ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-533/2022 от 12.04.2022 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2022 года г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе

председательствующего судьи Бакановой О.А.,

при секретаре Варламовой И.А.,

с участием истца Жёлтышевой М.И.,

представителя ответчика Прокуратуры Иркутской области – ФИО4, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-533/2022 по исковому заявлению Желтышева М.И. к Прокуратуре Иркутской области о признании права на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, о признании незаконным решения жилищной комиссии Прокуратуры Иркутской области, об обязании повторно рассмотреть заявление,

УСТАНОВИЛ:

Жёлтышева М.И. обратилась в суд с иском к Прокуратуре Иркутской области о признании права на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, о признании незаконным решения жилищной комиссии Прокуратуры Иркутской области, об обязании повторно рассмотреть заявление.

В обоснование исковых требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности помощника прокурора Нижнеилимского района Иркутской области, с ноября 2017 г. переведена на должность помощника прокурора Слюдянского района Иркутской области, работает в данной должности до настоящего времени.

ДД.ММ.ГГГГ истец поставлена прокуратурой Иркутской области на учёт в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В феврале 2021 г. истцом в прокуратуру Иркутской области направлено заявление о признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, с приложением пакета документов, перечисленных в приложении Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в п. 17 ст. 44 прим. 1 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), утверждённого Приказом Генерального Прокурора Российской Федерации «О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями» от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением жилищной комиссии Прокуратуры Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании и направлении вышеуказанного заявления истца в Генеральную прокуратуру Российской Федерации отказано на основании п.п. 1, 3 п. 2 вышеуказанного Положения. Основанием к отказу явилось то, что истец в соответствии с абзацем 2 п. 6 ст. 44.1 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации является членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: , общей площадью 62 кв.м., принадлежавшего с октября 2013 г. по ДД.ММ.ГГГГСвидетель №1, которое было, по мнению жилищной комиссии, намерено отчуждено собственником, в связи с чем в согласовании и направлении заявления истца и документов к нему в Генеральную прокуратуру Российской Федерации отказано.

Данное решение было обжаловано истцом прокурору Иркутской области, решением Прокурора области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления истца отказано.

Также решение жилищной комиссии Прокуратуры Иркутской области и Прокурора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ обжалованы истцом в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ истцом получен ответ Генеральной прокуратуры Российской Федерации об отказе в удовлетворении заявления истца.

Вместе с тем, истец не согласна с решением жилищной комиссии Прокуратуры Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Как указывает истец, основанием для принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ явилось то, что истец и ее сын Жёлтышев Д.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., были зарегистрированы в жилом помещении по адресу: , общей площадью 62 кв.м., принадлежавшем Свидетель №1, матери истца, право собственности Свидетель №1 на данное жилое помещение прекращено ДД.ММ.ГГГГ в связи с его отчуждением. Комиссией указано, что истец до отчуждения Свидетель №1 указанного жилого помещения была обеспечена жилой площадью более 15 кв. м.

Однако, истец поясняет, что с 2010 г. она постоянно проживала в , находящемся от г. Иркутска на расстоянии 846 км., в нанимаемых по месту службы жилых помещениях.

ДД.ММ.ГГГГ истец и ее сын по согласованию с собственником были зарегистрированы в жилом помещении по адресу: , так как истец не имела в собственности жилого помещения, где могла быть иметь регистрацию. Истец имела необходимость в наличии возможности получать кредиты, осуществлять активное избирательное право и т. д. Таким образом, имея регистрацию в жилом помещении, принадлежавшем Свидетель №1, фактически истец проживала на территории г. Железногорска-Илимского, а затем г. Слюдянки Иркутской области.

С момента регистрации в жилом помещении, принадлежавшем Свидетель №1, истец и ее ребенок в него не вселялись, в нём не проживали, не использовали его для хранения своих вещей, не оплачивали жилищно- коммунальные услуги, не жили с Свидетель №1 одной семьёй, не имели общего бюджета, общего хозяйства, совместных целей, так как постоянно проживали с 2010 г. по месту осуществления истцом трудовой деятельности в нанимаемых жилых помещениях.

