№ 2-535/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2014 года город Тверь
Пролетарский районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Шульга Н.Е.,
при секретаре Дорошкевич А.С.,
с участием представителя заявителя Яблоновской Д.Л.,
представителя заинтересованного лица Смирновой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Панкиной В.Б. об оспаривании решения Межрайонной ИФНС № по Тверской области об отказе в государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности произвести государственную регистрацию Товарищества собственников жилья «К2»,
УСТАНОВИЛ:
Панкина В.Б. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, в котором указано, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, созванное в соответствии с требованиями ст.ст. 44-46 ЖК РФ по инициативе собственника кв. № ФИО1.
Собрание признано состоявшимся, в нем приняли участие собственники помещений, имеющие в совокупности 55,33 процентов голосов. По результатам голосования на общем собрании собственников помещений были приняты решения: выбор способа управления многоквартирным домом - Управление товариществом собственников жилья; создание товарищества собственников жилья «К2»; утверждение устава ТСЖ «К2»; выборы правления ТСЖ «К2»; в качестве лица, наделенного полномочиями заявителя для обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, с заявлением о регистрации ТСЖ «К2» был избран Заявитель.
Заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о регистрации Товарищества собственников жилья «К2», решением от ДД.ММ.ГГГГ ему в этом было отказано.
Основанием для отказа послужило нарушение Заявителем ст. 136 ЖК РФ, в части требований указанной статьи о том, что собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья, поскольку по адресу: <адрес> создано ТСЖ «К».
Кроме того, в оспариваемом решении указано, что среди представленных для регистрации документов отсутствуют: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица при создании; протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; устав ТСЖ «К2».
Заявитель с отказом в государственной регистрации не согласен, считает его не соответствующим действующему законодательству и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Закон содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица при его создании. Из содержания положений Закона N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не следует, что в полномочия регистрирующего органа входит правовая экспертиза документов, представляемых на регистрацию.
Для государственной регистрации ТСЖ «К2» при создании были представлены все необходимые документы. Таким образом, отсутствовали предусмотренные п. 1. ст. 23 закона N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» основания для отказа в государственной регистрации.
ТСЖ «К» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за ОГРН №. Устав ТСЖ утвержден решением единственного акционера ЗАО «<данные изъяты>» Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Отказывая в государственной регистрации Товарищества собственников жилья «К2», МИФНС № по Тверской области ссылается на ст. 136 ЖК РФ, согласно части первой которой, собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья, тогда как для управления многоквартирным домом по указанному адресу уже создано ТСЖ «К»
Однако, жилищное законодательство РФ предусматривает такой способ реорганизации товарищества собственников жилья, созданного в двух и более многоквартирных домах, как выделение (часть 4 ст. 140 ЖК РФ). Решение о выделении товарищества может быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в котором будет создано товарищество собственников жилья в процессе выделения, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.
Следовательно, выделение жилого дома по адресу: <адрес> проведено на основании закона. В выделившемся доме создано ТСЖ «К2, что также предусмотрено законом.
Решение собственников помещений в многоквартирном доме о создании нового, отдельного товарищества - ТСЖ «К2» - это реализация права собственников на выбор способа управления многоквартирным домом, предусмотренного законом (ст. 161 ЖК РФ).
Избрание собственниками жилых помещений одного дома, входящего в ТСЖ, иного способа управления означает необходимость реорганизации ТСЖ в форме выделения, поскольку к вновь образуемому юридическому лицу должна перейти часть прав и обязанностей ранее созданного товарищества собственников жилья, возникших в связи с управлением несколькими многоквартирными домами. Порядок проведения реорганизации определяется п. 1 ст. 57, п. 4 ст. 58, ст. 59 ГК РФ.
При этом следует учитывать, что положения ГК РФ, предусматривающие порядок реорганизации юридического лица, в данном случае должны применяться с учетом норм, содержащихся в ч.ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ, из которых следует, что управление товариществом собственников жилья является одним из способов управления многоквартирным домом, который выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Поэтому изменение способа управления многоквартирным домом является исключительным правом жителей этого дома, которые решили выйти из состава ТСЖ и согласие на это членов ТСЖ, проживающих в других домах, входящих в состав ТСЖ не требуется.
