ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-532/20 от 30.12.2020 Рузаевского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №2-532/2020

УИД:13RS0019-01-2020-001087-32

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Рузаевка 30 декабря 2020 г. Рузаевский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Казанцевой И.В.

при секретаре Емагуловой А.Х.

с участием в деле:

истицы - ФИО1, ее представителя - адвоката Чевиной Ю.И.

ответчика - государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное), его представителя ФИО2

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества «Рузаевский завод химического машиностроения», его представителя ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о защите пенсионных прав,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) (далее - УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное), орган, осуществляющий пенсионное обеспечение) о защите пенсионных прав по тем основаниям, что решением УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 21 февраля 2020 г. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия специального стажа. В специальный стаж не включен период работы маляром в АО «Рузхиммаш».

С решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, она не согласна, полагает, что периоды работы маляром в АО «Рузхиммаш» подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку в спорные периоды при выполнении работы маляра была занята выполнением работ с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности в течение полного рабочего дня. На момент обращения с заявлением ее специальный стаж составлял более 20 лет при требуемом не менее 10 лет.

Просит признать незаконным решение УПФР в Рузаевскоммуниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 21 февраля 2020 г. в части отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа и во включении в специальный стаж периода работы маляром ремонтно-строительного цеха в АО «Рузхиммаш» с 05.09.1997 по 25.10.2016, обязать УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы маляром ремонтно-строительного цеха в АО «Рузхиммаш» с <данные изъяты>

Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд в соответствии с частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не просивших суд об отложении судебного разбирательства в связи с неявкой по уважительной причине.

Истица ФИО1 и ее представитель - адвокат Чевина Ю.И. в судебном заседании с их участием заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям поддержали.

Представитель ответчика - УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) по доверенности ФИО2 в судебном заседании с ее участием заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в решении УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 21 февраля 2020 г. .

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - АО «Рузхиммаш» по доверенности ФИО3 в судебном заседании с его участием против удовлетворения заявленных требований не возражал.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд удовлетворяет заявленные требования частично по следующим основаниям.

При рассмотрении дела судом установлено, что 12 февраля 2020 г. ФИО1 обратилась в УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (т.1л.д.116-119).

Решением УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 21 февраля 2020 г. ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа, при требуемом специальном стаже не менее 10 лет специальный стаж отсутствует.

В специальный стаж не включен период работы ФИО1 маляром в ремонтно-строительном цехе АО «Рузхиммаш» <данные изъяты> в связи с отсутствием документов, подтверждающих занятость выполнением работы маляра с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности не менее 80 процентов рабочего времени, а также в связи с отсутствием сведений в лицевом счете застрахованного лица об особых условиях труда (т.1л.д.7, 103).

Согласно приказам, изданным работодателем, записям в трудовой книжке и личной карточке работника формы Т2 ФИО1 работает в ОА «Рузхиммаш» с 5 августа 1997 г. по настоящее время: <данные изъяты>

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ (в редакции, действующей с 1 января 2019 г.), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему федеральному закону).

В ранее действовавшей редакции части 1 статьи 8 право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).

На основании части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Согласно подпункту «б» пункта 1 указанного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:

Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

В разделе XXXIII «Общие профессии» Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10, подлежащего применению к спорному периоду работы ФИО1, указана профессия «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности» (позиция ).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила).

В пункте 43 Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

Из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В силу пунктов 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Согласно статье 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Из приведенных нормативных положений следует, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в стаж работы, в том числе в стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

<данные изъяты>

В системе обязательного пенсионного страхования ФИО1 зарегистрирована 2 декабря 1997 г. (т.1л.д.133).

В соответствии с должностной инструкцией маляра, утвержденной генеральным директором ОАО «Рузхиммаш» 19 марта 2001 г., в обязанности маляра входит: окрашивание поверхностей, требующих высококачественной отделки после нанесения шпатлевок и грунтовочных слоев красками и лаками в несколько тонов, их шлифование и полирование; обработка поверхностей замедлителями коррозии; покрытие изделий лаками на основе битума и нитролаками; межоперационная защита фосфатирующими грунтовками листового материала и профильного проката; составление смесей из масляных красок и лаков, нитрокрасок, нитролаков и синтетических эмалей; подбор колера по заданным образцам (т.1 л.д.27-29).

