ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-52/20 от 26.02.2020 Бежецкого городского суда (Тверская область)

Дело №2-52/2020 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 февраля 2020 года г. Бежецк

Бежецкий межрайонный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Бойцовой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Громовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края к ФИО1, ФИО2, ООО «Евразия», ООО «ДальТорг», ФИО3 о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства,

у с т а н о в и л:

Управление лесами Правительства Хабаровского края обратилось в суд с иском к ФИО1, ФИО2 о взыскании в доход федерального бюджета суммы ущерба, причиненного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства (незаконной рубки деревьев и повреждение до степени прекращения роста сырорастущих деревьев, совершенное в квартале 543 части выдела 10 Джаурского участкового лесничества Уктурского лесничества) в размере 768 314 рублей. Требования мотивированы тем, что 11.09.2018 сотрудниками КГКУ «Комсомольское лесничество» совершен выезд с целью проверки соблюдения условий договоров безвозмездного пользования земельными участками из состава лесного фонда. В ходе проведения осмотра квартала 543 Джаурского участкового лесничества Уктурского лесничества был установлен факт заготовки древесины на лесном участке, расположенном <адрес> и находящемся в федеральной собственности. Данный земельный участок был передан согласно акту приема-передачи земельного участка из состава земель лесного фонда от 01.03.2018 Управлением лесами Правительства Хабаровского края и принят ФИО1 и ФИО2 по договору №018/2018 от 01.03.2018 в безвозмездное пользование в соответствии с выбранным видом разрешенного использования лесного участка - «заготовка древесины», согласно разработанному и предоставленному уполномоченному органу для проведения государственной экспертизы Проекту освоения лесов. В ходе проведения осмотра <адрес> выявлено нарушение лесного законодательства, а именно, незаконная рубка деревьев, совершенная в особо защитном участке - 50-метровой водоохранной зоны ручья «Прямой» в полностью выпиленном участке леса шириной от 5 до 20 метров протяженностью 90 метров общей площадью 0,16 га. Привязка места лесонарушения от слияния ручьев (точка «0», географические координаты №49 51 20.5 Е138 12 12.0 до места лесонарушения (точка «1», географические координаты № 49 51 26.6 Е138 11 19.9): 1055 метров по азимуту- 281° (истина). Общий объем незаконной рубки составил 0,16 га., ущерб лесному фонду причинен на сумму 768 314 руб. По результатам осмотра лесного участка составлен акт о лесонарушении от 12.09.2018 №2/431-148. 08.07.2019 в адрес пользователей земельного участка ФИО1 и ФИО2 направлено уведомление от 08.07.2019 №12-03/1075 о необходимости возместить причиненный ущерб в добровольном порядке. Согласно сведений официального сайта Почты России данное уведомление ответчиками получено 15.09.2019. Однако никаких конструктивных предложений со стороны ответчиков по урегулированию данной ситуации не предпринято. На основании изложенного Управление лесами Правительства Хабаровского края просило взыскать с пользователей земельного участка из состава лесного фонда ФИО1 и ФИО2 в доход федерального бюджета сумму ущерба, причиненного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства (незаконной рубки деревьев и повреждение до степени прекращения роста сырорастущих деревьев, совершенное в квартале 543 части выдела 10 Джаурского участкового лесничества Уктурского лесничества), в размере 768 314 рублей.

Определением суда от 15 января 2020 года (протокольная форма) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Евразия», ООО «Дальторг», ФИО3, ГКУ «Комсомольское лесничество».

Определением суда от 31 января 2020 года (протокольная форма) исключены из числа третьих лиц и привлечены к участию в деле в качестве соответчиков ООО «Евразия», ООО «ДальТорг», ФИО3

Представитель истца - Управления лесами Правительства Хабаровского края, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен заранее и надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовал.

