№ 2-5397/2019
24RS0056-01-2019-004665-44
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 октября 2019 г. г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Горпинич Н.Н.,
при секретаре Медведевой П.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с указанным административным иском. Требования мотивировала тем, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственницей земельного участка с кадастровым номером №, площадью 512 кв.м., и расположенного на нем жилого дома по адресу: <адрес>, площадью 32,3 кв.м. С целью улучшения жилищных условий ФИО2 в 2014 году начала и в 2015 году закончила реконструкцию жилого дома, перестроив вместо крыльца-веранды жилую комнату, увеличив общую площадь дома на 20 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска (далее – департамент) с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома. ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик направил административному истцу уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Основанием для отказа в выдаче положительного уведомления о соответствии параметрам реконструированного объекта ИЖС административный ответчик указал: объект реконструкции расположен с нарушением границ допустимого размещения объекта капитального строительства, менее 3 м. от границ соседнего участка и за пределами границ красных линий (дороги); жилой дом расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия федерального значения «Караульная башня-часовня П-вы-Пятницы», 1855 Караульная гора/ул. Степана Разина, 51а (далее – зона Р-9.1). ФИО2 полагает данное уведомление незаконным, поскольку жилой дом 1963 года постройки и параметры жилого дома не изменялись в направлении к соседним смежным участкам и в направлении дороги, реконструкция холодного пристроя была осуществлена с внутренней стороны дома вглубь участка за счет своего же огорода и расстояние в 3 м. до границ соседнего участка соблюдено, высота объекта составляет 2,55 м. Административный истец просит суд признать уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) параметров объекта ИЖС и недопустимости размещения объекта от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным; обязать Департамент градостроительства администрации г. Красноярска выдать ФИО2 уведомление о соответствии параметров объекта реконструкции, указанных в уведомлении о реконструкции ИЖС по адресу: <адрес> допустимости размещения реконструированного объекта ИЖС № от ДД.ММ.ГГГГ в течение 14 дней с момента вступления в силу решения суда.
Административный истец ФИО2, извещенная о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Департамента градостроительства администрации г. Красноярска ФИО3, извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных возражениях на исковое заявление просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Выслушав представителя административного истца, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи (часть 1).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (часть 7).
В силу ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с уведомлением № № о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
По результатам рассмотрения уведомления №-ек от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком направлено административному истцу уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
При подготовке данного уведомления административным ответчиком установлено следующее.
Возможность строительства на земельном участке того или иного объекта, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом территориальной зоны, в которой расположен участок. Территориальные зоны, градостроительные регламенты установлены Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 (далее – Правила).
В соответствии с Правилами в системе зонирования принадлежащий административному истцу земельный участок отнесен к территориальной зоне «Зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). В пределах данной зоны установлены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства – минимальное расстояние от границ смежного земельного участка до основного строения с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (код – 2.1) – не менее 3 метров. Минимальные отступы от границ земельного участка устанавливаются в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений. В уведомлении № от 08.11.2018 (пункт 4) размер отступов от одной из границ земельного участка до объекта капитального строительства обозначен менее 3 метров, а именно без отступа от границы земельного участка.
Таким образом, объект реконструкции расположен с нарушением границ места допустимого размещения объекта капитального строительства.
Кроме того, часть объекта реконструкции расположена за пределами границ земельного участка с кадастровым номером №.
В соответствии с п. 8 ст. 3 Правил земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В силу п. 9 ст. 3 Правил реконструкция указанных в п. 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции.
В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 15.11.2016 № 569-п земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия федерального значения: «Караульная башня – часовня П-вы Пятницы», 1855 г. Караульная гора/ул. Степана Разина, 51а (зона Р-9.1).
Установление границ зон с особыми условиями использования территорий, особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в границах таких зон регламентированы Постановлением Правительства Красноярского края от 15.11.2016 № 569-п «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, расположенных в г. Красноярске, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон охраны».
В соответствии с указанным Постановлением особые режимы использования земель и требования к градостроительных регламентам в границах территории зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (зона Р-9.1) – зоны усадебной застройки, в пределах которой устанавливаются предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции до 12 метров в высоту, устанавливаются с учетом требований применительно к данной зоне. В уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ№ отсутствуют данные сведения.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных п. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для направления административному истцу уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В соответствии с ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административным истцом не доказан факт нарушения его прав, свобод и законных интересов действиями (бездействием) административного ответчика, а так же не приведено правовых оснований для возложения испрашиваемой обязанности на административного ответчика.
Учитывая изложенное, оснований для признания уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) параметров объекта ИЖС и недопустимости размещения объекта от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным; возложения обязанности на Департамент градостроительства администрации г. Красноярска выдать ФИО2 уведомление о соответствии параметров объекта реконструкции, указанных в уведомлении о реконструкции ИЖС по адресу: <адрес> допустимости размещения реконструированного объекта ИЖС № от ДД.ММ.ГГГГ в течение 14 дней с момента вступления в силу решения суда, суд не усматривает и полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.
В силу ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).
Как следует из материалов дела, оспариваемое уведомление получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ (о чем указано в обращении ФИО2 в Департамент от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 25), а в суд ФИО2 обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом срока. Ходатайство о восстановлении срока на обращение с административным иском в суд ФИО2 не заявлено. Доказательств уважительности причин пропуска срока для оспаривания уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом не представлено.
При таких обстоятельствах пропуск ФИО2 срока обращения с административным иском в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Н. Горпинич
Копия верна. Судья: Н.Н. Горпинич