Дело № ****** Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Киямовой Д.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием помощника прокурора <адрес>ФИО3, представителей ответчиков ФИО5, ФИО4, представителя третьего лица ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к <адрес>, Департаменту лесного хозяйства <адрес> и государственному казенному учреждению <адрес> «Дирекция лесных парков» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Октябрьский районный суд <адрес> с иском к <адрес>, Департаменту лесного хозяйства <адрес> и государственному казенному учреждению <адрес> «Дирекция лесных парков» и просит возложить на ответчиков обязанность в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу восстановить нарушенное состояние окружающей природной среды, организовав ликвидацию несанкционированной свалки строительного и бытового мусора на территории Московского лесного парка на участке местности от остановки «Пост ГАИ» до Западной фильтровальной станции с координатами: северная широта 56.49.37.51, восточная долгота 60.28.37.87 и северная долгота 56.49.41.00, восточная долгота 60.28.056.95, путем сбора, вывоза, утилизации (переработки) отходов.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзорной деятельности проведена проверка исполнения ответчиком ГУК СО «Дирекция лесных парков» требований законодательства об отходах производства и потребления на территории Московского лесного парка. В ходе обследования на участке местности от остановки «Пост ГАИ» до Западной фильтровальной станции с координатами: северная широта 56.49.37.51, восточная долгота 60.28.37.87 и северная долгота 56.49.41.00, восточная долгота 60.28.056.95 выявлены несанкционированные свалки строительного и бытового мусора. Основной объем находящихся на данной территории отходов составляют следующие: отходы строительных материалов на основе цемента, бетона и строительных растворов, отходы производства изделий из пластмасс, отходы производства бетона, продукции из бетона, цемента, гипса, извести, отходы сучьев. Ветвей, вершинок от лесоразработок, отходы полиэтилена в виде пленки и другие виды отходов.
Согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ******-ПП «Об организации и ведении лесного и лесопаркового хозяйства в лесных парках, на которые зарегистрировано право собственности <адрес>» полномочия по организации и ведению лесного и лесопаркового хозяйства в Московском лесном парке возложено на ответчика ГУК СО «Дирекция лесных парков». При этом к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе, организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. <адрес> в соответствии с положениями ст. 11 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ «О <адрес>» формирует областные и территориальные исполнительные органы государственной власти <адрес>, утверждает положения о них и руководит их деятельностью, осуществляет контроль, определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти <адрес> в соответствующих сферах деятельности. В свою очередь, Департамент лесного хозяйства <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим полномочия <адрес> в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений. В связи с этим на ответчиков в равной мере должны быть возложены обязанности по ликвидации несанкционированной свалки строительного и бытового мусора в Московском лесном парке.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО3 заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Суду пояснила, что обязанность по ликвидации свалок необходимо возложит на всех трех ответчиков, поскольку необходимо совершить действия по организации уборки мусора. <адрес> должно принять меры по организации ликвидации свалок, Департамент лесного хозяйство как орган исполнительной власти, обязан контролировать деятельность по уборке мусора. Полагает, что двухмесячный срок является разумным для выполнения данной обязанности.
Представитель ответчика <адрес>ФИО4 исковые требования не признал и суду пояснил, что <адрес> является ненадлежащим ответчиком, поскольку выполнило свои обязанности по организации деятельности по ликвидации свалок, определив для этого специальный отраслевой орган и делегировав ему необходимые полномочия. Деятельность по охране лесных парков от захламленности возложена на ГКУ СО «Дирекция лесных парков». Просит в иске отказать.
Представитель ответчика Департамент лесного хозяйства <адрес>ФИО5 исковые требования не признал и суду пояснил, что санитарно-оздоровительные мероприятия не предполагают очистку лесов от свалок бытового мусора. Кроме того, невозможно будет сразу выделить необходимое финансирование на уборку указанных свалок. Дирекция лесных парков вынуждена будет осуществить закупочную деятельность для уборки мусора. На это может уйти время не менее трех месяцев. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>ФИО6 исковые требования суду пояснила, что министерство курирует уборку некоторых кварталов Московского лесопарка, разрабатывается схема тропинок и убирается мусор. Ответственность за обнаруженные прокурором свалки Министерство не несет.
Представитель ответчика ГКУ СО «Дирекция лесных парков» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был надлежащим образом уведомлен, о причинах своей неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявил. Ранее ответчик представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признал, указал, что обязанность по организации и ведению лесного и лесопаркового хозяйства в лесных парках, находящихся в собственности свердловской области, действительно, возложено на него постановлением <адрес>. Однако законодательство не предусматривает такие санитарно-оздоровительные мероприятия как очистка лесов от свалок бытового мусора. В связи с чем, ликвидация несанкционированных свалок бытовых отходов не входит круг обязанности ГКУ СО «Дирекция лесных парков».
