ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5322/2013 от 20.12.2013 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи

20.12.2013 г.

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Лебединской М.П.,

с участием представителя истца ФИО1,

ответчиков: представителя ФИО2 - ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 (ее представителя ФИО11), ФИО12 (также законный представитель несовершеннолетних ФИО13, ФИО13, ФИО14), ФИО15, ФИО3, ФИО16,

представителя третьего лица без самостоятельных требований ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю ФИО17,

представителя Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 г. ФИО18,

ГК "Олимпстрой" ФИО19,

рассмотрев гражданское дело по иску ОАО "Кубаньэнерго" к ответчики , администрации г.Сочи, МУП г.Сочи "Муниципальный институт генплана" об оспаривании границ и площади земельного участка,

установил:

ОАО "Кубаньэнерго" обратилось в суд с иском к ответчикам (собственникам помещений <адрес> г.Сочи), администрации г.Сочи, МУП г.Сочи "Муниципальный институт генплана", которым просит признать недостоверным выполненный МУП г.Сочи "Муниципальный институт генплана" расчет минимальной площади земельного участка, необходимой для эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес> в Центральном районе г.Сочи; обязать администрацию г.Сочи внести в постановление Главы г.Сочи от 31.08.2006 № 1643 (п.2) изменения в части исключения из состава подлежащего передаче собственникам помещений в многоквартирном жилом <адрес> в Центральном районе г.Сочи в общую долевую собственность земельного участка территорий общего пользования улиц Роз и Московской площадью соответственно 855 кв.м, и 108 кв.м, а также земельного участка, необходимого для эксплуатации ТП 303 площадью 46 кв.м; обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью 9912 кв.м, носящие временный характер; обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью 46 кв.м, носящие временный характер; обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об уникальных характеристиках - описании местоположения границ хмельного участка с кадастровым номером площадью 9958 кв.м по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, изменив его площадь с уточненной на декларированную; решение обратить к немедленному исполнению.

В обоснование иска указывает, что Постановлением Главы г.Сочи от 31.08.2006 № 1643 утвержден проект границ земельного участка площадью 9958 кв.м, занимаемого многоквартирным домом 82 по <адрес> в Центральном районе г.Сочи, который (участок) передан в общую долевую собственность собственникам помещений в указанном доме для обеспечения его эксплуатации.

Указанный земельный участок, как следует из названного постановления, сформирован в установлением порядке и поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера

Основанием для формирования участка (путем выполнения и согласования проекта его границ) в исходных границах и с указанной площадью являлся расчет его минимальной площади, необходимой для эксплуатации многоквартирного жилого дома по <адрес>, составленный МУП г.Сочи "Муниципальный институт генплана".

Пунктом 2 названного муниципального правового акта предусмотрено, что часть указанного земельного участка площадью 1525 кв.м обременена инженерными сетями, часть площадью 855 кв.м -расположена в "красных линиях" <адрес>, и часть площадью 108 кв.м - в "красных линиях" <адрес>. На обремененную часть участка установлен запрет на строительство новых и реконструкцию существующих строений и сооружений, а также посадку многолетних насаждений.

Земельный участок с кадастровым номером в части образованного из его состава земельного участка с кадастровым номером площадью 46 кв.м предназначен для размещения 2 (второго) этапа "Сочинский РРЭС (Верещагинская - ФИО20 Ручей)" олимпийского объекта федерального значения "Распределительная городская электрическая сеть" (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)", предусмотренного п.152 Программы строительства олимпийских объектов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 991, в соответствии с утвержденной приказом Минрегиона России от 18.12.2012 № 224-ОИ документацией по планировке территории.

Таким образом, нарушение порядка расчета минимальной площади земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома, и, как следствие, издание неправомерного муниципального правового акта, внесение недостоверных сведений в государственный кадастр недвижимости препятствует предоставлению необходимого для реконструкции олимпийского объекта земельного участка, в связи с чем ОАО "Кубаньэнерго" обращается в суд с настоящим иском.

Ответчиком ФИО10 представлен отзыв на иск, которым просит в иске отказать.

В обоснование возражений указывает, что в соответствии со ст.46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Постановление главы г.Сочи от 31.08.2006 г. № 1643 "О передаче земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом по <адрес> в Центральном районе города Сочи, в общую долевую собственность, бесплатно, собственникам помещений в многоквартирном жилом доме" является по своей природе ненормативным правовым актом, изданным органом местного самоуправления.

В силу ч.1 ст.245 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Таким образом, действующее законодательство, регламентирующее оспаривание нормативных и ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не предусматривает такого способа защиты прав как внесение изменений в нормативные, либо ненормативные акты.

Требования ОАО "Кубаньэнерго" "...об обязании администрации г. Сочи внести в Постановление главы г. Сочи от 31.09.2006 г. № 1643 (пункт 2) изменения в части исключения из состава принадлежащего передаче собственникам помещений в многоквартирном жилом доме по <адрес> в Центральном районе г. Сочи в общую долевую собственность земельного участка территорий общего пользования улиц Роз и Московская площадью соответственно 855 кв.м, и 108 кв.м, а также земельного участка, необходимого для эксплуатации ТГ1 303 площадью 46 кв.м.. .", в данном случае, является требованием о вмешательстве судебной власти в деятельность органа местного самоуправления, что недопустимо в силу действия конституционного принципа разделения властей и принципа самостоятельности органов местного самоуправления.

