РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 14 сентября 2023 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
судьи Ефанова В.А.,
секретаря судебного заседания Дмитриевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5201/2023 по исковому заявлению Военного прокурора Сочинского гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Краснодарского края к ФИО1 о взыскании имущественного ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику, в котором просит суд взыскать с с ФИО1 причиненный имущественный ущерб в пользу Российской Федерации в лице Министерства труда и социального развития Краснодарского края в размере 80 827,72 руб.
В иске указано, что военной прокуратурой Сочинского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Сочинского гарнизона требований законодательства о сохранности государственной собственности при организации производства выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. №384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».
Прокурором установлено, что ФИО1 в настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части 2231 в должности техника, подала заявление о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, на ребенка - ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которое зарегистрировано в Управлении социальной защиты населения в Центральном внутригородском районе города Сочи за №.
На основании указанного заявления, ФИО1 на ребенка - ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была назначена и выплачивалась ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в размере 50 % величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал 2019 г., путем зачисления на указанный в заявлении лицевой счет, открытый ПАО «Сбербанк России» на имя ФИО1, в размере 5 319 руб. 50 коп., общей суммой в 80 827 руб. 72 коп.
Вместе с тем, при подаче заявления ФИО1 с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» подала в Управление социальной защиты населения в Центральном внутригородском районе города Сочи заявление о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, в графах «Место работы» и «ИНН работодателя» осознано не указала сведений о месте прохождения военной службы, а в разделе 3 указанного заявления в графе «указать сведения об иных доходах заявителя» самостоятельно проставила - «Нет», а также в разделе 4 указанного заявления в графе «заявитель или члены его семьи проходили ранее или проходят в настоящий момент военную службу, службу в иных органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью» осознано не проставила соответствующие отметки, так как в ином случае ГКУ КК - УСЗН в Центральном внутригородском районе города Сочи не назначило бы вышеуказанную выплату.
Ввиду отсутствия данных о доходах военнослужащих в открытых сегментах базы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также сокрытия ФИО1 от должностных лиц Управления социальной защиты населения в Центральном внутригородском районе города Сочи факта своего прохождения военной службы, недостоверные сведения о доходах, представленных ФИО1 уполномоченными лицами Управления социальной защиты населения в Центральном внутригородском районе города Сочи, не были выявлены и соответствующие выплаты на сумму не менее 80 827 руб. 72 коп., были назначены и произведены на лицевой счет, открытый ПАО «Сбербанк России» на имя ФИО1
Вместе с тем, ФИО1 в заявлении не указано о начисленном ФГКУ «ЦКС им. Ф.Э. Дзержинского» денежном довольствии, как военнослужащему войсковой части 2231.
Так, согласно справкам о доходах и суммах налога физического лица, общая сумма дохода ФИО1 по основному месту работы за декабрь 2018 года - август 2019 года составила 249 658, 11 руб., за сентябрь 2019 - ноябрь 2019 года составила 145 340,86 руб., в соответствии со справкой о доходах и суммах налога физических лиц от ДД.ММ.ГГГГ за 2020 год общая сумма дохода составила 566 671,85 рублей, за 2021 год - 642 155, 44 руб., за 2022 год - 745 785,04 руб., т.е. за 1 месяц - 62 148 руб. 75 коп., с учетом состава семьи 3 человека на одного члена семьи - 20 716 руб. 25 коп., что превышает установленный размер прожиточного минимума, в Краснодарском крае на дату обращения (в Краснодарском крае размер величины прожиточного минимума на душу населения в II квартал 2019 г. составлял 11 107 руб.).
Таким образом, согласно сведениям о доходах установлено превышение дохода, дающего право на получение ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в связи с чем, в отношении ФИО1 образовалась переплата ежемесячной денежной выплаты, в сумме 80 827 руб. 72 коп., что подтверждается сообщением ГКУ КК - УСЗН в Центральном внутригородском районе города Сочи от О ДД.ММ.ГГГГ№.2ДД.ММ.ГГГГ.2852/23.
