ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5203/2012 от 20.08.2012 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 августа 2012 года Дело № 2-5203/2012

Абаканский городской суд Республики Хакасия,

В составе председательствующего судьи Царевой Е.А.,

При секретаре Яковлевой Н.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора <данные изъяты>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействий Правительства <данные изъяты> по неопубликованию Лесного плана

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <данные изъяты> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц об оспариванию бездействий Правительства <данные изъяты> по неопубликованию Лесного плана.

В ходе судебного заседания прокурор Васичкина О.А., требования поддержала, суду пояснила, что в соответствии со ст.ст. 85, 86 Лесного Кодекса РФ Лесной план является документом лесного планирования субъекта РФ, определяющего также мероприятия по осуществлению планирования освоения лесов и зоны такого освоения, которые рассчитаны на неоднократное применение и обязательны для исполнения определенным кругом лиц. Лесной план РХ утвержден Распоряжением Председателя Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение требований Конституции РФ и статьи 6 Закона РХ от 05.12.2005 №87-ЗРХ «О нормативных правовых актах РХ», названное Распоряжение Председателя Правительства <данные изъяты> не было опубликовано, соответственно, не подлежит применению. По мнению Прокурора <данные изъяты> Лесной план подлежит опубликованию, поскольку является нормативным правовым актом, поскольку по своему содержанию затрагивает права и обязанности неопределенного круга лиц.

Прокурор Васичкина О.А. просит суд признать бездействия Правительства <данные изъяты> по неопубликованию Распоряжения Председателя Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Лесного плана <данные изъяты>» незаконным. Обязать Правительство <данные изъяты> опубликовать в бюллетене «Вестник Хакасии» Распоряжение Председателя Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении Лесного плана <данные изъяты>».

Представитель Правительства <данные изъяты> ФИО2 и представители Государственного комитета по лесу <данные изъяты> ФИО3 и ФИО4, действующие на основании доверенностей, требования Прокурора <данные изъяты> не признали, суду пояснили, что в соответствии со ст.ст. 85, 86 Лесного Кодекса РФ прямо предусмотрено утверждение Лесного плана распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, который в соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 15.02.2007 №1-ЗРХ «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия» не является органом исполнительной власти, наделенных правом принимать нормативные правовые акты. Кроме того, представители заинтересованных лиц суду пояснили, что из содержания Лесного плана и из его предназначения следует, что он является собирательным документом и используется только узким кругом лиц – специалистов Государственного комитета по лесу <данные изъяты>.

Поскольку Распоряжение Председателя Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Лесного плана <данные изъяты>» не является нормативным правовым актом, представители Правительства <данные изъяты> и Государственного комитета по лесу <данные изъяты> просили в удовлетворении требований Прокурору <данные изъяты> отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит требования Прокурора <данные изъяты> не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено в ходе судебного заседания Распоряжением Председателя Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Лесного плана <данные изъяты>» был утвержден Лесной план <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ Председателю Государственного комитета по лесу <данные изъяты> Первым заместителем Прокурора <данные изъяты>ФИО1 было вынесено представление, в котором указано, что при осуществлении надзора за соблюдением лесного законодательства на территории республики выявлено нарушение Государственным комитетом по лесу <данные изъяты> лесного законодательства в части применения не вступившего в законную силу регионального нормативного правового акта Лесного плана <данные изъяты>, не прошедшего государственную экологическую экспертизы и не опубликованного в установленном законом порядке. Поскольку Лесной план <данные изъяты> является нормативным правовым актом, предусматривающим хозяйственную деятельность в лесах, он должен пройти государственную экологическую экспертизу. В связи с чем, Государственному комитету по лесу <данные изъяты> было предложено безотлагательно рассмотреть представление и принять исчерпывающие меры по устранению нарушений лесного законодательства, причин и условий им способствовавших, недопущении подобных нарушений впредь.

Кроме этого, ДД.ММ.ГГГГ Прокурор <данные изъяты> обратился к Главе Республики <данные изъяты> – Председателю Правительства <данные изъяты> с письмом аналогичного содержания, в котором изложено предложение о рассмотрении вопроса о приведении Лесного плана <данные изъяты> в соответствии с требованиями федерального законодательства и принять меры к его опубликованию.

Государственный комитет по лесу <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ известил Прокурора <данные изъяты> о результатах рассмотрения представления путем направления заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Лесной план <данные изъяты> получил положительное заключение Федерального агентства лесного хозяйства и только потом был утвержден Распоряжением Председателя Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которое не является нормативным правовым актом, соответственно, не подлежит опубликованию.

Глава Республики Хакасия Председатель Правительства <данные изъяты> направил Прокурору <данные изъяты> сообщение, в котором также указано, что Распоряжение Председателя Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ не является нормативным правовым актом, а, следовательно, не требует официального опубликования и экологической экспертизы его проекта.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по разработке и утверждению лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации (ч.3 ст. 85 Лесного кодекса РФ), в котором определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения (ч.1 ст. 86 Лесного кодекса РФ).

Лесные планы субъектов Российской Федерации, предусмотренных частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьями 85 и 86 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").

Приказом Рослесхоза от 05.10.2011 N 423 утверждена типовая форма и состав лесного плана субъекта Российской Федерации, порядок его подготовки.

Таким образом, Лесной план - это документ, собравший в себе информацию о состоянию лесов на данный момент и прогнозах их будущего использования с оценкой воздействия тех или иных видов использования лесов на их состояние, необходимую для принятия соответствующих решений уполномоченными исполнительными органами государственной власти <данные изъяты> и Российской Федерации. Он не содержит правила поведения, которые имеют непосредственное действие для неограниченного круга лиц.

Частью 3 ст. 86 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесной план субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с ч.1 ст. 22 Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.

Частью 5 ст. 2 Лесного Кодекса РФ предусмотрено, что на основании и во исполнение этого Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

Глава <данные изъяты> - Председатель Правительства <данные изъяты> в соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия от 15.02.2007 № 1-ЗРХ «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия» не входит в систему органов исполнительной власти, соответственно, не имеет полномочий принимать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

Исходя из этого, принимая во внимание то, что Лесным кодексом РФ предусмотрено утверждение Лесного плана субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта, который в свою очередь не является органом исполнительной власти, наделенным правом издавать нормативные правовые акты в области лесных правоотношений, суд делает вывод о том, что распоряжение Председателя Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Лесного плана <данные изъяты>» не является нормативный правовым актом, подлежащим официальному опубликованию.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что Лесной план не устанавливает общеобязательных правил для неопределенного круга лиц, а содержит показатели использования лесов, основанных на правовых нормах, установленных Лесным кодексом и нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, принятыми в соответствии со ст. 15, 81 Лесного кодекса РФ, и направленных на определение перечня наиболее эффективных примерных мероприятий использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, целевых показателей эффективности выполнения этих мероприятий, мероприятия и показатели, установленные в лесном плане <данные изъяты>, обязательны для выполнения лишь государственными органами <данные изъяты> и органами местного самоуправления в <данные изъяты> в процессе принятия решений о предоставлении конкретных лесных участков, в том числе проведении государственной (муниципальной) экспертизы проектов освоения лесов в качестве справочной информации, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Прокурора <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Прокурора <данные изъяты>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействий Правительства <данные изъяты> по неопубликованию Лесного плана ОСТАВИТЬ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение месяца дней со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения протеста.

Председательствующий: Е.А. ЦАРЕВА

Мотивированное решение изготовлено 28.08.2012

Судья : Царева Е.А.