Таким образом, возложение судом обязанности на орган местного самоуправления совершить те или иные действия, не входит в полномочия суда, а требования истца не подлежат удовлетворению как незаконные.

Кроме этого, в силу статьи 3 и 4 ГПК РФ, судебной защите подлежат лишь нарушенные или оспариваемые права или охраняемые законом интересы лиц, которые обращаются за защитой своего права или охраняемого законом интереса.

В своем иске ОАО "Кубаньэнерго" указывает, что нарушение порядка расчета минимальной площади земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома, и, как следствие, издание неправомерного муниципального правового акта, внесение недостоверных сведений в государственный кадастр недвижимости, препятствует предоставлению необходимого для реконструкции олимпийского объекта земельного участка.

В обоснование своих требований истец ссылается на то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером в части образованного из его состава земельного участка с кадастровым номером площадью 46 кв.м, предназначен для размещения 2 (второго) этапа "Сочинский РРЭС (Верещагинская -ФИО20 Ручей)" олимпийского объекта федерального значения "Распределительная городская электрическая сеть" (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)", предусмотренного п.152 Программы строительства олимпийских объектов, утвержденной постановлением правительства РФ от 29.12.2007 № 991, в соответствии с утвержденной приказом Минрегион России от 18.12.2012 № 224-ОИ документацией по планировке территории.

Между тем, права на земельный участок с кадастровым номером были приобретены в соответствии со ст.36 ЗК РФ, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, было осуществлено уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями действующего законодательства.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, земельный участок с кадастровым номером , на котором расположены многоквартирный жилой дом по адресу: г.Сочи, <адрес> и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества, перешли бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Из представленных с исковым заявлением материалов (кадастровые паспорта от 23.07.2013 г. на земельные участки с кадастровым номером и кадастровым номером ), а так же из материалов дела (копия письма ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю от 27.11.2013 г. № 838-10) стало известно, что 23.07.2013 г. в границах земельного участка , который до настоящего момента не снят с кадастрового учета, в результате раздела, были образованы земельные участки с кадастровыми номерами и .

Между тем, в соответствии с ч.4 ст.11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной Форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Таким образом, обязательным условием для образования земельных участков, с кадастровыми номерами и , является наличие согласия всех собственников земельного участка .

Однако, образование земельных участков с кадастровыми номерами и , в нарушение действующего законодательства, проведено без согласия собственников земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 10 Закона РФ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резервирование земель, установление сервитутов, перевод земель из одной категории в другую в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г.Сочи и развитием г.Сочи как горноклиматического курорта регулируются ЗК РФ, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г.Сочи, развитии г.Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

На основании ч.14 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ, если иное не предусмотрено ч.15.1 настоящей статьи, образование земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории для размещения олимпийских объектов допускается с письменного согласия: собственника такого земельного участка; землепользователя или землевладельца, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений.

Статья 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ определяет возможность и порядок изъятия земельных участков, находящихся в частной собственности, в собственность Краснодарского края - при изъятии в целях размещения олимпийских объектов краевого значения.

Полномочия по изъятию земельных участков для федеральных нужд переданы Российской Федерацией на период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года Краснодарскому краю (ч.6 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ).

Согласно частям 4, 16 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ, решение об изъятии земельных участков в собственность Краснодарского края в целях размещения олимпийских объектов федерального значения принимается администрацией Краснодарского края.

Пункт 3 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 № ЗЮ-ФЗ устанавливает правило, согласно которому в случае, если земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов, находятся в частной собственности, предоставлены гражданам или юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды и обременены правами третьих лиц, их изъятие является основанием одновременного прекращения таких прав.

Как следует из п.13 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ, в случае, если в соответствии с документацией по планировке территории для размещения олимпийских объектов или документацией по планировке территорий, прилегающих к олимпийским объектам, предусмотрено образование земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, может быть принято в отношении образуемых земельных участков. В этом случае указанное решение принимается до образования земельного участка из существующего земельного участка.

В соответствии со ст.57 ЗК РФ при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, убытки. Убытки возмещаются землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Положения ст.55 ЗК РФ устанавливают правило, согласно которому принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. В силу ст.279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии с п.2 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ размер убытков, вызванных изъятием земельного участка путем прекращения прав, подлежащих возмещению, определяется на день принятия решения об изъятии земельного участка.

Согласно пунктам 21, 24, 26 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ для определения рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, а также убытков, подлежащих возмещению правообладателям указанных объектов недвижимого имущества в связи с их изъятием, после принятия решения об изъятии указанных объектов недвижимого имущества администрация Краснодарского края совместно с Корпорацией заключает договор с оценщиком на проведение оценки указанных объектов недвижимого имущества и убытков, причиненных таким изъятием. Администрация Краснодарского края, после получения отчета об оценке указанной в части 21 настоящей статьи, осуществляет подготовку проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, и обеспечивает возможность ознакомления с ним лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества. Выкупная цена земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием, предусмотренные указанным в ч.25 настоящей статьи соглашением, не могут превышать размеры, определенные в отчете об указанной в ч.21 настоящей статьи оценке.

