ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-540 от 25.04.2011 Ольского районного суда (Магаданская область)

                                                                                    Ольский районный суд Магаданской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ольский районный суд Магаданской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-540/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Ола 25 апреля 2011 года

Ольский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Карташовой Г.В., при секретаре Левкович А.Б.,

с участием помощника прокурора Ольского района Петухова Д.В.,

представителя Собрания представителей муниципального образования «поселок Ола» Акимовой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования «поселок Ола» о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов «г», «е», «ж» части 7 статьи 39.1, пунктов «г», «е», «ж» части 6 статьи 50 Устава муниципального образования «поселок Ола»,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Ольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования «поселок Ола» (далее - МО «поселок Ола») обратился в суд с заявлением о признании противоречащимидействующему законодательству и недействующими с момента их принятия пунктов «г», «е», «ж», «з» части 7 статьи 39.1, пунктов «г», «е», «ж», «з» части 6 статьи 50 Устава муниципального образования «поселок Ола», приведя в обоснование иска доводы о том, что перечисленными пунктами Устава секретарю Собрания представителей и главе муниципального образования «поселок Ола» незаконно установлены следующие гарантии:

- страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением полномочий (пункт «г» части 7 ст. 39.1 и пункт «г» части 6 ст. 50 Устава);

- страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий (пункт «е» части 7 ст. 39.1 и пункт «е» части 6 ст. 50 Устава);

- выплата единовременного пособия в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (для секретаря Собрания представителей - за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8 части 10 ст. 40, а также случая роспуска Собрания представителей в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Федерального закона, а для главы муниципального образования - за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») в размере, установленном Собранием представителей.

Данная выплата предоставляется названным лицам, замещавшим должности секретаря Собрания представителей, а также должность главы муниципального образования не менее половины определенного настоящим Уставом срока полномочий, в порядке, установленном решением Собрания представителей (пункт «ж» ч. 7 ст. 39.1 и пункт «ж» ч. 6 ст. 50 Устава);

- выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получали лица, замещающие должности секретаря Собрания представителей и главы муниципального образования либо досрочного прекращения полномочий (для секретаря Собрания представителей - за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8 части 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в случае роспуска Собрания представителей в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 ФЗ № 131-ФЗ, а для главы муниципального образования - за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ).

Данные выплаты предоставляются лицам, замещающим указанные должности не менее половины определенного уставом срока полномочий, в порядке, установленном Собранием представителей (пункт «з» ч. 7 ст. 39.1 и пункт «з» части 6 ст. 50 Устава).

Полагая, что приведенные нормы пунктов «г» и «е» части 7 ст. 39.1 и пунктов «г» и «е» части 6 ст. 50 Устава МО «поселок Ола» (об обязательном страховании) противоречат требованиям ст.ст. 3 и 927 ч. 3 ГК РФ, поскольку обязательное государственное страхование отдельных категорий служащих может быть установлено только федеральным законодательством, а действующими федеральными законами для депутатов и выборных должностных лиц таковое не предусмотрено, а нормы пунктов «ж» и «з» части 7 ст. 39.1 и пунктов «ж» и «з» части 6 ст. 50 противоречат требованиям ст.ст. 5, 6, 164 и 165 Трудового кодекса РФ, поскольку вопросы установления гарантий, связанных с материальными выплатами, относятся к полномочиям федеральных органов и урегулированы названным Кодексом, который предусматривает предоставление гарантий работникам только в период исполнения трудовых обязанностей, а в данном случае гарантии предоставлены после освобождения от должности выборных должностных лиц, что создает им преимущества и выходит за пределы полномочий муниципального образования, просит признать перечисленные пункты Устава МО «поселок Ола» противоречащими действующему законодательству и недействующими с 12.06.2009г., то есть с момента их принятия.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор настаивал на заявлении, повторив изложенные в нем доводы и уточнив, что просит признать оспариваемые нормы Устава МО «поселок Ола» противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента их опубликования.

