ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5384/2015 от 17.12.2015 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

административное дело 2-5384/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 17 декабря 2015 года

Центральный районный суд г.Оренбурга Оренбургской области составе:

председательствующего судьи Крыгиной Е.В.,

при секретаре Манаховой Е.Н.,

с участием:

административного истца Попов А.Ф., его представителей Куриловой С.А., действующей на основании доверенности, Давыдова И.В., допущенного к участию в деле в качестве представителя в порядке п.5 ст.57 КАС РФ

представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации- Иванова С.В., действующего на основании доверенности

представителя административного ответчика Федеральное агентство по недропользованию – Катаева П.А., действующего на основании доверенности

представителей заинтересованного лица АО «Антипинский нефтеперерабатывающий завод» - Язынина В.С., Голубева Д.В., действующих на основании доверенностей

представителя заинтересованного лица ФГБУ науки Институт степи Уральского отделения Российской академии наук – Вельмовского П.В., действующего на основании доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Попов А.Ф. к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству по недропользованию о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов и экологии РФ, выразившихся в создании проектов условий конкурса на право пользования недрами месторождений, признании незаконным действий Федерального агентства по недропользованию, выразившихся в издании приказов , от ДД.ММ.ГГГГ о проведении конкурса на право пользования недрами месторождений, отмене приказов , , от ДД.ММ.ГГГГ и приказов , ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказы Федерального агентства по недропользованию , от ДД.ММ.ГГГГ.»,

У С Т А Н О В И Л:

Попов А.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением указав, что по поручению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Федеральным агентством по недропользованию (далее по тексту Роснедра») ДД.ММ.ГГГГ были изданы приказы , и о проведении конкурсов на право пользования недрами месторождений, расположенных на территории <адрес>, в том числе под национальным парком Победившему в конкурсе, проведенном ДД.ММ.ГГГГ, ЗАО «Антипинский нефтеперерабатывающий завод» было предоставлено право пользования недрами с целью разведки и добычи углеводородного сырья сроком на лет на особо охраняемой природной территории.

Решение о добыче нефти на территории и проведение конкурса на право пользования недрами нарушают его права на благоприятную окружающую среду, гарантированные гражданам РФ статьей 42 Конституции РФ.

является ценным лесным массивом, имеющим важное экологическое значение для создания благоприятной окружающей среды, данный лесной массив один из редчайших ленточных боров, который обеспечивает защиту полей степных районов Заволжья от иссушающего действия суховейных ветров.

Полагает, что возобновление добычи нефти на территории приведет к гибели леса и серьезным нарушениям экосистемы лесного массива, многократно увеличит риск возникновения пожароопасных ситуаций, приведет к загрязнению воды и воздуха, что повлечет создание неблагоприятной экологической обстановки на территории <адрес>, поставит под угрозу жизнь и здоровье его семьи и безопасность других людей, так как в непосредственной близости с границами национального парка находятся населенные пункты, на территории – дома отдыха, туристические базы, оздоровительные учреждения, в том числе реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Решение о добычи нефти и проведении конкурса на право пользования недрами на территории создает опасность причинения вреда в будущем, что в силу ст.1065 ГК РФ является основанием для запрещения такой деятельности.

На участках, на которых расположены месторождения, запрещена разработка полезных ископаемых, поскольку Распоряжением ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ отнесен к особо ценным лесным массивам. Решением облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении статуса особо ценный лесной массив « утверждено положение об особо ценном лесном массиве согласно которому запрещены изыскательские работы, разработка полезных ископаемых, эксплуатация водных ресурсов. Положения ст. 44 Лесного Кодекса РСФСР, действующего на момент издания распоряжения, предоставляли полномочия исполкому издавать распоряжения на запрет разработки полезных ископаемых на территории особо ценного лесного массива. Особо ценный лесной массив «» имел установленные Распоряжением Совета Министров РСФСР от 02.09.77 г. -р границы, имел особое природоохранное и иное ценное значение. Таким образом, вся территория являлась особо охраняемой природной территорией на которой запрещена добыча полезных ископаемых. Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден национальный парк на площади гектара, при этом в состав земель национального парка не включены участки, где расположены скважины для добычи нефти и объекты инфраструктуры, однако указанные участки остались в границах особо охраняемой природной территории «Особо ценный лесной массив» », а следовательно на данной территории запрещена любая деятельность, не связанная с деятельностью объединения, в том числе строительство и эксплуатация хозяйственных, промышленных и жилых объектов, изыскательские работы, разработка полезных ископаемых и эксплуатация водных ресурсов.

