Дело №2-532/2020
УИД:13RS0019-01-2020-001087-32
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Рузаевка 30 декабря 2020 г. Рузаевский районный суд Республики Мордовия
в составе председательствующего судьи Казанцевой И.В.
при секретаре Емагуловой А.Х.
с участием в деле:
истицы - ФИО1, ее представителя - адвоката Чевиной Ю.И.
ответчика - государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное), его представителя ФИО2
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества «Рузаевский завод химического машиностроения», его представителя ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о защите пенсионных прав,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) (далее - УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное), орган, осуществляющий пенсионное обеспечение) о защите пенсионных прав по тем основаниям, что решением УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 21 февраля 2020 г. № ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия специального стажа. В специальный стаж не включен период работы маляром в АО «Рузхиммаш».
С решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, она не согласна, полагает, что периоды работы маляром в АО «Рузхиммаш» подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку в спорные периоды при выполнении работы маляра была занята выполнением работ с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности в течение полного рабочего дня. На момент обращения с заявлением ее специальный стаж составлял более 20 лет при требуемом не менее 10 лет.
Просит признать незаконным решение УПФР в Рузаевскоммуниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 21 февраля 2020 г. № в части отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа и во включении в специальный стаж периода работы маляром ремонтно-строительного цеха № в АО «Рузхиммаш» с 05.09.1997 по 25.10.2016, обязать УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы маляром ремонтно-строительного цеха № в АО «Рузхиммаш» с <данные изъяты>
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд в соответствии с частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не просивших суд об отложении судебного разбирательства в связи с неявкой по уважительной причине.
Истица ФИО1 и ее представитель - адвокат Чевина Ю.И. в судебном заседании с их участием заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям поддержали.
Представитель ответчика - УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) по доверенности ФИО2 в судебном заседании с ее участием заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в решении УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 21 февраля 2020 г. №.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - АО «Рузхиммаш» по доверенности ФИО3 в судебном заседании с его участием против удовлетворения заявленных требований не возражал.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд удовлетворяет заявленные требования частично по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом установлено, что 12 февраля 2020 г. ФИО1 обратилась в УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (т.1л.д.116-119).
Решением УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 21 февраля 2020 г. №ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа, при требуемом специальном стаже не менее 10 лет специальный стаж отсутствует.
В специальный стаж не включен период работы ФИО1 маляром в ремонтно-строительном цехе № АО «Рузхиммаш» <данные изъяты> в связи с отсутствием документов, подтверждающих занятость выполнением работы маляра с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности не менее 80 процентов рабочего времени, а также в связи с отсутствием сведений в лицевом счете застрахованного лица об особых условиях труда (т.1л.д.7, 103).
Согласно приказам, изданным работодателем, записям в трудовой книжке и личной карточке работника формы Т2 ФИО1 работает в ОА «Рузхиммаш» с 5 августа 1997 г. по настоящее время: <данные изъяты>
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ (в редакции, действующей с 1 января 2019 г.), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему федеральному закону).
В ранее действовавшей редакции части 1 статьи 8 право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно подпункту «б» пункта 1 указанного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В разделе XXXIII «Общие профессии» Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10, подлежащего применению к спорному периоду работы ФИО1, указана профессия «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности» (позиция №).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила).
В пункте 43 Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В силу пунктов 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно статье 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Из приведенных нормативных положений следует, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в стаж работы, в том числе в стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
<данные изъяты>
В системе обязательного пенсионного страхования ФИО1 зарегистрирована 2 декабря 1997 г. (т.1л.д.133).
В соответствии с должностной инструкцией маляра, утвержденной генеральным директором ОАО «Рузхиммаш» 19 марта 2001 г., в обязанности маляра входит: окрашивание поверхностей, требующих высококачественной отделки после нанесения шпатлевок и грунтовочных слоев красками и лаками в несколько тонов, их шлифование и полирование; обработка поверхностей замедлителями коррозии; покрытие изделий лаками на основе битума и нитролаками; межоперационная защита фосфатирующими грунтовками листового материала и профильного проката; составление смесей из масляных красок и лаков, нитрокрасок, нитролаков и синтетических эмалей; подбор колера по заданным образцам (т.1 л.д.27-29).