Согласно должностной инструкции маляра 4 разряда, утвержденной главным инженером ОАО «Рузхиммаш» 1 марта 2011 г., в обязанности маляра 4 разряда входит: окрашивание поверхности сухими порошками, различными красками, лаками в несколько тонов, шлифование, лакирование, полирование, шпаклевание, грунтование, проолифливание их механизированным инструментом; нанесение на поверхности рисунки по трафаретам в четыре и более тонов; самостоятельное составление сложного колера; окрашивание после грунтования поверхности методом холодного безвоздушного опыления (т.1л.д.30-33).

11 декабря 1995 г. по результатам проведения оценки условий труда маляров ремонтно-строительного цеха составлена карта оценки рабочего места по условиям труда, содержащая сведения о наличии вредных химических веществ, превышающих установленные нормативы: ксилол (III) мг/м3 - в 10 раз, толуол (III) мг/м3 - в 3,3 раза, бензол (II) мг/м3 - в 1,7 раза, бензин (IV) мг/м3 - в 5,6 раза, ацетон (IV) мг/м3 - в 6,2 раза, углеводород (IV) мг/м3 - в 3,8 раза (т.1л.д.22).

25 октября 2011 г. по результатам аттестации рабочего места маляров ремонтно-строительного цеха составлена карта аттестации рабочего места по условиям труда а, согласно которой условия труда маляров ремонтно-строительного цеха отнесены к вредным условиям труда (класс 3.2), работникам данной профессии установлено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по профессии «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», предусмотренной Списком (раздел XXXIII «Общие профессии» позиция ) (т.1л.д.34-40, т.2л.д.188-201, т.6л.д.218-230).

1 июня 2016 г. по результатам проведения специальной оценки условий труда маляров ремонтно-строительного участка , отчет о проведении которой утвержден 7 сентября 2016 г., составлена карта специальной оценки условий труда а, в которой указано об отсутствии у маляров ремонтно-строительного участка права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (т.6л.д.35-141).

Из справки о характере выполняемой работы малярами цеха от 21 июля 2011 г. , выданной ОАО «Рузхиммаш», следует применение малярами цеха краски ускоренной сушки на основе алкидного и акрилового лака (т.3л.д.61).

В паспортах качества и санитарно-эпидемиологических заключениях на эмали алкидные для наружных и внутренних работ указано: грунт-эмаль 3 в 1 по ржавчине ускоренной сушки, содержащий в своем составе вредные вещества не ниже 3 класса опасности (ксилол, свинец) (т.4л.д.67, 69-70); эмаль эпоксиэфирная различных цветов, содержащая в своем составе вредные вещества не ниже 3 класса опасности (формальдегид, фенол, бензол) (т.4л.д.68-69); грунтовка эпоксиэфирная ЭФ-065, содержащая в своем составе вредное вещество не ниже 3 класса опасности (ксилол) (т.4 л.д.70-71); эмали алкидные матовые (ксилол, уайт-спирит, сольвент, свинец) (т.4л.д.72-73).

Из справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, выданной ОА «Рузхиммаш», скорректированной с учетом результатов проведения оценки условий труда маляров ремонтно-строительного цеха и ремонтно-строительного участка , следует, что ФИО1 в период с 5 сентября 1997 г. по 7 сентября 2016 г. работала в ремонтно-строительном цехе и на ремонтно-строительном участке по профессии маляр, занятый на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, в течение полного рабочего дня, за исключением следующих периодов: отпуск без сохранения заработной платы с <данные изъяты>, специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ по Списку №2 (позиция 23200000-13450), утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10, составляет 18 лет 8 месяцев 13 дней (т.5л.д.237-238).

Согласно заключению государственной экспертизы условий труда, проведенной Министерством социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия, условия труда ФИО1 при выполнении работ маляра ремонтно-строительного цеха в ОА «Рузхиммаш» относятся к особым условиях труда, работа маляра, выполняемая ФИО1 в периоды с <данные изъяты>, соответствовала характеристике работ по профессии «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», предусмотренной Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 (раздел XXXIII «Общие профессии» позиция ) (т.5л.д.1-6).