Ответчики ФИО1, ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены судом заранее и надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовали, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, против удовлетворения иска возражают. В письменных возражениях на исковое заявление указали следующее. Заключением экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 1,9977 га (далее - участок), переданного им в безвозмездное пользование, утверждено, что предоставленный в пользование лесной участок находится в выделе 10 квартала 543 Джаурского участкового лесничества Уктурского лесничества и по целевому назначению представлен эксплуатационными лесами с породным составом 6Е4П (ель 60%, пихта 40%) в соответствии с актом несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию № 1 от 01.10.2015. Формой акта предусмотрено указание целевого назначения лесов, категории защитных лесов и указание на наличие особо защитного значения участка. Акт несоответствия является основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения. Леса, расположенные в водоохранных зонах, относятся к защитным лесам. По данным натурного обследования, проведенного должностными лицами ГКУ «Комсомольское лесничество» в выделе 10 квартала 543 Джаурского участкового лесничества Уктурского лесничества в 2015 г. (Акт несоответствия № 1 от 01.10.2015), защитные леса и особо защитные участки лесов в данном выделе отсутствуют, т.к. информация о таких территориях не содержится в государственном лесном реестре, что подтверждается заключением экспертной комиссии. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 «Об утверждении правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» (в редакции, действовавшей до 11.12.2019) границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости. На публичной кадастровой карте отсутствуют и отсутствовали сведения о наличии водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы на участке. В Федеральной информационной системе (ФИС «На дальний восток») территории, земли, зоны, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены, обозначены на карте серым цветом, в том числе и водные объекты. Ручей «Прямой», а также никакие другие зоны, в которых участок не может быть предоставлен, на участке ответчиков не расположены, т.к. в противном случае, схему участка было бы невозможно сформировать в ФИС и отправить ее в уполномоченный орган для оформления участка в безвозмездное пользование. Ручей «Прямой» и его водоохранная зона обозначены в ФИС и находится на расстоянии от участка. На лесной карте не указаны сведения о наличии ручья «Прямой», что подтверждается Приложением № 1 к договору № 018/2018 от 01.03.2018 (далее-договор). На тематической лесной карте (Приложение № 1 к проекту освоения лесов) так же отсутствует указание на наличие ручья «Прямой». Ссылка истца на то, что ответчики указали на наличие водного объекта ручей «Прямой» на тематической лесной карте в проекте освоения лесов, недостоверна. Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 16.05.2018 г. №411П «Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов.. .» участок определен под сплошную рубку полностью в связи тем, что проведение выборочных рубок не обеспечивает замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно- гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций. Они на участок не выезжали, оформляли его дистанционно, через Федеральную информационную систему. Был выбран разрешенный вид использования - заготовка древесины. В связи с удаленностью участка от места их жительства ими был заключен агентский договор № 10 от 29.03.2018 с ООО «Евразия», согласно которому агент должен заготовить древесину силами подрядчиков и реализовать ее. Во исполнение агентского договора были заключены договоры подряда № 10 от 19.05.2018 с ООО «Даль Торг», и б/н от 19.05.2019 с ФИО3. Участок был передан к заготовке, согласно приложениям к договорам подряда без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ. После проведения рубок на участке был произведен учет спиленной древесины. По данным учета древесины объем и породный состав (ель, пихта) соответствует предназначенному к заготовке, не противоречит проекту освоения лесов. Агент предоставил им отчет об исполнении поручения с указанием объема и породного состава заготовленной древесины. Они не знали и не могли знать, находится ли на участке водоохранная зона или иная зона с особыми условиями использованием территорий (ЗОУИТ). Обеспечение достоверности данных государственного лесного реестра, а также регистрация ЗОУИТ в реестрах открытого доступа является обязанностью истца. Согласно акту о лесонарушении от 12.09.2018 №2/431-248 лица, ответственные за нарушение лесного законодательства, не установлены, что входит в противоречие с нормами, регулирующими возмещения вреда. Лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. Таких доказательств предоставлено не было. Обвинение по ст. 260 УК РФ им не предъявлено. Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» признано не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 02.06.2015 N 12-П). В связи с изложенным, считают необходимым взыскивать ущерб с виновных лиц. Полагают, что являются потерпевшими от возможных незаконных действий неустановленных лиц.

