Дело №
УИД:23RS0№-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
27 сентября 2023 года город Сочи
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Воронковой А.К.,
при секретаре судебного заседания Кишинской А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в здании Центрального районного суда г. Сочи, гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Сочинского гарнизона в интересах Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Краснодарского края к ФИО1 о возмещении причиненного ущерба,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просит суд: взыскать с ФИО1 в пользу Российской Федерации в лице Министерства труда и социального развития Краснодарского края причиненный ущерб в размере 123 664,37 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что Военной прокуратурой Сочинского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Сочинского гарнизона требований законодательства о сохранности государственной собственности при организации производства выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении». Установлено, что ФИО1 в настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части 2231 в воинском звании «прапорщик», в должности техника 5 отделения материально- технического обеспечения, подала заявление о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, на ребенка - ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которое зарегистрировано в Управлении социальной защиты населения в Центральном внутригородском районе города Сочи за №. На основании указанного заявления, ФИО1 на ребенка - ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была назначена и выплачивалась ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в размере 50 % величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал 2019 г., путем зачисления на указанный в заявлении лицевой счет, открытый ПАО «Сбербанк России» на имя ФИО1, в размере 5 319,50 рублей, общей суммой в 123 664,37 рубля. При подаче заявления ФИО1 с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» подала в Управление социальной защиты населения в Центральном внутригородском районе города Сочи заявление о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, в графах «Место работы» и «ИНН работодателя» осознано не указала необходимые сведений о прохождении военной службы, а в разделе 3 указанного заявления в графе «указать сведения об иных доходах заявителя» самостоятельно проставила - «нет», а также в разделе 4 указанного заявления в графе «заявитель или члены его семьи проходили ранее или проходят в настоящий момент военную службу, службу в иных органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью» осознано не проставила соответствующие отметки, так как в ином случае ГКУ КК - УСЗН в Центральном внутригородском районе города Сочи не назначило бы вышеуказанную выплату. Ввиду отсутствия данных о доходах военнослужащих в открытых сегментах базы Пенсионного фонда Российской Федерации, сокрытия ФИО1 от должностных лиц Управления социальной защиты населения в Центральном внутригородском районе города Сочи факта прохождения военной службы, недостоверные сведения о доходах, представленных ФИО1 уполномоченными лицами Управления социальной защиты населения в Центральном внутригородском районе города Сочи не были выявлены и соответствующие выплаты на сумму не менее 123 664,37 рубля, были назначены и произведены на лицевой счет, открытый ПАО «Сбербанк России» на имя ФИО1 Также, ФИО1 в заявлении не указано о начисленном ФГКУ «ЦКС им. Ф.Э. Дзержинского» денежном довольствии, как военнослужащему войсковой части 2231. Согласно справкам о доходах и суммах налога физического лица, общая сумма дохода ФИО1 по основному месту работы за май - декабрь 2019 года составила 407 132,6 рубля, за 2020 год - 574 729,18 рублей, за 2021 год - 634 979,45 рублей, за 2022 год - 733 700,00 рублей, то есть за 1 месяц - 44 356,00 рублей, с учетом состава семьи 3 человека на одного члена семьи - 14 785,33 рублей, что превышает установленный размер прожиточного минимума в Краснодарском крае на дату обращения (в Краснодарском крае размер величины прожиточного минимума на душу населения во II квартале 2019 года составлял 11 107,00 рублей). Согласно сведениям о доходах установлено превышение дохода, дающего право на получение ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в связи с чем, в отношении ФИО1 образовалась переплата ежемесячной денежной выплаты в размере 123 664,37 рубля, что подтверждается сообщением ГКУ КК - УСЗН в Центральном внутригородском районе города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№.2ДД.ММ.ГГГГ.2852/23. ФИО1 и члены ее семьи не являются нуждающимися в ежемесячной выплате, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Таким образом, ФИО1 незаконно получены средства бюджета Российской Федерации, предназначенные законодательством для социального обеспечения населения на общую сумму 123 664,37 рубля, чем причинен ущерб государству на указанную сумму при производстве выплат пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными актами. По этим основаниям, подробно изложенным в адресованном суду исковом заявлении, истец просит суд удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании помощник военного прокурора Сочинского гарнизона ФИО3 иск поддержал, на удовлетворении исковых требований настаивал.
В судебном заседании ответчик ФИО1 требования иска признала в полном объеме.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Краснодарского края не явился, ранее представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и принять законное и обоснованное решение по делу.
Согласно ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может служить препятствием для рассмотрения судом данного спора по существу в отсутствие данного лица.
При данных обстоятельствах суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ принял решение о рассмотрении гражданского дела при данной явке сторон.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ было предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно предоставлялась в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышал величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно», принятого во исполнение Указа №, право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, имеющего гражданство Российской Федерации, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Краснодарском крае в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В целях реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» принят Закон Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О ежемесячном пособии в связи с рождением и воспитанием ребенка и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Краснодарского края», устанавливающий ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка.
В силу ч. 3 ст. 12 Закона №-КЗ право на получение назначенной ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом №-КЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона №-КЗ) сохраняется за гражданами до окончания периода, на который были назначены указанные выплаты, или до назначения данным гражданам ежемесячного пособия и реализуется в порядке и на условиях, действовавших до дня вступления в силу Закона №-КЗ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Военной прокуратурой Сочинского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Сочинского гарнизона требований законодательства о сохранности государственной собственности при организации производства выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».