Возражая против удовлетворения заявления прокурора, представитель Собрания представителей МО «поселок Ола» в судебном заседании сослался на доводы отзыва. Согласно отзыву и пояснениям представителя, ст.ст. 5 и 6 ТК РФ устанавливается лишь обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), то есть обеспечиваемый государством уровень гарантий. Это позволяет предположить возможность других субъектов нормотворчества принимать акты в сфере установления трудовых гарантий работникам, если они обеспечивают более высокий их (гарантий) уровень. Даже если исходить из того, что ст. 6 ТК РФ установление гарантий отнесено к компетенции федерального законодательства, то положениями ч. 5.1 ст. 40 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено установление уставами муниципальных образований гарантий осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Этим федеральный законодатель закрепил право субъектов установить уровень гарантий выборных должностных лиц местного самоуправления, что в полной мере соответствует требованиям ст. 6 ТК РФ. Поскольку федеральное законодательство не содержит законодательных положений, определяющих объем гарантий выборных должностных лиц местного самоуправления, во исполнение ч. 5.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ был принят Закон Магаданской области от 24.11.2008 № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», в ст. 3 которого и были установлены гарантии выборных должностных лиц местного самоуправления, продублированные в Уставе МО «поселок Ола» и оспариваемые прокурором. Законом Магаданской области от 11.03.2011г. № 1373-ОЗ в Закон № 1061-ОЗ внесены изменения - исключена такая гарантия, как выплата в течение года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплата до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее муниципальную должность, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий. В соответствии с вышеуказанным Законом Собранием представителей МО «поселок Ола» от 11.04.2011г. № 39 аналогичная гарантия исключена из Устава «поселок Ола». Полагая, что в соответствии со ст. 927 ГК РФ предусмотрено установление случаев обязательного страхования, как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов, и гарантии в сфере обязательного страхования установлены Законом Магаданской области № 1061-ОЗ, считали установление гарантий в области обязательного страхования в уставе МО «поселок Ола» правомерными. На оспариваемые прокурором нормы до их принятия было получено заключение прокуратуры от 21.04.2009г. об отсутствии в Уставе норм коррупциогенного характера.

Представитель привлеченного в порядке подготовки дела к судебному разбирательству заинтересованного лица - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, будучи извещенным надлежащим образом, в суд не явился, просил о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем, с учетом мнений сторон, судом определено рассмотреть дело в отсутствие названного лица.

Согласно направленному в суд письменному мнению, указанное заинтересованное лицо полагало, что, с учетом внесенных в Устав МО «поселок Ола» изменений относительно гарантий, связанных с выплатой в течение одного года денежного вознаграждения и признания этих пунктов Устава МО «поселок Ола» (пункт «з» ч. 7 ст. 39.1 и пункт «з» ч. 6 ст. 50) утратившим силу, в удовлетворении заявления прокурора следует отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявления прокурора в силу следующих обстоятельств.

Решением Ольского поселкового Совета от 18.07.2005г. № 10, которое опубликовано в газете «Рассвет Севера» № 51 от 23.12.2005г., принят Устав муниципального образования «поселок Ола».

Решением Собрания представителей МО «поселок Ола» от 30.04.2009г. № 303 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «поселок Ола» введена ст. 39.1 и внесены изменения в ст. 50 Устава, которыми определены оспариваемые прокурором гарантии. Это решение вступило в силу со дня его опубликования в поименованной выше газете под номером № 24 от 12.06.2009г. Решением Собрания представителей МО «поселок Ола» от 11.04.2011г. № 39 из ч. 7 ст. 39.1, а также из ч. 6 ст. 50 исключены пункты «з», предусматривающие соответственно секретарю Собрания представителей МО «поселок Ола», а также главе названного муниципального образования гарантии в виде выплаты в течение года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы либо доплаты до размера денежного вознаграждения, если заработная плата по новому месту работы ниже вознаграждения, которое получало лицо, замещающее муниципальную должность, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий. Данное решение о внесении изменений 19.04.2011г. зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции РФ по Магаданской области и ЧАО, опубликовано в тот же день, о чем свидетельствуют представленные названным Управлением и Собранием представителей МО «поселок Ола» документы (выписки из Книги регистрации уставов муниципальных образований Российской Федерации, данные о регистрации и опубликовании уставов и изменений в них). Таким образом, на основании ст. 109 Устава МО «поселок Ола» отмеченные изменения вступили в силу со дня опубликования, то есть с 19.04.2011г.

