ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-536/20 от 06.07.2020 Рузаевского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №2-536/2020

УИД 13RS0019-01-2020-001060-16

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рузаевка 06 июля 2020 года

Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Карповой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Карабановой З.А.

при участии в деле: представителя истца Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия – старшего помощника прокурора Адмакиной Н.Ю. (предъявлено служебное удостоверение),

ответчиков: общества с ограниченной ответственностью фирмы «Апшерон» (представитель не явился), ФИО1 (не явилась),

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц,

к ФИО1, обществу с ограниченной ответственностью фирме «Апшерон»

о возложении обязанности по принятию мер для обеспечения доступности маломобильных групп населения (инвалидов, людей старшего возраста, людей с детскими колясками) к объекту социальной структуры,

установил:

Рузаевский межрайонный прокурор Республики Мордовия (далее – истец, прокурор) обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с исковым заявлением к ФИО1 (далее – ФИО1), обществу с ограниченной ответственностью фирме «Апшерон» (далее – ООО фирма «Апшерон») о возложении обязанности по принятию мер для обеспечения доступности маломобильных групп населения (инвалидов, людей старшего возраста, людей с детскими колясками) к объекту социальной структуры.

В обоснование заявленного иска Рузаевский межрайонный прокурор Республики Мордовия указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что обществом с ограниченной ответственностью фирмой «Апшерон», осуществляющим предпринимательскую деятельность по адресу: <адрес>, по розничной торговле пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями, не обеспечены условия беспрепятственного доступа инвалидов к зданию магазина. Нежилое помещение, используемое ООО фирмой «Апшерон», является собственностью ФИО1, не имеет средств доступа маломобильных групп населения, а именно при входе в нежилое помещение по адресу: <адрес>, на лестничном марше отсутствуют средства доступа маломобильных групп населения – пандус и опорные устройства (поручни). Поскольку отсутствие указанных средств доступа нарушает права на социальную реабилитацию инвалидов и достижение ими равных возможностей в реализации конституционных и других прав, прокурор просит возложить на ООО фирму «Апшерон», ФИО1 обязанность принять меры для обеспечения доступности маломобильных групп населения (инвалидов, людей старшего возраста, людей с детскими колясками) при входе в нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> путем установки наружного пандуса и поручней в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 14.11.2016 №798-р, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник Рузаевского межрайонного прокурора Адмакина Н.Ю. исковые требования поддержала по изложенном в заявлении основаниям, просила их удовлетворить.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще.

ООО фирма «Апшерон» своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежаще.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО фирмы «Апшерон», ФИО1

Изучив материалы гражданского дела, принимая во внимание объяснения прокурора, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в части в связи с нижеследующим.

Согласно статьям 7, 18, 55 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 22 Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Согласно Декларации о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447 (XXX) от 9 декабря 1975 г.) инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его или ее семье; инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной; инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность; инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования (пункты 2 - 3, 5, 8).

В силу статьи 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения закреплен и в пункте 3 части 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Одним из средств конкретизации указанной нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Необходимость установления такого требования вытекает из статей 2, 24, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года N 798/пр, который устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям.

Согласно требованиям п. п. 5, 5.1.1, 5.1.7, 5.1.15, 5.1.16, 6.1.1 Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 14.11.2016 №798-р, вход на земельный участок проектируемого или приспосабливаемого объекта следует оборудовать доступными для маломобильных групп населения элементами информации об объекте. Ширина пешеходного пути с учетом встречного движения инвалидов на колясках должна быть не менее 2 м. В условиях сложившейся застройки в затесненных местах допускается в пределах яркой видимости снижать ширину переходного пути движения до 1,2 м. При этом следует устраивать не более чем через каждые 25 м горизонтальные площадки (карманы) размером не менее 2-1, 8 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на кресалах-колясках. Ширина лестничных маршей внешних лестниц на участках проектируемых зданий и сооружений должна быть не менее 1,35 м. Для таких лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 м до 0,4 м, высоту подступенька - от 0,12 м до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон ступеней должен быть не более 2%. Длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами 1,5 м. Аналогичные площадки должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9-1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделенной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности. В общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или наземного уровня, соединенного с этим зданием. В доступных входах в здание (сооружение) следует привести к минимум разность отметок тамбура и тротуара. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4 м и более следует предусматривать разделительные двусторонние поручни. Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20.

