Дело № 2-539/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 февраля 2014 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего судьи Зониной И.Н.
при секретаре Зайцевой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного комиссариата Калининградской области к М. о взыскании незаконно полученной пенсии,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику, в котором указал, что <данные изъяты>М. уволен с военной службы приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ и исключен из списков личного состава года приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГМ. военным комиссариатом Калининградской области была назначена пенсия за выслугу лет по линии МО РФ. В заявлении о назначении пенсии, написанном М.. ДД.ММ.ГГГГ собственноручно, он взял на себя обязательство немедленно сообщить в Сбербанк по месту получения пенсии и в пенсионный отдел военного комиссариата по месту жительства обо всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой ему пенсии, либо лишающих права на дальнейшее ее получение, в том числе и в случае поступления на службу в таможенные органы. Кроме того, в этом заявлении он подтвердил, что переполученные по его вине суммы он обязуется полностью возвратить.
ДД.ММ.ГГГГМ. обратился в адрес начальника отдела (военного комиссариата Калининградской области по городу Калининград) с заявлением о прекращении выплаты пенсии в связи с зачислением в таможенные органы, в котором обязался погасить переплату пенсии единовременно. Им были представлены копии контракта о службе в таможенных органах на срок 1 год со ДД.ММ.ГГГГ и приказа начальника Калининградской областной таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ о заключении контракта. В связи с несвоевременным сообщением в военный комиссариат о поступлении на службу в таможенные органы, М. незаконно получена пенсия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГМ. внес переплату в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты>.
Однако сведения о периоде службы в таможенных органах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ М. в военный комиссариат представлены не были.
Согласно сообщениям Калининградской областной таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ в ответ на запросы военного комиссариата Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №М. проходил службу в Калининградской областной таможне с ДД.ММ.ГГГГ и с этой даты ему присвоено первичное специальное звание «<данные изъяты>». С ДД.ММ.ГГГГМ. проходил службу в должности <данные изъяты> Калининградской областной таможни.
Таким образом, в результате несвоевременного представления сведений в военный комиссариат Калининградской области о поступлении на службу в таможенные органы М. незаконно получил пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отделом (военного комиссариата Калининградской области по городу Калининград) М. были направлены письма (исх. №, №) с предложением прибыть в Военный комиссариат для решения вопроса о погашении незаконно полученной пенсии. До настоящего времени М. не прибыл и причиненный государству ущерб в сумме <данные изъяты> не возместил. Просит взыскать с М. в пользу военного комиссариата Калининградской области незаконно полученную пенсию в сумме <данные изъяты>
Представитель истца С. действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., в судебном заседании поддержал заявленные требования по вышеизложенным основаниям, дополнил, что М. обязан был письменно сообщить в пенсионный орган ОВК Калининградской области о поступлении на службу в таможенную органы, для того, что бы прекратить выплату пенсию по линии МО РФ. Однако, ответчик этого не сделал, и получал денежное содержание и пенсию, тем самым причинив убытки государству. О том, что ответчик проходит службу в таможенных органах истец не знал, М. до <данные изъяты> г. ни каким образом об этом не сообщал. Из материалов дела 2-ПК, не видно, что он заявлением сообщал в пенсионный орган ОВК о поступлении на службу в таможенные органы, в связи с чем, истец не мог об этом знать. По поводу ходатайства о пропуске срока исковой давности указал, что срок истцом не пропущен, т.к. о нарушении своего права истец узнал только ДД.ММ.ГГГГ г., когда М. обратился в пенсионный орган с заявлении, и именно с указанной даты начинает течь срок исковой давности для обращения в суд. В суд обратились ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. в пределах трехлетнего срока, в связи с чем, ходатайство не подлежит удовлетворении.
Представители военного комиссариата Калининградской области П., К. дали пояснения, аналогичные изложенным С., просили иск удовлетворить.
Ответчик М. в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, просил в иске отказать, указывая на то, что не знал об опубликовании Постановления. Согласился, что писал обязательство, и согласился, что с <данные изъяты> г. по <данные изъяты> г. получал и пенсию и довольствие. В <данные изъяты> г. узнал о Постановлении и написал в пенсионный орган ОВК заявление о приостановлении выплаты пенсии. Ранее в пенсионный орган никак не сообщал, что проходит службу в таможенных органах.
Представитель ответчика по устному ходатайству Ю. в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, просил в иске оказать по следующим основаниям.
