ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5397 от 02.09.2016 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело №2-5397|2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02.09.2016г. г.Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А. при секретаре судебного заседания Бичевой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к БУ Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области», Министерству финансов Омской области, Министерству строительства и ЖКК Омской области, Правительству Омской области, Законодательному Собранию Омской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита, признании незаконным бездействия по невключению в бюджет расходного обязательства по выплате компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита, взыскании компенсации расходов на погашение части ипотечного кредита, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истца обратилась в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указав, что 05.08.2014 в связи с рождением у нее второго ребенка БУ «АЖС» включило их семью в список претендентов на получение компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита. До настоящего момента средства компенсации на их счет не зачислены. На обращение получены ответы ответчиков, согласно которым, ввиду ограниченных возможностей областного бюджета финансирование данной социальной поддержки в Омской области не предусмотрено. На основании изложенного просит признать незаконным решение Министерства строительства и ЖКК Омской области об отказе в выплате компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита. Признать незаконным бездействие Правительства Омской области и Законодательного собрания Омской области по невключению в бюджет Омской области расходного обязательства по выплате им компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита. Взыскать с БУ «АЖС» компенсацию расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита в размере 200 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. (л.д.5-8).

Истица в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, дополнительно представила письменные пояснения (л.д.98-104).

Представитель Бюджетного учреждения Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» в судебном заседании участия не принимал, извещены надлежащим образом, возражений не представил.

Представитель Правительства Омской области ФИО2, действующая на основании доверенности (л.д.42), в судебном заседании требования не признала по основаниям, указанным в отзыве на иск (л.д.136-139).

Представитель Законодательного собрания Омской области ФИО3, действующая на основании доверенности (л.д.41), в судебном заседании требования не признала, поддержав письменные возражения, изложенные в отзыве (л.д.182-184).

Представитель Министерства финансов Омской области ФИО4, действующая на основании доверенности (л.д.38), в судебном заседании возражала против заявленных требований по основаниям, указанным в отзыве (л.д.24-27).

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области ФИО5, действующая на основании доверенности (л.д.43), в судебном заседании возражала против заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.39-40).

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как следует из ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В приведенной статье закреплено, что финансирование данных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу данной нормы, субъекты Российской Федерации самостоятельно принимают решение об установлении дополнительных мер социальной поддержки, об условиях и порядке их предоставления, об объеме денежных средств, которые могут быть выделены на эти цели.

Пунктом 2 ст.12 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлено, что Губернатор Омской области в сфере социальной защиты населения устанавливает меры социальной поддержки категорий граждан, не предусмотренные настоящим Кодексом, а также дополнительные меры социальной поддержки категорий граждан, предусмотренных настоящим Кодексом, и порядок предоставления таких мер социальной поддержки.

Законом Омской области от 27.12.2002 года № 417-ОЗ «О государственной поддержке ипотечного жилищного кредитования (заимствования) в Омской области» предусмотрена система осуществляемых органами государственной власти Омской области мер, направленных на оказание помощи гражданам, желающим приобрести, построить жилье или улучшить жилищные условия иным образом.

В развитие положений данного закона Указом Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70 утвержден Порядок компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей.

Согласно п. 2 указанного Порядка, право на получение компенсации предоставляется семьям (неполным семьям), имеющим двух и более несовершеннолетних детей, родители (родитель) или усыновители (усыновитель) которых приобрели жилое помещение (долю в праве собственности на жилое помещение) с использованием ипотечного жилищного кредита (займа), а именно: молодым семьям, семьям, в которых родители (родитель) или усыновители (усыновитель) являются работниками государственных учреждений Омской области, муниципальных учреждений, находящихся на территории Омской области, а также семьям, в которых родители (родитель), усыновители (усыновитель) являются ветеранами боевых действий.

Условия предоставления компенсации закреплены в п. 2, 3 Порядка компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей.

Право на получение компенсации удостоверяется свидетельством о предоставлении компенсации (п. 4 Порядка).

Как следует из п. 5 Порядка, размер компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита составляет 200 000 рублей. Компенсация предоставляется гражданину посредством зачисления средств компенсации на банковский счет гражданина, открытый в кредитной организации.

В соответствии с п. 8, 9 Порядка, БУ «АЖС» осуществляет прием заявлений о предоставлении компенсации, проверку представленных документов и в срок не позднее сорока пяти календарных дней со дня подачи гражданином заявления принимает решение о включении или об отказе во включении семьи, в состав которой входит гражданин, в список претендентов на получение компенсации, о чем извещает гражданина в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Агентство в срок не позднее сорока пяти календарных дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении компенсации и документов, проверяет представленные документы на предмет соблюдения условий и требований, предусмотренных настоящим Порядком, и принимает решение о включении либо отказе во включении семьи, в состав которой входит гражданин, в список претендентов на получение компенсации, о чем гражданин письменно извещается в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (п.9 Порядка).