Представитель ответчика ООО «Евразия» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен заранее и надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные объяснения, где указал следующее. ООО «Евразия» занимается консалтинговыми услугами в сфере лесного хозяйства, в том числе разработкой проектной документации лесных участков, проектов освоения лесов, ведет деятельность агента, иную деятельность в рамках законодательства. 29.03.2018 с ФИО1, ФИО2 был заключен агентский договор № 10, по условиям которого Агент (ООО «Евразия») обязался заготовить древесину, для этого заключить договор подряда на заготовку с лесозаготовителями, произвести учет и реализовать древесину на лесном участке, предоставленном ФИО5 в безвозмездное пользование по договору № 018/2018 от 16.03.2018. Претензий со стороны Г-вых (ответчиков) в его сторону не поступало, договор недействительным не признавался. Документооборот велся посредством электронных сообщений и почтовых отправлений, а также через третьих лиц. Для выполнения условий агентского договора, ему Г-выми были предоставлены оригиналы договора безвозмездного пользования и проекта освоения лесов, иные документы. Разрешенный объем заготовки древесины и породный состав был определен Проектом освоения лесов, разработанным ООО «Евразия» на основании данных государственного лесного реестра (ГЛР) и утвержденным приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 16.05.2018 №41111. Выписка из ГЛР предоставлена но запросу ООО «Евразия» Управлением лесами Правительства Хабаровского края. Породный состав древесины указан в данной выписке (6У4П), однако информация о наличии водоохранных зон, защитных лесов в выделе 10 квартала 543 Джаурского участкового лесничества Уктурского лесничества, который относится к эксплуатационным лесам, отсутствует. 19.05.2018 на основании агентского договора были заключены договоры подряда № 10 от 19.05.2018 с ООО «Даль Торг», и б/н от 19.05.2018 с ФИО6 на заготовку древесины на лесном участке, предоставленном ФИО5 по договору безвозмездного пользования № 018/2018 от 16.03.2018. Местоположение лесного участка: <адрес>. Участок передан для заготовки согласно актам № 10 от 19.05.2018, б/н от 19.05.2018 без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ. Подрядчики обязались проводить работы по заготовке древесины в соответствии с нормами действующего законодательства. Учет спиленной древесины производился ФИО6 согласно договору № 1-у от 23.08.2018. В соответствии с отчетом об учете древесины заготовленный объем составил: бревна еловые для распиловки и строгания - 105,48 м. куб.; бревна пихтовые для распиловки и строгания - 60,17 м. куб.; дрова еловые - 11,05.; дрова пихтовые - 12,30. м. куб., что не превышает разрешенного к заготовке. Иных сортиментов с участка ни учтено, ни реализовано не было, как и любых иных действий в нарушение договора безвозмездного пользования. ООО «Евразия» иск не поддерживает и считает его необоснованным.

Представитель ответчика ООО «ДальТорг» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен заранее и надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовал, о причинах неявки не сообщил, возражений относительно исковых требований не представил.

Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся судом заранее и надлежащим образом, на предыдущее судебное заседание корреспонденцию получил, уведомлен о том, что является ответчиком по делу, возражений относительно исковых требований не представил.

Представитель третьего лица ГКУ «Комсомольское лесничество» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен судом заранее и надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовал, о причинах неявки не сообщил, возражений относительно исковых требований не представил.

Изучив доводы иска, возражений не него, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Забайкальского края, Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, регулируются Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гражданин вправе использовать предоставленный ему в безвозмездное пользование земельный участок из состава земель лесного фонда для осуществления любого вида или любых видов использования лесов из предусмотренных пунктами 1 - 14 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. В случае, если земельный участок предоставляется из состава земель лесного фонда и на нем расположены защитные леса, гражданин вправе использовать такой земельный участок только для осуществления видов использования лесов, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации с соблюдением ограничений, предусмотренных правовым режимом защитных лесов соответствующей категории.

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации, использование лесов может быть, в том числе в виде заготовки древесины.

Установлено, что на основании договора №018/2018 от 01.03.2018 безвозмездного пользования земельным участком из состава земель лесного фонда Управление лесами Правительства Хабаровского края (уполномоченный орган) предоставило, а ФИО1, ФИО2 (пользователи) приняли в безвозмездное пользование земельный участок из состава земель лесного фонда, находящийся в федеральной собственности площадью 1,9977 га, местоположение которого установлено: <адрес>. Целевое назначение – эксплуатационные леса. Кадастровый номер участка 27:07:0060104:483

Согласно п. 15 указанного договора срок его действия 5 лет со дня его государственной регистрации. Дата регистрации - 16.03.2018, номер регистрации 27:07:0060104:483-27/020/2018-2.

К договору безвозмездного пользования земельным участком из состава земель лесного фонда от 01.03.2018 г. №018/2018 приложена схема расположения и границы земельного участка из состава земель лесного фонда, а также акт приема-передачи указанного земельного участка.

16.05.2018 приказом управления лесами правительства Хабаровского края № 411П на основании заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов утвержден проект освоения лесов, а именно лесного участка, расположенного в 543 квартале (выдел10) Джаурского участкового лесничества Уктурского лесничества, предоставленного в безвозмездное пользование по договору № 018/2018 от 01.03.2018.

К проекту освоения лесов приложена тематическая лесная карта «Пространственное размещение указанных лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, а также пространственное размещение развития дорожной сети на период действия проекта освоения лесов».

