Административное дело № 2а-695/2023 (2-5228/2022;)
УИД: 47RS0005-01-2022-005203-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 апреля 2023 года г. Выборг
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гришина Д. Ю.,
при секретаре Сивак Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Ростовцевой Анны Алексеевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Ленинградской области о признании незаконным исключение юридического лица ДНП "Березовка" из единого государственного реестра юридических лиц, о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ДНП "Березовка",
УСТАНОВИЛ:
административный истец Ростовцева Анна Алексеевна обратилась в Выборгский городской суд Ленинградской области с уточненным административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Ленинградской области о признании незаконным исключение юридического лица ДНП "Березовка" из единого государственного реестра юридических лиц, о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ДНП "Березовка".
В обоснование административного иска административный истец Ростовцева А.А. указала, что 25.03.2022 Ростовцева А.А. обратилась в МО «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области с заявлением о присвоении милицейского/почтового адреса жилому дому с кадастровым номером №, построенному на земельном участке с кадастровым номером №; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства.
Постановлением администрации МО «Колтушское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 31.03.2022 № земельному участку с кадастровым номером № и жилому дому с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, присвоены следующие адреса: <адрес>, и <адрес>
Ранее, в 2016 году при приобретении вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером № в документах значился следующий адрес: <адрес>
В связи с чем, Ростовцева А.А. обратилась за разъяснениями в администрацию МО «Колтушского сельского поселения» Всеволожского муниципального района <адрес>.
Согласно разъяснениям администрации МО «Колтушского сельского поселения» Всеволожского муниципального района Ленинградской области следует, что принадлежащий Ростовцевой А.А. земельный участок находится в границах ДНП «Березовка», проект планировки которого был утвержден Постановлением МО «Разметелевское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области № от 26.09.2013 г., а также разъяснено каким образом можно ознакомиться с документацией по организации и застройки территории дачного некоммерческого партнерства «Березовка», расположенного на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства).
С целью подачи заявления о вступлении в указанное ДНП и узнать его юридических адрес и информацию о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, Ростовцева А.А., обратилась к сведениям ЕГРЮЛ, из которых узнала, что ДНП «Березовка» (ИНН 4703125667; ОГРН: 1124703000069) было ликвидировано 01.06.2020 на основании Протокола внеочередного общего собрания членов юридического лица от 15.04.2020 года.
После получения информации о ликвидации ДНП «Березовка» 30.04.2022 Ростовцевой А.А. организовано собрание собственников земельных участков, расположенных в утвержденных границах ДНП «Березовка», сообщила им полученную информацию, в ходе которого узнала, что собственники земельных участков, расположенных в ДНП «Березовка» не принимали участие во внеочередном общем собрании членов ДНП от 15.04.2020 и им неизвестно о лицах, принявших участие в собрании, на котором был решен вопрос о ликвидации ДНП «Березовка».
Таким образом, по мнению административного истца, решение внеочередного собрания членов ДНП «Березовка» от 15.04.2020 принято незаконным составом.
Однако, 01.06.2020 регистрирующий орган - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Ленинградской области внес запись в ЕГРЮЛ № об исключении юридического лица (ДНП «Березка») из ЕГРЮЛ, без проведения проверки законности принятия решения о ликвидации юридического лица.
Кроме того, при ликвидации указанного ДНП остались вопросы имущественного характера, которые не были разрешены, в том числе о передаче на безвозмездной основе в общую долевую собственность собственников садовых земельных участков недвижимого имущество общего пользования.
В связи с изложенным выше, административный истец просит признать незаконным ликвидацию юридического лица ДНП «Березовка» ИНН 4703125667, ОГРН 1124703000069, признать недействительным запись № от 11.06.2020 в Едином государственном реестре юридических лиц о ликвидации ДНП «Березовка» ИНН 4703125667, ОГРН 1124703000069.
В судебное заседание административный истец Ростовцева Анна Алексеевна, будучи надлежащим образом извещенным о дате, месте и времени судебного разбирательства, не явился, направил своего представителя по доверенности Чуйко О.А., которая поддержала уточненные административные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в уточненном административном иске.
Административный ответчик Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Ленинградской области и заинтересованное лицо Абдал Елена Игоревна, извещенные о дате, месте и времени проведения судебного разбирательства по настоящему спору надлежащим образом, не явились, ходатайств об отложении не представили, представителей не направили, ранее представили в материалы дела возражения на административный иск, в которых указали на необоснованность заявленных требований административного иска, в связи с чем просили в удовлетворении административных исковых требования Ростовцевой А.А. отказать.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав мнение представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2).