Учитывая изложенное, исходя из содержания ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества производится в следующем порядке: принятие решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов; уведомление заинтересованных лиц о принятом решении (ч.18); проведение оценки земельного участка и (или) иного объекта недвижимости и убытков, причиненных таких изъятием (ч.21); подготовка проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельного участка и (или) иного объекта недвижимости и ознакомление с ним лиц, у которых изымаются земельные участки (часть 24); заключение соглашения, содержащего в том числе условия о выкупной цене земельного участка и (или) иного объекта недвижимости, размере убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием (части 25 и 28).

Таким образом, Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ предусматривает, что решение об изъятии земельного участка является основанием для проведения оценки и последующего заключения с лицом, у которого изымается имущество, соглашения об изъятии земельного участка и (или) иного объекта недвижимости. Фактическое изъятие земельного участка и (или) иного объекта недвижимости производится только после заключения соглашения, а в случае, если соглашение не заключено в установленный срок - в судебном порядке на основании решения суда (ч.31 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ).

Письменное согласие собственников на раздел принадлежащего им земельного участка отсутствует. Собственникам до момента подачи настоящего искового заявления не было известно о разделе принадлежащего им земельного участка, каких- либо обращений по вопросу изъятия земельного участка, в установленном законом порядке, не поступало. ОАО "Кубаньэнерго" не обращалось к собственникам жилого дома с целью заключить соглашение об изъятии земельного участка.

Решение об изъятии всего земельного участка площадью 23:49:0204004:133, либо изъятия образованного из его состава земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204004:1127 уполномоченным государственным органом не принималось.

Между тем, Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.03.2012 № 172-р "Об установлении сервитутов в. целях строительства и эксплуатации олимпийского объекта федерального значения" в соответствии с приказами Министерства регионального развития Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 185-ОИ "Об утверждении проекта межевания территории для размещения первого этапа Сочинского РРЭС (район от ПС 110 кВ "Верещагинская" до площадки новой ПС 110 кВ "ФИО20 ручей") олимпийского объекта "Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)", от 7 декабря 2012 года N 216-ОИ "Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания) для размещения 2-го этапа "Сочинский РРЭС (Хоста - Верещагинская)" олимпийского объекта "Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)" в том числе, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204004:133. в интересах открытого акционерного общества энергетики и электрификации Кубани, утверждена необходимость установления сервитута в целях строительства и эксплуатации олимпийского объекта федерального значения "Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)".

Таким образом, уполномоченным органом принято решение об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204004:133 для размещения, в том числе, 2 (второго) этапа "Сочинский РРЭС (Верещагинская -ФИО20 Ручей)" олимпийского объекта Федерального значения "Распределительная городская электрическая сеть" (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)".

Учитывая изложенное, постановка на учет земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204004:1127 была произведена незаконно.

Решений в отношении незаконно поставленного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204004:1127 уполномоченным органом не принималось, следовательно, права, свободы и законные интересы ОАО "Кубаньэнерго" не были нарушены.

Постановление главы администрации г. Сочи от 31.08.2006 г. № 1643 не нарушает права, свободы и законные интересы ОАО "Кубаньэнерго".

Наряду с изложенным, в силу ст.3 ГПК РФ истец в отсутствие доказательств, подтверждающих наличие у него права на спорный земельный участок, не вправе оспаривать постановление главы администрации № 1643 от 31.08.2006 г. о передаче земельного участка собственникам.

Между тем, именно ОАО "Кубаньэнерго" нарушает действующее российское законодательство, обращение общества с данными требованиями в Центральный районный суд г.Сочи, имеет своей целью воспрепятствование осуществлению строительства 1 (первого) и 2 (второго) этапа "Сочинский РРЭС (Верещагинская -ФИО20 Ручей)" олимпийского объекта "Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)".

В соответствии с Соглашениями об установлении сервитутов для строительства 1 (первого) и 2 (второго) этапа "Сочинский РРЭС (Верещагинская - ФИО20 Ручей)" олимпийского объекта Федерального значения "Распределительная городская электрическая сеть", заключенными во исполнение Распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.03.2012 № 172-р, приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 185-ОИ и от 7 декабря 2012 года № 216-ОИ, земельный участок с кадастровым номером обременен правами ОАО "Кубаньэнерго".

В случае изъятия, снятия с кадастрового учета земельного участка с номером , ОАО "Кубаньэнерго" утратит право пользования частью территории данного земельного участка на основании п.3 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ, что сделает невозможным строительство олимпийского объекта "Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)".

Кроме этого, в соответствии с п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Положениями ст.256 ГПК РФ и п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 года № 2/1 предусмотрен трехмесячный срок для обращения с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления. Заявление стороны в споре о применении срока исковой давности является основанием к отказу в иске при условии, что оно сделано на любой стадии процесса до вынесения решения судом первой инстанции и пропуск указанного срока подтвержден материалами дела.

