ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5281/2023 от 31.01.2024 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-92/2024 (УИД 12RS0003-02-2023-005063-33)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 31 января 2024 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Юмановой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Телициной В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фирстовой Галины Леонидовны к Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», Муниципальному унитарному предприятию «Город» муниципального образования «Город Йошкар-Ола», ООО «Новопокровская» о возмещении материального ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Фирстова Г.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», Муниципальному унитарному предприятию «Город» муниципального образования «Город Йошкар-Ола», ООО «Новопокровская» о возмещении ущерба в размере стоимости восстановительного ремонта принадлежащей ей автомашины в размере 549500руб., взыскании расходов по оценке в размере 15000 руб., судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 11142,38 руб., расходов по оплате услуг кадастрового инженера в размере 3500 руб., расходов по выдаче справки в размере 467,23 руб. В обоснование требований истец указала, что <дата> по адресу: <адрес><адрес><адрес> напротив пожарной части по <адрес>, ориентир <адрес> на принадлежащий истцу автомобиль <данные изъяты>, государственный номер <номер>, упало дерево. Причиненный истцу ущерб не возмещен.

В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца Матвеева Н.В. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Городской округ Город Йошкар-Ола» по доверенности Хлебников В.И. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, признал, что дерево, падение которого причинило автомобилю истца механические повреждения, произрастает на земельном участке, обслуживание которого является обязанностью администрации городского округа «Город Йошкар-Ола». Полагал, что в действиях самого истца, оставившего автомобиль на территории, где произрастают зеленые насаждения, в условиях поднявшегося сильного ветра, имеется грубая неосторожность.

Представитель ответчика ООО «Новопокровская» Хикматова М.Р. судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указала, что общество не обслуживало по адресу: <адрес><адрес>, <адрес>.

Представитель ответчика МУП «Город» муниципального образования городского округа «Город Йошкар-Ола», третье лицо Матвеев А.А. в судебное заседание не явился, извещен.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, материал КУСП, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 15 Гражданского Кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

На основании статьи 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Ответственность за причинение вреда наступает за виновное причинение вреда, если законом не предусмотрено возмещение вреда при отсутствии причинителя.

Условиями наступления ответственности за причинение вреда являются: наступление вреда, противоправность поведение причинителя вреда; причинная связь между двумя первыми элементами и вина причинителя вреда.

Судом установлено, что истец Фирстова Г.Л. является собственником автомашины <номер>, государственный номер <номер>, что подтверждается свидетелем о регистрации транспортного средства.

<дата> принадлежащая истцу автомашина <данные изъяты> государственный номер <номер>, была оставлена на участке дороги около <адрес>.

В результате падения дерева на автомашину истца в указанный день истцу причинен материальный ущерб.

Данные обстоятельства подтверждаются материалом КУСП <номер>, в том числе рапортом УУП отдела полиции <номер> УМВД России по г. Йошкар-Оле от <дата>, актом осмотра места происшествия от <дата>, протоколом осмотра места происшествия, объяснениями водителя автомашины Матвеева А.А., фототаблицами.

В обоснование требования о взыскании с ответчиков суммы ущерба и судебных расходов истцом указано, что причиной падения дерева явилось ненадлежащее исполнение обязанностей по учету и содержанию муниципального имущества виде зеленых насаждений, в частности, дерева, расположенного на земельном участке вблизи <адрес>.

Обстоятельства причинения вреда имуществу истца, размер причиненного вреда автомобилю истца не оспорены ответчиками.

В соответствии с представленным истцом планом земельного участка, составленным кадастровым инженером Лобановым И.М., упавшее дерево располагалось на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале 12:05:0506005. Указанный земельный участок относится к земельным участкам, собственность на которые не разграничена, что подтверждается сообщением Комитета по правлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

Обстоятельство произрастания и падения дерева на территории, относящейся к ведению администрации, подтверждается пояснениями лиц, участвующих в деле.

В силу статьи 1 Федерального закона от 19 июля 1998 года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» опасное природное явление - гидрометеорологическое или гелиогеофизическое явление, которое по интенсивности развития, продолжительности или моменту возникновения может представлять угрозу жизни или здоровью граждан, а также может наносить значительный материальный ущерб.