Площадь земельного фонда, предоставленная национальному парку в постоянное бессрочное пользование составила гектаров, однако в «Эколого – экономическом обосновании организации национального парка », прошедшем государственную экологическую экспертизу площадь национального парка составляла гектаров.

Указанным распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р была незаконно изменена площадь национального парка, что позволило Министерству природных ресурсов и экологии РФ согласовать решение об определении границ земельных участков для промышленной добычи нефти в . В отведенных границах проект национального парка государственную экспертизу не проходил, решение о добыче нефти проводилось без повторной экспертизы.

Также указав, что участки, исключенные из территории национального парка » включены в границы охранной зоны, утвержденной постановлением Правительства области от 19.03.2012 г. – п «Об образовании охранной зоны национального парка », разработка полезных ископаемых на указанных участках является нарушением законодательства об особо охраняемых природных территориях и нарушает его права на благоприятную экологическую среду просил суд признать незаконными действия Министерства природных ресурсов РФ выразившиеся в принятии решения о добыче нефти на территории национального парка «», признать незаконными действия Федерального агентства по недропользованию, выразившиеся в принятии решения о проведении конкурса на право пользования недрами месторождений, обязать Министерство природных ресурсов устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов запретив добычу нефти на территории национального парка « обязать Федеральное агентство по недропользованию устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов отменив итоги конкурса на право пользования недрами месторождений.

Впоследствии Попов А.Ф. заявленные требования уточнил и ссылаясь на то, что принятые решения противоречат также положениям ст.27, п.3 ст.95 Земельного Кодекса РФ, п.4 ст.58 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1.1. статьи 15, пункту 3 ст.12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», п.8 статьи 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» просил суд признать незаконными действия Министерства природных ресурсов и экологии РФ, выразившиеся в создании проектов условий конкурса на право пользования месторождений, расположенных под национальным парком « признать незаконными действия Федерального агентства по недропользованию, выразившиеся в издании приказов , 739 и 740 от ДД.ММ.ГГГГ о проведении конкурсов на право пользования недрами месторождений, расположенных под и приказы , , от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказы Федерального агентства по недропользованию , 739, от ДД.ММ.ГГГГ года».

В судебном заседании Попов А.Ф. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и уточнениях к нему. Суду пояснил, что изданными приказами нарушены его права, гарантированные Конституцией РФ на благоприятную окружающую среду, решение о проведении конкурса на право пользования недрами месторождений принято в нарушение норм действующего законодательства, без проведения экологической экспертизы, добыча нефти будет проводиться на земельных участках, которые расположены в границах особо охраняемой природной территории «Особо ценный лесной массив ». Кроме того, участки, исключенные из национального парка «» включены в границы охранной зоны национального парка и на территории охранной зоны действует режим охранной зоны и режим особо ценного лесного массива « который запрещает на данной территории разработку полезных ископаемых. При принятии решения о проведении конкурса не было учтено мнение субъекта, не получено согласование субъекта. В данном случае им не оспариваются итоги проведенного конкурса, а оспариваются действия ответчиков, которые приняли решение о добыче нефти на территории в нарушение требований законодательства. Также указал, что срок на подачу заявления им не пропущен, поскольку о принятых решениях ему стало известно только в , за защитой нарушенных прав он обратился в установленный законом срок.