На основании изложенного Панкина В.Б. просила суд признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Тверской области об отказе в государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ года; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по Тверской области произвести государственную регистрацию Товарищества собственников жилья «К2».
Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС № по Тверской области представил возражения на заявление (л.д. 122-124), в которых указал следующее.
В регистрирующий орган ДД.ММ.ГГГГ представлен комплект документов на государственную регистрацию ТСЖ «К2» при создании юридического лица.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ инспекция отказала в государственной регистрации данных изменений. Основанием для отказа является: отсутствие документов: подписанное заявление, протокол общего собрания, устав ТСЖ.
Представленные документы не соответствуют требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации.
Собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Часть 1 ст. 136 ЖК ограничивает их право на объединение в несколько товариществ.
Межрайонная ИФНС России № по Тверской области также не согласна с доводами заявителя, что государственная регистрация происходит лишь при наличии полного комплекта документов, представленном на государственную регистрацию.
Трактовка подп. «а» п.1 ст. 23 ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 года предполагает лишь необходимость представления определенного перечня документов. Однако фактически его реализация предполагает не только их представление, но и соответствие содержания представленных документов установленным требованиям, хотя это и не предусмотрено указанным нормативным предписанием.
Государственная регистрация должна проводиться не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона, но и на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, в том числе в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.
Представление заявления, содержащего недостоверные сведения, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган необходимых для государственной регистрации документов, содержащих необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Действующее законодательство предусматривает отказ в государственной регистрации юридического лица в случае, если в регистрирующий орган не представлен необходимый и достаточный комплект документов.
При этом нарушение требований к содержанию документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию, поэтому в данном случае для заявителя наступают аналогичные правовые последствия.
На основании изложенного просил суд отказать заявителю в удовлетворении требований.
В судебное заседание заявитель Панкина В.Б. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 78), о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель заявителя Яблоновская Д.Л. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, считая их законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Дополнительно пояснила, что из содержания положений Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не следует, что в полномочия регистрирующего органа входит правовая экспертиза документов, предоставляемых на регистрацию. Для государственной регистрации ТСЖ «К2» при создании были представлены все необходимые документы, таким образом, отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации. Жильцы многоквартирного дома <адрес> воспользовались своим правом на выбор способа управления многоквартирным домом, выразили свое волеизъявление, предусмотренное Жилищным Кодексом РФ, поэтому никаких оснований для отказа в регистрации вновь созданного ТСЖ не имелось.
В предварительном судебном заседании Яблоновская Д.Л. пояснила, что жильцы дома <адрес> приняли решение о создании ТСЖ, а не о реорганизации ТСЖ «К» путем выделения, никаких оснований для отказа в регистрации вновь созданного ТСЖ не мелось. Нормы законодательства о реорганизации юридического лица в данном случае не применимы.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС № по Тверской области Смирнова Т.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, считая их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с Положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Тверской области, утвержденной руководителем УФНС России по Тверской области ДД.ММ.ГГГГ, Межрайонная ИФНС России № по Тверской области осуществляет все виды регистрационных действий, предусмотренные законодательством, регулирование вопросов государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, место нахождения или место жительства которых находится в <адрес> (л.д.47-52).
Из материалов дела следует и судом установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в управлении Товарищества собственников жилья «К», которое является действующим юридическим лицом, на момент вынесения оспариваемого решения регистрирующего органа не ликвидировано (л.д.64-67).
ДД.ММ.ГГГГ общим собранием собственников жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, был принят ряд решений, в частности: о выборе способа управления домом – управление ТСЖ, о создании Товарищества собственников жилья «К2» в указанном выше многоквартирном доме, об утверждении устава вновь созданного ТСЖ, о наделении Панкиной В.Б. полномочиями заявителя для обращения в регистрирующий орган с заявлением о регистрации ТСЖ «К2 (л.д.14-20).
Действуя в рамках представленных ей полномочий Панкина В.Б. обратилась в регистрирующий орган – Межрайонную ИФНС России № по Тверской области с заявлением о государственной регистрации юридического лица при создании по форме №Р11001, утвержденной Приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@, одновременно представив документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, протокол общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, устав юридического лица, подлежащего регистрации (л.д.53-63).