С учетом изложенного, по мнению прокурора ФИО1 и члены её семьи не являются нуждающимися в ежемесячной выплате, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении», поскольку среднедушевой ежемесячный доход семьи превышает прожиточный минимум, установленный в Краснодарскому крае на II квартал 2019 г.
Таким образом, ФИО1 незаконно получены средства бюджета Российской Федерации, предназначенные законодательством для социального обеспечения населения, на общую сумму 80 827 руб. 72 коп., чем причинен ущерб государству на указанную сумму при производстве выплат пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными актами.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, настаивал на удовлетворении требований, дал пояснения идентичные паровой позиции, изложенной в иске. Таже пояснил, что прокурором не пропущен срок исковой давности, так как о нарушении закона прокурору стало известно в результате проверки, которая имела место быть в августе-октябре 2022 года, тогда как иск подан в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока исковой давности.
Ответчик в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснив, что прокурором пропущен срок исковой давности, который следует исчислять с того момента, как ей была предоставлена ежемесячная выплата. Также указала, что решение о выплате ежемесячной выплаты не отменено, следовательно оснований для взыскания денежных средств вне имеется. При составлении заявления, она указала все необходимые сведения, соцзащита должна была сама проверить достоверность данных и отказать в выплатах. С результатами прокурорской проверки ее не знакомили. Также поддержала иные доводы, изложенные в отзыве на иск.
Представитель Министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте, которого был извещен надлежаще ДД.ММ.ГГГГ (ШПИ 35400079695934), причины неявки суду неизвестны.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Военной прокуратурой Сочинского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Сочинского гарнизона требований законодательства о сохранности государственной собственности при организации производства выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».
Так, в соответствии с пунктами 1-7, подпунктом «в» пункта 9, пунктами 11, 14, подпунктами «б» и «ж» пункта 21, пунктами 22 и 26 Требований, настоящие основные требования применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее по тексту - ежемесячная выплата), а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты; если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации. Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации.
Ежемесячная выплата предоставляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г., до достижения ребенком возраста 8 лет. Ежемесячная выплата предоставляется в 2020 г. за прошедший период, начиная со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 г.
Начиная с 2021 года ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее 6 мес. с этого дня. В остальных случаях ежемесячная выплата осуществляется со дня обращения за ее назначением. В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно ежемесячная выплата осуществляется на каждого ребенка.
Заявление о назначении ежемесячной выплаты подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты (далее по тексту-уполномоченный орган):
- лично по месту жительства (пребывания). В случае отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания) заявление может быть подано по месту фактического проживания, в случае если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
- через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; - в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее по тексту - единый портал Г осу слуг), а также с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
- посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.
Подача заявления посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность заявителя установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи.
Заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность сведений, указанных в заявлении, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:
- пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления
- денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии).
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления 1/12 (одной двенадцатой) суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ы результате проверки прокурором установлено, что ФИО1 в настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части 2231 в должности техника, подала заявление о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, на ребенка - ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которое зарегистрировано в Управлении социальной защиты населения в Центральном внутригородском районе города Сочи за №.
На основании указанного заявления, ФИО1 на ребенка - ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была назначена и выплачивалась ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в размере 50 % величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал 2019 г., путем зачисления на указанный в заявлении лицевой счет, открытый ПАО «Сбербанк России» на имя ФИО1, в размере 5 319 руб. 50 коп., общей суммой в 80 827 руб. 72 коп.
Вместе с тем, при подаче заявления ФИО1 с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» подала в Управление социальной защиты населения в Центральном внутригородском районе города Сочи заявление о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, в графах «Место работы» и «ИНН работодателя» осознано не указала сведений о месте прохождения военной службы, а в разделе 3 указанного заявления в графе «указать сведения об иных доходах заявителя» самостоятельно проставила - «Нет», а также в разделе 4 указанного заявления в графе «заявитель или члены его семьи проходили ранее или проходят в настоящий момент военную службу, службу в иных органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью» осознано не проставила соответствующие отметки, так как в ином случае ГКУ КК - УСЗН в Центральном внутригородском районе города Сочи не назначило бы вышеуказанную выплату.