В силу ст. 1102 ГК РФ исковое требование является требованием о взыскании полученного М. неосновательного обогащения. Таким образом, к возникшим правоотношениям подлежат применению нормы ст. 1109 РФ и, соответственно ст.ст. 196, 199, 200 ГК РФ. Таким образом, при условии, что Истец докажет свое требование как по праву, так и по факту, в силу закона Истец вправе претендовать на неосновательно полученные М. суммы только в пределах трехгодичного срока исковой давности, т. е. за три годы до дня предъявления иска в суд, тем более, что о поступлении Ответчика на службу в таможенные органы в ДД.ММ.ГГГГ стало, или во всяком случае, должно было стать известно именно в ДД.ММ.ГГГГ в связи с получением от Калининградского таможенного тылового поста Калининградской областной таможни во исполнение п.п. 28, 29 и 33 Методических рекомендаций Генштаба Вооруженных сил РФ по ведению воинского учета в организациях от ДД.ММ.ГГГГ, сведений из личных карточек поступивших на службу сотрудников таможенного органа, которые ежегодно сверяются с военным комиссариатом (воинское звание, ФИО, дата рождения, военно-ученая специальность, состав семьи, дата приема на работу, службу, наименование и адрес организации), а также списков принятых на службу сотрудников.
На основании п. 3 ст. 1109 ГК РФ не полежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Исходя из положений ст. 63 закона РФ от 12.02.1993. № 4468-1 излишне выплаченная пенсия может быть удержана с пенсионера при наличии злоупотребления с его стороны.
В силу ч.ч. 1, 3 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, необоснованно выплаченная гражданину пенсия может быть взыскана с него лишь при недобросовестности (злоупотребления) с его стороны или при наличии счетной ошибка Бремя доказывания недобросовестности Ответчика или наличия счетной ошибки лежит на лице требующем возврата неосновательного обогащения. При этом факт добросовестности гражданина приобретателя презюмируется.
Как указывал М. в ходе судебного заседания факт своего поступления на службу в таможенные органы ДД.ММ.ГГГГ и назначения в последующем на различные должности он не скрывал. Таможенные органы сообщают в ОВК о поступлении военнообязанных к ним на службу и постановке на воинский учет. Более того, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ответчик мест своего службы не менял.
При этому по смыслу Закона РФ от 12.02.1993. № 4468-1 условия для назначения и выплаты пенсионного обеспечения устанавливают и проверяют соответствующие органы исполнительно власти осуществляющие пенсионное обеспечение. Таковыми в нашем случае являются Военный комиссариат калининградской области и таможенные органы, в которых Ответчик состоял на службе.
Исходя из фактических обстоятельств дела следует, что Ответчик, представив при трудоустройстве в таможенные органы все сведения, необходимые для обеспечения воинского учета работникам кадровой службы и мобилизационного отдела таможенного органа, надлежащим образом известил об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение выплаты ему пенсии. Истец в свою очередь не выполнил надлежащим образом свои обязанности по установлению и проверке наличия условий для назначения Ответчику пенсии, что свидетельствует о вине в его действиях в форме грубой неосторожности, которая содействовала возникновению и увеличению вреда.
Таким образом, факт недобросовестного поведения ФИО1 не нашел свое подтверждения, тем более, что Законом № 4468-1 от 12.02Л993. на военных пенсионеров не возложен; обязанность уведомлять о поступлении (в т.ч. повторном) на службу в таможенные органы.
Данные обстоятельства в силу закона исключают возможность взыскания излишне выплаченной ФИО1 пенсии.
Выслушав представителей истца, ответчика, представителя ответчика, обозрев пенсионное дело, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что <данные изъяты>М. уволен с военной службы приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ и исключен из списков личного состава года приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГМ. военным комиссариатом Калининградской области была назначена пенсия за выслугу лет по линии МО РФ. В заявлении о назначении пенсии, написанном М.ДД.ММ.ГГГГ собственноручно, он взял на себя обязательство немедленно сообщить в Сбербанк по месту получения пенсии и в пенсионный отдел военного комиссариата по месту жительства обо всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой ему пенсии, либо лишающих права на дальнейшее ее получение, в том числе и в случае поступления на службу в таможенные органы. Кроме того, в этом заявлении он подтвердил, что переполученные по его вине суммы он обязуется полностью возвратить.
ДД.ММ.ГГГГМ. обратился в адрес начальника отдела (военного комиссариата Калининградской области по городу Калининград) с заявлением о прекращении выплаты пенсии в связи с зачислением в таможенные органы, в котором обязался погасить переплату пенсии единовременно. Им были представлены копии контракта о службе в таможенных органах на срок 1 год со ДД.ММ.ГГГГ и приказа начальника Калининградской областной таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ о заключении контракта. В связи с несвоевременным сообщением в военный комиссариат о поступлении на службу в таможенные органы, М. незаконно получена пенсия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГМ. внес переплату в размере <данные изъяты> рублей в <данные изъяты>
Однако сведения о периоде службы в таможенных органах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ М. в военный комиссариат представлены не были.
Согласно сообщениям Калининградской областной таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ в ответ на запросы военного комиссариата Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №М. проходил службу в Калининградской областной таможне с ДД.ММ.ГГГГ и с этой даты ему присвоено первичное специальное звание «<данные изъяты>». С ДД.ММ.ГГГГМ. проходил службу в должности <данные изъяты> Калининградской областной таможни.