Как указывает истец, ДД.ММ.ГГГГСвидетель №1 было реализовано право на отчуждение жилого помещения путем заключения договора купли-продажи, поскольку сумма задолженности Свидетель №1 перед банком составляла половину от суммы кредита. Кроме того, у Свидетель №1 имелись иные долговые обязательства. Исходя из предоставленных ей бухгалтерией Прокуратуры Иркутской области сведений о доходах следует, что уровень заработной платы упал в 2015 г. более чем на 100 000 рублей за год и до 2018 г. не поднимался, что свидетельствует об осуществлении действий по отчуждению жилого помещения не с целью намеренного ухудшения жилищных условий, а в целях погашения задолженности по кредиту, невозможности дальнейшего исполнения обязательств по нему, соответственно, Свидетель №1 не имела возможности оставить находящееся в залоге у банка жилое помещение себе в пользование.

С учетом уточнения исковых требований просит суд признать право на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья; признать незаконным решение жилищной комиссии Прокуратуры Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании и направлении заявления Жёлтышевой М.И. и материалов к нему о признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья в Генеральную прокуратуру Российской Федерации; обязать жилищную комиссию Прокуратуры Иркутской области повторно рассмотреть заявление Жёлтышевой М.И. от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истец Жёлтышева М.И. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила суд удовлетворить исковые требования.

В судебном заседании представитель ответчика Прокуратуры Иркутской области по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

В судебное заседание третье лицо Генеральная прокуратура Российской Федерации, уведомленная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представителя не направила.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, изучив материалы гражданского дела № 2-533/2022, суд приходит к следующим выводам.

Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов прокуратуры жилыми помещениями, регламентированы ст. 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1.

Согласно ч. 1 ст. 44.1 указанного Федерального закона обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).

В соответствии с ч. 2 ст. 44.1 Федерального закона прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 настоящей статьи, на основании их обращения либо с их согласия вместо единовременной социальной выплаты при наличии предусмотренных настоящей статьей оснований и условий ее получения могут предоставляться жилые помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации.

В силу положений ч. 3 ст. 44.1 Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры.

Согласно ч. 4 ст. 44.1 Федерального закона в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность нуждающимся в жилом помещении признается прокурор:

а) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

б) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

в) проживающий в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

г) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

д) проживающий в коммунальной квартире независимо от размера занимаемого жилого помещения;

е) проживающий в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размера занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с прокурором совершеннолетние дети, состоящие в браке.

В соответствии с ч. 5 ст. 44.1 Федерального закона при наличии у прокурора и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу ч. 6 ст. 44.1 Федерального закона при определении уровня обеспеченности прокуроров общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, в том числе при оценке действий, повлекших ухудшение их жилищных условий, под членами семьи понимаются лица, указанные в качестве членов семьи в Жилищном кодексе Российской Федерации. При расчете размера единовременной социальной выплаты, а также при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого в собственность, в соответствии с настоящим Федеральным законом в составе семьи прокурора учитываются супруга (супруг), состоящие в браке с прокурором или состоявшие в браке с погибшим (умершим) прокурором на день гибели (смерти), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения по основным образовательным программам.

В силу ч. 14 ст. 44.1 Федерального закона прокуроры, которые с намерением получить единовременную социальную выплату или жилое помещение в собственность совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.

Согласно ч. 15 ст. 44.1 Федерального закона к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий прокурора, относятся действия прокурора или членов его семьи, связанные:

а) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруги (супруга), несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, а также детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);

б) с меной жилых помещений (обменом жилыми помещениями);

в) с невыполнением условий договора социального найма или договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, повлекшим выселение из жилого помещения в судебном порядке;

г) с выделением долей собственниками жилых помещений в праве общей собственности на жилые помещения;

д) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Приказом Генпрокуратуры России «О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями» от 02.10.2018 N 624 утверждены Положение о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов и Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность)» (далее – Положение)).