Ввиду отсутствия данных о доходах военнослужащих в открытых сегментах базы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также сокрытия ФИО1 от должностных лиц Управления социальной защиты населения в Центральном внутригородском районе города Сочи факта своего прохождения военной службы, недостоверные сведения о доходах, представленных ФИО1 уполномоченными лицами Управления социальной защиты населения в Центральном внутригородском районе города Сочи, не были выявлены и соответствующие выплаты на сумму не менее 80 827 руб. 72 коп., были назначены и произведены на лицевой счет, открытый ПАО «Сбербанк России» на имя ФИО1
Вместе с тем, ФИО1 в заявлении не указано о начисленном ФГКУ «ЦКС им. Ф.Э. Дзержинского» денежном довольствии, как военнослужащему войсковой части 2231.
Так, согласно справкам о доходах и суммах налога физического лица, общая сумма дохода ФИО1 по основному месту работы за декабрь 2018 года - август 2019 года составила 249 658, 11 руб., за сентябрь 2019 - ноябрь 2019 года составила 145 340,86 руб., в соответствии со справкой о доходах и суммах налога физических лиц от ДД.ММ.ГГГГ за 2020 год общая сумма дохода составила 566 671,85 рублей, за 2021 год - 642 155, 44 руб., за 2022 год - 745 785,04 руб., т.е. за 1 месяц - 62 148 руб. 75 коп., с учетом состава семьи 3 человека на одного члена семьи - 20 716 руб. 25 коп., что превышает установленный размер прожиточного минимума, в Краснодарском крае на дату обращения (в Краснодарском крае размер величины прожиточного минимума на душу населения в II квартал 2019 г. составлял 11 107 руб.).
Согласно сведениям о доходах установлено превышение дохода, дающего право на получение ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в связи с чем, в отношении ФИО1 образовалась переплата ежемесячной денежной выплаты, в сумме 80 827 руб. 72 коп., что подтверждается сообщением ГКУ КК - УСЗН в Центральном внутригородском районе города Сочи от О ДД.ММ.ГГГГ№.2ДД.ММ.ГГГГ.2852/23.
Таким образом, суд соглашается с доводами прокурора, что ФИО1 и члены её семьи не являются нуждающимися в ежемесячной выплате, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении», поскольку среднедушевой ежемесячный доход семьи превышает прожиточный минимум, установленный в Краснодарскому крае на II квартал 2019 г.
Следовательно, ФИО1 незаконно получены средства бюджета Российской Федерации, предназначенные законодательством для социального обеспечения населения, на общую сумму 80 827 руб. 72 коп., чем причинен ущерб государству на указанную сумму при производстве выплат пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными актами.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, суд соглашается с доводами прокурора, и полагает законными требования о взыскании с ответчика суммы в размере 80 827,72 руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика, в виду удовлетворения исковых требований подлежит взысканию госпошлина в пользу соответствующего бюджета.
Ответчик до вынесения решения суда заявил суду о применении срока исковой давности.
В силу п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Статьей 191 названного кодекса предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Как следует из пояснений прокурора, участвующего в судебном заседании и материалов дела, о нарушении закона ответчиком, прокурору стало известно в период проверки, проводимой с августа по октябрь 2022 года.
Следовательно, прокурору о нарушении закона стало известно в указанный период, тогда как иск подан в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности.
Таким образом суд приходит к выводам, что оснований для применения срока исковой давности не имеется.
Доводы ответчика относительно, отсутствия оснований для удовлетворения иска, являются неправильным толкованием норм закона и полностью опровергаются представленными доказательствами и установленными судом обстоятельствами.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Военного прокурора Сочинского гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Краснодарского края к ФИО1 (паспорт 03 <данные изъяты>) о взыскании имущественного ущерба, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 причиненный имущественный ущерб в пользу Российской Федерации в лице Министерства труда и социального развития Краснодарского края в размере 80 827,72 руб.
Взыскать с ФИО1 в пользу соответствующего бюджета госпошлину в размере 2 624,83 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, через Центральный районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15.09.2023.
Судья