Дело № 2-531/2022
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ейск 30 августа 2022 года
Ейский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Авилова А.В.,
при секретаре Линец А.И.,
с участием: представителя административного истца ФИО1, - ФИО2, действующей на основании доверенности от дата№,
представителя административного ответчика Управления муниципальных ресурсов администрации МО Ейский район – ФИО3, действующей на основании доверенности от дата№,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к административному ответчику Управлению муниципальных ресурсов администрации МО Ейский район о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и обязании предоставить в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства,
установил:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, и просит признать незаконным отказ управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район, изложенный в письме от дата№, в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке и обязать управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район предоставить ей в аренду земельный участок, расположенный по адресу:, кадастровый № площадью 1271кв.м. для индивидуального жилищного строительства сроком на 10 лет.
Свои требования мотивирует тем, что ФИО1, проживающая по адресу: , является инвалидом 3 группы, бессрочно. дата она обратилась в управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район за предоставлением муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов», утвержденной постановлением администрации муниципального образования Ейский район от дата№ «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов».
Заявление о предоставлении земельного участка содержало в себе все необходимые данные в соответствии с действующим законодательством для рассмотрения: кадастровый № площадью 1271 кв.м., расположенный по адресу:, для индивидуального жилищного строительства. Цель использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства.
Оказание данной муниципальной услуги гарантировано гражданам, имеющим статус инвалидов, пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ ст. 17 Федерального закона от дата № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, и не связано законодательно с какими-либо дополнительными условиями.
Пунктом 2.6 указанного выше административного Регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления Муниципальной услуги, согласно которому все необходимые документы были предоставлены ФИО1 вместе с заявлением в администрацию Ейского района.
Письмом управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район от дата№ ФИО1 было отказано в оказании муниципальной услуги, так как она не подтвердила статус нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Однако, в пункте 2.6. Регламента, такого документа как подтверждение нуждаемости в улучшении жилищных условий, не содержится. В то же время, в соответствии с пунктом 2.8.1. Регламента, от заявителя запрещено требовать представления документов и информации или осуществления действий, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, в связи с предоставлением Муниципальной услуги (не предусмотрено в Регламенте).
Согласно ст. ст. 11, 29 Земельного Кодекса РФ обязанность по определению порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, лежит на органах местного самоуправления.
Предоставление участков инвалидам является исключением из общего правила, закрепленного Земельным кодексом РФ, с учетом сложившейся судебной практики и правовой позиции, высказанной Верховным Судом РФ.
Незаконные действия либо бездействие органа местного самоуправления по вопросу предоставления земельного участка инвалиду нарушают право гражданина на получение в пользование земельных участков в соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Действия управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район, направленные на предоставление земельного участка кадастровый № площадью 1271 кв.м., третьим лицам повлекут нарушение прав в части не предоставления испрашиваемого ею земельного участка.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, о дате, месте и времени заседания уведомлена надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении и настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, дополнительно пояснив, что порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги определяются административным регламентом, при этом органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами (п. 4 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от дата.№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ)).
Постановлением администрации муниципального образования Ейский район от дата№ утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов» (далее - Административный регламент), которым в том числе установлен порядок предоставления муниципальной услуги, основания для отказа в предоставлении данной услуги.
ФИО1 обратилась за предоставлением муниципальной услуги в администрацию муниципального образования Ейский район дата с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:08:0303001:468 площадью 1271 кв.м., расположенного в на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, приложив к нему в копиях справку об инвалидности, паспорт и выписку из Единого государственного реестра недвижимости.
По результатам рассмотрения указанного заявления дата принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, поскольку заявителем не подтвержден статус нуждающегося в улучшении жилищных условий, за предоставлением услуги обратилось лицо, которое не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. В свою очередь, поскольку законодательством Российской Федерации, Административным регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению, и указанный перечень не содержит обязанности гражданина прикладывать к заявлению документацию, подтверждающую его статус, как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязанность по установлению нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий относится к компетенции органа местного самоуправления.
При этом с учетом сложившейся судебной практики и требований законодательства администрацией муниципального образования Ейский район в ходе рассмотрения вышеуказанного заявления надлежащих мер по установлению нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий не принято (за исключением запроса сведений из УЖКХ администрации МО ЕР). При этом УЖКХ согласно подпункту 2.2.3 Административного регламента, не является, органом (организацией) участвующей в предоставлении муниципальной услуги. Пунктом 3.1 Административного регламента предусмотрена возможность формирования и направление исполнителем услуги запросов только в органы (организации), участвующие в предоставлении муниципальной услуги.
Представитель административного ответчика – Управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район, действующая на основании доверенности ФИО3 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме, указав, что в адрес администрации муниципального образования Ейский район дата поступило заявление ФИО1 о предоставлении в аренду без проведения торгов, земельного участка, состоящего на государственном кадастровом учете с кадастровым номером 23:08:0303001:468, площадью 1271 кв.м., расположенного в . В качестве основания предоставления земельного участка заявителем указан подпункт 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон.№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов». дата заявителю подготовлен отказ в предоставлении в аренду рассматриваемого земельного участка, по следующим основаниям. К заявлению ФИО1 приложила: -копию паспорта; -копию справки МСЭ-2018 №; -копию Выписки на земельный участок с кадастровым №.