В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», устанавливающего правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяющего правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, вступившего в силу с 1 января 2014 г., за исключением статьи 18 настоящего федерального закона, вступившей в силу с 1 января 2016 г., в случае, если до дня вступления в силу настоящего федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего федерального закона (внеплановая специальная оценка условий труда). При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего федерального закона, в том числе установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций, иных целей, предусмотренных настоящим федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Из положений части 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» следует, что в случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда.

По данным аттестации рабочего места по условиям труда, завершенной 11 декабря 1995 г. и 25 октября 2011 г. в отношении рабочего места маляров ремонтно-строительного цеха , условия труда маляров ремонтно-строительного цеха отнесены к вредным условиям труда.

Со дня завершения 11 декабря 1995 г. аттестации рабочего места по условиям труда оценка условий труда маляров ремонтно-строительного цеха до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочего места по условиям труда не проводилась, следовательно, результаты аттестации рабочего места по условиям труда могут применяться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации - по 11 декабря 2000 г.

Со дня завершения 25 октября 2011 г. аттестации рабочего места по условиям труда маляров ремонтно-строительного цеха специальная оценка условий труда проведена 1 июня 2016 г. (до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочего места по условиям труда), отчет о проведении специальной оценки условий труда утвержден 7 сентября 2016 г., следовательно, результаты аттестации рабочего места по условиям труда маляров ремонтно-строительного цеха могут применяться с 25 октября 2011 г. по 7 сентября 2016 г.

То обстоятельство, что материалы дела содержат не тождественные между собой копии карт аттестации рабочего места по условиям труда а, составленных 25 октября 2011 г. по результатам проведения оценки условий труда маляров ремонтно-строительного цеха , - приложенная к исковому заявлению и представленная АО «Рузхиммаш» по запросу суда копия карты аттестации рабочего места по условиям труда (т.1л.д.34-40, т.2л.д.188-201) содержит результаты проведения оценки условий труда, согласно которым условия труда маляров ремонтно-строительного цеха отнесены к вредным условиям труда (класс 3.2), работникам данной профессии установлено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по профессии «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», предусмотренной Списком (раздел XXXIII «Общие профессии» позиция ), в приобщенной по ходатайству истцы копии карты аттестации рабочего места по условиям труда, содержащейся в гражданском деле, <данные изъяты> указано на отсутствие у маляров ремонтно-строительного цеха права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости - не может служить основанием не считать доказанными обстоятельства, подтверждающие, что по результатам ранее проведенной аттестации рабочего места по условиям труда условия труда маляров ремонтно-строительного цеха отнесены к вредным условиям труда (класс 3.2), работникам данной профессии установлено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по профессии «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», предусмотренной Списком (раздел XXXIII «Общие профессии» позиция ), поскольку суду передан оригинал карты аттестации рабочего места по условиям труда а, подтверждающей указанные обстоятельства (т.6л.д.218-230).

Допрошенные в качестве свидетелей М, Б, К, Т, Л, члены аттестационной комиссии, проводившие оценку условий труда маляров ремонтно-строительного цеха , подтвердили результаты проведения оценки условий труда, включенные в карту аттестации рабочего места по условиям труда а, содержащей сведения об отнесении условий труда маляров ремонтно-строительного цеха к вредным условиям труда и установлении права маляров ремонтно-строительного цеха на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по профессии «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности».

Принимая во внимание, что период работы ФИО1<данные изъяты> имел место до ее регистрации в системе обязательного пенсионного страхования - 02.12.1997, возникновение спора о периодах работы, подлежащих включению в стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости, сведения о наличии которого могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и поскольку представленные письменные доказательства в их совокупности, отвечающие требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждают, что работа маляра, выполняемая ФИО1 в периоды <данные изъяты>, соответствовала характеристике работ по профессии «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», предусмотренной Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 (раздел XXXIII «Общие профессии» позиция ), суд приходит к выводу о том, что отсутствие в общей части индивидуального лицевого счета ФИО1 сведений о выполнении ею работы, с учетом которой досрочно назначается страховая пенсия по старости, не может служить безусловным основанием для отказа во включении указанных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ.

