ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5268/18 от 24.12.2018 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации 24 декабря 2018 года г. Ханты-Мансийск

Ханты - Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Клименко Г.А.,

при секретаре Шенбергер Л.В.,

с участием представителя истца ФИО1, действующего на основании доверенности № 33 от 19.12.2018 года; ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-5268/2018 по исковому заявлению Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры к ФИО2 о взыскании денежных средств за неотработанные дни отпуска,

установил:

Истец Департаментсоциального развития ХМАО-Югры обратился в суд с исковым заявлением к ответчику ФИО2 о взыскании денежных средств за неотработанные дни отпуска.

Требование истца мотивировано тем, что между стороны был заключен контракт о прохождении государственной гражданской службы ХМАО-Югры и замещении должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры. 20 декабря 2004 года ФИО2 был принят на работу главным специалистом отдела системных информационных технологий Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры, был заключен трудовой договор. В 2007 году ответчик переведен на должность начальника отдела системных информационных технологий Управления автоматизации и информационных технологий. Департамент социального развития ХМАО-Югры является правопреемником Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры. В 2010 году ответчик был переведен в Департамент социального развития ХМАО-Югры в связи с реорганизацией. Приказом от 07.03.2018 года ответчику предоставлена часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 29 календарных дней. Оплата отпуска произведена в полном объеме за 29 календарных дней. Приказом от 14.06.2018 года ответчику предоставлена вторая часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 календарных дней. Оплата отпуска произведена в полном объеме за 30 календарных дней. 31.07.2018 года служебный контракт с ФИО2 был расторгнут в связи с переводом гражданского служащего по его просьбе в другой государственный орган. Расторжение служебного контракта с ответчиком состоялось до окончания рабочего года, в счет которого ФИО2 получил денежные средства по начисленным авансом отпускным за ежегодный оплачиваемый отпуск. Задолженность за неотработанные дни отпуска составила 69 524 рубля 73 копейки, которые с ответчика не были удержаны, так как сумма расчета оказалось недостаточной для погашения всей задолженности. Претензия в адрес ответчика с требованием о возврате денежных средств, осталась ответчиком без удовлетворения. Истец просит взыскать с ФИО2 в пользу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры денежные средства за неотработанные дни отпуска в размере 69 524 рубля 73 копейки.

Представитель истца Департамента социального развития ХМАО-Югры ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что оснований для взыскания с него заявленной суммы за неотработанные дни отпуска не имеется. Просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Суд, заслушав представителя истца ФИО1, ответчика ФИО2, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и видно из материалов дела, с 20 декабря 2004 года ФИО2 был принят на работу главным специалистом отдела системных информационных технологий Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на основании приказа № 397-к от 24.12.2004 года. Между сторонами был заключен трудовой договор № 28-2004 20.12.2004 года.

На основании приказа от 26 ноября 2007 года № 550-к ФИО2 переведен на должность начальника отдела системных информационных технологий Управления автоматизации и информационных технологий Департаментатруда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Существенные условия трудового договора, трудовая функция и место работы истца не изменились.

В соответствии с постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 19.07.2010 года № 129 Департамент социального развития ХМАО-Югры является правопреемником Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

На основании приказа № 268-к от 06.09.2010 года ФИО2 переведен на должность начальника отдела информационных технологий и системного обеспечения Управления социальной поддержки и помощи Департамента социального развития автономного округа.

На основании приказа от 07.03.2018 года № 42-о ФИО2 предоставлена часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска, продолжительностью 29 календарных дней в период с 26.03.2018 по 23.04.2018 года за период работы с 20.12.2017 года по 19.12.2018 года.

На основании приказа от 14.06.2018 года № 150-о ответчику предоставлена вторая часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 календарных дней за период работы с 20.12.2017 по 19.12.2018 год.

Приказом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.07.2018 года с ФИО2 расторгнут служебный контракт в связи с переводом гражданского служащего по его просьбе в другой государственный орган, п.5 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

На основании приказа № 235-к от 27.07.2018 года Отделу бухгалтерского учета и отчетности Административного управления поручено произвести удержание из денежного содержания за неотработанные дни ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 21 календарного дня ФИО2

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»(далее - Закон N 79-ФЗ) установлено, что перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида относится к общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

ФИО2 в порядке перевода из Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в Департамент информационных технологий автономного округа продолжил служебные отношения.

Истец указывает, что на дату увольнения у ответчика образовалась задолженность на общую сумму 69 524 рубля 71 копейка за неотработанные дни отпуска в 2018 году.

