Дело № год
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> «23» июля 2021 года.
Гурьевский городской суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Метелица Е.В.,
при секретаре Лимановой Т.В.,
с участием:
представителя истца – помощника Гурьевского межрайонного прокурора Черногаевой Е.А.,
ответчика К.О.А.,
представителя ответчика К.О.А. – Б.К.Г., действующего на основании письменного заявления. В соответствии с ч.6 ст.53 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гурьевского межрайонного прокурора в защиту прав муниципального образования Гурьевский муниципальный округ к К.О.А. о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Гурьевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав муниципального образования Гурьевский муниципальный округ к К.О.А. о взыскании неосновательного обогащения.
Просит суд взыскать с К.О.А.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения в доход бюджета муниципального образования Гурьевский муниципальный округ неосновательное обогащение в размере <данные изъяты>.
Свои требования мотивирует тем, что в январе 2021 года межрайонной прокуратурой была проведена проверка законности осуществления администрацией Гурьевского муниципального округа в 2019-2020 годах выплаты денежных вознаграждений (премий) государственным гражданским служащим финансового управления Гурьевского муниципального округа – территориального органа Министерства финансов Кузбасса.
Проведенной проверкой установлено, что в 2019-202 годах на основании постановлений главы Гурьевского муниципального округа: от ДД.ММ.ГГГГ (постановление №), ДД.ММ.ГГГГ (постановление №), ДД.ММ.ГГГГ (постановление №), ДД.ММ.ГГГГ (постановление №), ДД.ММ.ГГГГ (постановление №), ДД.ММ.ГГГГ (постановление №), ДД.ММ.ГГГГ (постановление №), ДД.ММ.ГГГГ (постановление №), ДД.ММ.ГГГГ (постановление №), из бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования «Гурьевский муниципальный район (округ)», по целевой статье - финансовое обеспечение наградной системы в рамках муниципальной программы «Эффективная власть Гурьевского муниципального района (Округа)», незаконно выплачены денежные премии работнику финансового управления Гурьевского муниципального округа- органа Министерства финансов Кузбасса – К.О.А., являющейся государственным гражданским служащим <адрес>, в общем размере <данные изъяты>.
Выплаты в виде денежных премий работнику финансового управления, являющемуся государственным гражданским служащим <адрес>, произведенные на основании вышеуказанных постановлений администрации Гурьевского муниципального района (округа), осуществлялись вопреки требованиям действующего законодательства.
В связи, с чем в адрес главы Гурьевского муниципального округа и начальнику финансового управления ДД.ММ.ГГГГ внесены представления.
Главой Гурьевского муниципального округа представление рассмотрено, признано обоснованным и законным, о чем в адрес прокурора направлен ответ.
Начальником финансового управления требования не удовлетворены, деньги в бюджет не возвращены.
ДД.ММ.ГГГГ опротестованы все вышеперечисленные правовые акты администрации Гурьевского муниципального округа о премировании государственных гражданских служащих финансового управления, которые главой Гурьевского муниципального округа рассмотрены и удовлетворены – муниципальные правовые акты в части премирования государственных гражданских служащих финансового управления, в том числе К.О.А. отменены.
Между тем, согласно информации главы Гурьевского муниципального округа Ч.С.А. от ДД.ММ.ГГГГ года № бывшим работником финансового управления – государственным служащим кемеровской области К.О.А. не возвращены в местный бюджет выплаченные ей в виде денежный премий <данные изъяты>.
К.О.А. занимала должность государственной гражданской службы <адрес>, в силу должностного положения понимала и осознавала, что вышеуказанные выплаты денежных премий за счет бюджета муниципального образования «Гурьевский муниципальный район (округ)» являются неправомерными, вследствие положений Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации; Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Таким образом, вследствие незаконного начисления и выплаты начальнику финансового управления Гурьевского муниципального округа премий бюджету муниципального образования «Гурьевский муниципальный округ» причинен ущерб в размере 162146 рублей.
В судебном заседании представитель истца помощник Гурьевского межрайонного прокурора Черногаева Е.А., на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик К.О.А. и ее представитель Б.К.Г., в судебном заседании возражали против заявленных требований, считали их необоснованными, и не подлежащими удовлетворению, так как, по мнению ответчика, истец не представил в материалы дела доказательства того, что денежные выплаты (подарки) были переданы ответчику в связи с выполнением им служебных (должностных обязанностей. Считают, что выплаченные ответчице К.О.А. денежные суммы, не подлежат возврату согласно п.4 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства. Администрации Гурьевского муниципального округа было известно об отсутствии обязательства, во исполнение которого производились денежные выплаты, передавались подарки ответчице.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о финансовом управлении по <адрес>, утвержденному приказом Главного финансового управления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, финансовое управление по <адрес> являлось территориальным органом главного финансового управления <адрес>.
Согласно пункту 1.5 настоящего Положения, работники финансового управления, должности которых внесены в Реестр должностей государственной гражданской службы <адрес>, являются государственными гражданскими служащими <адрес>.
