ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-51/2013 от 26.02.2013 Егорлыкского районного суда (Ростовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 февраля 2013г.

ст. Егорлыкская Ростовская область

Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Поповой О.М.

При секретаре Трегубовой И.В.

С участием:

Истца ФИО1

Представителя Администрации Егорлыкского сельского поселения Ростовской области- ФИО2

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению « Северо- Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ об обязании передать земельный участок в муниципальную собственность, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора- Администрация Егорлыкского сельского поселения,

Установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, третье лицо на стороне истца- Администрация Егорлыкского сельского поселения ростовской области об обязании совершить действия по безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для дальнейшей приватизации придомового земельного участка. В обоснование иска он указывал на то, что в 1995г. на участке земли <адрес>, зарегистрированном на праве собственности за РФ, были построены жилые дома для военных пенсионеров Министерством обороны РФ. В 2008г. жилые дома были переданы в муниципальную собственность Егорлыкского сельского поселения, но передача жилых домов была проведена без передачи придомовых земельных участков. В 2009г. он приватизировал жилой дом, но приватизация была без приватизации придомового земельного участка, что является нарушением Земельного кодекса и ФЗ №178 от 21.12.2001г. Для решения вопроса о приватизации придомового земельного участка он обратился к главе Егорлыкского сельского поселения и получил ответ, в котором ему было отказано в передаче, так как земельный участок находится в Федеральной собственности. В приватизации земельного участка ему было отказано и Министерством обороны РФ. С принятием ФЗ №423 от 08.12.2011г. « О порядке безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в собственность субъектов РФ либо муниципальную собственность» он обратился с заявлением к главе Егорлыкского сельского поселения о решении вопроса безвозмездной передачи земельного участка Министерством обороны РФ в муниципальную собственность с предоставлением ему права на приватизацию придомового земельного участка. Земельный участок, на котором расположен его дом, не является территорией закрытого военного городка, и не служит для обеспечения деятельности Вооруженных сил, изначально данный земельный участок был выделен для коттеджного строительства жилой зоны городка. Главой Егорлыкского сельского поселения было отправлено заявление в Министерство обороны России о безвозмездной передачи земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность. 24.04.2012 года из Министерства обороны России пришёл ответ, в котором было отказано в безвозмездной передачи земельного участка в муниципальную собственна со ссылкой на Федеральный закон № 423 ФЗ от 08.12.2011 года. В ответе указано, что « на земельном участке расположены дома находящиеся в собственности граждан, безвозмездная передача земельного участка в собственность Егорлыкского поселения в порядке предусмотренном Федеральным законом от 08.12.2011 года не предоставляется возможным ». Считает, что данный ответ противоречит ст. 3 части 3 Федерального закона № 423, а так же идёт в разрез с положением ст. 36 Земельного кодекса РФ. Для дальнейшего решения вопроса о передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность он обратился с заявлением в военную прокуратуру Южного военного округа. В ходе прокурорской проверки было установлено, что для нужд Министерства обороны РФ данный земельный участок не используется и есть основания для его передачи в муниципальную собственность. Так же в ходе прокурорской проверки 18.06.2012 года ФГУ «Северо-кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России был отправлен пакет документов в Департамент имущественных отношений Минобороны России для рассмотрения вопроса о передаче земельного участка в муниципальную собственность. Прошло четыре месяца со дня отправки письма, но ответа из Департамента так и не поступил. В Федеральном законе № 423 от 08.12.2011 года в части 3 ст. 3 указано, что решение о безвозмездной передачи военные органы должны принять в течении двух месяцев. В связи с тем, что Департамент имущественных отношений Минобороны России отказал в безвозмездной передачи земельного участка <адрес>, главе Егорлыкского сельского поселения, то он не может бесплатно приватизировать придомовой земельный участок по адресу: <адрес>, являющегося частью земельного участка <адрес>. Считает, что этим отказом нарушено его право на бесплатную приватизацию придомового земельного участка, что нарушенное право на приватизацию придомового земельного участка, которое может быть восстановлено только после безвозмездной передачи Департаментом имущественных отношений Минобороны России общего земельного участка в муниципальную собственность. Поэтому ФИО1 просил суд обязать ответчика совершить действия по безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельного участка <адрес>, для дальнейшей приватизации придомового земельного участка по адресу: <адрес>.