30.07.2018 года ФИО2 представлено уведомление о том, что на дату увольнения 31.07.2018 года образовалась задолженность, возникшая в результате пересчета отпускных сумм за неотработанные дни отпуска за 2018 год на сумму 69 524 рубля 73 копейки и необходимости в срок до 31.07.2018 года вернуть сумму задолженность в кассу Департамента социального развития ХМАО-Югры.

Ознакомиться и подписать уведомление ФИО2 отказался, о чем составлен Акт 01.08.2018 года.

Согласно статье 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада и месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданском службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда государственных гражданских служащих.

В соответствии со ст. 3 Закона ХМАО - Югры от 04.04.2005 N 20-оз (ред. от 08.12.2017) «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» денежное содержание лиц, замещающих государственные должности автономного округа, состоит из:

1) ежемесячного денежного вознаграждения; 2) ежемесячного денежного поощрения; 3) ежемесячной выплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 4) ежемесячной (персональной) выплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в работе; 5) ежемесячной процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) ежемесячной надбавки по районному коэффициенту за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 7) премий за выполнение особо важных и сложных заданий; 8) премии по результатам работы за квартал, год; 9) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда; 10) иных надбавок в соответствии с федеральным законодательством.

Из анализа вышеприведенных нормативных актов следует, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска входит в денежное содержание гражданского служащего.

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной гражданской службе.

В силу статьи 73 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В статье 137 Трудового кодекса Российской Федерации законодатель определил два понятия «удержание» и «взыскание» из заработной платы работника.

В части 2 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации дан перечень случаев, при возникновении которых работодатель вправе (но не обязан) осуществить удержания, производимые для погашения денежных обязательств работника перед организацией, где он работает.

В силу абзаца 5 части 2 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель может производить удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержание за эти дни не производится, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77 или пунктами 1, 2 или 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 Кодекса.

Таким образом, федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», устанавливающий правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, не регулирует вопросы по поводу взыскания в судебном порядке с государственных гражданских служащих излишне выплаченного денежного содержания.

Понятие денежного содержания приравнивается к понятию заработной платы.

Согласно ч. 1 ст. 137 Трудового кодекса РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Удержания из заработной платы работника, согласно нормам ч. 2 ст. 137 ТК РФ, могут производиться работодателем:

- для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

- для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

- для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 ТК РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 ТК РФ);

- при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77 или п. п. 1, 2 или 4 ч. 1 ст. 81, п. п. 1, 2, 5, 6 и 7 ст. 83 ТК РФ.

Частью 3 ст. 137 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

Данный перечень является исчерпывающим, и по другим основаниям излишне выплаченная работнику заработная плата взыскана быть не может.

В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.

Согласно части 4 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса); если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Аналогичные положения предусмотрены частью 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, ограничивающей основания для взыскания заработной платы, предоставленной гражданину в качестве средства к существованию, как неосновательного обогащения, при отсутствии его недобросовестности и счетной ошибки.

Предусмотренные статьей 137 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации правовые нормы согласуются с положениями Конвенции международной организации труда от 1 июля 1949 года №95 «Относительно защиты заработной платы» (статья 8), статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обязательных для применения в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федераций, статьи 10 Трудового кодекса Российской Федерации, и содержат исчерпывающий перечень случаев, когда допускается взыскание с работника излишне выплаченной заработной платы.

Таким образом, взыскание суммы задолженности в судебном порядке с работника уволенного до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, противоречит Конвенции международной организации труда от 1 июля 1949 года №95 «Относительно защиты заработной платы» (статья 8), статье 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации излишне выплаченная работнику заработная плата (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) не может быть с него взыскана, за исключением случаев счетной ошибки; установления судом или комиссией по трудовым спорам вины работника в невыполнении норм труда или при простое; установления судом неправомерных действий работника, в результате которых работнику была излишне выплачена заработная плата.

Из анализа положений статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что взыскание в судебном порядке излишне выплаченной заработной платы (к которой относятся единовременная выплата и материальная помощь) возможно лишь в предусмотренных указанной статьей исключительных случаях.

Взыскание истцом задолженности путем удержания из денежного содержания ответчика не может быть произведено в судебном порядке, так как государственно-гражданские отношения между сторонами продолжаются; отсутствует счетная ошибка или недобросовестность со стороны ответчика.

Таким образом, законность предъявленных исковых требований к ФИО2 в материалах дела не нашла своего подтверждения, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры к ФИО2 о взыскании денежных средств за неотработанные дни отпуска, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение суда составлено и подписано составом суда 27 декабря 2018 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда подпись судьи Г.А. Клименко