ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5336/18 от 06.05.2019 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)

Дело №...

Идентификатор дела 54RS0№...-08

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«06» мая 2019 года г. Новосибирск

Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Лисиной Е.В.,

при секретаре Терещенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации р.<адрес> Новосибирского района Новосибирской области о возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка и территориальную зону,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском.

В обоснование исковых требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 1320 кв.м., расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, р.<адрес>, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства.

В июне 2018 года при утонении границ земельного участка, он оказался расположен в двух территориальных зонах.

Для приведения в соответствие с земельным законодательством истец обратилась к ответчику с заявлением с просьбой привести в соответствие с земельным законодательством территориальную зону, в которой расположен земельный участок и изменить вид разрешенного использования с земель для ведения личного подсобного хозяйства на земли жилой застройки.

Ответа на данное заявление не поступило, в связи с чем, истец обратилась в суд и просит обязать администрацию р.<адрес> Новосибирского района Новосибирской области привести в соответствие с законодательством РФ территориальную зону, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 1320 кв.м., находящийся в р.<адрес>, Новосибирского района Новосибирской области, изменить вид разрешенного использования в отношении указанного земельного участка с земель для ведения личного подсобного хозяйства на земли жилой застройки.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель истца ФИО2 исковые требования поддержал, пояснил, что истец приобрела земельный участок с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства. На момент обращения с иском в суд земельный участок был расположен в двух территориальных зонах, что не соответствует требованиям земельного законодательства. В настоящее время земельный участок истца расположен в территориальной зоне лесопарков, поскольку в Правила застройки и землепользования были внесены соответствующие изменения. Расположение земельного участка в данной территориальной зоне нарушает права истца, поскольку истец не имеет возможности осуществить строительство жилого дома на принадлежащем ей земельном участке.

Представитель ответчика – администрации р.<адрес> Новосибирского района Новосибирской области ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что изменение территориальной зоны возможно только путем внесения изменений в Правила застройки и землепользования р.<адрес>, что отнесено к полномочиям Совета депутатов р.<адрес> Новосибирского района Новосибирской области. Заявление истца об изменении территориальной зоны направлено в организационный комитет по подготовке и проведению публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки. Предложение ФИО1 было озвучено на публичных слушаниях, заключением Организационного комитета по подготовке и проведению публичных слушаний рекомендовано отказать в отнесении земельного участка ФИО1 к зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в связи с тем, что её земельный участок расположен в лесопарке им. Синятина. В настоящее время в Правила застройки и землепользования внесены изменения, земельный участок истца расположен в территориальной зоне Р-1 Зона лесопарков, дендропарков, ботанических садов, озеленения территорий общего пользования.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Статьей 7 ЗК РФ в части 1 предусмотрена классификация земель по целевому назначению, в том числе, предусмотрена такая категория как земли населенных пунктов.

Согласно ч.2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. К числу таких полномочий относится подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, а также утверждение правил землепользования и застройки территорий данных муниципальных образований.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Согласно ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 3 названной нормы, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В пункте 3 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что документом территориального планирования городских округов являются генеральные планы соответствующих муниципальных образований, которые включают в себя сведения, предусмотренные ст. 23 названного Кодекса.

Согласно ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах генерального плана поселения определяются границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон.

В силу ч.1 и 2 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соотв. с п. 9 ст. 1, ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе Правил землепользования и застройки, положения которых в силу п. 3, 9 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации должны соответствовать требованиям генерального плана городского округа.

Судом установлено, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, р.<адрес>, площадь земельного участка – 1320 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Согласно ответу на запрос суда, поступившему из администрации р.<адрес>, Новосибирского района Новосибирской области от 22.01.2019 года земельный участок с кадастровым номером №... в соответствии с Правилами землепользования и застройки р.<адрес> Новосибирского района Новосибирской области, утвержденными решением №... сессии Совета депутатов р.<адрес>ДД.ММ.ГГГГ, относится к двум территориальным зонам - зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-2) и зоне улично-дорожной сети (ИТ-1).

ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО1ФИО2 обратился в администрацию р.<адрес> Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки р.<адрес>, а именно, просил изменить территориальную зону земельного участка с П-1 (Зона производственно-коммунальных объектов III класса опасности) и СХ-2 (зона сельскохозяйственных угодий) на зону Ж-3 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами), изменить вид разрешенного использования земельного участка с земель для ведения личного подсобного хозяйства на земли для жилой застройки, изменить генеральный план земельного участка, организовать и провести по данным вопросам публичные слушания.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 направлен ответ, из которого следует, что её заявление направлено в организационный комитет по подготовке и проведению публичных слушаний по Проектам генерального плана р.<адрес> Новосибирского района Новосибирской области и Правил землепользования и застройки р.<адрес> Новосибирского района Новосибирской области.

Факт направления ответа подтверждается копией реестра почтовых отправлений администрации р.<адрес> Новосибирского района Новосибирской области.