С учетом изложенных обстоятельств и в соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», судом производство по делу в части требования прокурора о признании противоречащими законодательству и недействующими пункта «з» ч. 7 ст. 39.1, а также пункта «з» ч. 6 ст. 50 Устава МО «поселок Ола» прекращено в соответствии со ст. 134 ч. 1 п. 1 ГПК РФ, о чем вынесено соответствующее определение.

Как следует из ч. 7 ст. 39.1 Устава названного муниципального образования, в области обязательного страхования секретарю Собрания представителей МО «поселок Ола» предусмотрены следующие гарантии:

- страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением полномочий (пункт «г»);

- страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий (пункт «е»).

Аналогичные гарантии установлены соответственно пунктами «г» и «е» ч. 6 ст. 50 устава для главы муниципального образования «поселок Ола».

Суд считает, что включенные в устав МО «поселок Ола» вышеперечисленные гарантии в сфере обязательного страхования противоречат требованиям федерального законодательства, они приняты с превышением полномочий органа, их принявшего, и к такому выводу суд приходит, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 7 ч. 4 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как следует из ст. 72 ч. 1 п. «н» Конституции Российской Федерации, установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии со ст. 40 ч. 5.1 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от 04.11.2007г. № 253-ФЗ) гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законодательством гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, не установлены.

В то же время частью 2 пунктами «г» и «е» статьи 3 Закона Магаданской области от 24.11.2008г. № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» предусмотрена возможность включения в Устав муниципального образования, помимо гарантий, предусмотренных федеральным и областным законодательством, иных гарантий, в том числе по страхованию на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением полномочий, страхованию на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий.

Между тем, наличие законодательства субъекта в приведенной части, на что ссылались в суде представители Собрания представителей МО «поселок Ола», само по себе не свидетельствует об отсутствии оснований для признания приведенных выше и оспариваемых прокурором положений Устава МО «поселок Ола» противоречащими федеральному законодательству в силу следующих обстоятельств.

Вопросы обязательного страхования в Российской Федерации регулируются гражданским законодательством (глава 48 ГК РФ) и принятыми в соответствии с ним законами.

В силу ст. 71 п. «о» Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Согласно ст. 3 ч. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские правоотношения.

По общему правилу ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком) (п. 1). Согласно п. 3 той же статьи ГК РФ законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставляемых из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование).

Статья 969 п. 1 ГК РФ предусматривает обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственныхслужащих определенных категорий, которое осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Таким образом, из системного анализа приведенных норм законов следует, что установление обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан, в том числе в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, относится к исключительной компетенции Российской Федерации. Урегулирование вопросов обязательного страхования, в том числе в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, действующим федеральным законодательством не предусмотрено и не отнесено к ведению органов местного самоуправления. Федеральным законодательством (ГК РФ и другими принятыми в соответствии с ним федеральными законами, содержащими вопросы страхования) предусмотрено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества для государственных служащих определенных категорий, однако к этой категории лица, занимающие должности, для которых Уставом МО «поселок Ола» предусмотрены гарантии в сфере обязательного страхования, не относятся.

Следовательно, гарантии в области обязательного страхования секретарю Собрания представителей и главе муниципального образования «поселок Ола» установлены представительным органом местного самоуправления - Собранием представителей с превышением его полномочий и в противоречие с действующим федеральным законодательством.

При таком положении, на основании ст. 253 ч. 2 ГПК РФ суд находит обоснованными и законными требования прокурора в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов «г» и «е» части 7 статьи 39.1, а также пунктов «г» и «е» части 6 статьи 50 Устава муниципального образования «поселок Ола» и об удовлетворении заявления прокурора в этой части.

Согласно статье 39.1 части 7 пункту «ж» Устава МО «поселок Ола» секретарю Собрания представителей названного муниципального образования установлена гарантия в виде выплаты единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8 части 10 ст. 40 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, а также в случае роспуска Собрания представителей в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Федерального закона) в размере, установленном решением Собрания представителей.