29.03.2018 между ФИО1, ФИО2 и ООО «Евразия» заключен агентский договор №10, по условиям которого принципалы поручили, а агент обязался за предусмотренное договором вознаграждение совершить от своего имени, но за счет принципалов, заготовку древесины на лесном участке, предоставленном принципалам в безвозмездное пользование по договору № 018/2018 от 16.03.2018. Для этого, агент обязан заключить договор подряда на заготовку древесины на лесном участке, предоставленном принципалам в безвозмездное пользование; произвести учет древесины, заготовленной на лесном участке, предоставленном принципалам в безвозмездное пользование; заключить договор купли-продажи древесины, заготовленной на лесном участке, предоставленном принципалам в безвозмездное пользование.

В соответствии с п. 2.3.1 агентского договора № 10 от 29.03.2018 принципалы вправе получать от агента все сведения о ходе исполнения поручения, а агент обязан сообщать им указанную информацию.

18.05.2018 между ФИО1, ФИО2 и ООО «Евразия» заключено дополнительное соглашение к агентскому договору № 10 от 29.03.2018, согласно которому п. 1.1.1 договора изложен в следующей редакции: «заключить договор подряда на заготовку древесины на лесном участке, предоставленном принципалам в безвозмездное пользование. Таксационные показатели: 6Е4П. Хозяйство – хвойное. Объем: корневой – 219,75 м. куб.; ликвидный – 189 м куб.»

19.05.2018 ООО «Евразия» заключило договор подряда № 10 с ООО «Даль Торг», по условиям которого ООО «Даль Торг» обязалось по заданию ООО «Евразия» выполнить работы по заготовке лесоматериалов, включая раскряжевку, обрубку сучьев, трелевку к месту погрузки, на лесном участке, предоставленном для этих целей в безвозмездное пользование гражданам по договору № 018/2018 от 01.03.2018, а ООО «Евразия» принять результат работ и оплатить его.

По условиям п. 1.2 договора подряда местоположение лесного участка: Комсомольский муниципальный район, Уктурское лесничество, Джаурское участковое лесничество, квартал 543, часть выдела 10. Объем древесины, подлежащей заготовке, определяется по данным проекта освоения лесов и составляет 219,75 куб. м.

Как следует из п. 2.3.3 договора подряда № 10 ООО «Евразия» имеет право во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность; беспрепятственного доступа на участок лесного фонда, на которых в соответствии с настоящим договором производится заготовка.

19.05.2018 ООО «Евразия» в лице заместителя директора ФИО9, действующей во исполнение, в том числе агентского договора № 10 от 29.03.2018, заключило договор подряда с ФИО3

В соответствии с п. 1.1 указанного договора ФИО3 по заданию ООО «Евразия» обязался выполнить работы по заготовке лесоматериалов, включая раскряжевку, обрубку сучьев, трелевку к месту погрузки, на лесных участках, предоставленных для этих целей в безвозмездное пользование гражданам по договорам, в том числе № 018/2018 от 16.03.2018 (дата регистрации договора в Росреестре). Местоположение лесных участков: Комсомольский муниципальный район, Уктурское лесничество, Джаурское участковое лесничество, квартал 543, части выделов 8, 10, 13; квартал 545, част выдела15 (п. 1.2 договора). Также приведены кадастровые номера участков, среди которых значится участок, предоставленный ФИО5 по договору от 01.03.2018 – .

Согласно п. 2.3.3 и п. 2.3.4 ООО «Евразия» имеет право во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность; беспрепятственного доступа на участок лесного фонда, на котором в соответствии с настоящим договором производится заготовка.

Как следует из акта о лесонарушении №2/431-148 от 12.09.2018, в ходе проведения осмотра <адрес> было выявлено нарушение лесного законодательства, а именно незаконная рубка деревьев, повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений. Обнаружен полностью выпиленный участок леса шириной от 5 до 20 метров протяженностью 90 метров общей площадью 0,16 га. Данный участок расположен в водоохраной 50-метровой зоне ручья «Прямой». При осмотре всей площади вырубки обнаружены пни от незаконно спиленных деревьев, а также незаконно поврежденные до степени прекращения роста деревья различных пород и диаметров. На месте незаконной рубки также обнаружены раскряжеванные на 4-х метровые отрезки части стволов ели, пихты, различных диаметров. При обследовании спиленных и поврежденных деревьев установлено, что спиливание, а также повреждение деревьев осуществлено с помощью валочной машины. Это подтверждается характерными следами спила на пнях и 4-х метровых отрезков стволов, а также отпечатками колесных следов на земле, которые остаются от валочной машины. Данный участок леса, на котором обнаружена незаконная вырубка, находится на территории лесного участка, который используют ФИО1 и ФИО2 на основании договора от 01.03.2018 и проекта освоения лесов, утв. Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края № 411П от 16.05.2018. В 320 м от места незаконной рубки деревьев расположена стоянка техники (бытовые вагоны, валочные машины, лесовозы). Старшим на данной стоянке был ФИО3