Представители административного истца Курилова С.А. и Давыдов И.В. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом уточнений к нему.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - Иванов С.В. с заявленными исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснил, что перечень земель, которые отнесены к особо охраняемым природным территориям закреплен в ст.95 земельного Кодекса РФ и аналогичный перечень категорий особо охраняемых природных территорий установлен ч.2 ст.2 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». <адрес> не устанавливает такую категорию особо охраняемых природных территорий, как «особо ценный лесной массив». Действующим Лесным кодексом РФ отменено деление лесов на группы и введена новая квалификация лесов на землях лесного фонда по целевому назначению. Лесным кодексом РФ также не предусмотрена такая категория лесов, как особо ценный лесной массив. Особо ценный лесной массив расположенный на территории <адрес> и <адрес> областей преобразован в национальный парк «<адрес>» федерального значения на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-<адрес>, участки земель лесного фонда, вошедшие в границы национального парка, в настоящее время относятся к категории защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях. Помимо национального парка, иные особо охраняемые природные территории федерального, регионального или местного значения на территории, ранее именуемой особо ценным лесным массивом «<адрес> не создавались. Земельные участки, не вошедшие в территорию национального парка <адрес>» относятся к категории ценных лесов правовой режим которых установлен ст.106 Лесного кодекса РФ и не содержит запрет на разработку месторождений полезных ископаемых в лесах данной категории. Охранная зона национального парка «<адрес>» образована на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п и из описания границ охранной зоны видно, что объекты недропользования не включены в территорию охранной зоны национального парка «<адрес> Ссылаясь на то, что со стороны Министерства природных ресурсов проекты условий конкурса на право пользования недрами <адрес> месторождений не создавались и не утверждались, поскольку разработка конкурсной документации отнесена к полномочиям Роснедра, нарушений прав и законных интересов административного истца не допущено, а также ссылаясь на истечение срока давности для обращения в суд с заявленными требованиями, просил суд в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Представитель Федерального агентства по недропользованию Катаев П.А. в судебном заседании просил суд в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск с учетом дополнений к нему. Суду пояснил, что Приказами Роснедр от ДД.ММ.ГГГГ, были объявлены конкурсы на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи углеводородного сырья на части <адрес> месторождениях, также указанными приказами были утверждены порядок и условия проведения Конкурсов. Протоколами итоговых заседаний Конкурсных комиссий победителем было признано ЗАО «Антипинский НПЗ». Участки недр <адрес> месторождений находятся вне границ особо охраняемых природных территорий федерального значения, в том числе и вне границ национального парка «». На территории <адрес> вокруг национального парка » постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п создана охранная зона в которой запрещается разведка и добыча полезных ископаемых. Данное требование было учтено и при разработке Порядка и условий проведения конкурсов. Порядок проведения конкурсов на право пользования недрами установлен ст.13.1 Закона «О недрах», а также положениями административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации и проведению в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами. Учитывая законодательно установленный запрет на проведение разведочных и добычных работ на территории национального парка <адрес> конкурсная документация была подготовлена с учетом специфики месторождений, требований комплексного и рационального использования недр, а также недопущения неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Границы предоставленных в пользование участков недр, установлены с учетом изложенных обстоятельств и в условиях конкурсов указано, что размещение объектов нефтегазодобычи, включая разведочные и/или эксплуатационные скважины, осуществление работ, связанных с пользование недрами допускается только в границах блоков земельных участков, исключенных из состава территории национального парка «<адрес> Весь комплекс работ, связанных с разведкой и добычей углеводородного сырья будет проводиться за пределами национального парка «<адрес> а конфигурация участка недр, предоставленного в пользование исключает из состава земельные участки, входящие в охранные зоны национального парка. На момент подготовки конкурсной документации не требуется проведения какой- либо экологической экспертизы и получения заключения, равно как и не требуется согласования с субъектом. Представитель субъекта был привлечен в состав конкурсной комиссии, а условиями конкурса на недропользователя возложена обязанность провести и утвердить государственную экологическую экспертизу. Ссылаясь на то, что проведение конкурсов на право пользования участками недр <адрес> месторождений соответствует требованиям закона и не нарушает права административного истца, просил суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители АО «Антипинский нефтеперерабатывающий завод» - Язынин В.С., Голубев Д.В. просили суд в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск. Суду пояснили, что по итогам проведенных конкурсов на право пользования недрами <адрес> месторождений победителем признано АО «Антипинский НПЗ». Информация о проведении конкурсов была размещена на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов. Конкурсная документация помимо всего прочего включает в себя что при определении участков месторождений учитывается режим охранной зоны <адрес>, установленный Постановлением <адрес> и победитель конкурсов должен провести работы по переликвидации и переконсервации экологически опасных скважин, пробуренных в г.г. с рекультивацией и лесовосстановлением. Законность проведения конкурсов подтверждена решением Пресненского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором рассматривались аналогичные требования ФИО12 и ФИО13, являющихся депутатами Регионального отделения партии «». Нормы, на которые ссылается Попов А.Ф. в административном исковом заявлении не являются основанием для признания незаконными действий Министерства природных ресурсов и Роснедр поскольку оспариваемые действия касаются иного круга правоотношений, возникших в сфере недропользования. Согласно ст.7 Закона «О недрах» участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода при этом на этапе предоставления лицензии существуют лишь предварительные границы горного отвода, а окончательные границы устанавливаются после разработки технического проекта выполнения работ, связанные с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования проекта с уполномоченными органами. При определении границ учитываются факторы, влияющие на состояние недр, земной поверхности и окружающей среды в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Фактически административный истец оспаривает границы Национального парка «<адрес> утвержденные в установленном законом порядке. В силу ст.13.1 Закона о недрах у Министерства природных ресурсов и Роснедр отсутствовала обязанность по согласованию условий конкурсов с субъектом РФ и обязанность получения обязательного согласования субъекта. В состав конкурсной комиссии входил представитель территориального органа Роснедр, органы исполнительной власти также могут участвовать в работе комиссии, но только по соответствующему представлению. Ссылаясь на то, что нарушений прав и законных интересов истца действиями административных ответчиков не допущено и доказательств обратному не представлено, а также указав на пропуск срока для обращения в суд и преюдициальное значение решения <данные изъяты> суда <адрес> просили суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ФГБУ науки Институт степи Уральского отделения Российской академии наук – Вельмовский П.В. суду пояснил, что изначально он принимал участие при подготовке эколого – экономического обоснования создания национального парка «» и его границ. Однако, территория национального парка «» была утверждена в иных границах. Добыча полезных ископаемых на территории национального парка изначально не предполагалась.