Данные выплаты предоставляется лицу, замещавшему должность секретаря Собрания представителей не менее половины определенного уставом срока полномочий, в порядке, установленном решением Собрания представителей.

Аналогичные гарантии (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ) установлены ст. 50 частью 6 пунктом «ж» Устава МО «поселок Ола» для главы данного муниципального образования.

Полагая заявление прокурора в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими приведенных норм Устава МО «поселок Ола» подлежащим удовлетворению, суд исходит из следующего.

В соответствии с требованиями ст. 72 ч. 1 п. «н» и «к» Конституции Российской Федерации, установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Поскольку предоставление гарантий депутатам, членам выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления федеральным законодательством не урегулировано, то в соответствии с п. 5.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ такие гарантии устанавливаются уставом муниципального образования на основании закона субъекта Российской Федерации, принимаемым в соответствии с федеральным законодательством.

31.10.2008г. Магаданской областной Думой принят Закон Магаданской области № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», вступивший в законную силу с 26.03.2008г., ст. 3 пунктом 2 подпунктом «ж» которого предусмотрено, что перечисленным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе (далее - лица, замещающие муниципальные должности), предоставляются гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации. Помимо гарантий, предусмотренных федеральным и областным законодательством, установлена возможность включения в устав муниципального образования, среди прочих, оспариваемых прокурором вышеперечисленных гарантий, содержащихся в пункте «ж» части 7 ст. 39.1 и в пункте «ж» части 6 ст. 50 Устава МО «поселок Ола» (выплата единовременного пособия).

Согласно ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают, в том числе, в результате избрания на должность.

Согласно ст. 39.1 ч.ч. 1-4Устава МО «поселок Ола» секретарь Собрания представителей - депутат данного Собрания, избирается Собранием представителей, осуществляет свои полномочия на постоянной основе, то есть является выборным должностным лицом. Выборным должностным лицом в силу ст. 44 ч.ч. 1 и 2 Устава является и глава муниципального образования «поселок Ола».

Таким образом, трудовая деятельность упомянутых выше лиц при осуществлении ими полномочий должна регулироваться нормами Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации гарантиями являются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Статьей 165 того же Кодекса установлено, что, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок предоставления гарантий выборным лицам местного самоуправления определяется ст. 172 ТК РФ.

Так, в силу ст. 172 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 5.1. статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в органах местного самоуправления, устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц на период выполнения ими своих полномочий, а не по окончании срока полномочий.

Перечисленные нормы Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают предоставление работникам гарантий и компенсаций непосредственно в период исполнения ими трудовых полномочий, в то время как выплата единовременного пособия по истечении срока полномочий по замещаемой выборной должности выходит за рамки трудового периода и фактически касается условий расторжения трудовых отношений.

Кроме того, как это видно из содержания приведенных и оспариваемых прокурором пунктов Устава, указанная выше социально-трудовая гарантия введена за пределами полномочий органа местного самоуправления в сфере трудовых и иных сходных с ним отношений.

Федеральным законом вопросы социальных и трудовых гарантий лицам, замещающим выборные должности в органах местного самоуправления, не урегулированы. Соответственно, предоставление таких гарантий названным лицам должно осуществляться с соблюдением требований Трудового кодекса Российской Федерации.

Поэтому в указанной части перечисленные нормы Устава МО «поселок Ола» суд, исходя из требований ст. 7 ч. 4 ФЗ № 131-ФЗ, а также из требований ст. 5 ТК РФ, находит противоречащими действующему федеральному законодательству и подлежащими в соответствии со ст. 253 ч. 2 ГПК РФ признанию недействующими, то есть об удовлетворении заявления прокурора в указанной части.

При этом суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что оспариваемые пункт «ж» ч. 7 ст. 39.1, а также пункт «ж» ч. 6 ст. 50 Устава МО «поселок Ола» предоставляют необоснованные преимущества поименованным выше лицам, поскольку это запрещено статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации.