К акту о лесонарушении приложены: акт осмотра измерительных приборов от 23.08.2018 г.; абрис (схема) нарушения с географическими координатами и промерами расстояний; расчет ущерба от 12.09.2018 г., перечетная ведомость; перечетная ведомость деревьев, перевода диаметра пней на диаметр стволов; фото таблица; объяснительная ФИО3; сведения об обнаруженных на местах незаконных рубок незаконно заготовленной древесины и орудий ее заготовки; ведомость подлежащих изъятию товарно-материальных ценностей.

08.07.2019 в адрес Г-вых КГКУ «Комсомольское лесничество» направлен акт о лесонарушении и уведомление о необходимости оплаты в добровольном порядке ущерба, нанесенного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства (незаконная рубка деревьев и повреждение до степени прекращения роста деревьев, совершенное в квартале 543 выдела 10 Джаурского участкового лесничества Уктурского лесничества) в размере 768 314 руб.

Указанное уведомление получено Г-выми 15.07.2019, однако денежные средства ими не выплачены.

Не согласившись с требованием о добровольном возмещении ущерба, ФИО1 подал начальнику Управления лесами Правительства Хабаровского края жалобу. Считал необходимым сначала установить виновных в незаконной рубке лиц, а затем взыскивать ущерб. Отметил, что предоставленный ему земельный участок определен приказом Управления лесами под сплошную рубку полностью. При этом, даже при усмотрении в границах данного участка водоохранной зоны, в нарушении определения ее границ и отсутствия ЗОУИТ в границах участка на ПКК, проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных ч. 5.1 ст. 21 Лесного кодекса РФ, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. Ссылка должностных лиц Комсомольского лесничества на ст. 102-104 Лесного кодекса РФ, по мнению ФИО1, является несостоятельной, т.к. эти нормы утратили силу.

В ответ на жалобу и.о. заместителя начальника Управление лесами Правительства Хабаровского края сообщил следующее. В соответствии с приказом Рослесхоза от 18.12.2009 № 517 «Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ», квартал № 543 Джаурского участкового лесничества Уктурского лесничества отнесен к эксплуатационным лесам, в которых заготовка древесины возможна. В настоящее время выделение особо защитных участков лесов установлено лесоустроительной инструкцией, утв. Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 и осуществляется при проведении работ по лесоустройству. Лесоустроительные работы на территории Джаурского участкового лесничества Уктурского лесничества были проведены 27 лет назад в 1991 г. в соответствии с «Инструкцией по проведению лесоустройства в едином государственном лесном фонде СССР» 1987. В соответствии с данной инструкцией вид ОЗУ «берегозащитные участки лесов» не выделялся. Таким образом, участок, предоставленный по договору безвозмездного пользования земельным участком из состава лесного фонда от 01.03.2018 № 018/2018, расоложенный в квартале № 543 Джаурского участкового лесничества к ОЗУ не относится. При проведении планового осмотра лесного участка 11.09.2018 в квартале № 543 выдел 10 Джаурского участкового лесничества Уктурского лесничества сотрудниками КГКУ «Комсомольское лесничество» совместно с сотрудниками ОМВД России по Хабаровскому краю выявлен факт рубки лесных насаждений в зоне ручья «Прямой», шириной от 5 до 20 метров протяженностью 90 м вдоль ручья, общей площадью 0,16 га, обнаружены пни спиленных деревьев и поврежденные до степени прекращения роста деревьев различных пород и диаметров. На основании выявленного факта был составлен акт о лесонарушении от 12.09.2018 № 2/431-148. Ручей «Прямой» указан на картографических материалах как водный объект и существует в натуре в квартале № 543 выдел 10 Джаурского участкового лесничества. Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Акт о лесонарушении учреждением передан в ОМВД России по Комсомольскому району 12.10.2018 (КУСП № 3247) для принятия предусмотренных действующим законодательством мер.