Согласно должностной инструкции маляра 4 разряда, утвержденной главным инженером ОАО «Рузхиммаш» 1 марта 2011 г., в обязанности маляра 4 разряда входит: окрашивание поверхности сухими порошками, различными красками, лаками в несколько тонов, шлифование, лакирование, полирование, шпаклевание, грунтование, проолифливание их механизированным инструментом; нанесение на поверхности рисунки по трафаретам в четыре и более тонов; самостоятельное составление сложного колера; окрашивание после грунтования поверхности методом холодного безвоздушного опыления (т.1л.д.30-33).
11 декабря 1995 г. по результатам проведения оценки условий труда маляров ремонтно-строительного цеха № составлена карта оценки рабочего места по условиям труда, содержащая сведения о наличии вредных химических веществ, превышающих установленные нормативы: ксилол (III) мг/м3 - в 10 раз, толуол (III) мг/м3 - в 3,3 раза, бензол (II) мг/м3 - в 1,7 раза, бензин (IV) мг/м3 - в 5,6 раза, ацетон (IV) мг/м3 - в 6,2 раза, углеводород (IV) мг/м3 - в 3,8 раза (т.1л.д.22).
25 октября 2011 г. по результатам аттестации рабочего места маляров ремонтно-строительного цеха № составлена карта аттестации рабочего места по условиям труда №а, согласно которой условия труда маляров ремонтно-строительного цеха № отнесены к вредным условиям труда (класс 3.2), работникам данной профессии установлено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по профессии «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», предусмотренной Списком № (раздел XXXIII «Общие профессии» позиция №) (т.1л.д.34-40, т.2л.д.188-201, т.6л.д.218-230).
1 июня 2016 г. по результатам проведения специальной оценки условий труда маляров ремонтно-строительного участка №, отчет о проведении которой утвержден 7 сентября 2016 г., составлена карта специальной оценки условий труда №а, в которой указано об отсутствии у маляров ремонтно-строительного участка № права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (т.6л.д.35-141).
Из справки о характере выполняемой работы малярами цеха № от 21 июля 2011 г. №, выданной ОАО «Рузхиммаш», следует применение малярами цеха № краски ускоренной сушки на основе алкидного и акрилового лака (т.3л.д.61).
В паспортах качества и санитарно-эпидемиологических заключениях на эмали алкидные для наружных и внутренних работ указано: грунт-эмаль 3 в 1 по ржавчине ускоренной сушки, содержащий в своем составе вредные вещества не ниже 3 класса опасности (ксилол, свинец) (т.4л.д.67, 69-70); эмаль эпоксиэфирная различных цветов, содержащая в своем составе вредные вещества не ниже 3 класса опасности (формальдегид, фенол, бензол) (т.4л.д.68-69); грунтовка эпоксиэфирная ЭФ-065, содержащая в своем составе вредное вещество не ниже 3 класса опасности (ксилол) (т.4 л.д.70-71); эмали алкидные матовые (ксилол, уайт-спирит, сольвент, свинец) (т.4л.д.72-73).
Из справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, выданной ОА «Рузхиммаш», скорректированной с учетом результатов проведения оценки условий труда маляров ремонтно-строительного цеха № и ремонтно-строительного участка №, следует, что ФИО1 в период с 5 сентября 1997 г. по 7 сентября 2016 г. работала в ремонтно-строительном цехе № и на ремонтно-строительном участке № по профессии маляр, занятый на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, в течение полного рабочего дня, за исключением следующих периодов: отпуск без сохранения заработной платы с <данные изъяты>, специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ по Списку №2 (позиция 23200000-13450), утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10, составляет 18 лет 8 месяцев 13 дней (т.5л.д.237-238).
Согласно заключению государственной экспертизы условий труда, проведенной Министерством социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия, условия труда ФИО1 при выполнении работ маляра ремонтно-строительного цеха № в ОА «Рузхиммаш» относятся к особым условиях труда, работа маляра, выполняемая ФИО1 в периоды с <данные изъяты>, соответствовала характеристике работ по профессии «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», предусмотренной Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 (раздел XXXIII «Общие профессии» позиция №) (т.5л.д.1-6).