В соответствии с п. 2.1 Положения для признания нуждающимися в жилых помещениях и принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях прокуроры (граждане) подают в жилищную комиссию по месту службы (по последнему месту службы) прокурора заявление по форме согласно приложению N 1 к Положению и документы, указанные в приложении N 2 к Положению (далее - необходимые документы).

Согласно п. 2.4 Положения при определении уровня обеспеченности прокуроров (граждан) общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, в том числе при оценке действий, повлекших ухудшение их жилищных условий, под членами семьи прокурора (гражданина) понимаются лица, указанные в абзаце втором пункта 6 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также лица, указанные в качестве членов семьи в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Согласно п. 2.6 Положения основаниями для отказа в признании прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятии их на учет нуждающихся в жилых помещениях являются следующие обстоятельства:

1) сведения и документы не подтверждают наличие условий и оснований, необходимых для признания прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты;

2) прокурорами (гражданами) не представлены необходимые документы и требуемые сведения, указанные в заявлении, форма которого предусмотрена в приложении N 1 к Положению;

3) прокурорами (гражданами) и (или) членами их семьи совершены намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий в течение пяти предшествующих лет до подачи заявления, кроме случаев, когда отчуждение прокурорами (гражданами) и (или) членами их семей не исключает признания прокуроров (граждан) нуждающимися в жилых помещениях с учетом отчужденных жилых помещений (частей жилых помещений).

В соответствии с п. 2.6 Положения прокуроры (граждане), которые с намерением получить единовременную социальную выплату (занимаемое жилое помещение в собственность) совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.

Если имело место отчуждение прокурорами (гражданами) и (или) членами их семей жилых помещений (частей жилых помещений), наличие которых не исключало признания прокуроров (граждан) нуждающимся в жилых помещениях в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и пунктами 2.2, 2.3 Положения, то прокуроры (граждане) принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях независимо от даты совершения указанных действий и без учета пятилетнего срока.

К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий прокуроров (граждан), относятся действия прокуроров (граждан) и (или) членов их семей, связанные:

а) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруги (супруга), несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, а также детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);

б) меной жилых помещений (обменом жилыми помещениями);

в) невыполнением условий договора социального найма или договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, повлекшим выселение из жилого помещения в судебном порядке;

г) выделением долей собственниками жилых помещений в праве общей собственности на жилые помещения;

д) отчуждением жилых помещений или их частей.

При этом факты отчуждения прокурорами (гражданами) и (или) членами их семей жилых помещений или их частей подлежат учету в тех случаях, когда они повлияли на нуждаемость в жилом помещении.

В силу п. 2.8 Положения в случае принятия жилищной комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее - Комиссия) решения о принятии прокуроров (граждан) на учет нуждающихся в жилых помещениях: 1) издается соответствующее распоряжение Генерального прокурора Российской Федерации; 2) на каждого принятого на учет нуждающихся в жилых помещениях Комиссией заводится учетное дело. Жилищными комиссиями по месту службы (последнему месту службы) прокурора, созданными в органах прокуратуры (далее - комиссии), также заводится учетное дело, которое формируется в том числе из копий документов, указанных в абзаце первом настоящего подпункта; 3) сведения о прокурорах (гражданах), принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, заносятся в Книгу учета нуждающихся в жилых помещениях, форма которой приведена в приложении N 3 к Положению; 4) Комиссией формируется Сводный список принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее - Сводный список) согласно приложению N 4 к Положению.

Основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, регламентированы ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно правовых позиций, изложенных в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Согласно правовых позиций, изложенных в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в силу части 2 статьи 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Таким соглашением, в частности, в пользование членам семьи собственника могут быть предоставлены отдельные комнаты в квартире собственника, установлен порядок пользования общими помещениями в квартире, определен размер расходов члена семьи собственника на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д.

