление рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. Дело передано для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

В судебное заседание истец ФИО2 не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в суд своего представителя адвоката Перемитину Н.В.

Представитель истца Перемитина Н.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также пояснила, что поскольку распоряжением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ*** конкурсная комиссия увеличилась на два человека (с 14 до 16 человек), то комиссия для решения вопросов должна была собираться в количестве не менее двух третей её состава, то есть иметь состав 11 человек.

Представитель ответчика Администрации Александровского района Томской области ФИО1 исковые требования не признала, пояснив аналогично изложенному в письменном отзыве, суть которого сводится к следующему. Должность начальника муниципального казенного учреждения Отдела образования Администрации Александровского района Томской области, относящаяся к старшей группе должностей муниципальной службы, была вакантной в период с 11.07.2018 по 23.12.2018. В настоящий момент эта должность замещена. Работодатель, воспользовавшись правом, предусмотренным частью 1 статьи 17 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", принял решение о проведении конкурса на замещение указанной должности и вынес распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ*** «О проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы» с учетом изменений, внесенных распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ***. Тем самым он определил состав конкурсной комиссии и делегировал ей права принимать решения по организации и проведению конкурса, в том числе, о проведении заседания и признании конкурса несостоявшимся.

Также пояснила, что Администрация района осуществляла контроль за проведением конкурса. В аналогичных отношениях законодательством о государственной гражданской службе предусмотрено, что конкурс проводится при наличии не менее двух кандидатов. Исходя из аналогичных отношений, а также из статьи 17 Федерального Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», конкурс проводится между несколькими претендентами. А поэтому конкурсной комиссией решение о признании конкурса несостоявшимся принято правильно.

Ответчик председатель Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника муниципального казенного учреждения Отдела образования Администрации Александровского района Томской области, он же представитель указанной комиссии Глава Александровского района Томской области ФИО3 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Конкурсной комиссии, и его, как председателя указанной Комиссии.

В представленных письменных отзывах указал, что в связи с наличием вакантной должности начальника муниципального казенного учреждения Отдела образования Администрации Александровского района в целях обеспечения равного доступа граждан к муниципальной службе, а также в целях отбора наиболее подготовленного лица, имеющего необходимое образование, профессиональные знания и способного по своим личным и деловым качествам исполнять обязанности на муниципальной службе, представитель нанимателя (работодателя) принял решение о проведении конкурса на замещение указанной вакантной должности. В связи с этим, руководствуясь частью 2 статьи 17 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Положением «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы», утвержденным решением Думы Александровского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ*** (далее по тексту - Положение), вынес распоряжение Администрации Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ*** «О проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы», с изменениями, внесенными распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ***, определил состав конкурсной комиссии, делегируя ей права принимать решения по организации и проведению конкурса, в том числе, проводить заседания и признавать конкурс несостоявшимся. Указанными распоряжениями определен персональный состав конкурсной комиссии из 16 членов, 5 из которых наделены правом решающего голоса, и 11 членов с правом совещательного голоса. Эксперты с правом совещательного голоса включены в состав конкурсной комиссии для предоставления членам комиссии с правом решающего голоса экспертного мнения об анализе профессиональных, деловых и личных знаний претендентов. Члены комиссии с правом совещательного голоса вправе участвовать в обсуждении претендентов на замещение вакантной должности. Но права голоса при принятии решений у членов комиссии с правом совещательного голоса нет. Поскольку документы для участия в конкурсе подал лишь один претендент, то председатель конкурсной комиссии, руководствуясь подпунктами 10 и 11 Положения, исходя из целей проведения конкурса, принял решение о проведении заседания, поставив на обсуждение конкурсной комиссии в составе пяти членов с правом решающего голоса вопрос о проведении конкурса. Члены комиссии с правом совещательного голоса о дате проведения заседании конкурсной комиссии 25.10.2018 не извещались по причине отсутствия необходимости в их присутствии, поскольку права голоса при принятии решения у них нет. При принятии решения 25.10.2018 о признании конкурса несостоявшимся комиссия руководствовалась подпунктом 6 пункта 11 Положения, согласно которому комиссия решает иные вопросы по организации и проведению конкурса, исходя из понятия «конкурс» под которым понимается отбор и оценка претендентов, исходя из анализа частей 1 и 3 статьи 17 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", согласно которым осуществляется оценка профессионального уровня претендентов, и на должность назначается один из отобранных кандидатов.

При таких обстоятельствах суд в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) рассмотрел дело в отсутствие истца ФИО2 и ответчиков Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности и её председателя.

Исследовав доводы сторон, представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в части 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

В силу статьи 6 "Европейской хартии местного самоуправления" (Страсбург 15.10.1985), местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем, чтобы те отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление. Статус персонала органов местного самоуправления должен обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета личных достоинств и компетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, оплаты труда и продвижения по службе.