Исходя из положений ч.1 ст.4 и ч.1 ст.256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Между тем, ОАО "Кубаньэнерго" пропустило установленный законодательством трехмесячный срок предъявления требований об оспаривании Постановлении главы г.Сочи от 31.08.2006 г. № 1643 "О передаче земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом по <адрес> в Центральном районе г.Сочи, в общую долевую собственность, бесплатно, собственникам помещений в многоквартирном жилом доме", поскольку о передаче собственникам помещений в многоквартирном жилом доме по <адрес> в Центральном районе г.Сочи в общую долевую собственность, находящийся в государственной собственности земельный участок общей площадью 9958 кв.м для обеспечения эксплуатации многоквартирного жилого дома, истцу было известно уже с момента регистрации здания трансформаторной подстанции 303 (свидетельство о регистрации права от 28.10.2009 г. № 23-АЖ 002856).

Кроме этого, 14.03.2012 г. между истцом и собственниками земельного участка по <адрес> заключено Соглашения об установлении сервитута № 252, что является неоспоримым доказательством того, что ОАО "Кубаньэнерго" было известно об оспариваемом ненормативном акте.

Таким образом, пропуск ОАО "Кубаньэнерго" установленного законодательством трехмесячного срока для предъявления требований об оспаривании ненормативного акта является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.

Наряду с изложенным, требование ОАО "Кубаньэнерго" о признании недостоверным выполненного МУП "Муниципальный институт генплана" расчета минимальной площади земельного участка, необходимой для эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес> в Центральном районе г.Сочи, противоречит положениям ГПК РФ, поскольку указанный расчет не является нормативным правовым актом, либо ненормативным правовым актом и сам по себе не порождает правовых последствий, в связи с чем не мог повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц и не подлежит обжалованию в установленном ГПК РФ порядке.

Ссылаясь на недостоверность расчета, истцы, между тем, не представили каких-либо доказательств, что МУП "Муниципальный институт генплана", был сделан иной расчет, чем тот, на основании которого Постановлением главы г. Сочи от 31.08.2006 г. № 1643 утверждена площадь земельного участка, что позволяет сделать вывод, что утверждения общества в этой части не имеют под собой оснований.

Между тем, вопреки доводам истца о недостоверности расчета, расчет минимальной площади земельного участка выполнен в полном соответствии с Методикой расчета нормативных размеров земельных участков в общем имуществе многоквартирного дома, утвержденного Постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.04.2004 № 345 с применением соответствующего удельного показателя.

Доказательств обратного ОАО "Кубаньэнерго" не представлено.

При расчете, минимальная площадь земельного участка, занятого многоэтажным жилым <адрес>, составила 10700,62 кв.м.

В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 26.09.1997 № 1223 "Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах", действовавшего на момент подготовки расчета минимальной площади земельного участка, если фактическая площадь земельного участка в существующей застройке меньше нормативных размеров площади, бесплатно передаваемой в общую долевую собственность домовладельцев в соответствии с действующим законодательством, и увеличение размеров земельного участка в кондоминиуме за счет смежных земельных участков не представляется возможным, то границы передаваемого земельного участка в кондоминиуме устанавливаются по фактически существующим границам.

С учетом положений данной нормы, размер земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204004:133 был установлен менее рассчитанной минимальной площади земельного участка, составившей 10700,62 кв.м, в фактически существующих границах, в размере 9958 кв.м.

Таким образом, Постановлением главы г.Сочи от 31.08.2006 г. № 1643 утверждены фактически сложившиеся границы земельного участка с кадастровым номером по результатам выполненного МУП "Муниципальный институт генплана" правомерного расчета минимальной площади земельного участка.

Кроме этого, в силу п.6 Постановления Правительства РФ от 26.09.1997 № 1223 территория общего пользования (основные проезды, детские, физкультурные и спортивные площадки и сооружения, массивы зеленых насаждений, иные объекты общего пользования) в границах квартала, микрорайона или другого элемента планировочной структуры подлежит передаче в собственность или аренду домовладельцам или товариществу собственников жилья только при условии установления соответствующих ограничений и сервитутов.

На основании положений действовавшего на момент передачи земельного участка законодательства, п.2 Постановления главы г.Сочи от 31.08.2006 г. № 1643 "О передаче земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом по <адрес> в Центральном районе города Сочи, в общую долевую собственность, бесплатно, собственникам помещений в многоквартирном жилом доме" в отношении части земельного участка установлено обременение. На обремененную часть земельного участка установлены ограничения в использовании - запрещено строительство, реконструкция существующих строений и сооружений, посадка, многолетних насаждений, запрет на установку дополнительных ограждений.

Выделение земельного участка в "красных линиях" было обусловлено, в том числе, невозможностью иным образом обеспечить проход и проезд собственников жилого дома к принадлежащему им имуществу.

Таким образом, Постановления главы г.Сочи от 31.08.2006 г. № 1643 "О передаче земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом по <адрес> в Центральном районе города Сочи, в общую долевую собственность, бесплатно, собственникам помещений в многоквартирном жилом доме" соответствует нормам законодательства и является законным.