Разрешая споры, связанные с осуществлением членами семьи собственника жилого помещения права пользования жилым помещением, необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 31 ЖК РФ не наделяет их правом на вселение в данное жилое помещение других лиц. Вместе с тем, учитывая положения статьи 679 ГК РФ о безусловном праве нанимателя по договору найма и граждан, постоянно с ним проживающих, на вселение в жилое помещение несовершеннолетних детей, а также части 1 статьи 70 ЖК РФ о праве родителей на вселение в жилое помещение своих несовершеннолетних детей без обязательного согласия остальных членов семьи нанимателя по договору социального найма и наймодателя, по аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) с целью обеспечения прав несовершеннолетних детей за членами семьи собственника жилого помещения может быть признано право на вселение своих несовершеннолетних детей в жилое помещение.

Согласно правовых позиций, изложенных в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в силу положений Семейного кодекса Российской Федерации об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей, их обязанности заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка (пункт 1 статьи 55, пункт 1 статьи 63 СК РФ), в том числе на жилищные права. Поэтому прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением в контексте правил части 4 статьи 31 ЖК РФ.

Согласно положений ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.

Отсутствие в собственности истца жилого помещения само по себе не свидетельствует о нуждаемости в жилом помещении, поскольку при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитываются жилые помещения, на которые лицо имеет право (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).

Согласно п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Учитывая изложенные выше нормы права, наличие у членов семьи собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Решением Думы г. Иркутска от 05.07.2005 N 004-20-140161/5 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Иркутске» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в размере менее 15,0 кв.м. общей площади на одного человека.

В судебном заседании установлено, что истец Жёлтышева М.И. проходит службу в органах прокуратуры с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Жёлтышева М.И. обратилась в жилищную комиссию Прокуратуры Иркутской области с заявлением о признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.

Решением жилищной комиссии Прокуратуры Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ Жёлтышевой М.И. отказано в согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации заявления и материалов к нему о признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья на основании пп.1 и 3 п. 2.6 Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность)», утвержденного Приказом Генпрокуратуры России «О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями» от ДД.ММ.ГГГГ N 624.

Как следует из протокола заседания жилищной комиссии Прокуратуры Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ Жёлтышева М.И. в браке не состоит, имеет сына Жёлтышева Д.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Жёлтышева М.И. и ее сын Жёлтышев Д.М. до ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы в жилом помещении по адресу: , общей площадью 62 кв.м., принадлежащем матери истца Свидетель №1, право собственности на которое прекращено ДД.ММ.ГГГГ в связи с его отчуждением. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Жёлтышева М.И., Жёлтышев Д.М., Свидетель №1, а также ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы в жилом помещении по адресу: , общей площадью 45, 8 кв.м., принадлежащем ФИО6, которая не входит в круг лиц, отнесенных в соответствии с абз. 2 ч. 6 ст. 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»и ЖК РФ к членам семьи прокурорского работника. Жёлтышева М.И. является членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: , общей площадью 62 кв.м., принадлежавшего матери Свидетель №1 до ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, за последние 5 лет до подачи заявления Жёлтышевой М.И. о признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья уровень ее обеспеченности и членов ее семьи жилыми помещениями с учетом собственника жилого помещения Свидетель №1 составлял более 15 кв. м. на одного члена семьи (62 кв.м. / 4 = 15, 5 кв.м.), что явилось основанием для отказа в признании Жёлтышевой М.И. нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья и принятия на учет (пп.1 п. 2.6 Положения). Кроме того, Свидетель №1 совершены намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, заключен договор купли – продажи квартиры, расположенной по адресу: , на основании которого ДД.ММ.ГГГГ прекращено право собственности на данное жилое помещение, что также явилось основанием для отказа в признании Жёлтышевой М.И. нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья и принятия на учет (пп. 3 п. 2.6 Положения).