Агентство ежеквартально в пределах средств областного бюджета, предусмотренных в текущем году на предоставление компенсаций, на основании списка претендентов составляет проект списка получателей компенсации и до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет его для утверждения в Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Решение Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области об утверждении указанного списка является основанием для выдачи гражданам свидетельств. О необходимости получения свидетельства гражданин уведомляется письменно в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Как установлено судом, семья Ж-вых решением БУ «АЖС» с 05.08.2014г. включена в список претендентов на получение компенсации, то есть их право на получение меры поддержки, предоставление которой регулируется Указом Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70, было признано в установленном данным Указом порядке (л.д.9,10,12), на основании заявления о предоставлении компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в связи с рождением второго ребенка. Необходимый перечень документов был представлен в полном объеме (л.д.9).

Поскольку указанная выплата им предоставлена не была, 14.03.2016г. 11.04.2016г. истица обратилась в БУ АЖС и к Губернатору Омской области соответственно, с просьбой перечислить на счет указанную выплату и предоставить сведения о порядковом номере в списке претендентов (л.д.11,13-14).

Из сообщения БУ АЖС № 234/05 от 17.03.2016г. усматривается, что семья истца включена в список претендентов на получение компенсации согласно хронологическому порядку поступления в Агентство заявлений о предоставлении компенсации с порядковым номером 269. Вместе с указанным истице разъяснено о признании Указа Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70 утратившим силу (л.д.12).

Аналогичные разъяснения дало в своем ответе истице Министерство строительства и ЖКК Омской области от 05.05.2016г. (л.д.16).

Указанное явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Обсуждая доводы иска, суд исходит из следующего.

Так, в п. 6 Порядка, утвержденного названным выше Указом Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70, закреплено, что предоставление компенсации осуществляется в пределах средств областного бюджета, предусматриваемых ежегодно на указанные цели законом Омской области об областном бюджете на соответствующий год.

При этом, как следует из п. 9.1. названного Порядка, основанием для выдачи гражданам свидетельств, удостоверяющих их право на получение компенсации, является решение Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области об утверждении списка получателей компенсации.

В соответствии с п. 9.1. Порядка, указанный список БУ «АЖС» составляет ежеквартально в пределах средств областного бюджета, предусмотренных в текущем году на предоставление компенсаций, на основании списка претендентов и до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет его для утверждения в Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Таким образом, Порядком, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70, не предусмотрены конкретные сроки выплаты компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита, данная мера поддержки предоставляется гражданам в порядке очередности в зависимости от наличия денежных средств в региональном бюджете.Суд отмечает, что государственная программа Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», утвержденная Постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 264-п, предусматривала выделение денежных средств на предоставление гражданам данной меры поддержки в период с 2017 по 2020 г.

Как следует из ведомственной структуры расходов областного бюджета, являющейся приложением к Закону Омской области от 24.12.2013 № 1599-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», в перечне расходов областного бюджета не предусмотрены расходы на реализацию мер социальной поддержки, на которую претендует истица - погашение части ипотечного жилищного кредита в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70.

Также, согласно Закону Омской области от 25.12.2014 № 1694-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в 2015-2016г. не предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей. Расходы на предоставление данной компенсации в размере 15 000 000,00 руб. были предусмотрены в бюджете Омской области на плановый период 2017г.

Согласно государственной программе Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», утвержденной Постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013г. №264-п, в редакции от 23.12.2015г., финансирование данной социальной поддержки до 2019-2020 не предусмотрено (л.д.185,186).

Ввиду ограниченных возможностей областного бюджета средства на реализацию Указа №70, в государственной программе Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области», утвержденной Постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013г. №24-п, в редакции от 10.08.2016г., в Структуре (п. 4.2.1.2) предусмотрен иной вид мероприятий «предоставление ипотечных кредитов (займов) отдельным категориям граждан со сниженной процентной ставкой в том числе по стандартам кредитования (заимствования)» (л.д.147-157), такой вид мероприятий как «Предоставление семьям компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей» (л.д.140-146), исключен.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона Омской области от 27.12.2002 № 417-ОЗ «О государственной поддержке ипотечного кредитования (заимствования) в Омской области» средства на реализацию государственной поддержки ипотечного жилищного кредитования (заимствования) ежегодно предусматриваются в областном бюджете на очередной финансовый год.

Отсутствие финансирования данной меры социальной поддержки не противоречит Закону Омской области «О государственной поддержке ипотечного кредитования (заимствования) в Омской области».