Довод истца об исключении земельного участка, необходимого для эксплуатации трансформаторной подстанции 303 из состава земельного участка, сформированного для эксплуатации многоквартирного жилого дома не имеют под собой законных оснований.

Согласно ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного лома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Как было указано, собственникам помещений многоквартирного жилого дома по <адрес> на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 9958 кв.м. Участок поставлен на кадастровый учет, границы его установлены, в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о координатах характерных точек границ земельных участков.

Доказательства того, что земельный участок для эксплуатации трансформаторной подстанцией 303 предоставлен ОАО "Кубаньэнерго", на каком-либо праве, в материалах дела отсутствуют.

Наряду с изложенным, процедура изъятия земельного участка, предусмотрена статьями 49, 55, 63 Земельного кодекса Российской Федерации и статьями 279-281 ГК РФ.

Согласно п. 1 и 2 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 272, статьи 282 Кодекса.

Согласно п. ст.279 ГК РФ и ст.49 ЗК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

Согласно пп.3 п.1 ст.63 ЗК РФ изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после возмещения в соответствии со ст.62 ЗК РФ в полном объеме убытков.

В силу п.3 ст.55 ЗК РФ порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Указанный порядок регулируется нормами статей 279, 201, 282 ГК РФ, из содержания которых следует, что выкуп земельного участка осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления и при условии выплаты собственнику равноценного возмещения стоимости земельного участка, определяемого по соглашению с собственником, а при отсутствии соглашения - по решению суда.

По смыслу указанных норм, а также с учетом разъяснений, изложенных в п.28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 11 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" изъятие земельного участка является способом принудительного отчуждения имущества, по существу представляет собой сделку купли-продажи имущества по цене, определенной в порядке, установленном статьями 281-282 ГК РФ.

Указанное означает, что изъятие земельного участка влечет прекращение права собственности собственника земельного участка, у которого данное имущество изымается, и возникновение данного права у публично-правового образования, в пользу которого производится изъятие для государственных (муниципальных) нужд.

Между тем, земельный участок ответчиков поставлен на кадастровый учет 18.10.2005 г., на основании Постановления главы г.Сочи от 31.08.2006 г. № 1643 земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом по <адрес> в Центральном районе города Сочи, передан собственникам помещений в многоквартирном жилом доме и принадлежит им на праве общей долевой собственности.

Доказательств прекращения права собственности жителей многоквартирного дома по <адрес>, на земельный участок с кадастровым номером площадью 9958 кв.м в материалы дела не представлено.

Право собственности на трансформаторную подстанцию возникло у истца только 28.10.2009 г.

Таким образом, имеет место фактическое размещение трансформаторной подстанции истца на земельном участке ответчика, в результате размещения которой, право собственности ответчиков на земельный участок не прекратилось.

Сам по себе факт размещения на указанном земельном участке сооружения (ТП 303) не прекращает прав ответчиков на земельный участок, а правоотношения правообладателей объектов в таком случае регулируются, в частности, нормами ст.271 ГК РФ, которая не исключает возможность нахождения земельного участка и недвижимого имущества, расположенного на нем, в собственности разных лиц.

Каких-либо решений относительно изъятия земельного участка с кадастровым номером площадью 9958 кв.м уполномоченными органами не принималось, ввиду чего основания для прекращения права собственности ответчиков на. принадлежащий им земельный участок отсутствуют.

Дополнительно сообщаем, что ОАО "Кубаньэнерго" снесло здание трансформаторной подстанции 303, вследствие чего, объект недвижимости прекратил свое существование.

Пунктом 1 ст.235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается, в том числе, при гибели или уничтожении имущества.

Земельный участок с кадастровым номером , на котором была расположена существовавшая трансформаторная подстанция 303, принадлежит собственникам помещений многоквартирного жилого дома <адрес> г.Сочи.

Утрата недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключает возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, а противоречие между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, в случае гибели или уничтожения такого объекта могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество, при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.

В судебном заседании представитель ОАО "Кубаньэнерго" на удовлетворении требований настаивал.

Ответчик администрация г.Сочи, МУП г.Сочи "Муниципальный институт генплана" своих представителей в суд не направили, извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению дела по правилам ст.167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю указал на алгоритм снятия с кадастрового учета и постановки на кадастровый учет земельный участков, который определен Федеральным законом о государственном кадастре недвижимости.

Представители Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 г. и ГК "Олимпстрой" требования иска поддержали.

Представитель ФИО10 - ФИО11 обоснование возражений поддержала.

Ответчик ФИО16 согласился с позицией, оглашенной представителем ФИО10 - ФИО11

Ответчик ФИО15 указала, что с момента строительства дома трансформаторная подстанция обеспечивала энергоснабжение дома, в связи с чем является общим имуществом собственников помещений дома.

Ответчик ФИО4 указала, что данные трансформаторные подстанции имеют свойство взрываться, поэтому истец должен ее убрать за пределы земельного участка под многоквартирным жилым домом.