Не согласившись с данным решением, истец обратилась в суд.

Разрешая требования истца, суд не находит оснований для их удовлетворения.

Судом установлено, что мать истца Свидетель №1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: , общей площадью 62 кв.м., что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН.

Из поквартирной карточки МКУ СРЦ от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что в жилом помещении по адресу: , были зарегистрированы Свидетель №1, Жёлтышев Д.М., Жёлтышева М.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также ФИО7 - в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом наличия в собственности матери истца жилого помещения по адресу: , и регистрации истца и ее сына в указанном жилом помещении, по ДД.ММ.ГГГГ обеспеченность истца и членов ее семьи превышала размер учетной нормы, определенной Решением Думы «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в » от ДД.ММ.ГГГГ N 004-20-140161/5, составляющую 15 кв.м.

Таким образом, до обращения ДД.ММ.ГГГГ в жилищную комиссию с заявлением о признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья Жёлтышева М.И. была обеспечена жилым помещением, поскольку имела право пользования в жилом помещении, по адресу: , принадлежащем на праве собственности до ДД.ММ.ГГГГ ее матери Свидетель №1, что отвечает положениям ч. 2 ст. 51 ЖК РФ.

Уровень обеспеченности истца и членов ее семьи превышал установленную норму в 15 кв.м.

Поскольку на момент отчуждения данного жилого помещения членами семьи Жёлтышевой М.И. являлись ее мать Свидетель №1 и ее сын Жёлтышев Д.М., то суд исходит из следующего уровня обеспеченности истца Жёлтышевой М.И. и членов ее семьи: общая площадь жилого помещения 62 кв.м./ 3 чел. (истец Жёлтышева М.И., сын истца Жёлтышев Д.М., мать истца Свидетель №1) = 20, 67 кв.м., что превышает учетную норму 15 кв.м.

Принимая во внимание регистрацию в указанном жилом помещении сестры истца ФИО7 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являющейся членом семьи собственника жилого помещения Свидетель №1, но не являющейся членом семьи истца Жёлтышевой М.И., при расчете обеспеченности истца на момент отчуждения данного жилого помещения Свидетель №1, суд исходит из следующего уровня обеспеченности истца, как члена семьи собственника жилого помещения Свидетель №1: общая площадь жилого помещения 62 кв.м./ 4 чел. (собственник Свидетель №1, дочь собственника ФИО7, дочь собственника Жёлтышева М.И., внук собственника Жёлтышев Д.М.) = 15,5 кв.м., что также превышает учетную норму 15 кв.м.

Судом установлено, что дочь истца ФИО5 родилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть после отчуждения собственником жилого помещения по адресу: . Дочь истца ФИО5 никогда не была зарегистрирована в указанном жилом помещении, соответственно, никогда не имела права пользования указанным помещением. В связи с чем, судом произведен вышеуказанный расчет обеспеченности истца на момент отчуждения данного жилого помещения.

Доводы истца Жёлтышевой М.И., а также показания свидетеля Свидетель №1 относительно того, что истец со своими детьми не проживала в жилом помещении по адресу: , не хранила там свои вещи, не несла бремя содержания жилого помещения, не вела общее хозяйство с Свидетель №1, на выводы суда не влияют, поскольку в силу положений п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 51 ЖК РФ наличие у членов семьи собственника жилого помещения права пользования имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец не отвечает критерию нуждаемости в жилом помещении, поскольку до обращения в жилищную комиссию была обеспечена жилой площадью свыше установленной учетной нормы в 15 кв. м.

Кроме того, судом установлено, что менее чем за пять лет до обращения ДД.ММ.ГГГГ в жилищную комиссию Прокуратуры Иркутской области с заявлением о признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья мать истца Жёлтышевой ФИО8 Е.А. совершила с намерением приобретения ее дочерью Жёлтышевой М.И. права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях действия по отчуждению жилого помещения по адресу: , что подтверждается представленными в материалы дела копией договора и выпиской из ЕГРН.