В то же время доводы отзыва на иск, на который в суде сослался представитель Собрания представителей МО «поселок Ола» в той их части, что оспариваемые прокурором гарантии установлены Уставом на основании положений Закона Магаданской области от 24.11.2008г. № 1061-ОЗ состоятельными признать нельзя. Как об этом указано выше, усмотрение этих гарантий в Уставе МО «поселок Ола» противоречит действующему федеральному законодательству, как в части, касающейся обязательного страхования, так и в части, касающейся установления гарантий в сфере социально-трудовых правоотношений.

Несостоятельным следует признать доводы отзыва и представителя Собрания представителей МО «поселок Ола» в суде о том, что в соответствии со ст. 927 ГК РФ случаи обязательного страхования могут устанавливаться, как федеральными законами, так и законами субъекта Российской Федерации. Данный довод не согласуется со ст. 3 ч. 2 ГК РФ, предусматривающей, что гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), из чего следует вывод, что в ст. 927 ГК РФ понятие «законы» включает в себя только федеральные, но не какие-либо иные, законы, в том числе законы субъекта Российской Федерации.

То обстоятельство, что прокурором ранее проверялись оспариваемые ныне нормы Устава и в нем не найдено норм, носящих коррупциогенный характер, о чем заявлено в отзыве и представителем Собрания представителей МО «поселок Ола» в суде, не имеет существенного значения для дела, поскольку предметом оспаривания по данному делу являются не действия прокурора, а нормативный правовой акт (Устав) в части.

Разрешая вопрос о том, с какого времени оспариваемые прокурором и признанные судом противоречащими федеральному законодательству положения Устава МО «поселок Ола» должны быть признаны недействующими, суд исходит из следующего.

Прокурор просит признать оспариваемые положения с 12 июня 2009 года, то есть со дня опубликования в газете «Рассвет Севера» решения Собрания представителей МО «поселок Ола» от 30.04.2009г. № 303 «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «поселок Ола», включившего в него оспариваемые прокурором гарантии, указанные в пунктах «г», «ж» и «е» ч. 7 ст. 39.1 и в аналогичных пунктах ч. 6 ст. 50 Устава.

В соответствии со ст. 253 ч. 2 ГПК РФ, и разъяснением, содержащимся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007г. (в ред. от 10.06.2010г.) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В справке Собрания представителей МО «поселок Ола» от 19.04.2011г. № 02-02/59 содержатся сведения о том, что оспариваемая прокурором гарантия, предусмотренная п. «ж» ч. 7 ст. 39.1 Устава, в виде выплаты единовременного пособия в размере однократного ежемесячного денежного вознаграждения применялась в отношении секретаря Собрания представителей Майфатовой И.А., о чем свидетельствует копия распоряжения от 01.11.2010г. № 3.

Суд, принимая во внимание отмеченное обстоятельство, с учетом того, что на момент вынесения настоящего решения является действующим Закон Магаданской области № 1061-ОЗ, предусматривающий возможность усмотрения в Уставе муниципального образования оспариваемых прокурором гарантий, не находит оснований для признания недействующими признанных противоречащими федеральному законодательству положений Устава МО «поселок Ола» с момента их опубликования, как об этом просит прокурор, и считает необходимым признать их недействующими со дня вступления решения в законную силу.

Прокурор при подаче заявления государственную пошлину не оплачивал. С представительного органа местного самоуправления государственная пошлина взысканию не подлежит в силу требований подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ (в ред. ФЗ от 27.12.2009г. № 374-ФЗ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора удовлетворить частично.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты «г», «е», «ж» части 7 статьи 39.1 Устава муниципального образования «поселок Ола».

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты «г», «е», «ж» части 6 статьи 50 Устава муниципального образования «поселок Ола».

Заявление прокурора в части признания пунктов «г», «е», «ж» части 7 статьи 39.1, а также пунктов «г», «е», «ж» части 6 статьи 50 Устава муниципального образования «поселок Ола» недействующими с 12.06.2009г. оставить без удовлетворения.

Обязать Собрание представителей муниципального образования «поселок Ола» соответствующее сообщение о решении суда опубликовать в средстве массовой информации, в котором размещались признанные недействующими нормы Устава муниципального образования «поселок Ола».

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 04 мая 2011 года, с подачей кассационной жалобы, а прокурором - представления через Ольский районный суд.

Председательствующий судья Г.В.Карташова