В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», устанавливающего правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяющего правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, вступившего в силу с 1 января 2014 г., за исключением статьи 18 настоящего федерального закона, вступившей в силу с 1 января 2016 г., в случае, если до дня вступления в силу настоящего федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего федерального закона (внеплановая специальная оценка условий труда). При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего федерального закона, в том числе установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций, иных целей, предусмотренных настоящим федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Из положений части 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» следует, что в случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда.
По данным аттестации рабочего места по условиям труда, завершенной 11 декабря 1995 г. и 25 октября 2011 г. в отношении рабочего места маляров ремонтно-строительного цеха №, условия труда маляров ремонтно-строительного цеха № отнесены к вредным условиям труда.
Со дня завершения 11 декабря 1995 г. аттестации рабочего места по условиям труда оценка условий труда маляров ремонтно-строительного цеха № до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочего места по условиям труда не проводилась, следовательно, результаты аттестации рабочего места по условиям труда могут применяться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации - по 11 декабря 2000 г.
Со дня завершения 25 октября 2011 г. аттестации рабочего места по условиям труда маляров ремонтно-строительного цеха № специальная оценка условий труда проведена 1 июня 2016 г. (до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочего места по условиям труда), отчет о проведении специальной оценки условий труда утвержден 7 сентября 2016 г., следовательно, результаты аттестации рабочего места по условиям труда маляров ремонтно-строительного цеха № могут применяться с 25 октября 2011 г. по 7 сентября 2016 г.
То обстоятельство, что материалы дела содержат не тождественные между собой копии карт аттестации рабочего места по условиям труда №а, составленных 25 октября 2011 г. по результатам проведения оценки условий труда маляров ремонтно-строительного цеха №, - приложенная к исковому заявлению и представленная АО «Рузхиммаш» по запросу суда копия карты аттестации рабочего места по условиям труда (т.1л.д.34-40, т.2л.д.188-201) содержит результаты проведения оценки условий труда, согласно которым условия труда маляров ремонтно-строительного цеха № отнесены к вредным условиям труда (класс 3.2), работникам данной профессии установлено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по профессии «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», предусмотренной Списком № (раздел XXXIII «Общие профессии» позиция №), в приобщенной по ходатайству истцы копии карты аттестации рабочего места по условиям труда, содержащейся в гражданском деле, <данные изъяты> указано на отсутствие у маляров ремонтно-строительного цеха № права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости - не может служить основанием не считать доказанными обстоятельства, подтверждающие, что по результатам ранее проведенной аттестации рабочего места по условиям труда условия труда маляров ремонтно-строительного цеха № отнесены к вредным условиям труда (класс 3.2), работникам данной профессии установлено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по профессии «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», предусмотренной Списком № (раздел XXXIII «Общие профессии» позиция №), поскольку суду передан оригинал карты аттестации рабочего места по условиям труда №а, подтверждающей указанные обстоятельства (т.6л.д.218-230).
Допрошенные в качестве свидетелей М, Б, К, Т, Л, члены аттестационной комиссии, проводившие оценку условий труда маляров ремонтно-строительного цеха №, подтвердили результаты проведения оценки условий труда, включенные в карту аттестации рабочего места по условиям труда №а, содержащей сведения об отнесении условий труда маляров ремонтно-строительного цеха № к вредным условиям труда и установлении права маляров ремонтно-строительного цеха № на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по профессии «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности».
Принимая во внимание, что период работы ФИО1<данные изъяты> имел место до ее регистрации в системе обязательного пенсионного страхования - 02.12.1997, возникновение спора о периодах работы, подлежащих включению в стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости, сведения о наличии которого могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и поскольку представленные письменные доказательства в их совокупности, отвечающие требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждают, что работа маляра, выполняемая ФИО1 в периоды <данные изъяты>, соответствовала характеристике работ по профессии «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», предусмотренной Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 (раздел XXXIII «Общие профессии» позиция №), суд приходит к выводу о том, что отсутствие в общей части индивидуального лицевого счета ФИО1 сведений о выполнении ею работы, с учетом которой досрочно назначается страховая пенсия по старости, не может служить безусловным основанием для отказа во включении указанных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ.