В судебном заседании установлено, что на основании решения от 27.02.2020 заместителя Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия о проведении проверки (л.д. 11) Рузаевской межрайонной прокуратурой Республики Мордовия 28.02.2020 проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов ООО фирмой «Апшерон», в ходе которой установлено, что маломобильные группы населения, в том числе инвалиды, лишены беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - магазину по адресу: <адрес>, чем нарушается их право на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав. По результатам проверки прокуратурой составлен акт проверки от 04.03.2020 (л.д. 14-17). В подтверждение факта правонарушения представлена фототаблица (л.д. 13).

В ходе осмотра установлено, что при входе в нежилое помещение по адресу: <адрес>, на лестничном марше отсутствуют средства доступа маломобильных групп населения – пандус и опорные устройства (поручни).

Как следует из материалов дела, нежилое помещение, используемое под магазин, принадлежит на праве собственности ФИО1 Вместе с тем на момент проведения проверки помещение использовалось ООО фирмой «Апшерон» под магазин на основании договора аренды от 01.08.2015 (л.д.18-20).

Согласно дополнительному соглашению от 20.02.2020 к договору аренды от 01.08.2015 арендатор - ООО фирма «Апшерон» - обязуется обеспечить беспрепятственный доступ при входе в здание маломобильных групп населения, а также инвалидов, установить пандус (л.д.21).

Судом установлено и следует из материалов дела, что магазин, в котором осуществляет деятельность ООО фирма «Апшерон», является объектом социальной инфраструктуры.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности ООО фирмы «Апшерон» является розничная торговля пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями (л.д.54), т.е. его деятельность имеет социальную направленность. Поэтому маломобильные группы населения вправе иметь беспрепятственный доступ к указанным услугам. Лицо, оказывающие услуги населению обязано предоставить качественную услугу, это связано не только с качеством продаваемых им товаров, но и доступностью, возможностью всех групп потребителей воспользоваться этой услугой.

Несоблюдение и невыполнение требований по обеспечению условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь.

Поскольку именно ООО фирма «Апшерон» использует нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> для оказания гражданам, в том числе инвалидам, социальных услуг, с учетом условий договора аренды от 01.08.2015, обязанность по принятию мер для обеспечения доступности маломобильных групп населения при входе в помещение лежит на обществе с ограниченной ответственностью фирме «Апшерон».

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основной целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, что предполагает не только возможность лицу, интересы которого нарушены, обратиться в суд за защитой, но и реальность исполнения вступившего в законную силу судебного акта.

На основании изложенного суд считает, что требования прокурора о возложения на ООО фирму «Апшерон» обязанности обеспечения доступности маломобильных групп населения в нежилое помещение по адресу: <адрес>, путем установки наружного пандуса и поручней в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 14.11.2016 -р подлежат удовлетворению.

В удовлетворении заявленного требования в отношении Игнатовой О.Ф. прокурору следует отказать.

Суд отклоняет ссылку истца на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 года №689-О-О в части указания на то, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. В жалобе, по результатам рассмотрения которой вынесено указанное определение, муниципальное образование оспаривало конституционность статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части возложения на органы местного самоуправления обязанности по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В определении от 13 мая 2010 года №689-О-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, статья 72, пункт «ж» части 1, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку Рузаевский межрайоный прокурор Республики Мордовия, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд общей юрисдикции, с учетом положений статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ООО фирмы «Ашерон» в бюджет Рузаевского муниципального района Республики Мордовия подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб. согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 88, 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью фирме «Апшерон», ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью фирму «Апшерон» (ОГРН ) принять меры для обеспечения доступности маломобильных групп населения (инвалидов, людей старшего возраста, людей с детскими колясками) при входе в нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> путем установки наружного пандуса и поручней в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 14.11.2016 -р, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требования об обязании ФИО1 принять меры для обеспечения доступности маломобильных групп населения (инвалидов, людей старшего возраста, людей с детскими колясками) при входе в нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, путем установки наружного пандуса и поручней в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 14.11.2016 -р, Рузаевскому межрайонному прокурору Республики Мордовия отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью фирмы «Апшерон» (ОГРН ) в доход бюджета Рузаевского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в сумме 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.

Судья Н.В. Карпова

Решение в окончательной форме изготовлено 13.07.2020.

Судья Н.В. Карпова

Дело №2-536/2020

УИД 13RS0019-01-2020-001060-16

Именем Российской Федерации