Заслушав явившиеся стороны и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзорной деятельности проведена проверка исполнения ответчиком ГУК СО «Дирекция лесных парков» требований законодательства об отходах производства и потребления на территории Московского лесного парка. В ходе обследования на участке местности от остановки «Пост ГАИ» до Западной фильтровальной станции с координатами: северная широта 56.49.37.51, восточная долгота 60.28.37.87 и северная долгота 56.49.41.00, восточная долгота 60.28.056.95 выявлены несанкционированные свалки строительного и бытового мусора. Основной объем находящихся на данной территории отходов составляют следующие: отходы строительных материалов на основе цемента, бетона и строительных растворов, отходы производства изделий из пластмасс, отходы производства бетона, продукции из бетона, цемента, гипса, извести, отходы сучьев. Ветвей, вершинок от лесоразработок, отходы полиэтилена в виде пленки и другие виды отходов.
Данный факт подтверждается актом обследования экологического состояния территории № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, фотоснимками свалок и ответчиками не оспаривается.
В соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В пп. 6 п. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 105-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях областного и местного значения в <адрес>" установлено, что лесные парки это особо охраняемые природные территории областного значения, созданные на лесных участках в границах населенных пунктов, имеющие особое природоохранное, научное, рекреационное, эстетическое и оздоровительное значение.
В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 41-ПП "Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждении перечней особо охраняемых природных территорий, расположенных в <адрес>" (вместе с "Перечнем памятников природы областного значения", "Перечнем ландшафтных, ландшафтно-гидрологического, орнитологического и ботанического государственных природных заказников областного значения", "Перечнем лесных парков <адрес>", "Перечнем дендрологических парков и ботанических садов областного значения") к особо охраняемым природным территориям, расположенным в <адрес> отнесен Московский лесной парк.
Согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 420-ПП "Об организации и ведении лесного и лесопаркового хозяйства в лесных парках, на которые зарегистрировано право собственности <адрес>" (вместе с "Перечнем лесных парков, расположенных на территории <адрес>, на которые зарегистрировано право собственности <адрес>"), на Московский лесной парк зарегистрировано право собственности <адрес>.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с пп 2, п.2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с п.1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно п.2 гл. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии <адрес>, утвержденного Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 832-ПП министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти <адрес> в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, недропользования, водопользования, безопасности гидротехнических сооружений, обращения с отходами производства и потребления, организации, функционирования и упразднения особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы, создания искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, регионального государственного экологического надзора.
В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 420-ПП "Об организации и ведении лесного и лесопаркового хозяйства в лесных парках, на которые зарегистрировано право собственности <адрес>" полномочия по организации и ведению лесного и лесопаркового хозяйства в лесных парках, на которые зарегистрировано право собственности <адрес> возложено, на государственное казенное учреждение <адрес> "Дирекция лесных парков".
Согласно Уставу государственного казенного учреждения <адрес> "Дирекция лесных парков" целями деятельности учреждения являются на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 420-ПП "Об организации и ведении лесного и лесопаркового хозяйства в лесных парках, на которые зарегистрировано право собственности <адрес>" обеспечение на территории лесных парков, перечень которых определен Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 41-ПП "Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждении перечней особо охраняемых природных территорий, расположенных в <адрес>" и на территории лесных участков, находящихся в собственности <адрес>, рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования в интересах <адрес>.
Таким образом, материалами дела установлено, и не оспаривается сторонами, что Московский лесной парк относится к особо охраняемой природной территории областного значения, принадлежит на праве собственности <адрес>, полномочия по организации и ведению лесного и лесопаркового хозяйства в Московском лесном парке возложены на государственное казенное учреждение <адрес> «Дирекция лесных парков».
Необоснованными суд находит доводы ответчика ГКУ СО «Дирекция лесных парков» о том, что законодательство не предусматривает такие санитарно-оздоровительные мероприятия как очистка лесов от свалок бытового мусора.
Согласно п.п. 5 п. 11.2 устава ГКУ СО «Дирекция лесных парков» имеет целью своей деятельности в том числе и обеспечение охраны и защиты лесов на территории лесных парков и лесных участков <адрес>, в связи с чем ГКУ СО «Дирекция лесных парков» обеспечивает организацию защиты лесов (п.п. 4 п. 12 устава).
В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.
