ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-538/19 от 10.02.2020 Обской городского суда (Новосибирская область)

Дело № 2-66/2020

Поступило 24.10.2019г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2020 года г. Обь Новосибирской области

Обской городской суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Зайнутдиновой Е.Л.,

при секретаре Петровой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области о признании движимого имущества бесхозяйными,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области обратилось в суд с заявлением о признании движимого имущества, а именно: стекло каленое для душевых кабин, размер 1910х670х4, артикул ZA-2D – 40 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1570х380х4, артикул ZA-1D – 450 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1570х380х4, артикул ZA-1Р – 150 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1520х340х4, артикул ZA-1D – 450 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1520х340х4, артикул ZA-1Р – 150 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1600х670х4, артикул ZA-1D – 450 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1600х670х4, артикул ZA-1Р – 150 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1880х380х4, артикул ZA-2Р – 315 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1620х385х4, артикул ZA-3D – 150 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1830х340х4, артикул ZA-2D – 250 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1910х670х4, артикул ZA-2D – 250 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1570х530х4, артикул ZA-3D – 75 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1650х600х4, артикул ZA-3D – 75 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1570х270х4, артикул ZA-3D – 75 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1650х930х4, артикул ZA-3D – 75 шт., лейка душевая 150мм – 1698 шт. Свои требования обосновывают тем, что данное имущество было принято ООО «Спектр» по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с уведомлением Новосибирской таможни о наличии и месте нахождения конфискованного имущества от ДД.ММ.ГГГГ. и поручением Территориального управления от ДД.ММ.ГГГГ. и фактически находится по адресу: <адрес>. Согласно акту об истечении сроков хранения задержанных товаров № б/н от ДД.ММ.ГГГГ. срок хранения задержанных товаров по протоколу задержания № б/н от ДД.ММ.ГГГГ., находившихся на СВХ таможенного поста Аэропорт Толмачево и помещенных на хранении ДД.ММ.ГГГГ. на склад временного хранения таможенного поста Аэропорт Толмачево Новосибирской таможни по адресу: <адрес>, административное здание таможенного поста, на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. истек ДД.ММ.ГГГГ. В отношении данной категории имущества отсутствует нормативно регламентированный порядок распоряжения, имущество передается без экспертных заключений, документов, сертификатов, позволяющих выпускать данное имущество в оборот с учетом его безопасности. Указывают, что данное имущество подлежит признанию бесхозяйным на основании ст. 225, 226 и 290 ГК РФ.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица — Новосибирской таможни в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Суду представлен отзыв на заявление, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что задержание и изъятие таможенными органами товаров и документов на них регламентированы главой 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и главой 55 Федерального закона от 03.08.2018г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указывают, что товары, задержанные Новосибирской таможней, обладают особым правовым статусом, влекущим необходимость распоряжения ими и последующего зачисления в федеральный бюджет соответствующих сумм таможенных пошлин, налогов лишь в порядке, который определен законом. Порядок действия таможенных органов с задержанными товарами, срок хранения которых истек, определен ст. 320 Федерального закона от 03.08.2018г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно п. 2 которой распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со ст. 317 данного Федерального закона, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами. Таким уполномоченным органом является Федерального агентство по управлению государственным имуществом, и в соответствии с п. 5.5 (2) Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 432 от 05.06.2008г., задержанные товары в силу закона подлежат реализации, а в случае невозможности — переработке (утилизации), уничтожению. Иная процедура в отношении таких товаров законом не предусмотрена. Также указывают, что при уведомлении заявителя имеющиеся у Новосибирской таможни документы, предусмотренные п. 35 Приказа ФТС России № 1510, ТУФАУГИ в Новосибирской области направлялись, фактов расхождения сведений в фактическом количестве товара, наименовании либо об иных характеристиках задержанных товаров с данными, содержащимися в направленных документах, при передаче товаров не выявлено. Кроме того, заявитель не обращался в Новосибирскую таможню за продлением срока реализации задержанных товаров по протоколам задержания товаров и документов на них и не информировало о невозможности их реализации для последующего принятия решения об уничтожении задержанного товара. Доказательств невозможности реализации и неоднократных попытках реализовать товар в материалы дела не представлены. Считают, что результатом применения процедуры задержания является реализация задержанных товаров и зачисление в федеральный бюджет соответствующих сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов. Задержанные товары обладают особым, самостоятельным правовым статусом, влекущим необходимость распоряжения ими в строго определенном ТК ЕАЭС и Федеральным законом № 289-ФЗ порядке, который исключает возможность признания их бесхозяйными. Процедура признания задержанных товаров бесхозяйными приведет к изменению статуса товаров и, соответственно, несоблюдению установленного законом порядка распоряжения этими товарами. При таком подходе, положения ТК ЕАЭС и Федерального закона № 289-ФЗ о порядке действий с задержанными товарами не будут исполнены при наличии закрепленного законом механизма для надлежащего распоряжения данными товарами, что повлечет за собой ущерб для федерального бюджета Российской Федерации в виде неполучения соответствующих денежных средств, которые могли быть выручены при реализации ТУФАУГИ в Новосибирской обалсти задержанных товаров.