Присутствующие ответчики: представитель ФИО2 - ФИО3, ФИО5, ФИО6, Ч.Е.ВБ., ФИО8, ФИО9, ФИО12 (также законный представитель несовершеннолетних ФИО13, ФИО13, ФИО14), ФИО15, ФИО3 по существу иска мнение не представили.

Иные ответчики, извещенные о времени и месте судебного заседания (путем вывешивания объявлений в подъездах дома, направления извещений с уведомлением), в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не поступало, что не препятствует рассмотрению дела по правилам ст.167 ГПК РФ.

Изучив доводы сторон, материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Постановлением главы г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект границ земельного участка площадью 9958 кв.м, занимаемого многоквартирным домом по <адрес> в Центральном районе г.Сочи, земельный участок передан в общую долевую собственность собственникам помещений в указанном доме для обеспечения его эксплуатации.

Указанный земельный участок, как следует из названного постановления, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 23:49:0204004:133.

Основанием для формирования участка (путем выполнения и согласования проекта его границ) в исходных границах и с указанной площадью являлся расчет его минимальной площади, необходимой для эксплуатации многоквартирного жилого дома по <адрес>, составленный МУП г.Сочи "Муниципальный институт генплана".

Пунктом 2 названного муниципального правового акта предусмотрено, что часть указанного земельного участка площадью 1525 кв.м обременена инженерными сетями, часть площадью 855 кв.м расположена в "красных линиях" <адрес>, и часть площадью 108 кв.м - в "красных линиях" <адрес> обремененную часть участка установлен запрет на строительство новых и реконструкцию шествующих строений и сооружений, а также посадку многолетних насаждений.

Выполненный МУП г.Сочи "МИГ" расчет минимальной площади является недостоверным, произведен с нарушением обязательных правил и требований, что привело к изданию неправомерного муниципального акта о передаче участка площадью в соответствии с данным расчетом собственникам помещений в многоквартирном жилом доме, внесению соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.

Земельный участок с кадастровым номером в части образованного из его состава земельного участка с кадастровым номером площадью 46 кв.м предназначен для размещения 2 (второго) этапа "Сочинский РРЭС (Верещагинская - ФИО20 Ручей)" олимпийского объекта федерального значения "Распределительная городская электрическая сеть" (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)", предусмотренного п.152 Программы строительства олимпийских объектов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 991, в соответствии с утвержденной приказом Минрегиона России от 18.12.2012 № 224-ОИ документацией по планировке территории.

При этом суд указывает, что здание трансформаторной подстанции 303 находится в собственности ОАО "Кубаньэнерго", запись о регистрации права от 28.10.2009 г. № 23-23-50/087/2009-332 на основании плана приватизации, зарегистрированного Департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края 01.02.1993 г. В этой связи, в силу ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", определяющей, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом, и государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей, моментом возникновения зарегистрированного права является 01.02.1993 г.

При этом, здание трансформаторной подстанции 303, имеющей собственника, не могло быть включено в общее имущество собственников помещений МКД на основании ст.36 ЖК РФ.

Суд отмечает, что Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ не исключает права формирования земельных участков для олимпийских нужд без согласования с их правообладателями.

Суд также отмечает, что реконструкция линейных объектов определена как изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (ч.14.1 ГрК РФ), поэтому реконструкция линейного объекта не влечет прекращения права собственности в смысле ч.1 ст.235 ГК РФ.

Согласно ч.1 ст.196 ГПК РФ при принятии решения суд в том числе определяет каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу.

В соответствии с ч.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст.12 ГК РФ.

Согласно ст.153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Таким образом, действия лиц по установлению границ земельного участка и передача его в собственность собственникам помещений МКД, является сделкой.

В силу статей 12, 166 - 168 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права; предъявления требования о признании недействительной ничтожной сделки и применении последствий ее недействительности.

Ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (ч.1 ст.166). Учитывая, что ГК РФ не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.

В связи с тем, что ничтожная сделка не порождает юридических последствий, она может быть признана недействительной лишь с момента ее совершения.

Согласно положениям ч.1 ст.36 ЖК РФ границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности с учетом элементов озеленения и благоустройства, иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенных на указанном земельном участке объектов.

Понятие нормативного размера таких земельных участков и особых положений о порядке определения их размеров и границ ЖК РФ не содержит, в связи с чем существующая правовая доктрина придерживается мнения, что и после вступления в силу ЖК РФ необходимо руководствоваться ранее предусмотренным порядком за некоторыми исключениями (так, ЖК РФ не содержит оснований и возможности приобретения земельного участка площадью, превышающей определенную в соответствии с установленным порядком).

Согласно ст.5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов и состоит из ЖК РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Таким образом, при расчете необходимой для эксплуатации многоквартирного жилого дома площади необходимо руководствоваться Методикой расчета нормативных размеров земельных участков в общем имуществе многоквартирного дома, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.04.2004 № 345.