При этом суд также принимает во внимание досрочное назначение страховой пенсии по старости членам бригады маляров ремонтно-строительного цеха №, работавшим с ФИО1 в один период времени (т.л.д.68-73, т.2л.д.164-167, 168-172, 173-177, 178-181).
Соответствие работы маляра, выполняемой ФИО1 в другие спорные периоды <данные изъяты>, характеристике работ по профессии «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», предусмотренной Списком №2, представленные доказательства бесспорно не подтверждают.
Аттестация рабочего места по условиям труда маляров ремонтно-строительного цеха № в период с 12 декабря 2000 г. по 24 октября 2011 г. не проводилась, по результатам проведенной 1 июня 2016 г. специальной оценки условий труда маляров ремонтно-строительного участка №, отчет о проведении которой утвержден 7 сентября 2016 г., право на досрочное назначение страховой пенсии по старости у маляров ремонтно-строительного участка № не установлено. Специальная оценка условий труда, проведенная 1 июня 2016 г., ФИО1 в установленном законом порядке не оспаривалась и недействительной не признана.
Справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, с учетом скорректированных в ней сведений, выдана на основании справки ЕТКС, личной карточки формы Т2, лицевых счетов по заработной плате, приказов, карты аттестации рабочего места 1995 г., карты аттестации рабочего места 2011г. №а, карты специальной оценки условий труда 2016 г. №а, которые не содержат сведений об особых условиях труда ФИО1 в указанные спорные периоды.
Справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, представленная АО «Рузхиммаш» 20 февраля 2020 г. в УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) и выданная 12 марта 2020 г. ФИО1 (т.1л.д.45-46, 131-132) не может быть принята во внимание, поскольку она выдана без учета результатов оценки условий труда маляров ремонтно-строительного цеха № и ремонтно-строительного участка №, при этом суд принимает во внимание показания допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля КВ, директора по персоналу и социальным вопросам АО «Рузхиммаш», из которых следует, что данная справка требует корректировки в связи с тем, что она выдана без учета результатов оценки условий труда маляров ремонтно-строительного цеха № и ремонтно-строительного участка №.
При оценке заключения государственной экспертизы условий труда в совокупности с другими доказательствами, суд не соглашается с выводами в заключении о соответствии работы ФИО1 в периоды <данные изъяты> характеристике работ по профессии «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», предусмотренной Списком № (т.5л.д.1-6), поскольку они основаны на справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, выданной без учета результатов оценки условий труда маляров ремонтно-строительного цеха № и ремонтно-строительного участка №.
Должностная инструкция маляра, утвержденная 19 марта 2001 г., должностная инструкция маляра 4 разряда, утвержденная 1 марта 2011 г., установленное коллективными договорами АО «Рузхиммаш» право маляров на бесплатное получение молока или других равноценных пищевых продуктов сами по себе не свидетельствуют о выполнении ФИО1 работы маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
Показания свидетелей СН, КТ о характере работы ФИО1 суд не принимает во внимание, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 постановления от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
При таких обстоятельствах оснований для вывода о том, что работа маляра, выполняемая ФИО1 в другие спорные периоды, соответствовала характеристике работ по профессии «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», предусмотренной Списком №2 (раздел XXXIII «Общие профессии» позиция 23200000-13450) не имеется.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5).
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. №29).
Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника) (пункт 9 Правил).
При рассмотрении дела установлено, что ФИО1 находилась в отпуске без сохранения заработной платы <данные изъяты>
С учетом Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516, указанные периоды не подлежат включению в периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Таким образом, в стаж работы ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, подлежат включению периоды работы <данные изъяты>
Занятость ФИО1 выполнением работы в условиях труда, предусмотренных Списком №2, в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени) подтверждается выданной АО «Рузхиммаш» справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, ответственность за достоверность сведений в которой несет работодатель.
