ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-52/2021 от 19.01.2021 Кежемского районного суда (Красноярский край)

2-52/2021

24RS0027-01-2020-000833-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кодинск 19 января 2021 года

Кежемский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Михайловой О.В.,

при секретаре Кирюхиной Л.А.,

а также с участием помощника прокурора Кежемского района Владимирова Д.Ю.,

представителя истца ФИО1, действующей на основании доверенности от 11.03.2020 года,

представителей ответчика КГБПОУ «Приангарский политехнический техникум» ФИО2, действующей на основании доверенности № 03-21-Д от 11.01.2021 года и ФИО3, действующей на основании доверенности №04-21-Д от 11.01.2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кежемского района в интересах ФИО4 к краевому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Приангарский политехнический техникум» о взыскании заработной платы,

установил:

Прокурор в интересах ФИО4 обратился в суд с иском к ответчику КГБПОУ «Приангарский политехнический техникум» о взыскании задолженности по заработной плате за май, июнь, август 2019 года, февраль, май, август, сентябрь 2020 года в размере 50911,35 рублей, мотивировав свои требования тем, что в указанные периоды ФИО4, работающему в КГБПОУ «ППТ» выплачивалась заработная плата ниже индикативных показателей в нарушение Указа Президента РФ от 07.05.2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». По данным Министерства образования Красноярского края заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения должна составлять в 2019 году -48109,50 рублей, в 2020 году – 52527,42 рублей. Вместе с тем, ответчиком выплачено ФИО4 за отработанные 18 рабочих дней в мае 2019 года 43211,14 рублей, за 19 дней в июне 2019 года – 43211,14 рублей, за 2 дня в августе 2019 года 1865,16 рублей, за отработанные 19 дней в феврале 2020 года 42313,48 рублей, за отработанные 17 дней в мае 2020 года – 42313,48 рублей, за отработанный 1 день в августе 2020 года – 2014,93 рубля, за отработанные 22 дня в сентябре 2020 года 35272,82 рубля, что ниже заработной платы, указанной в Письме Министерства образования Красноярского края от 18.03.2020 года № 75-3563. Задолженность ответчика перед истцом в связи с доведением заработка до индикативных показателей составляет: за май 2019 года - 4898,36 рублей, за июнь 2019 года – 4898,36 рублей, за август 2019 года -2945,77 рублей, за февраль 2020 года – 10213,94 рублей, за май 2020 года – 10213,94 рублей, за август 2020 года – 486,38 рублей, за сентябрь 2020 года – 17254,60 рублей, а всего 50911 рублей 35 копеек за указанный период.

Истец ФИО4, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, воспользовавшись предоставленным ему ст. 48 ГПК РФ правом на ведение дела в суде через представителя.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, указав, что истец, являющийся ее супругом, работает больше всех, а заработную плату ответчик ему начисляет меньше всех, при этом доведение заработной платы до индикативных показателей ответчик осуществляет распределением стимулирующих выплат, что не соответствует требованиям закона.

Представители ответчика КГБПОУ «Приангарский политехнический техникум» ФИО2, ФИО3 (по доверенностям) в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве (т. 3 л.. 60-61), ссылаясь на то, что средние показатели заработной платы отдельных категорий работников, принятые в конкретном регионе, не являются гарантированным каждому работнику размером оплаты труда.

Третье лицо Министерство образования Красноярского края, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Представитель ФИО5 по доверенности представила в адрес суда отзыв на исковое заявление, в котором просила рассматривать дело в отсутствие представителя третьего лица и отказать истцу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что средние показатели заработной платы отдельных категорий работников, принятые в конкретном регионе, не являются гарантированным каждому работнику размером оплаты труда.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по данному спору, суд считает требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В соответствии с ч. 1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ч.1 ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики поручено принять до 01.12.2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. (подпунктом "е" пункта 1).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 г. N 2190-р в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 597 утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (далее - Программа).

Как следует из указанной Программы основаниями для разработки Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (далее - Программа) являются: Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах; Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Действие Программы распространяется на системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. Программа рекомендуется для государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.

Как установлено судом:

Согласно Устава КГПОУ «Приангарский политехнический техникум» осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.

Коллективным договором, принятым на собрании коллектива ДД.ММ.ГГГГ на 2019-2021 учебные годы установлено, что оплата труда работников учреждения осуществляется в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, Положением об оплате труда работников организации, которое является приложением № 2 к коллективному договору (п. 6.1 договора). (т. 2 л.д. 4-31).

Положением об оплате труда работников, являющегося приложением № 2 предусмотрено, что Положение разработано в соответствии в том числе с программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 года № 2190-р. Указанным положением предусмотрено, что система оплаты труда работников техникума, ставок заработной платы. Доплат и надбавок компенсационного характера, стимулирующего характера устанавливается соглашениями (п. 1.3). Оплата труда мастеров производственного обучения осуществляется на основе должностных окладов (п. 4.6). (т. 2 л.д. 35-59)

На основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 принят в КГБПОУ «Приангарский политехнический техникум» по основному месту работы на должность мастера производственного обучения. Пунктом 4.1 договора работнику установлена заработная плата в размере должностного оклада <данные изъяты> рублей в месяц, 50% северная надбавка, 60% районный коэффициент, 25% надбавка за опыт работы, а также стимулирующие выплаты исходя из количества и стоимости балов за каждый месяц (т. 3 л.д. 12-15). Указанный трудовой договор признан утратившим силу в связи с заключением трудового договора в новой редакции соглашением от ДД.ММ.ГГГГ (т. 3 л.д. 16). Приказом -л/с от 02.09.2019 года ФИО4 переведен с 02.09.2019 года с должности мастера производственного обучения на должность преподавателя (т. 3 л.д. 18).