По результатам рассмотрения представленных документов регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ на основании п.п. «а» п.1 ст.23 Федерального закона ль 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» - в связи с непредоставлением определенных статьей 12 Закона необходимых для государственной регистрации документов. Решение мотивировано тем, что по адресу: <адрес> создано ТСЖ «К», поэтому представленные для регистрации документы не соответствуют требования ст.136 ЖК РФ (л.д.13).
В силу п.а ч.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Пунктом 18 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утвержден Приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н) определен перечень документов, необходимых для государственной регистрации создаваемого юридического лица. К таковым относятся: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица.
Таким образом, представленный заявителем для государственной регистрации юридического лица пакет документов формально соответствовал вышеприведенным нормативным требованиям, однако, суд находит заслуживающими внимания доводы регистрирующего органа о том, что необходимым условием для государственной регистрации юридического лица является не только представление необходимых для этого документов, но и соответствие содержания представленных документов требованиям законодательства.
Представленные Панкиной В.Б. документы таким требованиям не соответствовали в связи со следующими обстоятельствами.
Органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом (ст. 44 ЖК РФ). Частью 3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом может быть выбран и изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ (в ранее действовавшей редакции) товарищество собственников жилья может быть создано при объединении нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, а также нескольких расположенных близко зданий, строений или сооружений - жилых домов.
В соответствии с ч. 1 ст. 140 ЖК РФ реорганизация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
В силу ч.4 ст.140 ЖК РФ реорганизация товарищества собственников жилья, созданного в двух и более многоквартирных домах, может быть осуществлена в форме выделения при условии соблюдения требования, установленного частью 1 статьи 136 настоящего Кодекса. Решение о выделении товарищества может быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в котором будет создано товарищество собственников жилья в процессе выделения, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.
Указанная норма императивно связывает создание товарищества собственников жилья в отдельном многоквартирном доме, входящем в объединяющее несколько многоквартирных домов ТСЖ, с принятием общим собранием собственников помещений в отдельном (выделяющемся) доме решения о выделении товарищества.
Избрание собственниками жилых помещений одного дома, входящего в ТСЖ, иного способа управления означает необходимость реорганизации ТСЖ в форме выделения, поскольку к вновь образуемому юридическому лицу должна перейти часть прав и обязанностей ранее созданного товарищества собственников жилья, возникших в связи с управлением несколькими многоквартирными домами. Порядок проведения реорганизации определяется п. 1 ст. 57, п. 4 ст. 58, ст. 59 ГК РФ.
Поэтому суд считает ошибочной позицию заявителя, основанную на том, что реализация права собственников помещений в отдельном многоквартирном доме находящемся в управлении ТСЖ «К» на создание отдельного товарищества «К2», не связана с обязательной реорганизацией ТСЖ «К».
Такая позиция противоречит положениям жилищного законодательства, не допускающим возможность одновременного управления многоквартирным домом двумя товариществами собственников жилья (ч. ч. 2, 9 ст. 161 ЖК РФ), и закрепляющим обязательность решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления для всех собственников помещений в этом доме (ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что решения о реорганизации ТСЖ «К» путем выделения ТСЖ «К2» общим собранием собственников помещений в этом многоквартирном доме не принималось, заявление уполномоченным лицом Панкиной В.Б. в регистрирующий орган представлено по форме, предусмотренной для государственной регистрации юридического лица при его создании, а не при реорганизации.
При изложенных выше обстоятельствах у регистрирующего органа имелись законные основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации юридического лица по заявлению Панкиной В.Б.
Факт написания собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заявлений о выходе из членов ТСЖ «К» в данном случае значения не имеет, поскольку на дату вынесения оспариваемого решения ТСЖ «К» ликвидировано не было. Кроме того, в деле отсутствуют данные, указывающие на то, что эти заявления были поданы в ТСЖ «К», как того требует ч.3 ст.143 ЖК РФ для прекращения членства в ТСЖ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое заявителем решение вынесено уполномоченным на это органом, в соответствии с требованиями закона, с соблюдением процедуры принятия такого решения, прав и законных интересов заявителя не нарушает, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Панкиной В.Б. об оспаривании решения Межрайонной ИФНС России № по Тверской области об отказе в государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности произвести государственную регистрацию Товарищества собственников жилья «К2» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Е. Шульга
Мотивированное решение изготовлено 20 марта 2014 года.