Представитель ФГБУ «Национальный парк » в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменном отзыве пояснил, что в 1793 году с целью сохранения на основании Решения <адрес> облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ и Решения ФИО9 СССР от ДД.ММ.ГГГГ была прекращена разработка месторождений на его территории, как несовместимая с сохранностью лесного фонда. Распоряжением ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ-р вся территория <данные изъяты> была отнесена к особо ценным лесным массивам, где рубки главного пользования были запрещены, а основным назначением таких лесов являлось выполнение водоохранных, противоэрозионных, оздоровительных и других природных функций. Разработка месторождений стала возможной после ликвидации в ДД.ММ.ГГГГ году природного заповедника, действовавшего на части территории <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ годы и проведения в бору в период с ДД.ММ.ГГГГ годы геологоразведочных работ на нефть и газ. В результате выполненных работ в недрах было открыто семь месторождений углеводородного сырья, в том числе . В ДД.ММ.ГГГГ году распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р одобрено предложение об организации национального парка «ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ году подготовительные работы по созданию на территории национального парка были завершены и распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р на землях лесного фонда площадью га был учрежден «Национальный парк «», распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р земли лесного фонда площадью были переведены в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов. Земельные участки, занятые ликвидированными и законсервированными скважинами, равно как и подъездными путями к ним, не были включены в состав национального парка « созданного на территории <данные изъяты> и <данные изъяты> областей. В настоящее время отнесение лесов к ценным лесам и выделение особо защитных участков лесов входит в полномочия Федерального агентства лесного хозяйства. Вместе с тем, нарушенная целостность геологической сферы на невыработанных месторождениях нефти и газа является потенциальным, постоянно существующим очагом возникновения экологической и техногенной опасности. Законсервированные и ликвидированные скважины не имеют ответственных за содержание их в том состоянии, обеспечивающем безопасность жизни и здоровья населения, загрязнения окружающей среды. Полагает, что необходимо провести работы по ликвидации нефтегазоскважин и рассмотреть вопрос о внесении участков недр месторождений в Федеральный фонд резервных участков недр.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 8 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" дела находящиеся в производстве Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии со ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. К компонентам природной среды относятся в том числе недра, почвы, земля, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы.

Правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечение защиты интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр урегулированы положениями Закона РФ № 2395-1 от 21.02.1992 г. «О недрах».

Согласно ст.3 вышеуказанного федерального закона к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относится, в том числе и распоряжение совместно с субъектами Российской Федерации государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации.

В силу п.3 ст.6 Закона РФ № 2395-1 от 21.02.1992 г. «О недрах» недра предоставляются для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Согласно ст.8 вышеуказанного закона пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде. Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.

В силу п.4 ст.10.1 Закона «О недрах» основанием возникновения права пользования участками недр является, в том числе, решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения.

Согласно ст.13.1 вышеуказанного закона принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются: органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения; федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами относительно участков недр, за исключением участков недр федерального или местного значения.

Приказом Министерства природных ресурсов от 17.06.2009 г. № 156 утвержден административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами.

Указанный Административный регламент определяет последовательность и сроки действий (административных процедур) по осуществлению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, за исключением участков недр федерального значения, участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения.

Исполнение государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования участками недр осуществляется Федеральным агентством по недропользованию (далее - Роснедра) и его территориальными органами (п.2 административного регламента).

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации участвуют в исполнении указанной государственной функции в соответствии с пунктами 57, 106 настоящего Административного регламента.

В силу п.77 Административного регламента решение о проведении конкурсов на право пользования участками недр в отношении каждого участка недр или группы участков недр принимается руководителем Роснедр при утверждении перечней объектов, предлагаемых для предоставления в пользование.

Решение о проведении конкурсов на право пользования участками недр оформляется приказами Роснедр или его территориальных органов в соответствии с распределением функций, указанным в абзаце 2 пункта 2 настоящего Административного регламента.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Федеральным агентством по недропользованию изданы Приказы «О проведении конкурса на право пользования недрами части <адрес> месторождения», «О проведении конкурса на право пользования недрами части <адрес> месторождения» и «О проведении конкурса на право пользования <адрес> месторождения» согласно которым предписано провести в первом квартале года конкурсы на право пользования недрами с целью разведки и добычи углеводородного сырья на указанных месторождениях. Утверждены порядок и условиям проведения конкурса на получения права пользования недрами <данные изъяты> месторождений (Приложение к Приказам). Организация по проведению конкурса возложена на Федеральное агентство по недропользованию.

Приказами Федерального агентства по недропользованию от ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения технической ошибки внесены изменения в приложение 1 к Порядку и условиям проведения конкурса в части уточнения координат и площадей участков недр.

Заявляя требования о признании незаконными действий Федерального агентства по недропользованию, выразившихся в издании Приказов , ДД.ММ.ГГГГ и как следствие в издании Приказов от ДД.ММ.ГГГГ Попов А.Ф. ссылается на то основание, что на территории, где расположены скважины для добычи нефти и объекты инфраструктуры запрещена разработка полезных ископаемых, поскольку распоряжением ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ отнесен к особо ценным лесным массивам и решением Оренбургского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «Об особо ценном лесном массиве « а следовательно, режим «Особо ценный лесной массив «» до настоящего времени действует и разработка полезных ископаемых на участках, где расположены скважины запрещена.

Вместе с тем, особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения урегулированы Федеральным законом от 14.03.1995 г. № 33 - ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях.

В силу ст.2 Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Согласно ст.12 вышеуказанного федерального закона в границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка (п.3 ст.15 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ).

Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст.14 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ создание национальных парков и расширение территорий национальных парков осуществляются решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

В рамках рассмотрения спора судом установлено, что национальный парк « создан на основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ – р «Об учреждении национального парка «

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р создано Федеральное государственное учреждение «Национальный парк «

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р земли лесного фонда площадью гектара переведены в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов. Границы земельного участка, отведенные под национальный парк кадастровым паспортом земельного участка (кадастровый ).

На основании распоряжения Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р земельный участок отнесенный к категории земли особо охраняемых территорий и объектов общей площадью .м. расположенный в северо – западной части кадастрового квартала <адрес>:<адрес> передан в постоянное бессрочное пользование ФГБУ «Национальный парк «<адрес>

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об образовании охранной зоны национального парка «<адрес> на территории <адрес> на территории <адрес> образована охранная зона национального парка «<адрес>» площадью гектара, утверждены границы охранной зоны.

Согласно пояснений представителя ФГБУ «Национальный парк «» Арискиной О.В., данных в судебном заседании и изложенных в письменном отзыве, на территории в ДД.ММ.ГГГГ годы были пробурены ДД.ММ.ГГГГ поисково – разведочных, эксплуатационные и ДД.ММ.ГГГГ структурные скважины, которые впоследствии с прекращением разработки месторождений были либо законсервированы, либо ликвидированы. Земельные участки, занятые ликвидированными и законсервированными скважинами, равно как и подъездными путями к ним, не были включены в состав национального парка «», созданного в году.

Данное обстоятельство подтверждается картой – схемой ФГБУ «Национальный парк «», кадастровым паспортом земельного участка.

В приложении к Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждена схема охранной зоны «Национального парка <адрес> в которой указаны охранные зоны в пределах объектов недропользования. На подъездные пути и коммуникации внутри технологических площадок, скважин, подлежащих переконсервации и ликвидации, охранная зона не установлена.

В приложении к Порядку и условиям проведения конкурсов на право пользования недрами <адрес> месторождений установлено, что размещение объектов нефтегазодобычи, включая разведочные и/или эксплуатационные скважины, осуществление работ, связанных с пользованием недрами, допускается только в границах блоков земельных участков, исключенных из состава национального парка «<адрес>

Также в указанных приложениях при разработке условий проведения конкурса учтено, что на территории <адрес> вокруг национального парка <адрес>» постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-п создана охранная зона. Внутренняя часть охранной зоны национального парка на территории <адрес> включает в себя участки, примыкающие к объектам недропользования (расстояние от границы национального парка в сторону объекта): подъездные пути и коридоры коммуникаций – метров, скважины, подлежащие переконсервации – метров, скважины, подлежащие ликвидации метров, технологические площадки – метров. В охранной зоне запрещается геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых.

Таким образом, согласно условий конкурсов, весь комплекс работ, связанных с разведкой и добычей углеводородного сырья должен проводиться за пределами национального парка, а конфигурация участков недр, предоставленных в пользование, исключает из состава земельные участки, входящие в состав земель национального парка и его охранные зоны.

Обеспечение соблюдения режима охранной зоны осуществляется ФГБУ «Национальный парк » в рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством.

Участки недр <адрес> месторождений находятся вне границ особо охраняемых природных территорий федерального значения, а именно вне границ национального парка «<адрес>».

Таким образом, доводы Попова А.Ф. о том, что участки недр, которые предоставлены в пользование расположены на территории, которая в силу закона отнесена к категории особо охраняемых территорий опровергаются доказательствами, исследованными в рамках рассмотрения спора.

Частью 3 ст.2 Закона об «Особо охраняемых территориях» предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых территорий регионального и местного значения, не предусмотренные частью 2 указанного закона.

Между тем, законодательство <адрес> не устанавливает такую категорию особо охраняемых природных территорий, как «Особо ценный лесной массив».

В соответствии со ст.55 Лесного Кодекса РФ, введенного в действие с 1997 года, в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производятся разделение лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности. В лесном фонде выделялись леса первой, второй и третьей групп.

Особо ценные лесные массивы в соответствии со ст.56 указанного Кодекса отнесены к лесам первой группы.