В соответствии со статьёй 18 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.

Так и из статьи 275 ТК РФ следует, что трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое).

В силу статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Муниципальная служба в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель) (часть 2 указанной статьи).

Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (часть 3 указанной статьи).

Согласно статье 3 указанного Федерального закона правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Муниципальным служащим в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Согласно статье 17 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования. Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Томской области от 11.09.2007 N 198-ОЗ "О муниципальной службе в Томской области", должности муниципальной службы - должности в органе местного самоуправления, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность, установленные муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Томской области.

Содержание и специфика профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус муниципальных служащих.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 декабря 2003 года N 19-П, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации) не исключает возможности законодательного закрепления определенных требований к кандидатам на те или иные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также установления специального порядка их замещения. Муниципальная служба, как и государственная, в силу своего публично-правового характера предполагает необходимость профессиональной подготовки служащих и наличие у них соответствующих моральных качеств, что согласуется с положениями Европейской хартии местного самоуправления 1985 года об обеспечении подбора высококвалифицированных кадров, основанного на принципах учета опыта и компетентности (статья 6). Замещение должностей по конкурсу преследует эти разумные и обоснованные цели и одновременно обеспечивает равные возможности претендентов при поступлении на муниципальную службу.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Согласно Уставу муниципального образования «Александровский район», утвержденному решением представительного органа муниципального образования - Думы Александровского района (подпункт 1 пункта 1 статьи 32 Устава) ДД.ММ.ГГГГ*** (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ***) к вопросам местного значения района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время (пункт 11 части 1 статьи 12). Эти полномочия осуществляет Администрация района (подпункты 6 – 8 пункта 4 статьи 46).

Из статьи 43 Устава следует, что администрация района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Александровский район» и обладает правами юридического лица. Ею руководит Глава района на принципах единоначалия.

Администрация района формируется Главой района в соответствии с федеральными законами, законами Томской области и Уставом. Структура (перечень органов) Администрации района утверждается Думой района по представлению Главы района. В структуру Администрации района могут входить отраслевые (функциональные) органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения. Утверждение положений о них осуществляется Думой района по представлению Главы района (пункты 1-3 статьи 44 Устава муниципального образования «Александровский район»).

Структура Администрации района утверждена решением Думы Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ*** (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений). Отдел образования (юридические лицо) входит в структуру администрации района и подчиняется Главе района (лист дела 69).

Положением о муниципальном казенном учреждении Отдел образования Администрации района, утвержденного решением Думы Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ*** (в редакции решения Думы Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ***, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) предусмотрено, что учредителем Отдела образования является муниципальное образование «Александровский район» (пункт 5) (листы дела 72-78).

Решением Думы Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ*** утвержден Перечень должностей муниципальной службы муниципального образования «Александровский район». Должность начальника отдела в структуре Администрации района отнесена к старшей должности, служебная функция по которым предполагает руководство подчиненными (листы дела 70-71).

Таким образом, должность начальника Отдела образования Администрации района является муниципальной должностью муниципальной службы, относится к старшей группе должностей. В период с 11.07.2018 по 23.12.2018 эта должность была вакантной (сообщение Администрации района от ДД.ММ.ГГГГ***). А поэтому Администрация района в силу изложенных правовых норм, а также статьи 17 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения указанной вакантной должности была вправе провести конкурс.

Решением Думы Александровского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ*** утверждено Положение «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы», которым определен порядок и условия проведения конкурса, в том числе, на замещение старшей вакантной должности муниципальной службы (пункт 2) (листы дела 79-81).

Распоряжением администрации Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ*** «О проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы» в связи с наличием вакантной должности муниципальной службы объявлен конкурс (в форме конкурса-испытания) на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника муниципального казенного учреждения Отдела образования Администрации Александровского района Томской области. Указанным распоряжением, с учетом изменений, внесенных распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ***, определен состав комиссии, даты проведения конкурса-испытания 29 и 30 октября 2018 года, а также даты приема документов для участия в конкурсе – дата, определяющая начало приема заявок (т.е. дата официального опубликования (обнародования) информационного сообщения о проведении конкурса и до 23 октября 2018 года (листы дела 82, 87-88).

Из информационного сообщения о проведении указанного конкурса, являющегося приложением к указанному распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ*** следует, что конкурс в форме конкурса-испытания проходит в два этапа: первый этап – представление программы в виде презентации (29.10.2018), второй этап – собеседование (30.10.2018) (листы дела 83-87).

Из объяснений сторон следует, что истец ФИО2 подал документы для участия в качестве кандидата в конкурсе на замещение указанной должности.