Истец указывает, что, в результате несвоевременного представления сведений в военный комиссариат Калининградской области о поступлении на службу в таможенные органы М. незаконно получил пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ИХ СЕМЕЙ» данный закон распространяется на следующую категорию лиц:
лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц;
лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц.
В силу статьи 6 указанного закона пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 года № 6-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионерам при поступлении их на службу в Федеральную таможенную службу выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается (пункт 5, абзац 3). В связи с этим одновременное получение пенсии и денежного довольствия влечет причинение ущерба государству в сумме полученной пенсии.
В исковом заявлении, центром социального обеспечения расчет переплаты пенсии произведен со дня вступления в силу данного Постановления Конституционного Суда РФ, т.е. с 18.03.2004 года.
В соответствии со ст. 56 ФЗ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» «лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть десятая введена Федеральным законом от 07.06.2013 года № 127-ФЗ.
По смыслу закона, пенсия за выслугу лет назначается в целях компенсации гражданам денежного довольствия (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы. Одновременное получение лицами, проходившими военную службу, пенсии за выслугу лет и денежного довольствия, в том числе выплачиваемого военнослужащему в связи с поступлением на службу в таможенные органы, законом не предусмотрено.
Т.о., ответчик в соответствии с законом не вправе одновременно получать пенсию за выслугу лет и, проходя службу в таможенных органах, получать денежное довольствие. Поэтому, выплаченная ему военным комиссариатом пенсия по линии МО РФ за период сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, приобретена М. без предусмотренных законом оснований и в силу положений ст.1102 ГК РФ является неосновательным обогащением.
При этом, доводы М. и его представителя о том, что указанная сумма не подлежит с него возврату в силу положений ч.3 ст.1109 ГК РФ, согласно которым не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения выплаченные гражданину сумы пенсии при отсутствии недобросовестности с его стороны, являются несостоятельными.
Как указывалось выше, М. собственноручно, на основании обязательства ДД.ММ.ГГГГ года, обязался сообщить в райвоенкомат по месту жительства, о наступлении обстоятельств, лишающих его права на дальнейшее получение пенсии, в том числе- о поступлении на военную службу. Кроме того, он обязался сообщить в отделение Сберегательного банка РФ, в который пенсионным органом осуществляется перевод пенсии на счет ответчика, о всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой пенсии или лишающих права на пенсию.
К таким обстоятельствам, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 года № 6-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», относится и поступление на службу в таможенные органы, т.к. влечет за собой обеспечение всеми видами денежного довольствия, в связи с чем в силу закона исключает право на получение пенсии, поэтому о данном факте, военный пенсионер, обязан сообщить пенсионному органу.
С учетом изложенного, со стороны ответчика М. имело место недобросовестное поведение, в связи с чем его ссылки на неприменение к спорным правоотношениям положений ч.3 ст.1109 ГК РФ несостоятельны.
Его доводы о том, что при поступлении на службу в таможенные органы сообщил сведения о получении песни по линии МО РФ, не подтверждены в ходе рассмотрения дела, и не является исполнением обязанности о сообщении в пенсионный орган военного комиссариата сведений о поступлении на военную службу, а также не является основанием для приостановления выплаты пенсии по линии МО РФ, т.к. данная процедура, как и назначение пенсии, носит заявительный характер в силу закона.
Что касается ходатайства ответчика об отказе в иске в силу пропуска срока исковой давности, то суд не находит оснований для его удовлетворения.
В соответствии со ст.196,200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение общего срока исковой давности (3 года) начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Только ДД.ММ.ГГГГМ. написал заявление на имя начальника отдела (военного комиссариата Калининградской области по городу Калининград) о прекращении выплаты пенсии в связи с зачислением на службу в таможенные органы, в связи с чем, именно с указанной даты, начинает исчисляться общий срок исковой давности 3 года, который установлен для лица, чье право нарушено с целью защиты своих прав в судебном порядке. Так в течении трех лет с ДД.ММ.ГГГГ г., ОВК Калининградской области, обратился в суд с требованиями о взыскании с М. неосновательного обогащения (ДД.ММ.ГГГГ г.), и требования распространяются не на последние три года полученной пенсии, предшествующей дате обращения в суд, как неверно трактует ответчик и его представитель, а на весь период незаконно полученной пенсии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ г., так как в результате ежемесячной выплаты пенсии ответчику, истец не мог знать о нарушении своего права, а узнал лишь ДД.ММ.ГГГГ г..
При таком положении, исковые требования военного комиссариата Калининградской области обоснованы и подлежат удовлетворению в пределах заявленных требований.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета полежит и взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Военного комиссариата Калининградской области -удовлетворить.
Взыскать с М. в пользу Военного комиссариата Калининградской области незаконно полученную пенсию в размере <данные изъяты>.
Взыскать с М. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рубля.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда, а именно 18 февраля 2014 года.
Мотивированное решение изготовлено 18 февраля 2014 года.
Судья И.Н. Зонина