В соответствии с подпунктом 2.3.1 «Опасные метеорологические явления» пункта 2 «Природные чрезвычайные ситуации» приказа МЧС России от 5 июля 2021 года № 429 «Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» источником чрезвычайной ситуации является в том числе очень сильный ветер при достижении скорости (при порывах) не менее 25 м/с или средней скорости не менее 20 м/с.

Согласно сведениям «Марийского Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиала ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» по данным метеостанции Йошкар-Ола <дата> максимальная скорость ветра составила 12 м/с. Данная скорость ветра относится к умеренной и не входит в критерии неблагоприятных явлений.

Доказательств наличия оснований полагать, что падение дерева было вызвано опасными явлениями природы не имеется.

Сведений и доказательств того, что дерево, упавшее на автомобиль истца, являлось ветхим, материалы дела не содержат.

По смыслу пункта 5 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест); утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа.

Пунктом 1.4 Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 ноября 2017 года № 569-VI, (далее - Правила) определено, что координацию деятельности по благоустройству и надлежащему содержанию, озеленению территории города Йошкар-Олы, освещению улиц осуществляет администрация городского округа «Город Йошкар-Ола».

В соответствии со статьей 51 Устава городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, принятого решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 27 ноября 2019 года № 21-VII (далее – Устав городского округа «Город Йошкар-Ола»), Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа «Город Йошкар-Ола», наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Марий Эл. В структуру администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» могут входить отраслевые (функциональные), территориальные органы и иные структурные подразделения. Отраслевые (функциональные), территориальные органы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» учреждаются и наделяются правами юридического лица решением городского Собрания.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 53 Устава городского округа «Город Йошкар-Ола» администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, по организации благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола» в соответствии с Правилами благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», а также организацию использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа «Город Йошкар-Ола».

Заявленный иск о возмещении ущерба вытекает из ненадлежащего исполнения обязанностей по содержанию муниципального имущества (противоправное бездействие, в результате которого причинен имущественный вред).

Правилами статьи 16 Гражданского Кодекса Российской Федерации закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ).

В силу статьи 1071 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Вместе с тем по смыслу пункта 1 статьи 125 и 1071 Гражданского Кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) органов местного самоуправления муниципального образования «Город Йошкар-Ола», за счет казны муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от имени муниципального образования в суде выступает администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» как единственный главный распорядитель бюджетных средств.

В силу пункта 10.3 Правил благоустройства уничтожение и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение, повреждение газона и естественного травяного покрова разрешаются в соответствии с пунктом 10.4 Правил благоустройства в случае проведения санитарных рубок и конструкции зеленых насаждений (а также в связи с их аварийным состоянием); при формировании крон деревьев и кустарников для придания декоративной формы, уменьшения парусности кроны.

Пунктом 10.4 указанных Правил установлено, что уничтожение, повреждение и реконструкция зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, разрешается производить при наличии согласования с комитетом экологии и природопользования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», полученного в установленном порядке.

В соответствии со статьей 16 Положения об использовании и охране зеленых насаждений на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 июня 2011 года № 279-V, функции контроля за использованием, охраной и защитой зеленых насаждений осуществляет администрация городского округа «Гор Йошкар-Ола» в лице специального уполномоченного органа по охране зеленых насаждений, под которым понимается уполномоченное главой администрации структурное подразделение администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

Таким образом, судом установлено и не отрицалось ответчиком, что вопрос по содержанию зеленых насаждений и соответственно принятию мер по недопущению чрезвычайных ситуаций, связанных с их ненадлежащим содержанием, находится в компетенции администрации.

Таким образом, надлежащим ответчиком по данному делу является муниципальное образование «Город Йошкар-Ола» в лице администрации городского округа «Город Йошкар-Ола». Причинно-следственную связь между бездействием публично-правового образования и фактом причинения ущерба является установленной, поскольку сам факт падения ветвей дерева, нуждающегося в омолаживающей обрезке ввиду разросшейся кроны, свидетельствует о бездействии органов и должностных лиц местного самоуправления.

Следовательно, ущерб подлежит возмещению с указанного ответчика.