При этом суд также принимает во внимание досрочное назначение страховой пенсии по старости членам бригады маляров ремонтно-строительного цеха , работавшим с ФИО1 в один период времени (т.л.д.68-73, т.2л.д.164-167, 168-172, 173-177, 178-181).

Соответствие работы маляра, выполняемой ФИО1 в другие спорные периоды <данные изъяты>, характеристике работ по профессии «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», предусмотренной Списком №2, представленные доказательства бесспорно не подтверждают.

Аттестация рабочего места по условиям труда маляров ремонтно-строительного цеха в период с 12 декабря 2000 г. по 24 октября 2011 г. не проводилась, по результатам проведенной 1 июня 2016 г. специальной оценки условий труда маляров ремонтно-строительного участка , отчет о проведении которой утвержден 7 сентября 2016 г., право на досрочное назначение страховой пенсии по старости у маляров ремонтно-строительного участка не установлено. Специальная оценка условий труда, проведенная 1 июня 2016 г., ФИО1 в установленном законом порядке не оспаривалась и недействительной не признана.

Справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, с учетом скорректированных в ней сведений, выдана на основании справки ЕТКС, личной карточки формы Т2, лицевых счетов по заработной плате, приказов, карты аттестации рабочего места 1995 г., карты аттестации рабочего места 2011г. а, карты специальной оценки условий труда 2016 г. а, которые не содержат сведений об особых условиях труда ФИО1 в указанные спорные периоды.

Справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, представленная АО «Рузхиммаш» 20 февраля 2020 г. в УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) и выданная 12 марта 2020 г. ФИО1 (т.1л.д.45-46, 131-132) не может быть принята во внимание, поскольку она выдана без учета результатов оценки условий труда маляров ремонтно-строительного цеха и ремонтно-строительного участка , при этом суд принимает во внимание показания допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля КВ, директора по персоналу и социальным вопросам АО «Рузхиммаш», из которых следует, что данная справка требует корректировки в связи с тем, что она выдана без учета результатов оценки условий труда маляров ремонтно-строительного цеха и ремонтно-строительного участка .

При оценке заключения государственной экспертизы условий труда в совокупности с другими доказательствами, суд не соглашается с выводами в заключении о соответствии работы ФИО1 в периоды <данные изъяты> характеристике работ по профессии «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», предусмотренной Списком (т.5л.д.1-6), поскольку они основаны на справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, выданной без учета результатов оценки условий труда маляров ремонтно-строительного цеха и ремонтно-строительного участка .

Должностная инструкция маляра, утвержденная 19 марта 2001 г., должностная инструкция маляра 4 разряда, утвержденная 1 марта 2011 г., установленное коллективными договорами АО «Рузхиммаш» право маляров на бесплатное получение молока или других равноценных пищевых продуктов сами по себе не свидетельствуют о выполнении ФИО1 работы маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.

Показания свидетелей СН, КТ о характере работы ФИО1 суд не принимает во внимание, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 постановления от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

При таких обстоятельствах оснований для вывода о том, что работа маляра, выполняемая ФИО1 в другие спорные периоды, соответствовала характеристике работ по профессии «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», предусмотренной Списком №2 (раздел XXXIII «Общие профессии» позиция 23200000-13450) не имеется.

При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила).

Согласно пункту 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5).

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. №29).

Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника) (пункт 9 Правил).

При рассмотрении дела установлено, что ФИО1 находилась в отпуске без сохранения заработной платы <данные изъяты>

С учетом Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516, указанные периоды не подлежат включению в периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Таким образом, в стаж работы ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, подлежат включению периоды работы <данные изъяты>

Занятость ФИО1 выполнением работы в условиях труда, предусмотренных Списком №2, в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени) подтверждается выданной АО «Рузхиммаш» справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, ответственность за достоверность сведений в которой несет работодатель.

В связи с этим суд отклоняет довод представителя ответчика о том, что представленные доказательства не подтверждают занятость ФИО1 выполнением работы по профессии «маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).