Определением Егорлыкского районного суда от 27.12.2012г. к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство обороны РФ, ФГКУ « Северо- Кавказкое территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (л.д.54-55).

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования, ссылаясь на основания указанные в иске.

Представитель ответчика ФГКУ « Северо-Кавказкое территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. От него поступил письменный отзыв на иск от 22.02.2013г., где указано, что истец избрал неверный способ защиты нарушенного права. Ни в Министерство обороны РФ, ни в ФГКУ « Северо- Кавказское ТУИО» Министерства обороны России истец с заявлением о приватизации земельного участка не обращался, таким образом его права не нарушены.

Кроме того, ФЗ от 22.08.2004г. 3122- ФЗ установлено, что передаче в муниципальную собственность подлежат земельные участки под ранее переданными объектами недвижимости. Документов, подтверждающих наличие объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, а также жилых помещений Вооруженных Сил РФ на земельном участке представлено не было. На спорном земельном участке расположены объекты недвижимости физических лиц. Согласно ст. 36 ЗК РФ земельный участок может быть предоставлен только собственникам находящихся на нем объектов недвижимости. Поэтому просил суд в удовлетворении исковых требований отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГКУ « Северо-Кавказкое ТУИО» Минобороны РФ. Дело рассмотрено без представителя данного ответчика в силу ч.5 ст. 167 ГПК РФ.

Представители ответчиков Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.114-115), не известили суд об уважительности причин своей неявки. Дело рассмотрено без ответчиков в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ

Представитель третьего лица- администрации Егорлыкского сельского поселения Ростовской области- ФИО2, действующий по доверенности, считал требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав истца, представителя третьего лица, изучив письменные доказательства, оценив все в совокупности, суд приходит к следующим выводам:

Судом установлено, что жилой дом площадью 88,8 кв.м., расположенный по адресу <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности истцу ФИО1 и его супруге Д.Л.А. (л.д.11-12). Как следует из плана земельного участка по адресу <адрес>, кроме жилого дома на спорном участке расположены хозяйственные строения и сооружения, принадлежащие истцу и его супруге.(л.д.10).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.03.2003г. земельный участок <адрес>, коттеджная зона жилого микрорайона военного городка, принадлежал на праве постоянного ( бессрочного) пользования Второй Ростовской Квартиро-эксплуатационной части района (л.д.82).

Судом также установлено, что в настоящий момент часть вышеуказанного земельного участка занимает придомовой земельный участков истца ФИО1, имеющий <адрес>.

Как следует из материалов дела, спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации, принадлежит на праве оперативного управления ФГУ «Северо-Кавказкое ТУИО» МО РФ, являющегося правопреемником Второй Ростовской КЭЧ района. Это подтверждается: свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ (л.д. 75), приказом министра обороны РФ от 17 декабря 2010 г. № 1871 (л.д. 76-80), передаточным актом при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ от 1.04.2011 г. (л.д. 70-71), ходатайством ФГКУ « Северо- Кавказкое ТУИО « Минобороны РФ от 26.12.2012г.

В судебном заседании установлено, что 30.01.2012 глава Егорлыкского сельского поселения Ростовской области Г.И.И. обратился в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ с просьбой на основании Федерального закона №423 ФЗ от 08.12.2011г. « О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов РФ, муниципальную собственность» безвозмездно передать земельный участок с кадастровым номером 61:10:100183:0001 площадью 57090 кв..м. (л.д.7).