Требования к Муниципальному унитарному предприятию «Город» муниципального образования «Город Йошкар-Ола», исходя из изложенного, удовлетворению не подлежат, поскольку МУП «Город» в соответствии с муниципальным контрактом от 09.096.2023 осуществляет вырубку лишь ветхих деревьев и кустарников, сведения о которых передаются ему Комитетом экологии и природопользования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола». В данном случае Комитет экологии и природопользования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» запрос на обследование не получал, согласование мероприятий по сносу аварийных и/или сухих насаждений не выдавал, что подтверждается ответом на запрос суда (л.д. 94).

Поскольку упавшее дерево к числу ветхих не было отнесено, обязанность по его вырубке не была возложена на Муниципальное унитарное предприятие «Город» муниципального образования «Город Йошкар-Ола».

ООО «Новопокровская» также не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не было управляющей организацией жилого дома по адресу: <адрес><адрес>, <адрес>.

Представитель ответчика Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ссылается на допущенную грубую неосторожность со стороны собственника автомашины.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1083 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

Однако доказательств тому, что собственник либо водитель автомашины допустил грубую неосторожность, которая содействовала возникновению или увеличению вреда, по делу не имеется. Доказательств тому, что в месте оставления принадлежащей истцу автомашины стоянка транспортных средств была запрещена, не имеется. Также не имеется доказательств, что Фирстова Г.Л., водитель автомашины Матвеев А.А. имели основания полагать, что дерево может упасть на автомашину.

В данном случае поддержание территории в надлежащем состоянии, которое позволяет безопасное движение и нахождение имущества, является обязанностью лица, содержащего дорогу.

Собственник автомашины не имел возможности предположить возможность падения дерева и принять необходимые меры для исключения причинения ущерба или уменьшения его размера.

Оснований для определения степени вины водителя автомашины у суда при таких обстоятельствах не имеется.

При определении размера ущерба суд принимает во внимание заключение судебной экспертизы индивидуального предпринимателя Иванова В.В., согласно которому стоимость восстановительного ремонта принадлежащей истцу автомашины определена в размере 549500 руб.

Представленное в материалы дела заключение судебной экспертизы содержит подробную мотивировку сделанных в результате исследования выводов, исследовались все полученные экспертом документы. Методы, использованные при экспертном исследовании, и сделанные на его основе выводы научно обоснованы. Оснований сомневаться в результатах судебной экспертизы не имеется.

Таким образом, с ответчика муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в лице администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» подлежит взысканию сумма ущерба в размере 549500 руб.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом за проведение стоимости восстановительного ремонта принадлежащей ей автомашины понесены расходы в размере 15000 рублей, что подтверждается квитанцией Семагина Д.А. от <дата>.

Учитывая, что данные расходы были необходимы для определения истцом стоимости восстановительного ремонта принадлежащей истцу автомашины для обращения с иском в суд, указанная сумма также подлежит взысканию с муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в лице администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в пользу истца в размере 15000 руб.

Также взысканию с ответчика муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в лице администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» подлежат судебные расходы, понесенные истцом для получения справки кадастрового инженера в размере 3500 руб., для получения справки Марийского Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиала ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» о скорости ветра <дата>, поскольку понесены для представления доказательств принадлежности земельного участка и доказательств погодных условий в день падения дерева.

Также взысканию подлежат расходы истца по оплате государственной пошлины 8658 руб. С учетом уменьшения размера исковых требований излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2448,38 руб. подлежит возврату истцу.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Фирстовой Галины Леонидовны (<номер>) удовлетворить частично.

Взыскать с администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (ИНН 1215037475) за счет средств муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в пользу Фирстовой Галины Леонидовны сумму материального ущерба в размере 549500 руб., расходы по оплате услуг кадастрового инженера в размере 3500 руб., расходы по выдаче справки в размере 467,23 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 8658 руб.

В удовлетворении исковых требований Фирстовой Галины Леонидовны к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о взыскании расходов на оценку, а также исковых требований Фирстовой Галины Леонидовны к Муниципальному унитарному предприятию «Город» муниципального образования «Город Йошкар-Ола», ООО «Новопокровская» отказать.

Вернуть Фирстовой Галине Леонидовне государственную пошлину в размере 2 448,38 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Е.В. Юманова

мотивированное решение составлено 07.02.2024