Постановлением старшего следователя отдела СЧ СУ УМВД России по Хабаровскому краю от 30.11.2019 предварительное следствие по уголовному делу по факту незаконной рубки деревьев, а также незаконного повреждения сырорастущих деревьев до степени прекращения роста в квартале 543 выдела № 10 КГКУ «Комсомольское лесничество» филиала «Уктурское лесничество» Джурского участкового лесничества Комсомольского района Хабаровского края, приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Как следует из ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

В силу части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 сентября 2016 года N 474 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Правила N 474).

На основании пункта 4 Правил N 474 заготовка древесины осуществляется в соответствии с указанными Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).

В соответствии с пунктом 17 Правил N 474 в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке.

При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.

По правилам пункта 18 Правил N 474 отвод и таксация лесосек осуществляются: гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков; федеральными государственными учреждениями, осуществляющими заготовку древесины на лесных участках, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование; органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 82 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, для заготовки древесины гражданами и юридическими лицами и субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Положениями части 4 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

В силу части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из ч. 1 ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации, возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке.

Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу).

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

В силу п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).

Как обусловлено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

При этом, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21"О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.

Отказ в возбуждении уголовного дела, прекращение возбужденного уголовного дела, вынесение приговора не исключают возможности предъявления иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, при наличии к тому оснований, предусмотренных законом.

По смыслу приведенных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в случае осуществления рубки лесных насаждений без правовых оснований виновное лицо должно возместить ущерб, причиненный лесу как экологической системе, в размере, установленном соответствующими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. При этом, вина причинителя вреда презюмируется.

В силу части 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно части 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Как предусмотрено пунктом 2 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации, леса, расположенные в водоохранных зонах, относятся к защитным лесам.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: 1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров; 2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; 3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров (часть 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных правовых норм, определяющих статус и режим использования защитных лесов водоохранных зон, лесные участки, относящиеся к такой категории защитных лесов, не предназначены для рубки, а, следовательно, заготовка древесины на таких участках запрещена.

При этом суд обращает внимание, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 104 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент выявления лесонарушения) в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 ЛК РФ.

Материалами дела подтверждается, что на лесном участке, предоставленном ФИО1 и ФИО2 в безвозмездное пользование, протекает ручей «Прямой» протяженностью не более 10 км, его охранная зона составляет 50 м.

В этой связи доводы стороны ответчиков об отсутствии у них информации о наличии ручья «Прямой» в указанном квартале не может быть признан основанным на материалах дела.

Как следует из тематической лесной карты, схемы расположения и границы земельного участка из состава земель лесного фонда (приложение к договору от 01.03.2018 № 018/2018), абрис (схемы) нарушений лесного законодательства, в квартале N 543 выдела 10 Джаурского участкового лесничества Укртурское лесничество протекает ручей «Прямой», что в силу пункта 2 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации относит земельный участок, находящийся в границах лесного участка, предоставленного ФИО5, - 50-метровая охранная зона, к защитным лесам.

Безусловно, суд учитывает, что по договору безвозмездного пользования земельным участком из состава земель лесного фонда от 01.03.2018 № 018/2018 ФИО5 был предоставлен земельный участок, целевое назначение которого указано как «эксплуатационные леса». Аналогичное усматривается и из проекта освоения лесов, и из заключения экспертной комиссии. Между тем, данное обстоятельство не опровергает доводы истца и не исключает нахождение водоохранной зоны на предоставленном ФИО5 лесном участке – эксплуатационные леса, а именно 50-метровая охранная зона, на которой произрастают леса, относящиеся к защитным лесам.

С учетом приведенных положений Правил N 474, норм Лесного кодекса Российской Федерации и Водного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что ФИО3, ООО «Евразия» и ООО «Даль Торг» являются лицами, специализирующимися на работах по заготовке древесины, соответственно они и Г-вы, как лица ответственные за использование переданного им в пользование лесного участка по назначению в соответствии с законодательством РФ, установив, что материалы лесоустройства не отражают фактической ситуации, обязаны были принять меры для разрешения возникшей ситуации и не допустить нарушения Правил заготовки древесины.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд приходит к выводу, что Управление лесами Правительства Хабаровского края подтвердило наличие совокупности условий для взыскания с соответчиков ущерба, причиненного лесному фонду.

При этом суд полагает необходимым привлечь к гражданско-правовой ответственности не только ответчиков ФИО2 и ФИО1, но и ООО «Евразия», ООО «ДальТорг», ФИО3

Как предусмотрено ст. 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации, лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что о совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. Так, к солидарной ответственности могут быть привлечены заказчик, поручивший выполнение работ, которые причиняют вред окружающей среде, и подрядчик, фактически их выполнивший. Заказчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что подрядчик при выполнении работ вышел за пределы данного ему заказчиком задания.