В связи с этим суд отклоняет довод представителя ответчика о том, что представленные доказательства не подтверждают занятость ФИО1 выполнением работы по профессии «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
Доводы представителя ответчика о том, что в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета ФИО1 имеются данные о ее работе в муниципальном бюджетном учреждении дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» <данные изъяты> не может служить основанием для исключения указанного периода из специального стажа, поскольку занятость ФИО1 выполнением работы в условиях труда, предусмотренных Списком №2, в течение полного рабочего дня подтверждается справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, табелем учета рабочего времени, представленными АО «Рузхиммаш» (т.6л.д.22, 218-230).
С учетом подлежащих включению в специальный стаж периодов работы продолжительность специального стажа ФИО1 составляет 7 лет 10 месяцев 8 дней при требуемом не менее 10 лет.
При таких обстоятельствах суд признает незаконным решение УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 21 февраля 2020 г. № в части отказа ФИО1 во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, периодов работы маляром в АО «Рузхиммаш» <данные изъяты> и возлагает на УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) обязанность включить указанные периоды работы в стаж, дающий право ФИО1 на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ.
Доводы ответчика и его представителя об отсутствии кода льготы в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица ФИО1, о непредставлении АО «Рузхиммаш» сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования с учетом представленной справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, о неисполнении АО «Рузхиммаш» обязанности по начислению и уплате страховых взносов в соответствии с дополнительными тарифами, не могут служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования несет работодатель, в случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неисполнение АО «Рузхиммаш» обязанности по начислению и уплате страховых взносов в соответствии с дополнительными тарифами не связано с действиями или бездействием ФИО1
В удовлетворении остальной части исковых требований о признании незаконным решения УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 21 февраля 2020 г. №36439/20 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ из-за отсутствия требуемого специального стажа и во включении в специальный стаж периодов работы маляром ремонтно-строительного цеха № в АО «Рузхиммаш» <данные изъяты>, возложении на УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) обязанности включить указанные периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 17.02.2000, суд отказывает.
При отсутствии права на страховую пенсию по старости отказ во включении отдельных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ и, как следствие, уменьшение данного стажа, повлечет нарушение права ФИО1, претендующей на назначение страховой пенсии по старости, на получение достоверной информации о том, когда это право возникнет, с тем, чтобы она имела возможность своевременно обратиться за ее назначением, тем самым реализовав свое право на пенсионное обеспечение, кроме того, в случае возникновения в последующем между сторонами спора о включении указанных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, его разрешение в судебном порядке станет невозможным по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым судье надлежит отказать в принятии искового заявления в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
При решении вопроса о судебных расходах суд исходит из следующего.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 г. №20-П, признание права на присуждение судебных расходов за лицом (стороной), в пользу которого состоялось судебное решение, соответствует принципу полноты судебной защиты, поскольку призвано восполнить лицу, чьи права нарушены, вновь возникшие и не обусловленные деятельностью самого этого лица потери, которые оно должно было понести для восстановления своих прав в связи с необходимостью совершения действий, сопряженных с возбуждением судебного разбирательства и участием в нем.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, установленному в части первой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Таким образом, критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования.
Вместе с тем положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
С учетом приведенных положений процессуального законодательства и разъяснений по их применению суд присуждает ФИО1 с УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Заявлений о возмещении судебных издержек, понесенных в связи с рассмотрением дела, от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявленные требования ФИО1 к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о защите пенсионных прав удовлетворить частично.
Признать незаконным решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 21 февраля 2020 г. № в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы маляром в акционерном обществе «Рузаевский завод химического машиностроения» <данные изъяты>
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) включить ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы маляром в акционерном обществе «Рузаевский завод химического машиностроения» <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части заявленных требований о признании незаконным решения государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 21 февраля 2020 г. № об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа и во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы маляром в акционерном обществе «Рузаевский завод химического машиностроения» <данные изъяты>, возложении на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы маляром в акционерном обществе «Рузаевский завод химического машиностроения» <данные изъяты>, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 17.02.2020 ФИО1 отказать.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение суда в окончательной форме принято 31 декабря 2020 г.
Дело №2-532/2020
УИД:13RS0019-01-2020-001087-32
Именем Российской Федерации