К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем, статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью»; она регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Исходя из толкования во взаимосвязи части 1 статьи 17 указанного закона, согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и части 16 статьи 17 этого же закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.
Таким образом, право на первоочередное получение земельных участков предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Данная мера социальной поддержки предоставляется не всем инвалидам, а тем из них, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
В связи с тем, что заявителем не был представлен какой либо документ подтверждающий статус нуждающегося в улучшении жилищных условий, специалистами управления в целях полного и всестороннего рассмотрения заявления ФИО1, была запрошена и получена информация из управления жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации муниципального образования Ейский район о том, что ФИО1, дата г.р., проживающая по адресу на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий при управлении ЖКХ и КП не состоит.
Таким образом, наличие у ФИО1 инвалидности само по себе в отсутствие установленного критерия нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий не может выступать безусловным основанием для предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления такого земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами.
Учитывая вышеизложенное, на основании пункта 1 статьи 39.16 Кодекса заявителю отказано в предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов для ИЖС, с кадастровым №, площадью 1271 кв.м., расположенного в <...>.
Действиями управления права заявителя не нарушены в связи с тем, что у ФИО1 какие - либо дополнительные документы (не предусмотренные административным регламентом) не запрашивались. Заявление Черновой подано не по форме установленной административным регламентом, а составлено в произвольной форме, и рассматривалось в порядке Федерального закона № 59-ФЗ, а не в качестве предоставления муниципальной услуги.
Обжалуемый отказ подготовлен с соблюдением норм действующего земельного законодательства, а именно статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а также специальной нормы Федерального закона № - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Принимая во внимание вышеизложенное, просит суд в удовлетворении заявленных требований ФИО1 - отказать в полном объеме.
Представителем административного истца ФИО2 на возражения ответчика был предоставлен отзыв, из которого следует, что предусмотренное статьей 17 Федерального закона от дата № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом цели использования земельного участка ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий, и не содержат обязанности заявителя по постановке на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 39 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от дата № П/0321 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» установлено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагается выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков.
Кроме того, согласно п.1. ч.1 ст. 6 Федерального закона от дата № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации муниципального образования Ейский район от дата№ (с изменениями), установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной собственности или муниципальной собственности, без проведения торгов»», которым не предусмотрена необходимость подтверждения нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий.
Истцом к заявлению была приложена копия справки МСЭ-2018 № от дата, подтверждающая, что она является инвалидом третьей группы.
Доказательствам, подтверждающим её нуждаемость в улучшении жилищных условий является приобщенное в подготовке к материалам дела уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от дата № КУВИ-001/2022-123083775, согласно которому у ФИО1 за период с дата по настоящее время права в отношении каких-либо объектов недвижимости не зарегистрированы (отсутствуют).
Требование о необходимости предоставления (наличия) документа, подтверждающего, что заявитель состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении действующим законодательством не предусмотрено.
Пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от дата № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Требование ответчика о необходимости подтверждения статуса истца в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (постановке её на соответствующий учет), вводит дополнительную обязанность, которая не предусмотрена нормативными правовыми актами, регулирующими оборот земель и противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от дата № 210-ФЗ.
На основании вышеизложенного, на удовлетворении административных исковых требований ФИО1 настаивает в полном объеме.
Выслушав представителя административного истца по доверенности ФИО2, представителя административного ответчика по доверенности ФИО3, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу пунктов 2 и 3 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч.2 ст.11 ЗК РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1, проживающая по адресу: , действительно является инвалидом третьей группы, что подтверждается справкой МСЭ (МСЭ-2018 № от дата), инвалидность установлена бессрочно (л.д.10), и на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит.
дата ФИО1 обратилась в управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район с заявлением о предоставлении ей в аренду без проведения торгов земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу:, с кадастровым №, площадью 1271 кв.м. Цель использования земельного участка: для индивидуального жилищного строительства.
В качестве основания для предоставления земельного участка в своем заявлении ФИО1 указала подпункт 14, пункт 2, статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, ст.17 Федерального закона от дата № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (л.д.4).
Также истица указала, что предоставление муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов», утверждено постановлением администрации муниципального образования Ейский район от дата№ «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов».
Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации муниципального образования Ейский район от дата№ (с изменениями), установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной собственности или муниципальной собственности, без проведения торгов»», которым не предусмотрена необходимость подтверждения нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий. Истцом к заявлению была приложена копия справки МСЭ-2018 № от дата, подтверждающая, что она является инвалидом третьей группы.
Однако, письмом управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район от дата№ ФИО1 было отказано в оказании муниципальной услуги, так как статус нуждающейся в улучшении жилищных условий ею не подтверждён (л.д.22-24).
Оспаривая законность вынесенного отказа управления муниципальных ресурсов администрации МО Ейский район от дата№, административный истец ФИО1 обратилась с настоящим административным иском в суд.
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч.1 ст.62 КАС РФ).
