Дело 2-541/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2018 года
г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи: Пахаревой Н.Ф.,
при секретаре: Силкиной В.Ю.,
с участием:
истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО3, доверенность <номер> от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Кандалакшском районном суде дело по исковому заявлению
ФИО2 к
Администрации муниципального образования Кандалакшский район
о взыскании денежных средств,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования Кандалакшский район о взыскании денежных средств, мотивируя свои требования тем, что она согласно подпункту 8 пункта 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», как педагогический работник, проживающий в сельской местности, имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (до <дата> в полном объёме). С <дата> выплаты ей были приостановлены в связи с образовавшейся задолженностью. По статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае погашения задолженности предоставление денежной выплаты должно быть восстановлено с момента её приостановления. Она обращалась к ответчику с просьбой восстановить ей выплаты, но получала отказ, так как долг был выплачен не полностью. Долг она выплачивает по исполнительному листу, с неё в течение года удерживают 50% с пенсии. Оплачивать текущие платежи после произведённых удержаний было невозможно, поэтому образовалась новая задолженность. С <дата> выплату компенсации ей восстановили, после этого она оплачивает коммунальные услуги ежемесячно, но задолженность не уменьшается, так как растут пени. Согласно выписке из лицевого счета об оплате электроэнергии она оплатила задолженность в сумме 16233 руб. 93 коп. За жильё и отопление за период с <дата> по <дата> она заплатила 98482 руб. 40 коп. Просит суд обязать ответчика выплатить ей компенсацию расходов на коммунальные услуги в размере 104716 руб. 33 коп., государственную пошлину в размере 3294 руб. 33 коп.
В судебном заседании ФИО2 исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании возражала в удовлетворении иска, пояснила, что Сектор по социальным вопросам администрации муниципального образования Кандалакшский район являлся уполномоченным органом в части назначения и выплаты ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты пенсионерам из числа специалистов, работавших в учреждениях образования, здравоохранения и культуры сельских населенных пунктов или поселков городского типа с <дата> по <дата>. С <дата> полномочия в части назначения и выплаты ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты указанной категории переданы в ГОКУ «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения», в связи с чем, сектором по социальным вопросам все личные дела получателей ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты из числа пенсионеров были переданы в ГОКУ «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения». Переходным периодом, в котором администрация муниципального образования Кандалакшский район могла выплатить ежемесячную жилищно-коммунальную выплату пенсионерам за прошлый период, была определена дата до <дата> (письмо Министерства социального развития Мурманской области от 23 декабря 2016 № 09-02/8372-СМ). Выплата ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты ФИО2, как пенсионеру из числа педагогических работников, была приостановлена с <дата> в связи с образовавшейся задолженностью по оплате жилищно-коммунальных услуг. Из предоставленных истицей документов, не следует, что ею фактически понесены расходы в заявленной сумме именно на погашение образовавшейся в период с <дата> по <дата> задолженности, Данные платежи производились истицей в погашение текущих платежей. По информации, предоставленной АО «Мурманэнергосбыт» ФИО2 по состоянию на <дата> имеет задолженность по отоплению в размере 87954,26 руб., по информации, предоставленной ООО «Коммунальный сервис» ФИО2 за период <дата> по <дата> имеет задолженность за содержание и ремонт в размере 24589,16 руб. Обратила внимание суда на тот факт, что компенсационные выплаты должны покрывать фактические расходы истца, но, при этом, компенсационные выплаты, не могут превышать реальные расходы, поскольку действующим законодательством не предусмотрено возмещение не понесенных расходов.