Поскольку для участия в конкурсе до 23.10.2018 поданы документы лишь одним кандидатом - истцом ФИО2, то по решению председателя конкурсной комиссии ФИО3 25 октября 2018 года было проведено заседание указанной комиссии.

Решением конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом № ***, вследствие предоставления документов на участие в конкурсе единственным кандидатом, конкурс признан несостоявшимся (лист дела 14).

Сообщением Администрации района от ДД.ММ.ГГГГ*** истец ФИО2 уведомлен, что в связи с предоставлением документов на участие в конкурсе единственным кандидатом, решением конкурсной комиссии (протокол от ДД.ММ.ГГГГ***) конкурс признан несостоявшимся.

Сообщением Администрации района от ДД.ММ.ГГГГ*** административный истец ФИО2 уведомлен, что порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы определены Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Положением «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы», утвержденным решением Думы Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ***. Поскольку документы для участия в конкурсе были поданы единственным кандидатом, то председателем комиссии ФИО3 принято решение о проведении заседания комиссии. 25.10.2018 комиссия в составе пяти членов приняла решение о признании конкурса несостоявшимся.

Полагая, что действия конкурсной комиссии, её председателя, а также администрации Александровского района Томской области являются незаконными, истец ФИО2 обратился в суд с настоящим иском.

Суд находит, что доводы истца ФИО2 о том, что председатель конкурсной комиссии, принимая решение о проведении заседания комиссии 25.10.2018, действовал незаконно, поскольку проведение заседания комиссии 25.10.2018 не было предусмотрено распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ*** «О проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы» и противоречило Пункту 10 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы, утвержденного решением Думы Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ*** (ошибочно указано ***), поскольку комиссия была уполномочена провести конкурс, а не принимать решение о том, состоится конкурс, или нет, являются несостоятельными.

Пунктами 10 и 11 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы, утвержденного решением Думы Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ***, предусмотрены полномочия председателя комиссии по организации работы и проведении заседания комиссии, а также полномочия комиссии по решению иных вопросов по организации и проведению конкурса (подпункт 6) (лист дела 80).

Кроме того, в абзаце втором пункта 11 Положения отражено, что основной формой работы комиссии являются её заседания, на которых комиссия принимает решения.

Распоряжением Администрации района от ДД.ММ.ГГГГ*** определено провести конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы в форме конкурса-испытания, определены даты его проведения 29.10.2018 и 30.10.2018.

Из информационного сообщения, являющегося приложением к распоряжению Администрации района от ДД.ММ.ГГГГ***, конкурс в форме конкурса-испытания происходит в два этапа. Первый этап – предоставление программы деятельности муниципального учреждения в виде презентации 29.10.2018, второй этап – собеседование 30.10.2018 (листы дела 83 – 87).

Смысловое значение конкурса состоит в соревновании нескольких лиц в той или иной области с целью выбрать лучшего из участников.

Поскольку в срок, определенный для подачи документов - до 23 октября 2018 года (подпункт 3.3 Положения), документы поданы лишь одним претендентом, то конкурс состояться не мог. А поэтому решение председателя конкурсной комиссии о проведении заседания комиссии 25.10.2018, по сути являющегося организационным, не противоречит порядку проведения конкурса.

В том, что конкурс, о проведении которого издано распоряжение Администрации от ДД.ММ.ГГГГ*** «О проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы», не проведен, бездействия конкурсной комиссии не усматривается. Конкурс не проведен по объективным причинам – в силу подачи документов для участия в конкурсе лишь одним кандидатом.

В силу этих же обстоятельств не усматривается оснований для выводов о признании незаконным решения комиссии о признании конкурса несостоявшимся. Противоречий требованиям распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ*** «О проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы», требованиям Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы, утвержденного решением Думы Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ***, не усматривается.

Напротив, по смыслу Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы, утвержденного решением Думы Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ***, а также распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ*** «О проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы», кроме того статьи 17 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации», при проведении конкурса осуществляется оценка профессионального уровня претендентов, а не одного претендента.

Доводы истца о том, что участники конкурса не были извещены надлежащим образом о заседании конкурсной комиссии 25.10.2018, и информация о заседании не публиковалась, не свидетельствуют о нарушении каких-либо правовых норм, поскольку таковых обязанностей конкурсной комиссии по проведению организационного заседания комиссии действующими нормативно-правовыми актами не установлено.

Напротив, пунктами 10 и 11 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы, утвержденного решением Думы Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ***, предусмотрены полномочия председателя комиссии по организации работы и проведении заседания комиссии, а также полномочия комиссии по решению иных вопросов по организации и проведению конкурса (подпункт 6).