Заинтересованное лицо ООО «Акваджет» в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц.

Суд, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

На основании ч. 1 ст. 293 ГПК РФ, суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ, в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи (ч.1 ст. 290 ГПК РФ).

Согласно п. 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Статьей 226 ГК РФ определено, что движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность. Брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

В судебном заседании установлено, что 15.08.2017г. должностным лицом таможенного органа Новосибирской таможни в ходе проведения таможенного контроля были задержаны следующие товары: стекло каленое для душевых кабин, размер 1910х670х4, артикул ZA-2D – 40 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1570х380х4, артикул ZA-1D – 450 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1570х380х4, артикул ZA-1Р – 150 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1520х340х4, артикул ZA-1D – 450 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1520х340х4, артикул ZA-1Р – 150 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1600х670х4, артикул ZA-1D – 450 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1600х670х4, артикул ZA-1Р – 150 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1880х380х4, артикул ZA-2Р – 315 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1620х385х4, артикул ZA-3D – 150 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1830х340х4, артикул ZA-2D – 250 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1910х670х4, артикул ZA-2D – 250 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1570х530х4, артикул ZA-3D – 75 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1650х600х4, артикул ZA-3D – 75 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1570х270х4, артикул ZA-3D – 75 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1650х930х4, артикул ZA-3D – 75 шт., лейка душевая 150мм – 1698 шт. Данные товары задержаны в порядке ст. 379 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (л.д. 15-16).

В силу частей 1-3 ст. 380 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза задержанные товары и документы на них, за исключением товаров, указанных в п. 2 настоящей статьи, хранятся таможенными органами в течение 30 календарных дней, а товары, подвергающиеся быстрой порче, - в течение 24 часов. Срок хранения задержанных товаров и документов на них исчисляется со дня их задержания.

Согласно указанному выше протоколу Новосибирской таможни срок хранения задержанного товара установлен до 15.09.2017г.

Как усматривается из акта об истечении срока хранения задержанных товаров № б/н от ДД.ММ.ГГГГ., срок хранения товаров, задержанных по протоколу задержания товаров и документов на них № б/н от ДД.ММ.ГГГГ., истек ДД.ММ.ГГГГ.

По истечении срока хранения задержанного товара Новосибирская таможня направила в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. о предстоящей передаче задержанных товаров организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации

На основании поручения от ДД.ММ.ГГГГ. И акта приема-передачи задержанного товара от ДД.ММ.ГГГГ. Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области вышеуказанный товар передан на хранение ООО «Спектр»

Собственник товара до настоящего времени меры к возвращению указанного товара не предпринимал, несмотря на направленном акте об истечении срока хранения задержанных товаров № б/н от ДД.ММ.ГГГГ., полученный ООО «Акваджет» ДД.ММ.ГГГГ., в котором указано, что срок хранения задержанных товаров истек ДД.ММ.ГГГГ

При таких обстоятельствах, имеются основания полагать, что собственник устранился от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

В силу положений п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п. 5.5(2) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденного постановлением Правительства РФ № 432 от 05.06.2008г., Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле осуществляет учет переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; организацию проведения оценки переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; организацию реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; уничтожение либо переработку (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, в том числе организацию уничтожения либо переработки (утилизации) таких товаров.