Доводы представителя ответчика о том, что в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета ФИО1 имеются данные о ее работе в муниципальном бюджетном учреждении дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» <данные изъяты> не может служить основанием для исключения указанного периода из специального стажа, поскольку занятость ФИО1 выполнением работы в условиях труда, предусмотренных Списком №2, в течение полного рабочего дня подтверждается справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, табелем учета рабочего времени, представленными АО «Рузхиммаш» (т.6л.д.22, 218-230).

С учетом подлежащих включению в специальный стаж периодов работы продолжительность специального стажа ФИО1 составляет 7 лет 10 месяцев 8 дней при требуемом не менее 10 лет.

При таких обстоятельствах суд признает незаконным решение УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 21 февраля 2020 г. в части отказа ФИО1 во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, периодов работы маляром в АО «Рузхиммаш» <данные изъяты> и возлагает на УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) обязанность включить указанные периоды работы в стаж, дающий право ФИО1 на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ.

Доводы ответчика и его представителя об отсутствии кода льготы в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица ФИО1, о непредставлении АО «Рузхиммаш» сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования с учетом представленной справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, о неисполнении АО «Рузхиммаш» обязанности по начислению и уплате страховых взносов в соответствии с дополнительными тарифами, не могут служить безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования несет работодатель, в случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неисполнение АО «Рузхиммаш» обязанности по начислению и уплате страховых взносов в соответствии с дополнительными тарифами не связано с действиями или бездействием ФИО1

В удовлетворении остальной части исковых требований о признании незаконным решения УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 21 февраля 2020 г. №36439/20 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ из-за отсутствия требуемого специального стажа и во включении в специальный стаж периодов работы маляром ремонтно-строительного цеха в АО «Рузхиммаш» <данные изъяты>, возложении на УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) обязанности включить указанные периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 17.02.2000, суд отказывает.

При отсутствии права на страховую пенсию по старости отказ во включении отдельных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ и, как следствие, уменьшение данного стажа, повлечет нарушение права ФИО1, претендующей на назначение страховой пенсии по старости, на получение достоверной информации о том, когда это право возникнет, с тем, чтобы она имела возможность своевременно обратиться за ее назначением, тем самым реализовав свое право на пенсионное обеспечение, кроме того, в случае возникновения в последующем между сторонами спора о включении указанных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, его разрешение в судебном порядке станет невозможным по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым судье надлежит отказать в принятии искового заявления в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

При решении вопроса о судебных расходах суд исходит из следующего.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 г. №20-П, признание права на присуждение судебных расходов за лицом (стороной), в пользу которого состоялось судебное решение, соответствует принципу полноты судебной защиты, поскольку призвано восполнить лицу, чьи права нарушены, вновь возникшие и не обусловленные деятельностью самого этого лица потери, которые оно должно было понести для восстановления своих прав в связи с необходимостью совершения действий, сопряженных с возбуждением судебного разбирательства и участием в нем.

Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

По общему правилу, установленному в части первой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Таким образом, критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования.

Вместе с тем положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).

С учетом приведенных положений процессуального законодательства и разъяснений по их применению суд присуждает ФИО1 с УПФР в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Заявлений о возмещении судебных издержек, понесенных в связи с рассмотрением дела, от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявленные требования ФИО1 к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о защите пенсионных прав удовлетворить частично.

Признать незаконным решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 21 февраля 2020 г. в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы маляром в акционерном обществе «Рузаевский завод химического машиностроения» <данные изъяты>

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) включить ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы маляром в акционерном обществе «Рузаевский завод химического машиностроения» <данные изъяты>

В удовлетворении остальной части заявленных требований о признании незаконным решения государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 21 февраля 2020 г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа и во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы маляром в акционерном обществе «Рузаевский завод химического машиностроения» <данные изъяты>, возложении на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы маляром в акционерном обществе «Рузаевский завод химического машиностроения» <данные изъяты>, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 17.02.2020 ФИО1 отказать.

Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Решение суда в окончательной форме принято 31 декабря 2020 г.

Дело №2-532/2020

УИД:13RS0019-01-2020-001087-32

Именем Российской Федерации