В соответствии с п. 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 414 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Суд полагает, что бытовой и строительный мусор, находящийся в Московском лесном парке в виде двух несанкционированных свалок, несомненно, свидетельствует о захламлении и загрязнении парка и негативно воздействует на природную лесную среду. А возражения ответчика в данной части связаны с неверным и ограниченным толкованием соответствующих норм права.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что обязанность по ликвидации свалок бытовых и строительных отходов на территории особо охраняемой природной территории областного значения «Московский лесной парк» должна быть возложена на государственное казенное учреждения <адрес> "Дирекция лесных парков".
К требованию прокурора о возложении на <адрес> обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок на территории Московского лесного парка суд относится критически.
В соответствии с пп 1 п.1 ст.11 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 31-ОЗ "О <адрес>" правительство <адрес> в соответствии с законодательством Российской Федерации, <адрес>, законами <адрес> и указами <адрес>: формирует областные и территориальные исполнительные органы государственной власти <адрес>, утверждает в пределах своей компетенции положения о них и руководит их деятельностью, осуществляет контроль за деятельностью областных и территориальных исполнительных органов государственной власти <адрес>, определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти <адрес> в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 31-ОЗ "О <адрес>", к полномочиям <адрес> в сфере охраны окружающей среды и природопользования относится образование особо охраняемые природные территории областного значения в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Согласно п.2 гл. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии <адрес>, утвержденного Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 832-ПП министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти <адрес> в сфере обращения с отходами производства и потребления, функционирования и упразднения особо охраняемых природных территорий.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 41-ПП "Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждении перечней особо охраняемых природных территорий, расположенных в <адрес>" установлено предприятие (учреждение, организация), на которое возложена охрана памятника природы.
В законе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ******-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» по главному распорядителю средств областного бюджета уполномоченному органу в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий Министерству природных ресурсов и экологии <адрес> по программе «Экологическая безопасность <адрес>», государственной программе <адрес> «Обеспечение рационального и безопасного природопользования на территории <адрес> до 2020 года» предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 219965, 3 тыс. рублей.
Таким образом, <адрес> возложенные на него полномочия исполнило в полном объеме.
Кроме того, доводы прокурора о возложении обязанности по организации вывоза, утилизации и переработки свалки бытовых отходов в Московском лесном парке на Департамент лесного хозяйства <адрес> также не обоснованы.
Согласно п. 7 гл. 2 "Положения о Департаменте лесного хозяйства <адрес>» утвержденного Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1905-ПП департамент осуществляет на территории <адрес> следующие полномочия <адрес> в области лесных отношений: права владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности <адрес>. В отношении особо охраняемых территорий областного значения Департамент лесного хозяйства <адрес> осуществляет следующие полномочия: организует осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий областного значения (п.п. 4 п. 7 гл. 2 Положения); осуществляет учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в государственной собственности <адрес>, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий <адрес> (п.п. 6 п. 7 гл.2 Положения).
Согласно п.2 гл. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии <адрес>, утвержденного Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 832-ПП министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти <адрес> в сфере организации, функционирования и упразднения особо охраняемых природных территорий. В сфере организации, функционирования и упразднения особо охраняемых природных территорий Министерство осуществляет следующие полномочия: обеспечивает охрану особо охраняемых природных территорий областного значения (п.п. 2 п. 15 гл. 2 Положения).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 41-ПП "Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждении перечней особо охраняемых природных территорий, расположенных в <адрес>" установлено предприятие (учреждение, организация), на которое возложена охрана памятника природы. Данным учреждением является ГКУ СО "Дирекция лесных парков".
В соответствии с изложенным функции по охране особо охраняемой природной территории областного значения Московский лесной парк возложены на ГКУ СО "Дирекция лесных парков".
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Удовлетворяя исковые требования прокурора по ликвидации несанкционированных свалок бытовых и строительных отходов, учитывая объем работ по устранению выявленных нарушений, необходимость привлечения специализированных организаций и спецтехники, необходимость получения финансирования, суд считает необходимым установить ответчику для исполнения возложенных судом обязанностей срок не позднее четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Возложить на государственное казенное учреждение <адрес> «Дирекция лесных парков» обязанность по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных на земельном участке на территории Московского лесного парка на участке местности от остановки «Пост ГАИ» до Западной фильтровальной станции с координатами: северная широта 56.49.37.51, восточная долгота 60.28.37.87 и северная долгота 56.49.41.00, восточная долгота 60.28.056.95, в срок не позднее четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска и в исковых требованиях к <адрес>, Департаменту лесного хозяйства Свердловской отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.
Судья Киямова Д.В.