Вина ответчиков ФИО1, ФИО2 выразилась в форме умышленного бездействия, а именно в отсутствие должного контроля за исполнением договора со стороны агента ООО «Евразия», равно как и последним за действиями подрядчиков ООО «Даль Торг», ФИО3, непринятие необходимых мер по проверке хода и качества выполняемой работы, для приостановления или прекращения работы агента, подрядчика при наличии оснований к этому.

Таким образом, исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о согласованности, скоординированности и направленности на реализацию общего для Г-вых, ООО «Евразия», ООО «ДальТорг», ФИО3 намерения осуществить заготовку древесины на лесном участке с целью исполнения заключенных договоров в установленные сроки при отсутствии правовых оснований для сплошной рубки лесных насаждений в 50-метровой водоохранной зоне, находящейся на территории земельного участка, представленного ФИО5 по договору безвозмездного пользования от 01.03.2018 № 018/2018. В связи с чем суд полагает необходимым возложить на указанных лиц (ФИО1, ФИО2, ООО «Евразия», ООО «Даль Торг», ФИО3) солидарную ответственность, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что вред окружающей среде причинен действиями (включая бездействие) всех ответчиков.

Доводы Г-вых о том, что виновное лицо в незаконной рубке лесных насаждений правоохранительными органами не установлено, следовательно, на них не может быть возложена ответственность по возмещению ущерба, суд полагает ошибочными. В отличие от уголовно-процессуального закона нормами гражданского права установлена презумпция вины причинителя вреда. Из содержания ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Таким образом, бремя доказывания отсутствия вины лежит на лице, причинившем вред. Таких доказательств ни Г-выми, ни иными ответчиками по делу представлено не было.

Расчет суммы ущерба, причиненного лесам, произведен истцом в соответствии с требованиями норм действующего законодательства, судом проверен.

Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (действовавшим на период возникновения спорных правоотношений) утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям и методика исчисления размера вреда.

Так, при незаконных рубке, выкапыванию, уничтожению или повреждению до степени прекращения роста деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, а также деревьев хвойных пород, не достигших диаметра ствола 12 см, и деревьев лиственных пород, не достигших диаметра ствола 16 см устанавливается 50-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.

При этом, в соответствии с п. 9 Приложения N 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273 размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах (за исключением особо охраняемых природных территорий) и на особо защитных участках эксплуатационных лесов.

Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

В Хабаровском лесотаксовом районе установлены следующие ставки платы: для ели, пихты с расстоянием вывозки до 10 м за 1 плотный куб деловой древесины без коры средняя – 79,38 руб., береза – 44,1 руб., клен – 594,18 руб. (Таблица 1).

Согласно постановлению Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ставки платы, предусмотренные таблицами 1 и 2 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", в 2018 году применяются с коэффициентом 2,17.

Порода - ель альянская, объем нарушения – 12,72 куб.м, стоимость за 1 куб. м – 79,38 руб., коэффициент - 2,17, итого стоимость ели альянской с учетом объема нарушения и коэффициента – 2 191 руб. 08 коп. (12,72 х 79,38 х 2,17); общая сумма ущерба за незаконную рубку ели альянской с учетом кратности стоимости древесины – 50, и увеличение размера ущерба - 2 (п. 9 Приложения N 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273) составляет по подсчетам суда 219 107 руб. 85 коп.

Порода – пихта, объем нарушения – 0,63 куб.м, стоимость за 1 куб. м – 79,38 руб., коэффициент - 2,17, итого стоимость пихты с учетом объема нарушения и коэффициента –108 руб. 52 коп. (0,63 х 79,38 х 2,17); общая сумма ущерба за незаконную рубку пихты с учетом кратности стоимости древесины – 50, и увеличение размера ущерба - 2 (п. 9 Приложения N 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273) составляет по подсчетам суда 10 852 руб.

Порода – береза желтая, объем нарушения – 0,96 куб.м, стоимость за 1 куб. м – 44,1 руб., коэффициент - 2,17, итого стоимость березы желтой с учетом объема нарушения и коэффициента – 91 руб. 86 коп. (0,96 х 44,1 х 2,17); общая сумма ущерба за незаконную рубку березы желтой с учетом кратности стоимости древесины – 50, и увеличение размера ущерба - 2 (п. 9 Приложения N 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273) составляет по подсчетам суда 9 186 руб.