Представители ГОКУ «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. Представили письменный отзыв на иск, в котором полагают исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. До 2017 года полномочия по назначению и выплате ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, в том числе пенсионерам, имеющим право на предоставление ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты в соответствии Законом Мурманской области от 27 декабря 2004 N 561-01-ЗМО, были возложены на орган местного самоуправления (Администрацию муниципального образования Кандалакшский район), с января 2017 года данные полномочия осуществляется ГОКУ «Кандалакшский межрайонный центр». Выплаты ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты осуществляются за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на текущий год. Документы и сведения, необходимые для установления ФИО2 в беззаявительном порядке ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, в ГОКУ «Кандалакшский межрайонный центр» переданы не были, в связи с чем, установить ежемесячную жилищно-коммунальную выплату в беззаявительном порядке не представлялось возможным. <дата> ФИО2 обратилась в учреждение с заявлением на предоставление государственных услуг и предоставила документы, необходимые для определения права на ежемесячную жилищно-коммунальную выплату. Согласно пункту 2.8 Порядка ежемесячная жилищно-коммунальная выплата предоставляется с месяца подачи заявления и соответствующих документов, но не ранее возникновения права на ее предоставление. Пенсионеру, имеющему право на ежемесячную жилищно-коммунальную выплату, но по каким-либо причинам несвоевременно обратившемуся за ее установлением, ежемесячная жилищно-коммунальная выплата устанавливается не более чем за три месяца до месяца, в котором подано (направлено по почте) заявление со всеми необходимыми документами, но не ранее возникновения права на указанную выплату. На основании предоставленных документов учреждением принято решение от <дата><номер> об установлении ФИО1 ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты с <дата>. Ежемесячная жилищно-коммунальная выплата предоставляется заявительнице по настоящее время.
Представители Министерства социального развития Мурманской области в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, представили письменный отзыв на иск, в котором полагают исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению, поскольку в настоящее время отсутствуют правовые основания для расчета размера ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты на основании платежных документов за соответствующие периоды <дата>. С 1 января 2017 года в связи с вступлением в силу Закона Мурманской области от 03 июля 2015 № 1883-01-ЗМО (ред. от 21 декабря 2016) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Мурманской области» изменился порядок определения размера ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты. Региональный порядок расчета размера ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты на основании сведений о начисленной плате за жилищно-коммунальные услуги утратил силу. Ежемесячная жилищно-коммунальная выплата установлена в фиксированном размере. Согласно пункту 4 статьи 4 Закона № 561-01-ЗМО пенсионерам, имеющим право на предоставление ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, названная выплата предоставляется государственными учреждениями социальной поддержки населения, подведомственными исполнительному органу государственной власти Мурманской области, осуществляющему функции в сфере социального развития, по месту жительства или месту пребывания за счет средств, предусмотренных в областном бюджете. С этого времени в соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона № 561-01-ЗМО Правила предоставления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты специалистам государственных областных учреждений (организаций) и пенсионерам устанавливаются Правительством Мурманской области. Действующие с 01 января 2017 года Правила предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг специалистам, работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Мурманской области, поселке городского типа Росляково, упраздненном с <дата>, в государственных областных учреждениях, а также пенсионерам из числа бывших специалистов государственных областных или муниципальных учреждений, утверждены постановлением Правительства Мурманской области от 10 февраля 2017 № 63-ПП/2. Нормы данных Правил предусматривают предоставление ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты при отсутствии у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за предыдущий месяц. При этом пунктом 2 постановления Правительства Мурманской области от 10 февраля 2017 № 63-ПП/2 с 1 января до <дата> установлен переходный период, в течение которого для граждан, по состоянию на <дата> имеющих право на получение ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты и являющихся ее получателями в соответствии с Законом № 561-01-ЗМО, сохраняется действовавший до <дата> порядок определения размера и предоставления указанной выплаты в отношении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленной за соответствующие периоды <дата>.
Заслушав ФИО2, представителя истца ФИО3, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 зарегистрированная по адресу <адрес>, являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
С <дата> Администрацией муниципального образования Кандалакшский район ежемесячная жилищно-коммунальная выплата ФИО2 приостановлена в связи с задолженностью по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
<дата> ФИО2 обратилась в ГОКУ «Кандалакшский межрайонный центр» с заявлением на предоставление государственных услуг.
На основании предоставленных документов ГОКУ «Кандалакшский межрайонный центр» принято решение от <дата><номер> об установлении ФИО2 ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты с <дата>. Ежемесячная жилищно-коммунальная выплата предоставляется заявительнице по настоящее время.
Ссылаясь на статью 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, полагая, что она погасила задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с <дата> по <дата>, истица считает, что предоставление выплаты должно быть восстановлено с момента её приостановления и просит взыскать с ответчика компенсацию за понесённые ею расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг за этот период в размере 104716,33 руб., в том числе 98482,40 руб. за оплату услуг по отоплению жилого помещения и 16233,93 руб. за электроснабжение.
Вместе с тем суд полагает требования истца необоснованными по следующим основаниям.