ДД.ММ.ГГГГ проведены публичные слушания, на которых было озвучено предложение ФИО1 об отнесении земельного участка с кадастровым номером <адрес> к зоне застройки индивидуальными жилыми домами, что подтверждается протоколом публичных слушаний.

Согласно заключению о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ в предложении ФИО1 рекомендовано отказать, поскольку земельный участок расположен в лесопарке им. Синягина.

Решением 33 сессии Совета депутатов р.п Краснообска утвержден генеральный план р.<адрес> Новосибирского района Новосибирской области и Правила землепользования и застройки р.<адрес> Новосибирского района Новосибирской области (опубликованы в газете Краснообский вестник выпуск №... от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которым земельный участок с кадастровым номером <адрес> находится в зоне Р-1 – Зона лесопарков, дендропарков, ботанических садов, озелененных территорий общего пользования (стр. 285, 290).

Обращаясь в суд с иском ФИО1 просила обязать администрацию р.<адрес> изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <адрес> с земель для ведения личного подсобного хозяйства на земли жилой застройки.

Однако, в ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов р.<адрес> Новосибирского района Новосибирской области утверждены новые Правила застройки и землепользования, согласно которым земельный участок истца относится к территориальной зоне Р-1 – Зона лесопарков, дендропарков, ботанических садов, озелененных территорий общего пользования, при этом, ни основные вида разрешенного использования, ни условно разрешенные, ни вспомогательные виды разрешенного использования не предусматривают указанного истцом вида разрешенного использования – земли жилой застройки (стр. 58).

Таким образом, оснований для изменения вида разрешенного использования земельного участка на земли жилой застройки не имеется, поскольку соответствующей территориальной зоной не предусмотрен такой вид разрешенного использования земельного участка, в связи с чем, в этой части заявленные исковые требования не могут быть удовлетворены.

Рассматривая требования истца о возложении обязанности привести в соответствие с земельным законодательством территориальную зону, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером 54:19:180109:16712, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана муниципального образования и правил землепользования и застройки муниципального образования относится к вопросам местного значения, реализация которых осуществляется органами местного самоуправления.

Согласно ст. ст. 24, 32 Градостроительного кодекса РФ утверждение генерального плана муниципального образования и правил землепользования и застройки муниципального образования является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.

Согласно положениям ст. 23 ГрК РФ генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства и границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон.

Решением 33 сессии Совета депутатов р.<адрес> Новосибирского района Новосибирской области №... от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Генерального плана р.<адрес> Новосибирского района Новосибирской области, утвержден Генеральный план р.<адрес> Новосибирского района Новосибирской области, опубликовано в газете Краснообский вестник №... от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением 33 сессии Совета депутатов р.<адрес> Новосибирского района Новосибирской области №... от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Правил землепользования и застройки р.<адрес> Новосибирского района Новосибирской области, утверждены Правила землепользования и застройки р.<адрес> Новосибирского района Новосибирской области, опубликовано в газете Краснообский вестник №... от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные нормативные правовые акты утверждены органом, в компетенцию которого входит утверждение таких актов и опубликованы в соответствии с законом.

На основании части 4 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

В соответствии со статьей 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

Заявляя требования о приведении в соответствие с законодательством РФ территориальной зоны, в пределах которой расположен земельный участок истца, истец не учел, что территориальная зона установлена Правилами землепользования и застройки, генеральным планом р.<адрес> Новосибирского района Новосибирской области, которые являются нормативно-правовыми актами, их принятие, внесение в них изменений является прерогативой представительного органа. Оспаривание данных актов возможно в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ посредством предъявления иска о признании недействующим нормативно-правового акта полностью или в части.

Однако, такие исковые требования при рассмотрении дела истцом и его представителем не были заявлены, не заявлены они и в уточненном исковом заявлении, в принятии которого судом отказано. В связи с отсутствием соответствующих требований об оспаривании нормативно-правовых актов не имелось и оснований для привлечения к участию в деле в качестве соответчика Совета депутатов р.<адрес> Новосибирского района Новосибирской области.

При этом, суд учитывает и то, что в случае если указанные нормативно-правовые акты нарушают права истца, он не лишен возможности обратиться с отдельными исковыми требованиями, оформив их в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ.

С учётом изложенного не имеется оснований и для удовлетворения требований истца о приведении территориальной зоны в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером №..., в соответствие с требованиями законодательства РФ.

Доводы представителя истца о том, что нахождение земельного участка в территориальной зоне Р-1 Зона лесопарков, дендропарков, ботанических садов, озелененных территорий общего пользования препятствует использованию истцом своего земельного участка по назначению, суд находит ошибочными.

В силу статьи 8 Градостроительного кодекса РФ и статьи 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.

По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований,, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

Положениями части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ объектов. Данной нормой права прямо предусмотрена возможность продолжения прежнего использования земельных участков.

Следовательно, изменение территориальной зоны, в пределах которой расположен земельный участок истца, не исключает возможность использования истцом земельного участка по целевому назначению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: Лисина Е.В.