Как установлено п. 4 указанного Положения, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с п. 1 ст. 320 Федерального закона от 03.08.2018г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в ст. 381 Кодекса Союза, в срок, предусмотренный п. 1 и п. 2 ст. 380 Кодекса Союза, подлежат реализации, если иное не установлено статьей 382 Кодекса Союза.

Пунктами 2 и 3 ст. 320 Федерального закона установлено, что распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со ст. 317 настоящего Федерального закона, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.

Порядок распоряжения задержанными товарами, осуществляемого уполномоченным органом, определяется Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, порядок распоряжения задержанными товарами Правительством РФ в настоящее время не определен. В связи с чем, у заявителя отсутствует возможность распорядиться задержанными товарами в указанном порядке, и доводы таможенного органа, изложенные в письменном отзыве, о возможности распоряжения задержанным товаром в установленном законом порядке, суд считает несостоятельными.

При этом, суд считает необоснованными доводы Новосибирской таможни о причинении ущерба для федерального бюджета Российской Федерации в виде неполучения соответствующих денежных средств, которые могли быть выручены при реализации ТУФАУГИ в Новосибирской области задержанных товаров.

Так, в соответствии с п. 1 Положения о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2019г. № 1238 «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства» настоящее Положение определяет порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами (далее - имущество, обращенное в собственность государства). Для распоряжения в порядке, установленном настоящим Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам (далее - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) имущество, обращенное в собственность государства (п. 3 Положения).

На основании п. 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств – его уничтожение.

Таким образом, в отношении товаров, признанных бесхозяйными, и обращенными в собственность государства, осуществляется реализация, а в случае невозможности реализации в силу утраты потребительских свойств — их уничтожение.

Товары, заявленные к признанию бесхозяйными, не были востребованы собственником как в период хранения товара, так и после истечения срока хранения. Уведомление об истечении срока хранения данного товара собственнику товара было направлено. Однако, мер по возврату данных товаров собственником не предпринималось. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод, что собственник товара отказался от каких-либо прав на заявленное движимое имущество, что является основанием для признания заявленных вещей бесхозяйными и удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области удовлетворить.

Признать бесхозяйным задержанное (безвозмездно изъятое) имущество: стекло каленое для душевых кабин, размер 1910х670х4, артикул ZA-2D – 40 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1570х380х4, артикул ZA-1D – 450 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1570х380х4, артикул ZA-1Р – 150 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1520х340х4, артикул ZA-1D – 450 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1520х340х4, артикул ZA-1Р – 150 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1600х670х4, артикул ZA-1D – 450 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1600х670х4, артикул ZA-1Р – 150 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1880х380х4, артикул ZA-2Р – 315 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1620х385х4, артикул ZA-3D – 150 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1830х340х4, артикул ZA-2D – 250 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1910х670х4, артикул ZA-2D – 250 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1570х530х4, артикул ZA-3D – 75 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1650х600х4, артикул ZA-3D – 75 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1570х270х4, артикул ZA-3D – 75 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1650х930х4, артикул ZA-3D – 75 шт., лейка душевая 150мм – 1698 шт.

Обратить в собственность Российской Федерации и передать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области: стекло каленое для душевых кабин, размер 1910х670х4, артикул ZA-2D – 40 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1570х380х4, артикул ZA-1D – 450 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1570х380х4, артикул ZA-1Р – 150 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1520х340х4, артикул ZA-1D – 450 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1520х340х4, артикул ZA-1Р – 150 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1600х670х4, артикул ZA-1D – 450 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1600х670х4, артикул ZA-1Р – 150 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1880х380х4, артикул ZA-2Р – 315 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1620х385х4, артикул ZA-3D – 150 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1830х340х4, артикул ZA-2D – 250 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1910х670х4, артикул ZA-2D – 250 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1570х530х4, артикул ZA-3D – 75 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1650х600х4, артикул ZA-3D – 75 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1570х270х4, артикул ZA-3D – 75 шт., стекло каленое для душевых кабин, размер 1650х930х4, артикул ZA-3D – 75 шт., лейка душевая 150мм – 1698 шт.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.Л. Зайнутдинова