Закон Мурманской области от 27 декабря 2004 N 561-01-ЗМО (ред. от 12 марта 2018) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа" (далее ЗМО № 561-01-ЗМО) устанавливает меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Мурманской области.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 4 ЗМО № 561-01-ЗМО ежемесячные жилищно-коммунальные выплаты являются расходным обязательством Мурманской области, финансируемым за счет средств областного бюджета. Пенсионерам, имеющим право на предоставление ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты в соответствии с настоящим Законом, названная выплата предоставляется государственными учреждениями социальной поддержки населения, подведомственными исполнительному органу государственной власти Мурманской области, осуществляющему функции в сфере социального развития, по месту жительства или месту пребывания за счет средств, предусмотренных в областном бюджете.
В рассматриваемый период действовали принятые во исполнение ЗМО N 561-01-ЗМО Правила предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной выплаты специалистам, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования Кандалакшский район, а также пенсионерам из их числа (далее Правила) (утв. Постановлением Администрации муниципального образования Кандалакшский район от 11 июня 2015 N 989 "Об утверждении Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной выплаты специалистам, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа муниципального образования Кандалакшский район, а также пенсионерам из их числа").
В соответствии с данными Правилами ежемесячная жилищно-коммунальная выплата предоставляется при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за предыдущий месяц (пункт 1.3). Ежемесячная жилищно-коммунальная выплата предоставляется специалистам после подтверждения ими факта оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за предыдущий месяц (пункт 1.4). Плату за жилое помещение и (или) коммунальные услуги получатели обязаны производить своевременно и полностью в срок, установленный частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации или договором управления многоквартирным домом пункт 1.5).
В силу пункта 3.4 Правил получателям, имеющим задолженность по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, предоставление ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты приостанавливается с месяца, следующего за месяцем, в котором стало известно об образовании такой задолженности. При погашении получателем имеющейся задолженности по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги или подтверждении факта уменьшения имеющегося долга по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги на сумму ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, выплаченной в предыдущем периоде, а также при образовании задолженности в период смены исполнителя жилищно-коммунальных услуг предоставление ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты возобновляется за весь период, в течение которого ее предоставление приостанавливалось.
Как следует из представленного расчета стоимости услуг по отоплению и горячему водоснабжения (л.д.64) задолженность ФИО2 по оплате данных услуг по состоянию на <дата> составляет 65375,68 руб., по электроснабжению – 4625,66 руб. (л.д. 11), по содержанию и ремонту жилого помещения – 8913,78 руб. (л.д. 66).
При таких обстоятельствах, суд полагает, что на <дата> у ответчика имелись основания для приостановления ФИО2 ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты.
Довод истца о том, что ею производилось погашение задолженности и предоставление данной выплаты должно быть возобновлено за весь период приостановления, не подлежит удовлетворению, так как не нашёл своего подтверждения в судебном заседании.
При этом довод истца о том, что ею производилось погашение задолженности путём удержаний по исполнительному листу с пенсии не нашёл своего подтверждения в судебном заседании.
По информации ГУ УПФ РФ в г. Кандалакша в отношении ФИО2 удержания с её пенсии производились во исполнение судебного приказа <номер> от <дата>, за период с <дата> по <дата> удержано 73671,29 руб. (л.д. 103).
Как следует из судебного приказа <номер> от <дата> он выдан мировым судьёй судебного участка <номер> Кандалакшского судебного района о взыскании с ФИО2 суммы задолженности по договору <номер> от <дата> за период с <дата> по <дата> в пользу <данные изъяты>
Взыскание по судебному приказу мирового судьи судебного участка <номер> Кандалакшского судебного района <номер> от <дата> суммы задолженности в пользу АО «Мурманэнергосбыт» по оплате коммунальных платежей (отопление и горячее водоснабжение) за период с <дата> в сумме 100879,52 руб. (л.д. 16) ГУ УПФ РФ не производилось (л.д. 103).
В судебном заседании ФИО2 пояснила, что самостоятельно вносила плату за отопление и горячее водоснабжение только с <дата>, но, как установлено судом, до настоящего времени задолженность не погашена и по состоянию на <дата> составляет 87574,26 руб., (л.д. 64).