В силу ч.2 указанной статьи, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В письме об отказе в предоставлении административному истцу ФИО1 в аренду земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 1271,0 кв.м., расположенного по адресному ориентиру:, административный ответчик Управление муниципальных ресурсов Администрации МО Ейский район сослался на то, что административным истцом ФИО1 статус нуждающегося в улучшении жилищных условий не подтвержден.
В материалах дела имеется ответ за запрос, предоставленный в Управление муниципальных ресурсов администрации МО Ейский район из Управления жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации муниципального образования из которого следует, что ФИО1, дата г.р., проживающая по адресу на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий при управлении ЖКХ и КП не состоит (л.д.35).
На основании ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяет Федеральный закон от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения статьи 17 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью (часть 1); на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (часть 16).
Статья 17 указанного Федерального закона поименована "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Исходя из толкования ч. 1 ст. 17 Федерального закона от дата N 181-ФЗ, согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и ч. 16 ст. 17 этого же закона, - право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости данной категории лиц в улучшении жилищных условий.
При этом предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (п.5 ч.1 ст.6 Жилищного кодекса РФ).
При этом, как указал Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данная позиция также отражена в кассационном определении Верховного суда Российской Федерации от дата№.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью является реализация им права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, наличие у ФИО1 инвалидности само по себе в отсутствие установленного критерия нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий не может выступать безусловным основанием для предварительного согласования предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке п. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления такого земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами.
Доводы истца о том, что в соответствии с п.2.6. регламента, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Ейский район от дата№, установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые были предоставлены истицей вместе с заявлением в администрацию Ейского района и такого документа, как подтверждение нуждаемости в улучшении жилищных условий не содержится и в соответствии с п.2.8.1 регламента, от заявителя запрещено требовать представления документов и информации или осуществления действий, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами, судом не принимаются во внимание, поскольку у ФИО1 какие-либо дополнительные документы – не предусмотренные административным регламентом управлением муниципальными ресурсами администрации МО Ейский район не запрашивались, доказательств обратного истицей не предоставлено.
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, специалистами управления в целях полного и всестороннего рассмотрения заявления ФИО1, самостоятельно была запрошена и получена информация из управления жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации муниципального образования Ейский район о том, что ФИО1, дата г.р., проживающая по адресу на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий при управлении ЖКХ и КП не состоит (л.д.35).
Кроме того, из пояснений представителя Управления муниципальных ресурсов администрации МО Ейский район следует, что заявление ФИО1 было подано не по форме, установленной административным регламентом, на который ссылается заявитель, а составлено в произвольной форме, и рассматривалось управлением муниципальными ресурсами администрации МО Ейский район в порядке Федерального закона № 59-ФЗ.
Доводы административного истца о том, что согласно Уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости от дата у ФИО1 права в отношении каких-либо объектов недвижимости не зарегистрированы (отсутствуют), что является доказательством, подтверждающим её нуждаемость в улучшении жилищных условий, - не принимаются судом во внимание, поскольку такая мера социальной поддержки как первоочередное получение земельных участков предоставляется только инвалидам и семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющим основания для постановки на жилищный учет, то есть для тех инвалидов, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки, соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.
Ссылка административного истца на представление Ейской межрайонной прокуратуры от дата№ «Об устранении нарушений земельного законодательства», не является доказательством по делу, подтверждающим незаконность принятого Управлением муниципальных ресурсов администрации МО Ейский район решения в отношении ФИО1 в отказе предоставления в аренду земельного участка, в соответствии с Федеральным Законом №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов».
Установив, что ФИО1 не предоставила доказательств, того, что она состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий либо имеются основания для постановки её на такой учет, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Ссылка ФИО1, на то, что не существует никакой зависимости между предоставлением инвалидам земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства от их нуждаемости в улучшении жилищных условий, является несостоятельной, поскольку исходя из буквального толкования статьи 4 Федерального закон от дата N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реализация жилищных прав инвалидов осуществляется не только предоставлением участков для индивидуального жилищного строительства, но и предоставлением земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Так, использование земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства не только для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, но также и для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования только в случае, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из смысла приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий незаконными необходимо наличие двух условий – это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
При этом обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 КАС РФ) возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Давая оценку представленным в материалы дела доказательствам, суд приходит к выводу, что нарушения прав и законных интересов административного истца, допущенных отказом управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район, изложенный в письме от дата№, в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке, - не установлено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к административному ответчику Администрации муниципального образования Ейский район в лице Управления муниципальных ресурсов администрации МО Ейский район о признании незаконным постановления, – необходимо отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.226-227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к административному ответчику Администрации муниципального образования Ейский район в лице Управления муниципальных ресурсов администрации МО Ейский район о признании незаконным постановления, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, через Ейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
При подаче апелляционной жалобы в соответствии со ст.49 ГПК РФ адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия. Иные оказывающие юридическую помощь лица должны представить суду документы, удостоверяющие их полномочия, а также документы о своем высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности.
Судья
Ейского районного суда А.В. Авилов
Мотивированное решение вынесено 30.08.2022г.