Действующим Лесным Кодексом РФ отменено деление лесов на первую, вторую и третью группы, как это было предусмотрено ранее действующим Кодексом и введена новая классификация лесов на землях лесного фонда по целевому назначению.

Статья 10 ЛК РФ подразделяет леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 12 ЛК РФ именно с соблюдением целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций осуществляется их освоение, а также их использование, являющееся частью освоения лесов.

В Лесном Кодексе РФ предусмотрены различные виды использования лесов, в числе которых и такой вид, как выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (пункт 11 части 1 статьи 25).

Для осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых на землях лесного фонда законодатель допускает строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (пункты 1 и 2 части 1 статьи 21, часть 1 статьи 43 ЛК РФ).

Правовой режим использования лесов для целей недропользования устанавливается лесным законодательством (статьи 43, 21 Лесного кодекса Российской Федерации).

В пункте 7 части 2 статьи 22 Закона о недрах установлена обязанность недропользователя по соблюдению стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.

Вместе с тем лесное законодательство регулирует правовые отношения по геологическому изучению недр и разработке полезных ископаемых лишь в части, в которой они касаются использования и охраны лесов. Роль лесного законодательства состоит в обеспечении необходимой охраны и защиты лесов при осуществлении недропользования.

Таким образом, доводы Попова А.Ф. о том, что на участках лесного фонда, которые не включены в границы Национального парка « запрещена деятельность по разработке месторождений, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Не может быть принят во внимание и довод административного истца о том, что при издании приказов о проведении конкурсов на право пользование недрами <адрес> месторождений не была проведена государственная экологическая экспертиза, поскольку положениями Федерального закона № 174-ФЗ от 23.11.1995 года «Об экологической экспертизе» обязанность проведения государственной экологической экспертизы при издании уполномоченным органом приказов о проведении конкурсов на право пользования недрами, не предусмотрена.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (с изменениями и дополнениями) под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом № 174-ФЗ от 23.11.1995 года «Об экологической экспертизе», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Перечень объектов, которые подлежат обязательной государственной экспертизе закреплен в ст.11 указанного федерального закона и не предусматривает проведение экологической экспертизы перед изданием приказа о проведении конкурса на право пользования недрами.

Согласно ст.7 ФЗ «О недрах» в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Таким образом, обязанность проведения перед началом производства работ по добыче углеводородного сырья государственной экспертизы, возложена на недропользователя. Условиями пользования недрами (Приложение к Порядку и условиям проведения конкурса) также предусмотрено, что добыча углеводородного сырья разрешается только при наличии утвержденных в установленном законом порядке проектных документов на разработку месторождения, прошедших необходимые согласования и экспертизы, оформленного в установленном законом порядке горноотводного акта, удостоверяющего уточненные границы горного отвода ( п.2.2 Приложения ).

Кроме того, в соответствии с п.3.1.2. Основных требований к условиям пользования недрами на победителя конкурса возложена обязанность не позднее двух лет с даты государственной регистрации лицензии разработать по согласованию с ФГБУ «Национальный парк « и утвердить комплекс экологических мероприятий, направленных на сохранение объектов животного и растительного мира, осуществлять их реализацию. Также условиями конкурсной документации на победителя конкурса возложена обязанность провести по графику, согласованному с ФГБУ «Национальный парк <адрес>», опережающие работы переликвидации и переконсервации экологически опасных скважин, пробуренных в ДД.ММ.ГГГГ годы с рекультивацией нарушенных земель и лесовосстановлением.

По смыслу закона, для признания действия (бездействия) органа государственной власти незаконным, суду необходимо установить его несоответствие закону и факт нарушения оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя. При отсутствии хотя бы одного из вышеназванных условий, основания для удовлетворения заявленных требований о признании действий (бездействия) органа государственной власти незаконным, у суда отсутствуют.

Между тем, в рамках рассмотрения спора каких - либо относимых и допустимых доказательств, подтверждающих нарушение прав Попова А.Ф. со стороны административных ответчиков, не приведено.