Пунктом 1.7 Положения установлено, что финансовое управление обладает правами юридического лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной Гурьевской межрайонной прокуратурой, исполнения органами местного самоуправленияГурьевского муниципального района (округа) требований бюджетного законодательства была установлена незаконная выплата за счет бюджетных средств МО «Гурьевский муниципальный район (округ)» начальнику финансового управления Гурьевского муниципального округа К.О.А. премий: ДД.ММ.ГГГГ (постановление №), ДД.ММ.ГГГГ (постановление №), ДД.ММ.ГГГГ (постановление №), ДД.ММ.ГГГГ (постановление №), ДД.ММ.ГГГГ (постановление №), ДД.ММ.ГГГГ (постановление №), ДД.ММ.ГГГГ (постановление №), ДД.ММ.ГГГГ (постановление №), ДД.ММ.ГГГГ (постановление №).
Начальнику финансового управления Гурьевского муниципального округа К.О.А. было внесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений закона (л.д.7-9).
Согласно ответу начальника финансового управления <адрес>К.О.А. от ДД.ММ.ГГГГ№, представление прокурора о нарушении бюджетного законодательства рассмотрено, каких-либо нарушений закона со стороны сотрудников финансового управления <адрес>, не установлено, а выводы, изложенные в представлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным документам (л.д.10-12).
ДД.ММ.ГГГГ опротестованы все вышеуказанные правовые акты администрации Гурьевского муниципального района (округа) о премировании гражданских служащих финансового управления, которые рассмотрены и удовлетворены – муниципальные правовые акты в части премирования государственных гражданских служащих финансового управления, в том числе К.О.А., отменены ДД.ММ.ГГГГ (л.д., л.д.: 15-20, 21; 26-31, 32;35-40, 41; 45-50, 51; 54-59, 60; 64-69, 70; 73-78, 79; 82087, 88; 92-97, 98).
Согласно информации и.о. главы Гурьевского муниципального округа А.С.Л. от ДД.ММ.ГГГГ№, бывшим работником финансового управления – государственным гражданским служащим <адрес>К.О.А. не возвращены в местный бюджет выплаченные ей в виде денежных премий 162146рублей (л.д.101).
В соответствии с п.7 ч.3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции», лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, не вправе получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган. Лицо, замещавшее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 7 закона <адрес> от 01.08.2005 года № 103-ОЗ «О государственных должностях <адрес> и государственной гражданской службе <адрес>», лицо, замещающее государственную должность <адрес>, обязано соблюдать ограничения, связанные с осуществлением полномочий по занимаемой государственной должности.
Таким образом, выплаты в виде денежных премий работнику финансового управления, являющемуся государственным гражданским служащим <адрес>, произведенные на основании вышеуказанных постановлений администрации Гурьевского муниципального района (Округа), осуществлены вопреки требованиям действующего законодательства.
Вследствие незаконного начисления и выплаты начальнику финансового управления «Гурьевский муниципальный округ» премий, бюджету МО «Гурьевский муниципальный округ» причинен ущерб в размере 162146 рублей.
В соответствии с ч.3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Под недобросовестностью следует понимать, прежде всего, противоправные действия или бездействие участников правоотношений. Недобросовестными могут быть граждане, которые, совершая противоправные действия или бездействие, знали, или должны были знать о характере этих действий и их последствиях.
Доводы представителя ответчика о том, что в рассматриваемом случае следует применять пункт 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с которым, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо представило имущество в целях благотворительности, суд находит неубедительными, а требования об отказе в удовлетворении иска, не обоснованными, так как они опровергаются изложенными в требовании истца основаниями.
В силу положений п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица <данные изъяты>), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
В данном случае, ответчик К.О.А., занимая должность начальника финансового управления, не могла не понимать и не осознавать, что получение денежных средств из бюджета МО «Гурьевский муниципальный округ» в связи с исполнением служебных обязанностей является законным и правомерным, исходя из установленных обстоятельств, денежные средства в размере <данные изъяты> являются неосновательным обогащением.
Учитывая, что при начислении и получении денежных средств в сумме 162146 рублей, вычитается сумма НДФЛ – 13%, с К.О.А. подлежит взысканию в пользу истца в счет неосновательного обогащения <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 103 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты>, от которой истец был освобожден на основании закона.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
Исковые требования Гурьевского межрайонного прокурора в защиту прав муниципального образования Гурьевский муниципальный округ к К.О.А. о взыскании неосновательного обогащения, удовлетворить.
Взыскать с К.О.А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> в доход бюджета муниципального образования «Гурьевский муниципальный округ» сумму неосновательного обогащения в размере <данные изъяты>).
Взыскать с К.О.А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> в доход местного бюджета госпошлину в сумме <данные изъяты>).
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Гурьевский городской суд в течение одного месяца.
Судья Е.В. Метелица.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.