Порода – береза белая, объем нарушения – 0,15 куб.м, стоимость за 1 куб. м – 44,1 руб., коэффициент - 2,17, итого стоимость березы белой с учетом объема нарушения и коэффициента – 14 руб. 35 коп. (0,15 х 44,1 х 2,17); общая сумма ущерба за незаконную рубку березы белой с учетом кратности стоимости древесины – 50, и увеличение размера ущерба - 2 (п. 9 Приложения N 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273) составляет по подсчетам суда 1 435 руб.

Порода – береза каменная, объем нарушения – 1,792 куб.м, стоимость за 1 куб. м – 44,1 руб., коэффициент - 2,17, итого стоимость березы каменной с учетом объема нарушения и коэффициента – 171 руб. 48 коп. (1,792 х 44,1 х 2,17); общая сумма ущерба за незаконную рубку березы каменной с учетом кратности стоимости древесины – 50, и увеличение размера ущерба - 2 (п. 9 Приложения N 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273) составляет по подсчетам суда 17 148 руб.

Порода – клен, объем нарушения – 3,96 куб.м, стоимость за 1 куб. м – 594,18 руб., коэффициент - 2,17, итого стоимость клена с учетом объема нарушения и коэффициента – 5 105 руб. 90 коп. (3,96 х 594,18 х 2,17); общая сумма ущерба за незаконную рубку клена с учетом кратности стоимости древесины – 50, и увеличение размера ущерба - 2 (п. 9 Приложения N 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273) составляет по подсчетам суда 510 591 руб.

Итого общий ущерб по подсчетам суда: 219 107 руб. 85 коп. + 10 852 руб. +9 186 руб. + 1 435 руб. + 17 148 руб. + 510 591 руб. = 768 319 руб. 85 коп.

Указанная сумма превышает размер ущерба, заявленный истцом – 768 314 руб. По расчету Управления лесами Правительства Хабаровского края размер ущерба за незаконную рубку ели альянской составил 219 102 руб., в то время как по расчетам суда – 219 107 руб. 85 коп. Суд полагает, что при расчете истцом была допущена арифметическая ошибка. Между тем, учитывая, что суд не может выйти за рамки заявленных требований, размер ущерба, подлежащий взысканию с ответчиков, принимается судом равным 768 314 руб.

Согласно п. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 15.04.2019 N 62-ФЗ) платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.

Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях федерального значения, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях регионального значения, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.

Платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях местного значения, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований, за счет которых осуществляются расходы, связанные с охраной и использованием таких территорий, по нормативу 100 процентов.

Как следует из абз. 2 п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции до изменений, внесенных Федеральным законом от 15.04.2019 N 62-ФЗ), суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов (абзац второй пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, исходя из изложенного, подлежащая ко взысканию с ответчиков сумма ущерба, причиненного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства, должна быть зачислена не в федеральный бюджет, как на это указывается в иске, а в бюджет соответствующего муниципального образования, в данном случае в бюджет Комсомольского муниципального района Хабаровского края.

Согласно ч.1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся, в том числе другие, признанные судом необходимыми расходы.

По правилам ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", при предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них (статья 40 ГПК РФ, статья 41 КАС РФ, статья 46 АПК РФ).

Если лица, не в пользу которых принят судебный акт, являются солидарными должниками или кредиторами, судебные издержки возмещаются указанными лицами в солидарном порядке (часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ, статьи 323, 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Таким образом, исходя из изложенного, положений п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса российской Федерации, с ответчиков ФИО1, ФИО2, ООО «Евразия», ООО «ДальТорг», ФИО3 в солидарном порядке подлежит взысканию государственная пошлина в размере 10 883 руб. 14 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Управления лесами Правительства Хабаровского края к ФИО1, ФИО2, ООО «Евразия», ООО «ДальТорг», ФИО3 о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства удовлетворить.

Взыскать солидарно с ФИО1, ФИО2, ООО «Евразия», ООО «ДальТорг», ФИО3 в доход бюджета Комсомольского муниципального района Хабаровского края сумму ущерба, причиненного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства (незаконной рубки деревьев и повреждение до степени прекращения роста сырорастущих деревьев, совершенное <адрес>), в размере 768 314 (семьсот шестьдесят восемь тысяч триста четырнадцать) рублей.

Взыскать солидарно с ФИО1, ФИО2, ООО «Евразия», ООО «ДальТорг», ФИО3 государственную пошлину в размере 10 883 (десять тысяч восемьсот восемьдесят три) рублей 14 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий межрайонный суд.

Решение в окончательной форме принято 03 марта 2020 года.

Председательствующий