Вместе с тем, судом принято во внимание то обстоятельство, что оплата коммунальной услуги «отопление и горячее водоснабжение» за период с <дата> по <дата> производилась по лицевому счету ФИО2 <дата> в размере 4139,49 руб., <дата> в размере 6844,92 руб., <дата> в размере 1702,63 руб., <дата> в размере 270,43 руб., <дата> в размере 9702,62 руб., <дата> в размере 9702,62 руб., <дата> в размере 9702,62 руб. (л.д. 64).
Из карточки лицевого счета истца следует, что оплата коммунальной услуги «содержание и ремонт жилого помещения» за спорный период истцом не производилась (л.д. 66).
Из лицевой карточки потребителя коммунальной услуги «электроснабжение» следует, что погашение задолженности по оплате данной коммунальной услуги производилось один раз в марте 2016 года в размере 6453,39 коп. (л.д. 11).
При таких обстоятельствах суду не представлено доказательств погашения ФИО2 имеющейся задолженности по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги или подтверждения факта уменьшения имеющегося долга по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги на сумму ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, выплаченной в предыдущем периоде. Доказательств смены исполнителя жилищно-коммунальной услуги суду истцом также не представлено.
Учитывая данные обстоятельства, суд полагает, что у ответчика отсутствовали основания для возобновления ФИО2 ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты.
Кроме того судом установлено следующее.
Постановлением Правительства Мурманской области от 10 февраля 2017 N 63-ПП/2 (ред. от 31 октября 2017) "О правилах предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг специалистам, работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Мурманской области, поселке городского типа Росляково, упраздненном с 1 января 2015 года, в государственных областных учреждениях, а также пенсионерам из числа бывших специалистов государственных областных или муниципальных учреждений и порядке установления размера указанной выплаты специалистам, работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Мурманской области, поселке городского типа Росляково, упраздненном с 1 января 2015 года, в государственных областных и муниципальных учреждениях, а также пенсионерам из их числа" утверждены Правила предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг специалистам, работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Мурманской области, поселке городского типа Росляково, упраздненном с 1 января 2015 года, в государственных областных учреждениях, а также пенсионерам из числа бывших специалистов государственных областных и муниципальных учреждений; Порядок установления размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг специалистам, работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Мурманской области, поселке городского типа Росляково, упраздненном с 1 января 2015 года, в государственных областных и муниципальных учреждениях, а также пенсионерам из их числа (пункт 1).
Установлено, что период с 1 января до <дата> является переходным периодом, в течение которого для граждан, по состоянию на <дата> имеющих право на получение ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты и являющихся ее получателями в соответствии с Законом N 561-01-ЗМО и Законом N 1811-01-ЗМО, сохраняется действовавший до <дата> порядок определения размера и предоставления указанной выплаты в отношении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленной за соответствующие периоды 2016 года (пункт 2).
Судом установлено, что с заявлением о предоставлении ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты ФИО2 обратилась в ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» <дата>, с учетом положений пункта 2.8 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг специалистам, работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Мурманской области, поселке городского типа Росляково, упраздненном с 1 января 2015 года, в государственных областных учреждениях, а также пенсионерам из числа бывших специалистов государственных областных и муниципальных учреждений, ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» было принято решение от <дата><номер> о предоставлении ФИО2 указанной выплаты в фиксированном размере с <дата>.
По информации ГОКУ «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки» документы и сведения, необходимые для установления ФИО2 в беззаявительном порядке ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты ответчиком переданы не были.
При этом суд учитывает, что Закон Мурманской области от 03 июля 2015 N 1883-01-ЗМО (ред. от 21 декабря 2016) "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Мурманской области" вступил в силу с 01 января 2017 года, заявлены требования о взыскании компенсации за период с <дата> по <дата>.
Исследовав все представленные лицами, участвующими в деле доказательства, оценив их в соответствии со статьями 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом вышеуказанных норм права, суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 к Администрации муниципального образования Кандалакшский район об обязании ответчика выплатить ей компенсацию расходов на коммунальные услуги в размере 104716 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, уплаченная при подаче иска государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
ФИО2 отказать в удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования Кандалакшский район об обязании выплатить компенсацию расходов на коммунальные услуги в размере 104716 руб., взыскании государственной пошлины в размере 3294,33 руб.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца.
Судья: Н.Ф.Пахарева