В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно положениям ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся с административным иском в суд возлагается обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; а также соблюдение сроков обращения в суд.
Суд полагает, что рассматриваемый административный иск не является коллективным, в связи с его несоответствием требования ст. 42 КАС РФ. Представленный в качестве приложения к административному иску список лиц, с указанием их персональных данных, номеров земельных участков, находящихся в их собственности (т. 1 л.д. 8-11) не представляет собой выражения воли указанных лиц о присоединение к требованиям, указанным в административном иске. При этом, административный иск подписан только административным истцом Ростовцевой А.А. В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что рассматриваемый административный иск подан в защиту прав и законных интересов только Ростовцевой А.А.
Вопросы государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В соответствии с ч. 1 ст. 1 названного Федерального закона, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При рассмотрении требования о признании незаконным ликвидации юридического лица, проверке подлежит решение регистрирующего органа на предмет соответствия его нормам ФЗ № № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Как усматривается из материалов дела Административный истец Ростовцева А.А. на основании договора купли-продажи земельного участка № от 10.06.2016 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
В связи с чем, Ростовцева А.А. обратилась за разъяснениями в администрацию МО «Колтушского сельского поселения» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Согласно разъяснениям администрации МО «Колтушского сельского поселения» Всеволожского муниципального района Ленинградской области следует, что принадлежащий Ростовцевой А.А. земельный участок находится в границах ДНП «Березовка», проект планировки которого был утвержден Постановлением МО «Разметелевское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области № от 26.09.2013, а также разъяснено, каким образом можно ознакомиться с документацией по организации и застройки территории дачного некоммерческого партнерства «Березовка», расположенного на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес> (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства).
10.12.2019 на внеочередном общем собрании членов ДНП «Березовка» было принято решение о добровольной ликвидации юридического лица и назначении ликвидационной комиссии.
Соответствующее сообщение опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от 20.12.2019.
Порядок ликвидации юридического лица регламентируется ст. 61-65 ГК РФ, главой VII ФЗ № № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ФЗ № 127-ФЗ от 26.10.2022 «О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
В силу п. 3 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 1). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 3).
Каких-либо требований имущественного характера административный истец и члены ДНП «Березовка» в указанный двухмесячный срок не предъявили.
При этом, в силу п. 8 ст. 22 ФЗ 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Согласно п. 4 ст. 21.1 ФЗ РФ № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц должны быть направлены мотивированные заявления в регистрирующий орган в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
Регистрирующий орган, как следует из п. 4.1 ст. 9 № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения.
В силу п. 4.2 ст. 9 ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.
Таких возражений в регистрирующий орган – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Ленинградской области, направлено не было, доказательств обратно в материалы дела не представлено, следовательно, оснований сомневаться в достоверности представленных на регистрацию документов о ликвидации юридического лица от ДНП «Березовка» у административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Ленинградской области не имелось.
Кроме того, доказательств о том, что решение внеочередного общего собрания членов ДНП «Березовка» от 10.12.2019, по итогам которого было принято решение о добровольной ликвидации юридического лица и назначении ликвидационной комиссии, признано недействительным в материалах дела не имеется.
Доводы административного истца о наличии вопросов имущественного характера при ликвидации ДНП «Березовка» суд отклоняет, так как истец не являлась членом ликвидированного ДНП «Березовка», в силу чего, не могла быть его кредитором. Доказательств, подтверждающих наличие кредиторской задолженности ДНП «Березовка» перед Ростовцевой А.А. по иным основаниям в материалы дела административным истцом не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что порядок исключения ДНП «Березовка» из Единого государственного реестра юридических лиц административным ответчиком Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Ленинградской области соблюден.
Доказательств нарушения каких-либо прав и законных интересов Ростовцевой А.А. при проведении процедуры ликвидации и внесении сведений в ЕГРЮЛ в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования административного истца не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 175, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Ростовцевой Анны Алексеевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Ленинградской области, о признании незаконным исключение юридического лица ДНП "Березовка" из Единого государственного реестра юридических лиц, о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о ликвидации ДНП "Березовка" отказать.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Судья: Д.Ю. Гришин
Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 07.04.2023.