Пунктом 1.2 данной Методики предусмотрено, что целью определения размеров земельных участков в общем имуществе многоквартирного дома и установление их границ является формирование общего имущества многоквартирного дома как единого планировочно обособленного комплекса недвижимого имущества, установления земельной доли в общей собственности, приходящейся на каждого домовладельца в общем имуществе многоквартирного дома, исходя из площади помещений, находящихся в его собственности.

В основу Методики положен принцип определения величины удельных показателей земельной доли для зданий разной этажности на основе градостроительных нормативов различных периодов жилищного строительства (п.2.1) и нормативных документов, регламентирующих размеры элементов жилой территории, как то: территории непосредственно под жилыми домами, проезды и проходы к жилым зданиям, автопарковки, зеленые насаждения, площадки для отдыха и игр детей, хозяйственные и физкультурные площадки (п.2.3).

Определение размеров земельных участков для нежилых помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, осуществляется на основании градостроительных нормативов с учетом обеспечения требований по их эксплуатации (организация подъездов, подходов, площадок для разворота и временного хранения автомобилей и т.д.) (п. 2.5).

При этом п.2.6 Методики предусматривает при определении размера земельного участка в общем имуществе многоквартирного дома с учетом плотности застройки необходимость исключения участков школ, детских дошкольных учреждений, других учреждений культурно-бытового обслуживания, территорий общего пользования и т.д.

В границах спорного земельного участка расположено здание трансформаторной подстанции 303 литер А площадью 23,7 кв.м, которая подлежит реконструкции в рамках проведения олимпийских мероприятий и принадлежит на праве собственности истцу.

В соответствии с ч.1 ст.36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, имеют собственники (пользователи, владельцы) таких объектов недвижимого имущества.

Однако земельный участок, необходимый для эксплуатации ТП 303, из состава земельного участка, сформированного для эксплуатации многоквартирного жилого дома, исключен не был.

При этом линейные объекты входят в понятие "красных линий", определение которым дано в ч.11 ст.1 ГрК РФ.

Включение указанной территории в границы спорного земельного участка с истцом не согласовывались, несмотря на имеющиеся у собственников сведений о титульном владельце ТП 303, построенной вместе с возведением самого многоквартирного дома, что не только не опровергается, но и подтверждается ответчиками.

С учетом социальной значимости земли ст.129 ГК РФ устанавливает правило об отчуждении земли и иных природных ресурсов в той мере, в какой их оборот допускается соответствующими законами.

Ограничения оборота установлены земельным законодательством. Статья 27 ЗК РФ устанавливает, что изъятые из оборота земельные участки не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Частью 12 статьи 85 ЗК РФ предусмотрен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами вне зависимости от их расположения в какой-либо территориальной зоне.

Суд повторяется и указывает, что для разграничения таких земель от иных ч.11 ст.1 ГрК РФ содержит понятие "красные линии" (линии, обозначающие границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, в том числе линейно-кабельные сооружения, трубопроводы, автомобильные и железные дороги и иные подобные сооружения).

То есть нормами гражданского и земельного законодательства установлены пределы границ земельных участков, которые могут быть переданы в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном жилом доме.

Из оспариваемого постановления Главы г.Сочи (п.2) усматривается, что части предоставленного собственникам помещений в многоквартирном жилом доме земельного участка расположены за границами "красных линий", разграничивающих спорный участок с участками общего пользования, занятыми улицами <адрес> и <адрес>.

При этом истец не оспаривает право ответчиков как собственников помещений в многоквартирном доме на приобретение в общую долевую собственность расположенного под ним земельного участка.

Предметом иска является спор о нарушении норм земельного, гражданского и градостроительного законодательства при формировании границ указанного земельного участка.

Необходимость учета и исключения при формировании земельного участка территорий под объектами недвижимости, принадлежащими третьим лицам, а также территорий общего пользования предусмотрена как законодательством, действующим в настоящее время, так и ранее действовавшими нормами права.

В соответствии со ст.11.1 ЗК РФ земельный участок как объект гражданско-правовых отношений это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.7 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Сведения об уникальных характеристиках земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости (ч.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).

Статьями 38, 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ предусмотрена обязательность согласования местоположения границ формируемого земельного участка со смежными землепользователями (землевладельцами, собственниками земельных участков).

Однако с истцом как титульным владельцем земельного участка, на котором расположена ТП 303, такое согласование не проводилось, доказательств извещения об этом не представлено. При формировании земельного участка МУП г.Сочи "Муниципальный институт генплана" не учел наличие здания трансформаторной подстанции 303, имеющего титульного собственника, на формируемом земельном участке.

Допущенные при формировании земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204004:133 нарушения пунктов 2.6 и 2.9 Методики, соответствующих требованиям ст.129 ГК РФ, статьям 27, 85 ЗК РФ, а также п.4.10 СП 42.13330.2011 являются основанием для внесения соответствующих изменений в постановление Главы г.Сочи от 31.08.2006 № 1643, а также в государственный кадастр недвижимости в целях исключения из всех учетных и информационных государственных баз данных недостоверных сведений, на основании последствий недействительности сделки.