Судом, в рамках рассмотрения спора, по ходатайству Попова А.Ф. была опрошена в качестве свидетеля ФИО15, являющаяся заместителем директора института агротехнологий и лесного дела которая пояснила, что вмешательство в экосистему лесного бора может привести к его разрушению, а добыча нефти приведет к негативным последствиям. Также в обоснование доводов представлена пояснительная записка к современной ситуации с нефтяными месторождениями в <адрес>, выполненная заключение международной неправительственной некоммерческой организации «<адрес>».

Вместе с тем, согласно ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Пояснения свидетелей, равно как и выводы и предположения не являются относимыми и допустимыми доказательствами при разрешении административного дела об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти.

Доказательств тому, что в настоящее время на предоставленных в пользование участках недр ведется деятельность с нарушением природоохранного законодательства, чем создается реальная опасность причинения вреда административному истцу, суду не представлено и материалы дела бесспорных тому доказательств не содержат.

Суд не может подменять собой органы государственной власти, уполномоченные на проведение конкурса на предоставления права пользования недрами с целью разведки и добычи углеводородного сырья и оценивает законность проведенных действий и принятых решений только с точки зрения их соответствия действующему законодательству.

Поскольку нарушений норм действующего законодательства при издании руководителем Федерального агентства по недропользованию Приказов , от ДД.ММ.ГГГГ о проведении конкурсов на право пользования недрами <адрес> месторождений, а равно и Приказов , <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в части уточнения характеристик не установлено, Приказы о проведении конкурсов изданы должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемые приказы не нарушают права и законные интересы административного истца, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, оснований для удовлетворения заявленных требований о признании их незаконными и отмене у суда не имеется.

Также не имеется оснований для признания незаконными действий Министерства природных ресурсов и экологии, которые, по мнению административного истца, выразились в создании проектов условий конкурса на право пользования недрами <адрес> месторождений, поскольку принятие решений о предоставлении участков недр в пользование не относится к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Порядок и условия проведения конкурса на получение права пользование недрами (Приложение 1) утверждены руководителем Федерального агентства по недропользованию.

Нарушений прав и законных интересов Попова А.Ф. со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в рамках рассмотрения спора судом не установлено, а административным истцом таких доказательств не представлено, равно как и не указано, какие конкретно действия (бездействие) нарушают права административного истца и в чем заключается такое нарушение.

Не может быть принят во внимание и довод Попова А.Ф. об отсутствии согласования решения о проведении конкурса с субъектом РФ, поскольку органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации участвуют в исполнении государственной функции по организации проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр в соответствии с пунктами 57, 106 Административного регламента. В состав конкурсной комиссии входил Министр природных ресурсов, эклоги и имущественных отношений <адрес>, что следует из Протокола заседания конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, законность образования конкурсной комиссии, ее состава, а также результаты принятого решения предметом настоящего спора не являются.

С доводами административных ответчиков о пропуске Поповым А.Ф. срока для обращения в суд для защиты прав и законных интересов суд согласиться не может, поскольку итоги конкурса на право пользования недрами месторождений подведены ДД.ММ.ГГГГ, а следовательно, именно с этого времени административный истец мог узнать о возможном нарушении его прав и законных интересов. С заявлением об оспаривании действий и решений органов государственной власти Попов А.Ф. обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом трехмесячный срок.

Вместе с тем, поскольку совокупность условий для признания действий органов государственной власти незаконными в рамках рассмотрения спора не установлена, в удовлетворении заявленных требований суд отказывает.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Попов А.Ф. к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству по недропользованию о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов и экологии РФ, выразившихся в создании проектов условий конкурса на право пользования недрами <адрес> месторождений, признании незаконным действий Федерального агентства по недропользованию, выразившихся в издании приказов , от ДД.ММ.ГГГГ о проведении конкурса на право пользования недрами <адрес> месторождений, отмене приказов , , от ДД.ММ.ГГГГ и приказов , <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказы Федерального агентства по недропользованию , <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Оренбургского областного суда через Центральный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Е.В. Крыгина

В окончательной форме решение принято 28.12.2015 года