ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-541 от 18.08.2011 Бокситогорского городского суда (Ленинградская область)

                                                                                    Бокситогорский городской суд Ленинградской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Бокситогорский городской суд Ленинградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        РЕШЕНИЕ по делу №2-541/11

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Бокситогорск 18 августа 2011 года

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Карабановой Е.В.,

при секретаре Алферьевой Н.В.,

с участием прокурора Яблочкиной Г.А.,

представителя ответчиков Степанова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокситогорского городского прокурора к администрации и Совету депутатов муниципального образования Ефимовское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об обязании разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения,

установил:

Бокситогорский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации и совету депутатов муниципального образования Ефимовское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об обязании разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения.

В обоснование исковых требований указано, что ОМСУ Ефимовское городское поселение в нарушение ст.17,18 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до настоящего времени не принят акт, регулирующий порядок содержания дорог и их ремонт. Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного поселения. Ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривает, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии со ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог. Согласно ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. В соответствии с ч.1, 2 ст.17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасности условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. Согласно ч.1, 2 ст.18 указанного выше закона порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. Отсутствие нормативных актов, регламентирующих порядок содержания и ремонта дорог местного значения, препятствует поддержанию бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с действующим законодательством. Наличие правовых пробелов в отношениях, связанных с дорожной деятельностью органов местного самоуправления, может привести к коррупционным проявлениям в указанной сфере правоотношений, что недопустимо. В соответствии со ст.7 Федерального закона РФ от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов. Для осуществления указанных задач необходима разработка и принятие органами местного самоуправления муниципального нормативного правового акта, регламентирующего порядок содержания и ремонта дорог местного значения.

Из отзыва на исковое заявление, представленное главой администрации Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области следует, что в настоящее время принятие нормативного акта, регламентирующего порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения поселения не представляется возможным. Так, согласно п.7 ст.3 и п.8 ст.6 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Местная администрация владеет автомобильными дорогами местного значения на вещном праве в соответствии с законодательством РФ. В настоящее время границы населенных пунктов Ефимовского городского поселения не установлены, а в собственности поселения нет автомобильных дорог, принадлежащих ему на вещном праве. Согласно ст.8,10 вышеназванного закона автомобильные дороги местного значения должны иметь наименования, идентификационных номера, установленные границы и зоны обслуживания, виды разрешенного использования, категории и технические характеристики. На основании данных сведений утверждается перечень автомобильных дорог местного значения и, соответственно порядок содержания и ремонта. Согласно п.4 ст.9 Градостроительного кодекса РФ не допускается принятие органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования. В настоящее время документация по территориальному планированию Ефимовского городского поселения находится в разработке. Разработка и принятие нормативного акта, регламентирующего порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения поселения возможны после утверждения генерального плана Ефимовского городского поселения, то есть в 00.00.0000.

В судебном заседании прокурор Яблочкина Г.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что неисполнение ответчиками обязанности по принятию нормативного акта, устанавливающего порядок содержания и ремонта автомобильных дорог, нарушает права неопределенного круга лиц - пользователей указанных автомобильных дорог на безопасность дорожного движения, а также препятствует обоснованному распределению бюджетных средств, выделяемых на осуществление дорожной деятельности, что может привести к проявлениям коррупционного характера.

Представитель ответчиков - администрации Ефимовского городского поселения и Совета депутатов муниципального образования Ефимовское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Степанов А.В. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что до принятия генерального плана Ефимовского городского поселения принятие нормативного акта по определению порядка содержания и ремонта автомобильных дорог поселения невозможно, поскольку не установлены границы поселения, в пределах которых и должна осуществляться данная деятельность, также указал, что автомобильные дороги в собственности поселения не находятся.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему:

В силу п. 8 ст. 6 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" от 08 ноября 2007 года в редакции от 27 декабря 2009 года (далее Закон), к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.п. 5 п. 1 ст. 4 Устава МО Ефимовское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно сведениям администрации МО Ефимовское городское поселение, у них имеется перечень дорог местного значения по состоянию на 00.00.0000, также указано, что нормативных актов, регулирующих порядок содержания и ремонта дорог местного значения в Ефимовском городском поселении не принималось, ввиду отсутствия на балансе администрации Ефимовского городского поселения данного имущества (л.д.№).

Согласно п.6 ст.4 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

В ч. 2 ст. 7 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.

Согласно ч.2 ст.17 и ч.2 ст.18 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"порядок содержания и порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ч. 4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.

При этом под безопасностью дорожного движения понимается в силу ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

На осуществление безопасности дорожного движения, а также на обеспечение надежности и безопасности автомобильных дорог направлены также ремонт и содержание этих автомобильных дорог, что следует из положений ст.2 названного выше закона.

Принимая во внимание наличие автомобильных дорог местного значения, находящихся в границах населенных пунктов Ефимовского городского поселения, что не оспаривается ответчиками и подтверждается перечнем указанных дорог (л.д.№), суд находит, что эти автомобильные дороги являются собственностью МО Ефимовское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в силу действующего законодательства, и отсутствие вещного права на указанные автодороги не является основанием для освобождения ответчиков от исполнения обязанностей по решению вопросов местного значения, направленных на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также на осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку иное противоречило бы как действующему законодательству, так и Уставу муниципального образования.

Доводы ответчиков об отсутствии оснований для принятия нормативного правового акта в связи с отсутствием генерального плана поселения, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку согласно ч.1 и ч.2 ст.24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения. Таким образом, бездействие уполномоченных органов местного самоуправления по подготовке и утверждению генерального плана поселения также не является основанием для их освобождения от исполнения требований законодательства в сфере дорожной деятельности.

К основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения в силу ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» относится приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, и принимая во внимание, что участником дорожного движения является любое лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения, суд находит, что непринятие ответчиками мер по разработке и принятию нормативного правового акта, регламентирующего порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, что позволяет суду удовлетворить заявленные исковые требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Бокситогорского городского прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и Совет депутатов муниципального образования Ефимовское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме принято 23.08.2011