Суд делает вывод, что несмотря на неустановление границ земельного участка истца на местности (здание трансформаторной подстанции 303), их фактическое местоположение было определено границами самого здания трансформаторной подстанции 303. Данный земельный участок у истца не изымался, и право на данный участок не прекращалось.

Судом также устанавливает, что при формировании границ земельного участка под МКД, фактически не проверялось наличие прав смежных землепользователей в данном кадастровом квартале.

С учетом изложенного судом сделан вывод о том, что представленные в материалы дела доказательства с достоверностью подтверждают факт наложения земельных участков истца и земельного участка сформированного земельного участка для МКД и нарушения тем самым прав истца на земельный участок для использования здания трансформаторной подстанции 303, находящийся в его собственности с 01.02.1993 г.

Нарушение порядка расчета минимальной площади земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома, и, как следствие, издание неправомерного муниципального правового акта, внесение недостоверных сведений в государственный кадастр недвижимости препятствует предоставлению необходимого для реконструкции олимпийского объекта земельного участка, явилось для правообладателя линейного объекта ОАО "Кубаньэнерго" поводом для обращения в суд.

Установив, что постановление Главы г.Сочи от 31.08.2006 № 1643 издано с нарушением норм земельного и гражданского законодательства, повлекшим нарушение права истца на земельный участок, суд признает указанный ненормативные правовой акт незаконным в оспариваемой части.

Доводы о пропуске ОАО "Кубаньэнерго" установленного ч.1 ст.256 ГПК РФ срока обращения в суд с заявлением об оспаривании решений органов местного самоуправления несостоятельны, так как требования об оспаривании ненормативных актов органа местного самоуправления заявлены истцом совместно с иском об оспаривании площади и границ земельного участка, которые в соответствии с руководящими разъяснениями п.2 абз.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 г. № 10/22 относятся к искам о правах на недвижимое имущество, т.е. рассматриваемых в рамках искового производства, оснований для применения положений ч.2 ст.256 ГПК РФ, регулирующей производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, и предусматривающей отказ в удовлетворении заявления в случае пропуска гражданином трехмесячного срока обращения в суд без уважительных причин, у суда в данном случае не имеется.

Земельный участок с кадастровым номером в части образованного из его состава земельного участка с кадастровым номером площадью 46 кв.м предназначен для размещения 2 (второго) этапа "Сочинский РРЭС (Верещагинская - ФИО20 Ручей)" олимпийского объекта федерального значения "Распределительная городская электрическая сеть" (проектные и изыскательские заботы, реконструкция и строительство)", предусмотренного п.152 Программы строительства олимпийских :5ъектов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 991, в соответствии с утвержденной приказом Минрегиона России от 18.12.2012 № 224-ОИ документацией по планировке территории.

В соответствии с Планом-графиком строительства олимпийских объектов, утвержденным Наблюдательным советом ГК "Олимпстрой", землеотвод для размещения указанного олимпийского объекта должен быть завершен в сентябре 2013 г.

В настоящее время разработана проектная документация объекта, проведена ее государственная экспертиза (заключение от 12.04.2013 № 332-13/РГЭ-2146/02).

Строительство технологически сложного олимпийского объекта инженерной инфраструктуры, приостановка которого с учетом установленного Планом-графиком строительства срока ввода его в эксплуатацию в октябре 2013 г. может привести к необратимым последствиям для г.Сочи и Российской Федерации, принимающей зимние Олимпийские игры в 2014 г., в связи с отсутствием технической возможности ускорить в целях ликвидации просрочек выполнение строительно-монтажных и иных работ по реконструкции объекта.

Таким образом, неправомерный расчет площади земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома по <адрес> в Центральном районе г.Сочи, положенный в основу при формировании его границ, проведении кадастрового учета и предоставлении его собственникам помещений в многоквартирном жилом доме по <адрес>, препятствует своевременному исполнению принятых истцом на себя обязательств.

В соответствии с ч.33.1 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г.Сочи, развитии г.Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящее решение обратить к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

признать недостоверным выполненный МУП г.Сочи "Муниципальный институт генплана" расчет минимальной площади земельного участка, необходимой для эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес> в Центральном районе г.Сочи.

обязать администрацию г.Сочи внести в постановление Главы г.Сочи от 31.08.2006 № 1643 (п.2) изменения в части исключения из состава подлежащего передаче собственникам помещений в многоквартирном жилом доме по <адрес> в Центральном районе г.Сочи в общую долевую собственность земельного участка территорий общего пользования улиц <адрес> и <адрес> площадью соответственно 855 кв.м, и 108 кв.м, а также земельного участка, необходимого для эксплуатации ТП 303 площадью 46 кв.м.

обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью 9912 кв.м, носящие временный характер.

обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью 46 кв.м, носящие временный характер.

обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об уникальных характеристиках - описании местоположения границ хмельного участка с кадастровым номером 23:49:0204004:133 площадью 9958 кв.м по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, изменив его площадь с уточненной на декларированную.

в соответствии с ч.33.1 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г.Сочи, развитии г.Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящее решение обратить к немедленному исполнению.

решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца дней с момента составления решения в окончательной форме.

мотивированное решение составлено 25.12.2013 г.

Председательствующий