На основании трудового договора -<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО4 перезаключен трудовой договор по должности преподавателя с 02.09.2019 года на неопределенный срок. ФИО4 установлена педагогическая нагрузка <данные изъяты> часов на 2019-2020 учебный год. Установлен должностной оклад по нагрузке <данные изъяты> рублей, выплаты компенсационного характера: за стаж работы в местности. Приравненной к районам Крайнего Севера 50%, районный коэффициент – 60%, за опыт работы – 5%, за заведование кабинетом – 10%, за работу во вредных условиях – 4%; также предусмотрены выплаты стимулирующего характера (т. 3 л.д. 1-9).

Согласно расчетных листков и табелей учета рабочего времени ФИО4 начислено и выплачено ответчиком:

- за май 2019 года – отработано 18 рабочих дня при норме по производственному календарю 18 и произведены начисления исходя из оклада, с учетом установленных выплат компенсационного характера и стимулирующих выплат всего начислено <данные изъяты> рублей;

- за июнь 2019 года - отработано 19 рабочих дня при норме по производственному календарю 19 и произведены начисления исходя из оклада с учетом установленных выплат компенсационного характера и стимулирующих выплат всего начислено <данные изъяты> рублей (за минусом начисленной оплаты отпуска и компенсации за неиспользованный отпуск);

- за август 2019 года - отработано 2 рабочих дня при норме по производственному календарю 22 и произведены начисления исходя из оклада с учетом установленных выплат компенсационного характера и стимулирующих выплат всего начислено <данные изъяты> рублей;

- за февраль 2020 года - отработано 19 рабочих дня при норме по производственному календарю 19 и произведены начисления исходя из оклада с учетом установленных выплат компенсационного характера и стимулирующих выплат всего начислено <данные изъяты> рублей;

- за май 2020 года - отработано 17 рабочих дня при норме по производственному календарю 17 и произведены начисления исходя из оклада с учетом установленных выплат компенсационного характера и стимулирующих выплат всего начислено <данные изъяты> рублей;

- за август 2020 года - отработано 1 рабочих дня при норме по производственному календарю 21 и произведены начисления исходя из оклада с учетом установленных выплат компенсационного характера и стимулирующих выплат всего начислено <данные изъяты> рублей;

- за сентябрь 2020 года - отработано 22 рабочих дня при норме по производственному календарю 22 и произведены начисления исходя из оклада с учетом установленных выплат компенсационного характера и стимулирующих выплат всего начислено <данные изъяты> рублей.

Согласно письма министерства образования Красноярского края от 13.09.2019 года директору техникума предложено обеспечить достижение индикативных значений средней заработной платы по итогам 9 месяцев 2019 года и его значение указано <данные изъяты> рублей.

Приказами директора КГБПОУ «Приангарский политехнический техникум» № 587-л/с от 17.12.2019 года, № 592-л/с от 23.12.2019 и № 607-л/с от 25.12.2019 года, ФИО4 установлена стимулирующая выплата за сентябрь 2019 года в баллах <данные изъяты>, за период с 01.01.2019 года по 30.06.2019 года в баллах <данные изъяты>, и за период с 01.01.2019 года по 30.06.2019 года и сентябрь 2019 года начислено стимулирующая выплата в сумме <данные изъяты> рублей. Основанием издания приказов указан в том числе Указ Президента №597 от 07.05.2012 года.

Оценив изложенные доказательства и нормы права в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что ФИО4 в спорный период работал у ответчика в должности мастера производственного обучения и в должности преподавателя, заработная плата ему начислялась и выплачивалась в полном размере с учетом условий заключенного трудового договора и системой оплаты труда, установленной в техникуме, при этом нормативными актами не предусмотрен конкретный ежемесячный размер денежной компенсации в рамках плана мероприятий ("дорожная карта).

Доводы стороны истца о несоответствии уровня начисленной истцу в заявленные периоды заработной платы положениями Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в соответствии с которыми Правительству Российской Федерации поручено обеспечить доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, до средней заработной платы в соответствующем регионе, суд считает не оснвоанными на законе, поскольку установленное указанными нормативными актами соотношение и средние показателя заработной платы носят индикативный (ориентировочный) характер, что прямо следует из названия Приложения N 4, и уточняется в "дорожных картах", в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации в рамках планируемых мероприятий по повышению оплаты труда в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597. Президент РФ в Указе N 597 возложил обязанность по совершенствованию государственной социальной политики на Правительство Российской Федерации, а не конкретно на отдельные образовательные учреждения, в том числе конкретно на ответчика. Размер начисленной истцу заработной платы в спорный период соответствует как трудовому договору, так и действующим у ответчика системам оплаты труда.

При таких обстоятельствах, учитывая то, что установленный средний размер заработной платы мастеров производственного обучения и преподавателей среднего профессионального обучения, указанный Министерством образования Красноярского края, для ответчика носит рекомендательный характер и не является гарантированным размером оплаты труда для каждого конкретного работника в отдельности, требования прокурора удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Прокурору Кежемского района в удовлетворении исковых требований в интересах ФИО4 к краевому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Приангарский политехнический техникум» о взыскании задолженности по заработной плате за май, июнь, август 2019 года, февраль, май, август, сентябрь 2020 года в размере 50911 рублей 35 копеек – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Кежемский районный суд Красноярского края в срок месяц со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий: О.В. Михайлова