02.03.2012г. Департамент имущественных отношений Минобороны России на данное обращение направил ответ за №141/5785, где указано, что порядок безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в муниципальную собственность предусмотрен Федеральным законом от 8.12.2011 №423-ФЗ. Вместе с тем, учитывая, что на земельном участке расположены жилые дома, находящиеся в собственности граждан, безвозмездная передача земельного участка в собственность Егорлыкского сельского поселения в порядке, предусмотренном Федеральным законом №423 –ФЗ, не представляется возможной.

Впоследствии 18.06.2012г. руководителем ФГУ « Северо- Кавказкое ТУИО» Минобороны России был направлен пакет документов в Департамент имущественных отношений Минобороны РФ для рассмотрения вопроса о передаче в собственность муниципального образования « Егорлыкское сельское поселение» Ростовской области земельного участка <адрес>. В сопроводительном письме также указывалось, что указанный земельный участок для нужд Минобороны РФ не используется, объекты недвижимого имущества, закрепленные на праве оперативного управления за ФГУ « Северо- Кавказское ТУИО» Минобороны России, в границах земельного участка не находятся. Также сообщил, что ФГУ согласно на передачу в собственность муниципального образования.(л.д.9- обр.9).

Исходя из отзыва на иск ФГКУ « Северо- Кавказкое ТУИО» Минобороны России от 22.02.2013г. данное учреждение изменило свое отношение к вопросу передачи спорного земельного участка в муниципальную собственность Егорлыкского сельского поселения Ростовской области.

Согласно статье 2 Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:

1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);

2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений. 2. Указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.

В силу ч.1 и ч.3 ст. 3 Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций. В случае, если с заявлением о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обратились высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) либо глава поселения или глава городского округа, на территориях которых расположено подлежащее безвозмездной передаче военное недвижимое имущество, предусмотренные частью 1 настоящей статьи органы обязаны принять в течение двух месяцев со дня поступления этого заявления решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность или об отказе в такой передаче. Отказ в такой передаче допускается исключительно в случае, если все военное недвижимое имущество, расположенное в границах военного городка или указанного в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельного участка, необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства.

В силу п.5.1. Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 (ред. от 04.08.2012) "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" установить, что предложения субъекта Российской Федерации и муниципального образования о передаче находящегося на праве хозяйственного ведения или оперативного управления у Вооруженных Сил Российской Федерации или у организаций, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность направляются соответственно в Министерство обороны Российской Федерации или в Управление делами Президента Российской Федерации уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления соответственно.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно ч.3 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Статья 125 ГК РФ предусматривает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. 2. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок безвозмездной передачи в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, земельных участков, находящихся в границах военных городков, а также в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, устанавливается федеральным законом.".

В силу ч.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Из анализа данных норм права следует, что:

1. Вопросами о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность занимаются уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченные органы местного самоуправления соответственно.

2. Органы, осуществляющие права собственника имущества от имени Российской Федерации, самостоятельны в решении вопросов, касающихся распоряжения государственным имуществом. На них не может быть возложена обязанность по совершению действий по безвозмездному отчуждению военного недвижимого имущества в муниципальную собственность.

3. В законе содержится запрет на безвозмездную передачу военного недвижимого имущества в виде земельных участков в муниципальную собственность, если на этих участках, располагается недвижимость, принадлежащая только гражданам.

Поскольку на спорном земельном участке, расположены объекты недвижимости, принадлежащие гражданам, объектов недвижимости, принадлежащих Минобороне России или МО Егорлыкское сельское поселение Ростовской области, на данном участке не имеется; кроме того, истец, являясь гражданином, а не органов власти, который не наделен полномочиями по решению вопросов о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, то суд признает исковые требования ФИО1 об обязании совершить действия по передаче земельного участка в муниципальную собственность незаконными и оставляет их без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению « Северо- Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ об обязании передать земельный участок в муниципальную собственность оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Егорлыкский райсуд в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 1 марта 2013г.

Судья: ПОДПИСЬ