При этом доводы истца Жёлтышевой М.И., а также показания свидетеля Свидетель №1 относительно того, что причиной отчуждения данного жилого помещения является затруднительное материальное положение Свидетель №1 и невозможность оплачивать ипотечный кредит, суд находит не подтвержденными материалами дела, поскольку Свидетель №1 имела стабильный доход, работая также сотрудником прокуратуры, а доказательств требования банком погашения задолженности, обращения в суд с иском о взыскании с Свидетель №1 долга по ипотечному кредиту в материалы дела не представлено. При изложенных обстоятельства последующего обращения Жёлтышевой М.И. с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в жилищную комиссию Прокуратуры Иркутской области с заявлением о признании нуждающейся в жилых помещениях, суд полагает отчуждение Свидетель №1, членом семьи Жёлтышевой М.И., принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения по адресу: , намеренным, совершенным с целью приобретения Жёлтышевой М.И. право постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.

В силу положений ст. 53 ЖК РФ, п. 2.6 Положения Жёлтышева М.И. вправе обратиться с заявлением о признании нуждающейся в жилых помещениях и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня отчуждения Свидетель №1 жилого помещения по адресу: .

Также факт рождения дочери истца ФИО5ДД.ММ.ГГГГ, после отчуждения собственником жилого помещения по адресу: , на выводы суда не влияет, поскольку дочь истца не может быть принята в расчет обеспеченности истца жильем на момент отчуждения данного жилого помещения собственником, так как дочь истца не приобрела в данном жилом помещении права пользования. Кроме того юридическое значение в рассматриваемом споре имеет обстоятельство обращения истца в жилищную комиссию Прокуратуры Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения пятилетнего срока с момента намеренного ухудшения членом семьи истца Свидетель №1 жилищных условий истца.

Поскольку на момент отчуждения жилого помещения членом семьи истца Жёлтышевой М.И., ее матерью Свидетель №1, жилого помещения по адресу: , истец не отвечала критерию нуждаемости в жилом помещении; данное намеренное ухудшение жилищных условий членом семьи истца повлекло за собой возникновение нуждаемости в жилом помещении у истца с момента отчуждения жилого помещения; факт отчуждения жилого помещения состоялся до истечения пяти лет к моменту обращения Жёлтышевой М.И. в жилищную комиссию Прокуратуры Иркутской области с заявлением о признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, суд приходит к выводу о том, что решение жилищной комиссии Прокуратуры Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании и направлении заявления Жёлтышевой М.И. и материалов к нему о признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья в Генеральную прокуратуру Российской Федерации принято законно и обоснованно.

Анализ фактических обстоятельств и приведенных правовых норм позволяет суду прийти к выводу о том, что исковые требования Жёлтышевой М.И. к Прокуратуре Иркутской области о признании права на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья; о признании незаконным решения жилищной комиссии Прокуратуры Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании и направлении заявления Жёлтышевой М.И. и материалов к нему о признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья в Генеральную прокуратуру Российской Федерации; об обязании жилищной комиссии Прокуратуры Иркутской области повторно рассмотреть заявление Жёлтышевой М.И. от ДД.ММ.ГГГГ являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Желтышева М.И. к Прокуратуре Иркутской области о признании права на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья; о признании незаконным решения жилищной комиссии Прокуратуры Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании и направлении заявления Желтышева М.И. и материалов к нему о признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья в Генеральную прокуратуру Российской Федерации; об обязании жилищной комиссии Прокуратуры Иркутской области повторно рассмотреть заявление Желтышева М.И. от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения будет изготовлен 19 апреля 2022 года.

Председательствующий О.А. Баканова

Мотивированный текст решения изготовлен 19 апреля 2022 года.