Установление дополнительных мер социальной поддержки органами государственной власти субъектов Российской Федерации является правом, а не обязанностью и предоставление таких мер может осуществляться только в пределах имеющихся средств бюджета субъекта РФ.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая отсутствие необходимых средств финансирования указанных расходов из бюджета Омской области, являющегося необходимым условием для утверждения списка получателей компенсации, выдаче им свидетельств о праве на получение меры социальной поддержки и выплаты компенсации, суд приходит к выводу о необоснованности требований истца о признании незаконным решения Министерства строительства и ЖКК Омской области, а равно и решения БУ «АЖС» об отказе в выплате компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита.

Относительно требований о признании незаконным бездействия Правительства Омской области и Законодательного собрания Омской области по невключению в бюджет Омской области расходного обязательства по выплате компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита, суд приходит к следующему.

Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации закреплены в статье 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 БК РФ в пределах своей компетенции органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.

Законы Омской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» приняты Законодательным Собранием Омской области в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, в установленной форме, при соблюдении порядка принятия, введения в действие и опубликования.

Подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации относится к основным полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 38 Устава (Основного Закона) Омской области Законодательное Собрание Омской области осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Омской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Омской области.

В Омской области постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Омской области является Законодательное Собрание Омской области, которое принимает законы, постановления по предметам ведения Омской области, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и Омской области (статьи 32, 39 Устава (Основного Закона) Омской области, ст. 1 Закона Омской области от 15.07.1994 года №2-0З «О Законодательном Собрании Омской области», ст.4 Закона Омской области от 21.11.2002 года №409-0З «О нормативных правовых актах Омской области»).

Бюджетный процесс в Омской области регламентирован главой 4 Закона Омской области от 10 мая 2002 года № 1346-ОЗ «О бюджетном процессе в Омской области».

В соответствии со статьей 12 Закона № 1346-ОЗ Омской области от 24 декабря 2013 года № 1599-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», от 25 декабря 2014 года № 1694-0З «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» были внесены в Законодательное Собрание Омской области Правительством Омской области.

После принятия указанных Законов Законодательным Собранием Омской области они подписаны Губернатором Омской области и в установленные сроки опубликованы в газете «Омский вестник», соответственно, вступили в законную силу.

Таким образом, названные Законы были приняты уполномоченным органом - Законодательным Собранием Омской области, в установленной форме - в форме областного закона. При их принятии был полностью соблюден порядок принятия, а также вступления в силу и опубликования.

В свою очередь, полномочия Правительства Омской области в сфере бюджетного процесса закреплены в статье 6 Закона Омской области от 10.05.2011 №1346-ОЗ «О бюджетном процессе в Омской области», которым к компетенции Правительства Омской области принятие областных законов не отнесено.

В связи с указанным, суд полагает, что какие-либо основания для признания незаконным бездействия Правительства Омской области и Законодательного Собрания Омской области отсутствуют.

Согласно ст. 65 Бюджетного кодекса РФ, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Соответственно, для каждого уровня публичной власти установлен свой круг расходных обязательств, являющихся основанием для формирования расходов соответствующего бюджета.

Как было указано судом выше, закрепление дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан является правом субъекта Российской Федерации, а, следовательно, к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится и определение порядка предоставления указанных мер.

Доводы истицы о незаконном бездействии, допущенном Правительством Омской области и Законодательным Собранием Омской области, по невключению в расходную часть бюджета Омской области обязательства по предоставлению меры социальной поддержки, предусмотренной Указом Губернатора от 24.05.2007 № 70, суд, по приведенным основаниям, находит несостоятельными.

Суд полагает необходимым отметить, что в случае признания заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего обоснованным, суд принимает решение о возложении обязанности на соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (п.28 Постановления пленума ВС РФ №2). Отсюда, удовлетворение судом указанного требования истца повлечет возложение на Законодательное Собрание Омской области обязанность принять нормативный акт (областной закон), вносящий изменения в Закон об областном бюджете.

Вместе с тем, исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции Российской Федерации, суды не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов государственной власти, определять характер и содержание принимаемых ими правовых норм.

В указанной связи, доводы истицы, изложенные, в том числе в письменных пояснениях, по мнению суда, основаны на неверном толковании норм, регулирующих порядок предоставления компенсации, предусмотренной Указом Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70, а также норм, закрепляющих право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные меры социальной поддержки.

Исходя из изложенного, заявленные требования истицы не подлежат удовлетворению в полном объеме.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требованиях в полном объеме, по правилам ст. 98 ГПК РФ, расходы по оплате государственной пошлины, остаются за счет стороны истицы и распределению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО1 к БУ Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области», Министерству финансов Омской области, Министерству строительства и ЖКК Омской области, Правительству Омской области, Законодательному Собранию Омской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита, признании незаконным бездействия по невключению в бюджет расходного обязательства по выплате компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита, взыскании компенсации расходов на погашение части ипотечного кредита, взыскании судебных расходов – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А. Васильева

Мотивированное решение изготовлено 05.09.2016г.