ДД.ММ.ГГГГФИО1 подала заявление о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на ребенка ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в возрасте от 3 до 7 лет включительно, которое зарегистрировано в Управлении социальной защиты населения в Центральном внутригородском районе города Сочи за №.
Управлением социальной защиты населения в Центральном внутригородском районе г. Сочи на основании указанного заявления, ФИО1 была предоставлена ежемесячная выплата в рамках Закона №-КЗ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 319,50 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 557,00 рублей, в общей сумме 123 664, 37 рубля.
В соответствии с пунктами 1-7, подпунктом «в» пункта 9, пунктами 11, 14, подпунктами «б» и «ж» пункта 21, пунктами 22 и 26 Требований, настоящие основные требования применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты; если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации. Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации.
Ежемесячная выплата предоставляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ, до достижения ребенком возраста 8 лет. Ежемесячная выплата предоставляется в 2020 г. за прошедший период, начиная со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Начиная с 2021 г. ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее 6 мес. с этого дня. В остальных случаях ежемесячная выплата осуществляется со дня обращения за ее назначением. В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно ежемесячная выплата осуществляется на каждого ребенка.
Заявление о назначении ежемесячной выплаты подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты (далее по тексту - уполномоченный орган): лично по месту жительства (пребывания). В случае отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания) заявление может быть подано по месту фактического проживания, в случае если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.
Подача заявления посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность заявителя установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи. Заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность сведений, указанных в заявлении, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 21 основных требований при расчете среднедушевого дохода семьи учитывался, в том числе: 1) доход в виде денежного довольствия (денежного содержания) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью; 2) дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии). Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административным регламентом предоставления государственной услуги по предоставлению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденным приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 30.11. 2021 №, предусмотрено, что предоставление государственной услуги по назначению и перечислению ежемесячной денежной выплаты осуществляется управлениями социальной защиты населения.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 в настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части 2231 в воинском звании «прапорщик», в должности техника 5 отделения материально- технического обеспечения.
При подаче заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, ФИО1 в графах «место работы» и «ИНН работодателя» не указала необходимые сведения о прохождении военной службы, а в разделе 3 указанного заявления в графе «указать сведения об иных доходах заявителя» самостоятельно проставила «нет», также в разделе 4 указанного заявления в графе «заявитель или члены его семьи проходили ранее или проходят в настоящий момент военную службу, службу в иных органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью» не проставила соответствующие отметки.
Кроме того, в заявлении ФИО1 не указано о начисленном ФГКУ «ЦКС им. Ф.Э. Дзержинского» денежном довольствии, как военнослужащему войсковой части 2231.
Согласно справкам о доходах и суммах налога физического лица, общая сумма дохода ФИО1 по основному месту работы за май - декабрь 2019 года составила 407 132,6 рубля, за 2020 год - 574 729,18 рублей, за 2021 год - 634 979,45 рублей, за 2022 год - 733 700,00 рублей, то есть за 1 месяц - 44 356,00 рублей, с учетом состава семьи 3 человека на одного члена семьи - 14 785,33 рублей, что превышает установленный размер прожиточного минимума в Краснодарском крае на дату обращения с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае» установлена величина прожиточного минимума в Краснодарском крае за II квартал 2019 года в расчете на душу населения - 11 107 рублей.
Согласно сведениям о доходах ФИО1 установлено превышение дохода, дающего право на получение ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в связи с чем, в отношении ФИО1 образовалась переплата ежемесячной денежной выплаты в размере 123 664,37 рубля, что подтверждается сообщением ГКУ КК - УСЗН в Центральном внутригородском районе города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№.2ДД.ММ.ГГГГ.2852/23.
С учетом изложенного, ФИО1 и члены ее семьи не являются нуждающимися в ежемесячной выплате, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Ввиду отсутствия данных о доходах военнослужащих в открытых сегментах базы Пенсионного фонда Российской Федерации, сокрытия ФИО1 от должностных лиц УСЗН в Центральном внутригородском районе города Сочи факта прохождения военной службы, недостоверные сведения о доходах, представленных ФИО1, уполномоченными лицами УСЗН в Центральном внутригородском районе города Сочи не были выявлены и соответствующие выплаты на сумму не менее 123 664,37 рубля, были назначены и произведены на лицевой счет, открытый ПАО «Сбербанк России» на имя ФИО1
Таким образом, ФИО1 незаконно получены средства бюджета Российской Федерации, предназначенные законодательством для социального обеспечения населения на общую сумму 123 664,37 рубля, чем причинен ущерб государству на указанную сумму при производстве выплат пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными актами.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В судебном заседании ответчик исковые требования признала в полном объеме.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах суд признает требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту неопределенного круга лиц.
Поскольку прокурор при подаче настоящего иска в суд на основании указанной нормы закона от уплаты государственной пошлины освобожден, следовательно, с ответчика ФИО1 надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 руб. в доход местного бюджета.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора Сочинского гарнизона в интересах Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Краснодарского края к ФИО1 о возмещении причиненного ущерба - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Российской Федерации в лице Министерства труда и социального развития Краснодарского края причиненный ущерб в размере 123 664,37 руб.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
Мотивированное решение изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.К. Воронкова