Кроме того, согласно подпункту 4 пункта 13 Положения в объявлении о проведении конкурса в обязательном порядке указываются дата, время и место проведения конкурса, а не дата, время и место заседания конкурсной комиссии (лист дела 80).

Истец ФИО2, ссылаясь также на пункт 25 Положения о порядке проведения конкурса, утверждал об отсутствии кворума заседания конкурсной комиссии. Указал, что в заседании комиссии должно принимать участие не менее двух третей её состава, то есть не менее 9 членов от 14.

В судебном заседании представитель истца Перемитина Н.В. эти доводы уточнила, пояснив, что поскольку распоряжением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ***, с учетом изменений, внесенных распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ***, конкурсная комиссия составляла 16 человек, то комиссия для решения вопросов должна была собираться в составе не менее 11 человек.

Судом установлено, что в соответствии с пунктами 8 и 9 Положения «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы», утвержденного решением Думы Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ*** конкурсная комиссия создается в составе пяти человек, состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав комиссии могут быть включены эксперты, участвующие в её работе с правом совещательного голоса.

Действительно, в соответствии с пунктом 25 указанного Положения заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нём присутствует не менее двух третей её состава.

Вместе с тем, изложенный пункт 25 отнесен к главе 5 указанного Положения, который предусматривает процедуру оценки кандидатов, исходя из смысла понятия "конкурс", то есть сравнивает кандидатов между собой и отбирает из них лучшего (лист дела 81).

Распоряжением Администрации района от ДД.ММ.ГГГГ*** (лист дела 82), с учетом изменений, внесенных распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ*** (лист дела 88), создана конкурсная комиссия в составе пяти членов с правом решающего голоса (председатель, заместитель, секретарь и два члена комиссии) и одиннадцати экспертов с правом совещательного голоса.

Из объяснений представителя ответчика Администрации района ФИО1, а также письменных возражений ответчика председателя конкурсной комиссии ФИО3 следует, что эксперты с правом совещательного голоса включены в состав конкурсной комиссии для предоставления членам комиссии с правом решающего голоса экспертного мнения об анализе профессиональных, деловых и личных знаний претендентов. Члены комиссии с правом совещательного голоса вправе участвовать в обсуждении претендентов на замещение вакантной должности. Но права голоса при принятии решений у членов комиссии с правом совещательного голоса нет.

В ходе заседания конкурсной комиссии от 25.10.2018 решался организационный вопрос о признании конкурса несостоявшимся вследствие подачи документов для участия в конкурсе лишь одним кандидатом. В указанном заседании принимали участие все пять членов конкурсной комиссии с правом решающего голоса.

Процедуры оценки кандидатов, предусмотренной главой 5 Положения «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы», утвержденного решением Думы Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ***, не происходило, и происходить не могло вследствие отсутствия других кандидатов.

А поэтому участия экспертов (не членов комиссии) с правом совещательного голоса не требовалось.

В связи с этим не имеется оснований для выводов о том, что заседание конкурсной комиссии 25.10.2018 было проведено неправомочным составом.

Истец ФИО2 ссылался также на то, что Администрация района допустила бездействие, выразившееся в отсутствии контроля за исполнением распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ*** «О проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы», которым установлены сроки проведения конкурса 29.10.2018 и 30.10.2018. До настоящего времени конкурс не проведен, распоряжение не исполнено.

Вместе с тем, конкурсная комиссия создана из состава Администрации района. Так в соответствии с распоряжением Администрации района от ДД.ММ.ГГГГ*** «О проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы» в состав конкурсной комиссии вошли Глава Александровского района (председатель комиссии), первый заместитель Главы района (заместитель председателя комиссии), управляющий делами Администрации района (секретарь комиссии), заместитель главы района (член комиссии) (лист дела 82).

А поэтому о действиях и решениях конкурсной комиссии Администрации района было известно. Соответственно, контроль за проведением конкурса Администрация района осуществляла.

По смыслу части 1 статьи 17 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" проведение конкурса при замещении должности муниципальной службы является правом, а не обязанностью нанимателя (работодателя).

Действующее законодательство о муниципальной службе требований об обязательном проведении конкурса при замещении вакантных должностей муниципальной службы не предъявляет.

Работодатель согласился с тем, что конкурс не состоялся и иным образом решил вопрос о замещении вакантной должности муниципальной службы.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации Александровского района Томской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, к председателю Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника муниципального казенного учреждения отдела образования Администрации Александровского района Томской области и к Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника муниципального казенного учреждения отдела образования Администрации Александровского района Томской области о признании действия (бездействия) незаконными – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Томского областного суда через Александровский районный суд Томской области течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись О.П. Крикунова

Верно. Судья: О.П. Крикунова

Решение принято судом в окончательной форме 18 марта 2019 года